Конспект занятий по каллиграфии малая и большая пламевидные прямые 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Выполнять слого-звуковой анализ слов, обозначающих предмет, изображённый в прописи.
  • Писать овалы большие и маленькие, чередовать их, соблюдая наклон, высоту, интервалы между ними.
  • Писать короткие наклонные линии, объединяя их в группы по две-три, соблюдая наклон, высоту, интервалы между ними.

УМК: В.Г. Горецкий. УМК "Школа России"; пропись 1 часть.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

1. Организационный момент:

Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

2. Актуализация знаний: (слайд 2)

И красна, и кисла
На болоте росла. (Клюква)

На колючей тонкой ветке
В полосатых майках детки.
Куст с шипами — не шиповник,
Как зовется он? (Крыжовник)

Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)

Синий мундир, белая подкладка,
В середине - сладко. (Слива)

- Назовите предметы одним словом (ягоды). Соотнесите картинку со схемой.

3. Самоопределение цели урока: (слайд 3)

- Еще одна загадка про ягоды.
Я и красный, я и белый,
Я и чёрный - если спелый.
И под солнышком в саду
На лиане я расту.
И такой я сочный, сладкий,
Очень вкусный, ароматный.
Гроздь мою съесть каждый рад
И зовусь я (виноград).

- На что похожа ягода винограда? (на овал)

- Знаете ли вы, ребята, почему фигуру, напоминающую вытянутый круг, назвали овалом? (слайд 4) Это слово нерусское. Очень-очень давно люди подметили, что яйцо очень напоминает эту фигуру. В переводе с латинского "ово" – яйцо. Отсюда – и слово "овал".

- Значит, какой элемент букв мы должны научиться писать аккуратно? (овал)

4. Работа по теме урока:

- Теперь задание для самых внимательных. Найдите в слове “виноград” овалы. (слайд 5) Сколько их здесь? (один ученик обводит у доски, остальные в тетради)

- Нам важно научиться писать овал правильно. Посмотрите, как. (запись на доске с проговариванием). Напишем в воздухе. (слайд 6)

Теперь подготовим пальцы к красивому аккуратному письму.

Чтоб красиво написать,
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!

- Напишите 3 красивых овала, как в образце. Выберите самый аккуратный и подчеркните его. Допишите всю строку таких же овалов. Работу в тетрадях закончили.

Мы шли-шли-шли, (Маршируют по кругу, держа руки на поясе.)
Много ягод нашли. (Наклоняются, правой рукой достают носок левой ноги, не сгибая колени)
Раз, два, три, четыре, пять, (Опять идут по кругу.)
Мы опять идем искать. (Наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая колени)

Работа в прописях с.32 – самостоятельное прописывание элементов, отработка письма.

Работа в прописях с. 22.

- Посмотрите, в этой строке овалы дорисованы до цыплят. - Похожи ли цыплята на овалы? Обведите первого цыпленка. Догадайтесь, что не дорисовано у второго и третьего. Обведите и дорисуйте цыплят в первой строке.

- Рассмотрите вторую строку. Кто изображен здесь? По сколько овалов надо обвести, чтобы изобразить утят? Также пропишите овалы, дорисуйте недостающие элементы.

Работа над развитием речи:

Скороговорка: Цып-цып, цыплятки, белые пятки.

Работа в прописях с 22.

- Кто знает, какая птица изображена в третьей строке? (сова). Сравните овалы цыплят и совы. Одинаковы ли они по размеру?

- Буквы бывают не только строчные, но и заглавные. (нижняя строка). Посмотрим, как они пишутся. (слайд 7). Есть ли различия в написании элементов? (размер). Прописывание строки, дорисовывание овалов до рисунка совы.

- Готовы ли ваши пальцы писать настоящие буквы? В написании какого элемента тренировались? На какую букву он похож?

- Выполнение каких заданий помогло научиться писать овал правильно? Какие еще задания мы выполняли? Для чего мы их делали?


Содержимое разработки

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КАЛЛИГРАФИИ

(НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА, КУРСА)

Пояснительная записка

Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть1. – М.Просвещение, 2002

О.Е. Жиренко. Тренажер по чистописанию, 2019

Тетради в узкую линейку.

Федеральный базисный план отводит 35 часов для образовательного изучения каллиграфии во 2 классе из расчёта 1 час в неделю.

Формирование письма в начальной школе имеет большое общественное и педагогическое значение. Чтение рукописи, написанной небрежным, неразборчивым почерком, отнимает много времени и внимания читающего, ведёт к ошибочному прочтению текста. Каллиграфически правильное письмо учащегося способствует воспитанию аккуратности в выполнении любого задания.

Цель – научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через различные методы и приёмы.

Задачи работы курса:

- знакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия каллиграфией и приёмами работы с ними;

- обучить воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах, правильной расстановке слов на строке;

- научить соблюдать одинаковую высоту букв в словах на всей строке, пропорции строчных и заглавных букв;

- обучить отрывному, ритмичному и скорому письму;

- учить проявлять творческий подход к работе;

- учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

- учить индивидуальной работе;

- способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев;

- развивать глазомер; орфографическую зоркость, связную речь;

- воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, самодисциплину.

Содержание учебного предмета

Повторяем написание основных элементов букв (10 ч)

Ориентирование на листе бумаги. Большие и малые прямые наклонные линии. Прямая линия с закруглением внизу. Прямая наклонная линия с закруглением вверху. Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу. Большой и маленький овалы. Большие и малые полуовалы. Линия с петлёй вверху и внизу. Малая и большая пламевидные прямые. Петля на линии строки.

Отрабатываем написание форм букв по группам ( 8 ч)

Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т ,г. Группа букв: л, м, Л, М, я, Я. Группа букв: у ,ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч. Группа букв: с, С, е, о, О, а, б,д. Группа букв: ь, ъ, ы ,в. Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К. Группа букв: В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф. Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д.

Пишем правильно соединения букв (11 ч)

Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф. Написание соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос. Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ. Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас. Написание соединений ие, ий, иц, ищ. Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез. Написание соединений яб, яр, яв, ят. Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн. Написание соединений ль, мь, ья,ье. Написание заглавных и строчных букв в соединении. Написание соединений Оо, Сс, Ээ. Рациональные способы соединения

Подводим итоги (5 ч)

Списывание печатного текста. Списывание письменного текста. Письмо под диктовку букв, соединений, слов, предложений

Конспекты по чистописанию

Учитель: ЗАХАРОВА О. Н. Дата проведения: 21. 03. 2019 г.

Класс: 1 -"Б" Внеурочная деятельность: Чистописание

Урок: 25 Раздел: Общеинтеллектуальное направление

Тема: Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ь, ъ. Мы рисуем.

Тип урока: комбинированный.

Цель: организовать деятельность детей по овладению начертанием Ь и Ъ знака; ознакомить детей с разнообразием изобразительного искусства.
Задачи:

1. Учить каллиграфически правильному написанию буквы и ее соединений.

2. формировать художественные навыки.

1. Развивать мелкую моторику кисти рук;

2. Развитие умения ориентироваться на пространстве тетради.

3. подробнее познакомить учащихся с явлением художественной культуры.

1. Усвоение гигиенических требований при письме

2. выполнить эскиз на свободную тему.

Планируемые результаты:

1. Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

2. Контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания.

3. Организовывать свое рабочее место под руководство учителя.

4. Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства

1. Планирование совместной деятельности.

2. Умение донести свою позицию и понять других.

3. Участвовать в диалоге на уроке.

1. Ориентироваться в материале прописи и находить по заданию учителя нужную информацию;

2. Уметь сравнивать и анализировать буквы;

3. формирование способности оценивать результаты художественно- творческой деятельности, собственной и одноклассников.

1. Научиться каллиграфически правильно писать Ь и Ъ.

2. Восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства.

3. Проявление устойчивого интереса к художественным традициям.

1. Способствовать развитию интереса к письму,

2. Формирование мотивационной основы учебной деятельности.

3. Способность к художественному познанию мира.

4. Умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

5. Стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей.

Оборудование урока: презентация, опорный материал, прописи, бумага, фломастеры.

1. Включение в учебную деятельность

- Начинаем урок чистописания, прошу сесть и проверить готовность к уроку.

Дети проверяют школьные принадлежности, посадку за партой

- Все готовы? Да Тогда начинаем.

- Нам придётся много говорить, разомнём губки.

-Вот мы и улыбнулись. Пусть хорошее настроение будет с нами на протяжении всего урока.

2. Актуализация знаний

/Интерактивная доска. Таблица с частями слов с Ь и Ъ знаками из урока письма.

- Прочтите, ребята, части слов. Что особенного вы заметили в данных частях? Встречаются везде Ъ или Ь знаки.

- Найдите слова. (Шью, лью, пью, вью.)

-Что обозначает Ь в этих словах? Он отделяет согласный звук от гласного.

- А какой знак тоже может отделять согласный от гласного? Приведите примеры.

Твёрдый знак: подъезд, съехал, объявление и др.

-Верно, ребята! А вы знаете кто такой художник?

-Тот, кто творчески работает в какой-нибудь области искусства.

-Где вы встречали работы художников? (иллюстрации, рекламы, посуда, обои, ковры, одежда, шкатулки и т.д.)

- Сегодня на уроке мы будем учиться рисовать, лепить и видеть мир глазами художника.

3. Определение темы и постановка цели урока

-Отгадайте загадки и попробуйте сказать, о чём пойдёт речь на нашем уроке.

Безголосый он добряк

Всё смягчает…Мягкий знак

Буква Р перевернулась

Мягким знаком обернулась.

Был Ь высоковат

Сказали буквы строго:

_Эй, наклонись немного!

Из ведра не просто так

Нам воды напиться

Нужен ковшик…твёрдый знак

Чтобы не облиться.

- Чему мы научимся на уроке вместе с этими знаками?

Будем учиться……

Попробуем узнать……

Нужно повторить……

Это нужно для…

- Верно, друзья. Тогда не будем терять ни минутки, приступим к заданию.

4. Работа по теме урока

- К нам на урок опять пришёл Незнайка. Сегодня он грустный, потому что растерял страницы из прописи. Поможем ему их найти и восстановить!

На первой страничке нужно было прописать красиво Ъ и Ь знак. Найдите у себя на парте такую страничку. Поставьте в нижнем правом углу цифру 1. Приготовьтесь писать красиво. Повторим нашу писалочку.

Я тетрадочку открою и как надо положу

Я от вас, друзья, не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

/Дети пишут строчки чистописания Ъ и Ь знака, соединения с ними и слова/

-А теперь внимание на доску. Незнайка рассыпал все схемы слов. Поможем ему их собрать.

/Ученики собирают слова, по очереди выходя к доске./

- А теперь найдём страничку из прописи Незнайки, где нужно восстановить схемы слов, поставим цифру 2 в правом нижнем углу. Подсказка, все слова на букву П.

Подъезд, пень, платье.

/Дети раскрашивают схемы и записывают слова/

- Ребята, давайте подумаем и расскажем, после каких и перед какими буквами пишется разделительный Ъ?

После согласных перед гласными Е, Ё, Я.(подъезд)

- Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

Перед буквами Е, Ё, Ю,Я, И (платье)

- Что ещё может обозначать Ь?

Ь может обозначать мягкость согласного звука (пень).

- Молодцы, ребята. Вы правильно сделали выводы. Знания у вас хорошие.

- А знаете, Незнайка мне написал список материалов, которыми он пользуется. Но список не простой, а зашифрованный загадками. Давайте расшифруем вместе.

Мы рисуем, красим тоже,

Каждый делает, что может.

Начнет рисунок карандаш,

А завершит его. (гуашь)

Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Они с карандашами схожи,

Цветные, и в коробке тоже.

Пиши ты ими на листке,

Асфальте, стенах и доске.

В использовании легки,

Из воска сделаны. (мелки)

5. Физкультминутка

-Поработали, пора и отдохнуть на физкультминутке. Вспомним про друга Незнайки - Буратино. Его зарядка небольшая, но полезная.

Буратино потянулся, раз нагнулся, разогнулся.

Два разочка он присел и за парту тихо сел.

6. Закрепление знаний

Дети работают в парах. Потом проверяют

7. Постановка творческой задачи

- Сегодня вы будете использовать бумагу и фломастеры. Есть несколько основных способов использовать их в рисунке.

- Серым фломастером удобно делать набросок.

- Можно вести прямую линию, кривую, ломаную.

- Штрихи тоже могут быть разными: короткими и длинными, частыми и редкими, и даже завитками.

8. Практическая работа.

9. Итог урока. Рефлексия.

-Понравился ли вам урок?

-Что нового узнали?

- Для чего нужны Ъ и Ь ?

Мы повторили……

Мы научились……

Мне понравилось!

-Ребята, у всех все сегодня получилось?

- Кто считает, что выполнил свою работу, а у кого сегодня получилось не всё так, как хотелось, но он будет в следующий раз более старательным.

познакомить учащихся с одним из видов изобра зительного искусства – каллиграфией .

сформировать представление об истории возникновения письменности и старославянской

представить каллиграфию как способ выражения д у шевных чувств, настроения,

индивидуальности;применить каллиграфическое письмо для оформления поздравления ,

воспитывать уважение к народной мудрости и желание вырабатывать каллиграфический

Оборудование: презентация, алфавит (образцы рукописного стиля ), чистые

Какое важное понятие заключается в изображенных предметах и их объединяет?

(Почта, интернет – переписка, почтовый голубь с конвертом).

Пронумеруйте, пожалуйста, эти картинки в порядке использования способов передачи

( Предположительно: голубь - № 1, почта - № 2, интернет - № 3)

Для того , чтобы сообщить в давние времена что - либо, посылали целый набор

предметов.Рассмотрите послание : птица, мышь, лягушка и пять стрел .

Ребята, как вы думаете, что этим посланием хотели сказать?

Правильный ответ : « Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не

зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно ляг у шкам в озера, то падете под

Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, чт о

обмениваться предметами - посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы

рисовать – этот способ передачи информации (пиктограмма) сменяет первый .

Затем появилась письменность.Письменность – это настоящее сокровище, которым

В 863 году произошло важное в жизни нашего народа событие: два брата —

ученых монаха — составили первую славянскую азбу ку, которая называлась в честь

В 1 классе вас учат правильному письму русского алфавита. Сейчас мы пишем

В древности знаки высекались на камне или выдавливались палочкой на глине.

Различные способы выдавливания знаков на относительно твёрдых поверхностях были

весьма распространены (писание на бересте, восковых или глиняных дощечках). Затем ,

когда стали писать на бу маге, основным пи шущим инструментом явилось перо птицы,

главным образом, гусиное перо. Оно острое и при нажиме руки не гнётся. Далее перья

становятся составными, в 18 веке появляется стальное перо. И писать такими перьями

можно только с отрывом, то есть каждую букву выводить отд ельно.

Умение писать. Где мы можем использовать в жизни это у мение ?

( Один из вариантов: написание поздравления.Детям раздаются открытки )

Как должно быть написано поздравление, чтобы его легко можно было прочитать?

Наверное, поэтому, очень часто стали использовать печа тный вариант.

Какой из вариантов письма, печатный или рукописный, поможет глубже ощутить

Да, письмо, пожелание, написанное от руки, пу сть не идеальным,

каллиграфическим, но изысканным, построенным по всем правилам эстетики почерком,

передаст адресату душевное тепло и заботу, улучшит его настроение и, стало быть,

Адресат получает информацию как интеллектуальну ю, так и эмоциональную. Еще

бы, стоит посмотреть на тест, написанный знакомой ру кой – и уже появляются какие - то

ассоциации, воспоминания. Традиционное письмо люди воспринимают разн ыми

органами чувств. Многим нравится запах старой бум аги, или д у хи, которыми часто

ароматизируют письма. А электронные письма этого лишены. Конечно, для срочной,

деловой переписки мы буде м пользоваться именно электронной почтой. Но поздравления

или другие значимые вещи люди все еще любят отправлять традиционной почтой.

Умение писать красиво, вложив душу, - это искусство. Этот вид искусства имеет

Попробуйте предположить, как это искусс тво называется, если на древнегреческом

Читайте также: