Конспект занятия музыкальная шкатулка

Обновлено: 08.07.2024

- Побуждать детей самостоятельно импровизировать простейшие мелодии.

- Развивать у детей умение чу вствовать характер музыки, соотносить художествен ный

музыкальный образ с образами и явлени ями действительности. Развивать чу ство лада,

артикуляцию, интонацию, дыхание. Развива ть ориентировк у в пространстве,

- Закреплять умение выполнять движения вмес те с пением.Закрепля ть умение

координировать свои действия с движениями партнёра по танцу.

- Активизировать детей, развивать речь, слу ховое внимание, музыкальную память.

- Поощрять желание детей выражать свои музыкальные впечатления в различных видах

музыкальной деятельности (музыкальном восприятии, пении, движении, музыкальных

Методы и приемы : Слу ховой, Наглядный, Словесный, Уп ражнения, Практический;

игровая ситуация, проблемная ситуация, эпическое сравнение, обобщения,

Материал и оборудован ие : му зыкальная шкатулка, портрет композитора И.С. Баха,

иллюстрация му зыкального инструмента флейты, иллюстрация к песне « Светит

Технические средства обучения : электронное фортепиано, проигрыватель, телевизор,

Предварительная раб ота : слу шание знакомых му зыкальных п роизведе ний, разу чивание

танца, повторение пальчиковой гимнастики, му зыкальныхигр, у пражн ения для п ения.

Дети садятся на свои места. Звучит му зыка из музыкал ьной шкатулки.

Музыкальный руководитель: Ребята вы любите сюрпризы?

Музыкальный руководитель :Сегодня я прине сла вам в подарок музыкальную шкат улку

в ней сюрприз для вас . / Пытается открыть шкатулку/. Но шкат у лка почему - то не хочет

открываться. А, я совсем забыла! К м узыкальной шкатулке ест ь инструкция: Чтоб

шкатулочкку открыть, надо выполнить 4 музыкальных задания. Ребята, вы готовы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Кунгурский муниципальный район

Муниципальное бюджетное учреждение

для детей дошкольного возраста.

Предмет: Слушание музыки.

Тема: Музыкальная шкатулка.

Цель: развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.

- продолжать детей учить воспринимать окружающую действительность с помощью музыкальных образов;

- упражнять детей в выразительной передаче звуковых образов.

- способствовать формированию познавательного интереса детей средствами

- стимулировать желание детей высказываться о музыке;

- обогащать эмоциональную сферу детей средствами музыки, живописи, литературы;

- воспитывать навыки культуры поведения, общения друг с другом,

- продолжить знакомство с концертно – исполнительской деятельностью учащихся

младших классов ДШИ.

Тип учебного занятия : Комбинированный.

Используемые приемы, методы, технологии:

Приемы: Беседа, прослушивание музыкальных произведений, игра, концерт, спектакль, показ, иллюстрация;

Форма организации : Концерт.

Ведущая: преподаватель фортепиано Перина Ксения Сергеевна

Оборудование:

1. Стул для каждого

Предварительная работа:

1. Подготовка конспекта музыкального занятия;

2. Отбор произведений для слушания;

3. Подготовка учащихся ДШИ к выступлениям на концерте.

Ведущая: Музыка сопровождает человека всю жизнь. В её звуках воплощается всё многообразие внешнего мира, человеческих переживаний и чувств. Нет такого явления, которое она не могла бы изобразить, настолько велики её возможности. Музыка всюду, она слышна и в звуках природы, она звучит и в душе человека.

Ведущая: Ребята, вы когда – нибудь видели музыкальную шкатулку? Если открыть крышку этой шкатулочки, мы услышим мелодию. Какая маленькая куколка танцует под эту музыку!

Табакерка – это маленькая коробочка, в которой хранили табак. Делали табакерки иногда очень красивыми, затейливыми, даже с музыкой. Откроешь табакерку – она заиграет волшебную мелодию.

Ведущая: Очень забавно и тонко А. Лядов передаёт при помощи фортепиано и музыкальных инструментов оркестра звучание механической игрушки со всякими её призвуками, щелчками, жужжанием. Шутливая, блестящая пьеса А. Лядова лучится и сверкает всем на удивление! Ею любуешься и восхищаешься, и сколько ни слушаешь, находишь всё новые обаятельные, очаровательные чёрточки и понимаешь, что эта музыка – настоящее чудо!

Ведущая: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по музыкальной шкатулке, нас ждут необыкновенные приключения, и встреча с интересными героями.

Итак, мы начинаем отсчёт. Закройте глаза и представьте, что мы с вами уменьшились, и попали во внутрь музыкальной шкатулки. 10, 9, 8 ,7 , 6, 5 ,4 ,3 ,2 , 1 .

(В это время выстраивается хор младших классов, дети открывают глаза).

Ведущая: Ребята, вы когда – нибудь видели старый замок? Каменные толстые стены, высокие башни, причудливые, удлинённой формы окна с резными решётками. Замок обычно стоит в живописном месте, на высокой горе. Он суровый, мощный, обнесён оградой – толстыми стенами, валами, рвами. Послушайте, как музыка может нарисовать картину старого замка.

Ведущая: Ребята, а как вы думаете, в этом замке кто – нибудь живёт или он заброшенный?

- Почему вы так думаете, как музыка рассказала об этом?

(музыка застывшая, грустная, медленная, таинственная).

- Да, музыка звучит загадочно, волшебно, будто всё замерло, заснуло. Один и тот же звук в басу тихо и монотонно повторяется, создавая характер оцепенения. Мелодия на этом мрачном, сонном, волшебном фоне грустная, заунывная, иногда с некоторым волнением, будто ветер завывает в пустых покоях замка… и снова все замирает, остается без движения, стихает.

Ведущая: Вы знаете сказку о спящей красавице? В ней рассказывается о том, как принцесса, уколов палец веретеном, заснула на много – много лет. Её заколдовала злая волшебница. Но доброй волшебнице удалось смягчить колдовство, и она предсказала, что принцесса проснётся, когда её полюбит прекрасный юноша. Вместе с принцессой заснули все, кто был в замке на балу. Замок погрузился в оцепенение, зарос, затянулся паутиной, пылью, всё замерло на сотни лет…

Ведущая: Ребята, нам нужно расколдовать всех гостей праздничного бала.

- Все вы знаете много сказок. Часто в сказках героям приходят на помощь разные волшебные вещи: ковёр - самолёт, сапоги – скороходы, клубочек, указывающий дорогу; скатерть – самобранка, шапка – невидимка и т.д. Попробуем?

Ведущая: Старый замок охраняют великаны. Они бывают злые и добрые. О каких великанах рассказывает эта музыка? (исполнение пьесы)

Ведущая: О каких великанах рассказывает музыка? А почему вы так думаете?

- Музыка страшноватая, таинственная, злая, словно великаны шепчут свои заклинания. Музыка рассказывает о них по – разному.

- Представьте, что мы надели шапки – невидимки, подкрались к злым великанам и начали щекотать их. Ребята, давайте попробуем пощекотать друг друга. Молодцы! Вот мы и рассмешили злых великанов и попали на волшебный мост. Слышите, колокольчики звенят?

Ведущая: Это весёлые эльфы встречают нас и просят о помощи. Ребята, а вы знаете, кто такие эльфы? Эльфы – добрые волшебные существа, лёгкие, воздушные, летающие.

Ведущая: Вот мы и оказались у дверей старого замка. Но для того, чтобы открыть их, нам нужно позвать на помощь…сильного бегемота.

У окошка мы сидим, (хлоп - хлоп)

Из окошка не глядим, (хлоп - хлоп)

Ушки наши слушают, (показывают ушки)

Кто по улице идет? (топ - топ)

В небе самолёт плывет – у-у (раскинуть руки)

Вот проехал грузовик - тр-тр. (рулим)

И наступил короткий миг. (пальчиками к губам)

Наступила тишина – тш-тщ,

На кустах шуршит листва – ш-ш.

Пролетел огромный шмель – ж-ж,

А в кресле мамин котик пел – мур-мур.

За окошком тявкнул пёс – гав-гав,

Задаёт нам свой вопрос – гав-гав.

Открываем быстро дверь – скрип-скрип.

И все на улицу скорей! (топ-топ)

С неба дождь закапал вдруг – буль – буль,

Зонтик открывай скорей, - чик-чик,

И все по лужицам скорей, - шлёп-шлёп.

Солнце на небе взошло (руки в стороны),

Улыбаемся, друзья! Ха – ха!

Вот и песня наша вся!

Ведущая: Молодцы, ребята! Вот мы и попали на праздничный бал!

Ведущая: Мы услышали разнообразные по характеру польки, потому что на нашем балу собралось много разных гостей.

Ведущая: Молодцы! Мы оказались с вами в огромном зале, где все гости собрались на долгожданный и яркий праздник - Новый год!

Ведущая: У серебряной дорожки,

Лишь наступит Новый год,

На высокой тонкой ножке

Чудо – ёлочка встаёт.

Эта ёлка не простая,

И она не для ребят,

Возле ёлочки летая,

Птицы весело свистят.

Тут и дятел, и синицы,

Снегири и воробей –

Все хотят повеселиться

Возле ёлочки своей!

Не блестят на ней игрушки

И не светится звезда,

Но зато для птиц кормушки

Мы повесили туда!

Прилетают птичьи стаи

К нам на ёлку в зимний сад,

И в саду не умолкая

Ведущая: Дети, вот мы и пробудили всех наших героев, пора собираться в обратный путь. Посмотрите, уже собираются облака.

Ведущая: Ну что ж, вы готовы вернуться назад? Закроем все вместе глаза, начинаем отсчёт:

10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1…( В это время строится хор младших классов)

Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие по музыкальной шкатулке. Нам пришлось пройти нелёгкие испытания, встретиться с интересными героями и побыть немного музыкантами!

Направление деятельности: музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Тема: Слушание музыки.

Состав учащихся: 6 девочек, 5 мальчиков.

1. Развитие навыка слушания музыкального произведения.

2. Развитие устойчивого интереса и эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение.

3. Расширение музыкального кругозора, развитие музыкального вкуса.

4. Воспитание чувства такта, умения доброжелательно вести себя во время занятия.

Занятие: слушание музыки.

Форма организации занятия: групповая.

Структура занятия: вводная часть – 5 минут, основная часть – 20 минут, заключительная часть – 5 минут.

Продолжительность: 30 минут.

Основное внимание уделяется слушанию музыки и высказываниям детей о музыкальном произведении.

Методы обучения: словесный, наглядный, игровой.

Планируемый результат занятия: прослушивание музыкального произведения, активное участие детей в обсуждение музыкального произведения.

Материалы и оборудование:

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Педагог предлагает детям занять свои места.

2. Основная часть.

Дети: Зима, весна, лето, осень.

Педагог: Давайте рассмотрим иллюстрации к разным временам года.

Педагог: Правильно. Уже наступила весна! Что вы можете рассказать о изменениях в природе?

Дети: Больше солнышка, подтаивает снег, сосульки и т. д..

Педагог: Верно! Давайте посмотрим иллюстрации о весне и постараемся прочувствовать. Что такое весеннее настроение!

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
- Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!

Педагог: Игра закончена, садитесь на свои места. А теперь, давайте послушаем, как Пётр Ильич в музыке передал своё весеннее настроение.

Во время прослушивания произведения педагог наблюдает за поведением и эмоциональной отзывчивостью детей. Делает вывода о индивидуальной особенности восприятия музыки каждым обучающимся.

Педагог: Итак, вы прослушали это замечательное произведение. Что вы можете сказать об этой музыке?

Дети: (высказываются о динамике, настроении, изменении в звучании) – громко-тихо, весело-грустно, медленно-быстро, и.т.п..

Педагог: Молодцы! А услышали ли вы трели жаворонка в этом произведении? Послушайте этот фрагмент.

Педагог: Вот так, на фортепиано передаются радостные трели птички, приветствующей весну и солнце.

3. Заключительная часть.

Педагог: Сегодня мы с вами слушали музыкальное произведение о весне. Как называется это произведение?

Педагог: А как зовут композитора?

Дети: Пётр Ильич Чайковский.

Педагог: Верно! Молодцы - П. И. Чайковский. Благодарю всех вас за участие в обсуждении музыкального произведения и желание слушать и понять услышанное. Предлагаю вам дома вместе с родителями выбрать стихи о весне или сочинить самостоятельно и рассказать нам эти стихи на следующем занятии. Если есть возможность и у вас дома есть компьютер, послушайте это произведение вместе с родными и расскажите им всё, что узнали об этой музыке. До свидания!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с особенностями крымскотатарской музыки, музыкальных инструментах.
Продолжать учить детей внимательно слушать музыку, понимать ее характер.
Продолжать учить детей рисовать предметы цветными карандашами по образцу.
Развивать музыкальный слух, слуховое восприятие, мелкую моторику, координацию движений.
Воспитывать уважение и интерес к музыке разных народов.

Оборудование:

Ход занятия:

Сегодня мы снова открываем музыкальную шкатулку, чтобы познакомиться с музыкой. А шкатулка сегодня крымскотатарская, значит нам предстоит знакомство с музыкой крымских татар.

Еще в глубокой древности на полуострове Крым возникло музыкальное искусство.

Колыбельные песни

Мой сыночек, как цветочек.
Сердце радует он мне.
Спи, дитя моё, спи.
Спи здоровым сном.

А сейчас послушайте колыбельную песню на крымскотатарском языке. (Слушание колыбельной песни).

Музыкальные инструменты

Первые примитивные инструменты были изготовлены сотни лет назад: музыкальный лук, флейта из рогов и костей животных и другие.
Вот некоторые музыкальные инструменты крымских татар. (Сопровождается показом).

Сааз — двенадцатиструнный щипковый инструмент с очень длинным грифом, играют на нем особым перышком.
Давул — большой барабан.
Къамыш-къавал — дудка из тростника.
Думбелек — парные литавры в виде двух глиняных горшков, сверху обтянутых кожей.
Зурна — духовой инструмент, меха для него изготавливали из цельной овечьей и козьей шкуры.
Послушайте, как звучит зурна. (Слушание музыки, исполняемой на зурне).

А сейчас нарисуем камыш кавал - камышовую дудку. Возьмите простой карандаш и нарисуйте саму дудку, затем круглые отверстия на ней. Теперь можно закрасить дудку и украсит ее полосками.

Слушайте внимательно музыку. Как только узнаете -выполняйте движения:
Колыбельная - сложите руки под щекой и закройте глаза;
Гимн - встаньте ровно и не двигайтесь;
Хайтарма - танцуйте;
Двенадцать утят - шагайте как утята.

Читайте также: