Конспект в музыкальном театре балет

Обновлено: 06.07.2024

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление нового материала.
  4. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие учителя).

Балет (франц. Ballet – танцую) – вид музыкально - театрального искусства, содержание которого выражается в образах хореографии. Это синтетический вид искусства, включающий в себя драматургию, музыку, хореографии, изобразительное искусство. Эти виды искусств не существуют сами по себе, они подчинены хореографии. Балет – высшая форма хореографии (слайд 2).

Балет обладает неограниченными возможностями образного отражения окружающей действительности, способен воплотить философские мысли, чувства, раскрыть жизненные конфликты. Балет всегда воспевает в человеке прекрасное, воспитывает добрые и благородные чувства, утверждая идеи гуманизма (слайд 3).

Либретто – основа балетного спектакля. В нем излагаются главные события, определяется идея и конфликт. Либретто основывается на литературном произведении и пишется с учетом хореографического и музыкального воплощения идеи. Обычно сценарии пишут балетные драматурги, но автором может быть композитор, балетмейстер, художник или артист (слайд 4).

На основе сценария композитор пишет балетную музыку. Балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. Роль музыки в спектакле велика: отражает все происходящие в сценарии события и обогащает его содержанием музыкальных образов. В результате воплощения содержания сценария и музыки возникает музыкальнаядраматургия балета – основа для создания хореографии. При создании музыки длябалетанеобходимо сотрудничество композитора и балетмейстера для определения характера будущей хореографии (слайд 5).

Танец – основа хореографического действия, в ней воплощены состояния и характеры действующих лиц. Пантомима подчинена танцу, она может составлять танцевальную основу и включаться в танец.

В балете различают типы танца: классический (равнозначный балетному или театральному танцу) и характерный (балетный танец на основе народного танца). Каждый из этих танцев делится на сольный и ансамблевый и массовый (кордебалет) (слайд 6).

В балетном спектакле большое значение имеет художественное оформление действия и сценическое решение костюмов, являющееся воплощением идеи. Костюмы показывают особенность персонажей, подчеркивают историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу действия. В спектакле должно быть достигнуто единство костюмов, декораций и освещения (слайд 7). Важная роль в балетном спектакле отведена дирижеру, Его работа заключается в умении воплотить замысел композитора, идеи балетмейстера – постановщика, подчеркнуть индивидуальность солистов и мастерство кордебалета в исполнении массовых сцен (слайд8).

Балет «Жизель – один из самых великих, созданных для балетной сцены (слайд 9). Спектакль родился в Париже в 1841 году и имеет необычную историю создания. Он был создан несколькими влюбленными мужчинами для одной прекрасной балерины – Карлотты Гризи (1819 – 1899). Создателями спектакля был балетмейстер Жюль Перро, партнер Карлотты по этому спектаклю и первый исполнитель партии Графа Альбера Люсьен Петипа, а также влюбленный и очарованный Карлоттой писатель Т. Готье, нашедший вдохновение в произведениях Генриха Гейне и написавший либретто по произведениям Генриха Гейне. В произведениях Г.Гейне упоминаются прекрасные виллисы, невесты, которые умерли до свадьбы и которые мстят за свою раннюю смерть путникам, затанцовывая их и доводя до изнеможения. Музыка к этому балету написана композитором Адольфом Шарлем Аданом (1803 – 1856).

Постановщик Е. Поляков окончил московскую балетную школу, танцевал в Новосибирском театре, затем эмигрировал на Запад. Он много лет работал во Французской опере ассистентом Р.Нуриева и был ведущим педагогом – репетитором. Он точно знал русскую версию и редакцию Л.Лавровского, которая шла в Большом театре. Поэтому многие движения во французском балете точно соответствуют русскому спектаклю, но преподнесены с особым французским акцентом. Еще одно отличие русской традиции от западной в исполнительстве – обнимания и ласки, как это принято во французском балете, в русском балете неприемлемы.

Одной из лучшей Жизелей за всю историю стала Жизель Галины Улановой. В 1956 году на гастролях в Лондоне она покорила лондонскую публику. Сразу после гастролей по приказу королевы начались съемки фильма с участием Г. Улановой. Балерине тогда было 46 лет. С Мариной Кондратьевой, самой воздушной Жизелью, партию репетировала великая Марина Семенова.

В 1958 году на сцене Большого театра состоялось событие – гастроли Парижской оперы. В свое время русские Жизели восхищали французскую публику. Теперь француженки Лиан Дейде и Иветт Шовире блистали на сцене Большого театра, поражая москвичей истинно французским шармом.

Время шло, и в начале 60-х годов в облике Жизели явились две юные Наталии: Наталия Макарова, солистка Мариинского театра, и Наталия Бессмертнова, прима Большого театра. Казалось, что Н.Бессмертнова была рождена для партии Жизели: выразительные кисти рук, напоминавшие цветы белых лилий, огромные выразительные глаза, воздушный полет. Главный хореограф Большого театра Л.Лавровский увидел именно в ней идеальную Жизель для своей постановки и сам готовил с Н.Бессмертновой эту партию. А вскоре на сцену Большого театра пришла новая Жизель – Людмила Семеняка.В Большом театре всегда танцевали балерины, которых называли великими, выдающимися, замечательными. Итак, Примы-балерины русского балета:

Интерес к искусству танца – давняя традиция в искусстве живописи. Многие парижские художники находили вдохновение в искусстве танцовщиц. Увлекался балетом и великий французский художник – импрессионист Эдгар Илэр Жермен Дега(1834 – 1917). Его цепкий взгляд улавливал самую суть профессии танцовщицы. Гораздо больше спектаклей Парижской оперы его манили балетные классы (слайд 19).

О картинах Дега часто говорили, что они как фотография, настолько тонко в них схвачены мимолетные моменты. А в живописи, как и в балете, добиться легкости – самое трудное. Каждое балетное произведение, будь то балетные вариации или целое полотно – итог наблюдения, тщательного отбора и долгого напряженного труда. То, что кажется мгновенным и случайным, экспромтом, вовсе не экспромт.

3. Закрепление нового материала:

назовите предпосылки формировании романтизма именно во французском балете, особенности балетного спектакля эпохи романтизма. Назовите имена выдающихся балерин, в разное время исполнивших роль Жизели.

4. Домашнее задание:

запишите и запомните имена выдающихся русских балерин. Найдите названия балетных трупп мировых театров.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательная: актуализировать знания учащихся о балете на знакомом теоретическом, музыкальном , художественном материале; раскрыть особенности балета эпохи романтизма; познакомить с именами выдающихся исполнителей в области балетного искусства .

Развивающая: развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы и определять их развитие, находить параллели в образах музыки, литературы, изобразительного искусства.

Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к истории балетного жанра.

Изучение нового материала.

Закрепление нового материала.

1. Организационный момент (приветствие учителя).

Балет (франц. Ballet – танцую) – вид музыкально - театрального искусства, содержание которого выражается в образах хореографии. Это синтетический вид искусства, включающий в себя драматургию, музыку, хореографии, изобразительное искусство. Эти виды искусств не существуют сами по себе, они подчинены хореографии. Балет – высшая форма хореографии.

Балет обладает неограниченными возможностями образного отражения окружающей действительности, способен воплотить философские мысли, чувства, раскрыть жизненные конфликты. Балет всегда воспевает в человеке прекрасное, воспитывает добрые и благородные чувства, утверждая идеи гуманизма.

Либретто – основа балетного спектакля . В нем излагаются главные события, определяется идея и конфликт. Либретто основывается на литературном произведении и пишется с учетом хореографического и музыкального воплощения идеи. Обычно сценарии пишут балетные драматурги, но автором может быть композитор, балетмейстер, художник или артист.

На основе сценария композитор пишет балетную музыку. Балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. Роль музыки в спектакле велика: отражает все происходящие в сценарии события и обогащает его содержанием музыкальных образов. В результате воплощения содержания сценария и музыки возникает музыкальнаядраматургия балета – основа для создания хореографии . При создании музыки длябалетанеобходимо сотрудничество композитора и балетмейстера для определения характера будущей хореографии.

Танец – основа хореографического действия, в ней воплощены состояния и характеры действующих лиц. Пантомима подчинена танцу, она может составлять танцевальную основу и включаться в танец.

В балете различают типы танца: классический (равнозначный балетному или театральному танцу) и характерный (балетный танец на основе народного танца). Каждый из этих танцев делится на сольный и ансамблевый и массовый (кордебалет).

В балетном спектакле большое значение имеет художественное оформление действия и сценическое решение костюмов, являющееся воплощением идеи. Костюмы показывают особенность персонажей, подчеркивают историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу действия. В спектакле должно быть достигнуто единство костюмов, декораций и освещения. Важная роль в балетном спектакле отведена дирижеру, Его работа заключается в умении воплотить замысел композитора, идеи балетмейстера – постановщика, подчеркнуть индивидуальность солистов и мастерство кордебалета в исполнении массовых сцен.

Балет «Жизель – один из самых великих, созданных для балетной сцены. Спектакль родился в Париже в 1841 году и имеет необычную историю создания. Он был создан несколькими влюбленными мужчинами для одной прекрасной балерины – КарлоттыГризи (1819 – 1899). Создателями спектакля был балетмейстер Жюль Перро, партнер Карлотты по этому спектаклю и первый исполнитель партии Графа Альбера Люсьен Петипа, а также влюбленный и очарованный Карлоттой писатель Т. Готье, нашедший вдохновение в произведениях Генриха Гейне и написавший либретто по произведениям Генриха Гейне. В произведениях Г.Гейне упоминаются прекрасные виллисы, невесты, которые умерли до свадьбы и которые мстят за свою раннюю смерть путникам, затанцовывая их и доводя до изнеможения. Музыка к этому балету написана композитором Адольфом Шарлем Аданом (1803 – 1856).

Постановщик Е. Поляков окончил московскую балетную школу, танцевал в Новосибирском театре, затем эмигрировал на Запад. Он много лет работал во Французской опере ассистентом Р.Нуриева и был ведущим педагогом – репетитором. Он точно знал русскую версию и редакцию Л.Лавровского, которая шла в Большом театре. Поэтому многие движения во французском балете точно соответствуют русскому спектаклю, но преподнесены с особым французским акцентом. Еще одно отличие русской традиции от западной в исполнительстве – обнимания и ласки, как это принято во французском балете, в русском балете неприемлемы.

Одной из лучшей Жизелей за всю историю стала Жизель Галины Улановой. В 1956 году на гастролях в Лондоне она покорила лондонскую публику. Сразу после гастролей по приказу королевы начались съемки фильма с участием Г. Улановой. Балерине тогда было 46 лет. С Мариной Кондратьевой, самой воздушной Жизелью, партию репетировала великая Марина Семенова.

В 1958 году на сцене Большого театра состоялось событие – гастроли Парижской оперы. В свое время русские Жизели восхищали французскую публику. Теперь француженки Лиан Дейде и ИветтШовире блистали на сцене Большого театра, поражая москвичей истинно французским шармом.

Время шло, и в начале 60-х годов в облике Жизели явились две юные Наталии: Наталия Макарова, солистка Мариинского театра, и Наталия Бессмертнова, прима Большого театра. Казалось, что Н.Бессмертнова была рождена для партии Жизели: выразительные кисти рук, напоминавшие цветы белых лилий, огромные выразительные глаза, воздушный полет. Главный хореограф Большого театра Л.Лавровский увидел именно в ней идеальную Жизель для своей постановки и сам готовил с Н.Бессмертновой эту партию. А вскоре на сцену Большого театра пришла новая Жизель – Людмила Семеняка.В Большом театре всегда танцевали балерины, которых называли великими, выдающимися, замечательными.

Интерес к искусству танца – давняя традиция в искусстве живописи. Многие парижские художники находили вдохновение в искусстве танцовщиц. Увлекался балетом и великий французский художник – импрессионист Эдгар ИлэрЖермен Дега(1834 – 1917). Его цепкий взгляд улавливал самую суть профессии танцовщицы. Гораздо больше спектаклей Парижской оперы его манили балетные классы.

О картинах Дега часто говорили, что они как фотография, настолько тонко в них схвачены мимолетные моменты. А в живописи, как и в балете, добиться легкости – самое трудное. Каждое балетное произведение, будь то балетные вариации или целое полотно – итог наблюдения, тщательного отбора и долгого напряженного труда. То, что кажется мгновенным и случайным, экспромтом, вовсе не экспромт.

3. Закрепление нового материала:

назовите предпосылки формировании романтизма именно во французском балете, особенности балетного спектакля эпохи романтизма. Назовите имена выдающихся балерин, в разное время исполнивших роль Жизели.

4. Домашнее задание:

запишите и запомните имена выдающихся русских балерин. Найдите названия балетных трупп мировых театров.

Балет (от итал. balleto - танцевать) возник в эпоху Возрождения в XIV - XV вв. в Италии. В это время начинают различать бытовые танцы как часть уклада жизни, предназначенные для развлечения, и сценические танцы.

Балет - музыкально-драматическое произведение, действие в котором передается средствами танца и пантомимы.

Они выполняют роль, аналогичную пению в опере. И в опере и в балете большое значение имеет звучание симфонического оркестра: музыка связывает все элементы драмы воедино и, выявляя сложные внутренние взаимоотношения действующих лиц, выражает главную идею произведения.

Читая программу балетного спектакля, зрители могут встретиться с такими французскими словами, как

па-де-де (танец вдвоем),

па-де-труа (танец втроем),

гран-па (большой танец).

адажио ( медленный лирический танец главных героев)

Так называют отдельные номера балета.

Основными типами танца в балетном спектакле являются классический и характерный .

Характерные танцы включают в себя движения, распространенные в народной и бытовой культуре.

Классический танец - более условный, богатый образной символикой, его особенность и в том, что исполняется он на пуантах.

Режиссером балетного спектакля является балетмейстер ( от нем. - balletmeister ), который разрабатывает общую драматургию спектакля, продумывает "рисунок" танца, жесты и пластические решения образов.

Важная роль в балетном спектакле принадлежит дирижеру симфонического оркестра. Главное в его работе - умение воплотить замысел композитора, раскрыть стиль произведения, соединив их с идеей балетмейстера-постановщика, индивидуальностью танцоров-солистов и мастерством кордебалета, исполняющего массовые танцевальные сцены.

Современный балетный спектакль во многом отличается от классического. Он может включать в себя ритмопластические танцы, пантомиму, элементы акробатики, светозвуковые эффекты, оригинальные декорации и костюмы и даже пение (хоры). Этого требует новый музыкальный язык современного балета.

Задание: запишите в тетрадь названия знакомых вам балетов, имена русских артистов балета и балетмейстеров.

Ключевые слова: Балет. Спектакль. Единство музыки и танца. Связь музыки и других видов искусств. Художественный замысел. Пантомима.

Основные понятия:Единство музыки и танца. Сценическое действие. Танец. Пантомима. Дирижер и балетмейстер.

Пояснение:
Балет – это жанр, который широко известен и доступен абсолютно всем. Чтобы понять балет, не нужно быть каким-либо большим знатоком искусства, достаточно лишь внимательно смотреть на действие на сцене. Балет – это, в первую очередь, танец, но не только. Этот жанр смело можно назвать синтезом и декораторского искусства, и драматического, и музыкального. Музыку исполняет симфонический оркестр, которым руководит опытный дирижер, балетмейстер-постановщик ставит рисунок, действие, а артисты балета танцуют, тем самым раскрывая посредством движений сюжет спектакля.
Этот вид искусства вовсе не трудный для восприятия, но все-таки специфичный. Чтобы любить балет, нужно любить и театральное искусство в целом, и классическую музыку.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: