Конспект уроку фотоперіодизм та його адаптивне значення
Обновлено: 07.07.2024
создать атмосферу коллективной работы, радости познания, воспитывать чувство ответственности и умение работать в группе.
обучающийся получит возможность использовать изученный материал в реальной жизни для решения практических задач;
обучающийся научится планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать изученное в планировании и контроле способа решения, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
обучающийся научится учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
обучающийся научится осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи; владеть общим приёмом решения задач;
обучающийся получит возможность для формирования учебно-познавательной мотивации, готовности к самообразованию и самовоспитанию; научится высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую.
Тип урока: открытие нового знания
проблемный диалог, подводящий к озвучиванию темы урока с элементами технологии проектной деятельности обучения.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема урока: Биоритмы. Фотопериодизм
образовательные - дать понятие о биологических часах и фотопериодизме, определить причины этих проявлений ;
развивающие - расширять кругозор и словарный запас учащихся, развивать умение анализировать и классифицировать явления в жизни растений, животных и человека;
воспитательные – прививать интерес к предмету, пропагандировать здоровый образ жизни.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Форма организации: коллективно-индивидуальная, групповая
Оборудование урока: раздаточный материал к уроку, мультимедийный проектор, презентация.
Структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Здравствуйте ребята, сегодня на уроке нам нужно изучить очень объемный материал. Поэтому давайте максимально сконцентрируемся на уроке и будем работать быстро.
Ученики встают, приветствуя учителя, готовятся к уроку
Жизнь на Земле развивалась в условиях регулярной смены дня и ночи и чередования времен года из-за вращения планеты вокруг своей оси и вокруг Солнца. Ритмика внешней среды создает периодичность, то есть повторяемость условий в жизни большинства видов.
Изучение нового материала
Регулярно повторяются как критические, трудные для выживания периоды, так и благоприятные.
Суточные ритмы проявляются не у всех видов, а только у тех, в жизни которых смена дня и ночи играет важную экологическую роль.
Годовые ритмы – это ритмы, которые приспосабливают организмы к сезонной смене условий. Причина: движение Земли вокруг Солнца, происходит смена времен года. Например периоды роста, размножения, линек, миграций, зимней спячки, сна и бодрствования у животных закономерно чередуются и повторяются таким образом, что критическое время года организмы встречают в наиболее устойчивом состоянии.
Подобные биологические ритмы обнаружены у всех организмов. Внутренний механизм, позволяющий организму не только чувствовать течение времени, но и измерять его промежутки, называется биологическими часами. Иногда они могут нарушаться, например, при длительных полетах и пересечении часовых поясов.
Наука, изучающая биоритмы, называется хронобиологией (от греч. хронос - время).
Многим организмам свойственна реакция на суточные ритмы (фотопериод) освещения, т.е. на соотношение светлого и темного периодов суток. Такая реакция, выражающаяся в изменении процессов роста и развития, называется фотопериодизмом.
В зависимости от длительности освещения растения делят на растения длинного дня и растения короткого дня. Длина дня оказывает влияние на скорость и интенсивность процессов жизнедеятельности. Например, хризантема зацветает лишь осенью, когда длина дня уменьшается от 12 до 6 часов. У бабочек при уменьшении длины дня замедляется развитие яиц и личинок.
У людей помимо гормональных были обнаружены изменения в обмене веществ, температурной регуляции, кровообращении, кроветворении. Так, например, весной люди наиболее восприимчивы к заболеваниям, возникают душевные кризисы, которые выражаются в учащении самоубийств, преступлений и душевных расстройств. Ученые считают, что растения определяют изменение длины светового дня при помощи листьев, а животные и человек – при помощи особого отдела головного мозга. Человек может использовать знания о биологических ритмах в практической деятельности. Например, при выращивании овощей и фруктов, для повышения яйценоскости кур, благодаря искусственному увеличению длины дня, можно достичь больших результатов.
А сейчас вам нужно выполнить лабораторную работу № 4(Приложение 1). В конце обязательно напишите вывод по проделанной работе.
Ученики слушают, записывают новые определения в тетради.
Приступают к выполнению лабораторной работы № 4.
Закрепление и применение знаний
Записывают домашнее задание в дневники
Приложение 1
Лабораторная работа №4
Цель: ____________________________________________________________________
Оборудование: коллекция плодов и семян растений, рисунки
Техника безопасности:
Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.
После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.
1. Рассмотри плоды и семена растений:
2. Назови среду обитания этих растений: ___________________________________
3.Определи характерные черты их приспособленности к распространению;
Презентация познакомит учащихся с основными группами растений в зависимости от типа фотопериодической реакции.
Описание разработки
Фотопериодизм — реакция организмов на суточный ритм освещения, то есть на соотношение светлого (длина дня) и темного (длина ночи) периодов суток, выражающаяся в изменении процессов роста и развития. Фотопериодизм присущ растениям и животным.
Фотопериодизм — приспособительная реакция к комплексу сезонных изменений внешних условий.
Одним из проявлений фотопериодизма является фотопериодическая реакция зацветания.
За типом фотопериодической реакции выделяют такие основные группы растений:
1. Растения короткого дня. Цветение и плодоношение наступает при 12-часовом освещении (например, конопля, табак, перилла).
Много растений короткого дня, перемещенные в условия длинного дня, образовывают большую вегетативную массу, но не завершают развитие и не плодоносят.
2. Растения длинного дня. Для цветения им нужна продолжительность дня 12 ч и больше (картофель, пшеница, шпинат).
3. Нейтральные к длины дня растения. Для них длина фотопериода равнодушная.
Цветение наступает при любой длине дня (кроме очень короткой, что означает для растений световое голодание). Такие горчица, томат и ин.
Длиннодневные растения распространены в основном в умеренных и приполярных широтах, короткодневные — в областях ближе к субтропикам.
Основной результат фотопериодизма — образование в разных органах растений фотогормонов, влияющих на цветение, образование клубней, луковиц, корнеплодов и т.д. и на физиологические процессы (например, переход к покою, засухоустойчивость).
Используя фотопериодизм, можно регулировать процессы роста и развития растений, в частности цветения, что применяется в селекции.
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Цели обучения: описывать значение приспособлений растений к меняющимся условиям освещения, описывать и объяснять причины фотопериодизма у растений как адаптации к длине светового дня. Межпредметные связи: география ( длина светового дня, угол падения Солнца на различные участки на планете), физика ( движение, освещение, спектр ), экология.
№ слайда 1
Фотопериодизм Фотопериодизм. Авторы открытия. Группы растений по типу ФПР. Зависимость географического распространения растений и типом их ФПР. Исключения.
№ слайда 2
Фотопериод - продолжительность дня (соотношение длины светлой и темной частей суток), которая неодинакова в течение года. Фотопериод - продолжительность дня (соотношение длины светлой и темной частей суток), которая неодинакова в течение года. Способность растений реагировать на длину дня – фотопериодическая реакция
№ слайда 3
Фотопериодизм - реакция организмов на суточный ритм освещения, то есть на соотношение светлого (длина дня) и темного (длина ночи) периодов суток, выражающаяся в изменении процессов роста и развития. Фотопериодизм присущ растениям и животным.
№ слайда 4
Сущность явления фотопериодизма циклическое чередование света и темноты переводит растение из вегетативного в репродуктивное состояние.
№ слайда 5
№ слайда 6
По типу ФПР различают: Растения с короткодневной ФПР. Растения с длиннодневной ФПР. Растения с ФПР промежуточного типа. Растения с ФПР нейтрального типа.
№ слайда 7
Растения короткого дня Растения с короткодневной ФПР, Для перехода к цветению требуется t = 12 ч и менее (света в сутки)
№ слайда 8
Растения длинного дня Растения с длиннодневной ФПР, Для перехода к цветению требуется t = 12 и более часов света/сутки
№ слайда 9
Растения с ФПР промежуточного типа, цветение у них наступает при определенном, сравнительно узком диапазоне фотопериода — не длиннее, но и не короче критических величин.
№ слайда 10
Растения с ФПР нейтрального типа длина фотопериода безразлична. Цветение наступает при любой длине дня (кроме очень короткой (=световое голодание).
№ слайда 11
№ слайда 12
Длина дня, обеспечивающая максимальный прирост сухого вещества у растений разного географического происхождения (по Любименко В. Н. и Щегловой О. Н., 1927)
№ слайда 13
У видов с обширными ареалами, охватывающими разные широты, хорошо различаются географические популяции с разными критическими фотопериодами, соответствующими длине дня У видов с обширными ареалами, охватывающими разные широты, хорошо различаются географические популяции с разными критическими фотопериодами, соответствующими длине дня
№ слайда 14
Исключения Географические закономерности распределения растений с разными типами ФПР не абсолютны: существует ряд исключений:
№ слайда 15
Существуют нарушения географических закономерностей фотопериодизма, которые трудно объяснить. Существуют нарушения географических закономерностей фотопериодизма, которые трудно объяснить. Стоит подумать о несоответствии современных условий и тех, в которых сформировалась ФПР вида, Т. е. об исторических миграциях, связанных с существенными изменениями климата, земной поверхности и т. п.
Читайте также: