Конспект занятия кому нужна вода подготовительная группа

Обновлено: 06.07.2024

Цель работы - формировать экологическую воспитанность у детей старшего дошкольного возраста, активизировать мыслительно-поисковую деятельность по изучению свойств воды.

Реализовать данную цель можно через решения следующих задач:

Образовательные-

-Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.

-Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о том, что вода – очень ценный продукт без которого невозможна жизнь.

-Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.

-Учить устанавливать причинно-следственные связи, добиваться результатов.

-Формировать представление о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое, и наоборот.

Развивающие-

-Развивать наблюдательность, смекалку, кругозор.

-Совершенствовать долговременную память, непроизвольное внимание, наглядно- образное мышление. - Активизировать словарь: эксперимент, лаборатория, водопровод, учёные.

Воспитательные-

-Прививать бережное отношение к использованию воды.

-Воспитывать желание заботиться о чистоте водоёмов.

Оборудование, необходимое для проведения НОД.

Раздаточный материал: 2 одноразовых стакана; полоска бумаги; кисточка; краска; блюдце; чашка (на одного ребёнка).

Демонстрационный материал: иллюстрации морей, озёр; правил обращения с водой.

Игровой персонаж – Капитошка; костюм для героя; капельки, вырезанные из картона; глобус.

Техническое обеспечение : мультимедийный проектор; экран; музыкальный центр с записью бегущей воды; презентация по теме.

Ход занятия

Воспитатель : - Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:

«Если на нос сели кляксы

Кто тогда наш первый друг

Снимает грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Чтобы лился дождик с неба ,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды,

Воспитатель : - Где встречается капелька воды?

Дети : - В капельке дождя, ручейке, реке, океане…

(Звучит мелодия реки (А.Вивальди). Появляется девочка – Капелька)

Воспитатель : - А кто это к нам пришел? Ты кто?

Девочка : - Я капелька, а зовут меня Капитошка.

Воспитатель : - А зачем ты к нам пришла?

Капелька : - Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

Воспитатель : - У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят.

Воспитатель : - Подумайте, живут ли капельки в уголке природы?

Дети : - Да. Цветы живые, без воды засохнут, завянут. Им вода необходима (приклеивают капельку).

Воспитатель : - А в аквариуме, живут капельки?

Дети : - Рыбки живут в воде, они без воды погибнут (приклеивают капельку).

Воспитатель : - Посмотрите внимательно, где в группе еще живут капельки (дети подходят к графину с питьевым режимом)

Дети : - В воде, которую мы пьем (приклеивают капельку).

Воспитатель : - А как вы думаете, в игровом уголке мы можем приклеить капельку? Почему?

Дети : - Вода нужна ,чтобы мыть игрушки и стирать куклам одежду (приклеивают капельку).

Воспитатель : - Вот, Капитошка, сколько в нашей группе сестричек -капелек живет, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома –

эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы? Повторите.

Воспитатель : - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас вместе с Капитошкой в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

Предположения детей .

Воспитатель : - Перед вами 2 стакана :1 -с водой, другой –пустой. Переливаем воду из 1 стакана в другой. Что происходит? Почему?

Вывод детей : - Вода льется. Она жидкая.

Воспитатель : -Будем мы сейчас играть воду в вазу, в стакан, в блюдце наливать.1,2,3- что же будет посмотри!

Капитошка : Я тоже хочу наливать воду в посуду разной формы. Для чего это нужно?

Воспитатель : - Обратите внимание: в вазе вода принимает форму вазы, в стакане – форму стакана, в блюдце форму блюдца. Сделайте вывод?

Вывод детей: - Вода не имеет своей формы, а принимает форму сосуда куда попадает.

Капитошка : - Как вы думаете какого цвета вода? Как узнаем?

Воспитатель : - На столе у вас лежат полоски бумаги , с их помощью мы определим цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (нет). Какого же цвета вода? (Бесцветная, прозрачная) Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что-нибудь: на рисунок, на соседа)

Вывод : - Вода прозрачная.

А сейчас мы с вами превратим прозрачную воду в цветную. Как это можно сделать? С помощью кисточки капнем в стакан с водой краску, и размешаем. Посмотрите, что произошло. Вода окрасилась, а значит - приобрела цвет.

Вывод : - Вода приобретает цвет того вещества, которое в нее добавили.

Воспитатель : - Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, торта, а воды? ( Предположения детей)

Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Ответы детей.

Вывод : - Вода не имеет вкуса.

Воспитатель : - Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. Как же проверить, чем пахнет вода? ( Предположения детей). Нужно панюхать воду.

Вывод : - Вода не имеет запаха.

Воспитатель : - Итог экспериментов– вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: вода – это жидкость

- прозрачность; нет формы; - нет запаха; - без вкуса.

Молодцы, а вы знаете загадки о том, в каком виде встречается нам вода в природе?

«Я и туча, и туман, и ручей, и океан

Воспитатель : - Вы хорошо работали, а теперь предлагаю отдохнуть.

Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой

На цветы – круговые движения правой рукой

И на дорожку – обе руки перед собой

Льётся, льется – ой-ой-ой! – покачивание головы

Побежали мы домой – бег на месте.

Капитошка : - Ребята, а что это такое круглое, синее? Мяч наверное?

Воспитатель : - Капитошка, да ведь это глобус – модель нашей планеты. Посмотрите на глобус. Кажется, что воды на Земле много – вон сколько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Какую воду мы пьем? (соленую или пресную?)

Человек не может пить соленую воду, а её как раз на Земле больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду. Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например ,берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоёмы. Значит - воду надо беречь.

А умеете ли вы беречь воду. Как?

-Помыл руки или лицо - не забывай закрыть кран.

-Если видишь, что из крана течет вода или он не исправный – закрой кран.

-Чистить зубы нужно не под проточной водой, а использовать стаканчик.

Воспитатель : - Молодцы! Видишь Капитошка дети показали хорошие знания о твоих сестричках- капельках.

Что вам понравилось? С чем вы справились легко? В чем были затруднения?

Капитошка : - Спасибо, ребята! Сколько нового и интересного вы рассказали о моих сестричках-капельках. За это я хочу подарить вам необычный подарок:

«Минеральная вода! Она полезная всегда.

ия:[/b] Познание. Коммуникация. Здоровье. Чтение художественной литературы. Музыка.

Материалы и оборудован

ие:[/b] шапочки с капелькой, с тучкой, самовар, стекло, таз с водой, разные стеклянные стаканы, поднос, ракушки большие, камни, медали с нарисованными рыбками, сачки, игрушечные рыбки, фломастеры, кроссворд.

Це

ль:[/b] Уточнение и закрепление у детей представлений о том, что вода – очень ценный продукт. Она нужна всем живым существам.

Зада

• Воспитательн

- воспитывать у детей бережное отношение к воде, её надо экономить.

• Развивающи

- развивать внимание, активную мыслительную деятельность.

- знать, что вода не цветная, не имеет запаха, безвкусная, прозрачная, может течь, разливаться, не имеет формы, отражает;

- употреблять в речи прилагательные, согласовывать существительные с прилагательными.

Познан

- Закрепить и уточнить знания детей об особенностях воды.

- Расширять представления о пользе воды.

Коммуникац

- Развивать связную речь.

- Развивать умение отвечать на вопросы осмысленно, полным предложением.

Здоров

- Укреплять мышцы туловища и конечностей.

- Формировать правильную осанку.

Чтение художественной литературы.

- Закрепить умение отгадывать загадки, кроссворд.

Музы

- Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Ход занят

[h4 ]I. [/h4]Слышите, как шумит вода? А это бушуют волны океана (слушают фрагмент).

«Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда наш первый друг

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы скажем прямо

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Я приглашаю вас в свое волшебное царство. Присаживайтесь. Поговорим о воде.

ку:[/u] «На свете нет ее сильнее

На свете нет ее буйнее

В руках ее не удержать

ка:[/u] «Очень добродушная

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

- Что произойдет, если не будет воды?

- Кому нужна вода? (всем живым существам: человеку, растениям, животным).

- Что мы знаем про воду? (она не цветная, не имеет запаха, безвкусная, прозрачная, может течь, разливаться, не имеет формы, отражает).

- Нужна ли вода человеку?

- Что он с ней делает?

Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений.

Для питья человеку пригодна только чистая вода – из родника, колодца, водопровода. Самая чистая – это кипяченная вода.

- Какая вода в морях, океанах?

В морях и океанах вода горько –соленая, непригодная для питья.

- Как поступает вода из реки в водопровод?

В водопровод вода попадает из реки, ее подают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течет и холодная и горячая вода.

- Как надо беречь воду?

Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому ее надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы вода зря не утекала.

Без воды не прожить ни людям, ни растениям.

- Из какого это произведения? Автор книги?

Ч У К О В С К И Й

«Он горяч и ароматен

Царица -вода: «Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое,

И зубной порошок, и густой гребешок,

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться,

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, океане,

И в ванне, и в бане

Всегда и везде – вечная слава воде!

- Где была волшебная вода?

- Где вы встречаетесь с водой?

Я вас приглашаю в свою лабораторию проводить опыты с водой.

Царица - вода: - Дети, у меня в стакане вода. Что я с ней делаю? (течет, льется).

- Где ещё есть вода? В реке, в пруду.

Кладут предмет в блюдце. – Изменился предмет? – Нет.

Положить в поднос. – Изменилась форма? – Нет.

Льют воду в блюдце, поднос. – Что случилось с водой? Она разлилась, растеклась.

Ведущий показывает сосуд с водой- вода приняла форму сосуда; наливает в другой сосуд – вода приняла его форму.

Вода меняет форму.

Ведущий показывает стакан с молоком, стакан с водой. Дети сравнивают. – Вода не имеет цвета.

Дети нюхают воду в стакане. – Запаха нет.

Делают маленький глоток. – Вода безвкусная.

1. Вода течет, разливается,

2. Вода не имеет формы.

3. Вода не имеет цвета.

4. Вода не имеет запаха.

5. Вода не имеет вкуса.

Кладем ракушки в стакан с водой.

6. Вода – прозрачная.

Ведущий вносит самовар.

а: [/u] «Стоит толстячок

Ведущий ставит стекло на самовар, стекло запотело, образовались маленькие капельки воды. Вода нагрелась и испаряется.

- Вы хотите увидеть свое отражение? У нас есть таз.

Царица - вода: - Я хочу с вами поиграть. Я мама-тучка, а вы – капельки. Полейте растения, землю. Сделались ручейками, рекой, морем, океаном. Выглянуло солнце и капельки испарились.

Как над заводью зеленой поднялась звезда,

Пил из заводи лосенок – вкусная вода!

И река весной звенела только для него,

И звезда не пожалела света своего!

И была лосиха рада, стоя под сосной,

Вольно веяло прохладой с заводи речной!

II. Физкульминут

Карточки с движениями.

Царица –вода : - Лей, дождик – лей!

Дождики пляшут, как живые!

И деревце склонилось –

А дождик неугомонный

I

- Что вы здесь делали? Давайте вступим в общество охраны воды (Раздать медали).

Режим реализации образовательных областей в младшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : Создание условия для формирования основной ценности мировоззрения у детей старшего дошкольного возраста по средствам элементарных опытов.

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно – следственную зависимость, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную, слуховую чувствительность.

-Уточнить нахождение воды в окружающем мире, ее значение для всего живого.

-Воспитывать бережное отношение к воде.

Планируемые результаты : навык в экспериментально – опытной деятельности (установление причинно – следственные связи)

Материал: прозрачные стаканчики для воды; салфетки, вата, указка, волшебная палочка, буквы, кроссворд, глобус, прозрачные стаканы фартуки, фильтровальная бумага, картинки на фланелеграф с изображением животных, реки, ручья; магнтитафон с записями музыки дождя

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила вот такой кроссворд и конверт с вопросами. Если мы с вами правильно отгадаем кроссворд, то узнаем, о чем будет занятие.

Я предлагаю вам отгадать по буквам и расположить буквы на магнитной доске.

Воспитатель: Давайте вместе прочитаем, какое слово у нас получилось?

Воспитательль: Оказывается, эти листочки являлись нам подсказками. Капелька – вода в жидком виде, тучка – парообразном, а снежинка – в каком?

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека.

Ребята, как вы думаете, сколько времени человек может прожить без пищи?

Воспитатель: Да мы с вами уже говорили об этом, а без воды?

Воспитатель: А без воды человеку еще труднее жить – без нее он может прожить всего 1 неделю. Как вы думаете, много ли воды на Земле?

Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на макет нашей Земли. Как он называется?

Воспитатель: Каким цветом обозначена вода на глобусе?

Воспитатель: А белый цвет, что может обозначать?

Воспитатель: Из чего образован снег и лед?

Дети : Горячая, холодная, газированная, морская, пресная, колодезная, водопроводная, сырая, кипяченная, родниковая, дождевая, талая, болотная, приятная, бодрящая, вкусная, невкусная, прозрачная, жесткая, минеральная, теплая, речная, озерная, соленая, сладкая.

Воспитатель: Молодцы, и вправду без воды жизнь представить сложно.

Вы слыхали о воде:

Говорят она везде:

В луже, море, океане.

И водопроводном кране.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Воспитатель: Дети, подумайте, откуда берется вода в кране?

Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.

В кране – вода из реки. Та вода, которой мы моем руки, проделала большой путь. Из реки по трубам она проходит через специальные фильтры, где её очищают и только после очистки она попадает к нам в дом.

К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру. Подойдите к фланелеграфу и посмотрите на схему.

- Как вы думаете, что это? (это озеро)

- А это что у озера? (это маленькие ручейки) .

Давайте подберем картинки: «Кому нужна вода?, почему вы так думаете? (дети по очереди выбирают картинки, прикрепляют к ручейкам и объясняют. Картинки: птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек и т. д.)

Воспитатель: Отгадайте загадку:

- Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним - прочь бегут!

Показывает иллюстрацию, где идет дождь.

Воспитатель: Ребята, когда идет дождь, мы с вами не гуляем на улице. Как вы думаете, нужен ли дождь на земле и почему?

Дети: Дождь нужен всему живому. Если не будет дождя, то высохнут реки и озера, погибнут деревья, птицы.

Воспитатель: Раньше люди собирали дождевую воду и использовали её для питья, хозяйственных нужд. Сейчас дождевую воду используют мало, а под дождь стараются не попасть. Потому что некоторые фабрики и заводы выбрасывают вредные, ядовитые вещества в воздух и в реки, загрязняя все вокруг.

Воспитатель: Вы знаете, а вода еще может быть волшебной. Может быть живой, а может быть и мертвой. Как вы думаете почему?

Дети: Мертвая вода – это грязная вода, не пригодная к употреблению. От этой воды погибает все живое. А живая вода – это чистая прозрачная без всяких ядовитых и вредных веществ вода

Воспитатель: Ребята посмотрите на столе стоят два стакана с водой, как вы думаете, в каком стакане вода живая, а в каком мертвая. Почему вы так думаете? (ответы детей)

Одна прозрачная – живая, другая грязная – мёртвая.

А как вы думаете можно ли грязную воду сделать чистой?

Дети: Да её можно очистить.

Воспитатель: С помощью чего можно очистить воду? (ответы детей)

Правильно воду можно очистить с помощью фильтра

Посмотрите, как можно сделать самый простой фильтр для воды. Салфетка сворачивается в рупор и устанавливается в чистый стакан. (Можно использовать в качестве дополнения вату, уложенную в рупор из салфетки) .

Дети сами пробуют сделать фильтр из салфетки.

Теперь необходимо воду пропустить через фильтр.

Что получилось? Очистилась ли вода?

(Вода стала чистой, частички мусора остались на салфетки).

Вывод: воду можно очистить при помощи фильтра.

Как вы думаете можно ли эту воду пить сейчас? Обоснуйте свой ответ. (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно очищенную воду таким способом пить нельзя.

А для чего мы можем использовать эту воду (ответы детей: полить растения, постирать можно в ней, вымыть пол)

Правильно вода необходима нам для жизни. Без неё не могут прожить не люди, не животные.

Поэтому к воде надо относиться бережно.

Ребята давайте придумаем с вами знаки, которые нам будут напоминать о том, как надо относиться к воде.(дети рисуют схематически знаки и объясняют, что знак обозначает)

Ребята, что вы нового узнали на занятие о воде? Что вам понравилось больше всего.

Воспитатель: Ребята, послушайте, кто с вами разговаривает? (Слушаем аудиозапись журчания ручья и плеска морских волн)
Дети: Вода.
Правильно. Людям ежедневно нужна вода. Без еды человек может прожить три месяца, а без воды всего неделю. А для чего людям нужна вода?
Дети: Чтобы пить, готовить пищу, мыть руки, посуду, полы, стирать, поливать комнатные растения.
Воспитатель: Да, людям нужно очень много воды. И не только для того, чтобы утолить жажду и содержать в чистоте себя и свое жилище. Вода нужна для мытья улиц и машин, для фабрик и заводов, для полива огородов, садов, полей. Чтобы получить одну тонну бумаги, нужно израсходовать 250 тонн воды, а чтобы изготовить одну тонну стали, сталеварам требуется 150 тонн воды. Вот как много воды нужно для производства.
Ребята, посмотрите на глобус. Синим цветом здесь обозначена вода. Много ли на Земле воды?
Дети: Много.
Воспитатель: Да. Если мы представим за нашу планету яблоко и разрежем его на четыре части, то 1 часть – это суша, а 3 оставшиеся части – вода. Вот как много воды на Земле. Но большая часть воды соленая. В океанах и морях вода соленая ее нельзя пить. Пить можно пресную воду, она находится в реках и озерах.
- Посмотрите на глобус и сравните, на сколько меньше на Земле пресных водоемов. Вот поэтому воду надо беречь.

Физминутка
А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)


Из реки ее насос перегоняет в водозаборник. Потом она попадает в смеситель, где ее очищают. Далее по трубам перетекает в отстойник. Из него попадает в сосуд, где она проходит через фильтры.
Мы с вами тоже можем очистить воду через фильтр

Опыт по очистке воды
Перед вами марля и два стакана, один с водой, второй пустой. Через марлю перелейте воду в пустой стакан. Что осталось на марле?
Дети: Вся грязь осталась на марле.
Воспитатель: А какой стала вода в стакане?
Дети: Чистой.
Воспитатель: Марля – как фильтр, не пропускает грязь, задерживает ее. И так можно еще раз перелить воду через марлю, и она будет еще чище.
Вот так очищается водопроводная вода, дальше по трубе вода наливается в резервуар с чистой водой и лишь отсюда насосы перекачивают чистую воду по водопроводным трубам в город, в наши квартиры.
Вот как долго вода из реки добирается к нам. Много людей трудится, чтобы помочь воде пройти этот путь. Много сил затрачивается, чтобы ее очистить. Как как же надо относиться к воде?
Дети: Бережно, разумно, экономно, по-хозяйски.
Итог занятия
Что нового узнали?
Воспитатель: Где люди в старину строили свои дома?
Дети: В старину города строились по берегам рек.
Воспитатель: Где люди брали воду для питья?
Дети: В реках, озерах
Воспитатель: Почему со временем стало опасно пить воду из рек и озер?
Дети: Люди стали загрязнять воду.
Воспитатель: Как очищают воду перед подачей в дома.
Дети: Через системы очистки воды.
Воспитатель: Может человек жить без воды?
Дети: Без воды нет жизни.

Читайте также: