Конспект урока занятия людей весной 2 класс

Обновлено: 07.07.2024

Развивать слуховое восприятие; контролировать правильное произношение звуков в словах, фразах, соблюдение орфоэпических норм и словесного ударения; формировать ритмико-интонационную сторону речи; корректировать и развивать связную устную речь (диалогическую и монологическую) через выполнение заданий учителя на уроке; мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза, установление логических и причинно-следственных связей); личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства)

Оценить 155 0

Мир природы и человека

Учитель начальных классов

Мальцева Мария Валентиновна

Цель: усвоение новых предметных и метапредметных знаний. Уточнить знания детей о весенних работах.

Образовательные:формировать у учащихся представления об изменениях, происходящих в природе весной; уточнить и расширить знания учащихся о труде людей весной; активизировать познавательную деятельность;

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое восприятие; контролировать правильное произношение звуков в словах, фразах, соблюдение орфоэпических норм и словесного ударения; формировать ритмико-интонационную сторону речи; корректировать и развивать связную устную речь (диалогическую и монологическую) через выполнение заданий учителя на уроке; мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза, установление логических и причинно-следственных связей); личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства)

Воспитательные: содействовать воспитанию чувства доброты, желание бережно относиться к природе; воспитывать у детей уважение к труду взрослых, желание помогать им.

Планируемые результаты

Метапредметные:

Познавательные: осознанно составляют устный рассказ по картинкам; формулируют ответы на вопросы; осуществляют соотнесение пословицы и зашумлённой картинки с садовыми инструментами с темой урока; строят рассуждения;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

Коммуникативные: осуществляют конструктивные способы взаимодействия.

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

момент.Эмоциональный настрой. Речевая работа.

- Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок и смолк, начинается урок, все за парты тихо сели и на доску посмотрели.

Тут для вас есть задание. Давайте его выполним.

Найдите лишнее слово в каждой строчке:

Январь, декабрь, февраль, март.

- К какому времени года относятся оставшиеся слова?

- Теперь читаем 2-ю строчку.

Снег, апрель, капель, ручей.

- Назовите время года, которое следует за зимой.

-Давайте вспомним месяцы весны. Правильно. А какой из них первый? Какой третий? А какой второй? Молодцы, всё правильно вы назвали!

- Лишнее слово - март

- Лишнее слово - снег

Уточнение временных представлений.

Слайд № - 2 строки со словами.

Слайд № - на солнышках написаны названия весенних месяцев.

II. Актуализация знаний.

III. Физминутка

Дополните предложение:

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит к нам пришла … (весна)

-Вы, ребята, догадались о чём мы будем сегодня говорить?

- Вспомним, какие изменения происходят в природе весной. Для этого составим рассказ о весне. Опираясь на картинки, подберите слова – действия, т. е. сказать: что они делают весной и закончить предложение. Начинайте каждое предложение со слова весной.

Весной солнце …(греет, светит).

Весной сосульки …(капают, плачут) и т. д.

Вот у нас и получился рассказ о весне.

- Весной на реке начинается ледоход.

– А весенний разлив рек называется - половодье.

Половодье – как сказать по другому? (Наводнение)

- Какие меры предосторожности надо помнить, бывая весной на водоемах?

А теперь давайте отдохнём, встанем из-за парт, смотрим на доску и повторяем движения за Капитаном Крабом.

Проговаривание предложений за учителем с соблюдением интонации и логического ударения

- Мы будем говорить о весне.

Ученики смотрят на слайды и к каждой картинке составляют предложение по образцу.

- Запомните новые для вас слова: (таблички)

- Весной нельзя выходить на лед, т.к он становится очень тонким. Человек может провалиться под лед.

Ученики делают ритмические движения под музыку.

Слайд № - загадка о весне.

Слайд № - картинки по порядку.

Слайд № - Капитан Краб с зарядкой.

IV. Восприятие новых знаний

V. Закрепление и обобщение знаний.

VI. Рефлексия.

Домашнее задание

1. - Ребята, я подготовила для вас пословицу о весне, но она рассыпалась на отдельные слова. Помогите мне её собрать.

- Как понимаете смысл этой пословицы?

2. Следующее задание рассчитано на ваше внимание.

- Посмотрите на слайд и назовите, что спрятано на картинке и для чего это нужно.

3. – Прочитайте с доски рассказ о труде людей весной.

Наступила весна. Растаял снег. Почва прогрелась. На полях и в огородах у людей появилось много работы.

Установка на слушание и проверка восприятия услышанного.

- Я предлагаю вам поиграть. Готовы?

Слушаем предложение, потом показываем движение.

Люди убирают старые листья и ветки с земли.

Люди обрезают сухие ветки.

Люди сажают деревья и кусты.

Люди белят стволы деревьев.

Люди копают огороды.

Люди ремонтируют парники.

Люди развешивают скворечники.

Мы с вами много сделали. Молодцы, вы хорошо работали! Спасибо всем.

- Я надеюсь, что на уроке вам было интересно. Какие новые слова узнали? Какое задание было для вас самым интересным?

Какое настроение у вас в конце урока? Покажите смайлик с настроением.

- Дома вы поработаете с учебником.

Каждый весенний день в огороде или в поле гарантирует хороший урожай. А это значит, что зимой мы будем сыты.

Ученики находят на слайде садовые инструменты, называют их и поясняют, для чего они нужны.

Читают предложения о труде людей весной.

Проверка по картинке (презентация)

Дети показывают действия выполнения работ.

Выражают отношения к уроку и своему состоянию.

Слайд № - готовая пословица о весне

Слайд № - садовые инструменты.

Слайд № - картинки с определёнными видами весенних работ (по порядку следования предложений)

Работа по карточкам.

Подготовка к восприятию 2-ой части произведения.

нового материала

Обучающиеся рассматривают следы животных на снегу и определяют, кому они принадлежат.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя:

- Кто перед вами на картинке?

- Собака, какое животное?

- Когда собаку можно встретить в лесу?

Обучающиеся сравнивают следы двух животных.

Обучающиеся следят по учебнику.

Чтение трудных слов по слогам слабо читающими детьми.

воз-вра-ща-ться (ться читается как ца)

встре-ти-ться (ться читается как ца),

на-ез-жен-на-я (зж читается как долгое, мягкое ж)

счас-тли-вый (сч читается как долгое, мягкое щ, т не произносится).

Один ученик читает на таблице название птицы, а другой находит изображение птицы и вывешивает на доску

Птичьи следы на снегу.

Следы животных на снегу.

Следы волка и собаки на снегу.

Гимнастика для глаз

Организация проведения гимнастики.

Обучающиеся следят глазами за движущимися предметами на экране.

Закрепление

Выборочное чтение и анализ произведения.

Организую работу с текстом.

Организую работу с пословицами.

Организую работу с текстом: ответы на вопросы.

Организую работу с текстом: выборочное чтение.

-Вернёмся к пословицам. Вы уже объяснили смысл каждой пословицы, а теперь найдите и прочитайте отрывок к каждой пословице.

Обучающиеся следят за читающим и вступают после того, как предыдущий дочитал до точки.

Обучающиеся отвечают на вопросы по содержанию текста.

- Кем мечтал стать Никиша? (Машинистом).

- Что делали дети в лесу? (Возвращались в село прямой дорогой через лес).

- Что видели ребята в лесу? (Следы животных).

- Что произошло с ребятами? (Заблудились).

- Кто помог ребятам выйти из леса? (Никиша узнал следы собаки. По ним ребята вышли к жилью).

Обучающиеся зачитывают из текста подходящий отрывок к пословицам.

— Какой момент в поведении ребят объясняетпервая пословица? (Испугались ребята. Кое-кто даже слезу пустил.)

- Когда о Никите можно сказать словамивторойпословицы? (Никита выводил ребят по следу к жилью.)

- Какая из пословиц выражает главную мысль рассказа? (Век живи, век учись.)

-Наш урок подошел к концу

Какое произведение Е. Пермяка мы изучали сегодня?

- Как звали главного героя этого рассказа?

– У вас на партах лежат листочки со словами – прилагательными. Подчеркните только те, которыми можно охарактеризовать Никишу.

Организую работу в парах.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя:

-Мы читали рассказ Е.Пермяка “Собачьи следы”.

Обучающиеся выполняют экспресс-тест на карточках.

Проверка выполнения задания.

- Поменяйтесь карточками друг с другом. Сверьте свои ответы с доской. Поднимите руку те, кто дал правильную характеристику главному герою рассказа – Никите.

-Если вам понравился урок и у вас все получилось, то поднимите встаньте и потянитесь высоко-высоко к солнышку, а если у вас не все получилось, то опустите ваши руки вниз.

Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.

Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.

Обогащать и расширять словарный запас.

Развивающие:

Развивать навыки самоконтроля и контроля, навыки практической работы в группах.

Развивать эстетический вкус детей.

Развивать чувство прекрасного, чувство радости.

Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Стимулировать интерес к познанию мира живой природы,

Формировать эмоционально – положительное отношение к предмету.

Воспитательные:

Формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнение других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы.

Методы обучения:

Словесный (беседа, рассказ, объяснение), наглядный, практический (работа с пособием, карточками),частично – поисковый.

Цели: познакомить с видами старинной женской и мужской работы весной, сопоставить их с современными видами весенних работ в селе и городе, в садах, огородах, в поле.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, православный календарь, головные бумажные обручи с изображением блина и кулича, лента, на которой по всей длине завязаны семь узлов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания

— Составьте схему невидимых нитей в весеннем лесу.

3. Фронтальный опрос

— Расскажите, как связаны между собой деревья, насекомые и птицы.

— Прочитайте свой рассказ о кукушке. Какими источниками информации вы пользовались?

III. Самоопределение к деятельности

Весною день упустишь, так годом не вернешь.

Сегодня на уроке мы будем говорить о весеннем труде.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

— Ребята, помните, как мы встречали Масленицу? Весело было? После Масленицы проходит время, и наступает праздник праздников — Пасха.

(Учитель вызывает двух учеников. Одному из них надевает на голову бумажный обруч с изображением блина, второму — с изображением кулича. Учащиеся встают на некотором расстоянии друг от друга. Каждому из них учитель дает один конец ленты, на которой по всей длине завязаны семь узлов.)

— Сколько недель проходит между Масленицей и Пасхой, вы узнаете, посчитав узлы на ленте.

(Ученики считают, называют количество недель, садятся на свои места.)

— Как называют эти семь недель? (Ответы учеников.)

— Что происходит в жизни людей и в природе между этими праздниками? (Ответы учеников.)

2. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 94. Посмотрите на изображение куклы. Она так старательно подметает, словно хочет что-то прогнать метлой. Что она так тщательно прогоняет? (Ответы учеников.)

(Учитель вместе с учениками читает первый абзац текста на с. 94—95 учебника, распределяя очередность с помощью волшебного клубочка.)

— Так что же прогоняет кукла? (Масленицу.)

— Как называется время между Масленицей и Пасхой?

— Сколько длится Великий пост?

— Почему Пасха сравнивается с верстой? (Празднуют Пасху целую неделю.)

(Дети с помощью волшебного клубочка читают текст до народных примет.)

— Вы помните, какие народные приметы зимних и весенних дней предсказывают погоду?

• Если Николин день холодный — к урожаю.

• В январе висит много частых и длинных сосулек — урожай будет хороший.

• Если Крещенские морозы сильнее Рождественских и Сретенских, то будет урожайный год.

• Если в лужах много головастиков — к урожайному лету.

• Если за сухим мартом следует дождливый апрель и холодный май — хороший урожай обеспечен.

• Осина в сережках — урожай на овес.

— Какие заботы в старину были у женщин? А у мужчин?

— Как вы думаете, обидно тогда было мужчинам и женщинам, когда какую-то работу называли мужской, а какую-то - женской? Конечно нет! Ведь если бы не было такого разделения, то была бы путаница. Никто ничего не успел бы сделать. Да и многие мужские работы непосильны для женщин. Недаром в мужчинах всегда уважали силу, выносливость.

— Для выполнения каких работ это могло пригодиться?

— А в женщинах ценили усидчивость, аккуратность, терпеливость. Для выполнения каких работ важны эти качества?

Сейчас мы с вами тоже поработаем — отгадаем загадки о весеннем труде. Работу будем делать аккуратно, тщательно, прилежно.

— Прочитайте загадки на с. 95 учебника.

— Какие признаки выбирали в старину сочинители загадок — внешний вид предмета или его действия?

Странички народного календаря. 6 мая — день памяти святого Георгия Победоносца. Этого святого изображают воином на белом коне, убивающим дракона. Православная церковь считает его небесным помощником всех слабых и попавших в беду.

— Рассмотрите на с. 95 изображение святого Георгия Победоносца.

На Егория вешнего веткой вербы выгоняли на пастбища домашний скот.

15 мая — день памяти святых князей Бориса и Глеба. В народном календаре этот день называли Борис и Глеб Сеятели — Борис и Глеб сеют хлеб.

— Какую работу весной вы делали сами или наблюдали?

— В какой день домашних животных в старину первый раз выпускали на пастбище?

— Как изменяется весной жизнь домашних животных?

— Какие работы весной проводят в поле?

— Какие работы весной проводят в огородах?

— Что делают с приходом весны в саду?

Сколько мы с вами сегодня узнали нового! Что-то вспомнили. О чем-то услышали впервые. Наверное, теперь сможем точно объяснить значение пословиц, написанных на доске.

• Весенний день год кормит.

• Кто спит весною, плачет зимою.

V. Физкультминутка

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, умыться, каши съесть,

Поскакать, за парту сесть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

И опять начать трудиться.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задания 1, 2 (с. 52)

(Выполняются с последующей взаимопроверкой.)

— Отгадайте загадку еще об одном орудии труда вышивальщицы.

На пальце сидит,

Во все стороны глядит. (Наперсток.)

— Прочитайте, рассмотрите фотографию.

Вспомним про обработку льна. Естественный цвет льняных нитей грязновато-серый. Для шитья одежды его не использовали. Холст белили. Сначала его парили (держали в кипящей воде в растворе ольховой золы), затем расстилали по снежному насту или по первой зеленой траве. На открытом воздухе и на солнышке холст лежал несколько дней. Его все время смачивали днем водой, а ночью ткань пропитывалась росой. Охраняли холст девушки, к ним приходили парни, и скучное занятие превращалось в гулянье молодежи.

— Сочините к загадке строчку о белении холста. (На солнце белили. На поле белили.)

VII. Рефлексия

— Что на уроке вам понравилось?

— Что кажется самым важным?

VIII. Подведение итогов урока

— Какие заботы в старину были у женщин и у мужчин?

— Какие работы весной проводят в поле?

— Какие работы весной проводят в саду?

— Какие работы весной проводят в огороде?

— Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет самостоятельно попробовать сделать его? (Ответы учеников.)

(Один из учеников читает вывод на с. 97 учебника.)

Домашнее задание

2. Выполнить задание 4 (с. 53) в рабочей тетради.

3. Подготовить материалы для изготовления подарка. На уроке изобразительного искусства ученики на альбомном листе рисуют две рамочки, используя орнаментальные мотивы творчества народов своего края. Эти рамочки предназначены для подарка друг другу в один из весенних праздников. В одну рамочку ученик вклеивает свою фотографию, в другую — фотографию своего друга. По ходу урока учащиеся будут обмениваться подарками.

Цель: Формировать у детей представление о труде людей весной, об особенностях труда в это время года и его общественной значимости. Воспитывать трудолюбие, чувство любви и уважительного, бережного отношения к труду.

Весна - красна! Ты к нам пришла

С тёплыми лучами, с быстрыми ручьями.

Первым март пришёл, белый снег сошёл,

За ним апрель отворит дверь.

А как май придёт - всё кругом расцветёт.

Как только с полей сходит снег, на них начинаются весенние работы. И пока не просохла земля, нужно успеть вспахать и посеять зерновые культуры - это пшеница, ячмень, овёс, рожь. Вот и трудятся люди на селе весной с раннего утра до позднего вечера.

«Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют.

В народе говорят: "Если весну проспал, зимой голодать будешь".

Много забот у людей весной. Надо прорастить семена, подготовить грядки,

В теплые весенние дни, высаживают рассаду огурцов, помидоров, капусты, перца.

На плечи - лопаты, и в поле ребята!

Работе мы рады! И солнышку рады!

Земля так тепла - чуть дымится она.

И пашня готова принять семена.

В садах проводят посадку плодовых деревьев и кустарников, высаживают малину, смородину, крыжовник.

Дети вместе со взрослыми делают скворечники и развешивают их в парках, скверах, во дворах.

На улицах города, парках и скверах, во дворах люди собирают мусор, который появился из-под снега. Сгребают в кучи старые сухие ветки, листья и вывозят в специальные места.

Подрезают деревья и высаживают новые растения, а на клумбах высаживают красивые цветы.

Тогда и лето будет красивое, и осень с урожаем, а зима - с запасами.

Весной не поработаешь – зимой не поешь.

Кто весной не пролежит - целый год сыт будет.

Земля труд любит.

Больше землю удобряй – выше будет урожай.

Будешь упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.

Игры весной с детьми дошкольного возроста Воспитатель. МБДОУ №26 г. Невинномысска. Хидирова А. Д. Игры весной с детьми дошкольного возраста. Наступила весна, хочется как можно больше.

Автор: Графчикова Анна Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ "Вышневолоцкая школа– интернат №1"
Населённый пункт: Вышний Волочек
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Труд людей весной
Раздел: начальное образование

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя Графчикова А. В. Класс: 2-а Предмет: Ознакомление с окружающим миром

Цель урока: усвоение новых предметных и метапредметных знаний. Уточнить знания детей о весенних работах.

Задачи урока:

Образовательные: формировать у учащихся представления об изменениях, происходящих в природе весной; уточнить

и расширить знания учащихся о труде людей весной; активизировать познавательную деятельность;

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое восприятие; контролировать правильное произношение звуков в

словах, фразах, соблюдение орфоэпических норм и словесного ударения; формировать ритмико-интонационную сторону

речи; корректировать и развивать связную устную речь (диалогическую и монологическую) через выполнение заданий

учителя на уроке; мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза, установление логических и причинно-

следственных связей); личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля,

усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).

Воспитательные: содействовать воспитанию чувства доброты, желание бережно относиться к природе; воспитывать у

детей уважение к труду взрослых, желание помогать им.

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Комбинированный

Вид используемых на уроке ИКТ: презентация, составленная учителем,

Основные виды деятельности: Наблюдать. Называть. Различать.

Оборудование:

интерактивная доска для показа слайдов, разноуровневые карточки для самостоятельной работы;

Словарь: по теме урока +труд – занятия, половодье – наводнение, ледоход, теплица, парник.

Читайте также: