Конспект урока заголовок текста 1 класс

Обновлено: 06.07.2024

Личностные: Формирование внутренней позиции школьника; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные УУД: Развитие умения принимать и сохранят учебную задачу; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные УУД: Формирование умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок); понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков.

Коммуникативные УУД: Совершенствование умения работать в группах; принимать участие в диалоге; признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение.

Предметные: Учащиеся научатся распознавать текст по его характерным признакам; выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме.

Покажите любым знаком каково ваше настроение, а я постараюсь понять.

Настроение у нас позитивное, рабочее. Мы друг друга отлично поняли. Надеюсь, что к концу урока наш настрой не изменится. Начинаем урок русского языка.

2. Актуализация знаний, выявление затруднения.

На минутке чистописания будем писать букву, которая в алфавите стоит между буквами С и У.

Запишите число и пропишите букву Т строчную и заглавную.

Что вы можете рассказать об этой букве?

Ребята, вам нравится работать на платформе Учи.ру?

Выполним некоторые задания от Учи.ру.

t1593177811aa.jpg

Что такое слово? Может быть это просто набор букв?

t1593177811ab.jpg

Что такое предложение?

Осталось одно понятие – текст. Что такое текст? На этот вопрос мы сегодня должны с вами найти ответ.

3. Разработка плана по выходу из создавшегося затруднения.

Чтобы узнать, что такое текст, мы проведём исследование, по результатам которого нам надо будет продолжить следующие фразы:

Текст состоит из …

Предложения в тексте связаны …

4. Реализация плана.

Приступим? Поможет нам Учи.ру.

t1593177811ac.jpg

Это текст. Прочитайте текст и попробуйте продолжить первую фразу (Текст состоит из…). Работать можете самостоятельно или в парах.

Проверка. Фиксирую высказанные ответы на доске.

Сколько предложений в этом тексте? Как предложения отделяются друг от друга в письменной речи? А в устной?

Продолжаем исследование. Попытайтесь продолжить вторую фразу (Предложения в тексте связаны…).

Проверка. Фиксирую высказанные ответы на доске.

Что же такое текст?

Это наши предположения. Как проверить правы ли мы?

Откройте учебник на с.10. прочитайте правило.

t1593177811ad.jpg

Наши предположения о том, что такое текст верны?

Что нового о тексте вы узнали из правила?

Попробуем озаглавить текст с Учи.ру. В названии должна быть тема – о чём говорится или основная мысль – что хотел сказать автор.

Что же такое текст? Сейчас я буду называть некоторые утверждения о тексте. Если они верные, вы будете вставать, если ложные – сидеть.

В тексте всего одно предложение.

В тексте несколько предложений.

Текст можно озаглавить.

Предложения, из которых состоит текст, связаны по смыслу.

5. Первичное закрепление нового знания.

В парах обсудите текст ли это? Докажите свою точку зрения. Можете пользоваться опорой на доске.

Упр. 1, задание 2.

Выберите подходящий заголовок для текста.

Рассмотрите иллюстрацию на с. 10. Каким предложением из текста можно подписать этот рисунок?

Взаимопроверка в парах.

Зарядка пальчикам стоя (На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Покрутили, повернули, потянули и открыли).

6. Включение в систему знаний.

На столах у вас лежат карточки. Прочтите что та них написано.

В группах составьте из этих слов предложение. Форму слова можно менять.

Запишите схему составленного предложения в тетрадь.

Проверяем. Предложения помещаю на доску.

Можно ли из этих предложений составить текст?

Докажите, что получился текст, можете воспользоваться подсказками на доске или правилом в учебнике.

На столе у вас есть ещё карточки. Выполните по ним задание. Работать будете в паре.

Прочитай. Это текст?

На старом пне сидела сова. С ёлки упала шишка. Сова испугалась и улетела в чащу леса.

Прочитай. Это текст?

У старой сосны играли весёлые белки. Они были рады тёплому солнышку и лету. Мы изучаем текст. Зверюшки целый день резвились на солнышке.

Я сегодня узнал …

Мне было трудно …

Я молодец, потому что …

Я хочу поблагодарить …

Прочитай. Это текст?

На старом пне сидела сова. С ёлки упала шишка. Сова испугалась и улетела в чащу леса.

Прочитай. Это текст?

У старой сосны играли весёлые белки. Они были рады тёплому солнышку и лету. Мы изучаем текст. Зверюшки целый день резвились на солнышке.

1.Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой.

2. Тема текста – это то, о чём или о ком говорится в тексте.

3. Главная мысль текста – то главное, что хотел сказать автор.

4. Заголовок – название текста.

5. Озаглавливать текст – давать название тексту.

Основная и дополнительная литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. - с. 10.

Часть 1. Признаки текста.

Давайте сначала повторим, как отличить текст от группы предложений. У текста есть свои признаки.

1.Текст состоит из предложений.

2. Предложения в тексте связаны между собой.

3. Текст можно озаглавить.

Посмотрите на эти группы предложений. Как вы думаете, какой вариант является текстом?

1. У нас на даче растут высокие яблони. Собака – лучший друг человека. Я люблю свою семью. Бабушка всегда печёт вкусные пирожки.

2. Вот и лето наступило. У детей начались каникулы. Саша и Паша катаются на велосипеде в парке, а девочки плетут друг другу косички около фонтана. Хорошо летом.

Правильно! Вариант два, потому что эти предложения связаны между собой по смыслу. Из первого предложения мы поняли, что уже наступило. Из второго, что сейчас летние каникулы. Из третьего мы узнали о том, что делают дети. Четвертое предложение говорит нам о том, что автор считает: хорошо летом. Это текст.

Предложения должны быть логично связаны между собой по смыслу. Если этого нет, то текст не получится.

Посмотрим на предложения.

Когда я читаю, я всегда узнаю много нового и интересного. Недавно она подарила мне книгу о животных. Я люблю читать. Моя бабушка часто дарит мне книги.

Текст получается несвязным, нужно правильно расставить предложения.

Я люблю читать. Моя бабушка часто дарит мне книги. Недавно она подарила мне книгу о животных. Когда я читаю, я всегда узнаю много нового и интересного.

Теперь это хороший, красивый текст.

Часть 2. Тема и главная мысль текста.

В тексте можно определять тему и главная мысль текста.

Тема – это то, о чём или о ком говорится в тексте. Например, В тексте:

Утята очень быстро растут. Их не надо учить есть из миски. Не надо учить плавать. Они самостоятельные.

О ком говорится в тексте? Об утятах. Утята – тема текста. Все предложения в тексте связаны одной темой.

Посмотрите на этот текст. Все ли предложения в нём соответствуют теме?

Осенью часто идут дожди. На улице становится холодно. Природа засыпает.

В тексте рассказывается об осени. Осень – тема текста. Правильный ответ: да, все предложения связаны одной темой.

Молодец! Теперь вы знаете, что такое тема текста.

Главная мысль текста.

У каждого текста есть автор, который написал этот текст. Автор, обращаясь к читателям, хочет донести нужную информацию.

Главная мысль – то главное, что хочет сказать автор читателям.

Попробуем определить главную мысль текста.

Букварь – помощник первоклассников. Он помогает выучить все буквы. Ребята читают букварь и узнают много нового, интересного. После букваря, дети хорошо читают другие книги.

Тема текста – букварь.

Иногда основная мысль заключена в одном предложении. Прочитаем текст и определим тему и основную мысль текста

Ранней весной природа начинает просыпаться ото сна. Тает снег. На ветках деревьев появляются первые почки. Всё чаще слышны песни птиц.

Главная мысль заключена в первом предложении. Остальные предложения развивают главную мысль. То есть объясняют, как просыпается весна.

Теперь ты знаешь, как определить тему теста и главную мысль!

Часть 3. Заголовок.

Что такое заголовок и как озаглавливать текст?

Заголовок – название текста.

Озаглавливать текст – это значит дать ему название.

Заголовок может отражать тему или главную мысль текста.

У Серёжи есть пёс Рэкс. Они всегда весело проводят время. Когда Серёжа уходит в школу, Рекс ждёт его дома и очень скучает. Рекс – настоящий друг.

Тема – мальчик и его собака.

Текст можно озаглавить двумя способами.

Упражнение 1.Выберите тему текста.

Ромашки растут в поле. Они похожи на солнышко. У них желтые серединки и белые лепестки. Растут ромашки на тоненьких стебельках.

В) Цветы растут в поле.

Г) Жёлтые серединки.

Упражнение 2. Выберите главную мысль текста.

После школы Наташа весело бежит домой. Сегодня она будет помогать маме. Они вместе будут готовить борщ. Наташа всегда помогает маме, потому что мама устает на работе.

А) Нужно помогать маме.

Б) Наташа с мамой будут готовить борщ.

В) Наташа бежит домой.

Упражнение 3. Выберите заголовок:

В зоопарке живут разные животные. Там обитают трусливые кролики и смелые львы. Можно увидеть, как мартышки прыгают по деревьям, и как лежат в снегу белые медведи. Как же интересно в зоопарке!

Упражнение 4. Допишите предложения.

1. Текст – это ________________________________ _____________________

2. Тема текста – это_________________________________________________

3. Главная мысль текста- это__________________________________________

4. Заголовок – это_____________________________________________________

5. Озаглавливать текст – это______________________________________________

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык Класс 1-й

ТЕМА. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений (урок развития речи)

ЦЕЛИ УРОКА: совершенствовать умение обозначать мягкость согласного гласными буквами и мягким знаком; развивать умение устанавливать последовательность предложений в тексте; подбирать к тексту заголовок; обогащать лексику детей словами — названиями качеств и свойств человека.

Предметные: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком; составлять текст из предложений.

Универсальные учебные действия ( метапредметные )

Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

Познавательные : учиться основам смыслового восприятия текстов .

Коммуникативные: выдвигать свое мнение, доказывать, вступать в диалог с учителем и одноклассниками.

Личностные результаты

Формирование нравственных чувств и поведения, осознанного и ответственного отношения к поступкам.

1. Организационный момент . Приветствие. Организация рабочего места.

-Ребята! Готовы к уроку? (Да!)
На вас надеюсь я, друзья.
Мы весёлый первый класс.
Всё получится у нас!

2.Каллиграфическая минутка БУКВА Ээ

-На прошлом уроке мы работали с буквой ь. Какая буква в русском алфавите следует за буквой ь? Это буква Ээ.

-В каких словах есть буква э?

(На доске прописывают буквы и слова по очереди несколько учеников).

-Имена каких сказочных героев начинаются с буквы Э?

Элли, Электроник, эльфы.

Эльфы -крохотные сказочные создания с крылышками

3. Актуализация знаний

-Принц эльфов принёс загадки. Отгадайте и запишите отгадки.

Хлюпает водицею -
Не море, не земля.
По ней не только плавать,
Но и ходить нельзя.
Она с дождями частыми
Стихийно родилась.
Какое имя дали ей,
Скажите, дети? . (Грязь)

-В слове грязь подчеркните буквы, указывающие на мягкость предыдущего согласного.

В Антарктиде кто живет,
Обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день
С легкостью! Ведь он - . (Тюлень)

-В слове тюлень подчеркните буквы, указывающие на мягкость предыдущего согласного.

На листочках там и тут

Фиолетовый салют.

Это в теплый майский день

Распускается . (Сирень)

-В слове сирень подчеркните буквы, указывающие на мягкость предыдущего согласного.

Проверим вашу внимательность.

-Какие ещё буквы указывают на мягкость предыдущего согласного? Ё

-Какая буква есть во всех этих словах?

4. Целеполагание

— Сегодня на уроке вы будете учиться обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком; составлять текст из предложений.

Физминутка

5. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

— Откройте учебник (с. 90, упр. 8)

Прочитайте выделенные слова. (Жадность одолела медвежат.)

Постарайтесь объяснить, как вы понимаете эти строки.

— Жадность — это какое качество хорошее или плохое? (Плохое.)

Перечитайте текст. Выпишите из текста любые три слова, в написании которых встречается ь.

Пальчиковая гимнастика(по выбору учащихся)

2. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Работа по учебнику (с. 91, упр. 10)

Можно ли сказать, что данные предложения составляют текст?

Можно ли понять из предложений, о ком или о чём говорится в тексте?

Что нужно сделать, чтобы составить текст?

Прочитайте предложение, которое будет его началом.

Почему это предложение надо поставить первым?

(Установление последовательности других предложений. На доске постепенно появляются предложения в правильном порядке.)

Была осень. За окном лил дождь. Кузьма лежал в постели больной. В полдень кто-то постучал в дверь. Это пришли друзья. Мальчики сняли пальто и прошли в комнату. Кузьма был рад.

— Постарайтесь определить тему и главную мысль текста. Попробуйте подобрать заголовок. ( Друзья )

3. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Работа по учебнику (с. 91, упр. 10, продолжение)

— Прочитайте слова, в написании которых встречается ь.

Как переносить эти слова с одной строчки на другую? (Кузь-ма, боль-ной,дру-зья, маль-чики.)

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Чему вы учились на уроке?

Мы выполняли задания.

Мне было интересно.

Мне было трудно.

У меня получилось .

Материал для учителя

Два жадных медвежонка

По ту сторону стеклянных гор, за шёлковым лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица. У неё было два сына. Когда медвежата выросли, они решили, что пойдут по свету искать счастья.
Поначалу пошли они к матери и, как положено, рас­прощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом.
Обещали медвежата исполнить наказ матери и трону­лись в путь-дорогу.
Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Медвежата проголодались. Понурые, брели они рядышком.
- Эх, братик, до чего же мне есть хочется! - пожало­вался младший.
- И мне хочется! - сказал старший.
Так они всё шли да шли и вдруг нашли большую круг­лую головку сыра. Хотели было поделить её поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат: каждый боял­ся, что другому достанется больше.
Спорили они, рычали, и вдруг откуда ни возьмись по­дошла к ним лиса.
- О чём вы спорите, молодые люди? - вкрадчиво спро­сила лиса.
Медвежата рассказали ей о своей беде. - Какая же это беда! — сказала лисица. — Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что стар­ший — всё одно.
— Вот хорошо-то! — обрадовались медвежата. - Дели!
Лиса взяла сыр и разломила его на две части. Но рас­колола головку так, что один кусок - это даже на глаз было видно — был больше другого.
Медвежата закричали:
- Этот больше! Лиса успокоила их:
- Тише, молодые люди! И эта беда не беда. Сейчас я всё улажу.
Она откусила добрый кусок от большей части и про­глотила его. Теперь большим стал меньший кусок.

- И так неровно! — забеспокоились медвежата.
- Ну, полно, — сказала лиса. - Я сама знаю своё дело! И она откусила кусок от большей части. Теперь боль­ший кусок стал меньшим.
- И так неровно! — закричали медвежата.
- Да будет вам! - сказала лиса, с трудом ворочая язы­ком, так как рот её был набит вкусным сыром. - Ещё самая малость - и будет поровну.
Лиса продолжала делить сыр. А медвежата только чёрными носами водили туда-сюда, туда-сюда: от боль­шего куска - к меньшему, от меньшего - к большему.
Пока лиса не наелась досыта, она всё делила и делила.
Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти и сыра не осталось: два крохотных кусочка.
- Ну что ж, - сказала лиса, - хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! - И, по­махав хвостом, она убежала.
Так-то вот бывает с теми, кто жадничает!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Востриков Константин Тимофеевич

УМК Школа России

Тема. Тема текста. Заголовок

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: формирование умений отличать текст от набора предложений

Задачи :

личностные: воспитание чувства восхищения о многообразии русского языка, чувства гордости за свою страну;

предметные: формирование умения определять тему и основную мысль текста, формирование знаний о заголовке, отражающия тему и основную мысль текста; формирование умений отличать текст от набора предложений;

метапредметные: овладение умением с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации; овладением умением контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; допускать возможность различных точек зрения; формулировать собственное мнение; задавать вопросы.

Оборудование: компьютер, проектов, интерактивная доска, презентация

Он пойдёт ребятам впрок.

Постараюсь всё понять –

Буду грамотно писать.

- Здравствуйте ребята, садитесь

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, слушают стихотворение, садятся.

Регулятивные УУД – волевая саморегуляция

Чтение стихотворения

II. Мотивационный

Так же, как ручей журчит,

Наша речь всегда звучит.

Как прекрасна! Как жива!

Слышим мы её слова:

Мама, дом, семья, отец,

Мячик, солнышко, скворец-

Это главное наследство,

Что должны беречь мы с детства!

Будем мы родную речь

Изучать, любить, беречь!

- Чтобы пользоваться языком, т.е. говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их употреблять. Сегодня мы с вами будем продолжать учиться употреблять слова

Слушают стихотворение

Личностные УУД – действие смыслообразования (интерес, мотивация); формирование желания выполнять учебные действия

Чтение стихотворения

III . Актуализация знаний

Развитие органов дыхания:

а) упражнение «Согреем стеклышко.

Мороз. Утром вы захотели посмотреть в окно, а оно все в морозных узорах. Давайте разогреем своим дыханием кусочек стекла.

Наступила весна. Потекли ручьи. Начались долгожданные каникулы. Вы сделали бумажный кораблик и опустили его на воду. А чтобы он поплыл, на него нужно подуть. Чем дольше вы будете дуть, тем больше времени кораблик будет плыть.

Глубоко вдохнули через нос и медленно через рот выдыхаем, отогреваем стеклышко. (3 раза)

Сделаем глубокий вдох, дуем медленно, не торопясь. (3 раза)

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Познавательные УУД – структурирование знаний

Упражнение на развитие мелкой моторики

Постановка цели урока

А чтобы определить тему нашего урока, разгадаем кроссворд (слайд 2)

Наука, которая учит говорит и писать искусно, умело, успешно. (риторика)

Свойство устной речи, которое характеризует скорость говорения. (темп)

Свойство устной речи, определяющее силу голоса. (громкость)

Свойство устной речи, по которому возможно определить настроение говорящего.

В выделенной строчке мы узнаем тему урока. Какое это слово?

Разгадывают кроссворд

Познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока

Регулятивные УУД - целеполагание

V . Открытие новых знаний

Что же такое текст?

Разберём на примерах. (слайд 3)

- Прочитайте две записи, определите, где текст. Докажите.

Высказывания детей

VI .Применение знаний

Работа с карточками.

- Составьте текст из отдельных предложений.

- Почему текст назван галка?

Составляют тексты из предложений

Определяют о чём будет стихотворения

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Регулятивные УУД – планирование; прогнозирование

Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

Познавательные УУД – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Чтение текста

VII . Итог урока. Рефлексия.

- Что делает текст текстом?

- Почему при чтении текста так важно обращать внимание на заголовок?

Что нового узнали на уроке?

Отвечают на вопросы

Высказывание детей

Регулятивные УУД – оценка

Познавательные УУД – способность и умение учащихся производить простые логические действия - анализ

Читайте также: