Конспект урока западно сибирская равнина

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Западно-Сибирская равнина" — Транскрипт:

2 Географическое положение Западно-Сибирская равнина – третья по величине после Русской равнина мира. Её площадь – около 2,6 млн км 2. От сурового побережья Карского моря она протянулась да подножий гор Южной Сибири и полупустынь Казахстана на 2500 км, а от Урала до Енисея – до 1900 км. Границы равнины – это отчетливо выраженные естественные рубежи: на севере – береговая линия Карского моря, на юге – подножия Казахского мелкосопочника, Алтая, Салаирского кряжа и Кузнецкого Алатау, на западе – восточные предгорья Урала, на востоке – долина реки Енисей.

3 Рельеф образовали рыхлые отложения рек и древнеледниковые наносы, которые мощным осадочным чехлом (3-4 тыс. м) перекрывали плиту Палеозойского возраста. Горизонтальное наслоение осадочных пластов – главная причина плоского рельефа равнины. Повлияло на рельеф Западно-Сибирской равнины и оледенение. Но ледник здесь не пересекал 60 ̊ с.ш.

5 Факторы формирования климата Влияние континента Влияние Карского моря Влияние рельефа Влияние снежного покрова Влияние заболоченности и водных пространств

6 Бóльшая часть равнины расположена в умеренном климатическом поясе

7 Большая протяженность равнины с севера на юг позволяет уместиться здесь нескольким широтным зонам – от тундры на севере до степей на юге. Огромные размеры Западно-Сибирской равнины и плоский рельеф позволяют особенно хорошо проследить широтозональное изменение природных ландшафтов.

8 Главная отличительная черта тундры – суровость климата. Приспосабливаясь к суровым условиям, растения тундры с осени подготавливают зимующие почки. Благодаря этому весной они стремительно покрываются листьями и цветами, а затем и плодоносят. В тундре много различных растительных кормов, поэтому здесь гнездиться растительноядных птиц.

9 Лесотундра – первая при движении к югу зона, где хотя бы 20 дней в году наблюдается летний термический режим, когда средние суточные температуры превышают 15 ̊С. Здесь тундра чередуется с криволесьем и мелколесьем.

10 Таежная лесоболотная зона Самая обширная из природных зон равнины (её площадь – 1,5 млн км 2 ). Эта зона – царство елово-пихтовых, лиственнично-кедрово-сосновых лесов с лишайниками и кустарничками. На местах лесных пожаров распространены осинники и березняки. Южная часть зоны включает и березово-осиновые мелколиственные леса. Природа

11 Таежная лесоболотная зона Животный мир Богат и животный мир данной зоны – в ней водятся норки, лесные куницы, соболь, бурундуки и белки, барсуки и медведи. Семенами лесных деревьев питаются птицы – глухарь, рябчик, дятлы, горлицы. Наиболее разнообразен животный этой природной зоны у речных долин. Здесь можно встретить зайца-беляка, крота, волка и лисицу. Норка Соболь Бурундук Медведь Глухарь

12 Температура воздуха. Январь

13 Температура воздуха. Июль

14 На стыке воздушных масс умеренной зоны с тропическими возникают циклоны, приносящие дожди. В начале лета этот фронт действует на юге – влагу получает зона степей (около 300 мм в год). В июле жаркий воздух господствует над всем югом равнины, а циклоны смещаются к северу, принося осадки зоне тайги ( до 500 мм в год). В августе фронт доходит до тундры, Где выпадает до 250 мм в год. Зимой на стыке умеренных и арктических масс воздуха действуют циклоны арктического фронта. Это смягчает морозы на севере, но из-за большой влажности и сильных ветров жесткость климата здесь проявляется и при меньших морозах.

15 Обилие поверхностных вод Западно-Сибирская равнина богата реками, озерами, болотами, в размещении которых по территории четко прослеживается зависимость от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги. Самая крупная река Западно-Сибирской равнины – Обь с притоком Иртыш. Это одна из величайших рек мира. В России она занимает первое место по длине и по площади бассейна.

16 По количеству болот Западно-Сибирская равнина тоже мировой рекордсмен: нигде в мире нет больше такой заболоченной территории Площадью 800 тыс. км 2, как здесь.

17 Причин образования столь обширных заболоченных площадей несколько: Наличие избыточного увлажнения Плоский рельеф Многолетняя мерзлота Низкие температуры воздуха Способность торфа удерживать воду в количествах, во много раз превышающих вес торфяной массы

19 Проблемы Природа Западно-Сибирской равнины не благоприятствует освоению её естественных богатств человеком. Но попытки улучшить природу региона порой были не продуманы. Так, работы по осушению крупных земельных массивов, для того, чтобы было легче разрабатывать торфяники и осваивать недра, приводили к переосушению – возникали пожары, нарушался сложившийся веками режим питания поверхностных вод.

20 Экологическая ситуация на Западно-Сибирской равнине Причины неблагоприятной экологической ситуации ПромышленностьТранспортВырубка лесов Загрязнение воздуха, воды, почвы Следствия неблагоприятной экологической ситуации: происходит ухудшение Качества биологических ресурсов, т.е. наносится ущерб оленеводству, рыбному, охотничье- промсловому, лесному хозяйству и растениеводству Качества воды и почвы Здоровья населения

21 Улучшение природных условий – задача весьма деликатная. Решить её можно только на основе глубоких знаний специфики природы данной территории, всестороннего изучения последствий Влияния планируемых мероприятий на весь природный комплекс И каждый компонент природы, а также учета народных традиций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Продолжить развитие умений работать с картографическим материалом.

2.Сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, умение анализировать полученную информацию и делать выводы.

3.Развитие проектировочных способностей.

4.Формировать ценностное отношения к региону - Западная Сибирь.

5.Осуществлять экологическое воспитание.

1.Организационный момент (1-3 минуты)

2.Повторение пройденного материала.

(Устный опрос 10-12 минут)

- Назовите и покажите на карте те географические регионы России, которые были изучены на предыдущих уроках.

- Что такое равнина?

- Как классифицируются равнины по высоте?

- Расположение Восточно-Европейской равнины

-Полезные ископаемые равнины

- На какой платформе расположена равнина

3. Изучение нового материала.

(Рассказ с элементами беседы 12-15 минут)

Объект нашего сегодняшнего разговора – Западно - Сибирская равнина.

Западно-Сибирская равнина — наиболее обжитая и освоенная (особенно на юге) часть Сибири. В ее пределах располагаются Тюменская, Курганская, Омская, Новосибирская, Томская и Северо-Казахстанская области, значительная часть Алтайского края, Кустанайской, Кокчетавской и Павлодарской областей, а также некоторые восточные районы Свердловской и Челябинской областей и западные районы Красноярского края.

Знакомство русских с Западной Сибирью впервые состоялось, вероятно, еще в X в., когда новгородцы побывали в низовьях Оби. Походом Ермака открывается блестящий период Великих русских географических открытий в Сибири и освоения ее территории.
Площадь равнины составляет около 3 миллионов км²; её протяжённость с севера на юг — 2500 км, а с запада на восток — 1900 км. Расположение хребта с запада на восток. Равнина - молодая погружающаяся платформа, скорость и величина погружения отдельных участков которой, а следовательно, и мощность чехла рыхлых отложений, весьма различны.
Климат Западная Сибирь находится почти на одинаковом расстоянии как от Атлантического океана, так и от центра континентальности Евразии, поэтому ее климат носит умеренно континентальный характер. Зимой и в летнее время, когда циклоническая деятельность, а с ней и поступление атлантического воздуха ослабевают, в Западную Сибирь поступает арктический воздух. Глубокому проникновению арктических воздушных масс способствует равнинность местности и открытость ее к северу.
Климат Западная Сибирь находится почти на одинаковом расстоянии как от Атлантического океана, так и от центра континентальности Евразии, поэтому ее климат носит умеренно континентальный характер.
Средняя температура января уменьшается от -15(С на юго-западе до -30(С на северо-востоке Западной Сибири. Средняя температура июля увеличивается от +5(С на севере до +20(С на юге. Наибольшей континентальностью отличается северо-восток Западной Сибири, где разности средних температур января и июля достигают 45 градусов.
Западная Сибирь охватывает пять природных зон: тундровую, лесотундровую, лесную, лесостепную, степную, а также низкогорные и горные районы Салаира, Алтая, Кузнецкого Алатау и Горной Шории.
Большие запасы нефти и природного газа.


4 чел. помогло.

География России 8 класс.

Выполнила: Павлова Е.А.,

учитель географии.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями природы Западно-Сибирской равнины, закрепить практические умения при определении физико-географического положения равнины, работы с картами атласа и контурными картами с использованием логически опорного конспекта.

Образовательные:

определить физико-географическое положение Западно-Сибирской равнины, выделить ее природные границы, изучить особенности природы равнины и выявить причинно-следственные связи природных явлений.

Развивающие:

продолжить формирование навыков определения ФГП, умение работать с тематическими картами атласа, устанавливать причины и следствия между компонентами природы, умение обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

формирование географической культуры, воспитание патриотизма, любви к Родине, экологическое воспитание учащихся на примере взаимодействия компонентов природы.


  1. физическая карта России;

  2. физическая карта Западной Сибири;

  3. библиотека электронных наглядных пособий (6-10классы);

  4. листы опорных конспектов.

Оформление доски: число, тема, эпиграф на доске.

Сибирь! Леса и горы скопом,

Земли довольно, чтоб на ней

Раздаться вширь пяти Европам

Со всею музыкой своей.

Могучий край всемирной славы,

Что грозной щедростью стяжал,

Завод и житница державы

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте ребята, садитесь.

Сибирь! Леса и горы скопом,

Земли довольно, чтоб на ней

Раздаться вширь пяти Европам

Со всею музыкой своей.

Могучий край всемирной славы,

Что грозной щедростью стяжал,

Завод и житница державы

УЧИТЕЛЬ: В словах поэта показано все величие необъятной Сибири, которая географически делится на две части: Западную и Восточную.

Первый уникальный природный комплекс-это Западно-Сибирская равнина. Поставьте число на листах опорных конспектов. Тема урока на них имеется. Определите, пожалуйста, цель сегодняшнего урока.

^ УЧЕНИКИ: (здесь и далее-возможные ответы учеников) при изучении крупных природных регионов необходимо познакомиться с ФГП, природными границами равнины, особенностями ее природы.

УЧИТЕЛЬ: Правильно.

Цель урока: определить ФГП Западно-Сибирской равнины, выделить ее природные границы и познакомиться с главными особенностями природы региона.

Для работы необходимо иметь атласы и контурные карты, учебники, опорные конспекты.

Откройте атласы на странице 43, рабочие тетради с контурными картами на стр. 53.

Западно-Сибирская равнина или низменность – третья по величине равнина мира. Ее площадь в пределах России 2,6 млн. кв. км.

Используя масштаб карты определите ее протяженность с севера на юг и с запада на восток.

УЧЕНИК: Протяженность равнины с севера на юг – примерно 2500 км., с запада на восток в самой широкой части- примерно 1900 км.

^ УЧИТЕЛЬ: В какой части России расположена Западно-Сибирская равнина?

УЧЕНИК : Равнина расположена в западной части Сибири, поэтому и получила такое название.

УЧИТЕЛЬ: Правильно. Используя физическую карту России (стр. 4-5) определите природные границы равнины. Подпишите их в контурной карте.

^ УЧЕНИК: (отвечает у физической карты России) На севере равнина омывается водами Карского моря, на юге – Казахский мелкосопочник (ограничена государственной границей России) , на востоке- река Енисей, на западе- Уральские горы.

^ УЧИТЕЛЬ: Сделайте вывод об особенностях географического положения Западно-Сибирской равнины.

УЧЕНИК: Равнина находится на западе Азиатской части страны и имеет четко выраженные природные границы. Большое расстояние с севера на юг говорит о разнообразии природы равнины.

^ УЧИТЕЛЬ: Все правильно. Географическое положение оказывает влияние на особенности природы любого региона.

. Цель данного этапа урока: выявить причинно-следственные связи в особенностях природы равнины, заполнить таблицу в опорном конспекте.

Какова главная особенность рельефа Западно-Сибирской равнины?

^ УЧЕНИК: Почти плоский рельеф.

УЧИТЕЛЬ: Используя прослушанную информацию, сделайте вывод, какие причины определяют плоскость рельефа равнины? Каковы средние высоты Западной Сибири?

УЧЕНИКИ: Первая причина, в том, что в основе равнины лежит Западно-Сибирская плита, вторая-осадочные пласты наслаиваются горизонтально, что видно по рисунку 72.

Средние высоты равнины составляют от 0 до 200м., на возвышенности Сибирские Увалы- максимальная высота-285 м. над уровнем моря.

УЧИТЕЛЬ: Запишите две самые важные причины кратко в таблицу опорного конспекта.

Плоскость рельефа и ФГП определили климат равнины. Какая характерная черта присуща климату Западной Сибири?

^ УЧЕНИК: Суровый континентальный климат.

УЧЕНИКИ: Выходят к интерактивной доске и отмечают климатические показатели по пунктам, остальные дорабатывают в контурных картах.

^ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ:

Город Новый Порт- А 32*, 400 мм.

Город Ханты-Мансийск- А 40*, 600 мм.

Город Омск- А 40*, 400 мм.

УЧИТЕЛЬ: Проанализируйте полученную информацию и сделайте вывод по климатическим показателям пунктов.

УЧЕНИК: Континентальность климата возрастает с севера на юг, так как увеличивается годовая амплитуда и уменьшается количество осадков.

УЧИТЕЛЬ: Но не только географическая широта и количество солнечной радиации определяют столь суровый климат.

УЧИТЕЛЬ: Какие причины вы бы записали в свой опорный конспект?

УЧЕНИКИ: (перечисляют причины)

- положение в континентальных умеренных широтах;

-удаленность от Атлантического и Тихого океанов;

-плоский рельеф усиливает циркуляцию воздуха, а горы препятствуют;

-влияние холодного Северного Ледовитого океана.

УЧИТЕЛЬ: Правильно. Стрелками синего (зимой) и красного (летом) на интерактивной доске показывает движение воздушных масс летом и зимой.

Учащиеся кратко записывают причины в опорный конспект.

УЧИТЕЛЬ: Выявленные особенности природы равнины: рельеф и климат, оказывают влияние на внутренние воды. Обратите внимание на физическую карту Западной Сибири. Равнина богата внутренними водами и исключительно заболочена. По данной теме выступит (Ф.И. ученика).

^ РАССКАЗ УЧЕНИКА с показом на карте крупнейших рек, озер, болот равнины.

УЧИТЕЛЬ: Действительно, заболоченность является одной из особенностей природы равнины. Средний уровень заболоченности составляет около 30%, наиболее заболочены низины- Васюганская низменность- крупнейшее в мире болото площадью 53 тыс. кв. км. (подпишите в контурных картах). В болотах сосредоточены основные запасы торфа страны (около 70%).

Какие причины привели к столь высокой степени увлажнения равнины? Воспользуйтесь текстом учебника на стр.200 и кратко запишите их в конспект.

Перечислите выявленные причины заболоченности.

УЧЕНИКИ: Перечисляют причины заболоченности:

1.избыточное увлажнение;

2.плоский рельеф и медленный сток;

3.многолетняя мерзлота задерживает влагу на поверхности;

4. торф удерживает влагу.

УЧИТЕЛЬ: Молодцы. Используя опорный конспект, назовите следующую особенность природы Западно-Сибирской равнины?

^ УЧЕНИК: Разнообразие природных комплексов.

УЧИТЕЛЬ: При движении с севера на юг происходит смена природных зон, которые являются крупнейшими природными комплексами. Откройте карту природных зон России на стр.22-23 атласа. О разнообразии природных зон нам расскажет (Ф.И. ученика).

^ РАССКАЗ УЧЕНИКА с одновременным показом природных зон на карте.

УЧИТЕЛЬ: показывает слайды с видами природных комплексов Западной Сибири.

В чем заключаются причины разнообразия природных комплексов низменности?

УЧЕНИК: Большая протяженность равнины с севера на юг, почти 2500км.

УЧИТЕЛЬ: Верно. Равнинность рельефа так же определяет их широтное расположение, способствуя закону географической зональности. Причины кратко укажите в конспекте.

Наш урок подошел к концу. Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

УЧЕНИКИ перечисляют основные знания, полученные на уроке.

УЧИТЕЛЬ: Правильно. В течение всего урока мы определили географическое положение Западно-Сибирской равнины, обозначили ее границы, успешно выявили причины и следствия особенностей природы уникальной равнины, оформили работу в виде картографического и опорного письменного конспекта. Оценки за работу на уроке получили (перечисление Ф.И. учащихся )


  1. повторить ЛОК по теме;

  2. на контурной карте отметить реки, озера и болота равнины.

УЧИТЕЛЬ: Урок окончен, до свидания.

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ 8 класс.

Тема: Западно-Сибирская равнина.

1. Определите физико-географическое положение, природные границы Западно-Сибирской равнины, отметьте данные в контурной карте.

^ 2. Выявите главные особенности природы равнины, определите их причины. В ходе урока заполните таблицу.

Причинно-следственные связи природы Западно-Сибирской равнины.

3. Домашнее задание:

- повторить ЛОК по теме;

-в контурной карте на стр. выделить цветом заболоченные территории, подписать реки, озера.

Тема: «Байкал – жемчужина Южной Сибири.

I. Просмотрите видеофрагмент, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1) Каково географическое положение озера Байкал. Найдите его на географической карте.

2) Сколько лет озеру Байкал? Каково происхождение его котловины?

3) Какие уникальные живые организмы обитают в озере? Почему их нужно охранять?

4) В чем заключаются главные проблемы озера Байкал?

II. ^ В ходе урока заполните картосхему .

III. О чем говорят цифры?

IV. Заполните таблицу, используя текст учебника и знания, полученные на уроке.

Воспитательные: формировать ценностное отношения к региону - Западная Сибирь; осуществлять экологическое воспитание на основе изучения взаимосвязи компонентов природы.

Развивающие: продолжить развитие умений работать с картографическим материалом, сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, анализировать полученную информацию и делать выводы. Развивать проектировочные способности.

Образовательные: расширить знания обучающихся об особенностях крупных природных регионов на примере Западно- Сибирской равнины; изучить особенности географического положения Западной Сибири; уникальные черты рельефа, выделяющие её среди других регионов России; географическую номенклатуру.

Формируемые универсальные учебные действия

Личностные: осознание ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира; осознание единства географического пространства России, целости её природы.

Предметные: создание условий для формирования представлений: об особенностях географического положения Западной Сибири; об уникальных чертах рельефа, выделяющих её среди других регионов России.

Регулятивные УУД: создание условий для формирования: способностей к самостоятельному приобретению новых знаний, к управлению своей познавательной деятельностью; умений организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД: обеспечение условий для формирования умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу), использовать карты как информационную образно-знаковую модель действительности.

Коммуникативные УУД: создание условий для формирования умения организовывать учебное взаимодействие с учителем.

Знать: особенности географического положения Западной Сибири,

уникальные черты рельефа и полезных ископаемых, выделяющие её среди других регионов России, географическую номенклатуру.

Уметь: составлять характеристику географического положения и рельефа Западной Сибири на основе карт. Объяснять уникальность черт рельефа Западной Сибири. Показывать на карте географические объекты.

полуострова: Ямал, Гыданский.

Равнины: Западно - Сибирская равнина, Васюганская равнина, Ишимская равнина, Барабинская низменность, Сибирские Увалы.

Горы: Уральские, Алтай, Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж.

Межпредметные связи: биология.

Ресурсы урока: электронные географические карты России: физическая, тектоническая.

Электронная тетрадь по географии.

Технологии: проектно-исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Формат проведения урока: on-line-режим (программа Skype).

Форма организации деятельности: индивидуальная.

В начале урока приветствуем обучающихся, высказываем добрые пожелания и проверяем готовность к уроку.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

(Ценностно-ориентированный этап проекта.)

Цель этапа: создание условий для выработки у обучающихся на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Мотивация проектной деятельности.

Учитель использует приём эмоционального входа в урок.

Урал! Невольною печалью

Я отдаю прощанью дань.

А за Уралом - Зауралье,

А там своя, иная даль.

Дополнение. Этот край на 60 % покрыт лесами и болотами и отличается богатейшим минерально-ресурсным потенциалом, здесь есть уникальные объекты природы, которые Вы не встретите ни в одном другом регионе России.

Осознают мотив деятельности, значимость предстоящей работы,

отвечают на вопросы учителя.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Основная цель этапа заключается в том, чтобы каждый обучающийся внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений.

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Беседа с обучающимися.

Поэт Фролов И. написал такие строки о Западно-Сибирской равнине:

Равнина – на север,

Как будто гористую

Какой - то гигантский утюг.

Выполняют мыслительные операции: анализ, сравнение, формулируют осознанные речевые высказывания, аргументируют свое мнение, выражают свои мысли, выполняют пробные задания, фиксируют индивидуальные затруднения в пробном учебном действии.

(Происходит осознание обучающимися недостаточности знаний о Западной Сибири, формирование потребности в приобретении новых знаний).

3. Выявления места и причины затруднения.

Главная цель этапа: дать возможность обучающимся осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

На данном этапе учитель организует выявление обучающимися места и причины затруднения. Для этого обучающиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

(1. согласно последовательности изучения крупных районов России, 2. данная равнина является одной из крупнейших и важных в жизни нашей страны.)

В ходе диалога учитель организует выявление обучающимися места и причины затруднения, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Подготовка к проектной деятельности.

Сегодня на уроке будет необычное исследование, предлагаю Вам попробовать себя в роли молодых учёных, а я буду Вашим научным руководителем. Мы совершим виртуальное путешествие по Западно-Сибирской равнине.

Подведение обучающихся к постановке цели их деятельности на уроке.

Выясняют, где возникло затруднение, далее на этой основе выявляют и формулируют причину затруднения, т. е. каких знаний, умений недостаёт для решения исходной задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: