Конспект урока жизненные формы растений 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : создать условия для изучения многообразия растительного мира: жизненных форм и роли растений в природе

1) Образовательные : обобщить и систематизировать знания учащихся о жизненных формах растений;

2) Развивающие: формировать умения работать с учебным пособием, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи

3) Воспитательные: способствовать расширению кругозора, формировать интерес к познанию природы

Тип урока: комбинированный

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, буклеты с заданиями по теме.

ХОД УРОКА

I. Организационно-мотивационный этап

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация опорных знаний

Почему растение называют живым организмом?

А знаете ли вы, что такое жизненная форма? Какие есть предположения на этот счет?

II. Операционно-деятельностный этап

4. Изучение нового материала

Самостоятельная работа с параграфом, заполнение буклета (см. Приложение 1)

5. Закрепление изученного материала

Фронтальный опрос по следующим вопросам:

1) Что такое жизненная форма?

2) Какие жизненные формы вы знаете?

3) Чем отличаются кустарнички от кустарников?

4) Назовите однолетние травы

5) Назовите растения, в первый год у которых образуются только вегетативные органы

6) Какова роль растений в природе?

III. Оценочно-рефлексивный этап

6. Подведение итогов урока

7. Информация о домашнем задании

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 306 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.10.2021 101
  • DOCX 14.9 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Дворко Александра Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по усвоению знаний о растениях на территории учебно- опытного участка школы, указывая видовое название, ознакомить с осенними явлениями в жизни растений.

Задачи:

1.образовательные: развивать у школьников понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды; формировать общеучебное умение по оформлению письменного отчета об экскурсии;

2.воспитательная: формировать познавательный интерес к изучаемому предмету, научное мировоззрение учащихся;

а) развивать навыки работы с разными видами информации и способами её предъявления;

б) развить навыки анализа многообразия жизненных форм растений.

Дата проведения:

Тема: Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по усвоению знаний о растениях на территории учебно- опытного участка школы, указывая видовое название, ознакомить с осенними явлениями в жизни растений.

1.образовательные: развивать у школьников понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды; формировать общеучебное умение по оформлению письменного отчета об экскурсии;

2.воспитательная: формировать познавательный интерес к изучаемому предмету, научное мировоззрение учащихся;

а) развивать навыки работы с разными видами информации и способами её предъявления;

б) развить навыки анализа многообразия жизненных форм растений.

Учащиеся должны знать:

Какие растения относятся к культурным и дикорастущим.

Уметь применять ботанические знания.

Знать о видах жизненных форм растений.

Тип урока: Комбинированный урок

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором.

Методы обучения: беседа, словесные, объяснительно-иллюстративные, работа с учебником, практическая работа, лабораторная работа.

Формы организации учебной деятельности (УД): фронтальная, индивидуальная.

Проблемный вопрос урока: Виды жизненных форм растений.

Технологическая карта урока

Актуализация имеющихся знаний

Взаимное приветствие. Правила ТБ

Мотивирует к активной деятельности.

Готовятся к уроку. Психологически настраиваются на активную деятельность на уроке

2.Подготовка к восприятию новой темы

Мотивация к дальнейшей деятельности

Объявление новой темы урока.

Ставит цели нового урока

Записывают в тетради тему урока

3.Изучение новой темы

Активная учебная деятельность. Усвоение нового материала

1.Наука о растениях ботаника.

2.Значение растений в жизни человека.

3.Распространенные растения в Казахстане

Объясняет новую тему с использованием интерактивной доски.

Записывают основные положения в тетрадь.

Формирование собственной позиции.

Задает вопросы. Просит сформулировать выводы.

Отвечают на вопросы. Делают выводы по пройденной теме.

Дать установку на подготовку к следующему уроку

Делают записи домашнего задания в дневниках

Озвучивает домашнее задание

Записывают домашнее задание

Целостно обобщить полученную информацию

Задает вопросы: Итак, что же мы узнали нового по этой теме и что мы умеем? Что могу я и что умею?

Отвечают на вопросы. Делятся впечатлением

Ход занятия:

Этапы проведения

Действия преподавателя и действия учеников

Приветствие

Учащиеся встают и приветствуют друг друга комплиментами (в парах)

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос:

1.Что такое биология?

2.Кто ввел понятие биология?

3.Какие разделы биологии вы знаете?

4.Какие разделы изучает биология?

5. Что изучает ботаника?

Введение в тему Новая тема

Мы продолжаем с вами знакомиться наукой о растениях ботаникой.

Растительный мир планеты разнообразен.

(Трава, цветы, кустарники, деревья и др.).

Растения отличаются друг от друга окраской и формой листьев, стеблей, цветков и плодов, продолжительностью жизни и другими особенностями.

Работа в группах :

Чем культурные растения отличаются от дикорастущих? Приведите примеры.

(Для роста и развития необходимы определенные условия:

- культурным растениям такие условия создает человек (садит, производит подкормку, вырывает сорняки, борется с вредителями и болезнями растений, собирает урожай),

- дикорастущие растения сами приспосабливаются к жизни в дикой природе.

Ребята, дикорастущие цветы прислали вам письмо:

«Дорогие ребята!

- Как вы думаете, почему цветы просят не обрывать их?

Давайте с вами будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе потому что

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все – и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

Чем отличаются однолетние, двулетние и многолетние растения между собой?

(По срокам жизни растения делятся на три группы: однолетние, двулетние и многолетние.

- Многолетние живут в течение нескольких лет. К ним относятся все деревья и кустарники, некоторые травы (ландыш, одуванчик, крапива, мать-и-мачеха). Надземные части большинства травянистых многолетних травянистых растений отмирают осенью, а весной из почек, находящихся под землей, вырастают новые побеги.

- Двулетние растения живут почти два года. У них (свеклы, моркови, редьки, репы, капусты и др.) в первый год развиваются обычно только корни, стебли и листья, а на второй год развивают новые побеги, цветут и образуют плоды с семенами и осенью отмирают.

- Однолетние растения (лук, томат, фасоль, пшеница, астра) весной развиваются из семян, зацветают, образуют плоды с семенами и затем отмирают.

Что вам известно о лекарственных и декоративных растениях? Приведите примеры.

Лекарственные растения - обширная группа растений, применяемых в медицинской и ветеринарной практике при различного рода заболеваниях с лечебными или профилактическими целями. Лечебные свойства лекарственных растений обусловлены наличием в них определенных химических соединений — так называемых действующих веществ.
Лекарственные растения используют в виде сборов, или чаев, порошков и прочих или же после обработки.

Большинство декоративных растений выращивают ради их цветения (петуния, роза, астра, цинния и др.).

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (вращаем головой)

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные стороны)

А теперь росой умойся, (имитация движений)

Составить кластер.

Жизненные формы растений.

Жизненная форма растений - внешний облик растительного организма, возникающий исторически при воздействии окружающей среды

Ребята, когда мы приходим в лес, что мы там видим?

(Деревья, кустарники, травы).

Деревья – обычно крупные растения многолетними деревенистыми стеблями. (ель, лиственница, яблоня. (Самое высокое дерево на Земле 155 м высота и 6 м в диаметре эвкалипт царственный обитает в Австралии и Тасмании)) Каждое дерево имеет ствол, ветви деревьев образуют их кроны.

Кустарники имеют не один ствол, а несколько стволиков, отходящих от общего основания (малина, шиповник, сирень, смородина)

Кустарнички – низкорослые многолетние растения с одревесневшими стволиками, высота которых не превышает 10 – 60 см. (черника, брусника)

Травы имеют травянистые сочные зеленые стебли, ежегодно отмирающие ( пырей. Клевер, подсолнечник, банан до 7 м., ряска несколько мм.)

Лекарственные растения

Лека́рственные расте́ния (лат. Plantae medicinalis) — обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.

Наиболее широко лекарственные растения используются в народной медицине.

В качестве лекарственных растений в начале XXI века широко используются аир, алоэ, брусника, девясил, зверобой, календула, каллизия, клюква, малина, мать-и-мачеха, мята, облепиха, подорожник, ромашка, солодка, тысячелистник, шалфей, шиповник и многие другие.

В лекарственных травах содержится минимум одно вещество, обладающее лечебными свойствами. Это вещество или вещества зачастую неравномерно распределены по тканям и частям растения. Поэтому при сборе лекарственных трав надо знать, где сосредоточены полезные элементы и в какой период развития растения их концентрация максимальна.

Основные способы применения сырья лекарственных растений: производство лекарственных средств для внутреннего и наружного применения.

Внутрь применяют водные извлечения: настой, отвар, водно-спиртовые, масляные извлечения (настойка, экстракты) из лекарственного растительного сырья или сборов. Из сочных свежих частей официнальных растений получают сок. Реже находит применение в медицине порошок из высушенного лекарственного растительного сырья.

Для наружного применения используются: травяная ванна, обертывание, примочка, компресс.

Из официнальных растений получают различные морфологические группы лекарственного растительного сырья: трава, цветки, листья, корневища, корни, плоды, семена, кора, почки и др.

формулируют учащиеся (о науке ботанике и значении растений)

Закрепление

1. Чем кустарник отличается от дерева?

2. Какие осенние явления можно наблюдать в жизни цветковых растений?

3. Как объяснить смену осенью окраски листьев?

4. Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме?

5. Какие плоды преобладают у кустарников?

6. Как они распространяются?

7. Какое значение имеет период покоя в жизни растений?

8. Какие деревья и кустарники раньше других переходят в состояние покоя?

9. У каких растений быстрее желтеют листья – у деревьев или кустарников?

10.Как зимуют многолетние травы?

1.Охарактеризуйте особенности жизненных форм растений.

Какие многолетние и однолетние растения растут на вашем школьном участке?

Какие многолетние и двулетние растения растут на вашем школьном участке?

Охарактеризуйте особенности жизненных форм растений.

Напишите 4-5 названий растений, указав для каждого растения его основное значение в природе и в жизни человека.

В чем различие между деревьями и кустарниками?

Напишите 4-5 названий растений, указав для каждого растения его основное значение в природе и в жизни человека.

Какие деревья и кустарники растут на вашем школьном участке?

Назовите известные вам лекарственные растения.

В чем различие между кустарничками и травянистыми растениями. Приведите примеры растений.

Почему надо беречь и охранять дикорастущие растения? Назовите растения Красной книги.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные: осознание ценностей растительного мира, как важнейшего компонента природы.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, синтезировать и обобщать знания, использовать имеющиеся знания для создания общей картины изучаемой темы, высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: называть растения Подцарства Высшие и Низшие растения, объяснять и выделять основные отличительные особенности растений от других царств живой природы.

Универсальные учебные действия.

Личностные: осознавать необходимость изучения растительного мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии поставленной целью, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о классификации растений, делать анализ и отбор информации, извлекать информацию из различных источников, обрабатывать ее до получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Образовательные:
- Познакомить учащихся с критериями классификации растений на высшие и низшие;
- Выделить отличительные особенности растений от представителей других царств живой природы;
Развивающие:
- Формирование умения работы с тестами;
- Формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливания и формулирования выводов.

Воспитательные:
- Воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Понятия: фотосинтез, царство.
Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ
Структура урока:
1. Организация
2.Целевая установка
3.Актуализация опорных знаний
4.Изучение нового
5.Итоговое закрепление
6.Комментирование оценок
7.Домашнее задание

Основные признаки
Главное отличие растений от других живых организмов — наличие в их клетках хлоропластов (зелёных пластид), содержащих хлорофилл.
В них происходит фотосинтез — процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии.

В процессе фотосинтеза растения выделяют кислород, необходимый большинству живых организмов.

Большинство растений имеют вегетативные (корни, побеги) и генеративные (цветки, плоды) органы.

У растений нет органов движения, они способны к росту в течение всей жизни. В пространстве растения расселяются с помощью спор, семян и частей вегетативных органов.

Разнообразие растений

В систематике царство Растения делят на три подцарства — Багрянки, Настоящие водоросли, Высшие растения.

Вегетативное тело багрянок и настоящих водорослей не имеет расчленения на органы.

Тело высших растений имеет специализированные ткани и органы.

Каждый вид растений имеет приспособления к определённым условиям обитания.

В природе нет видов, которые могли бы жить и в водоёмах, и в лесу, и на горных склонах.

Разнообразие и изменение условий среды обитания — главная причина многообразия растений.

Современные растения различаются размерами, внешним обликом (жизненной формой), продолжительностью жизни.

Растения бывают дикорастущие и культурные (выведенные человеком).

Эволюция растений

Растительный мир нашей планеты прошёл длительное историческое развитие по

пути усложнения строения, связанного с изменениями условий жизни.

Первыми растениями были одноклеточные водоросли.

В палеозое в связи с появлением больших участков суши возникли первые наземные растения — риниофиты.

Затем постепенно формировались приспособления к жизни в наземно-воздушной среде — так произошли мхи, папоротники, хвощи, плауны.

Прошло ещё много миллионов лет, площади суши всё возрастали.

Благодаря возникновению наследственных изменений и естественному отбору совершенствовались приспособления растений к жизни на суше.

В результате эволюции папоротникообразных сменили голосеменные растения, размножение которых не было связано с водой.

В середине мезозоя на смену голосеменным пришли ещё более совершенные растения — покрытосеменные, или цветковые.

План конспект по теме

Образовательная задача: сформировать знания учащихся о жизненных формах растений.

Развивающие задачи: Способствовать развитию умения обучающихся приводить примеры, подтверждающие ответ, исходя из своего жизненного опыта. Продолжить развития внимания школьников, памяти, неординарное мышление.

Воспитательные задачи: Формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Тип урока: урок обобщения и систематизирования знаний

Оборудование: учебник, тетрадь, доска

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Пересказ 2 темы. Ответы на вопросы. Получение оценок

3. Объяснение новой темы

Жизненная форма растений - приспособление растений к условиям внешней среды в различных формах. Жизненные формы: деревья, кустарники, полукустарники, однолетние, двулетние, многолетние травы. Кто подскажет чем они отличаются друг от друга? Кто сможет привести примеры?

Жизненные формы растений

Деревья - высокие многолетние растения с толстым одревесневшим стволом и большой ветвистой кроной.

Урюк, яблоня, карагач, орех, персик

многолетние растения, не превышающие 3–4 м в высоту, с несколькими плодоносящими

стволами и ветвистой кроной.

шиповник, барбарис, миндаль, жимолость, кизильник, гранат, лимон, лигустра, смородина, сирень, ирга

многолетние растения с древесными нижними и зелеными (травянистыми) верхними частями

Изень (кохия стелющаяся), кейреук (солянка), терескен, сарсазан, полынь

растения, у которых высыхает надземная часть, а почки роста зимуют в почве

люцерна, пальчатка, гумай,

цикорий, лук пскемский, одуванчик солодка, осока вздутая, тюльпан, пион, камыш, девясил большой, мята, ферула, ирис

Растения, дающие в первый год жизни листья, а во второй стебель, цветы, плоды

свёкла, морковь, репа, капуста, коровяк джунгарский

Однолетние травы растут, развиваются, цветут и плодоносят в течение одного года

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему "Жизненные формы растений"

Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему "Жизненные формы растений".

Задание к экскурсии "Жизненные формы растений"

задания для учеников 6 класса, используются во время проведения экскурсии в школьный дендрарий.


жизненные формы растений

В данной презентации можно познакомиться с различными жизненными формами растений, произрастающих в разных природных условиях, которые приспособились к этим условиям.

Презентация "Классификация жизненных форм растений"

Материал можно использовать на уроках биологии, занятиях кружка. Цель: изучить принципы современных классификаций и разнообразие жизненных форм растений на основе классификации К.Раункиера.

тест по биологии по теме "Жизненные формы растений"


Читайте также: