Конспект восстание декабристов 10 класс

Обновлено: 26.07.2024

Предлагаем вашему вниманию урок по теме “Движение декабристов” в 10 классе.

Данный урок является уроком опережающего обучения с элементами ролевой игры. Тип урока: урок опережающего обучения.

    Выставка книг посвященных событиям декабристского движения.
  1. Ученические столы сдвинуты в две линии. Между ними большой стол, на котором расставлены предметы, имитирующие вещи XIX века: подсвечник, книга стихов А.С. Пушкина, “гусарский кивер”, план восстания на Сенатской площади, списки членов тайных обществ, чернильница с гусиным пером и т. п.
  2. Мультимедийная аппаратура, экран.

Время: два урока по 45 минут.

Цель урока: познакомить учеников с деятельностью двух тайных обществ, возникших в России в 20-е годы XIX столетия. Разобраться в таком явлении общественной жизни, как дворянское революционное движение в России, проникнуть в сущность данного события и дать ему личностную оценку.

обучающие: Обучение навыкам работы с историческими документами и умениям их анализировать;

развивающие: Развитие самосознания личности;

воспитательные: На примерах личностей декабристов воспитывать любовь к своему Отечеству и народу.

Урок I

На экране эпиграф:

Пока свободою томим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.

На столах, перед каждым учеником таблички с именами декабристов. (Справа – Южное общество, слева – Северное)

Южное общество.

Муравьев-Апостол С.И.

Северное общество.

Рылеев К.Ф.

За отдельным столом сидят “эксперты”, анализирующие дискуссию, возникшую между членами Северного и Южного обществ.

Опережающее задание: класс разбивается на две группы: “Северное” и “Южное” общества. По желанию самих учеников выбираются два “эксперта-историка” и два ученика на роль П.Пестеля и Н. Муравьёва. Оба ученика готовят дома короткую презентацию о своих героях. Учащиеся знакомятся дома с историческими документами “Русской Правдой” П.Пестеля (1 группа) и “Конституцией” Н.Муравьёва (2 группа).

    Проанализировать, что изменилось бы в государственном и общественном устройстве России, если бы восстание декабристов закончилось их победой.
  1. Сравнить возможное развитие дворянской революции в России с Великой французской буржуазной революцией

Вводная часть урока. Постановка проблемы.

На экран выводятся слова.

“Известно мне, погибель ждёт
Того, кто первый восстаёт
На притеснителя народа.
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажите мне, была
Без жертв искуплена свобода?”.

Учитель: Эти слова написал в своей поэме “Сиверин Наливайко” один из руководителей Северного общества Кондратий Рылеев. Какими пророческими оказались эти слова!

Попробуем разобраться в сущности такого события как дворянское революционное движение и постараемся дать ему свою личностную оценку.

Надеюсь, что в ходе урока, несмотря на то, какую бы оценку вы не дали деятельности декабристов, вы осознаете, как беззаветно любили эти люди своё Отечество и как мечтали о всеобщем благе народа.

На экран выводится портрет Александра I .

Учитель: 20-е годы XIX столетия. На российском троне император Александр I. Именно сейчас, в начале 20-х годов, Александр впервые в масштабе не только России, но и Европы, вдруг, абсолютно ясно понял, какая пропасть лежит между его либеральными мечтами, осторожными конституционными шагами и бурей народной революции или военного мятежа. Доходившие до него слухи о тех надеждах, которые возбуждали в народе, особенно среди крепостных крестьян, вынашиваемые во дворце, даже весьма ограниченные проекты общественного переустройства, не могли не ужасать его.

На экран выводится вопрос.

Какие же надежды жили в умах и сердцах российского народа после войны 1812 года? (Работа с классом)

На экран выводится вопрос.

Дал ли сам Александр повод для таких мечтаний вначале своего царствования? (Работа с классом)

Учитель: Но сейчас в начале 20-х Александр, осторожный реформатор, вдруг почувствовал реальное дыхание свободы, которое исходило от народной массы. Император ощутил опасность, которая грозила ему личной гибелью, И этой опасностью были тайные общества среди дворян, офицерства, гвардии и даже сановной знати. Александр боялся заговора – ему ли было не знать, чем кончаются дворцовые заговоры.

На экран выводятся портреты Петра III, Павла I и вопрос.

Почему Александр I боялся заговоров?

Учитель: Действительно в семье Александра боялись заговоров. Не случайно он сам и его брат Константин всю жизнь росились с мыслью отречения от престола, в основе которой лежал самый элементарный страх за свою жизнь. Возможно поэтому, Александр явился инициатором создания Комитета общественной безопасности, которому вменялась, в частности, даже проверка личной переписки. Александр знал, что в России существуют так называемые тайные общества и, это уже была вторая опасность: она грозила гибелью всей системы, которая взрастила царя и которой он верно служил всю свою жизнь.

Однако, в 1821 году, когда князь Васильчиков предоставил Александру списки заговорщиков, Александр не захотел их арестовывать. Возможно, он не верил в серьёзность их намерений – народ был не сановный, молодой, а может, не хотел оповещать мир о противостоящей ему оппозиции. Только за неделю до своей смерти, царь, всё-таки, отдаст приказ произвести аресты среди членов тайной организации.

19 ноября Александр умрёт во время своего путешествия на юг в заштатном городке Таганроге и приказ не успеет войти в силу, а в декабре произойдут события, навсегда вошедшие в историю России как восстание декабристов.

На экран выводится вопросы.

1 вопрос: Кто же эти люди? В каких условиях формировалось мировоззрение декабристов? (Работа с классом)

2 вопрос: Какие войны вела Россия в начале века с Францией?

На экран выводится иллюстрация картины П.Хесса “Бородинское сражение”. (Работа с классом)

Учитель: Действительно, на мировоззрение декабристов огромное влияние оказали события 1812-1814 годов. Подрастающие дворяне, воспитанные на рассказах о воинской доблести России, о блестящих победах Румянцева и Суворова, тяжело перенесли разгром под Аустерлицем (1805 г.), позорный Тильзитский мир (1807 г.). Будущие декабристы были охвачены патриотическим порывом, и это привело их в ряды защитников Родины в1812 году.

На экран выводятся слова “Мы были дети 1812 года” С. Муравьёв-Апостол.

Учитель: Заграничные походы 1813-1814 годов ещё больше повлияли на революционную идеологию декабристов. Побывав в странах, где не было крепостного права, и где существовали конституционные учреждения, будущие декабристы получили не мало материала для размышления. Когда они вернулись, Родина тем резче поразила их отсталыми формами жизни: крепостным правом, самодержавным аракчеевским произволом.

Уже в 1816 г. в Санкт-Петербурге возникает тайное общество – первое название его “Союз Спасения”. Сначала целью этого общества было освобождение крестьян от крепостной зависимости, но очень скоро к этой цели присоединилась и вторая: Борьба с самодержавием и абсолютизмом.

В организацию входили: ученики называют “свои” имена в соответствии с табличкой.

Очень скоро лидером среди участников тайного общества становится выпускник Пажеского корпуса, герой войны 1812 года - Павел Пестель.

Демонстрация презентации подготовленной первым учеником дома согласно опережающему заданию.

Учитель: В 1818 г. начала свою деятельность новая организация “Союз Благоденствия”.

Общей чертой всех участников тайных обществ являлось следующее: все боялись ужасов народной революции. Современником и другом многих декабристов был великий русский поэт А.С.Пушкин.

На экран выводится портрет А.С.Пушкина и вопрос.

Как А.С.Пушкин отзывался о русском бунте? (Работа с классом)

Учитель: В 1819г. мы видим по документам, что помимо П.Пестеля, влияние среди единомышленников приобретает Н.Муравьёв.

Демонстрация презентации подготовленной вторым учеником дома согласно опережающему заданию.

Учитель: В1920 г. в среде декабристов наметился раскол. Часть членов Союза отказалась от радикальных мер, сторонником которых остался П.Пестель. Он создаёт вокруг себя организацию республиканской направленности, которую будут называть Южным обществом. На следующем уроке мы будем знакомиться с двумя важнейшими документами: проектами будущих Конституций и поговорим об их значении для России с позиций самих декабристов.

Урок II

На экран выводится текст “Русской Правды”.

Учитель: Русская Правда – так называется этот конституционный проект, над которым П.Пестель работал 10 лет. Документ согрет огромной любовью к Родине, которую Пестель ценит превыше всего.

Работа с группой № 1.

Учитель: Господин Пестель, ознакомьте нас с вашим конституционным проектом.

Учитель: Давайте разберём основных вопроса:

- о крепостном праве.

- об уничтожении самодержавия.

(Идет обсуждение по тексту Русской Правды)

Учитель: Однако, столь революционное общество как “Южное” находилось на окраине России, а все революции начинаются близко к власти, то есть в столицах. Успех столичного выступления решал дело, и, параллельно Южному обществу, в столице было создано Северное общество. Над проектом программы и Уставом общества работал Никита Муравьёв. Как и Пестель, Муравьёв писал свою Конституцию много лет, изучая, действовавшие в то время конституции Франции, Северо-Американских штатов, Испанскую 1812 г. и др.

На экран выводится текст Конституции Н.Муравьёва.

Работа с группой № 2.

Учитель: Господин Муравьёв, ознакомьте нас с вашей Конституцией.

(Идет обсуждение по тексту Конституции Н.Муравьёва.)

Учитель: А теперь сравним оба документа и подумаем, что стало бы с Россией, будь они введены?

На экран выводятся дискуссионные вопросы для обсуждения.

    Как вы решаете вопрос о крепостном праве и наделении крестьян землёй?
  • Как вы решаете вопрос о собственности на землю?
  • Какое вы предлагаете государственное устройство?
  • Как вы хотите решить национальный вопрос?
  • Какие вы предлагаете права и свободы?
  • Какую роль вы отводите императору и его семье?
  • Кому вы передаёте исполнительную и законодательную власть? И т.д.

Подведение итогов беседы.

(Ученики сами задают вопросы друг другу, отстаивают свои позиции, объясняют необходимость предложенных реформ.)

Подведение итогов дискуссии.

Заключительная часть урока

Слово предоставляется экспертам.

Учитель: Та группа декабристов, которая подготовила и организовала восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, придерживалась в основном республиканских взглядов, что объясняет и жестокость расправы над участниками восстания, и направления внутренней политики Николая I, о которой мы будем говорить на следующем уроке.

Домашнее задание: § 25 учебника, стр. 291-304, ответить устно на вопросы и задания к главе 5 на стр.304.

Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России, XVII-XIX века. Ч.2: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – 5-е изд. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2007.

Целью данного урока является осмысление народного подвига в восстании декабристов 14 декабря 1825 г., развитие у учащихся чувства гражданственности, воспитание патриотизма, развитие умения объективно оценивать исторические события, отстаивать свою точку зрения.

В методической разработке показано осуществление принципа разнообразия методических приемов, призванного повысить активность и самостоятельность учащихся.

Урок проходил в 10 классе.

ВложениеРазмер
Конспект урока в 10 классе "Восстание декабристов" 60 КБ
Приложение к конспекту урока "Восстание декабристов" 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Восстание декабристов

Основные цели урока.

-сформировать представления о причинах возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значении восстания на Сенатской площади, гражданской позиции декабристов;

-расширить смысловое представление о понятиях: междуцарствие; династический кризис;

-формировать опыт самостоятельной работы с учебником и историческими документами, формулирования и аргументирования собственной точки зрения;

-формировать опыт коммуникации в условиях работы в парах, культуры речи;

-формировать гражданский опыт средствами дискуссии.

-выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825г.;

-восстание Черниговского полка 1826г.;

-суд над декабристами

- казнь декабристов 13 июля 1826г.

-междуцарствие; династический кризис

- 14 декабря 1825г.- восстание декабристов

Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя: Мотивационная беседа.

(содержание в приложении) Слайд 1

У Александра была возможность привлечь сторонников обновления к осуществлению своих преобразований, но этот шанс был упущен и либерально настроенная дворянская молодежь встала на путь создания тайных антиправительственных организаций

Что же обсуждали декабристы на совещаниях тайных обществ? Что их волновало? Свои взгляды они изложили в программах.

Опережающее задание для работы в парах:

Ответ одного человека от пары.

Был разработан план восстания и выступление было назначено на 14 декабря.

Декабристы решили воспользоваться ситуацией междуцарствия и совершить переворот.

С одной стороны, они понимали, что к столь неожиданному, внезапному выступлению они не готовы организованно, с другой стороны, были уверены, что второй случай может не представится.

Рассказ о плане и ходе восстания на Сенатской площади. Слайды 11-15

(14 слайд-фрагмент фильма)

Вопросы ко всем:

- Какие пункты плана осуществились, а какие нет?

- Какой можно сделать вывод?

- Восстание было подавлено;

- Крепостное право не отменено;

- Самодержавие не свергнуто;

- Над декабристами был назначен суд:

579 ч. Привлечено к следствию по делу декабристов,

289 признаны виновными

121 преданы Верховному суду. Слайд 17

5 человек казнены 13 июля 1826г.(в России не казнили полвека, царь сделал исключение) Остальные приговорены к каторжным работам и поселению в Сибири, а также отправлены на Кавказскую войну.

А как вы думаете, имело ли восстание декабристов шанс на победу?

- С самого начала декабристы избрали тактику вооруженного восстания армии без участия народа.

- Простые люди, которые больше всего нуждались в Конституции, в правах и свободах не понимали декабристов и поэтому не поддержали восстание.

Да, восстание закончилось трагически, но люди, вышедшие на Сенатскую площадь, навсегда останутся в памяти России.

Как вы думаете, почему?

Каково историческое значение восстания декабристов

Рассказ обучающегося о

сложившейся ситуации в России после войны 1812 года. Слайды 2,3,4

Прослушав рассказ, обучающиеся должны назвать причины возникновения тайных обществ в России.

-отказ царя от реформ,

-заграничные походы русской армии;

-возвращение к охранительной политике (период реакции)Слайд 5

Работа с учебником.

Задание: назвать тайные организации, годы их создания и состав.

Состав- дворяне, аристократы. Записать в тетрадь.

Выявляют общие требования, называют цели и методы деятельности. Слайд 6

Требования: - свержение самодержавия;

- отмена крепостного права;

Цель: установление правового государства;

Метод : военный переворот (вооруженное восстание.)Записать в тетрадь. Слайд 9

Выступление ученика: знакомит всех обучающихся с ситуацией междуцарствия. Записать в тетрадь. Слайд 10

Обучающиеся отмечают какие пункты плана осуществились, а какие нет (в презентации или в рабочих листах). Слайд 16

- Планы декабристов провалились.

- Оно было обречено, потому что не было опоры на народные массы.

- наметило наличие глубоких противоречий (крепостническая система, монархический строй);

- необходимость новых реформ;

- вдохновили на борьбу следующие поколения борцов за свободу- дворян-разночинцев и народников. Записать в тетрадь. Слайд 19

Закрепление изученного материала

Организация домашнего задания

& 14, изучить документ «Письмо декабриста А.А.Бестужева Николаю I и выполнить задание к нему. С.141-142.

Заключительное слово учителя

Фильм . Слайд 21

Предварительный просмотр:

Учитель. Сегодня мы будем говорить о людях, которые пользовались репутацией образованнейших людей своего времени. Они увлекались политическими науками, экономикой, юриспруденцией, историей, искусством, литературой. Многим из них пророчили блестящее будущее государственных и военных деятелей, ученых, писателей.

У них было все: земли, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение и почести в аристократическом свете . Что еще нужно для счастливого будущего?

Какие же причины побудили блестящих молодых людей, с прекрасными перспективами военной и статской службы, выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти? Почему объединились они в тайные союзы вольнодумцев?

Во имя чего отреклись от собственных благ?

Можем ли мы сегодня понять мотивы поступков этих молодых людей?

Чтобы понять, необходимо познакомиться с эпохой, в которую пришлось жить этим молодым людям, с эпохой Александра I.

Учитель: Я хочу напомнить, что 11.03.1801 года в результате дворцового переворота и цареубийства в возрасте 24 лет на российский престол взошел Александр I, сын Павла I.

Приверженец идей либерализма, имея отрицательное отношение к крепостничеству, Александр с первых дней своего правления принимает твердое решение с помощью реформ изменить положение в стране.

Он первым издает закон, освобождающий крестьян от крепостной зависимости, и отменяет крепостное право в Прибалтийских губерниях.

Но начинается война с Наполеоном, в результате которой Россия освобождает не только свои земли, но и земли Европы.

Учитель: Какие перемены произошли в стране после окончания войн с наполеоновской Францией.

О событиях второй половины правления Александра I нас познакомит……(рассказ ученицы (ка)

Слушая рассказ, назвать причины появления тайных организаций в России.

Рассказ: После окончания войн с наполеоновской Францией ситуация в России заметно изменилась. Это было связано прежде всего с переменами, которые произошли с Александром. Переживания военных лет и ранняя смерть двух дочерей превратили царя в глубоко верующего человека, в мистика, ставившего во главу угла духовное совершенствование человека, приближение его к Богу. В то же время царь утратил веру в созидательную силу реформ, почти полностью отказавшись от серьезных социально-экономических преобразований.

В то время как свободомыслящее дворянство мечтало о конституции, тысячи молодых офицеров, вернувшись из заграничных походов, впервые увидели, что можно жить иначе, чем в России, вернулись убежденными противниками самодержавия и крепостничества. Вчерашние крепостные, прошагавшие по дорогам Европы, освободившие свою Родину от врага, надеялись на отмену крепостного права.

Политика правительства входила во все большее противоречие с теми надеждами на перемены к лучшему, которыми жила в то время значительная часть русского общества. Они ждали от Александра продолжения реформ, которые должны были вывести Россию на один уровень с передовыми странами.

Когда же стало ясно, что самодержавие превратилось в чисто консервативную, охранительную силу, неспособную на серьезные преобразования некоторые представители общества решились вступить в борьбу с правительством, создавая тайные антиправительственные организации.

Учитель: Итак, Откуда молодые люди узнали о лучшей жизни, в которой нет рабства и крепостничества?

Какие перемены произошли с Александром?

Продолжал ли он свою реформаторскую деятельность? Продолжал ли верить в реформы?

В стране наступил период реакции, период надзора и запретов. Самодержавие вновь превратилось в консервативную охранительную силу.

Восстание (рассказ учителя)

По разработанному декабристами плану восстание должно было начаться в Петербурге и почти одновременно быть поддержано выступлением 2-ой армии на Украине. Диктатором восстания в столице был назначен как старший по званию полковник гвардии С.П.Трубецкой.

Декабристы собирались не допустить присяги солдат новому царю. Под предлогом требования воцарения Константина они планировали вывести полки, которыми командовали или в которых имели влияние, к Сенату, где в это время должна была происходить присяга членов Государственного совета и сенаторов.

В реальной жизни все получилось совсем иначе, чем планировалось. Предупрежденный о готовящемся выступлении Николай I провел присягу Сената, Синода и Госсовета ночью. П.Г.Каховский, которому было поручено в случае необходимости убить Николая, отказался это сделать. Диктатор Трубецкой вовсе не прибыл к войскам, и они оказались без руководства.

На Сенатскую площадь утром 14 декабря был выведены лишь две роты Московского полка, позже подошли около 1100 моряков Гвардейского флотского экипажа и шесть рот Лейб-гренадерского полка ( всего свыше около 3 тыс.человек, 30 офицеров, без артиллерии).

Тем временем все остальные войска в столице присягнули Николаю (9 тыс. пехотинцев, 3 тыс. конницы, 36 артиллерийских орудий).

Новый царь предпринял попытку с помощью духовенства и военачальников мирным путем ликвидировать выступление. Популярный среди солдат герой войны 1812 г. генерал-губернатор М.А.Милорадович пытался убедить рядовых участников выступления в том, что их обманывают, однако он был смертельно ранен Каховским.

После того как переговоры не удались, Николай приказал принесшим присягу войскам открыть огонь по мятежникам. Восставшие дрогнули и побежали.

После получения известия о разгроме выступления в Петербурге члены Южного общества организовали восстание Черниговского полка на Украине 29 декабря 1825г., которое было разгромлено 3 января 1826 г.

Заключительное слово учителя.

Почти два века дело декабристов, их образы вызывают огромный интерес. Почему?

Они первыми в истории России потребовали введения категорий справедливости в практику жизни, понимая насколько она была бы лучше, если бы сила, которой обладало государство находилась в согласии со справедливостью .

Величайшие мудрецы всех времен пытались развить идею о соединении силы государства и справедливости права , но немногие смогли воплотить ее в жизнь. Благодаря декабристам эта теория не осталась лишь на бумаге.

Люди, обладающие всеми привилегиями, имеющие все права, знатнейшие, богатейшие помещики выступили против царя, защитника рабства . Они возвысились над интересами своего сословия во имя благородных целей: свержения самодержавия и уничтожения крепостничества в России. За свои идеалы они положили жизнь. В этом заключается великий нравственный подвиг декабристов.

Они навсегда для нас останутся идеалом мужества и самопожертвования.

Справедливость самоценна, и не существует только для одного времени или одного народа. Разве не является она потребностью общества сейчас. Мы пытаемся построить в нашей стране правовое государство, о котором мечтали декабристы, в основе которого лежит правовой закон, а значит СПРАВЕДЛИВЫЙ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в. Александр I/ Внутрення и внешняя политика 1 четверти 19 в.


Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в. Николай II? Его внутренняя и внешняя политика. Культура 1 половины 19 в.


Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.Некоторые презентации к урокам слишком большие по объему, поэтому не размещены.


План-конспект урока по истории. Тема "Движение декабристов".


Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори.

Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти.


Конспект урока по истории России: "Общественное движение при Николае I. Восстание декабристов"

Конспект урока по истории России: "Общественное движение при Николае I. Восстание декабристов".

Предпосылки возникновения тайных обществ: рост национального самосознания, господство крепостного права, самодержавно-бюрократическая государственная система, влияние идей века Просвещения.

Движение декабристов причины

Первые организации будущих декабристов:

Общества декабристов:

Общее в программах: отмена крепостного права; равенство граждан перед законом; гражданские свободы.

Различия: Северное общество выступало за установление конституционной монархии, ограничение избирательных прав имущественным цензом, крестьян предполагалось освободить почти без земли. Южное общество выступало за установление республики, равенство избирательных прав, крестьяне должны освобождаться с землей.

Движение декабристов. Основные события:

  • 14 декабря 1825 г. — восстание на Сенатской площади (Северное общество).
  • 29 декабря 1825 г. — восстание Черниговского полка (Южное общество).

Осенью 1825 г. умер Александр I. Возникла проблема с наследованием престола. Поскольку у Александра не было сыновей, наследником должен был стать его брат Константин. Но по завещанию Александра I императором провозглашался другой его брат — Николай. Такое положение дел привело к неопределённости, поскольку страна присягнула Константину. Поэтому Николай не мог вступить на престол. Восстание было намечено на весну — лето 1826 г., однако ситуация междуцарствия подтолкнула к действиям в декабре 1825 г. Выступление Северного общества произошло 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади и было подавлено. 29 декабря 1825 г. члены Южного общества организовали восстание Черниговского полка, которое правительственные войска также пресекли в короткий срок.

Итоги, причины, значение

Причины поражения:

  • Узкая социальная база движения.
  • Несогласованность действий, пассивность восставших, недостаточная конспирация.
  • Неготовность большинства дворянства к ликвидации или ограничению самодержавия и крепостничества.

Историческое значение движения:

  • Движение декабристов стало первой попыткой изменить государственный строй и отменить крепостное право в царской России.
  • Необходимость проведения реформ получила наглядное подтверждение.

Во второй четверти XIX в. в русской общественной мысли сформировалось несколько основных, направлений: консервативное, либеральное (разделение на западников и славянофилов), революционно-демократическое и направление утопического социализма.

Движение декабристов Значение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать возможность оценить гражданскую позицию декабристов, их выбор.

Оборудование: проектор, компьютер.

Продолжил ли Александр I либеральные преобразования после Отечественной войны 1812 года? Приведите факты.

Что заставило императора отказаться от курса либеральных реформ? /смерть двух дочерей и сестры, рост мистических настроений царя, революции в Европе против Священного союза/

Какие факты доказывают, что в последние годы своего правления Александр I перешел к политике укрепления самодержавной власти? /Аракчеевщина. Военные поселения ухудшили и без того тяжелое положение крестьян. Все слои общества зависели от тайной полиции. Помещикам вернули право ссы­лать крестьян в Сибирь. Введена была строжайшая цензура.)

Либерально образованные дворяне, офицеры создают тайные организации.

Какие тайные организации возникли в 1816-20-х гг и каковы были причины их возникновения? Почему их участниками стали дворянские офицеры?

/Союз спасения и Союз Благоденствия. Борьба за конституцию и равноправие./

Проблемный вопрос - почему так резко изменилось отношение либеральных дворян к императору?

Изучение нового материала

В 1820-25гг. декабристы создали 2 тайные организации – Северное (Петербург) и Южное (на Украине) общества. Таким образом, в 1820- 25-х гг. в в целях и действиях декабристов произошли перемены.

Однако полного единогласия между обществами не было. Сравним их программы

Власть, форма правления

Республика, власть на 10 лет Временному правительству. Законодательная власть - Народному вече, исполнительная – Державной Думе, власть на местах- избранным правлениям сроком на 1 год. Россия- единое и неразделимое государство.

Конституционная монархия. По территориально-государственному устройству Россия становилась федерацией из 13-14 государств и 2 областей. Законодательная власть- Народному вечу (право голоса- богатым), исполнительная- императору

Крепостное право

Отменяется, земли помещиков остаются за ними.

Сословный строй

Равенство всех перед законом, гражданские свободы

Равенство всех перед законом, но избирательное право- только богатым

Мы выяснили, что своих целей декабристы хотели достичь методом военного переворота. Офицеры -декабристы попытались свой план осуществить 14 декабря 1825 года – они вывели свои полки на Сенатскую площадь.

Проблема: Декабристы – преступники или герои?

Петербурга 19 ноября 1825 года скоропостижно умирает император Александр1.

Пока решался вопрос и том, кто из братьев Александра- Николай или Константин наследует власть, декабристы решили воспользоваться ситуацией междуцарствия и совершить переворот.

Почему сложилась ситуация междуцарствия?

У Павла 1 было три сына: Константин, Николай и Александр. У Александра I не было детей, царем должен был стать его брат Константин, но он был женат на особе нецарской крови, на польской графине Иоанне Грудзинской, что по закону о престолонаследии лишало его права стать царем. Занимая должность главнокомандующего польской армией, он фактически был наместником царя в Польше, жил в Варшаве и давно отрекся от престола. В запечатанных конвертах в Сенате и Синоде, в Государственном совете в Петербурге и в Москве – в Кремлевском Успенском соборе хранились документы отречения Константина. На пакете, находившемся в Государственном совете, имелась надпись, сделанная Александром I: “Хранить в Государственном совете до моего востребования, а в случае моей кончины раскрыть прежде всякого другого действия в чрезвычайном собрании”. Соответственно наследником престола был Николай. Но отказ Константина от наследования держался в тайне от общества, поэтому присяга была принесена Константину. Против кандидатуры Николая возражали сановники и генералы, в среде которых он был непопулярен. В этот период страна фактически жила без царя, создалось междуцарствие и это продолжалось до 14 декабря. При таких условиях Николай решил больше не считаться с формальностями.

Свое выступление декабристы назначили на 25 декабря. Ими был разработан план восстания.

Выясним, в чем он заключался этот план.

Часть готовых к выступлению войск под командованием А.И.Якубовича должна была еще затемно захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью. Рылеев настаивал на физическом уничтожении царя, чтобы внести смятение в ряды его сторонников и тем самым обеспечить успех декабристам. Каховский намеревался проникнуть в Зимний дворец и убить Николая. Однако от цареубийства пришлось отказаться. Планировался также захват Петропавловской крепости. Декабристы накануне восстания и спустя много лет считали, что успешный исход восстания был вполне вероятен. Жертвовать всем, даже жизнью, для блага Отечества было влечением сердца каждого из декабристов. Намеченный план осуществить не удалось. Утром 14 декабря Булатов, Каховский и Якубович отказались от своих действий. Декабристам удалось повести за собой только 3 тысячи солдат лейб-гвардии Московского, лейб-гвардии Гренадерского полков и гвардейского морского экипажа

План восстания декабристов:

Вывести на Сенатскую площадь 6 гвардейских полков

Назначить диктатора- человека с неограниченными полномочиями

Взять Зимний дворец, арестовать царскую семью

Захватить банк и почтамт

Отметьте, какие пункты плана осуществились, а какие –нет.

Какой можно сделать вывод? Чего не учли декабристы?

На юге еще до восстания в Петербурге по доносу был арестован Пестель. Узнав о поражении восстания, руководители Южного общества С. Муравьев-Апостол и М. Бестужев-Рюмин пытались поднять войска 2-ой армии. Однако им удалось повести за собой только один Черниговский полк. С 29 декабря 1825 года полк двигался по Киевской губернии, пытаясь увлечь за собой другие части, но безуспешно. 3 января 1826 года он был настигнут карательным отрядом и разгромлен.

Планы декабристов провалились. Восстание потерпело поражение.

Каковы причины поражения восстания?

Отсутствие тщательной подготовки восстания.

Восставшие действовали разрозненно.

Руководители восстания (Трубецкой, Волконский уклонились от всякого действия).

Срыв планов декабристов

Николай лично вел следствие и суд над декабристами. Всего было арестовано 579 человек, но многие были оправданы еще на следствии. Виновными признали 289, из которых 121 предали суду.

К арестованным декабристам Николай I отнесся как к закоренелым преступникам

Арестован и осужден 121 человек

5 человек казнены: Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Михаил Бестужев-Рюмин

Сергей Муравьев-Апостол, Петр Каховский

При казни были два палача, которые надевали петлю, а затем белый колпак. На груди у декабристов была табличка, на которой было написано мелом имя преступника, они были в белых халатах, а на ногах тяжелые цепи. Когда все было готово, с нажатием пружины в эшафоте, помост, на котором они стояли на скамейках, упал, и в то же мгновение трое сорвались – Рылеев, Пестель и Каховский упали вниз.

Более 100 декабристов сосланы в Сибирь.

За осужденными декабристами последовали их отважные жены, невесты, матери, сестры. Они шли на добровольное изгнание.

Когда к некоторым из декабристов прибыли их жены ( Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская, А.Г. Муравьева, А.И. Давыдова, А.В. Розен и др.), то мужья имели возможность общаться с ними”.

Как мы можем ответить на проблему урока? Декабристы – преступники или герои?

В чем историческое значение восстания, как оно повлияло на ход истории России?

Домашнее задание: § 25 , ответить на вопросы 3,4 стр 304 устно

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № 56 Класс: 10 Предмет: история Дата:_________

Тема: Внутренняя политика второй половины царствования Александра I. Восстание декабристов

-сформировать представления о причинах возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значении восстания на Сенатской площади, гражданской позиции декабристов;

-расширить смысловое представление о понятиях: междуцарствие; династический кризис;

-формировать опыт самостоятельной работы с учебником и историческими документами, формулирования и аргументирования собственной точки зрения;

-формировать опыт коммуникации в условиях работы в парах, культуры речи;

-формировать гражданский опыт средствами дискуссии.

Задачи урока:

дать краткую характеристику внутренней политики Александра I и выяснить причины, которые привели к восстанию декабристов;

уяснить, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение;

показать героический подвиг декабристов, впервые в истории сознательно, с оружием в уроках поднявшихся против самодержавия;

воспитывать чувства уважения к неординарным личностям государства Российского;

развивать навыки публичного выступления, работы с док-том

Тип урока : комбинированный

I Орг. этап Проверка д.з. опрос

Когда произошла Отечественная война? Кто наступал на Россию?

Что вы знаете о Бородинском сражении?

Назовите главнокомандующих русскими войсками

Что сделал Кутузов для победы?

Что вы можете рассказать о ТарУтинском маневре?

II Актуализация опорных знаний, умений

Вспомните, о какой период мы изучаем по истории России? (нач. 19 в.)

Кто правил в России в данный период (Александр 2)

Как вы думаете. О чем мы сегодня будем с вами говорить, какова цель урока и задачи?

III Изучение нового материала

2 Первые декабристские организации

3 Северное и южное общества

4 Восстание декабристов

1 После победы над Наполеоном, Александр 1 стал глубоко верующим человеком, в мистика. Александр 1 говорил, что все люди должны быть приближены к Богу.

Внутренняя политика Александра 1 определялась 2-мя направлениями

1) пытался в стране поддержать существующий порядок, бороться с проявлениями недовольства, о стремлениями к переменам

2) Стремление Ал 1 к распределению Священного Писания, попыткам наполнить просвещение религиозным духом.

Запись направлений в тетрадь

2 Декабри́сты — участники российского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х годов, организовавшие восстание 14 ( 26 ) декабря 1825 и получившие название по месяцу восстания. (см. словарь, стр. 157 словаря)

Название организаций

Годы деятельности

Программа (деятельность)

Союз спасения

Союз благоденствия

Северное общество

Южное общество

Северное общество образовалось в Петербурге в 1822 из двух декабристских групп во главе с Н. М. Муравьёвым и Н. И. Тургеневым . Его составили несколько управ в Петербурге (в гвардейских полках) и одна в Москве. Руководящим органом являлась Верховная дума из трёх человек (первоначально Н. М. Муравьёв, Н. И. Тургенев и Е. П. Оболенский , позже — С. П. Трубецкой , К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев-Марлинский ).

4 Восстание декабристов

Просмотр презентации обсуждение просмотренного

Работа в группах (2 группы) с док-тами

О чем мы говорили? Что вы сегодня узнали? Что было интересным?

Читайте также: