Конспект уроку есхіл прометей закутий

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование урока: слайды с изображением Прометея, Зевса, Океана, Гефеста и Гермеса.

  1. Прочитать трагедию Эсхила "Прометей Прикованный".
  2. Поработав со словарём, найти и записать в тетрадь информацию о персонажах трагедии: Зевсе, Гефесте, Прометее, Океане, Океанидах, Гермесе (индивидуальные задания).
  3. Повторить элементы строения древнегреческой трагедии, вспомнить особенности жанра.
  4. Найти и подчеркнуть в тексте предложения, иллюстрирующие отношение к Прометею и Зевсу всех героев трагедии.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с древнегреческим театром, рассмотрели жанровые и композиционные особенности античной трагедии. Дома вы прочитали одно из самых великих творений поэта Древней Греции Эсхила трагедию "Прометей Прикованный"

2. Беседа на выявление восприятия произведения.

- Понравилась ли вам трагедия Эсхила?

- Какие сцены вас взволновали? Почему?

- Каким вы представляйте себе Прометея в начале и в конце трагедии?

- Образ Прометея вдохновил не одного гения. О нём создавали свои произведения Гёте, Шелли, Байрон, Мустай Карим, композиторы Вагнер, Лист, Скрябин.

- Посмотрите на картину Пьеро ди Козимо "Легенда о Прометее". Художник даёт трактовку образа Прометея, характерную для эпохи Возрождения: атлетическое тело Прометея сопротивляется нависшему над ним громадному орлу.

- Обратимся к другому видению образа Прометея.

Русский скульптор 18 века Ф. Г. Гордеев полон сочувствия к Прометею, обессиленному страданием: жестокий хищник рвёт нежное, уже лишённое воли тело.

- Какой из этих образов вам более близок? (Дети высказывают своё мнение)

- В чём, по-вашему, заключается конфликт трагедии? (В противостоянии, поединке Зевса и Прометея)

3. Объявление темы и целей урока.

- Поэтому тема нашего урока звучит так: Поединок силы физической и силы духовной в трагедии Эсхила "Прометей Прикованный".

- На чьей стороне правда: всемогущего повелителя Олимпа Зевса или восставшего против него титана Прометея? (создание проблемной ситуации)

- Сегодня на уроке в ходе анализа произведения мы постараемся выяснить, кто же выигрывает этот поединок: Зевс или Прометей?

- А сейчас, пока мы ещё не начали анализировать произведение, немного подумайте и ответьте на вопрос: символом чего для вас является Прометей? (Ответы ребят записываются на доске)

- В конце урока мы ещё вернёмся к этому вопросу и обсудим, изменилось ли ваше понимание образа главного героя.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу (В ходе опроса проводится словарная работа с терминами)

- Сегодня нам предстоит в ходе анализа драматического произведения решить важный проблемный вопрос. Как вы думаете, на что нам нужно обратить внимание, что повторить, чтобы раскрыть идею автора и разрешить сложившуюся проблемную ситуацию? (Дети высказывают свои мнения, учитель выслушивает мнения, помогает и направляет) Так как форма и содержание произведения неразрывно связаны между собой, ученики должны поставить перед собой следующие учебные задачи: а) вспомнить, что такое трагедия; б) повторить элементы строения трагедии.

- Что такое трагедия?

Трагедия - это драматическое произведение, в котором характер героя раскрывается в борьбе, обрекающей его на гибель.

- А повторять элементы строения трагедии мы будем следующим образом. На доске прикреплены карточки с составляющими трагедии. Распределите их по порядку следования. (Один ребёнок работает у доски, остальные в тетради.)

  • Пролог
  • Парод
  • Стасимы
  • Строфа
  • Антистрофа
  • Эписодии
  • Френ
  • Эксод

- Какие из этих терминов являются антонимами? Поясните свой ответ.

Парод - эксод. Парод - вступительная песнь хора. Эксод - заключительная песня.

Строфа - антистрофа. Строфа - песня хора во время движения справа налево. Антистрофа - песня хора, сопровождающаяся движением слева направо.

- Какое значение имеют слова эписодии и стасимы?

Эписодий - сольная партия актёра. Стасимы - песни хора, исполняемые стоя.

- Какие элементы строения трагедии не встретились вам в произведении Эсхила? (Френ - поочерёдное исполнение песен солистом и хором)

- Значение какого элемента строения, встретившегося вам в трагедии, мы не рассматривали? (Эпод)

- Давайте запишем в тетрадь определение этого слова.

Эпод - хоровая партия, отличная по структуре от строфы и антистрофы.

Анализ произведения (изучение нового материала).

- Ребята, для того, чтобы выяснить, чья оценка образа Прометея была более верной, мы должны с вами, рассмотрев систему персонажей, выявить основные мотивы поступков героев.

Так как это задание требует обмена мнениями, предлагаю поработать в группах.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает лист с заданием подобрать цитаты из текста к данным утверждениям и (также в задании присутствуют вопросы на анализ мотивов поступков героев) составить план своего выступления, по которому и охарактеризовать героя. (группы работают в течение 10 минут, после чего учитель предоставляет выступление участникам групп на определённом этапе изучения произведения.

Задания первой группе. Характеристика Прометея.

- Что мы узнаём о Прометее из пролога трагедии?

- Каким даром обладает Прометей?

- Почему он отнял этот дар у людей? Как вы считаете, прав ли он?

- Чему научил Прометей людей?

- Знал ли Прометей о предстоящем наказании?

- Докажите текстом, что Прометей сознательно "согрешил" против Зевса.

- За что Прометей ненавидит Зевса?

Какая болезнь, по мнению Прометея, свойственна тиранам?

Задание группе № 2. Охарактеризуйте отношение к Прометею Гефеста, Океана и Океанид.

- Докажите текстом, что Гефест сочувствует Прометею. В каких репликах это выражается?

- Почему Гефест, так жалеющий Прометея, всё-таки приковывает его к скале?

- Как Океаниды относятся к Прометею? Докажите свой ответ текстом.

- Почему вы отнесли Океана к сочувствующим? Подтвердите свой ответ текстом.

- С каким советом является Океан к Прометею?

Задание для группы № 3. Характеристика Зевса и Гермеса.

- Каким предстаёт Зевс в произведении? Подтвердите текстом свои высказывания.

- Кто же стоит на стороне Зевса и осуждает Прометея?

- С какой целью появляется на сцене Гермес? Чем грозит Гермес Прометею?

- Как бы вы охарактеризовали Гермеса?

- Итак, рассмотрим афишу.

- Кто является главным героем трагедии?

(Прометей, его имя вынесено в название произведения)

- Кто такой Прометей?

Прометей - один из титанов.

Что мы узнаём о Прометее из мифов?

- Каким предстаёт пред нами Прометей на протяжении всей трагедии? Выступление первой группы.

В ходе анализа образа Прометея первой группой выясняется, что титан Прометей похитил огонь, научил людей пользоваться им и теперь несёт наказание за свой поступок. Он обладает даром предвидения, но отнимает этот дар у людей, так как считает, что трезвое приятие судьбы непосильно для людей. Учащиеся рассуждают, был ли прав Прометей, отняв дар предвидения у людей. Здесь в дискуссию могут включаться представители других групп. Учащиеся перечисляют заслуги Прометея перед людьми: научил ремёслам, искусству врачеванья и т.д.

Выясняется, что Прометей ненавидит Зевса за жестокость и несправедливость; считает, что "всем тиранам свойственна болезнь преступной недоверчивости к другу". Дети выясняют, что Прометей, зная о предстоящем наказании, сознательно согрешил против Зевса. Снова создаётся проблемная ситуация, мотивирующая детей на дальнейшее изучение произведения.

- На сколько лагерей и по какому признаку можно разделить персонажей трагедии? (По их отношению к Прометею. Некоторые герои сочувствуют Прометею, некоторые осуждают)

Кого бы вы отнесли к сочувствующим? (Гефеста)

По мере называния детьми героев сочувствующих и осуждающих на доске оформляется таблица.

Сочувствующие: Осуждающие:
Гефест Зевс
Океаниды Власть и Сила
Океан Гермес
Ио

- Кто такой Гефест?

- Я думаю, что вторая группа поможет нам понять, почему сочувствующий Прометею Гефест всё-таки приковывает его к скале. Выступление 2 группы.

Ученики доказывают с опорой на текст, что Гефест жалеет Прометея, но бессилен что-либо сделать.

- Кого ещё можно отнести к лагерю сочувствующих?

Вторая группа продолжает свою работу, доказывая, что Океаниды со своим отцом Океаном неравнодушны к судьбе Прометея.

- Ещё один персонаж, введённый автором - Ио (дочь морского бога Инаха.

- С какой целью ввёл автор этот персонаж? (Показать, что она тоже страдает по воле Зевса, но в отличие от сохраняющего достоинство Прометея Ио мечется, молит богов о смерти)

- Какую правду о будущем Зевса откроет Прометей Ио? (что среди потомков Ио будет человек, который положит конец правлению Зевса)

Формулирование проблемного вопроса, не раскрывающего ситуацию, а "подстёгивающего" детей к дальнейшему поиску ответа.

Почему же все сочувствующие персонажи трагедии не видят смысла в сопротивлении Прометея?

Во главе второго лагеря мы поставим персонаж, которого нет в афише, но который является главной силой, противодействующей герою.

Зевс. Слайд 4.

Зевс - бог грома, верховный бог Олимпа. Именно он приказал Гефесту приковать Прометея к скале.

- Каким же предстаёт Зевс в произведении? Выступление группы № 3.

- Можно ли сказать, что Зевс - воплощение физической силы в трагедии? (Да)

Продолжая своё выступление, ученики 3 группы называют среди осуждающих двух прислужниц Зевса: Власть и Силу. (Они называют Прометея злодеем, человеколюбцем, совершившим грех, ненавистным богам, Зевсовым врагом)

- Ещё одним посланником Зевса является Гермес.

Гермес - бог торговли, красноречия, посланник Зевса. Слайд 5.

- Обратите внимание на его атрибуты: крылатые сандалии, шлем-невидимку с крылышками и кадуцей (посох в виде двух переплетённых змей).

Говоря о Гермесе, дети отмечают наглое развязное поведение вестника богов, его раболепствие перед Зевсом. Но никакие угрозы и увещевания не смогли сломить Прометея, оставшегося верным себе.

- Какого участника трагедии мы ещё не называли? (Хор)

Да, на прошлом уроке мы говорили, что неотъемлемой частью трагедии был хор, который символизировал живое участие народа в драматических действиях и создавал эмоциональную атмосферу, выражая отношение к героям.

- Как относится хор к судьбе Прометея? Сочувствует или осуждает? (создание проблемной ситуации) Докажите текстом.

- Почему хор советует Прометею, "упорство бросив, искать благоразумья мудрого, покаяться пред Зевсом?" (Потому что Зевс - верховный бог, никто не вправе не подчиняться его власти, борьба с ним окончится только страданиями для непокорного)

Трагическая вина Прометея, по мнению всех персонажей, - в дерзости, вызове богам.

4. Этап обобщения.

- На прошлом уроке мы говорили, что герой древнегреческой трагедии должен обладать волевым характером и сильными страстями. Соответствует ли Прометей этому образу?

(Да, соответствует: он любит людей, сочувствует им, восстаёт против богов, не думая о себе и зная, что понесёт мучительное наказание, великодушен, благороден)

- А сейчас, объединившись в пары, попробуйте обобщить все сведения о героях, полученные на уроке. Результатом такой работы должен быть синквейн. 1 ряд составляет синквейн о Прометее, 2 - о Зевсе, а 3 - о хоре. Выполнение задания.

Представление парами синквейнов, обсуждение работ.

- Ребята, если Зевс - воплощение физической силы в трагедии, то какой силой обладает Прометей? Прометей - воплощение силы духовной.

- Как вы думаете, на чьей стороне правда? Кто побеждает в этом поединке? Как вы разрешили для себя эту ситуацию?

Вывод: моральная победа за Прометеем, силу его уверенности в своей правоте не сломила грубая физическая сила Зевса.

- Вспомните, что символизировал для вас Прометей в начале урока. Изменилось ли ваше первоначальное восприятие образа главного героя?

Образ Прометея является символом человеческого достоинства и величия, а возникшее на основе этого мифа выражение "прометеев огонь" употребляется в значении: священный огонь, горящий в душе человека, неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке и искусстве.

Фронтальное домашнее задание: к следующему уроку найдите и прочитайте произведение Мустая Карима "Не бросай огонь, Прометей!" и подумайте: 1 ряд) в чём общность и 2 ряд) каковы различия двух трагедий о Прометее. Ответ в форме плана оформить в тетради по литературе.

Индивидуальное домашнее задание: найти, что обозначает выражение "прометеев огонь". Ваша работа будет успешной, если вы обратитесь к специальному словарю.

Предварительный просмотр:

углубить знания учеников об античной литературе;

Познакомить учеников с биографией и жизнетворчеством Эсхила;

Раскрыть образы героев, дать им характеристику;

Раскрыть авторское отношение к изображаемому.

развивать навыки монологической речи;

усовершенствовать навыки вдумчивого чтения;

развивать образное мышление.

Формировать гуманное отношение к личности;

Пробудить интерес к античной литературе.

работа с текстом трагедии;

работа с иллюстрацией;

Тип урока: комбинированный

Организационный момент  3 минуты;

Подготовка к восприятию материала  7 минут;

Восприятие произведения  5-7 минут;

Анализ произведения  20-22 минуты;

Синтез  5 минуты;

Домашнее задание  3 минуты.

У.- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Кто сегодня отсутствует?

Подготовка к восприятию материала:

Д. - Скорее всего, это драма.

Д.- Потому что написано для театра, для постановки на сцене: указаны действующие лица, их реплики и нет рассказчика.

У.- А какова задача драматического произведения?

Д.- Показать действия и внутренний мир героев через диалог в оценке автора.

У.- Хорошо! Теперь давайте перенесемся в эпоху Эсхила, и поможет нам в этом …

Исполнение драм было делом государственным. Драматурги осознавали объединяющую и воспитательную роль театра и гордились этим.

Афинский театр Диониса вмещал около семнадцати тысяч зрителей — почти все взрослое население тогдашних Афин. И можно себе представить, какое мощное воздействие мог оказать спектакль на жителей города. Правда, представления происходили только по праздникам, длились по нескольку дней, начинаясь утром и заканчиваясь с заходом солнца.

Искусство авторов оценивалось специальными судьями, первый приз означал победу, второй — умеренный успех, а третий — провал. Величайший драматург Древней Греции Эсхил, написавший несколько десятков пьес, тринадцать раз получал первый приз.

Задание было получено вами достаточно давно и я попросила вас принести текст с таким расчетом, чтобы у каждого на парте была хотя бы одна книга или распечатка трагедии. Итак, все справились с заданием?

Д. - Это титан, который украл огонь для людей. За это его приковали к скале, и орлы клевали ему печень.

У.- Ваши знания о Прометее основываются на тексте Эсхила в изложении Н. Куна. Но дело в том, что Эсхил создал свой образ Прометея, которого раньше оценивали совсем по-другому. По поводу происхождения Прометея существуют разные версии, одну из них вы знаете, какую?

Д.- Что его родителями были титан Иапет и океанида Климена.

До появления пьесы Эсхила Прометей представлялся в сказаниях как хитроумный и ловкий обманщик, титан-покровитель жалкого рода людей, которых он сам и создал. А теперь на основе отрывка из драмы попробуйте понять, каким видит Прометея Эсхил, какие черты героя он подчеркивает, как их оценивает. Но сначала ответьте на один вопрос. Понравилась ли вам эта драма?

Д.- Да, очень легко читается.

4) Анализ произведения:

У.- Открываем трагедию, пролог. Прочитайте диалог Власти и Гефеста.

Д.- (Читается выразительно диалог Власти и Гефеста, заранее подготовленный учениками.)

У.- За что Зевс велел приковать Прометея? Цитируйте.

У.- Как относится Гефест к поручению Зевса?

У.- Как Власть оценивает колебания Гефеста?

У.- Как оправдывается Гефест?

У.- В чем Гефест упрекает Власть?

У.- Как характеризует Гефеста и Власть их диалог, происходящий в то время, когда Гефест приковывает Прометея?

У.- Теперь обратите внимание на монолог Прометея.

Д.- (Инсценировка учеником монолога Прометея.)

У.- Как раскрывается Прометей в этом монологе?

У.- Итак, парод. На чьей стороне симпатии хора?

Д.- Это титаны, низвергнутые Зевсом.

У.- Как раскрывается здесь Прометей?

У.- Давайте теперь обратимся к эписодию первому.

Д.- (Читается выразительно эписодий первый, заранее подготовленный учениками.)

У.- Итак, монолог Прометея. На чьей стороне в борьбе титанов с олимпийцами сначала выступал титан Прометей и почему перешел на другую сторону?

У.- Можно ли поступок Прометея назвать предательством?

Д.- Да, но он совершил предательство во благо. Для людей он – герой, а для богов – предатель.

У.- В чем Прометей обвиняет Зевса?

Д. Зевс обязан Прометею властью, но не доверяет ему.

У.- За что Зевс мучил Прометея?

У.- Как же Прометей спас людей?

У.- Как заканчивается монолог Прометея?

У.- Прометей надеется, что его мученьям придет конец, если Зевс смягчится. А считает ли Предводительница Хора Прометея виноватым?

У.- Какие же черты Прометея выделяет Эсхил?

Д.- Эсхил на стороне Прометея. Ему не нравятся упрямые, жестокие и злые правители. Это видно из речи Прометея, который выглядит настоящим героем. Он не жалкий. И хор на стороне Прометея, и Гефест за него переживает. Только Власть на стороне Зевса. Они считают Прометея виноватым, ведь он передал людям права богов.

У.- Эсхил подчеркивает силу духа Прометея всеми средствами драматического искусства — через речь героев, через их взаимохарактеристики и самохарактеристики. А главное — через слова хора, который в древнегреческой драме был своеобразным рупором автора, носителем его точки зрения. Прометей знает, что и дальше его ждут муки, но борется с тиранией.

После того как Эсхил создал свой образ Прометея, к Прометею стали относиться как к мудрому защитнику рода людского, борцу с злым, самовластным правителем. И з европейской культуре Прометей стал символом тираноборчества. Только заметьте: Прометей борется не против богов вообще (Ведь он и сам бог), а конкретно против Зевса и его неограниченной власти. С этой целью Эсхил даже изменяет сюжеты некоторых мифов. Так, например, согласно мифу, Ио страдает от преследований Геры, а у Эсхила (смотрите в конце фрагмента краткий пересказ дальнейших событий пьесы) виной всему — Зевс. Какие чувства, по-вашему, вызывало представление этой пьесы у древних греков?

Д.- Возвышенное, восхищенное, скорбное, трагическое.

У.- Сравните образ Прометея в трагедии Эсхила с богами в произведениях Гомера и Гесиода.

У.- Чем заканчивается пьеса — ясно из краткого пересказа фрагмента в ваших учебниках.

У.- Молодцы! Оценки за урок…

У.- Домашним заданием вам будет:

3) Проанализировать оставшиеся эписодии по рядам: 2 эписодий – 1 ряд, 3 эписодий – 2 ряд, 4 эписодий – 3 ряд. Можно объединяться в группы. Урок окончен, до свидания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План урока русской литературы,

Педагоги: Михайленко Владимир Георгиевич – учитель русского языка и литературы,

Гареева Татьяна Павловна - учитель самопознания

Класс: 6 Кол-во учащихся: 26

Ценность: любовь

Качества: гуманность, бескорыстие, любовь ко всем .

Цель урока: углублять знания об античной литературе, образе Прометея через практику общечеловеческой ценности – бескорыстная любовь.

Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие:

развитие умений и навыков выразительного чтения, устного пересказа, воображения, навыков монологической речи, критического мышления, бескорыстие;

Воспитательные:

воспитание гуманного отношения, любовь ко всем.

Внешняя интеграция

Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный Свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами Света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что Свет начинает всё более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите Свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются Светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются Светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие добрые слова. Направьте Свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась Светом, и в вашей голове только добрые, Светлые мысли.

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Анализ состояния:

Что вы чувствовали, ваши ощущения?

Какие еще источники света и тепла вы знаете? (солнце, огонь…)

Какие ассоциации у вас возникают в связи с этим словом?

1.Работа в группах. Задание

(Название групп: Апполон - бог солнечного света, Гелиос - бог Солнца, Эос - богиня утренней зари , Гестия - богиня домашнего очага и огня.)

(защита проекта)

Внутренняя интеграция.

2.Дар от учителя: Стих о подвиге и героизме (автор неизвестен)

Есть люди, что правду, в страданьях несут,

Они за нее умирают и верят,

Подвижники света, что гордо идут

С мечом, побеждая лютого зверя.

О люди, такие куются как сталь,

Им небо дает высшие силы,

Их души - одна бесконечная даль

И так же они бесконечно красивы,

А мы как всегда, в делах и быту,

И ценность для нас деньги – бумага,

Забыли про душу, ее красоту,

Забыли, что значит такое отвага,

Забыли, но это совсем не беда,

Мы вспомним, конечно, ведь помнить должны,

Что смелое сердце берёт города,

Что подвиги нашим потомкам важны,

Что подвиг не смерть, а жизни глоток,

Той жизни достойной, и нужной другим

Что подвиг бессмертен, что подвиг высок,

Что подвиг как воздух необходим,

Что подвиг в крови, что подвиг в сердцах,

Что подвиг нам крылья дает для полета,

Что подвиг кричит в миллион голосах,

Что подвиг семья, доброта и забота,

Что подвиг здоровье, быть нужным родным,

Что подвиг в себе сохранить человечность,

Что подвиг дать людям добра и любви,

И детям детей и так целую вечность.

Какое ключевое слов вы выделите из этих строк и почему? Что оно означает? /Подвиг/

В чем на ваш взгляд, важность подвига и почему?

Как вы думаете, важно ли этим людям, чтобы о них помнили и почему?

Как вы считаете, какие качества проявляются у людей, совершающих подвиг и почему?

/ гуманность, бескорыстие, любовь ко всем/

Назовите людей, жизнь которых была примером бескорыстного служения обществу. /Мать Тереза, Януш Корчак…/

Как вы думаете, что объединяет всех героев и почему?

Внешняя интеграция

2. Предлагаю вашему вниманию цитату:

Мать Тереза ( 1910-1997) - монахиня, помогала бедным и больным, лауреат Нобелевской премии мира (1979), являлась основательницей великого, самого многочисленного в современном обществе Ордена Милосердия. Всю свою жизнь сама она всегда следовала обету нищеты, целомудрия и поста. Мать Тереза успешно открывала дома для умирающих, больницы для прокаженных, приюты для детей-сирот. Они находили средства и всегда находились те, кто мог спонсировать их труд на благо мира и людей.

Как вы понимаете смысл цитаты?

Учитель:

Давайте вспомним, что мы прочитали о Прометее и его качествах?

Скажите, что же Прометей сделал для людей, чему он их научил?

Как вы думаете, кем являются для нас, такие люди как Прометей и почему? (истинные лидеры)

Работа в группах.

Затем спикеры от каждой группы по очереди назовут деяния этого титана.

Как вы считаете, чем руководствовался Прометей, сделав такой выбор и почему?

Так ли важно рисковать собственной жизнью ради других?

2.Учитель:

А сейчас, обсудив в течение 2 минут, группа Апполона (расскажет историю с передачей Прометеем огня людям и его наказание за это от имени Зевса, зимних – от имени Гефеста, весенних – от имени Прометея, летних – от имени Ворона. /прием РАФТ/

3.Учитель:

А сейчас мы наши 4 группы объединим в 2, которые будут обсуждать свое задание в течение 2 минут и затем от каждой группы с 1-минутной речью выступит 1 представитель.

2-я группа внимательно слушает выступающего из противоположной группы и задает ему 2 вопроса по содержанию его выступления, на которые выступающий должен дать краткий ответ.

Задание для группы Апполона ( осенних) и Гелиос (зимних именинников):

Вам предложили выступить в роли адвоката Зевса. Попробуйте свою защиту выстроить, ссылаясь на следующие вопросы:

Так ли уж несправедлив Зевс к Прометею, ведь Зевс установил законы, а Прометей их нарушил?

На чем, в результате предательства Прометеем богов, будет держаться мир?

Задание для группы Эос (весенних) и Гестия (летних именинников):

Вариант: Вам дана возможность выполнить миротворческую миссию: сесть за стол переговоров с самим Зевсом.

Изложите ему убедительные аргументы, по которым он должен отменить своё решение относительно Прометея.

4.Учитель:

Как вы думаете, была ли жертвенность Прометея оправдана и почему?/ответы учащихся/

Важно ли, совершая бескорыстные поступки, ждать взамен благодарности и почему?

Древняя Греция славилась своими знаменитыми философами, думаю, мы, как наследники (в общепланетарном понятии) культуры этой великой страны и эпохи должны быть достойными продолжателями лучших традиций эллинской культуры. Поэтому мы вновь возвращаемся к нашим группам по сезонам. И через минуту (после вашего коллективного обсуждения) выслушаем 4-х ораторов от каждой группы, который в течение 30 секунд выступит с речью по одной из предложенных вам на выбор цитат:

- Кто согрет любовью к людям - не остынет вечно! (Т.Г. Шевченко)

- Благодаря любви к людям и служению наши личности приобретают дополнительное измерение, и мы становимся лучше. (Рита Скьявоне)

- Любовь к людям — это и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего. (Максим Горький)

- Любовь к людям - это наше неисчерпаемое богатство. (В.А.Сухомлинский)

Едва ли какое-либо из человеческих деяний обладает большей силой, нежели та сила, что проявляется на примере любви к людям. (Норман Казинс)

Внешняя интеграция

Групповое пение: Песня Огонь Прометея. Эдуард Хиль

Дари огонь, как Прометей, дари огонь, как Прометей,

И для людей ты не жалей огня, души своей, ля-ля

И для людей ты не жалей огня души своей.

Человек на земле, как цветок по зиме,

Без тепла он не может ни дня,

Пусть тебе не знаком, поделись ты с ним добром,

Пригласи посидеть у огня.

Дари огонь, как Прометей, дари огонь, как Прометей,

И для людей ты не жалей огня души своей.

И согретый тобой, пронесёт тот огонь

Новый друг сквозь года, и дожди,

Всем, кому тяжело, он отдаст своё тепло,

Тот огонь, что зажёг ты в груди.

Дари огонь, как Прометей, дари огонь, как Прометей,

И для людей ты не жалей огня души своей.

Не грусти человек, коль недолог твой век,

Знай, что ты не напрасно сгорел.

Ветер след твой не стёр, коль души твоей костёр

Хоть кого-то лишь раз обогрел

Дари огонь, как Прометей, дари огонь, как Прометей,

И для людей ты не жалей огня души своей, ля-ля

И для людей ты не жалей огня души своей.

Учитель: сегодня на уроке мы с вами говорили о подвиге Прометея, его бескорыстии , гуманизме и любви к людям.

В течение 1 минуты группы составляют синквейн по теме

- Благодеяние

- Любовь к людям

Домашнее задание:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среднесрочное планирование 6 класс.

Календарно – тематическое планирование 6 класс 2014 -2015 учебный год.

Выяснить, что такое трагедия. Раскрыть понятия подвиг, герой на основе трагедии. Понять, что заставило писателя обратиться к проблемам современного ему общества.

Развивать критическое мышление, устную, письменную монологическую речь, воображение, коммуникабельные способности.

Прививать интерес к изучению классической художественной литературе, воспитывать уважение к человеку, воспитание ответственности за себя и партнера.

Уметь находить признаки трагедиив произведениях. Знать черты, характерные для героя. Уметь отличать подвиг от добрых поступков.

За мифическим сюжетом могут быть спрятаны современные реалии.

Сюжет может быть старым(классическим), а в персонажах угадываются современные личности.

Психологический настой учащихся

Закройте глаза, представьте, что вы оказались в темноте на холоде. Вам страшно, руки ваши озябли, вас трясёт от холода. И вот, начинает разгораться огонек костра, сначала несмело, затем все сильнее, нам становиться теплее, мы перестали мерзнуть, на душе у нас стало хорошо. Нас согрел огонь. Как вы думаете, что такое огонь? Как мы получили огонь?

Рассказ учителя о творчестве Эсхила, о его произведениях.

Скажите, ребята, кто знает, кто такой Прометей?

Давайте вспомним, что мы прочитали об этом герои.

Скажите, что же Прометей сделал для людей? Чему он их научил?

Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: - Как Зевс решил наказать Прометея?

Что больше всего угнетало Прометея: физическая боль или поступок Зевса?

Скажите, Прометей подчинился Зевсу или нет?

Подумайте и подготовьте вопросы по произведению, которые вы хотели бы задать одноклассникам

Работа по вопросам: Что такое подвиг? Кто совершает подвиги? Кто такой герой?

А сейчас послушайте, как наказал Зевс людей за то, что они приняли дар героя?

Пересказать услышанное на уроке от лица: Зевса, Гефеста, Прометея, Ворона

Составьте синквейна на одну из тем: герой, подвиг, Прометей

Ребята, вы весь урок работали очень активно, а теперь передайте свои ощущения, которые вы испытали в конце урока, при помощи этой карты

Где я себя вижу на карте

( Остров Надежды, море неуверенности, материк счастья, вершина успеха)

Запишите домашнее задание:

. А: Написать сочинение – рассуждение

И в конце нашего урока, ребята, прочитаем

слова Д.Байрона о Прометее. Согласны ли вы в с этими словами.

Посмотрите памятник Прометею в городе

Урок литературы. Класс 6

Среднесрочное планирование 6 класс.

Календарно – тематическое планирование 6 класс 2014 -2015 учебный год.

Выяснить, что такое трагедия. Раскрыть понятия подвиг, герой на основе трагедии. Понять, что заставило писателя обратиться к проблемам современного ему общества.

Развивать критическое мышление, устную, письменную монологическую речь, воображение, коммуникабельные способности.

Прививать интерес к изучению классической художественной литературе, воспитывать уважение к человеку, воспитание ответственности за себя и партнера.

Уметь находить признаки трагедии в произведениях. Знать черты, характерные для героя. Уметь отличать подвиг от добрых поступков.

За мифическим сюжетом могут быть спрятаны современные реалии.

Сюжет может быть старым(классическим), а в персонажах угадываются современные личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Вспомните, что вы знаете о Прометее. Кто он – бог или герой и какое место занимает в иерархии?

- За что он был наказан богами?

- Расскажите о Прометее и его подвиге.

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Словарная работа.

Учащиеся получают задание найти в словарях значения слов театр, драма, трагедия, комедия, монолог, диалог, ремарка и записать их в тетради.

2. Слово учителя.

Эсхил - был создателем греческой, а стало быть, и всемирной трагедии. Он родился в 525 г. до н.э. в аттическом городе Элевсин, славном своими старинными таинствами, учреждёнными, по преданию, самой богиней Деметрой. В этих таинствах, под прозрачным символом возрождения погруженного в землю зерна, проводились глубокомысленные идеи о предстоящем воскресении похороненного в земле человека, о его загробной жизни, о награде для добрых и каре для злых людей. Они дали направление уму молодого Эсхила, заставляя его вдумываться в смысл жизни, в отношение человеческой воли к божеству и к року, в причины и условия нравственного падения и нравственного оправдания.

2. Работа с учебником.

Учитель и специально подготовленные ученики читают текст по ролям. Учитель обращает внимание учащихся на особый ритм и торжественный строй речи трагедии.

- Кто сочувствует Прометею и жалеет его в трагедии Эсхила?

- К кому обращены монологи Прометея?

- Кто участвует в диалоге?

- К какому выводу по отношению к Зевсу подводит своих зрителей Эсхил?

- Кто освободит Прометея и что вы знаете об этом герое?

IV. Применение. Формирование умений и навыков.

1. Работа в тетрадях

Попробуйте передать в описании свое представление об античном театре и театральном представлении в Древней Греции. (Устно или письменно.)

Читайте также: