Конспект урока земноводные 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

Это водно-наземные животные. Они имеют две пары конечностей, состоящих из трех отделов.

Отделы передних конечностей:

Отделы задних конечностей:

Кисть и стопа заканчиваются пальцами. Размножение и развитие земноводных связано с водной средой. Земноводные — холоднокровные животные, интенсивность обмена веществ у них зависит от температуры окружающей среды.

Отряд Бесхвостые земноводные

К отряду относят лягушек и жаб. Их тело короткое и широкое, у взрослых форм нет хвоста.

Задние конечности длиннее передних и более развиты, т.к. служат для отталкивания при прыжках и плавании. Между пальцами задних конечностей есть плавательные перепонки. Тело подразделяется на голову и туловище. Шея не выражена. На утолщенной голове расположены ноздри, сообщающиеся с ротовой полостью. Через них при дыхании воздух попадает в рот, а затем в легкие. Глаза снабжены подвижными веками. Позади глаз расположены органы слуха, состоящие из среднего уха, закрытого барабанной перепонкой, и внутреннего уха — слуховой улитки, в которой расположены слуховые рецепторы. В среднем ухе расположена одна слуховая косточка, многократно усиливающая звук.

Скелет имеет 6 отделов:

  1. череп,
  2. позвоночник,
  3. пояс передних конечностей,
  4. пояс задних конечностей,
  5. передние конечности,
  6. задние конечности.

земноводные скелет лягушки

Подвижные кости скелета сочленены суставами. Мозговая часть черепа маленькая, что говорит о слабом развитии мозга. Позвоночник короткий и состоит из шейного, туловищного, крестцового и хвостового отделов. Шейный и крестовый отделы имеют всего по одному позвонку, что позволяет животным немного опускать голову. Пояса конечностей служат для прикрепления конечностей к позвоночнику и обеспечения их подвижности. В состав пояса передних конечностей входят ключица, воронья кость и парные лопатки, тазовый пояс представлен тремя парами элементов: подвздошной, лобковой и седалищной кости.

Грудной клетки у земноводных нет, т. к. ребра недоразвиты.

Мышечная система сложнее, чем у рыб, и состоит из разных групп мышц. У бесхвостых земноводных наиболее развиты мышцы задних конечностей.

Дыхание осуществляется через влажную кожу и легкие. Для увлажнения кожи кожными железами выделяется слизь с бактерицидным секретом. Вдох и выдох происходит в результате сокращения и расслабления брюшной мускулатуры.

Развитие настоящих легких привело к усложнению кровеносной системы и появлению второго круга кровообращения. В связи с этим усложнилось и строение сердца, они стало трехкамерным (два предсердия и желудочек). Кровь в желудочке смешенная. По малому кругу кровообращения венозная порция крови движется из желудочка сердца к легким, возвращается в левое предсердие, обогащенная кислородом. Далее поступает снова в желудочек, смешивается с венозной кровью и выбрасывается через артерии к органам по большому кругу кровообращения! Чистой артериальной кровью снабжается, только мозг.

ЛЯГУШКИ: к органам выделения относятся парные почки и мочеточники, мочевой, пузырь.

земноводные внутреннее строение

Почки по происхождению первичные, по расположению — туловищные. Из мочевого пузыря моча удаляется через клоаку.

Пищеварительная система амфибий во многом сходна с таковой рыб. Кишечник заканчивается клоакой, куда впадают протоки Мочевого пузыря и половых желёз. Добычу бесхвостые земноводные ловят С помощью липкого языка и заглатывают целиком. Пищей служат в основном насекомые, моллюски.

Нервная система амфибий состоит из тех же отделов,, что и, у рыб, до передний мозг развит сильнее, в нем можно различить большие полушария. Мозжечок, отвечающий за координацию движений, развит слабее, т.к. движения земноводных не отличаются разнообразием. Амфибии являются разнополыми, животными, оплодотворение наружное. Самка мечет в воду икру, самец одновременно выпускает семенную жидкость. Оболочка оплодотворенной икры набухает и уплотняется. Сроки развития личинок из икры зависят от температуры окружающей среды.

Для амфибий характерно развитие с метаморфозом. Личинка лягушки — головастик имеет наружные жабры, один круг кровообращения, боковую линию и хвостовой плавник, что указывает на происхождение земноводных от рыб.

Отряд Хвостые земноводные

К отряду Хвостатые земноводные относят тритона, саламандру и др. Они имеют развитый хвостовой отдел в позвоночнике. У многих внутреннее оплодотворение. В остальном они схожи с другими земноводными.

Земноводные. Общие признаки. Таблица

класс земноводные признаки. Таблица

Нажмите, чтобы узнать подробности

Девиз урока

«И зверье, как братьев наших меньших,

Цель урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде.

Тип урока: комбинированный.

Методы, используемые на уроке: наглядный, практический, частично-поисковый, словесный, проблемный.

Используемые формы обучения: групповая, коллективная, индивидуальная, применялся дифференцированный подход.

Оборудование:

демонстрационный материал: скелет лягушки;

влажные препараты: размножение лягушки;

красная книга Белгородской области;

I. Организационный момент

Приветствие учителя, пожелание здоровья, хорошего настроения на уроке, собранности, отличной работоспособности.

II. Проверка домашнего задания

Тест (После его выполнения осуществляется взаимопроверка)

А1. Чем покрыто тело рыбы?

А2. Какое у рыбы сердце?

А3. Какой орган выделения у рыб отсутствует?

А4. Какой орган есть только у большинства костных рыб?

В1. Как можно определить возраст рыбы?

В2. На какие два класса подразделяется надкласс рыбы?

А1. Какие плавники рыб относятся к парным?

А2. Сколько кругов кровообращения у рыб?

А3. Какого органа нет у хрящевых рыб?

А4. Как называется перемещение рыб на большие расстояния?

В1. Что является органом слуха у рыб?

В2. Закончи предложение. Сердце рыбы состоит из предсердия и …..

В1 – по годичным кольцам на чешуе

В1 – внутреннее ухо

В2 – хрящевые, костные

Чем костные рыбы отличаются от хрящевых?

Покажите отделы тела и плавники рыб.

Перечислите особенности размножения рыб.

Какие приспособления к водной среде обитания имеются у рыб?

Перечислите известные вам отряды костных рыб.

Перечислите представителей костных рыб.

Перечислите представителей хрящевых рыб.

Почему осетровые рыбы очень ценятся?

Каково хозяйственное значение рыб?

Каких рыб своей местности вы знаете?

Актуализация знаний учащихся

А сейчас, ребята, вы мне поможете определить тему нашего урока (Звучат голоса земноводных).

Ребята представьте себе: знойный летний вечер, мы сидим на берегу реки и слышим разные голоса животных.

Что это за животные? О чем они говорят? Наверное, они рассказывают о своих проблемах, о своих тайнах, некоторые из которых мы постараемся сегодня приоткрыть.

Вы узнаете эти голоса? Кому они принадлежат? А случалось ли вам вспугнуть лягушку, сидящую на берегу? Где в первую очередь она старалась спрятаться? (в воде)

Таким образом, лягушек можно встретить и на суше, и в воде. Не случайно их относят к классу Земноводных или Амфибий. Второе название было предложено шведским учёным К. Линеем в 18 веке.

Ребята, какие чувства вызывают у вас лягушки, жабы и другие земноводные? (Ответы детей). Посмотрим, изменится ли у вас отношение к ним в конце урока.

Что вы знаете о земноводных? (Класс делится на 2 группы, каждая из которых записывает всё, что знает о земноводных. Заслушивается одна из групп, а вторая добавляет то, что не было сказано первой, таким образом, формируется коллективное мнение).

Ребята, а что бы вы ещё хотели бы узнать о земноводных?

Определить цели и задачи урока учащимся помогают картинки, проецируемые на экран.

III. Изучение нового материала

Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.

Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным.

Общая характеристика

Особенности развития современных амфибий свидетельствуют о происхождении этой группы позвоночных от рыбообразных предков девонских кистеперых рыб.

Современная фауна включает в себя немногим более 2500 видов амфибий.

Задание 1. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника (стр. 115-116).

Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде.

Отделы тела - голова, туловище, конечности.

Дыхание - легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде)

Кровеносная система - 2 круга кровообращения, сердце - 3 камеры.

Температура тела - непостоянная, зависит от окружающей среды

Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра - личинка (головастик) - взрослое животное.

Среда обитания - суша, вода

На суше - во взрослом состоянии.

В воде - размножение, рост, развитие.

2) Скелет лягушки

Задание 2. Изучите строение скелета лягушки. Подпишите кости, обозначенные цифрами 1-13. Найдите эти кости на демонстрационном материале скелета лягушки.




Сравните скелет рыбы и лягушки. Выявите черты сходства и отличия.



3) Внутреннее строение

Задание 3. Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.





В каких органах происходит обогащение крови кислородом?

Перечислите органы пищеварительной системы.

Сколько камер в сердце амфибий? Назовите их.

Сколько кругов кровообращения?

Чем представлена выделительная система?

Проблемные задачи:

Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?

Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу).

5) Классификация земноводных – рассказ учителя с использованием слайдов.

6) Значение Земноводных. Ребята, а что вы знаете о значении Земноводных? (ответы детей), показ слайдов. Памятники лягушке: в Париже, Токио, В Бостоне, В Москве, В Казани.

7) Охрана Земноводных

А теперь, ребята, послушайте такое стихотворение:

Спи, царевич мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Я тебе на сон грядущий
Песенку спою
Я спою о том, как гибнет
Наш несчастный род,
Проживая жизнь в болотах,
Полную невзгод.
Бьют камнями нас мальчишки –
Просто так, зазря.
Убежать от них, укрыться
Нам почти нельзя.
Нет зубов, не можем бегать,
Нам нельзя летать.
Вынуждены мы громко квакать
И лишь мух хватать.
Часто губят нас напрасно,
Не думая о том,
Что Земля – планета наша –
То наш общий дом.

Численность многих земноводных в последнее время сокращается, поэтому их необходимо охранять.

IV. Закрепление изученного материала

Задание 1. Вставьте пропущенные слова:

Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью…(легких)

Для более эффективного использования нового органа дыхания они обзавелись вторым кругом кровообращения, а сердце стало. (трехкамерным)

Чистой артериальной кровью снабжается….(головной мозг)

Амфибии первыми встали…. (на ноги)

У них есть позвоночник, они первыми научились…(поворачивать голову)

Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали…(мигать)

Чтобы на суше было легко глотать сухую добычу они превратились в…(слюнтяев)

В воздушной среде, чтобы слышать, у Амфибий появился новый орган ….(среднее ухо)

Освоив сушу, они не порвали связь…(с водой)

1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)

2. Земноводные живут в морях. (Да)

3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)

4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)

5. У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок – один. (Да)

6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)

7. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)

8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)

9. Личинки земноводных дышат лёгкими. (Нет)

10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)

Задание 4. Впишите в таблицу перечисленные ниже признаки:

1. обтекаемая форма тела,

2. жаберное дыхание,

3. два круга кровообращения,

4. слизистая кожа,

5. легочное дыхание,

6. развитие яиц в воде,

7. наличие барабанных перепонок,

8. развитие с метаморфозом,

9. пятипалая конечность,

10. наличие внутреннего уха,

11. слюнные железы.

Ответ: 1, 2, 6,10 Ответ: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,11


Ответы: 1. Жаба. 2. Квакша. 3. Лягушка. 4. Жерлянка. 5. Саламандра.

Рекорды Земноводных

Из бесхвостых земноводных самая крупная – лягушка-голиаф. Она достигает в длину 33 см и может достигать вес – 3,66 кг.

Самая большая жаба – жаба-ага, обитающая в тропической зоне Южной Америки и Австралии. Масса среднего экземпляра составляет 450 г.

Самое крупное современное земноводное, достигающее длины 1,5 м в длину, - исполинская саламандра. Живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии.

Домашнее задание

Изучите п. 24, ответьте на вопросы и в зависимости от ваших склонностей и желаний приготовьте на выбор:

Биологическую сказку о Земноводных.

Рисунки с изображением Амфибий.

VI. Рефлексия

- Изменилось ли ваше отношение к земноводным?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Что вызвало у вас трудности?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:

– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок биологии в 7 классе на тему "Класс Земноводные"

Автор УМК: Пасечник В.В.

Тип урока : комбинированный

Вид урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Цель: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде..

Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания.

Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.

Воспитательные: способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимооценки.

Оборудование : Компьютер, карточки с заданиями, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, демонстрационный материал скелета лягушки.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Умение соблюдать дисциплину на уроке

-Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

2. Проверка домашнего задания (тест)

Учитель: Прежде чем начнем новую тему давайте вспомним что изучали на предыдущем уроке. Выполнить тестовые задания.

1. Рыбы относятся к типу:

2. Спинной мозг у рыб находится:

а) под позвоночником;

б) в позвоночном канале, образованном верхними дугами позвонков;

в) над позвоночником ;

г) в позвоночном канале, который образуют нижние дуги позвонков.

3. Кровеносная система у рыб:

в) незамкнутая у хрящевых и замкнутая у костных;

4. Сердце у рыб состоит:

а) из одного предсердия и одного желудочка;

б) из одного предсердия и двух желудочков;

в) из двух предсердий и одного желудочка;

г) из двух предсердий и двух желудочков.

5. Кровь у рыб приносит к органам:

а) только питательные вещества;

б) только кислород;

в) питательные вещества и кислород;

г) питательные вещества, кислород и углекислый газ.

6. Основная функция плавательного пузыря рыб

7. Через сердце рыб проходит кровь:

в) смешанная у хрящевых и артериальная у костных;

8. Тихоокеанские рыбы кета и горбуша уходят на нерест:

а) на мелководье океана;

б) в глубокие места океана;

в) в места с обилием водорослей;

9. У рыб органы боковой линии выполняют функции:

в) только ощущения глубины погружения;

г) ощущения глубины погружения, направления и силы течения воды.

10. Выделительная система не связана с органами размножения:

а) у всех видов рыб;

б) у костистых рыб;

в) у хрящевых рыб;

г) у кистеперых рыб.

Ответы: 1в, 2г, 3а, 4а, 5в, 6в, 7а, 8г, 9г, 10б.

-- Умение строить логические рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий

-Умение конструктивно работать с материалом дополнительного источника

3.Формулирование темы урока.

Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь.

Итак, подсказка первая – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.

Подсказка вторая – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека: являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в теплом помещении).

Третья подсказка – многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, а также служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им построено много памятников.

Итак, речь действительно пойдет сегодня о земноводных.

Запись темы на доске и в инструктивных картах.

Создание проблемной ситуации.

Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса, и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные. Говорят, что от них бывают бородавки, что они поедают клубнику на огороде, сбрасывают кожу и язык у них шиворот – навыворот, у них есть свои рекорды и памятники. Так ли это?

Это нам с вами и предстоит выяснить

Давайте сформулируем цель нашего урока, над которой мы будем сегодня работать.

Ученики ставят цель.

Цель нашего урока – показать особенности внешнего строения и многообразия земноводных

-Умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий

-Умение конструктивно работать с материалом дополнительного источника

4. Изучение нового материала

Учитель: Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса, и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.

Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным .

Особенности развития современных амфибий свидетельствуют о происхождении этой группы позвоночных от рыбообразных предков девонских кистеперых рыб.

Почему именно кистеперые? (Показываю латимерию, фото).

hello_html_m2db2a483.jpg

-Мясистые, разросшиеся скелетные образования, парные плавники – конечности, снабженные мощной мускулатурой.

- При пересыхании водоема могут переходить на легочное дыхание.

Современная фауна включает в себя немногим более 2500 видов амфибий.

Земноводные первыми вышли на сушу и во всем были первыми. С выходом на сушу, они должны были решить множество проблем.

Какие проблемы они должны были решить?

- Дыхание кислородом воздуха.

- Проблема кожных покровов.

- Изменение характера передвижения.

- Размножение на суше (оплодотворение, защита икры от высыхания).

- Поиск и добыча пищи.

Работа с учебнком:

Составить опорный конспект,

самостоятельно изучив текст учебника

- Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде.

- Отделы тела - голова, туловище, конечности.

-Дыхание - легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде)

- Кровеносная система - 2 круга кровообращения, сердце - 3 камеры.

- Температура тела - непостоянная, зависит от окружающей среды

- Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра -> личинка (головастик) -> взрослое животное.

-Среда обитания - суша, вода

На суше - во взрослом состоянии.

В воде - размножение, рост, развитие.

Задание 2. Скелет лягушки

Изучите строение скелета лягушки. Подпишите кости, обозначенные цифрами 1-13. РТ стр. 107, задание 148.

hello_html_f756093.jpg

Задание 3. Внутреннее строение

Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя демонстрационный материал, учебник и рисунок и РТ, стр. 106, задание 146.

Задание 4. Особенности размножения лягушек и забота о потомстве , работа с учебником, развитие земноводных: план, учебник, стр. 196-197.

-Умение организовать выполнение задания учителя

-Умение делать выводы по результатам работы

-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы

-Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов

-контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

5. Первичное закрепление. Физминутка.

1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)

2. Земноводные живут в воде и на суше. (Да)

3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)

4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)

5. У земноводных один круг кровообращения. (Нет)

6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)

7. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)

8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)

9. У земноводных насчитывается 2 отряда. (Нет)

10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)

6.Закрепление изученного материала. Рефлексия.

. Учащиеся заполняют таблицу

Отделы тела (сколько отделов, какие)

Дыхание (чем дышат в воде, на суше)

Кровеносная система ( сколько кругов кровообращения, какое сердце)

Температура тела ( постоянная, непостоянная, от чего зависит)

Размножение (раздельнополые или однополые, оплодотворение, где развивается икра)

Среда обитания (где обитают)

- Изменилось ли ваше отношение к земноводным?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Что вызвало у вас трудности?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:

Лягушек спросили: «О чем вы поете?

Лягушки сказали: «О том и поем,

- Какую проблему перед человеком ставит это стихотворение?

– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!

Спасибо за урок!

- Умение отработки на уроке биологических терминов, понятий, определений

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

-Контроль, коррекция, умение выражать свои мысли

-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы

-Умение организовать выполнение задания учителя

-Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное

7. Домашнее задание

Касаткина Н. А. Биология 6-7 класс. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия:- Волгоград: Учитель, 2005.- 154 с.

Попова Л. А. Открытые уроки: Природоведение. Биология: 5-8 классы. – М.: ВАКО, 2009.- 192 с.

Бодрова Н.Ф. Биология. 7 класс. Животные. Рабочая тетрадь.- Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2011 – 128 с.

Филиппова М.В. Биология. Тематические кроссворды для уроков и внеклассной работы. 6-9 кл.- М.: ЭНАС, 2007.-72 с.

Учебник под ред. Латюшина В.В., Шапкина В. А. Биология. 7 класс.

На доске: “Жаба – настоящее благосостояние для места, где она поселилась”. А.Брем.

признаки лягушка головастик
местообитание

Сегодня на уроке мы с вами повторим все, что касается земноводных (слайд 1).

Лягушкам не повезло, правда, в далекие времена, некоторые народы считали их причастными к сотворению мира. Но эти времена для лягушек прошли давно, и сейчас отношение к ним более чем прохладное. “Бр-р! Мокрая, скользкая, холодная!”. Самым страшным проклятием считается – Чтобы на тебя напала саранча, вредные мухи и жабы. Хотя одно время, врачеватели готовили из жаб лекарства от болезней, закапывали в землю – для урожая и совали в рот больному, чтобы излечить его от лихорадки.

Один из героев “Мертвых душ” Собакевич сказал: “Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот!” (слайд 2).

Вот такие нелестные мнения об этом классе животных, и все же давайте попытаемся доказать, что вовсе не такое бесполезное это животное жаба.

Для начала проведем небольшую разминку, и посвящена она будет внешнему строению

з-в, приспособленности их к среде обитания.

В умеренном климатическом поясе водится несколько десятков видов з-в, а в тропиках до 15 тыс. видов. Какие условия ограничивают распространение з-в по земле?

Какое значение в дыхании з-в имеет кожа?

Какое влияние на мускулатуру оказала потеря относительной невесомости тела при выходе на сушу?

Какие признаки приобрели з-в в связи с наземным образом жизни?

Почему у класса такое двойное название?

По какому признаку класс относится к типу Хордовые?

Закончите предложения (на доске):

В отличие от рыб, тело з-в покрыто … кожей, которая богата …, выделяющими …. Через увлажненную кожу осуществляется …. У некоторых з-в кожа обладает … свойствами и служит … против врагов.

При изучении зоологии, да и не только ее, мы часто сталкиваемся с загадками, с неразрешенными фактами.

Например, тритоны Сибирские углозубы – их находили в вековых отложениях льда – и это была загадка. Профессор Банников считает, что “во время зимовки углозубы заползали в трещины в почве, иногда очень глубоко. Так попадали они в слой вечной мерзлоты и в трещины ископаемого льда. Он замывался, и животное замуровывалось, вводя ученых в заблуждение”. Так как ультразвуковое исследование показывало их истинный возраст – 75-105 лет.

За это время мы с вами несколько раз упомянули рыб, давайте попытаемся все вместе заполнить таблицу №1 на доске (змейкой), (слайд 3).

Теперь я предлагаю вам перейти к следующей части нашего урока – повторению особенностей внутреннего строения з-в.

“Даже натуралисты, не отступающие ни перед чем, всегда проявляли некоторое отвращение к ближайшему наблюдению жаб” (Арман Лейриц начало 20 века).

Мы с вами так же не будем уподобляться хирургу, и следующий этап своей работы проведем ни со скальпелем и жабой, а с бумагой и ручкой.

Графический диктант: + да, - нет.

Ответ: (слайд 5)+-++-+.

А теперь я снова хочу обратиться к эпиграфу нашего урока:

“Жаба – настоящее благосостояние для места, где она поселилась”. И предложить вам решить одну математическую задачку, но с зоологическим уклоном, а почему я выбрала именно ее, я хочу услышать от вас (слайд 6).

Задача: Одна лягушка за весну и лето уничтожает 1260 вредителей сельского хозяйства. Сколько вредителей будет уничтожено популяцией лягушек численностью в 500 особей за 2 года?

Ответ: 1 млн. 260 тысяч.

- Как называется такой способ борьбы с вредителями? Где еще вы с ним встречались?

- Какая система органов з-в здесь работает, прежде всего?

(зарисуйте ее на доске и кратко расскажите о ней – проследить сходство и различие с рыбами).

Герой “Отцов и детей” Тургенева Базаров на вопрос мальчишки о том, зачем ему лягушка, отвечал: “Я лягушку распластаю, да и посмотрю, что у нее внутри делается, а так как мы с тобой те же лягушки, и я буду знать, что у нас внутри делается”.

Уже сотни лет с первых опытов Спаллациани, возможно, и раньше, лягушки работают на человека как классические подопытные животные. Миллионами они погублены во имя торжества науки. В Париже перед зданием Пастеровского института установлен памятник лягушке, второй – в Токио на деньги студентов.

В школе, к счастью, нет острых опытов, а потому наши знания по кровеносной системе мы проверим по перфокартам.

- работа с перфокартами.

Итак, в чем же проявляется сходство и различие сердца и кровеносной системы рыб и з-в? Каково значение двух кругов кровообращения? Давайте заполним схемы на доске (слайд 7-8):

А теперь мы с вами перейдем к повторению системы, которая регулирует у всех животных работу органов – к нервной системе. Попытайтесь из частей мозаики правильно воссоздать строение головного мозга з-в. (работа с мозаикой)

1. Какие отделы мозга развиты у з-в лучше, чем у рыб?

2. С чем это связано?

Лягушки после удаления переднего мозга продолжают нормально плавать, могут переворачиваться со спины на брюшко, способны глотать мух.

3. Каким образом головной мозг связан с остальными частями тела?

4. Если лягушку приучить брать корм с деревянной палочкою то в дальнейшем, она будет хватать за палочку, даже если на ней нет корма?

5. Какие органы чувств помогают з-в ориентироваться во внешней среде? Какое значение имеет расположение их на верхней части головы?

Только в России под колесами автомобилей гибнет 10 млн. лягушек и жаб. В некоторых странах (Германия) стали вдоль автострад устанавливать специальные барьеры из проволоки, которые направляют животных к определенным местам перехода, где установлен знак: “Осторожно, лягушки!”.

Но все же это гибель взрослых особей… А мне кажется, что лягушка может погибнуть еще до того, как станет лягушкой. Какие экологические условия являются благоприятными для их размножения?

В период размножения окраска тритонов становится яркой, от затылка до хвоста вырастает гребень с окрашенной каймой и голубой полоской с перламутровым блеском. Какое значение имеют такие изменения во внешнем облике тритона?

Почему оплодотворение з-в называют внешним? А икру они мечут не мелкими группами, а комком?

Икра травяной лягушки может развиваться от 8 до 28 дней. От чего это зависит?

Заполним таблицу №2 змейкой на доске (слайд 9-10).

О чем, с точки зрения эволюции, мы можем с вами сказать, глядя на эту таблицу?

Кривин в своей экологической сказке “Почему вы не любите жабу?” сказал: “ Неужели жабу нельзя полюбить? Конечно, если судить по внешности… Но ведь по внешности можно и не судить… Можно любить и не только за внешность, есть и другие хорошие качества, и у жабы они тоже есть.”

Теперь, ребята, вы многое знаете о земноводных. Давайте попробуем подвести итог нашим знаниям. Кто из вас попробует это сделать? возвратившись к основному вопросу урока: В чем проявилось эволюционное усложнение земноводных по сравнению с рыбами?

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Не вручали приз ни разу
Мне друзья в своем кругу.
А ведь я отличным брасом
Многих переплыть смогу. (лягушка) – (слайд 12).

Повелось уж так издревле,
Что живу я не в воде.
Обитаю на деревьях,
А икру мечу в воде. (квакша) – (слайд 13).

Кто в пруду под ряской пышной
Под раскидистым кустом.
Как всегда свободно дышит
Черным сплюснутым хвостом. (тритон) – (слайд 14).

Перепутав, вроде, сроки
Средь прудов и там и тут
У кого сначала ноги
Ноги задние растут? (головастик.) – (слайд 15).

У какой лесной лягушки
Яд такой, друзья мои
Что куда сильнее яда
Ядовитейшей змеи. ( лягушка кокон – Ю.Америка).

Читайте также: