Конспект урока язык и его единицы 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЯЗЫК И ЕГО ЕДИНИЦЫ


Цель: дать понятие о единицах языка.

I. Проверка домашнего задания

– Что является средством общения людей?

– Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово язык ? (Речь, слово.)

II. Беседа по вопросам.

1. Предложение – единица языка.

2. Слово – единица языка.

3. Звук – единица языка.

III. Диктант с заданием.

Пусть живет

Около санатория есть озеро. Из него вытекает ручей, который можно перейти двумя широкими шагами. На дне ручья лежала серая шина.

Однажды мы с Ваней решили эту шину достать. Вытащили ее на берег, перевернули. И вдруг оттуда выпал сом! Забился на траве, затрепыхался. Жалко нам стало бедного сома, и мы отпустили его в ручей. Рыба махнула хвостом и уплыла. Пусть живет.

1. Назовите единицы языка. Подтвердите примерами из текста.

2. Можно ли отнести этот текст к рассказам о летних происшествиях?

Укажите: что понравилось, о чем бы вам хотелось узнать более подробно, какие предложения вы бы изменили, почему?


Цель: формировать умение различать стили речи.

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

Грамотаgrammata – ‘чтение и письмо’ ( греч. )

http://tak-to-ent.net/matem/5rus/image001.jpg

– В каком значении употреблено слово грамота?

Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте (А. С. Пушкин).

После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту. Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота (А. П. Чехов).

Царский манифест… оказался филькиной грамотойФ (А. Степанов) .

Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.

Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество.

СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

О бщение людей в быту

О бщение граждан в учреждении

А гитационно-массовая деятельность (стиль газет, журналов, листовок и др.)

Н аучная деятельность (научные статьи, работы)

С ловесно-художественное творчество (стиль художественной литературы)

Книжными стилями считаются: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

IV. Наблюдение (с. 9 учебника).

– О чем идет речь во всех текстах? Как говорится о ветре, одинаково или по-разному?

Учащиеся соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом (с. 9, упр. 12, 13).

– В зависимости от того, с кем говоришь, с какой целью, в какой обстановке, определяется стиль речи говорящего.

VI. Распознавание стилей речи.

Учитель зачитывает тексты, ученики, называя признаки, определяют стиль.

Работа может быть проведена с использованием карточек.

1. Вышел я на поляну… и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! ( Разговорный .)

2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетают к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. ( Из словаря – научный .)

3. Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого- то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить? ( Художественный. )

Домашнее задание: упражнение 14.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 231 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.01.2016 8660
  • DOCX 21 кбайт
  • 149 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ахметжанова Ольга Мукашевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ассоциативные приёмы для запоминания учебного материала по теме урока.

ВложениеРазмер
uroki_r.ya_._v_5klassedokument_microsoft_office_word.docx 16.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы

Цели: сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; дать понятие о единицах языка.

Задачи: научить способу запоминания учебного материала по теме на основе ассоциаций

1) Организационный момент: оформление тетрадей

У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать.

… Повстречалась с ним корова

У зеленого куста.

– Эй, буренушка, здорово!

Не видала ль ты, корова,

Где овечка без хвоста?

Но корове эти речи

И она в ответ ему

Повстречался пес зубастый

Возле речки у моста.

– Эй, послушай, псина, здравствуй!

Не видал ли, пес зубастый,

Ты овечку без хвоста?

Но собаке эти речи

Ничего не разобрав,

Повстречался с ним козленок

У кленового куста.

– Эй, рогатый! Эй, миленок!

Не видал ли ты, козленок,

Где овечка без хвоста?

Но козлу такие речи

Лист кленовый теребя,

Повстречался конь ретивый,

Грива черная густа.

– Эй, послушай, черногривый!

Не видал ли, конь ретивый,

Ты овечку без хвоста?

Но коню такие речи

Конь возьми да убеги.

Затем Ване повстречался кот усатый, за котом – попугай и, наконец, мальчик, который помог найти овечку.

Мы с тобой такие речи

Я в ответ сказать могу:

– Почему животные не смогли помочь Ване?

– Кто помог мальчику и почему?

К какому же выводу вы пришли? ( Речь (язык) служит для взаимопонимания людей, для передачи мыслей, чувств и т. д. )

– Что такое язык? ( Язык – средство человеческого общения .)

– Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово язык ? (Речь, слово.)

язык изучает наука лингвистика (лингва – язык). В учебнике отражены разделы науки о языке, с которыми ребята познакомятся в процессе изучения.

4) Единицы языка.

1. Предложение – единица языка.

2. Слово – единица языка.

3. Звук – единица языка.

Диктант с заданием.

Около санатория есть озеро. Из него вытекает ручей, который можно перейти двумя широкими шагами. На дне ручья лежала серая шина.

Однажды мы с Ваней решили эту шину достать. Вытащили ее на берег, перевернули. И вдруг оттуда выпал сом! Забился на траве, затрепыхался. Жалко нам стало бедного сома, и мы отпустили его в ручей. Рыба махнула хвостом и уплыла. Пусть живет.

1. Назовите единицы языка. Подтвердите примерами из текста.

2. Можно ли отнести этот текст к рассказам о летних происшествиях?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи

Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков.В письменной же речи русского языка.


Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи

Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков.В письменной же речи русского языка.


Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками.


Вводный урок в 5 классе по программе Разумовской "Язык и речь. Язык и человек"

Вводный урок в 5 классе по программе Разумовской "Язык и речь. Язык и человек" содержит краткое описание урока с основными видами деятельности, интересные примеры, задания, тексты для работы на уроке.


Ввводный урок в пятом классе. когда обучащиеся должны понять и осознать значение родного русского языка для современного россиянина. его роль в обществе, установить взаимосвязь человека и языка в совр.


Данные дидактические материалы соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту. Использование материалов позволит педагогу:-целенаправленно и систематически работать .

Цель: дать понятие о единицах языка.

I. Проверка домашнего задания

– Что является средством общения людей?

– Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово язык? (Речь, слово.)

II. Беседа по вопросам.

1. Предложение – единица языка.

2. Слово – единица языка.

3. Звук – единица языка.

III. Диктант с заданием.

Пусть живет

Около санатория есть озеро. Из него вытекает ручей, который можно перейти двумя широкими шагами. На дне ручья лежала серая шина.

Однажды мы с Ваней решили эту шину достать. Вытащили ее на берег, перевернули. И вдруг оттуда выпал сом! Забился на траве, затрепыхался. Жалко нам стало бедного сома, и мы отпустили его в ручей. Рыба махнула хвостом и уплыла. Пусть живет.

· Задание.

1. Назовите единицы языка. Подтвердите примерами из текста.

2. Можно ли отнести этот текст к рассказам о летних происшествиях?

Укажите: что понравилось, о чем бы вам хотелось узнать более подробно, какие предложения вы бы изменили, почему?

Конспект урока

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Урок 3. Язык и речь. Язык и его единицы I. Взаимопроверка заданного на дом упр. 3. Дополнительный вопрос: какие три функции выполняет русский язык? II. Беседа по рисункам (с. 6). III. Упр. 5 (устно). IV. Знакомство с теоретическими сведениями § 3. Учитель сообщает учащимся, что язык изучает специальная наука — л и н г в и с т и к а (от лингва — язык), и предлагает по оглавлению учебника познакомиться с теми разделами лингвистики, которые будут изучаться в этом учебном году. V. Упр. 7, 8, 9 (устно). Домашнее задание: упр. 6.

Около санатория есть озеро. Из него вытекает ручей, который можно перейти двумя широкими шагами. На дне ручья лежала серая шина.

Однажды мы с Ваней решили эту шину достать. Вытащили ее на берег, перевернули. И вдруг оттуда выпал сом! Забился на траве, затрепыхался. Жалко нам стало бедного сома, и мы отпустили его в ручей. Рыба махнула хвостом и уплыла. Пусть живет.

1. Назовите единицы языка. Подтвердите примерами из текста.

2. Можно ли отнести этот текст к рассказам о летних происшествиях?

Укажите: что понравилось, о чем бы вам хотелось узнать более подробно, какие предложения вы бы изменили, почему?


Цель: формировать умение различать стили речи.

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

Грамота - grammata - 'чтение и письмо' (греч.)

Урок по теме Язык и его единицы (5 класс)

- В каком значении употреблено слово грамота?

Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте (А. С. Пушкин).

После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту. Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота (А. П. Чехов).

Царский манифест… оказался филькиной грамотойФ (А. Степанов).

Стилистика - это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.

Стиль языка - это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество.

СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Общение людей в быту

Общение граждан в учреждении

Агитационно-массовая деятельность (стиль газет, журналов, листовок и др.)

Научная деятельность (научные статьи, работы)

Словесно-художественное творчество (стиль художественной литературы)

Книжными стилями считаются: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

IV. Наблюдение (с. 9 учебника).

- О чем идет речь во всех текстах? Как говорится о ветре, одинаково или по-разному?

Учащиеся соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом (с. 9, упр. 12, 13).

- В зависимости от того, с кем говоришь, с какой целью, в какой обстановке, определяется стиль речи говорящего.

VI. Распознавание стилей речи.

Учитель зачитывает тексты, ученики, называя признаки, определяют стиль.

Работа может быть проведена с использованием карточек.

1. Вышел я на поляну… и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разговорный.)

2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетают к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. (Из словаря - научный.)

Читайте также: