Конспект занятия диалог и монолог в подготовительной группе
Обновлено: 07.07.2024
Р: развивать связную речь, умение выстраивать диалоги; развивать навыки пластилинографии.
В: воспитывать умение слушать других, проявлять уважение к выступающему; умение аккуратно работать с пластилином.
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, на прошлых занятях мы с вами разбирались в том, что такое диалог и монолог. Давайте вспомним, что же это такое? ( Ответы детей )
- Монологи и диалоги часто встречаются в сказках. Предлагаю вам отгадать загадку, и тогда вы сразу поймете, о какой сказке мы с вами сегодня поговорим.
Звери жили в доме том,
Но медведь сломал их дом,
Он залезть в него не смог…
Это сказка . (ТЕРЕМОК)
Воспитатель: - Давайте вспомним, что происходит в этой сказке, и будем отвечать полными предложениями.
- Какой был теремок?
- Кто прибежал первый к теремку?
- Что сказала мышка-норушка?
- Что сделала мышка, когда ей никто не ответил?
- Кто прибежал после мышки? Что сказал? Что ответила мышка?
- Кого из зверей третьим прибежал к теремку? Что сказал? Что ответила лягушка?
- А после лягушки кто из зверей прискакал в теремок?
- Кто после зайца прибежал? Что было дальше?
-Кто последний пришел к теремку?
-Что случилось с теремком и с его жителями в конце? Почему?
- Молодцы, содержание сказки знаете!
( Ответы детей )
Воспитатель : - Мы уже знаем, что в сказке присутствуют монологи и диалоги. Как вы думаете, где тут монолог? ( Ответы детей ) Монологом тут являются слова автора, который рассказывает нам о том, какие звери поселились в теремок и что с ним случилось в конце. ( Зачитываю начало сказки, обсуждаем ). А вот дальше идут диалоги – то есть разговоры зверей друг с другом. И сейчас мы с вами попробуем эти диалоги проиграть.
- Итак, мышкой будет, а лягушкой будет…., а зайчиков будет …., а лисой будет, а волком будет, а медведем …. ( Вызываю сначала коммуникативно активных детей, они проигрывают диалог, затем вызываю коммуникативно пассивных, которые повторяют по образцу. Таким образом, все дети проговаривают диалоги )
Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Воспитатель: - Давайте снова немножко поиграем.
Пальчиковая гимнастика
Тесто мяли мы слегка, ( сжимают и разжимают пальцы )
А потом его катали, ( катают воображаемый комок между ладоней )
На окошечко сажали. ( раскрывают ладони, показывают их )
Он с окошка прыг да прыг… ( стучат по ладоням пальцами )
Укатился озорник! ( грозят указательным пальцем )
• побуждать детей к активному участию в театральной игре.
-как президент страны
-как иностранец, плохо владеющий русским языком.
Упражнение на интонационную выразительность.
Что такое монолог?
Что такое диалог?
• (от греч. dialogos – беседа). представляет собой форму речи, при которой происходит обмен высказываниями между двумя (реже несколькими) лицами.
- монолог – слова, речь одного;
- диалог – разговор, беседа двух или нескольких лиц.
Приведем примеры монологов и диалогов.
(данная часть занятия проходит в форме беседы с детьми, можно использовать иллюстрации к сказкам, мультфильмам)
• из сказок и мультфильмов (например, диалог Колобка и Лисицы, Золушки и Феи, Маши и Медведя и тд.)
• из своей жизни (диалог мамы и детей, ребёнка с другом, в магазине с продавцом, детей и педагога и тп.)
Диалогические скороговорки :
1. - Расскажи мне про покупки.
- Про какие про покупки? (эмоция – удивление)
- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
2. Мышонку шепчет мышь:
Мышонок шепчет мыши:
3. Встретил петушок кота (эмоция - радость)
И спросил его тогда:
Почему ты черный, кот? (эмоция - удивление)
Лазал ночью в дымоход. (произносит гордо)
Почему сейчас ты бел?
Из горшка сметану ел. (говорит улыбаясь и довольно)
Почему ты серым стал?
Пес меня в пыли валял. (говорит обиженно)
4. Встретил в чаще ё ж ежа:
(говорят все вместе) - И пошли вдвоём, дрожа,
Скорчась, съёжась, два ежа.
Скороговорка-монолог "Кто хочет разговаривать" :
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- На этом наш тренинг завершён. Всех благодарю за внимание и, как водится в театре, дарю вам аплодисменты за работу
Список использованной литературы:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы Цель: создание условий для развития познавательных способностей, всестороннего интеллектуального и эстетического развития детей через интеграцию.
Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей подготовительной группы по ОБЖ Автор конспекта ННОД: (Носачёва Татьяна Николаевна, воспитатель, без категории, Краснозёрский МБДОУ №6) Приоритетная образовательная область:.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект занятия по ознакомлению
с художественной литературой.
Тема: Будем талантливыми собеседникам.
Монолог и диалог.
Автор конспекта:
воспитатель
Полякова Людмила Владимировна
Программное содержание:
Дать детям понятие об основных видах человеческой речи: монологической и диалогической, учить узнавать на примерах художественной литературы монолог и диалог.
Уточнить представления детей о семье, об отношениях в семье, желание помогать членам семьи.
Воспитывать социальное сознание детей, развивать устойчивые навыки общения, культуру поведения.
Оборудование:
Мяч, листы бумаги, карандаши, фломастеры, музыкальный фон.
Дети встают в круг и, передавая друг другу красивый мяч, говорят друг о друге добрые слова.
- Данила, ты веселый!
- Даша, ты спортивная! И т. д.
2ч. – Ребята, мы с вами уже говорили о том, что человек является частью живой природы. - В чём же главное отличие человека от животных?
- Правильно! Люди общаются между собой при помощи речи, учатся и развиваются.
Устная человеческая речь делится на два основных вида: монолог и диалог.
Что же это значит?
Слово монолог произошло от греческого слова МОНО – один, и поэтому этим словом люди стали называть речь одного человека; а слово диалог произошло от слова ДИА – речь или беседа двоих людей.
- Подумайте и скажите, как можно назвать наше с вами общение сейчас, когда я говорю, а вы внимательно слушаете?
- А если я начну с кем то из вас разговаривать, то как мы это назовём?
- Молодцы! А сейчас я прочитаю вам два разных литературных произведения, а вы определите, к какому виду речи они относятся.
Мама с папой – моя родня, нет родни родней у меня.
И сестрёнка родня, и братишка, и щенок лопоухий – Тишка.
Я родных своих очень люблю, скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка, маме в кухню – волшебная щётка,
Молоток настоящий братишке, мяч – сестрёнке, конфетка – Тишке!
А ещё есть друг у меня, друг Серёжка мне тоже родня,
Я к нему прибегаю с утра, без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю, всё на свете ему подарю!
- Понравилось вам стихотворение?
- Как вы думаете, от чьего лица рассказывается это стихотворение?
- О чём рассказывает мальчик? Есть ли у мальчика собеседник?
- Как мы назовём его речь?
- Вы правильно определили, что этот образец речи относится к монологу, т.к. мальчик рассказывал о своей семье, ни с кем не беседуя, в форме повествования.
Раз – поднялся, потянулся,
Два – согнулся, разогнулся,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
(дети выполняют соответствующие речёвке движения).
4ч. – Ну что ж, послушайте ещё одно произведение:
Сегодня воскресенье, но папа с мамой работают с самого утра.
Мама убирает квартиру. Папа чинит окно.
- Ты почему бездельничаешь? – спрашивает папа.
Мне обидно до слёз.
- Мам, дай сумочку, я в магазин пойду.
- Держи, - говорит мама и даёт мне сумку.
Я всё купила правильно: и хлеб и простоквашу. Только вот сдачу куда - то задевала.
- Ничего, - говорит папа, - переживём. В следующий раз будешь внимательнее, а пока вот тебе лейка. Поливай цветы.
Я стала поливать цветы, всё полила, только на пол пролила немножко.
- Ничего, - говорит мама – это не страшно. Лужу я сейчас вытру, а пока вот тебе веник и совок. Подметай.
Я стала подметать, споткнулась и ударилась коленкой.
- Не страшно, - говорит папа, - коленка заживёт. Главное, что ты сегодня работала.
- О чём говорится в этом рассказе?
- От чьего лица он рассказывается?
- О чём рассказывает девочка?
- Есть ли у девочки собеседники? Кто?
- Как мы назовём речь людей в этом рассказе? (диалогическая речь).
5ч. – Ребята, а как бы вы охарактеризовали детей из стихотворения и рассказа?
Выслушиваем мнения детей – мальчик очень добрый, хороший, любит своих близких, друзей; девочка послушная, заботливая, трудолюбивая и т.д.
- Расскажите, а как вы относитесь к членам своей семьи, есть ли у вас обязанности, дают ли вам поручения и как вы их выполняете?
6ч. Предложить детям для закрепления темы придумать и нарисовать символы монологической и диалогической речи, например в виде лиц гномиков или детей.
Навыки, формирующиеся в данной беседе:
1. Развивать умение поддерживать беседу;
2. Продолжать совершенствовать диалогическую речь;
3. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения;
4. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Отгадай, пожалуйста, загадку:
Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Но друг друга не обгоняют… (Месяцы).
Вопросы для беседы:
– Верно, это месяцы. А какое сейчас время года?
– Вспомни, пожалуйста, и назови мне осенние месяцы?
– Правильно! Расскажи какие изменения в природе происходят осенью?
– А как называются птицы, которые улетают в теплые края?
– А птицы, которые остаются у нас зимовать, как называются?
– Назови, каких ты знаешь перелетных и зимующих птиц.
– Как ты думаешь, почему птицы улетают на юг?
– Можно ли как-то помочь птицам, оставшимся зимовать в городе?
– А знаешь ли ты, почему осенью листья желтеют и опадают?
– В листьях содержится такое вещество – хлорофилл, которое делает их зелеными, но из-за недостатка солнца, это вещество перестает действовать, а вместо этого вещества появляются другие, которые окрашивают листья в желтый, оранжевый и багровый цвета. Питательных веществ через листья поступает все меньше, и дереву они становятся не нужны. Черешки листьев хуже держатся за дерево, постепенно слетая с него от самого незначительного порыва ветра. Упавшие листья приносят деревьям немалую пользу: из них образуется замечательный слой удобрения, питающий дерево.
– А что может случиться с деревом, если листья не опадут?
– Также ты сказал, что осенью собирают овощи и фрукты. А как одним словом это можно назвать?
– Какие овощи и фрукты можно собрать у нас с огородов, полей и садов?
– А что люди делают на зиму с овощами и фруктами, если удался богатый урожай?
– А ты делаешь с родителями заготовки на зиму? Какие?
– А что происходит с дикими животными и насекомыми осенью?
– Каких ты можешь назвать животных, которые впадают в спячку?
– А как меняется жизнь животных, которые не впадают в спячку?
– Я считаю, что мы с тобой вспомнили многое про осень и теперь можно немного поиграть.
Итог:
- О чем мы с тобой говорили?
- Какие изменения происходят с природой осенью?
- Назови 3 месяца осени.
Читайте также: