Конспект урока занимательный русский язык 1 класс

Обновлено: 06.07.2024

Сегодня у нас будет не обычный, а весёлый урок русского языка. Мы побываем в гостях у тех букв, с которыми познакомились на уроках обучения грамоте.

2. Весёлые задания.

1) Отгадайте загадку. Какая это буква?

Вот два столбца наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква………(А)

2) А вы знаете, дети, почему буква А самая первая в алфавите? Послушайте рассказ “Почему буква А первая”.

В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезли из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. – Да здравствует “Абракадабра”! (то есть неразбериха).

Что же это делается, а? – шипели шипящие. – Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…

Всё правильно, - молча думали согласные буквы, - ведь недаром самые вкусные вещи – арбуз, апельсин, абрикос, ананас – начинаются на А.

Но громче всех кричала буква Я.

- Я не понимаю, почему всё же первая А, а не Я?

А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово каждого малыша начинается на А.

Это какое же такое слово? – не унималась Я.

Агу, - сказала А. – И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!

Так! – сказал твёрдый знак.

3) Игра “Доскажи словечко”.

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица….. (Грач)

С какой буквы начинается слово грач?

4) Игра “Найди лишнее слово”

На доске: круг, плуг, друг, волк, тигр, грач (Лишнее слово волк, там нет буквы г)

5) Закончи стихотворение:

Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил,
Сколько здесь дощечек?
Три!
А какая буква? ……(И)

Придумайте слова с буквой и.

6) Отгадайте загадки:

а) Без языка, без голоса, а всё расскажет. (книга)

Через море-океан
Плывёт чудо-великан,
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту. …(кит)

Что общего в словах книга и кит? (буква к)

7) Игра “Звук заблудился”

Какой звук заблудился?

Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку)

Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетрадке
Появился гол (кол)

Обязательно примите
Десять цапель (капель) перед сном.

Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чьё-то место заняла?

Правда глаза полет (колет).

Сашу (кашу) маслом не испортишь.

8) Найдите одинаковый звук в словах: ложка, пила, лыжи, ёлка. ( л )

Игра “В зоопарке”

Лида ходила с папой в зоопарк. Там они видели разных животных. Когда они пришли домой, сестра Лена спросила: “Какие животные тебе больше всего понравились?” Лида сказала: “А ты отгадай. Мне понравились звери, в названиях которых есть звук л.” Лена подумала и сказала: “Наверное, это…..” Каких зверей назвала Лена?

(Ответ: лиса, лошадь, слон, осёл, козёл, крокодил, лев, волк и т.д.)

10). Двое детей у доски рассказывают стих:

Взялись за руки друзья
И сказали:
Ты да я – это мы,
А между тем получилась буква……..(М)

11). Игра “Наоборот”

Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются с буквы м.

12). Обобщение о буквах.

Ребята, назовите буквы, которые принесли нам сегодня свои весёлые задания. (А, г, и, к, л, м)

Назовите остальные буквы, которые мы уже изучили. (Н, о, п, р, с, т, у, ш)

На какие две группы их можно разделить? (Гласные и согласные)

3. Творческая работа.

Сегодня вы пойдёте в гости к любимой букве. У неё День рождения. Приготовьте ей подарок – рисунок. Рисовать будете те предметы, в названии которых есть эта буква.

(Дети рисуют. В конце урока устраиваем выставку рисунков “На День рождения к любимой букве”)

Викторина по русскому языку для детей 1- 2 классов.

Цели и задачи:

- прививать любовь к родному языку;

- закреплять знания и умения, полученные на уроках;

- развивать потребность к изучению русского языка во внеурочное время;

- расширять словарный запас детей;

- формировать навык чтения и интерес к русскому языку как к учебному предмету.

Ход занятия.

Дети делятся на две команды. Количество заданий и их сложность варьируется взрослым, исходя из подготовленности детей.

1. Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал . (конем)

2. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, . (карандаш)

3. Кругла, рассыпчата, бела

На стол с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная . (картошка)

4. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть, без хруста,

Если я . (капуста)

5. Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед.

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня? . (коньки)

6. По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет

А прохожие глядят во все глаза

Очень длинная у девочки . (коса)

7. В яме спит зимою длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

8. В черном поле заяц белый.

Прыгал, прыгал, петли делал.

След за ним был тоже бел

Кто ж этот заяц . (мел)

9. В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Кто же это? . (мышка)

10. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь

Этот зверь лесной . (медведь)

Взрослый пишет на листе слово. Задача детей – записать в столбики по 3-5 слов, начинающихся с каждой буквы, входящей в это слово. Взрослый устанавливает время (3-4 минуты), а дети пишут как можно больше слов.

Например: слово БУКВА

бук уж катер волк астра

беда утка клад веревка арбуз

булка ум ком вода апельсин

Каждой команде раздаются карточки с напечатанными слогами и буквами. Дети составляют слова.

1 команда.

(ёжики, стол, роза, город, астра, работа)

2 команда.

( яблоко, ёлка, ворона, дерево, стена, капуста)

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла буква-озорница

Очень странные дела начали твориться.

Угадайте, какое слово изменила заблудившаяся буква

1 команда.

1. Жучка будку (булку) не доела

2. На остров налетел ураган

На пальме остался последний баран (банан).

3. У вратаря большой улов,

Влетело в сетку 5 волов (голов).

4. Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей (грачей).

5. Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

6. На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой.

2 команда

1. Сели в ложку (лодку) и – айда!

По реке туда-сюда.

2. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук (жук)

С длинными усами.

3. Был доктор на движенья скуп,

Схватил щипцы и вырвал дуб (зуб).

4. Закричал охотник «Ой,

5. Забодал меня котёл (козёл),

На него я очень зол.

6. Тащит мышка в норку

Огромную хлебную горку (корку).

Карточки с заданиями.

Для 1 команды

-Из каждого слова исключить 1 букву, чтобы получилось новое слово:

Хлев, уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, волк, смех, олень.

-Добавьте к каждому из слов одну букву, чтобы получилось новое слово:

(г)роза, (т)рубка, (к)рот, стол(б), ук(с)ус.

Для 2 команды

-Из каждого слова исключить 1 букву, чтобы получилось новое слово:

Удочка, клещ, мель, снаряд, град, скот, власть, краска, стол, тепло, беда, экран.

-Добавьте к каждому из слов одну букву, чтобы получилось новое слово:

(с)клад, шар(ф), (б)усы, ла(м)па,(у)дар.

Командам раздаются листы с напечатанными словами, в которых иэменен порядок букв. Дети соревнуются, кто быстрее отгадает, что написано.

МАБУГА (бумага), ЧЕБНИКУ (учебник), ТРАДЕТЬ (тетрадь)

Из букв одного слова составьте как можно больше слов за определенное время, которое устанавливает взрослый: ЗДОРОВЬЕ(зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, воз, вред)

Краткое описание: Работа может быть полезна учителям начальной школы, так как предназначена для младших школьников (1 - 2 класс). Материал применялся в ходе комплексной работы в период проведения недели русского языка.
Тема: Путешествие в волшебную страну Русского языка.
Цель: организация игровой деятельности учащихся для развития интереса к урокам русского языка.
Задачи:
1. Заложить основы понимания учениками необходимости вслушиваться в слова и понимать их.
3. Расширять кругозор, развивать речь детей.
4. Создавать благоприятные условия для формирования сознательного отношения к учёбе.
5. Воспитывать индивидуальную и коллективную ответственность за результат работы.
6. Воспитывать любознательность, интерес к русскому языку, пробуждать фантазию.
Оборудование:
1. Карта - плакат с изображением пути до страны Русского языка и всеми остановками.
2. Пословицы на карточках.
3. Кроссворд.
4. Листы для рисования, краски и карандаши.
Ход занятия:
Ребята, мы с вами с первого сентября начали плавание по океану Знаний. В этом океане есть чудная страна Русского языка. И сегодня мы с вами совершим путешествие в эту замечательную страну. Но дорога туда нелегка, вам понадобятся смекалка, находчивость, внимание и знания. Готовы? Тогда вперед, по радужной дороге.
Ребята посмотрите, что у нас на пути? Это Темный лес - любитель поиграть с буквами. Чтобы пробраться через его чащу нам нужно выполнить все задания Темного леса.
Итак, первое задание, Темный лес перепутал все буквы. Восстановите их и найдите лишнее слово, которое по смыслу не подходит к остальным:
Рлео, ьрасак, ртксеа, болва
Второе задание: Темный лес спрятал буквы, а вместо них поставил другие. Какие буквы в словах нужно заменить, чтобы предложения приобрели правильный смысл?
А) Принцесса над цветком склонилась, корова с головы её свалилась.
Б) На весёлом карнавале дети в мисках танцевали
Вывод: если поменять местами хотя бы одну букву, значение слова может измениться
Ребята, вы правильно справились с задания Темного леса, но он все не унимается, он хочет с вами поиграть. В игре нужно угадать слова, значения которых будут вам названы.
Игра
1. Первый день недели?
2. Предмет, при помощи которого обычно едят суп?
3. Домашнее животное, которое охраняет дом?
4. Предмет, который надевают на голову, чтобы стало теплее?
5. Время года, когда вокруг все бело?
Вы быстро и правильно угадали слова. У всех этих слов только одно значение. Но не всегда так бывает. Есть немало слов, имеющих не одно, а несколько значений. Такие слова называются многозначными. Давайте приведем их примеры:
Соль — приправа, нота
Лист — бумаги, лист дерева
Язык — орган, международный
Лук — овощ, стрелковое оружие
Ручка — дверная, шариковая, рука
Рукав — деталь одежды, рукав реки

Кран — водопроводный, подъемный
Билет — проездной, экзаменационный
Икра — рыбная/кабачковая, часть ноги
Иголка — сосновая, портновская, иголка ежа
Бокс — вид спорта, отдельная палата, ланч-бокс
Гребень — расческа, петушиный, гребень горы
Кисть — художника, кисть руки, кисть рябины
Труба — музыкальный инструмент, печная труба
Машина — автомобиль, стиральная, посудомоечная
Коса — девичья коса, садовый инструмент, каменная гряда.
Вывод: в Русском языке есть слова многозначные, которые имеют несколько значений и однозначные, имеющие конкретное значение.
Обобщение:
Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанные слова и точнее выражать свою мысль.
Ну вот теперь, Темный лес доволен, и мы можем продолжить путь по радужной дороге.
Ребята, мы с вами попали в снежную бурю. Чтобы выбраться из нее нужно разгадать кроссворд:
По горизонтали:
1.Звуки тянутся, поют,
без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки … (Гласные)
2.Слово делим мы на части.
Это ведь большое счастье.
Сможет каждый грамотей
Сделать слово из частей. (Слоги)
3.Чёрные птички на каждой страничке
Молчат, ожидают, кто их отгадает. (Буквы)
По вертикали:
1.Такие буквы нелегко произнести,
Преграда – зубы и язык на их пути.
Их в алфавите 20 штук. Они все разные.
А называются они … (Согласные)
2.То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Кто такая я? (Тетрадь)


Обобщение:
Итак, ребята, весь кроссворд мы разгадали, и если мы посмотрим на слова, которые мы отгадали, что мы можем о них сказать? Что все эти слова относятся к русскому языку. Если мы будем уметь делить слова на слоги, выделять гласные и согласные, определять сколько в слове букв, и сколько звуков, и уметь все это записывать в тетрадь, нам будет легче в изучении такого замечательного предмета как русский язык.
Вот какие вы молодцы, ну вот и буря затихла.
Физкультминутка.
Ребята,
Вы, наверное, устали?
Встали! Руки вверх подняли!
Потянулись высоко
И вздохнули глубоко!
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

Вот у нас снова замечательное настроение, которое нам пригодится для нашего путешествия по радужной дороге.
Смотрите к чему привела нас радужная дога? На нашем пути раскинулось Зачарованное море, где в полном одиночестве живет рыба Слоговик, она любит играть со слогами. Чтобы преодолеть это море нужно выполнить задания Слоговика:
Задание № 1. Определите, в каких словах ударение падает на первый слог:
посуда волосы лисица рояль
Задание № 2. Добавь к слову один или два слога, чтобы получилось новое слово:
кар… вес… бук…
Задание № 3. Измените слова так, чтобы в каждом было два слога:
Дом, Сад, Дуб, Лист, Куст, Мак, Мост
Обобщение:
Итак, ребята, слог состоит из одного, двух и более звуков, произносимых единовременно на выдохе. В состав каждого слога обязательно входит гласный звук. Любое слово содержит, как минимум, один слог.
Ну вот мы справились и с заданиями Слоговика и можем продолжить свой путь по радужной дороге.
И что же мы видим впереди, а впереди у нас непреступные горы. А в этих горах заблудились пословицы. На ваших столах лежат листочки. На одних написано начало пословиц, на других их конец. Вы должны правильно соединить части пословиц.
1.Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
2.Труд человека кормит, а безделье портит.
3.Маленькое дело лучше большого безделья.
4.По труду и плоды.
Обобщение:
Ребята, прочитайте пословицы, о чем все они говорят? Каждый человек должен трудиться, чтобы быть достойным человеком.

И мы с вами, ребята достойно потрудились и наконец достигли волшебной страны Русского языка, я думаю, что в школьной жизни вы не раз будете попадать в эту волшебную страну с ее красотой и неповторимостью, разнообразием и выразительностью, а сегодня я хочу вас похвалить за любопытство, за желание и стремление плыть по этому огромному океану Знаний, где вас ждут новые острова, новые страны, новые открытия.
Итак, ребята, мы достигли волшебной страны, и она ждет нас к себе в гости, что же мы можем подарить ей? Я предлагаю каждому из вас нарисовать для нее рисунки, связанные с русским языком, это может буква алфавита, или слово и рисунок, которое это слово обозначает, или ваше видение пословицы. И эти рисунки мы подарим волшебной стране, устроив выставку рисунков в нашем кабинете.

Основная цель курса: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи курса: Развитие лингвистических компетенций учащихся. Формирование любви и уважения к русскому языку. Развитие познавательных способностей младших школьников. Развитие творческих способностей младших школьников. Расширение кругозора учащихся.



Читайте также: