Конспект занятия экскурсия в лес подготовительная группа

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Воспитатель:Мульгина З.А.

2019-2020 гг .

К О Н С П Е К Т

занятия по экологии в подготовительной

-Упорядочить представление детей об условиях жизни растений и животных осенью .

-Расширить знания детей о состоянии растений осенью (прекращение роста, деревья и кустарники сбрасывают пожелтевшие листья, наличие плодов и семян).

-Совершенствовать знания и умения детей различать деревья и кустарники по окраске листьев, семенам и плодам).

-Формировать умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи, раскрывающие необходимость совместного проживания животных и растений.

-Учить отыскивать причины изменения жизни животных и растений в изменении условий их обитания, в сезонных изменениях; учить устанавливать связь между условиями среды и состоянием живых объектов.

-Обогатить словарный запас детей .

-Дать понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

-Вызвать интерес детей к лесу как к дому для диких животных и растений. Закрепить правила поведения в лесу.

-Воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям ).

Материалы и оборудование.

Письмо от лесных жителей.

Карточки с изображением листьев и семян деревьев и кустарников.

Картинки с изображением ягод (съедобные и ядовитые).

Картинки с изображением ягод , птиц, зверей, насекомых.

Наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и т. д.).

Работа с календарём природы.

Рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему.

Рассматривание репродукций картин с изображением осенних пейзажей, натюрмортов из овощей и фруктов.

Чтение произведений и разучивание стихотворений об осени.

Беседы о подготовке птиц, зверей и растений к зиме.

Беседы о перелётных и зимующих птицах.

Беседы о лесе, правилах поведения в нём. Знакомство с разными видами леса (ельник, березняк, дубрава, смешанный).

Беседы о съедобных и ядовитых грибах, признаках их различий.

(Зал украшен в виде лесной поляны).

I Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А мы сегодня с Вами тоже пойдём в гости, а вот к кому, попробуйте догадаться…

2. Объявление темы занятия.

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом —
Чудеса увидишь в нём!

Так что это за дом? Конечно, лес. А что такое ЛЕС?

(Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые)

Какое сейчас время года?

(Сейчас время года – осень).

Значит, в какой лес мы с Вами сегодня пойдём?

Кто из Вас бывал в осеннем лесу?

Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

(Детям показываются плакаты с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу")

- Нельзя шуметь, бегать в лесу.

- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

- Нельзя разжигать костёр.

Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно идти в гости.

II Основная часть занятия.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей томится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

Посмотрите вокруг. Как красиво! Ребята, что Вы видите?

(Под ногами листья, на деревьях мало листьев, листья разноцветные).

Давайте поприветствуем осенний лес, прочитав ему стихотворения.

В тёмный лес дремучий

Сколько свежих шишек

У зелёных сосен!

Сколько спелых ягод

У лесной рябинки!

Прямо на тропинке!

И среди брусники,

На зелёной кочке

Вылез гриб – грибочек

В красненьком платочке.

Ребята, какие признаки осени вы знаете?

( Становится холоднее, меньше света, небо закрыто облаками, идёт моросящий дождь, сырой и холодной стала почва. Изменились листья на деревьях, идёт листопад, не слышно пение птиц).

А какие ещё признаки осени Вам знакомы?

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льётся -

Это время года осенью зовётся.

Звучит шорох листвы, лёгкого ветра.

Как приятно ходить по земле, устланной разноцветными листьями. Слушать, как тихо они шуршат под ногами. На что похожа земля, укрытая листьями?

Дует ветер, летят листья.

Ребята, что это сейчас было?

А что это такое Листопад?

(Деревья приспосабливаются к условиям зимы. Осенью много воды, но дерево не может её взять. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. Поэтому листья желтеют и опадают).

Давайте поиграем с листьями, устроим свой листопад!

(Дети играют с листьями, подбрасывают их и находят письмо).

Адрес отправителя: Лес, зверям и птицам.

Давайте прочитаем, что же они нам пишут.

(Читают письмо от зверей)

Лесные жители просят нас вести себя тихо у них в гостях и не мешать им готовится к зиме. А как животные готовятся к зиме?

-Запасают запасы на зиму, утепляют норки, меняют мех на более тёплый и светлый цвет, чтобы быть менее заметными среди снега зимой.

Вот у нас Лесной дом, который состоит из пяти этажей. Его мы и будем заселять. Посмотрите, лесные жители оставили нам свои фотографии. Давайте поместим каждого зверя на свой этаж лесного дома. Как Вы думаете, кто где живёт?

(Дети берут изображения зверей и размещают их на плакате Лесного дома.)

Но жители лесного дома – это не только птицы, звери и насекомые, а как Вы думаете, кто ещё?

(Грибы, деревья, ягоды, цветы).

А вы знаете, кто самые главные жители в лесу?

Почему Вы так думаете?

(Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц).

Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок.

-Какие виды леса Вы знаете?

-Какой ещё бывает лес?

Ельник, дубрава, смешанный.

-А как выдумаете, в какой лес попали мы с вами?

Смешанный, здесь растут дуб, осина, ель, берёза.

-Какое дерево самое высокое в смешанном лесу?

Сосна, старый дуб.

-А есть в лесу невысокие деревья? ( Липа, клён, рябина, черёмуха).

- Чем отличаются кустарники от деревьев?

У дерева один ствол, а у кустарника – несколько, кустарник ниже.

-Какие кустарники вы знаете?

(Шиповник, малина, смородина).

У каждого дерева и кустарника есть листья и семена.

Вот мы украсили самых главных обитателей леса. Посмотрите, как сразу стало уютнее и наряднее в лесном осеннем доме. А деревья такие красивые, что стихи сами так и просятся.

(Дети читают стихи про деревья).

Берёзы косы расплели,

Руками клёны хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Всё присмирело. Съёжилось,

Лишь ёлочка пригожая

К зиме похорошела.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.

Давайте отдохнем в лесу.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули– ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

-Каких птиц Вы знаете?(Дятел, кукушка, снегири, соловьи. )

-Все ли птицы остаются в лесу на зиму?(Нет, некоторые улетают на юг)

-Как называются птицы, которые проводят зиму в тёплых краях?

-А почему они улетают?

Перелётные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают. Многие из птиц теплолюбивые, а осенью холодает.

-Каких перелётных птиц Вы знаете?

(Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки)

-Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?

-Чем питаются зимующие птицы?

(Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.)

-Как нужно заботиться о зимующих птицах?(Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки)

-Каких зимующих птиц Вы знаете?

Воробьи, голуби, синицы

(Воспитатель обращает внимание детей на кусты, на которых размещены разные ягоды)

-Посмотрите, в этом лесу есть волшебные кусты с разными ягодами. Какие ягоды Вы на них видите?

На двух кустах и возле них размещены разные ягоды: малина, черника, шиповник, вороний глаз, брусника. Дети рассматривают ягоды, говорят их названия, дают краткую характеристику.

-Кусты волшебные, но на каждом из них есть лишняя ягода. Давайте попробуем догадаться какая?

Проводится дидактическая игра "Что лишнее". Дети должны догадаться, какая ягода лишня по определенному признаку: все ягоды съедобные, одна ядовитая; все ягоды красного цвета, а одна - чёрного; все ягоды растут на кустах, а одна -на земле.

-На каких этажах живут ягоды?

(На первом: земляника, клюква, черника. И на втором: малина, ежевика, боярышник, шиповник, волчья ягода.)

Посмотрите, ребята все этажи лесного дома мы заселили.

III Заключительная часть. Подведение итогов.

Посмотрите, ребята, какой получился замечательный лесной дом. В высоком старом лесу пять этажей. Пятый – это верхушка самых высоких деревьев. Подскажите, каких?

(Сосен, елей, дубов)

Четвёртый – кроны деревьев пониже.

(Клёны, берёзы, осины.)

На них расположились птицы и звери.

(Белка, дятел, сова)

Третий этаж – кусты и маленькие деревца. Этот этаж называется подлеском. Здесь почётное место занимают ягоды и птицы.

А второй и первый этажи – травы, цветы, грибы, ягоды и звери).

Много растений растёт в лесу, много зверей и птиц здесь живёт. И во всём строгий порядок. Всё в нём крепко – накрепко связано и существует по своим лесным законам: и насекомые, и птицы, и звери, и грибы, и все растения.

-А с какой целью человек ходит в лес?(Подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой природы, послушать голоса леса, собрать грибы, полакомиться ягодами).

(Лес даёт нам чистый воздух, ягоды, орехи, грибы.

Лес – украшение планеты, здоровье людей.

Лес – родной дом для растениям и животным.)

-Как люди ещё используют лес?

Из дерева изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты, нитки.

Лес – это не только чистый воздух, сырьё, но и бесценная красота. И эту красоту и богатство люди должны беречь.

Появляется Осень с корзинкой печёных грибочков и орешков.)

Осень: Здравствуйте, ребята, я наблюдала за Вами всю вашу прогулку. Какие Вы молодцы, как много знаете и обо мне, и о лесе. А как замечательно Вы себя вели в нашем лесном доме! Лесные жители, как настоящие гостеприимные хозяева, приготовили Вам гостинцы – мои дары: грибы и орешки.

Вы всегда желанные гости в лесном доме, только не забывайте, пожалуйста, любить и беречь природу.

Лес – богатство и краса,

Береги свои леса!

Враг природы тот,

Кто леса не бережёт!

До скорой новой встречи в лесу, ребята!

До свидания, Осень! До свидания, жители лесного дома! До свидания, Лес!

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2002. - 15

2. Бобылёва Л. "Береги природу!" Беседы со старшими дошкольниками. Журнал Дошкольное воспитание №

3. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. Для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 152 с.: цв. вкл.

4. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 168 с.: цв.вкл

1. Формировать у детей представление о разнообразном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; закрепить знания детей о лесе как сообществе множества растений; показать многоярусность смешанного леса.

2. Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, показать приспособление семян к распространению.

3. Расширять и уточнять у детей представления о растениях леса, наиболее распространенных в нашей местности, учить узнавать их по листьям и плодам и называть.

4. Упражнять в образовании прилагательных

5. Воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть красоту природы, выполнять правила поведения в лесу.

6. Обогащение словаря: листья пятилопастные, дубовые твердые, резные, дубрава

Материал и оборудование: слайд с изображением деревьев, лесных ягод и грибов; листья и плоды деревьев и кустарников; модель ярусности леса.

1. Сюрпризный момент

2. Загадывание загадки

3. Приглашение на экскурсию

4. Беседа о деревьях

9. Беседа о кустарниках

13. Подведение итогов

Ход НОД

Ребята, нам утром принесли письмо. Письмо прислал Старичок – Лесовичок. (открываем письмо и читаем)

«Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас на экскурсию. А куда, узнаете отгадав мою загадку.

Встал стеною до небес

– Он приглашает нас с вами в лес на прогулку. Не за грибами и не за ягодами, а за чудесами.

– Но как же мы, ребята, попадем в лес, как можно до него добраться? (дети высказывают варианты, как добраться до леса). Предлагаю превратится в облака.

Но прежде мы с вами повторим правила поведения в лесу. (Ответы детей). Ну, что готовы.

В облака мы превратимся,

К лесу ближнему помчимся

Чтоб увидеть с высоты

Деревья травы и кусты

Воспитатель: Отправимся в путь! (Звучит музыка)

– Вот мы и пришли на полянку. А где же Старичок – Лесовичок? Ребята, смотрите, он оставил под деревом сундучок. Значит он приготовил для нас сюрприз (Открываем сундучок находим ярусность леса). Старичок – Лесовичок хочет узнать, что мы знаем о лесе. Ребята занимаем места. (Дети садятся полукругом перед экраном.) (Выставляется ярусность леса)

– Ребята, скажите пожалуйста, что здесь показано?

Дети: Ярусность леса.

– Сколько ярусов составляет лес?

Дети: 1 ярус – деревья, 2 ярус – кустарники. Еще ниже на земле растут травы, маленькие ягодные кустарники, грибы – 3ярус

– 1 ярус – деревья. А какие деревья растут в лесу, послушайте меня и угадайте, что это за девица.

Что же это за девица?

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Слайд елка)

– Как называются леса, в которых растут эти деревья? ( Ответы детей: хвойные)

– А почему? (Вместо листьев хвоя).

Отгадайте следующую загадку.

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза) (слайд)

– А как вы догадались? (Ответы детей)

– Для чего используется древесина березы в хозяйстве?

( Ответы детей: делают разную мебель, плетут лапти, корзины)

– А что применяют в медицине? ( Ответы детей: почки)

– А как называются леса, в которых растут деревья с листочками ( Ответы детей: лиственные)

– Сейчас мы с вами поговорим о лиственных деревья.

А это дерево может так о себе рассказать.

Выросла я, липка

Тоненькой и гибкой

Зацвету я летом

Медоносным цветом, береги меня. (слайд липа)

– Какого цвета у липы ствол? ( Ответы детей: черный)

– Что вы можете рассказать о липе?

Дети: Листочки липы перед дождем прикрывают цветки.

Из древесины умельцы делают разные поделки.

– Чем полезна липа в медицине? ( Ответы детей: цветы лечебные, их заваривают от простуды, а пчелы нам дарят липовый мед).

Педагог показывает слайд иллюстрации с изображением рябины

– Как называется это дерево?

– Какой ствол у рябины? ( Ответы детей: коричневый, гладкий)

– Чем же полезна рябина? ( Ответы детей: ее ягоды – корм для птиц.).

Показывает слайд иллюстрации картины дуба

– Узнали это дерево? (Ответы детей)

– Что можно сказать о дубе? ( Ответы детей: могучий, крепкий)

– Какие листья у дуба? ( Ответы детей: твердые, резные)

Показывает слайд клена

– А какое это дерево? (Ответы детей)

– Какой формы листья у клена? (Пятилопастные)

– Как называются семена у клена? (семена – крылатки)

– Ребята, ну где же, Старичок – Лесовичок. Что же еще есть в сундучке, посмотрим. А тут красивая корбочка

(воспитатель показывает листья деревьев, а дети отвечают с какого дерева)

(показывает семена деревьев)

Вот мы с вами поговорили о деревьях. Следующий 2 ярус леса – это ( Ответы детей: кустарники)

– Вспомним строение кустарника ( Ответы детей: у кустарника много стволов.)

– Какие кустарники вы знаете?

Калина (слайд). ( Ответы детей: ягоды красные, горькие, лекарственные)

Черноплодная рябина (слайд). Ягоды черные.

Акация (слайд)

– Как цветет акация? ( Ответы детей: цветочки желтые, детки – стручки)

(Дети выкладывают парами листья и семена деревьев)

Воспитатель: следующий нижний 3-ярус – травы, ягоды грибы.

(Дети называют грибы и ягоды. Сопровождается показом слайда)

Появляется Старичок – Лесовичок с угощеньем

Старичок – Леовичок: Молодцы, ребята хорош справились с заданиями у меня для вас еще есть угощенья. Ребята ну а нам пора возвращаться

Попрощаемся Старичком – Лесовичком, а мы превратимся в облака и вернемся.

Вот мы и вернулись в садик. А скажите, пожалуйста, где мы с вами были? Что увидели? О чем поговорили?

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Формировать умение устанавливать причинно- следственную связь между наблюдательными предметами. -Воспитывать любовь к природе; -Научить детей поведению в лесу.

Материалы: рисунки с изображением листьев, грибов, ягод.

Предварительная работа: ознакомление с обитателями леса и растениями леса; рисование осенних деревьев, лепка грибов.

Вводная беседа.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть наблюдаемые объекты и послушать осенний лес.

-Какая сегодня погода? Какое небо? Как светит солнце? Теплее или холоднее сегодня, чем было летом?

Как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках? Начали ли они опадать? Найди деревья и кустарники, листья которых не изменились по сравнению с летом.

Как называется участок леса, где растут ели? Берёзы? Дубы?

Как изменилась трава? Обрати внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения? Так ли их много как летом? Как вы думаете, с чем связаны такие изменения в растениях осенью? (Меньше света, тепла.)

Понаблюдайте, так ли много сейчас насекомых, как было летом. Где их больше: на солнце или в тени? Почему осенью насекомых становится всё меньше и меньше? Для чего они прячутся под кору деревьев, в почву, под опавшие листья?

6.Что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом? Как называются птицы, которые улетают от нас в тёплые края? (перелётные) Как вы думаете, почему перелётные птицы не зимуют у нас? ( Холодно, нет корма- исчезают насекомые, убрали урожай на полях.)

Посмотрите на листья. На каких деревьях растут эти листья? Беседа о лесе.

Ребята, что растёт в лесу? ( Деревья, кустарники, ягоды, грибы) -Самые главные жители леса- деревья, их много, они высокие.

Как вы узнали берёзу, дуб, рябину, клён, ель, сосну? ( По строению листьев, по стволу и т.д.)

Ребята, а теперь я хочу познакомить вас с лесными профессиями- рабочие, лесорубы, трактористы, крановщики, водители, лесники. Видите как много людей работает в лесу. Но самый главный- лесничий. Он руководит посадкой нового леса, назначает участки для рубки, оберегает лес от пожаров и людей, которые без разрешения рубят деревья и стреляют зверей. Лес разбит на участки. За каждый участок отвечает лесник.

Лес- большой дом. Кто в нём живёт? Назови всех обитателей леса и их жилища. А как назвать детёнышей разных зверей? У зайчихи- зайчонок; У лисицы- У волчицы-

У медведицы- и т. д.

Пословицы о лесе. А в завершении давайте познакомимся с пословицами о лесе.

Растение- земли украшение. Рощи да леса- всему свету краса. По лесу ходи под ноги гляди. Лес не школа, а всех учит. Лес и вода- брат и сестра.

-Понравилось вам в лесу?

-Как можно назвать это время осени? ( Ранняя)

-Ну вот, ребята, наша экскурсия подошла к концу, и нам пора с вами возвращаться наш любимый детский сад. Но мы с вами обязательно ещё придём в лес

Цель: Способствовать созданию условий для усвоения детьми представлений об осенних изменениях в живой природе(жизни растений, животных)

Продолжать учить распознавать характерные явления живой природы, присущие осени;

Способствовать развитию исследовательских умений и навыков: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация;

Продолжать формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.

Организационная часть.

(Начало экскурсии происходит в групповой комнате)

Воспитатель : Ребята, сегодня мы совершим прогулку в наш красивый осенний лес и постараемся узнать много нового и интересного о жизни природы в это время года. Но для того, что бы начать нашу прогулку, нужно вспомнить правила поведения в лесу.

(Дети перечисляют правила: не шуметь, не наносить вред природе (не рвать, ломать кусты, деревья; не разрушать гнезда и муравейники и т.д.)

( После этого отправляются в лес. Во время маршрута, воспитатель обращает внимание на встречающиеся по дороге деревья и кусты – рассматривание листьев)

2.Основная часть

Воспитатель: Дети, послушайте загадку и ответьте на вопрос: - Если на деревьях листья пожелтели, если в край далёкий птицы улетели, если небо хмурится, если дождик льётся - это время года …….

Дети: Осенью зовется!

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение про осень

Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки С паучками в серединке,

И высоко от земли Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это Улетает наше лето.

Воспитатель: А как же вы догадались, что в стихотворении говорится про осень?

Дети: Листья сыплются, улетают птицы…

Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?

Дети: Частые дожди, первые заморозки и т.д.

Воспитатель: молодцы ,правильно.

А давайте посмотрим вокруг, послушаем тишину, полюбуемся осенними видами. Что вы слышите?

Дети: Листья шуршат под ногами, птицы поют, ветерок шумит и т.д.

Воспитатель: Какая музыка подходит под эту осень?

Дети: Спокойная и грустная.

Воспитатель: Какое у вас ощущение от осеннего леса?

Воспитатель: Ребята, посмотрите…что это? (листья с бумажками) Это осень оставила записки о себе.

(Дети подходят, берут с поляны осенние (бумажные) листья клена, дуба и отдают воспитателю, который зачитывает написанные приметы осени)

Паутина стелется по растениям - к теплу.

В сентябре гром - это к тёплой осени.

Рябины в лесу много - осень дождливая.

Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним, какие деревья мы встретили, когда шли сюда?

Воспитатель показывает картинки с изображением листьев различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок.

игра "Мы - осенние листочки".

Дети стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения:

"Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки,

мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (дети разбегаются).

Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой)

Мы летали, мы летали, а потом летать устали.

ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут).

Воспитатель: А кто еще есть в лесу, кроме растений? Правильно, животные. А давайте вспомним, как они готовятся к зиме?

Дети: Медведь готовится к спячке, Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый. Еж готовится к спячке, Белка делает запасы.

Воспитатель: Сегодня мы с вами вспомнили много интересного и узнали что-то новое. А сейчас я хочу предложить вам собрать листочки, и потом из них мы сделаем красивый гербарий. Для этого вы тихонечко походите по лесу и найдете самый красивый листочек.

III этап – закрепление.

Воспитатель: А теперь подведем итоги экскурсии ! Мы сегодня с вами наблюдали за изменения в природе, происходящие в какое время года?

Дети: Осенью.

Воспитатель: по каким явлениям мы догадались, что пришла осень?

Дети: Частые дожди, первые заморозки, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу.

Воспитатель: Что происходит с деревьями осенью?

Дети: Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена.

Воспитатель: А как ведут себя животные осенью?

Дети: Меняют мех на более теплый, некоторые меняют окраску, готовятся к спячке, делают запасы на зиму.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу .

Читайте также: