Конспект занятия диалог и монолог в подготовительной группе

Обновлено: 07.07.2024

Р: развивать связную речь, умение выстраивать диалоги; развивать навыки пластилинографии.

В: воспитывать умение слушать других, проявлять уважение к выступающему; умение аккуратно работать с пластилином.

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, на прошлых занятях мы с вами разбирались в том, что такое диалог и монолог. Давайте вспомним, что же это такое? ( Ответы детей )

- Монологи и диалоги часто встречаются в сказках. Предлагаю вам отгадать загадку, и тогда вы сразу поймете, о какой сказке мы с вами сегодня поговорим.

Звери жили в доме том,

Но медведь сломал их дом,

Он залезть в него не смог…

Это сказка . (ТЕРЕМОК)

Воспитатель: - Давайте вспомним, что происходит в этой сказке, и будем отвечать полными предложениями.

- Какой был теремок?

- Кто прибежал первый к теремку?

- Что сказала мышка-норушка?

- Что сделала мышка, когда ей никто не ответил?

- Кто прибежал после мышки? Что сказал? Что ответила мышка?

- Кого из зверей третьим прибежал к теремку? Что сказал? Что ответила лягушка?

- А после лягушки кто из зверей прискакал в теремок?

- Кто после зайца прибежал? Что было дальше?

-Кто последний пришел к теремку?

-Что случилось с теремком и с его жителями в конце? Почему?

- Молодцы, содержание сказки знаете!

( Ответы детей )

Воспитатель : - Мы уже знаем, что в сказке присутствуют монологи и диалоги. Как вы думаете, где тут монолог? ( Ответы детей ) Монологом тут являются слова автора, который рассказывает нам о том, какие звери поселились в теремок и что с ним случилось в конце. ( Зачитываю начало сказки, обсуждаем ). А вот дальше идут диалоги – то есть разговоры зверей друг с другом. И сейчас мы с вами попробуем эти диалоги проиграть.

- Итак, мышкой будет, а лягушкой будет…., а зайчиков будет …., а лисой будет, а волком будет, а медведем …. ( Вызываю сначала коммуникативно активных детей, они проигрывают диалог, затем вызываю коммуникативно пассивных, которые повторяют по образцу. Таким образом, все дети проговаривают диалоги )

Вот под елочкой зеленой (Встали.)

Скачут весело вороны: (Прыгаем.)

Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)

Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)

И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Воспитатель: - Давайте снова немножко поиграем.

Пальчиковая гимнастика

Тесто мяли мы слегка, ( сжимают и разжимают пальцы )

А потом его катали, ( катают воображаемый комок между ладоней )

На окошечко сажали. ( раскрывают ладони, показывают их )

Он с окошка прыг да прыг… ( стучат по ладоням пальцами )

Укатился озорник! ( грозят указательным пальцем )

• побуждать детей к активному участию в театральной игре.

-как президент страны

-как иностранец, плохо владеющий русским языком.

Упражнение на интонационную выразительность.

Что такое монолог?

Что такое диалог?

(от греч. dialogos – беседа). представляет собой форму речи, при которой происходит обмен высказываниями между двумя (реже несколькими) лицами.

- монолог – слова, речь одного;

- диалог – разговор, беседа двух или нескольких лиц.

Приведем примеры монологов и диалогов.

(данная часть занятия проходит в форме беседы с детьми, можно использовать иллюстрации к сказкам, мультфильмам)

• из сказок и мультфильмов (например, диалог Колобка и Лисицы, Золушки и Феи, Маши и Медведя и тд.)

• из своей жизни (диалог мамы и детей, ребёнка с другом, в магазине с продавцом, детей и педагога и тп.)

Диалогические скороговорки :

1. - Расскажи мне про покупки.

- Про какие про покупки? (эмоция – удивление)

- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

2. Мышонку шепчет мышь:

Мышонок шепчет мыши:

3. Встретил петушок кота (эмоция - радость)

И спросил его тогда:

Почему ты черный, кот? (эмоция - удивление)

Лазал ночью в дымоход. (произносит гордо)

Почему сейчас ты бел?

Из горшка сметану ел. (говорит улыбаясь и довольно)

Почему ты серым стал?

Пес меня в пыли валял. (говорит обиженно)

4. Встретил в чаще ё ж ежа:

(говорят все вместе) - И пошли вдвоём, дрожа,

Скорчась, съёжась, два ежа.

Скороговорка-монолог "Кто хочет разговаривать" :

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- На этом наш тренинг завершён. Всех благодарю за внимание и, как водится в театре, дарю вам аплодисменты за работу

Список использованной литературы:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы Цель: создание условий для развития познавательных способностей, всестороннего интеллектуального и эстетического развития детей через интеграцию.

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей подготовительной группы по ОБЖ Автор конспекта ННОД: (Носачёва Татьяна Николаевна, воспитатель, без категории, Краснозёрский МБДОУ №6) Приоритетная образовательная область:.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по ознакомлению

с художественной литературой.

Тема: Будем талантливыми собеседникам.

Монолог и диалог.

Автор конспекта:

воспитатель

Полякова Людмила Владимировна

Программное содержание:

Дать детям понятие об основных видах человеческой речи: монологической и диалогической, учить узнавать на примерах художественной литературы монолог и диалог.

Уточнить представления детей о семье, об отношениях в семье, желание помогать членам семьи.

Воспитывать социальное сознание детей, развивать устойчивые навыки общения, культуру поведения.

Оборудование:

Мяч, листы бумаги, карандаши, фломастеры, музыкальный фон.

Дети встают в круг и, передавая друг другу красивый мяч, говорят друг о друге добрые слова.

- Данила, ты веселый!

- Даша, ты спортивная! И т. д.

2ч. – Ребята, мы с вами уже говорили о том, что человек является частью живой природы. - В чём же главное отличие человека от животных?

- Правильно! Люди общаются между собой при помощи речи, учатся и развиваются.

Устная человеческая речь делится на два основных вида: монолог и диалог.

Что же это значит?

Слово монолог произошло от греческого слова МОНО – один, и поэтому этим словом люди стали называть речь одного человека; а слово диалог произошло от слова ДИА – речь или беседа двоих людей.

- Подумайте и скажите, как можно назвать наше с вами общение сейчас, когда я говорю, а вы внимательно слушаете?

- А если я начну с кем то из вас разговаривать, то как мы это назовём?

- Молодцы! А сейчас я прочитаю вам два разных литературных произведения, а вы определите, к какому виду речи они относятся.

Мама с папой – моя родня, нет родни родней у меня.

И сестрёнка родня, и братишка, и щенок лопоухий – Тишка.

Я родных своих очень люблю, скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка, маме в кухню – волшебная щётка,

Молоток настоящий братишке, мяч – сестрёнке, конфетка – Тишке!

А ещё есть друг у меня, друг Серёжка мне тоже родня,

Я к нему прибегаю с утра, без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю, всё на свете ему подарю!

- Понравилось вам стихотворение?

- Как вы думаете, от чьего лица рассказывается это стихотворение?

- О чём рассказывает мальчик? Есть ли у мальчика собеседник?

- Как мы назовём его речь?

- Вы правильно определили, что этот образец речи относится к монологу, т.к. мальчик рассказывал о своей семье, ни с кем не беседуя, в форме повествования.

Раз – поднялся, потянулся,

Два – согнулся, разогнулся,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик сесть опять.

(дети выполняют соответствующие речёвке движения).

4ч. – Ну что ж, послушайте ещё одно произведение:

Сегодня воскресенье, но папа с мамой работают с самого утра.

Мама убирает квартиру. Папа чинит окно.

- Ты почему бездельничаешь? – спрашивает папа.

Мне обидно до слёз.

- Мам, дай сумочку, я в магазин пойду.

- Держи, - говорит мама и даёт мне сумку.

Я всё купила правильно: и хлеб и простоквашу. Только вот сдачу куда - то задевала.

- Ничего, - говорит папа, - переживём. В следующий раз будешь внимательнее, а пока вот тебе лейка. Поливай цветы.

Я стала поливать цветы, всё полила, только на пол пролила немножко.

- Ничего, - говорит мама – это не страшно. Лужу я сейчас вытру, а пока вот тебе веник и совок. Подметай.

Я стала подметать, споткнулась и ударилась коленкой.

- Не страшно, - говорит папа, - коленка заживёт. Главное, что ты сегодня работала.

- О чём говорится в этом рассказе?

- От чьего лица он рассказывается?

- О чём рассказывает девочка?

- Есть ли у девочки собеседники? Кто?

- Как мы назовём речь людей в этом рассказе? (диалогическая речь).

5ч. – Ребята, а как бы вы охарактеризовали детей из стихотворения и рассказа?

Выслушиваем мнения детей – мальчик очень добрый, хороший, любит своих близких, друзей; девочка послушная, заботливая, трудолюбивая и т.д.

- Расскажите, а как вы относитесь к членам своей семьи, есть ли у вас обязанности, дают ли вам поручения и как вы их выполняете?

6ч. Предложить детям для закрепления темы придумать и нарисовать символы монологической и диалогической речи, например в виде лиц гномиков или детей.

Навыки, формирующиеся в данной беседе:
1. Развивать умение поддерживать беседу;
2. Продолжать совершенствовать диалогическую речь;
3. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения;
4. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Отгадай, пожалуйста, загадку:
Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Но друг друга не обгоняют… (Месяцы).

Вопросы для беседы:
– Верно, это месяцы. А какое сейчас время года?
– Вспомни, пожалуйста, и назови мне осенние месяцы?
– Правильно! Расскажи какие изменения в природе происходят осенью?
– А как называются птицы, которые улетают в теплые края?
– А птицы, которые остаются у нас зимовать, как называются?
– Назови, каких ты знаешь перелетных и зимующих птиц.
– Как ты думаешь, почему птицы улетают на юг?
– Можно ли как-то помочь птицам, оставшимся зимовать в городе?
– А знаешь ли ты, почему осенью листья желтеют и опадают?
– В листьях содержится такое вещество – хлорофилл, которое делает их зелеными, но из-за недостатка солнца, это вещество перестает действовать, а вместо этого вещества появляются другие, которые окрашивают листья в желтый, оранжевый и багровый цвета. Питательных веществ через листья поступает все меньше, и дереву они становятся не нужны. Черешки листьев хуже держатся за дерево, постепенно слетая с него от самого незначительного порыва ветра. Упавшие листья приносят деревьям немалую пользу: из них образуется замечательный слой удобрения, питающий дерево.
– А что может случиться с деревом, если листья не опадут?
– Также ты сказал, что осенью собирают овощи и фрукты. А как одним словом это можно назвать?
– Какие овощи и фрукты можно собрать у нас с огородов, полей и садов?
– А что люди делают на зиму с овощами и фруктами, если удался богатый урожай?
– А ты делаешь с родителями заготовки на зиму? Какие?
– А что происходит с дикими животными и насекомыми осенью?
– Каких ты можешь назвать животных, которые впадают в спячку?
– А как меняется жизнь животных, которые не впадают в спячку?
– Я считаю, что мы с тобой вспомнили многое про осень и теперь можно немного поиграть.

Итог:
- О чем мы с тобой говорили?
- Какие изменения происходят с природой осенью?
- Назови 3 месяца осени.

Читайте также: