Конспект уроку ріст клітин

Обновлено: 20.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок в 5 классе

Цель урока: завершить изучение процессов жизнедеятельности клетки - деление и рост, выяснить значение данных процессов для всего организма.

- научиться описывать процессы роста и деления клетки;

- учиться информацию об объектах живой анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую.

Тип урока: комбинированный.

Формируемые УУД

- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

- осознавать потребность и готовность к самообразованию;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- составлять в группе план решения проблемы;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выявлять причинно-следственные связи простых явлений;

- строить логическое рассуждение;

- понимать информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме;

- преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, определять общие цели и т.д.);

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

- понимая позицию другого, различать в его речи: точку зрения, доказательство, факты.

Основные понятия урока : процессы жизнедеятельности в клетке, жизнь, деление клетки, наследственная информация, хромосомы, рост клетки.

- компьютер, проектор, экран, презентация.

- раздаточный материал, клей.

1.Организанизационный момент (Приветствие, настрой на работу) 2 мин

Эпиграф - "Знание фактов только потому и драгоценно, что в фактах скрываются идеи, факты без идей – сор для головы и памяти".
(Виссарион Григорьевич Белинский̆)

-учитель: Ребята, как вы понимаете это высказывание?

-Учитель: В своём высказывании русский литературный критик утверждал, что знание информации, фактов не имеют сами по себе ценности без практической значимости, закономерностей и обобщения. Я желаю вам сегодня на уроке, успешно усвоить новый материал.

2. Актуализация знаний 8 мин

- На прошлом уроке, мы начали разговор о жизнедеятельности клетки. Что такое жизнь? (Жизнь - совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке). ( слайд 2)

А какие процессы характеризуют жизнь? (Питание, обмен веществ (выделение, дыхание), рост, размножение, раздражимость).( слайд 3)

А каких процессах жизнедеятельности клетки мы поговорили на прошлом уроке?( Питание, раздражимость, обмен веществ).( слайд4)

Скажите, что такое питание клетки?( Питание клетки – поступление веществ, необходимых для её жизнедеятельности ).(слайд 5)

Каким образом вещества поступают в клетку? ( Через проницаемую мембрану, которая обладает избирательностью, пропуская одни вещества и задерживая другие). (слайд6 )

Каким образом осуществляется связь между клетками? ( Через цитоплазму)( слайд7)

Что такое раздражимость? (Ответная реакция клетки на внешние и внутренние воздействия)( слайд8)

Приведите пример раздражимости клетки ( ответы детей)( слайд9)

3. Целеполагание 2 мин

А сейчас представьте, что вы строители и будете строить дом. У вас есть кирпич, но он не обычный – это живая клетка. ( слайд 10) Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы можно было построить дом из одной клетки? (её нужно разделить) Абсолютно верно .( слайд 11) Об этом мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

Какие вопросы у вас возникают, если мы будем рассматривать клетку с точки зрения живого организма? ( дети дают возможные ответы, ставятся задачи урока).

4.Изучение нового материала 20 мин

Итак, представьте, в клетку поступают питательные вещества, растворенные в воде. Соответственно, она начинает увеличиваться в размере, если быть точнее, увеличивается её вакуоль. Она растёт, растёт и приобретает большие размеры. Как вы думаете, что станет с клеткой? (ответы детей).

Вырастая до определённых размеров, клетка начинает делиться. Об этом процессе я предлагаю вам прочитать на стр.39 вашего учебника, ( слайд 14 )но не просто так, а по очереди и вслух. Начинает……., далее читает…., затем….вы внимательно слушаете и следите за читающим, после того, когда закончите читать текст, я предлагаю ответить на мои вопросы. ( слайд 15)

Скажите, сколько клеток участвует во время деления? (одна)

Как она называется? ( материнская)

Сколько клеток в результате образуется? ( две)

Как называют эти клетки? ( дочерние)

Какой процесс предшествует делению клетки? ( деление ядра)

Что становиться с ядром перед началом деления? ( ядро увеличивается, в нём хорошо заметны хромосомы, они копируют себя, образуя две одинаковые части (хроматиды)).

А для чего в клетки хромосомы? Что они несут в себе? ( наследственное сходство дочерних клеток с материнскими)

Как происходит деление клетки? ( хроматиды расходятся к разным полюсам клетки, в центре клетки образуется перегородка и возникают две новые дочерние клетки).

В конце учитель кратко повторяет процесс деления клетки согласно схеме , построенной на доске.

Чем старше клетка тем медленнее она делиться, со временем клетка перестаёт делиться вообще и погибает.

Молодцы, вы замечательно справились с заданием. А сейчас, я предлагаю отдохнуть.

5. Физминутка (1-2 мин) (Слайд 16)

Выросли деревья в поле.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле.

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

А каком процессе говорилось во время физминутки? ( рост)

Давайте запишем в тетради, что такое рост клетки – это увеличение массы и её размеров. (слайд 17)

За счёт чего происходит рост клетки растений? ( рост вакуоли). (слайд18)

Об этом процессе прочитайте в учебнике на стр. 41 первый абзац .(слайд 19)

Охарактеризуйте этот процесс, что происходит в клетке во время роста?( слайд20) (вакуоли появляются постепенно. Со временем клеточного сока в клетках становиться больше, вакуоли начинают увеличиваться в размере и при соприкосновении сливаются. В результате образуется 1- 2 большие вакуоли. В старой клетки вакуоль занимает практически всё пространство и цитоплазма смещается к клеточной оболочке).

Замечательно, а теперь поработаем в группах. У вас на столах есть раздаточный материал, посмотрите на него. Что это? ( ответы детей). А теперь, пожалуйста, выполните следующее задание, вам необходимо составить схему деления клетки. На выполнение этого задания у вас будет 5 минут, после того как вы закончите работу, одна из групп выйдет к доске и представит результаты своей работы, поэтому заранее определитесь в своей группе, кто будет выступать. Остальные группы обменяются своими работами, затем будут оценивать выступающего ученика и работы других групп.

6.Закрепление (Контроль и коррекция знаний). 5 мин. (слайд22)

Следующие задание (индивидуальное для каждого ученика).

Задание № 1 Работа с фотографиями.

Посмотрите на фото № 1 . Обозначьте этапы деления клеток, достаточно выбрать по одной клетки

Фото № 2 Найдите на фото по одной клетки – молодая, старая, клетка которая делится.

7. Рефлексивно-оценивающий этап (самооценка, оценка работы группы, выставление оценок за урок) 4 мин.

Проговаривание каждым учеником результатов своей деятельности на уроке. ( я сегодня узнал ( узнала) нового….

Я сегодня работал (а) хорошо и всё понял (а)…

Сегодня на уроке я не проявил ( а) активности…..

Выставление оценок за урок.

8. Домашнее задание (1 мин)

Прочитать параграф 9 до конца. В тетрадях нарисовать схему деления клеток.


Видеоурок знакомит с жизнедеятельностью клетки. Вы узнаете, что клеткам для нормального существования необходимо питание и дыхание, благодаря чему происходит их рост и развитие. А после дифференциации клетки и выполнения ею определенных функций она делится. В данном уроке приводятся следующие понятия: цитоплазма, движение цитоплазмы, экологические факторы, питание клетки, дыхание клетки, деление клетки, хромосомы, хроматиды.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Жизнедеятельность клетки: рост, развитие, деление"

Клетка — наименьшая единица жизни.

Каждая клетка питается, дышит, реагирует на воздействие внешней среды, выделяет ненужные ей вещества, размножается, то есть живет.

В состав цитоплазмы входят органические и неорганические вещества многих видов. Основное вещество цитоплазмы — вода.

В ней находятся обязательные клеточное компоненты ― органеллы, каждый из которых выполняет какие-то определенные функции.

Важнейшая роль цитоплазмы — объединение всех клеточных структур (компонентов) и обеспечение их химического взаимодействия.

Одно из важнейших проявлений жизнедеятельности клетки — движение цитоплазмы. Благодаря движению цитоплазмы ко всем частям клетки доставляются нужные ей вещества.

Движение цитоплазмы можно наблюдать под микроскопом в клетках листа элодеи. С этим водным растением вы уже знакомы. Элодею часто выращивают в аквариумах.

Чтобы увидеть движение цитоплазмы, надо приготовить препарат с живыми клетками и рассмотреть при увеличении в 300 раз. Для этого окуляр микроскопа должен иметь 20-кратное увеличение, а объектив — 15-кратное (20 х 15 = 300).

Зеленые пластиды клеток листа элодеи, перемещаясь вместе с цитоплазмой, позволяют увидеть медленное движение бесцветной цитоплазмы.

Движение цитоплазмы может замедляться или ускоряться под воздействием экологических факторов окружающей среды — света, температуры, снабжения кислородом, водой.


Если зеленый лист элодеи подсветить ярким светом или положить в слегка подогретую каплю воды, то цитоплазма в клетках такого листа будет двигаться быстрее.

И наоборот, при охлаждении листа скорость движения цитоплазмы замедляется. В этом проявляется реакция живых клеток растения на изменение условий среды обитания.

Движение цитоплазмы свойственно как клеткам растений, так и клеткам животных. Например, благодаря цитоплазматическому потоку перемещается микроскопический одноклеточный организм ─ амёба. Водится он в прудах, во влажной почве, а также во внутренностях животных.

Цитоплазма одной живой клетки обычно не изолирована от цитоплазмы других живых клеток, расположенных рядом. В клеточных оболочках есть поры, через которые нити цитоплазмы соединяются с соседними клетками.

Нередко живые растущие клетки всех органов растения меняют форму. Их оболочки округляются и местами отходят друг от друга. В этих участках межклеточное вещество разрушается, клетки разъединяются. Возникают межклетники, заполненные воздухом.

Так происходит при варке клубней картофеля. В спелых плодах арбузов и томатов, рассыпчатых яблоках клетки также легко разъединяются.


Любая живая клетка питается, то есть захватывает из внешней среды съедобные для себя вещества (в виде отдельных молекул или больших групп молекул ― пищевых частиц, иногда даже целых клеток меньшего размера) и так или иначе использует эти вещества.

Питанием называют совокупность процессов, которые включают поступление в организм, переваривание, всасывание и усвоение им пищевых веществ. В процессе питания организмы получают химические соединения, используемые ими для всех процессов жизнедеятельности.

Питание клетки происходит в результате целого ряда сложных химических реакций. В ходе этих реакций неорганические вещества, поступившие в клетку из внешней среды (углекислый газ, минеральные соли, вода), преобразуются в органические и входят в состав тела самой клетки в виде белков, сахаров, жиров, масел и др.

Большая часть веществ, поступающих из окружающей среды, расходуется не для получения энергии, а на синтез новых веществ, необходимых клетке или организму.

Помимо поступления различных питательных веществ в клетку в ней происходит и другой немаловажный процесс ― дыхание.

Дыхание клетки — это сложный процесс химических реакций, дающих клетке энергию. Реакции протекают в цитоплазме и митохондриях (специальных органеллах ― энергетических станциях клетки).

В ходе этих реакций поступившие в клетку органические вещества (углеводы, липиды, аминокислоты) окисляются кислородом до углекислого газа и воды. В итоге происходит выделение энергии, которая используется клеткой и всем организмом по мере необходимости.

В результате питания и дыхания происходит рост и развитие клетки.

Клетка возникает благодаря делению другой клетки. Затем она несколько увеличивается, главным образом за счет увеличения веществ цитоплазмы.

В старой клетке обычно имеется одна большая вакуоль, поэтому цитоплазма, в которой находится ядро, прилегает к клеточной оболочке, а молодые содержат много мелких вакуолей. Молодые клетки, в отличие от старых, способны делиться.

Клетка увеличивается в размере (растягивается), а затем дифференцируется. Так происходит ее развитие. То есть в ней появляются какие-то отличия от других клеток. В результате чего клетки начинают выполнять определенные возложенные на них функции.

После дифференциации клетка снова делится. Согласно клеточной теории, возникновение новых клеток происходит путём деления предыдущей, материнской клетки.

Жизнь клетки от момента её появления и до собственного деления, включая само деление, а также гибель клетки называется жизненным циклом клетки.

В результате деления происходит рост организмов.

Деление клетки — сложный процесс, состоящий из ряда этапов, последовательно идущих друг за другом. Главную роль в нем играют события, происходящие в ядре.

Сначала ядро увеличивается, и в нём становятся хорошо заметны тельца (обычно цилиндрической формы) — это хромосомы.


Хромосомы — это очень важные структуры. В них заложена вся необходимая информация об организме. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке.

В результате сложного процесса каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части.

Так же происходит изменение и других клеточных структур. Исчезает ядерная оболочка и ядрышко.

Благодаря специальным структурам хромосомы выстраиваются на экваторе клетки. Эти структуры тянут хромосомы с двух сторон к полюсам клетки.

При этом каждая хромосома расщепляется на две хроматиды ─ половинки двойной хромосомы.

Таким образом у двух полюсов клетки оказывается одинаковый генетический наследственный материал. Такой же, как был в клетке до начала деления.

В каждой вновь образованной клетке формируются ядерные оболочки и ядрышки. Ядро молодой клетки располагается в центре.

Всё содержимое также равномерно распределяется между двумя новыми клетками.

Благодаря делению клеток и их растяжению осуществляется рост организма. Например, растения, в отличие от других живых существ, растут всю жизнь. Отсюда и происходит их название ─"растения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект сочетает в себе интересные методы работы с учащимися, позволяет помочь детям в подготовке к ОГЭ.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока. Создать условия для развития творческой и познавательной активности учащихся на уроке с учетом индивидуальных особенностей средствами технологии критического мышления.

Рассмотреть основные этапы жизненного цикла клеток. Формировать знания о фазах митоза; создать представления об амитозе;

Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Развивать умение работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемами, таблицами, интернет- ресурсами;

Воспитывать познавательный интерес к науке биологии.

Основные понятия: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, цитокинез, веретено деления.

Тип урока. Изучение нового материала.

Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Результаты урока.

1. Предметные результаты: жизненный цикл клетки, интерфаза, фазы митоза, амитоз.

2. Метапредметные: литература, химия.

3. Личностные: умение взаимодействовать в группе, парах, личностная значимость темы для себя.

Организационный момент (1-2 мин.)

Учитель приветствует учащихся. Проверяет отсутствующих.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на уроке нашими помощниками.

И наш урок мне хотелось бы начать словами Г.Э. Лессинга:

Спорьте, заблуждайтесь,

ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя

и криво, да сами".

(Готхольд Эфраим Лессинг)(слайд 1)

Проверка домашнего задания (5 мин.)

Письменный опрос в форме тестирования (Тест прилагается)

Изучение нового материала (22мин.)

Вступительное слово учителя:

Мы продолжаем изучение свойств живого организма.

- Назовите ещё раз все свойства живых организмов?

О каком свойстве пойдёт речь сегодня, вы узнаете из задания.

Сопоставьте следующие факты и сделайте вывод, о каком процессе, характерном для клетки, говорится в этих примерах:

если наступить на хвост ящерицы, то она его отбрасывает, но через некоторое время хвост отрастает снова;

клетки кожи человека обновляются через 1-2 недели;

в половом процессе размножения принимают участие женские и мужские половые клетки; (деление клетки) (слайд 2,3,4)

- Итак, о каком процессе идет речь?

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание "деление клетки"? (например, размножение, ядро, хромосомы, рост).

- Как вы думаете, я вам задала эти вопросы случайно? Да, действительно, это связано с темой нашего сегодняшнего урока. Каким образом можно сформулировать тему сегодняшнего урока? (Учащиеся предлагают разные варианты). Учитель обобщает их варианты и предлагает тему урока.

Тема Урока. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Деление клетки (митоз). Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. (слайд 5), (учащиеся записывают тему урока в тетради).

Что вы хотели узнать на данном уроке? (Высказывания учеников, учащиеся формулируют задачи урока)

Сегодня с вами мы рассмотрим, что такое жизненный цикл клетки? Митоз и его биологическую роль, а также познакомимся с процессом амитоза.

Для начала нам надо вспомнить современное положение клеточной теории. Кто является основоположником клеточной теории? (Шванн и Шлейден).

Как вы уже знаете, одно из положений клеточной теории звучит:

Новые клетки могут возникать
только из предшествующих клеток.

Размножение – одно из важнейших свойств живых организмов, к размножению способны все живые организмы. Способы у всех организмов различные, но в основе любого вида размножения лежит деление клеток.

“Откуда мы взялись, соседка?” –

Спросила как-то клетка клетку.

Та не услышала вопрос –

Она делилась! Шел ……….!”(Митоз) (слайд 6)

Митоз - основной способ деления клетки. Клеточный цикл включает два этапа: интерфазу и митоз (слайд 7,8)

Для того, чтобы узнать о том, что из себя представляет эти этапы, нам необходимо поработать с текстом учебника на с. 77-81.

Учащиеся делятся на группы:

5 группа вывод о биологическом значении митоза.

Офтальмологическая минутка (1 мин)

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Презентация результатов работы в группах.

1.Интерфаза. Период подготовки клетки к делению. Удвоение ДНК, после которого каждая хромосома состоит из идентичных половинок – хроматид, формирование рибосом, органоидов, синтез АТФ, белков. (слайд 9)

Митотический цикл состоит из 4-х фаз:1.профаза.2. метафаза.3. анафаза. 4. Телофаза.

2.ПРОФАЗА - спирализация хромосом (укорачиваются), ядерная оболочка и ядрышко распадаются, центриоли расходятся к полюсам, и формируется веретено деления. (слайд 10)

3.МЕТАФАЗА - хромосомы выстраиваются в плоскости экватора клетки; состоят из двух дочерних хроматид, соединённых центромерой. (слайд 11)

4.АНАФАЗА - центромеры делятся; дочерние хроматиды всех хромосом одновременно отделяются друг от друга и расходятся к противоположным полюсам клетки. (слайд 12)

5.ТЕЛООФАЗА - формируется оболочка новых ядер; деспирализуются хромосомы и восстанавливается ядрышко; происходит разделение клетки – цитокинез (слайд 13)

6. Биологическое значение митоза (слайд 14)

Физкультминутка (1 мин) (слайд 15)

6. Закрепление (10 мин):

Митоз - наиболее распространенный, но не единственный тип деления клеток. Практически у всех эукариотических организмов обнаружено так называемое прямое деление ядер, или амитоз. При амитозе делится только ядро, причем без образования веретена деления, поэтому наследственный материал распределяется случайным образом. Цитокинез не всегда следует за делением ядра, поэтому в результате амитоза обычно возникают многоядерные клетки. Амитотические деления характерны для клеток, заканчивающих развитие: отмирающих эпителиальных клеток, фолликулярных клеток яичников и т. д. Встречается амитоз при патологических процессах: воспалении, злокачественном росте и др. После амитоза клетки не способны приступить к митотическому делению.

"V"- уже известно

"--"- противоречит представлению

"+"- является интересным и неожиданным

"?" - не ясно, возникло желание узнать больше.

Учитель. А сейчас обсудим прочитанную статью.

1. Что стало известно из этой статьи.

2. Какой материал был для вас новым.

Задание 3. (У) Установить правильную последовательность процессов, происходящих во время митоза. Ответ записать буквами без пробелов.

А) распад ядерной оболочки

Б) утолщение и укорочение хромосом

В) выстраивание хромосом в центральной части клетки

Г) начало движения хромосом к центру

Д) расхождение хроматид к полюсам клетки

Е) формирование новых ядерных оболочек

7.Рефлексия (2 мин.)

Сегодня на уроке я узнал…

8. Домашнее задание (3 мин.) изучить параграф 2.14, письменно ответить на вопрос:

Творческое задание по выбору: 1)чем отличается митоз у растений и животных?

Рост присущ всем живым организмам. Но отличительной чертой растений является то, что они растут всю жизнь.

Давайте вспомним основные этапы жизни цветкового растения. Жизнь цветкового растения начинается с образования зиготы. После ее многократных делений формируется зародыш семени, из которого при прорастании образуется маленький проросток растения. При благоприятных условиях он быстро растет, увеличивает подземную и надземную части. Прожив какое-то время, растение стареет и умирает. От прорастания семени и до старости растение продолжает расти.


Рост растения — увеличение размеров и массы организма, связанное в том числе с появлением у него новых частей (клеток, тканей, органов). Рост растений зависит как от сложных процессов обмена веществ, происходящих в органах, тканях и клетках растения, так и от условий, в которых оно произрастает.

Растение растёт в длину и в ширину. Рост в длину происходит благодаря делению клеток образовательной ткани на верхушках корней и побегов.

С помощью роста в длину корень продвигается по почве, место всасывания питательны веществ всё время меняется, что позволяет получать достаточное количество пищи в почве. В этом характерная особенность растений, которые, в отличие от животных, прикреплены к одному и тому же месту.

Благодаря росту побегов из верхушечных и боковых почек растение увеличивает свое тело и охватывает новые пространства, что помогает ему лучше улавливать свет и углекислый газ.

Мы уже говорили, что растения растут на протяжении всей жизни, однако их рост происходит неравномерно, периодически. В течение суток у растительных организмов можно выделить активное и замедленное состояние процессов жизнедеятельности. В светлое время суток деление клеток образовательной ткани происходит активнее, чем в ночное время.

Наряду с суточной наблюдается сезонная периодичность процессов жизнедеятельности растений. Период активного роста весной и летом сменяется затуханием процессов роста осенью. Зимой же у большинства растений наблюдается период покоя. Покой — это состояние, при котором почти полностью приостанавливается рост растения.

Такая периодичность выработалась в ходе эволюции растений как приспособление к ритмам Земли.

Наряду с ростом, растение в течение жизни меняет свои свойства, т.е. развивается. Развитие — изменение в строении и жизнедеятельности живого организма и его частей. Преобразование организма от зарождения до конца его жизни называется индивидуальным развитием.

Все растения растут и развиваются по-разному. Есть растения, которые живут один год. Такие растения называют однолетними. У других растений продолжительность жизни составляет 2 года. Это двулетние растения. Большинство же растений живет несколько лет. Это многолетние растения. Приведем примеры: продолжительность жизни петунии – 1 год, капусты — 2 года, дуба — 1500 лет, секвойи свыше 3000 лет.

Таким образом, рост и развитие растений тесно взаимосвязаны. Протекание роста и развития зависит от процессов, происходящих в органах и клетках растений, а также от условий окружающей среды.

Читайте также: