Конспект урока занятия крестьян

Обновлено: 06.07.2024

Феодал – это владелец феода (лена) – земли, пожалованной сеньором в пользование и распоряжение за службу.

Вассал – это лицо, получившее от сеньора во владение феод за несение конной военной службы и за выполнение некоторых других обязательств.

Повинности – это обязанности зависимых крестьян по отношению к сеньору, которые, как правило, состояли из барщины и оброка, но могли также включать и другие обязанности.

Барщина – это обязанность зависимых крестьян работать на сеньора.

Оброк – это обязанность зависимых крестьян регулярно платить сеньору продуктами (натуральный оброк) или деньгами (денежный оброк).

Вотчина – это наследственное земельное владение.

Рыцарство – это привилегированное сословие хорошо вооружённых и обученных конных воинов.

Турнир – это состязание рыцарей в умении владеть оружием.

Натуральное хозяйство – тип экономической деятельности, когда всё необходимое производится в рамках одной хозяйственной системы: крестьянского двора, рыцарского замка, поместья и т.д.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

К XI в. В Западной Европе сложилось деление общества на сословия, выполнявшие различные задачи. При этом все, от короля до крестьянина, были связаны друг с другом отношениями зависимости. После Великого переселения народов рядом с земельными участками королей и дружинников росли крупные земельные владения знати.

Почему сословия феодалов и крестьян называют основой средневековья? Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке

Средневековое европейское общество

Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Во главе государства стоял монарх (единоличный правитель) – король либо князь, граф или герцог. Отношения между феодалами и между господами и зависимыми крестьянами были закреплены в феодальном праве.

К IX – X векам вся земля в Западной Европе оказалась у светских и духовных феодалов, на землях которых работали зависимые крестьяне. За пользование землёй зависимые крестьяне должны были нести повинности, главными из которых были барщина и оброк. За не сданный вовремя оброк, плохую работу крестьян вызывали на суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание.

Часть крестьян были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, продать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь.

Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. Хозяйство было натуральным, то есть все основные продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления.

Феодальное общество

Знать и рыцарство

С VIII века в Европе для защиты от нападений строились замки. Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов разного ранга. Рыцарей готовили с детства. В 15 лет юноша становился оруженосцем рыцаря, а после длительной службы посвящался в рыцари. Любимыми развлечениями рыцарей служили охота и турниры.

Каждый рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода – и девиз – кратное изречение, обычно объяснявшее смысл герба.

Законы рыцарской чести и другие особые правила составляли рыцарский кодекс.

Крестьянская община

Общины крестьян ведали прежде всего хозяйственными делами. Пашня делилась на участки, составлявшие крестьянские наделы. После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище. На сельском сходе крестьяне решали, где и что посеять, когда начинать жатву. Общине также принадлежала часть угодья (луга, леса, озёра, реки).

Община поддерживала порядок на своей территории, разыскивала преступников, помогала беднякам выплачивать налоги, хранила обычаи, проводила празднества и игры. Крестьяне всей общиной нередко оказывали сопротивление господину, протестуя против увеличения размера повинностей.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1) В средневековье крестьянство составляло не более половины населения Европы.

2) Лично зависимые крестьяне имели право жаловаться на своего феодала, обращаясь в королевский суд.

3) Вес рыцарских доспехов мог доходить до 40 кг.

4) Главная обязанность рыцарей – забота о крестьянах, живших на его земле.

5) Одной из любимых игр феодалов были шахматы.

6) Оброк мог быть натуральный и денежный.

Правильный вариант:

3) Вес рыцарских доспехов мог доходить до 40 кг.

5) Одной из любимых игр феодалов были шахматы.

6) Оброк мог быть натуральный и денежный.

Задание 2. В перечне исторических понятий найдите то, которое выпадает из общего ряда. Зачеркните лишнее понятие.

Цель: Овладение полоролевым опытом на основе ознакомления с русскими народными традициями.

Образовательные: Расширять представления о крестьянском быте, о мужских и женских обязанностях в семье. Способствовать овладению нормами межполового общения, формированию целостной картины мира и расширению кругозора

Развивающие: Развивать познавательную активность, умение рассуж-дать.

Воспитательные: Воспитывать у дошкольников доброжелательное отношение к окружающему, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности. Воспитывать интерес к русским традициям и уважительное отношение к труду народных мастеров.

Хозяюшка в русском народном костюме встречает детей в русской избе.

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим!

Воспитатель: Хозяюшка, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, о том, как жили наши предки в деревне.

Хозяюшка: Проходите, детушки, в горенку. Сядем рядком, да потолкуем ладком. (Дети рассаживаются на лавки).

Расскажу я вам сегодня о том, как жили-были на земле русской кре-стьяне. Кто из вас, ребята знает, кто такие крестьяне (ответы детей). Правильно. Это люди, которые живут трудом на земле: сеют и убирают хлеб, выращивают овощи, косят траву, держат и кормят скотину. Главным помощником в этой тяжёлой работе была лошадь. Как вы думаете, какую работу выполняла лошадь (ответы детей) Правильно. Она перевозила тяжёлые грузы, пахала землю. А как вы думаете, кто считался кормилицей семьи (корова). А почему? Она давала молоко. А из него хозяйки готовили много разных продуктов для семьи. Что можно приготовить из молока? (ответы детей)

Какие обязанности были у хозяина? Дрова рубить, избу чинить, землю пахать, на охоту ходить, рыбу ловить….

А что же хозяйка? Много у неё дел! Встаёт она с петухами, печь то-пит, еду варит, скотинку кормит, будит и кормит семью, на работу собирает, да провожает, в доме прибирает, стирает, моет, чистит, шьёт, прядёт, вяжет, а иногда и сказочку расскажет. Давайте вспомним с вами русские сказки, в которых рассказывается о работе хозяина и хозяйки.

Хозяюшка: как вы думаете, дети, легко ли хозяйничать в избе? А вы знаете, как об этом говорили наши предки?

Хозяюшка: Главной помощницей в избе была печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду

Воспитатель: Хозяюшка, а наши дети знают много добрых слов, про русскую печь.

1-й ребё нок: Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать в тепле уложит.

2-й ребё нок: Вьётся из трубы дым чуть свет

Печки нет в избе - значит, жизни нет.

3-й ребё нок: И сверчок поёт где-то рядышком,

Как тепло с тобой, печка – матушка.

Хозяюшка: Место, где ставили чугунки и сковородки, называется за-гнетка, а чтобы дым не шел в избу, печь закрывали заслонкой. А вы знаете чем топили печку? (дровами). А дров-то у нас нет! Так пойдемте, сходим в лес за дровами!

(дети встают возле своих мест)

За дровами мы идём

И пилу с собой несём (ходьба на месте)

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно (имитируют распиливание бревна)

Чтобы печку протопить

Много надо напилить.

Чтоб дрова полезли в печку

Их разрубим на дощечки (дети делают движения, словно колят дрова)

А теперь их соберём

И в сарайчик отнесём (наклоны)

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда

(дети садятся на места)

Хозяюшка:Ребятки, посмотрите, возле печки стоят различные предметы. А вы знаете, что за предметы? Это кочерга - ею разгребали угли в печи. Это чугунок - в нем готовили еду, а это ухват - им ставили чугунок в печь, ведь у чугунка нет ручек, вот и придумали ухват. Запомнили, как называются эти предметы? (Дети называют все эти предметы).

Хозяюшка: В те далекие-далёкие времена, зимы были очень холодными, стояли сильные морозы, бураны и метели заметали все дороги и пути. Истопят люди печь, заберутся на неё и стар и мал, слушают, как завывает ветер в трубе.

И вот под такие завывания ветра сочиняли сказки. В них призывали жить дружно и честно, помогать друг другу, уважать старших. Во многих сказках упоминали о печке. Давайте вспомним эти сказки!

Дети: Гуси - лебеди;

Волк и семеро козлят;

По щучьему велению.

Дети по считалке выбирают водящего.

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

(Игра проводится 2раза)

Хозяюшка: Материнская ласка конца не знает. А уж как мамы детушек учат, пестуют!

(Дети рассказывают потешки)

Когда мама купает ребё ночка приговаривает:

Ручки растите – толстейте,

Ножки, ходите, своё тело носите,

Язык, говори, свою голову корми.

Умывает: Водичка – водичка, умой моё личико…

Причё сывает: Расти коса до пояса….

Кормит: Ладушки, ладушки

Где были? У бабушки.

Хозяюшка: Взрослые уходили на работу, а малышей оставляли со старшими детьми. Они присматривали за ними и пели колыбельные песни. Давайте и мы споем, колыбельную. Дети встают в круг. Воспитатель достает из колыбельки куклу - малышку. Дети поют и качают куклу, передают по кругу.

Исполняются колыбельные для девочек и для мальчиков.

Баю, баю, баиньки!

Спи мой Ваня, маленький!

Баю - баюшки, баю!

Ваню своего люблю.

Ваня, глазки закрывай,

Стали гули ворковать

Стали Таню усыплять,

У нас Таня крепко спит,

И не сметь её будить.

Хозяюшка: С нетерпением матушка ждёт, когда детки подрастут и станут помощниками. С малолетства дети помогали родителям по дому: плели лапти, корзины, вышивали, вязали, резали миски, ложки, доски. Раскрашивали их. А давайте и мы своё умение покажем, да доски распишем (дети расписывают доски).

Хозяюшка: Вот и доски наши готовы. Подарим их гостям на добрую память о нас (дети дарят доски).

Воспитатель: Ребятки, понравилось вам у Хозяюшки в избе? Но нам настала пора прощаться и возвращаться в группу. До свидания, Хо-зяюшка!

Хозяюшка: До свидания ребятки, приходите снова в гости!

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников через русские народные праздники.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников через русские народные праздники. У нас в детском саду сложилась система по ознакомлению детей с русскими народными традициями и праздниками. Это направление постепенно стало.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Образовательные:

- Дать представление об основных чертах быта и жизни, о занятиях крестьян;

- Ознакомить учащихся с источниками знаний о прошлом через изучение крестьянского быта, а так же с такими свойствами музейных предметов как информативность, эмоциональная насыщенность;

- сформировать у учащихся новые понятия и термины темы: красный угол в избе, трапеза, лапти, лубок, домовой, рубеля;

- подвести учащихся к осмыслению главных выводов урока:

1)Что такое исторический источник?

2) Как жили и чем занимались крестьяне?

3) Чем мы пользуемся и сейчас.

- продолжать работу по углублению известных понятий и выводов.

2. Развивающая:

- Развитие воображения учащихся, практических навыков работы с музейными экспонатами;

- Анализировать исторические источники, выступать публично;

- объяснять изученные положения на конкретных примерах;

- осмысливать теоретический материал.

3.Воспитывающая

- Содействовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению истории страны, любознательности, гордости;

- Воспитание уважения к истории, приобщение к культуре и традициям своего народа.

Оборудование: экспонаты школьного музея народного быта и декоративно-прикладного искусства, предметы быта, элементы одежды, компьютер, проектор.

Организационный момент

Приветствую учеников, отмечаю отсутствующих, организую внимание учащихся.

Приветствуют учителя, дежурный говорит кого нет.

Ребята, посмотрите вокруг, как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Сегодня у нас с вами урок- путешествие. Но путешествовать мы будем не в пространстве, а во времени. И перенесемся с вами в прошлое. Посмотрим, как жил и трудился крестьянин.

(Слайд 2). На уроке через создание атмосферы времени, используя предметы обихода, одежды, описание занятий, традиций и образа жизни крестьян, мы попробуем погрузиться в мир прошлого .

По вещам мы судим, что ценили, что умели делать эти люди. Старые вещи, о которых не сохранилось рассказов, сами по себе могут что-то рассказать, если вглядеться в них пристальней.

Для понимания той или иной исторической эпохи очень важно изучение быта. Быт – это вещи, которые нас окружают, наши привычки и каждодневное поведение, это и обычаи, и распорядок дня, время различных занятий, характер труда и отдыха.

Большое количество вещей накоплено в музеях. Они являются очень ценным материалом для историков, потому что многое могут рассказать о повседневной жизни людей.

Сегодня мы проводим урок в музее. Прежде всего, напомню вам правила нахождения на экскурсии. (Слайд 3)

Давайте начнем нашу экскурсию. Представьте что перед вами воссозданный уголок крестьянской избы. Давайте, вспомним, как выглядела крестьянская изба.

Вопрос – Если бы вы были строителями, какую бы вы построили избу?

(Слайд 4) Лучший материал для строительства - хвойные породы деревьев: лиственница, сосна, ель. Кроме того, в строительном деле используется немало и лиственных пород. Например: дуб и осина. Из прочной древесины дуба строили стены, а из осины делали лучший лемех - фигурные дощечки для кровли. (Слайд 5) Окна избы украшали наличниками, разукрашенными резьбой и росписью мастера. Посмотрите на экран, и вы заметите, что наличники и сейчас используют для украшения окон домов.

Войдя в избу, сразу обратишь внимание на печь, она занимала почти пол-избы .(Слайд 6)

Вопрос – Какую роль в избе играла печь?

Вопрос - Приведите примеры сказок, где есть печь?

Переезжая в новый дом, крестьянин обязательно зазывал с собой из старой избы домового.

Вопрос – Кто это?

Красные углы существуют и сейчас во многих домах.

Вопрос – Какая была мебель у крестьян?

Стол ставили в переднем углу.

Вопрос – На чём сидели крестьяне?

Вопрос – На чём спали крестьяне? (На лавках, на полатях, на печи)

Полати – широкие нары, которые сооружали под потолком между печью и стеной. В редких домах были кровати. Кровать делали из дерева вручную. На кровати матрац, набитый соломой или сеном. Постельное бельё украшали вышивкой и кружевом. Одеяло шили из лоскутков. Детские колыбели делали висячими.

В каждом доме был сундук.

Вопрос – Что вы можете рассказать о сундуке?

Учитель дополняет. Сундук делали из крепкого дуба, обивали полосками железа. Сундук стоял всегда на самом видном месте, поскольку свидетельствовал о богатстве хозяина. Чем богаче становился крестьянин, тем больше в его доме появлялось сундуков.

Крестьяне вставали рано: летом с восходом солнца, осенью и зимой за несколько часов до рассвета. Вставая со сна, крестьянин крестился, умывался из рукомоя, а затем приступал к молению. Потом крестьянская семья садилась за стол завтракать.

Вопрос – Покажите, какая посуда могла стоять на крестьянском столе?

Рассматривая каждый предмет посуды, мы можем узнать о ней, о её времени очень многое.

Вопрос – Из чего делали крестьяне посуду?

Учитель показывает глиняный горшок и задаёт вопросы:

Вопрос – О чём нам может рассказать глиняный горшок? Что он нам может дать в плане понимания истории? На какие мысли наводит? Расскажите, как изготавливали посуду из глины.

Дополняя ответы, учитель говорит: горшок сохранил тепло очага, следы рук наших предков. Он хрупкий, но сохранился и в эту минуту как бы связывает нас со своим временем, своими хозяевами. Глиняный горшок является исторической ценностью, историческим источником.

Вопрос – Какие вы знаете загадки о посуде?

Учитель говорит, что для хранения припасов крестьяне использовали бочонки и берестяные коробы.

Вопрос – Какая посуда, столовые приборы не употреблялись в крестьянской семье или были редкостью?

Тарелки были редкостью, употреблялись неповсюду. А если они были в доме, то их ставили только для гостей. Ножи и вилки тоже не были в особенном употреблении.

Вопрос – Как относились крестьяне к посуде?

Учитель обращает внимание учащихся на бережное отношение крестьян к посуде

Вопрос – Перед вами прялка. Какие сведения она нам даёт как исторический источник?

Учитель обращает внимание учащихся на то, что представленным прялкам много лет и живут они сейчас вторую жизнь – служат людям своей красотой и не дают забывать свою историю.

В крестьянских семьях женщины шили, вышивали, плели кружево. Показываю ручники, полотенца, салфетки. И сейчас женщины занимаются вышиванием, вязанием.

– Давайте заглянем в сундук, и посмотрим, какой была одежда крестьян.

Одежда у крестьян была простая. Крестьяне были бережливы, за модой не гонялись, чтоб надолго хватило.

(Слайд 11) Показывая рубаху, учитель отмечает, что её украшали вышивкой, тесьмой по вороту, подолу, рукавам. Одни рубахи надевали каждый день, другие лишь по праздникам и в церковь.

Мужчины на голове носили картузы, а женщины – платки. Для стирки белья использовали рубеля, а для глажения – утюги на углях.

Мужчины тоже были мастерами на все руки.

Вопрос – Что они мастерили?

Дополняя ответы, учитель рассказывает:

Для всей семьи крестьянин плёл лапти. Эта была основная обувь для крестьян.

Мужчины плели короба из бересты, корзинки, делали корыта.

Вопрос – Какой вывод о жизни крестьян мы сделаем, глядя на все эти вещи?

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время в историческом образовании возрастает интерес к формам и методам, ориентирующим, обучающихся на овладение определенными видами деятельности. Особенно востребованными становятся те из них, которые способствуют развитию у школьников исследовательских навыков. В данном докладе рассматриваются последовательность хода научного исследования, этапы работы ученика в процессе исследования, порядок оформления работы.

Конспект урока истории

(с применением исследовательской технологии)

Выполнил: Немтина Н.В.,

Новокузнецк, 2018 г

Исследовательская деятельность на уроках истории

Всякое учение - это деятельность. И эта деятельность должна быть активной, разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельностью. Через такую деятельность можно воспитать активную личность. Исследовательская деятельность на уроках истории - это путь к знанию через собственный творческий исследовательский поиск.

Психологи утверждают, что возникновение мыслительной деятельности учеников во время объяснения учителя недостаточно, осознание материала не происходит. Путь к осознанию лежит через самостоятельную работу. Научные исследования показали, что ученики сохраняют в памяти: 10% из того, что читали, 20% из того, что слушали, 30% - что наблюдали, 50% - что видели и слышали, 70% - что высказывали и обсуждали. Значит, главная моя задача - научить разумно учиться, сформировать привычку размышлять. Следовательно, уроки должны носить практическую направленность, поисковый, исследовательский характер.

В современной педагогике выделяются три уровня реализации исследовательского обучения:

· педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения. А само решение предстоит найти учащимся самостоятельно;

· педагог ставит проблему, сам метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

· на третьем уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно.

Исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными слушателями, ведь мыслить ученик начинает тогда, когда у него возникает потребность узнать.

Реализация принципа проблемности ведет к изменению роли ученика. Учитель не дает готовые знания, а поощряет исследовательскую активность, что способствует лучшему усвоению материала, повышает интерес к предмету, развивает навыки самостоятельной работы.

В последнее время в историческом образовании возрастает интерес к формам и методам, ориентирующим, обучающихся на овладение определенными видами деятельности. Особенно востребованными становятся те из них, которые способствуют развитию у школьников исследовательских навыков. В данном докладе рассматриваются последовательность хода научного исследования, этапы работы ученика в процессе исследования, порядок оформления работы.

Практика проведения учебных исследований со школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей, в процессе основных учебных занятий.

7 класс. Тема: Жизненный уклад древнерусских крестьян

Цель: пробуждение интереса к жизненному укладу многонационального российского народа.

1) познакомить школьников с элементами культуры и быта русских крестьян;

2) формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве, развивать мыслительные способности, умения решать творческие задачи;

3) способствовать воспитанию позитивной этнической идентичности и гражданско-патриотических позиций обучающихся

Формирование УУД:

личностные: положительное отношение к процессу познания, применять правила сотрудничества;

регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать свою деятельность.

познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказываться о своём желании, обсуждать проблемные вопросы;

коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, сотрудничать в совместном решении проблемы и строить небольшие монологические высказывания.

Методы: диалоговая беседа, дискуссия, выполнение проблемных заданий, применение элементов игры.

Оборудование и материалы: предметы быта, элементы одежды и обуви, продукты питания, иллюстрации, книги, компьютер, проектор.

Оборудование: предметы быта, элементы одежды и обуви, продукты питания, книги, рисунки, компьютер, проектор.

Воспитатель : С наступлением весны деревня как бы просыпается ото сна. Всю зиму стояли в хлеву коровы и овцы, а теперь они греются на солнышке. Закопошились во дворе куры под надзором петуха. Закрякали утки. Все рады весне! Только сошел снег – закипела работа на огородах. Вот уже и пастух затрубил, собирая стадо. А по лужам бегают мальчишки, прикрепляют домики для скворцов. Ожила деревня!

Весной у крестьянина появляется много новых дел. В марте, пока не началась распутица, нужно навезти из лесу дров для будущей зимы. Мужики заготавливают и лес, из которого зимой будут делать сани. Но вот снег начинает таять так сильно, что в талом месиве можно завязнуть по пояс. Тогда приходится ездить в лес рано поутру, когда держится на снегу ледяная корка – наст.

Ребята, сейчас я познакомлю вас с новыми словами.

Пашня - это земля, на которой что – либо выращивают.

Соха – деревянный предмет, которым пахали землю.

Борона – большая рама с зубьями. Ею рыхлят и ровняют вспаханную землю.

Вот идет по поляне пахарь за лошадкой и налегает на соху. После сохи остается глубокая борозда. Лошадка тащит медленно соху, пройдет полоску и остановится – устала. Пахарь жалеет свою лошадку, не торопит ее, дает ей отдохнуть. Так и прокладывают одну борозду за другой, пока не пройдет всей пашни.

А потом выходит крестьянин сеять. Ходит он по полю босым, работает молча, серьезно. На груди у пахаря висит лукошко с зерном. Берет он оттуда горсть за горстью и бросает семена по бороздкам то одной, то двумя руками. Посеет семена, потом пройдет по полю бороною, покроет посев землей…

Как вы думаете, почему больше сеяли ржи?

Весною начинались работы в огороде. Овощи сеяли и сажали весной. Я загадаю загадки, а вы нарисуйте отгадки.

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь.

А хвост под собой.

На одной ноге стоит.

Срежут, засолят - хрустит.

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

В этом солнце сто оконцев.

Из оконцев тех глядят

Сотни маленьких галчат.

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Итак, давайте назовем, что сажали в огороде и что сеяли?

Давайте проверим себя.

1. Какие новые заботы появились у крестьянина весной?

2. Что делали весной на пашне?

3. Чем засевали пашню?

4. Какие пословицы и поговорки о весне вы запомнили?

Дома вместе с мамами и папами найдите и выучите одну пословицу или поговорку овесне.

Читайте также: