Конспект занятия былина добрыня и змей

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения

Цель: Дать понятие былины, ознакомить учащихся с былинным сказом и правилами чтения былин.

Формировать полноценное восприятие былинного текста, понимание специфики литературного жанра, совершенствовать навык чтения

Научить использовать Интернет –ресурсы при выполнении задания

Развивать связную речь, мышление, воображение

Воспитывать нравственные качества на примере былинного героя.

Воспитывать интерес к урокам литературного чтения, воспитывать чувства сострадания, сопереживания и милосердия.

Техническое обеспечение: Проектор

Организационный момент

- Дети, посмотрите на свечу и подумайте о чем-нибудь светлом, добром. Пусть этот легкий, спокойный и таинственный огонь свечи поможет нам настроится на наш урок, очистит наши души от обид , злобы, жадности и подарит всем хорошее настроение.

Актуализация знаний

- Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)
- Именно о богатырях и пойдёт у нас сегодня речь.
- Кто же такие богатыри? (ответы детей)

Дома вы должны были посмотреть в словаре или найти в интернете, значения некоторых слов . Кто нашел , значение слова БОГАТЫРЬ?

БОГАТЫРЬ – 1) Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.

2) (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.

- Считалось что богатыри – могучие витязи, наделенные богом необыкновенным умом, смекалкой.

III. Работа по теме урока

- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитайте его название.

- Откройте оглавление и прочитайте названия произведений , которые включены в этот раздел (Добрыня и Змей, Болезнь и исцеление Ильи Муромца, Илья Муромец и Соловей-разбойник)

- О чем будут эти произведения? (о воинах, о подвигах которые они совершали)

- События , описанные в этих произведениях , будут относиться к нашему времени или к древним временам? (древним временам)

- Скажите, а как называется произведение русского фольклора о подвигах русских богатырей, которые жили в далеком прошлом? (былины)

- А что означает слово БЫЛИНА?

Наши предки - земледельцы, скотоводы, охотники вели жизнь полную опасностей и невзгод. Бывали наводнения, засухи, морозы. Но самым ужасным для них были воинственные набеги других народов. Враги разоряли селения, забирали в плен женщин и детей. Это вызывало у людей глубокие переживания и певцы из народа слагали героические песни о богатырях : могучих, бесстрашных защитниках русской земли.

- Прочитайте , как называется первая былина, с которой мы сегодня познакомимся? (Добрыня и Змей)

- Былины о Добрыне имеют более раннее происхождение, чем былины об Илье Муромце, но те и другие связаны с периодом борьбы нашего народа с татарским нашествием.

Былины раньше пелись. Сказители обычно владели старинным музыкальным инструментом – гуслями, в сопровождении которых они исполняли все известные им былины.

- Вот и представьте себе, ребята, седовласого старца, который сидит в окружении внимательно слушающих его людей. Его пальцы слегка касаются струн гуслей , лежащих на коленях. Льется неторопливая, спокойная, плавная мелодия. Певец – сказитель начинает свой рассказ про древнюю Русь, про старину стародавнюю.

- Ребята, чтобы у вас сложилось реальное представление о былине как о песенном жанре , давайте прослушаем отрывок былины Добрыня и Змей в исполнении Елены Сапоговой, знаменитой уральской сказительницы.

Словарная работа

Ребята в тексте нам встретятся незнакомые слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что былина была создана в давнее время, и чтобы понять былину, надо объяснить эти слова. На столах у вас лежат листы. Давайте прочитаем статью из словаря со значением этих слов и поставим ударение.

Палица – старинное оружие, тяжелая дубинка с утолщенным концом

Паробок – парень, оруженосец.

Приумаялся – притомился, устал

Ощериться – оскалиться , угрожающе показать зубы

Порешить – кончить, убить

Дородный – рослый, крупный, полный

Величать по изотчине - называть по отчеству, по отцу

Чара – то же, что чарка – небольшой сосуд для питья вина.

Шпенечки – небольшие шипы, стержни.

Стольный град - столица .

Учуять – почувствовать.

Полон – плен.

Колчан со стрелами – чехол со стрелами.

За полпоприща – за полпути

Подколенные – подчиненные, подначальные


Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх)
Головки опустим - на парту гляди.
(Вниз)
И снова наверх - где там муха летит?
(Вверх)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам)
И снова читаем. Немного еще.

Чтение текста

- Прежде, чем приступить к чтению, давайте потренируем наш речевой аппарат.

Ла- ло- лы, ла- ло- лы школа, классы, лом, столы.

Лы- лу-ло, лы- лу- ло лыжи, лужа, лось, стекло.

Ло- лы-ла, ло- лы-ла лодка, лыжник, лай, скала.

Ла-ло-лу, ла-ло-лу на полу, к столу, в углу.

Начало былины читает учитель.

Затем читают дети, вслух по частям.

Стр.161 (или 164) рассматриваем иллюстрацию

- Что здесь изображено? Где происходит действие? (княжеские белокаменные палаты)

- Что здесь происходит? (идет пир, князь беседует с Добрыней)

- Как зовут князя? (князь Владимир)

- Где он нарисован? Покажите.

- Как вы догадались, что это и есть князь?

- С кем он разговаривает?

- Прочитайте разговор князя с Добрыней.

Продолжение чтения былины.

В конце стр.162 (или 165), задать уточняющий вопрос:

- Почему все молчат? (боятся)

Домашнее задание

- Прочитать былину еще раз, обратите внимание на ее звучание, подобрать к иллюстрации слова из текста.

- С каким новым жанром мы познакомились на уроке? (Былины)

- Что такое былина?

- как необходимо читать былину? (напевно)

-А почему? (былины рассказывали мудрые люди, старцы, их рассказ шел в музыкальном сопровождении гуслей)

- Скажите, кто главный герой былины?

- Что вы о нем узнали? Каким его представляете?

- Какими качествами должен обладать былинный герой? (здоровье, сила, ум, доброта)

- Чему учит былина ? (любить свою Родину, защищать ее, быть добрыми)

- Как нужно читать былины, былинные сказы?(напевно)

- Узнали ли вы, что-нибудь новое? (продолжите предложения)

Оценочная лесенка.

- А теперь, давайте попробуем оценить то, как каждый из вас работал на уроке, и узнаем, у кого возникли затруднения на уроке.

- У вас на партах по два смайлика с вашими именами : один веселый , а другой – грустный . А теперь поднимите смайлик , который улыбается, те , у которых не возникло затруднений на уроке. У кого были трудности – поднимите грустный.

(У кого другой смайлик - не расстраиваетесь, на следующем уроке мы опять будем работать над былинами).

- Посмотрите на доске у меня находится шкала, с баллами от 1 до 5. Поставьте смайлик, который вы подняли , на ту ступеньку, на которую вы поставили бы себя.


Правильно называть былины и выделять их особенности
сравнивать героев положительных и отрицательных
пересказывать по плану былины или отдельные эпизоды
читать выразительно тексты былин или эпизоды из них (описание былинных героев, их подвигов и чудес)
сравнивать былины о подвигах одних и тех же героев, характеризовать особенности речи сказителей (былинщиков).


Умк "Школа России" В данной работе представлен план урока к разделу "Предания старины глубокой". Изучение новой темы.


Содержимое разработки

Тип урока: изучение нового

Тема урока: Былины. Добрыня Никитич и Змей.

Цель: знакомство с жанром былины, его особенностями.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Ориентироваться на развороте учебника.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Умение работать в паре и в группах.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Оборудование: презентация, учебник чтении, медальки и плакат для рефлексии





Здравствуйте, ребята, я Любовь Владимировна, проверьте свою готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Что такое преданья? Преданья – это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда. Сегодня мы начнем читать былины. Как вы понимаете значение этого слова? Какие родственные слова мы можете подобрать?

Исходя из этих слов, как можно растолковать слово былина? Посмотрите на заглавие, есть ли у них автор? (нет) Можно ли назвать былины народными? Откройте 62 страницу в учебнике. Прочитайте текст. Как по-другому называют былины? (старинами)

Как исполнялись былины? (их пели) Под какой инструмент они исполнялись? (гусли)

Гусли это старинный деревянный инструмент со струнами их количество насчитывается в зависимости от вида гуслей от5 до 66. Посмотрите на картинку на 62 странице, сказитель играет на гуслях.

В учебнике написано про богатырей, кто такие богатыри? (Это воины далекого прошлого)

как зовут богатырей? как одеты воины? (Шлем – головной убор богатыря, защищал его голову.Кольчуга – имела вид рубашки, её воины надевали поверх одежды, чтобы защитить тело. Плели кольчугу из многих тысяч металлических колец мастера-оружейники около двух лет. Обычно на неё поверх надевались металлические пластины, дающие дополнительную защиту наиболее важным органам. Бармица – тоже изготовлена из колец, защищала шею и верхнюю часть груди богатыря. Наручи – их ковали из стали, они защищали руки богатыря.

Поножи – надевали поверх кожаных сапог, они состояли из широкой пластины и защищали ноги

Одинаково ли автор изобразил героев?

Сегодня мы познакомимся с одним героем, на 64 странице прочитайте название отрывка былины. (Илья Муромец и змей)

2. Беседа по вопросам с использованием выборочного чтения.

  • Кто является представителем волшебства в этой сказке?
  • Какое условие является необходимым для появления гномика? (Он должен быть очень нужен кому-нибудь).
  • Кому же он должен был необходим? Зачитайте.
  • В чем же заключалась послушность и примерность детей в сказке? Зачитайте.
  • Расскажите о превращении гномика по порядку.
  • Как стали вести себя дети после встречи с гномиком? Зачитайте.
  • Злой не верит, что есть добрые люди.
  • Доброе слово – половина счастья.
  • Не ищи красоты – ищи доброты.
  • Красоту уносят годы, доброту не унесут.
  • Делать людям хорошее – Хорошеть самому.

II. Целевая установка.

– Прочитайте названия произведений этого раздела, рассмотрите иллюстрации.

– Обратите внимание на выставку книг. (Рассмотреть).

– Что такое былина?

Урок ведет Т.А. Чеботаева.

Учитель: В этой части книги собраны былины – древнейшие сказания о народных героях, защитниках Родины, о нравах, радостях и бедах наших предков. Что вы знаете про былины?

Дети: Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения.

– Это особые песни, которые рассказывают о героях и событиях.

– Былины – это не исторический документ, а произведения искусства, в которых имеется поэтический вымысел.

Учитель: В данном разделе представлены былины, отображающие мир Киевской Руси. Какие былины вы читали? (Высказывания детей). Обратите еще раз внимание на выставку книг. Постарайтесь их прочитать.

Выставка книг.

2. Работа со словарем.

Что такое былины? Прочитайте в словаре.

Работа со словарем.

  • Бой отвагу любит.
  • Славу свою добывай в бою.
  • Не силою дерутся, а умением.

III. Словарная работа.

Учитель: Ребята, в тексте вам встретятся сложные слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что былина была создана в давнее время, и, чтобы понять былину, надо объяснить эти слова.

  • Палица – боевая дубина.
  • Колчан со стрелами – чехол со стрелами.
  • Парубок – оруженосец.
  • Полон – плен.
  • Шпенечки – небольшие шипы, стержни.
  • По изотчине.
  • Стольный град.
  • Горы Сорочинские.

Словарная работа.

Чтение текста былины учителем и учащимися.

Текст былины нужно читать неторопливо, напевно, соблюдать спокойный, величавый тон.

  • Расскажите, что понравилось.
  • Когда вам было особенно интересно?
  • Когда вам было особенно страшно?
  • Какие эпизоды запомнились вам уже с первого прослушивания былины?

Чтение текста былины учащимися.

IV. Беседа по вопросам.

– Кто главный герой былины?

– Что вы о нем узнали?

– Каким вы его себе представляете?

– Подкрепите свои высказывания чтением строк из текста.

– Какие пословицы вы можете соотнести с текстом этой былины?

Высказывания детей. Они приводят свои пословицы.

  • Вражда не делает добра.
  • Без смелости не возьмешь крепости.
  • Бой – святое дело, иди на врага смело.
  • За край свой насмерть стой.
  • Кто честно служит, с тем слава дружит.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Храбрость – сестра победы.
  • Родная земля и в горсти мила.

– Найдите в былине образные народные слова и выражения (добрый конь, богатырский конь, палаты белокаменные, стольный Киев-град, Солнышко Владимир князь, воля-вольная, тьма-тьмущая, рад-радёшенек).

V. Подведение итога.

– Что такое былина?

– С каким былинным сказом познакомились сегодня?

– Кто его главный герой?

– Что вы можете сказать о Добрыне?

  • Богатыри в былинах – защитники родной земли, которые не позволяют врагу захватить ее.
  • В них воплотились лучшие качества русского народа.
  • Былина – это не простой пересказ истории, ее задача – прославить богатыря и его подвиг, который имеет решающее значение для Русского государства.
  • Бой отвагу любит.
  • Славу свою добывай в бою.
  • Не силою дерутся, а умением.

– Нарисуйте словесный образ героя и подтвердите словами из текста.

VI. Домашнее задание: прочитать былину еще раз, обратить внимание на ее звучание, подобрать слова из текста к иллюстрации из текста.

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии ( 4 )

Любовь Владимировна 16.11.2010 в 19:23 +1

Ольга Александровна

Ольга Александровна 17.11.2010 в 22:07 +1

Добрый день Таисия Александровна! Урок хороший, но чтобы в полной мере прочувствовать присутствие инноватики, думаю, уместно было бы его дополнить презентацией или каким - нибудь занимательным моментом.
С уважением Ольга Александровна

Светлана Александровна 20.11.2010 в 12:06 +1

Таисия Александровна! В исполнении Елены Сапоговой, известной уральской сказительницы, можно было бы послушать былину (или фрагмент "Добрыня и змей"), чтобы у ребят сложилось реальное представление о былине, как о песенном жанре. В интернете былину можно найти, послушайте Вам обязательно понравится и пригодится в работе. Спасибо за грамотно, эстетично и со вкусом оформленный материал урока и за желание делиться опытом с коллегами! Удачи и успехов!

Любовь Владимировна 01.01.2011 в 08:52 +1

Пусть Новый год вам принесет
Здоровье, радость и успех,
Не будет тягостных забот,
Звучит почаще звонкий смех.
Пусть что хочется — то и сбудется,
Что не ладится — позабудется,
Пусть хорошее преумножится
И удачно в дальнейшем сложится!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок освоение новых знаний и способов действий.

Развивающие: развивать речь учащихся, формировать умение выразительно читать былины; умение отвечать на поставленные вопросы, анализировать литературное произведение; способствовать обогащению детской речи, расширению кругозора учащихся;

Воспитательные: воспитывать нравственные качества( патриотизм, желание защищать слабых (былинных героев.)

( правильность, беглость, выразительность); ученики проявили умения отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно прогнозировать содержание, использовать выборочное чтение, коммуникативно-речевые умения, мышление, память, продемонстрировали интерес к произведению, нравственные качества патриотизм, желание защищать слабых, эмоционально-личностное отношение к предмету.

Оснащение: Учебник, проектор, презентация к уроку.

Этапы урока, формируемые УУД.

Содержание деятельности.

Содержание деятельности обучающихся.

1. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

2. Личностные УУД: действие смыслообразования

3. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками

-Доброе утро, дети! Меня зовут Елизавета Александровна, и сегодняшний урок литературы проведу я.

- Как вы понимаете эти слова?

- Сегодня на уроке я предлагаю вам совершить путешествие в далекое прошлое нашей многострадальной и героической Отчизны, в X – XI в.в. нашей эры.

- Эта лента вам уже знакома. Как она называется? Проследите по ней путь нашего путешествия. Итак, мы начинаем.

- На высоких холмах стоял Киев-град. Опоясал его земляной вал, окружили рвы. С зеленых холмов киевских далеко было видно. Видны были пригороды и многолюдные села, синяя лента Днепра, золотые пески на левом берегу, сосновые рощи.… Пахали под Киевом землю пахари. По берегам реки строили умелые корабельщики легкие ладьи. В лугах и по заводям пасли пастухи круторогий скот.

-За пригородами и селами тянулись леса дремучие. А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей .

-Чтоб беречь от них землю русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов, от чужих людей. (2 слайд)

Читайте также: