Конспект занятия изонить круг

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: образцы рисунков, выполненных приемом изонить с заполненными окружностями. Швейные иглы с широким ушком; ножницы; шило или большая игла; линейка; карандаш; циркуль. Цветные нитки (обычные швейные нитки, лучше № 20-40, мулине или ирис); набор цветного картона; бархатная бумага; кусок пенопласта. Схемы прошивания углов. Презентация к уроку. Приложение

1. Вступительная часть.

Приветствие.

Все виды декоративного – прикладного искусства хороши.
Это занятие для рук умелых и для души.
Вышивание требует особого терпения,
Навыков и способов его овладения:
Как место рабочее организовать,
Рисунок как правильно копировать,
Как эстетично цвет ниток подобрать,
Как в изделии гармонию создать.
Итак, искусству вышивания будем учиться,
Мы помним: в нашей жизни все пригодится.
Организация рабочего места.
Повторение правил безопасной работы с иглами, ножницами, циркулем.

2. Основная часть.

Повторение.

Учитель. Вспомните тему предыдущего урока.

Дети. Нитяная графика или изонить.

Учитель. Где впервые она появилась?

Дети. Впервые ниточный дизайн появился в Англии в XVI в. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в деревянные дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. Получались ажурные изделия для украшения жилища.

Учитель. Вы тоже вышивали по гвоздикам?

Дети. Нет. Любители вышивания упростили эту технику. Они отказались от гвоздей и деревянной основы, заменив их иглой и цветным картоном (или бархатной бумагой). И появилась новая техника рукоделия – нитяная графика – изонить – изображение нитью.

Учитель. Каким образом она получается?

Дети. В картоне или другой основе прокладывают дырки, через них прошивают нитки, и получается ажурное изображение.

Учитель. Какая бывает основа?

Дети. В качестве основания используют картон, еще можно использовать бархатную бумагу или плотную бумагу.

Учитель. Чем вышивают?

Дети. В работе используют обычные нитки мулине или ирис.

Учитель. Прежде чем начать вышивать, что надо сделать?

Дети. Надо сделать разметку для дырочек.

Учитель. Что мы размечали на прошлом уроке?

Учитель. С чего вы начали работу?

Дети. С разметки угла.

Рис. 1 (угол)

Во-первых – надо начертить на изнаночной стороне картона любой, к примеру, острый угол.

Во-вторых – надо стороны угла разделить на равное количество одинаковых отрезков по 5 мм или 1 см, а можно на глаз.

В-третьих – на изнаночной стороне карандашом надо обозначить каждую точку, присвоив ей номер: вершина угла – точка 1, первая точка от точки 1 на нижней стороне угла – точка 2, затем 3, 4 и так далее до 9. На верхней стороне угла крайняя точка – точка 1, потом 2, 3 и так далее до 8.

Последняя операция при разметке – проколоть дырочки в картоне в местах пересечения линии стороны угла и отметки деления.

Учитель. Какие меры предосторожности надо предпринять?

Дети. Надо подложить пенопласт и проколоть дырочки шилом или иголкой, соблюдая технику безопасности.

Учитель. На что надо обратить внимание?

Дети. Нумерация точек на верхней стороне – от края к вершине, на нижней стороне – от вершины угла к краю.

Учитель. Что нарисовано на рисунках?

Дети. Узоры в круге. Разметка круга и его заполнение.

Учитель показывает на доске план разметки:

  1. на изнаночной стороне картона по циркулю или трафарету начертите окружность:
  2. разделите ее на 16 равных частей (24,32);
  3. положив картон на пенопласт, шилом проколите отверстие по разметке;
  4. стрелкой укажите направление прошивания и пронумеруйте отверстия; вденьте нитку в иголку и сделайте узелок;
  5. прошивание окружности.

Дети выполняют разметку окружности.

Рис. 2 (окружность)

Упражнение для глаз “Рисуй глазами треугольник”.

Учитель. Перед началом вденьте нитку в иголку и завяжите узелок. Введите иголку с ниткой с изнанки в точку 1 и заполните окружность по схеме:

  • стежок между точками 1 и 6 по лицевой стороне,
  • по изнаночной стороне стежок между точками 6 и 7;
  • большой стежок между точками 7 и 2 по лицевой стороне;
  • далее по изнанке стежок между точками 2 и 3;
  • затем по лицевой стороне большой стежок между точками 3 и 8;
  • по изнанке стежок между точками 8 и 9;
  • по лицевой стороне большой стежок между точками 9 и; и так далее.

При правильном выполнении задания на лицевой стороне рисунок напоминает звезду, а на изнаночной – повторяет линию окружности.

Прошивание окружности хордами разной длины.

Учитель. Одну и ту окружность можно прошить стежками разной длины. Чем длиннее стежок, тем более заполненной получается окружность.

Сейчас вы вместе с соседом по парте разметите два одинаковых круга. Заполнять их будете разными хордами.

Дети различают один круг по первому способу, второй – по второму.

Учитель. У первого круга иголку с ниткой из точки 1 будете вкалывать по лицевой стороне в точку 4, то есть через две дырочки (стежок 1–4) и так далее.

У второго круга стежок будет 1–7, то есть будете прокалывать через шесть дырочек.

Как изменился рисунок заполнения в зависимости от длины хорды или нашего стежка при остальных одинаковых условиях?

Дети. Чем длиннее хорда, тем меньше незаполненное отверстие в середине круга.

Учитель. А если хорда равна диаметру?

Дети. Тогда внутри круга не будет пустого, незаполненного места.

Окружности, так же как и углы, можно прошивать нитками одного цвета, а можно его менять.

Для составления композиции недостаточно только углов и окружностей, поэтому нужно научиться прошивать другие фигуры, которые наиболее часто встречаются в работе.

Овалы, спирали, завитки и дуги прошиваются по тем же правилам, что и окружности.

3. Закрепление изученного материала.

Практическая работа № 26

Перед началом практической работы напомнить учащимся правила техники безопасности.

Вариант 1. Голова кошки прошивается как окружность. Длина стежка указана на схеме линией. Усы прошиваются стежками. Все остальные элементы – как углы. После прошивания вырезаем из цветной бумаги глаза кошки и наклеиваем прямо на нитки. Можно глаза вырезать из белой бумаги и затем подрисовать фломастерами.

Вариант 2. Уши и нижняя часть хвоста прошиваются как углы. Все остальные элементы – туловище, голова, кончик хвоста – прошиваются как окружность. Попробуйте выполнить кошку с переходом цвета ниток: первые 2-3 стежка на ушках сделайте белыми нитками, а закончите черными. При прошивании туловища стежки в том месте, где оно соединяется с головой, сделайте белыми нитками, все остальное прошейте черными. Получится черная кошка с белой грудкой.

4. Целевой обход учителя.

Обходя рабочие места учащихся, учитель контролирует правильность выполнения приемов, соблюдение техники безопасности.

5. Анализ и оценка урока.

Учитель анализирует урок, отмечает типичные ошибки, определяет пути их исправления, выставляет оценки учащимся за урок.

Учитель. Посмотрите на свои работы и скажите, какую из них вы считаете самой красивой. Чем занимались сегодня?

Дети. Продолжили вышивать нитками по картону

Учитель. В чем отличие сегодняшней работы от прошлой?

Дети. На прошлом занятии заполняли углы, а сегодня заполняли круг вышитыми стежками, так как изонить – особым образом выполненная вышивка по картону. Очень интересно наблюдать, как появляется ажурное изображение углов.

Учитель. Чем выполняется изонить?

Дети. Цветными толстыми нитками – ирисом, швейными нитками, мулине.

Учитель просит повторить план разметки круга.

Учитель. Как выбирается длина хорды при заполнении круга?

Дети. В зависимости от того, как надо заполнить круг, выбирается длина хорды, которая соответствует размеру лицевого стежка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1,Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия).

2,Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук под контролем глаз.

3, Способствовать развитию математических представлений ( понятие об окружности, точке отсчета, хорде).

Воспитательные цели:

Способствовать воспитанию эстетического вкуса, аккуратности, усидчивости и внимательности.

Профориентационные цели:

Прививать интерес к рукоделию, к народному декоративно-прикладному творчеству.

Областное государственное образовательное учреждение для

обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №26 V вида



Учитель: Данилова Татьяна Николаевна

Ульяновск, 2014 год

Модуль: Культура дома

Раздел: основы художественной обработки различных материалов

I. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

Образовательные цели:

Способствовать формированию и развитию умений и навыков:

- натягивать нити в определенной последовательности на поверхности картона через сквозные отверстия;

- рисовать при помощи нити на окружности звезду.

Развивающие цели:

2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия).

2.1 Способствовать коррекции и развитию связной речи учащихся.

2.2 Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук под

2.4 Способствовать развитию математических представлений ( понятие об окружности, точке отсчета, хорде).

Воспитательные цели:

3. Способствовать воспитанию эстетического вкуса, аккуратности, усидчивости и внимательности.

Профориентационные цели:

4. Прививать интерес к рукоделию, к народному декоративно-прикладному творчеству.

Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база:

- кабинет трудового обучения;

- инструменты, приспособления: ножницы, иголки, пластины- тренажеры

пенопластовая дощечка, игольница, шаблоны;

- материалы: цветные нитки, картон.

Дидактическое обеспечение:

- образцы объектов труда учащихся;

материалы для контроля знаний учащихся:

тест (приложение № 2 )

кроссворд (приложение № 7 )

Словарная работа: изонить, нитяная графика, окружность, угол, отрезок, хорда, панно

Тип урока: комбинированный

Вид урока: мультимедиа- урок

1. Организационный момент.

Психологический настрой уч-ся:

- Здравствуйте, ребята! Подойдите, пожалуйста, все ко мне. Внимательно посмотрите, друг на друга и попробуйте определить, у кого самое хорошее настроение.

Дети определяют, называя имя ребенка (например, Лера)

– Саша, я попрошу тебя, чтобы ты подал руку своему соседу Антону, а Антон – Вале. И так, сомкнулся круг. А теперь, постарайтесь почувствовать тепло рук ваших друзей. Чувствуете?! Это Лера передала нам свое настроение.

– Повернитесь к гостям, улыбнитесь, пожелайте им здоровья.

– Займите свои места.

Проверка явки учащихся на урок:

- Кто сегодня дежурный в классе? Назовите отсутствующих детей.

- А на уроке у нас сегодня вновь Принцесса Иголочка, которая творит настоящие чудеса!

Проверка готовности учащихся к уроку;

- Давайте посмотрим, все ли у вас готово к работе.

2. Актуализация знаний учащихся

– Ребята, Принцесса Иголочка знает, что каждый из вас любит рисовать. Вы рисуете карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и многими другими инструментами и материалами.

- А еще вы учились рисовать нитью. Это один из видов декоративно-прикладного искусства, который выполняется на плотной основе. Как он называется?

Дети отвечают на вопрос (изонить, нитяная графика). Слайд№1

- А сейчас, ребята, я разделю вас на две группы:

- 1-ая группа – первый ряд – выходите к доске, вставайте слева;

- 2-ая группа – второй ряд – встает справа

- Каждой группе я приготовила карточки, на которых вы прочитаете несколько определений нашей темы урока. Подумайте и найдите наиболее точное, верное определение.





Учащиеся зачитывают все предложения, находят верное, доказывают, почему именно это определение точное.

4. Изложение учителем нового материала. Слайд №2

Изонить - это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии.
- Как вы думаете, в настоящее время искусство изонити находит широкое применение? В чем?

( для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров).

- Здесь представлены работы, которые можно сделать с помощью технологии нитяной графики. Слайд №3

- А это работы наших учащихся. Слайд №4

- Достоинство его в том, что рисунок нитью выполняется быстро и аккуратно с первого раза. Да и фантазии есть где "разгуляться". В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, декоративное панно и даже оформить элементы одежды. Слайд №5

- Дорогостоящие материалы на занятиях не нужны. В ход идут любые старые коробки, куски обоев. Для работы можно использовать самые разные нитки – швейные, мулине, ирис, шерстяные и так далее. Слайд№ 6 Все это всегда есть в любой семье.

5. Закрепление знаний учащихся. Слайд №7

-Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста.

- Для ее освоения достаточно знать два основных приема. Каких?

Ответы детей:

Повторение алгоритма заполнения угла. Слайд №9

1. Начертить на изнаночной стороне картона любой угол.

2. Разделить каждую сторону угла на равные части.

3. Пронумеровать полученные точки, начиная от вершины.

4. Сделать иглой проколы во всех точках, кроме вершины.

5. Вдеть нить в иглу.

6. Закрепить нить на изнаночной стороне заполнить угол по предложенной схеме.

- Посмотрите, ребята на эту картинку. Что изображено на этой картинке? (узор) - Где можно увидеть такие узоры? Слайд№11

- Да, такие узоры можно увидеть зимой на окнах, они бывают самой причудливой необыкновенной формы.

- Из каких элементов состоит узор? (линии, окружности)

- Чем заполнены окружности? (Изонитью)

Повторение алгоритма заполнения окружности. Слайд №12

1. Начертить окружность.

2. Разделить окружность на 12 равных частей.

3. Сделать иглой проколы во всех точках.

4. Вдеть иглу с нитью в любое отверстие

5. Закрепить нить с изнаночной стороны и заполнить окружность по схеме.

6. Практическая работа

- Возьмите тренировочные пластины, которые лежат у вас на столах. Посмотрите, на каждой из них нарисована окружность, она разделена на 12 равных частей , каждая точка – отверстие соединяется отрезком с другой точкой. Такой отрезок называется хордой. Каждый отрезок идет через одинаковое количество пропущенных точек. Заполнить окружность нитью нужно по этой схеме:

1. В любую точку с изнанки вденьте нить

2. Пропустите 3-и отверстия по часовой стрелке и вставьте в 4-е по счету отверстие на лицевой стороне.

3. Следующий стежок короткий с изнанки на лицо в следующее по часовой стрелке отверстие.

4. По лицу и по часовой стрелке пропустите 3 точки и в 4-е вденьте нить и т.д.

- Посмотрите, ребята, на изнанке у вас получились короткие штрихи по кругу, а с лицевой стороны рисунок в виде звездочки. Молодцы, поняли эту технику

7. Физкультминутка.

А потом все дружно встали

Ручками похлопали 1, 2, 3

Ножками потопали 1, 2, 3

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели

Мы немножко отдохнем

И работать все начнем.

- Скажите ребята, при выполнении такой работы на картоне какие инструменты нам понадобятся ? (ножницы, иголка )

- Какие правила ТБ в работе с колющими и режущими инструментами вы знаете? Слайд№1 2(повторение правил) (Приложение №1)

7. Самостоятельная работа учащихся по УТД Слайд №13

- Ребята, возьмите желтые конверты, достаньте содержимое. Что напоминают эти картонные фигурки?

Учащиеся (звездочки, снежинки)

- С помощью Принцессы Иголочки и ее подружек Ниток, мы украсим их изонитью. Посмотрите, с изнаночной стороны окружность разделена точками, эти точки необходимо проколоть иглой. Для этого подложите под картон пенопластовую пластину и прокалывайте картон по точкам.

- А теперь заполните окружность изонитью по инструкционно-технологической карте.

7.1. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

7.2Формирование новых умений:

- проверка организованности начала работы учащихся;

- проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

7.3. Усвоение новых знаний:

- проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

- инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

7.4. Целевые обходы:

- инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

- концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

- контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

рациональное использование учебного времени учащимися.

7.5. Заключительный инструктаж учителя:

- Ребята, я предлагаю дополнить узор на нашей картинке вашими снежинками. Возьмите свои работы, клей и приклейте их на нее.

Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания . Слайд №14

- А теперь откройте файлы с домашним заданием, лежащие на вашем столе. Достаньте задание:

- 1-е задание - кроссворд по теме нашего урока, разгадав его, узнаете слово, которое спряталось в середине кроссворда. Это задание должен выполнить каждый

- 2-е задание – дополнительное – надо придумать и нарисовать на картоне композицию из окружностей и углов, с помощью шаблонов. За выполнение этой домашней работы – оценка 5.

9. Уборка рабочих мест.

10. Подведение итогов урока учителем, рефлекия:

-Поднимите правую руку те, кто доволен своей работой на уроке и может помочь другим

- Поднимите левую руку те, кому было трудно на уроке, требуется помощь.

- Встали те, кому урок понравился, кто считает, что урок был интересным.

- Пусть каждый сам даст себе оценку и выставит отметку за урок

- Ребята, я довольна вашей работой на уроке, рада, что многим урок понравился.

На следующем уроке Принцесса Иголочка научит вас заполнять нитью сюжетные картинки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГБОУ СПО Педагогический колледж №8

Конспект урока труда на тему

Выполнила студентка 313 группы

развивать практические умения работать по схеме (заполнение окружности);

развивать фантазию и творчество;

развивать познавательные, индивидуальные способности учащихся;

развивать память, мелкую моторику кисти рук;

развивать образное мышление;

развивать интерес к рукоделию;

воспитывающие:

создать благоприятную атмосферу для совместной творческой деятельности;

воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам;

воспитывать аккуратность, интерес к работе.

Планируемые результаты:

Закрепить умения детей в работе с картоном и нитью.

Закрепить знания техники безопасности при работе с иглой и ножницами.

Продолжать обучать детей действовать по плану и предложенной схеме.

Обучать детей анализировать изделие

Планируемые УУД:

Знать правила безопасности при работе с иглой и ножницами.

Освоить приемы работы с нитью.

Умение осуществлять действия по образцу.

Умение осуществлять анализ.

Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Слушать учителя, одноклассников.

Развитие монологической речи.

Оборудование:

Учитель: презентация, образец изделия, правила безопасности.

Учащиеся: раздаточный материал (картон с начерченной окружностью и разметкой), ножницы, иглы, магнит, нити, папка для труда.

Этапы урока

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

1.Организационный момент:

Приветствуют учителя

2.Вводная беседа:

3.Анализ образца изделия. (Показ образца изделия)

4. Практическая работа:

- Давайте посмотрим, что такое изонить?

Изонить - техника, в которой создаются узоры путем пересечения нитей.

Где же впервые появилась изонить?

Изонить впервые появилась в Англии в 17 веке.

1. Сложное изделие или простое? (Сложное) Почему? (Требует внимательного выполнения работы и уверенных практических умений в разметке изделия и во владении иглой).

2.А какие материалы мы используем при работе в этой технике?

Верно, картон и нитки с иголкой.

3. А какие инструменты? (Игла, ножницы, карандаш для разметки, циркуль)

4.Можем ли мы взять нитку и картон одного цвета? Почему?

Правильно, не можем, так как фон не должен сливаться с цветом нити – узор будет не видно.

5.А как вы думаете, сейчас эта техника используется? Где?

Да, для оформления интерьера, для изготовления подарков и сувениров, украшения предметов быта.

По какому плану мы будем работать, чтобы выполнить изделие (разметка, сборка, раскрой, оформление)

Смотрят презентацию

Вводный инструктаж.

1.Сборка изделия:

Для работы нам с вами понадобятся картон, нить и игла и ножницы. Давайте вспомним правила техники безопасности. Как нужно обращаться с иглой и ножницами?

Рабочее место следует содержать в порядке, чтобы все инструменты находились на своем месте.

Игла должна быть с иголкой, чтобы ее легче было найти.

Нельзя вкалывать иглу в одежду.

Не подносить работы близко к глазам, руки держать на вису, сидеть прямо.

Никогда не брать в рот нитки, иглы, булавки и пр.

Не откусывать нитку – это портит зубы.

Ножницы передают той стороной, где находятся кольца, а иголки – тупым концом.

Итак, перед вами лежат заготовки нашей окружности. Нам понадобится сделать проколы иглой в местах, обозначенных точками. Для этого возьмите нить и ножницы. Конец нити держите пальцами правой руки, катушку - левой. Оберните локоть согнутой правой руки и соедините два конца нити, как я показываю. Теперь отрезаем отмеренную нить и вдеваем ее в иглу. Теперь делаем по одному проколу для каждой точки, не продевая нитки в картон. Посмотрите на экран – с лицевой стороны наше изделие будет выглядеть как звезда, а с изнаночной нитка будет повторять контур окружности. Возьмите в руки карандаши и проставьте 12 цифр рядом с точками как показано на схеме (слайд презентации). Теперь берем в руки иглу с нитью и с оборотной стороны выводим нить на лицевую в точке 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностный: проявляют ценностное отношение и интерес к вышивке, проявляют эстетические потребности, демонстрируют умение правильно организовывать своё рабочее место (подготовка, уборка, поддержание порядка во время работы, экономное расходование материала, безопасность при работе).

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию, целеполагание, контроль и оценку, демонстрируют умение применять правила работы с иглой, нитками и ножницами, умение контролировать и оценивать свои действия с опорой на критерии); коммуникативные УУД (умеют грамотно строить свои речевые высказывания, осуществлять помощь, умеют работать в паре); познавательные УУД (устанавливают причинно-следственные связи во время повторения правил работы: с иглой, нитками, ножницами, умение рефлексировать способы и условия действий, умение проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия по схеме, умение анализировать, сравнивать, обобщать)

Воспитательная: способствовать формированию ценностного отношения и интерес к вышивке, эстетических потребностей, развития умения правильно организовывать своё рабочее место (подготовка, уборка, поддержание порядка во время работы, экономное расходование материала, безопасность при работе).

Развивающая: развивать: регулятивные УУД (волевую саморегуляцию, целеполагание, контроль и оценку, умение применять правила работы с иглой, нитками и ножницами, умение контролировать и оценивать свои действия с опорой на критерии); коммуникативные УУД (умение грамотно строить свои речевые высказывания, умение помогать, развивать умение работать в паре); познавательные УУД (умение устанавливать причинно-следственные связи во время повторения правил работы: с иглой, нитками, ножницами, умение рефлексировать способы и условия действий, умение проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия по схеме, умение анализировать, сравнивать, обобщать)

Читайте также: