Конспект уроку закріплення букви ж

Обновлено: 07.07.2024

5) воспит аккуратности, правил гигиены письма, совершенствовать навык правильного правописания.

Ход урока

1. Организационный этап.

Громко прозвенел звонок,

Наши ушки на макушке

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

II. Повторение изученного.

Давайте немного повторим то, что проходили на прошлых уроках.

- На доске записаны буквы. Назовите их.

Ч Ш Ж Ц И

- Какая буква лишняя? Почему?

- Какими бывают гласные? (ударные и безударные)

- Какими бывают согласные? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)

- В какой домик поселим [ч]? (зеленый) Почему?

- В какой домик поселим [ш], [ж], [ц]? (синий) Почему?

- Давайте еще раз проговорим, что мы знаем о звуке [ц]? (согласный, твердый, глухой, непарный)

- На какую букву по написанию похожа? (Ии)

III. Постановка цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем закреплять, совершенствовать умение писать букву Цц, слова и предложения с этой буквой с помощью героя, который придет к нам на урок.

IV. Рефлексия.

- Покажите, пожалуйста, свое настроение в начале урока с помощью сигнальных карточек (учитель выясняет настроение детей в начале урока).

1) Отгадайте загадку. Кто придет к нам на урок помогать?

Явился в желтой шубке –

Прощайте, две скорлупки. (цыпленок) На доске появляется рисунок.

Он пришел, чтобы помочь нам сегодня на уроке.

- Как, думаете, его зовут? (Цып)

- А почему Цып? Как курочек подзывают? (цып-цып)

2) Гимнастика для пальчиков.

- Но прежде чем начать писать, подготовим наши пальчики, для того, чтобы нарисовать Цыпа в тетрадях.

На двери висел замок,

Никто открыть его не мог

Постучали и открыли.

- Пальчики подготовили. Проверьте осанку, откройте тетради, с наклоном положите перед собой, возьмите ручки.

3) Штриховка.

- Посмотрите на Цыпа, что с ним такое случилось? Чего не хватает? ВСТАВИТЬ.

- Дорисуйте клюв и гребень. Заштрихуйте наклонной линией тело цыпленка.

4) Письмо букв.

Жил цыпленок по имени Цып. Он был очень любознательным. Однажды он взобрался на горку, но вдруг поскользнулся и кувырком скатился вниз: . Ему это понравилось, он опять взобрался на горку и весело скатился вниз , но вдруг зацепился за кустик и покружился вокруг него . С тех пор Цып стал учить своих младших братьев кататься с горки, вот так:.

5) Письмо букв детьми в тетрадях.

1) Составь схему и запиши слово.

- Назовите 1-ый слог? 2-ой? 3-ий?

- Какой слог ударный?

- Составьте схему этого слова. Каждый ребенок составляет у себя на парте, один за закрытой доской.

- С новой строки, с заглавной буквы, запишем это слово один раз.

- Кто помнит, как зовут цыпленка?

- С какой буквы пишутся имена? Рядом запишите.

Физминутка

2) Отгадай загадки и запиши под диктовку, перечисляя птиц.

- Цыпленок знал, что он птица, но какая?

- Какие бывают птицы? (домашние, дикие)

- Значит, цыпленок – это …….

- Иногда к нему в гости пообедать прилетали дикие птицы. С помощью загадок, мы узнаем кто же прилетал на обед.

- Запишем в тетрадь с новой строки заглавной буквы через запятую, перечисляя птиц.

На одной ноге стоит

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (цапля)

И полоска шарфика (синица)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет,

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. (скворец)

Работа в парах. Взаимопроверка.

гу ни се ца

3) Составь слово и запиши предложение.

- Вышел во двор Цып и видит рассыпалось слово.

- Решил поклевать слоги, оказалось, что он клюет вкусную еду. Что же это за слово? (гусеница)

Придумайте предложение с этим словом. (Пример: Цып клюет вкусных гусениц)

- Как оформляем предложение на письме? Что в начале? В конце? (Предложение записываем в заглавной буквы, в конце ставим точку)

Физминутка

4) Работа над пословицей. Списывание с печатного текста.

- Почему так говорят, удивился цыпленок? Объясните.

- Спишите. Не забывайте про посадку, наклон тетради.

5) Назови одним словом и запиши через запятую.

Он работает в кузнице и кует железо? (кузнец)

Мама его солит в банке с помидорами? (огурец)

Когда книга заканчивается, мы говорим…. (конец)

Мама цыпленка – это … (курица)

Прочитайте слова, которые записали.

Кольцо, царица, овца, единица, лицо, крыльцо, синица, яйцо.

VII. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Покажите свое настроение в конце урока сигнальными карточками (учитель делает вывод, о настроение детей)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.

Всё ль у вас, друзья, в порядке?

Есть учебники, тетрадки?

Настроенье, каково?

Значит, будем начинать

Мир чудесный открывать

Для себя и для друзей.

К новым знаниям скорей!

имитируя жужжание пчелы: ж-ж-ж-ж-ж)

2.Вдохнуть и при выдохе посчитать до 5.

III. Включение в учебную деятельность. Слайд №3
- Какая буква вчера вселилась в домик? (Буква Ж)

- Кто запомнил стихотворение про букву Ж?

Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Стала снежинка

Не растопит уже!

- В букву можно превратиться, буквой можно притвориться! Вокруг себя повернись и в букву Ж превратись! Дети двигаются, изображая букву Ж.

Небольшое творческое задание

Выложите модель буквы Ж из цветных карандашей.

-Молодцы ребята¸ спасибо за Ваш маленький проект.

- Кто из вас сможет сказать, чем мы будем сегодня заниматься на уроке , какова цель нашего урока?
(Продолжать знакомиться с буквами Ж, ж и звуком [ж], читать и составлять слоги, слова и предложения, в которых есть данная буква.)

IV. Активизация знаний учащихся. Целеполагание. Слайд-4

- ЛЕНТА с Ж
1. - Что вы знаете о звуке [ж]? Дайте ему характеристику.

Чтение слогов в прямом и обратном направлении.

3. Чтение чистоговорок (за учителем) -Слайд №8

жа-жа-жа – в трубе осела сажа;
жу-жу-жу – я на стульчике сижу;
же-же-же – дождь прошёл уже;
жи-жи-жи – папа наточил ножи;
жо-жо-жо – в комнате свежо;

- Какой звук чаще всего повторяется в этих словах? [ж].
- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые звуки (Ж-Ш)
-Дайте им характеристику – Слайд-9
(парные согласные, обозначают звуки – Ж - тв.звук (Ж), звонкий, шипящий
Ш - тв.звук (Ш), глухой, шипящий)
- Какое правило мы должны помнить о их правописании ?
(Жи – Ши - пиши с И) -Слайд
-Назовите слова с данной орфограммой
(ножи, мыши, камыши, лыжи, чижи и т.д.)

нок,жёлудь,ёж,жара,кружка,кружева.)
2. - Скажите , на чём можно путешествовать? ( ответы детей)
- Отгадайте, на чём мы будем путешествовать.
- Составить слово: Слайд-11-12


- Мы отправимся в путешествие на поезде (слайд № 6)

hello_html_m92f7e90.jpg

3.- А кто же машинист нашего поезда? Нам предстоит это узнать. (Корзина)
- Буква Ж спрятала машиниста в корзинку. Слышите, какой из корзинки раздаётся шум, охи, жужжание, рычание, удивление…НАЙТИ
-Что в корзинке? (Звуки!)
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные) - ЛЕНТА БУКВ –на доске

- Как их различить? (ответы детей)
-Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?
(Ударные и безударные).
- Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки?
(Твёрдые и мягкие; звонкие и глухие).

(Появляется картинка с изображением журавля) Вот и машинист поезда.

Чтобы войти в вагон, надо иметь билет. Работа в парах.

-Садится в поезд вы будете по рядам.1 ряд приготовились.

Вот ваш проводник (появляются буквы на ножках) К Ж У (Буквы заблудились,

вы должны составить слово из этих букв, у вас на партах есть билеты, сзади написаны буквы и слоги),угадайте слово и составьте звуковой анализ слова) ЖУК

(дети составляют слово и появляется картинка с изображением жука) -Слайд -14

-Слайд -13
Вы будете путешествовать в зелёном вагоне.

1 ряд успешно выполнил своё задание и может занять свои места в вагоне.


(2) - Теперь переходим ко второму ряду. Слайд № 15


- Вот ваш проводник (появляются буквы на ножках)
А А Б Ж (ЖАБА)
(дети составляют слово и появляется картинка с изображением жабы) Слайд №16

- Вы будете путешествовать в синем вагоне.

2 ряд успешно выполнил своё задание и может занять свои места в вагоне.


3. - Переходим к третьему ряду

Вот ваши проводники
( появляются буквы на ножках) Слайд 17
Е И Ж (ЕЖИ)
(дети составляют слово и появляется картинка с изображением ежей) (слайд №18)

- Вы будете путешествовать в красном вагоне.

3 ряд успешно выполнил своё задание и может занять свои места в вагоне.

- Все готовы?
(на слайде появляется изображение поезда) (слайд №19)

hello_html_m92f7e90.jpg

Вот наш поезд едет
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Пыхтит паровоз
Далеко – далеко
Ребят он повёз.
(Ребята имитируют руками движение колёс)

III. Продолжение работы по теме урока.

(слайд №20) Кто же вас тут встречает?
- Вас встречает:
Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей,
Чтобы ртом достать до трав,
Вдвое сложится… (жираф) (слайд №21)
Жираф приготовил для вас задания:

1. Чтение по слоговой таблице:
САЖА, ЛУЖИ, ЖАРА, ЧИЖИ, НОЖИ

Ежи -в болоте. НАЙТИ СЛАЙД ?
Мыши -в небе.
Ужи -в поле.
Стрижи -в реке.
Ерши- в лесу.

(слайд №22)
Ученик читает загадку на слайде:

Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворения!
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт. (жаворонок)
Слайд-24

- Составить слово-отгадку в разрезной кассе букв и слогов.
- Из букв данного слова составить новые слова
( кора, кожа, ров, нож, корона, ворон, корова, нора, жар, кран,
норка, крона, ворона)

Музыкальная пауза . (слайд №25)

Мы едем, едем, едем в далёкие края,
Хорошие соседи, счастливые друзья.
Нам весело живётся, мы песенку поём,
И в песенке поётся о том, как мы живём.

Тра-та-та, тра-та-та, мы везём с собой кота,
Чижика, собаку, петьку - забияку,
Обезьяну, попугая, вот - компания какая!
Вот - компания какая!

- Составить из слов скороговорку: ( слова-карточки стоят на наборном полотне)
увидев, на, волка, задрожали, зайки, лужайке
(Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.)
(на слайде появляется картинка) (слайд №27)
-Какой вопрос можно задать к словам: зайки, волк? (КТО?)
-Как мы будем называть такие слова? (одушевлённые, нарицательные)
- Какой вопрос можно задать к слову: лужайка? (ЧТО?)
- Как мы будем называть такие слова? (неодушевлённые нарицательные)
- Учимся читать скороговорку:
- первый раз – читай медленно, чётко проговаривай звуки;
- второй раз – с обычной скоростью;
- третий раз – как можно быстрее;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающие: 1) Развивать мелкие мышцы руки; 2) Развивать психические процессы, как произвольное внимание, двигательная память, логическое и образное мышление, связную речь.

Воспитательные: 1) Воспитывать интерес к процессу познания; 2) Содействовать воспитанию таких черт характера, как усидчивость, аккуратность, самостоятельность.

Планируемые результаты

Предметные:

Формируемые УУД

- Личностные

- Регулятивные

- Коммуникативные

- Познавательные

Основные понятия

Оборудование

I. Организационный этап

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

- Доброе утро, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и тихонечко садитесь! Проверьте, все ли готовы к уроку. На парте у вас должны лежать прописи и ручка.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Проверяют готовность к уроку.

Узнают девиз урока.

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

II. Актуализация знаний

Выявить уровень усвоения ранее изученного материала.

- Сегодня к нам в гости пришла наша хорошая знакомая, узнайте её:

Я на ветке сижу,

Букву Ж всегда твержу.

Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

-На урок письма жук Жужелица принесла нам новую букву. Как вы думаете, какая это буква? ( ж )

- Давайте вспомним характеристику звука [ж]. (согласный, звонкий, твердый).

- Поднимайте руку каждый раз, когда услышите звук [ж]. Будьте внимательны!

Слова: кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щетка, замок, вешалка, ежик, лиса, жук, волк, карандаш, крыша, ужи, щит.

- Назовите животных, в названиях которых есть звук [ж]: (ежик, жираф, ужи, стрижи).

- Назовите слова с сочетанием ЖИ. (ножи, лыжи, пружина, снежинка и т.д.)

Отгадывают загадку.

Называют букву.

Характеризуют звук [ ж ]

Приводят пример слов.

·принимать и сохранять учебную задачу;

·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Познавательные:

·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные:

·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Организовать формулирование темы и задач урока.

Определяют тему урока и задачи.

·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

VI. Изучение нового материала.

Познакомить учащихся с новым материалом урока.

-Чем они похожи? Чем отличаются?

1.Подготовительная работа к письму новой буквы

А) Анализ буквы

Б) Показ и объяснение написания буквы

В) Письмо в воздухе

Раз, два, три, четыре, пят

Вышли пальцы погулять. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Этот пальчик самый толстый, (Сжимают и разжимают каждый пальчик на обеих руках.)

Самый сильный и большой.

Этот пальчик для того ,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

Это пальчик безымянный,

Он избалованный самый.

А мизинец хоть и мал,

Очень ловок, да удал.

2. Упражнение в самостоятельном письме буквы.

- Поднимите руку, кто хочет написать красиво эту букву. Люди часто допускают ошибки, посмотрите, мы так делать не будем, убираем эту букву.

- Чтобы написать букву красиво, нужно соблюдать правила, кто подскажет их? (сесть ровно, спинка прямая, прописи лежат с наклоном, ручку держим правильно).

- Положите ручку на средний палец, проверьте, свободно ли двигается указательный палец. Поставьте ручку в начальную точку, обведите элементы на строчке и обведите букву по контуру самостоятельно до половины строки. Сравните букву с образцом, подчеркните самую красивую букву.

- Следующее задание более сложное, мы не только будем обводить букву, но и научимся писать самостоятельно букву. Обведите буквы и продолжите самостоятельно. Сравните букву с образцом, подчеркните самую красивую букву.

- Молодцы, с работой мы справились.

3. Анализ соединения букв, письмо соединений.

- Прочитайте слоги, которые написаны на строчке. В каких слогах буква Ж обозначает твердый звук?

-Каким соединением соединяются следующие слоги? (средним).

- Положите ручки. Мы молодцы, кто не испытывал сложности? Мы научились писать букву, слоги.

- Прочитайте пары слов: Ужи – уж; Ёжик - ежи.

-Подчеркните сочетания жи – ши.

- Проанализируйте пары слов по плану:

1. Сколько букв в слове?

2. Сколько звуков?

3. Сколько слогов?

4. Какой слог ударный?

5. Виды соединений букв.

Анализируют, из каких элементов состоит буква ж

Выполняют физминутку

Выполняют правила для красивого письма буквы.

Обводят букву в прописях. Сравнивают с образцом, подчеркивают самую красивую букву.

Сравнивают с образцом, подчеркивают самую красивую букву.

Читают слоги. Отвечаю на вопросы учителя.

Определяют каким соединением соединяются буквы с буквой Ж.

Пишут букву и обводят Ж.

Закрепляют материал.

Читают слова. Работают с ними.

Записывают эти слова в тетради. Вспоминают правило.

-способность к самооценке

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

·принимать и сохранять учебную задачу;

·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Познавательные:

Коммуникативные:

•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

VII. Закрепление изученного материала.

Задачи: закрепить навыки письма новой буквы.

- А для закрепления, я вам предлагаю прописать предложение с нашей изученной буквой. (У Тамары лыжи)

- Ребята, как вы понимаете, что такое предложение? (предложение начинается с заглавной буквы, и в конце стоит точка).

- Чтобы приступить нам к работе, нужно прочитать предложение.

- Затем посчитать, сколько в предложение слов?

- Какое слово помощник используется в этом предложении?

- Какое правило нужно вспомнить при письме слова лыжи?

-Проанализируйте каждое слово данного предложения и выполните письмо по образцу.

- Как пишутся эти слова? (раздельно)

- Приступаем к работе.

4. Выполнение логического задания с буквами

- Сравните буквы ж –с. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах есть одинаковый по форме и по размеру элемент – полоска в форме полуовала).

- Сравните буквы ж – х. чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах два одинаковых по размеру и форме полуовала).

- Сравните буквы ж – Э. чем они похожи? Чем отличаются? (В данных буквах одинаковый по форме (но различные по размеру) элемент полуовал).

-Сравните буквы ж – С. чем они похожи? Чем отличаются? (В данных буквах одинаковый по форме (но различные по размеру) элемент полуовал).

Отвечают на вопрос, думают, анализируют, размышляют.

Записывают предложение

Выполняют логическое задание с буквами.

·принимать и сохранять учебную задачу;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Коммуникативные:

·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Цель урока: познакомить детей с новой буквой, совершенствовать навыки чтения двух-трехсложных слов, письма буквы, слогов, слов с буквой З.

1. Организационный момент

Зимой белый, летом серый.
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
- Сколько гласных в слове? (2)
- Сколько слогов? (2)
- Разделите на слоги.
- Поставьте ударение.
- Сделайте звуковую схему
5. Постановка учебной задачи - Я произнесу слова, послушайте их внимательно и найдите одинаковый звук в словах: коза, глаза, роза, заяц, зонт, гнездо. (Звук [ з]).
- Кто запомнил слова, которые я произносила? Где в слове спрятался звук?
- Найдите одинаковый звук в словах: Зина, резина, мазила.
- Вы догадались, о каких звуках мы будем говорить сегодня на уроке?(О звуке [з], [з’]).
- Кто знает, как называется буква, которой мы запишем эти звуки? (Буква "зэ”).
- Кто скажет тему нашего урока?
Характеристика звуков [з'] и [з] -

Чтение слов в столбиках.
За-ра зо-ла зуб
Ко-за зонт зу-бы
Гро-за зонтик зубр
Чтение слов по стрелке: коза, гроза, забор, замок, коса, лиса, сани, садик.
Вставить в слова буквы и прочитать: слон, лиса, зубр, коза, страус.
10. Физминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
11. Письмо. Работа в прописи.
Сравнение печатной и письменной букв Зз. Знакомство с письменными буквами:
Безотрывное письмо строчной буквы з.
Безотрывное письмо заглавной буквы З.обводка буквы, письмо по образцу.
12. Подведение итогов урока.
-Что новое вы узнали на уроке?
- Что было интересно?
- Что было трудно? Вы – молодцы! Хорошо потрудились!

Читайте также: