Конспект урока выразительные средства языка 7 класс шмелев

Обновлено: 05.07.2024

ВЫПОЛНИЛА : учитель русского языка МБОУ СОШ № 59 г.Нижнего Новгорода Аверьянова Т.Н.

УЧЕБНИК : Русский язык. 7 класс. В 3 ч. Ч.1 / С.И. Львова, В.В. Львов.-М.: Мнемозина, 2009 г.

ЦЕЛЬ УРОКА : 1) Обобщить полученные ранее сведения о языковых средствах выразительности речи (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические и пунктуационные средства).

2)Совершенствовать навыки элементарного языкового анализа художественных текстов.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ . Запись числа, классная работа.

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА . ( Запись на доске )

Одуванчик лекарственный - это многолетнее травянистое растение высотой до 30 см….Млечный сок растения содержит 2-3 % каучуковых веществ.

Был, как солнце, золотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым…

Ты неси на крыльях ветра

Чтобы солнечным рассветом

Возвратилась к нам весна.

Учитель: В чем сходство данных текстов? (Тема-одуванчик)

В чем отличие данных текстов? Какой текст на ваш взгляд более эмоционален и выразителен? С помощью чего это достигается? (Выразительных средств, художественных тропов). Найдите тропы во втором тексте. (Работа с терминами: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение).

Какова же тема нашего урока ? Какую цель мы должны поставить на данный урок?

Учитель: Для чего мы используем в отдельных предложениях и целом тексте выразительные средства?

В каких стилях речи важна эмоциональность, а в каких она неуместна?

Таким образом, сегодня на уроке мы обратимся к текстам художественной литературы и средствам выразительности используемых в них.

3 .ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

1)Запишите предложение приёмом поморфемного письма. Проведите синтаксический разбор.

Клоч-к-ами пис-ем не-от-правл-енн-ых бел-е-ют льд-ин-ы на рек-е.

( Повест., невоскл., простое, распр. )

2)Прочитайте выразительно. Опишите картину, которая возникает в вашем воображении. Какой изобразительный прием использует автор в этом фрагменте? (Метафора- скрытое сравнение) .

1) Выразительно прочитайте строки из стихотворения С.А.Есенина. Определите какие выразительные средства использует поэт для создания образа и выразительности речи.

2) Выпишите художественные тропы.

Отговорила роща золотая

Березовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

3) Выпишите из отрывка причастия и деепричастия, разберите их по составу.

Откройте учебник на стр.155, упр. 398, текст 2. Прочитайте выразительно прозаический текст, выделите в нем выразительные средства.

Итак, мы пронаблюдали, что как в отдельном предложении, так и в лирическом и прозаических текстах художественной литературы встречаются выразительные средства языка. Они позволяют ярче представить образ, о котором идет речь в тексте.

(Запись на доске) .

Костер рябины красной. (С.Есенин)

Клочками писем неотправленных. (Р.Артамонов)

Ярко-желтое солнышко цветка. (Ю.Аракчеев)

На доске записаны метафоры, которые вы сейчас нашли в текстах. Выберете понравившуюся вам метафору и напишите сочинение-миниатюру (художественную зарисовку) из 3-5 предложений, в котором раскройте образ, скрывающийся в метафоре. Используйте другие выразительные средства.

Задание 1 : Прочитайте выразительно текст. Какой прием автор использует для создания образа, выразительности речи? Напишите как вам видится данный образ.(Звукопись)

Грянул гром нежданно, наобум,

Яростный удар и гул протяжный.

А потом пронёсся легкий шум,

Торопливый, радостный и влажный.

Задание 2 : Прочитайте выразительно текст. Какой прием автор использует для создания образа, выразительности речи? Напишите как вам видится данный образ.(Уменьшительно-ласкательные суффиксы)

Вот она проходит стёжкой,

Вот идёт на пальчиках,

На серебряных сережках

Вот она, она, она,

Просто всем теперь видна :

В синем сарафанчике,

На боках карманчики,

В косах одуванчики,

В серых глазках огонек…

(До чего хорош денек!)

Чтение текстов, прослушивание индивидуальных заданий.

4. ИТОГИ УРОКА.

Учитель : Какой вывод вы можете сделать. Достигли ли мы поставленной цели на уроке?

Какое настроение у вас осталось после урока?

5. ПОСТОНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Учебник стр.157, упр.399

6. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Оборудование:

- презентация к уроку,

Организационный момент. Запись темы урока

- Добрый день, ребята. Рада видеть вас нас своём уроке. Сегодня мы с вами будем говорить о выразительных средствах языка.

Если в мире есть вещи,
достойные названия “чудо”,
то слово, бесспорно,
первая и самая чудесная из них.
Л. Успенский

Вступительное слово

– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.

Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?

– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.

– Для чего могут использоваться средства выразительности?

Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

Виды средств выразительности

А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:

Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.

Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.

Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

В начале, конце, на стыке предложений

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

Противопоставление. Часто используются антонимы.

Волос длинный – ум короткий

Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления

Тлеть, гореть, пылать, взрываться

Живой труп, честный вор.

Изменения порядка слов

Пришел он поздно (Он поздно пришел).

Сравнение в форме сопоставления

Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.

Пропуск подразумевающегося слова

За шапку и в дверь (схватился, вышел).

Разделение единого по смыслу предложения на отдельные

И думаю я снова. О тебе.

Соединение через повторяющиеся союзы

И я, и ты, и все мы вместе

Ты, я, он, она – вместе целая страна.

Риторическое восклицание, вопрос, обращение.

Используются для усиления чувств

Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения

Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!

Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора

Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Закрепление.

Задание 1. Кроссворд 1 "Стилистические фигуры речи" (Презентация)


По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.

в) углубить знание информационных технологий в среде Microsoft Office (Power Point, Microsoft Word).

2. Воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; воспитание языковой этики, бережного отношения к слову, чувства прекрасного.

3. Развивающие: развивать умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение выявлять авторскую позицию, адекватно воспринимать текст.

Околдован, лес стоит.

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой,

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой-

В нем ничто не затрепещет.

Он весь вспыхнет и заблещет

- Понравилось вам стихотворение Ф.И. Тютчева?

- Почему поэтов и писателей называют художником слова?

(Они рисуют словами картины жизни, образы, явления природы, которые под пером поэта приобретают изобразительную силу, передают чувства автора, разнообразное настроение)

- Какую картину вы представили себе, прослушав стихотворение?

(Мы попали в зимний лес, околдованный зимой. Снег мягким пушистым ковром закутал землю. Деревья одеты в белые шубы и шапки. Чародейка Зима погружает лес в волшебный сон)

- Какие чувства испытали?

(Стихи завораживают музыкой, колдовством, мы испытываем одновременно чувство и восторга, и грусти)

(Природа у Тютчева – живое разумное существо. Поэт помогает нам ощутить зимнее чудо помощью особых слов и выражений – средств художественной выразительности.)

- Я не случайно начала наш урок необычно, с чтения стихотворения, чтобы вы ещё раз почувствовали, как магически воздействует на человека поэтическое слово, позволяет испытать эстетическое наслаждение, сопереживание. А создавать запоминающие образы, рисовать яркие, красочные картины помогают изобразительно-выразительные средства языка.

- Ребята, с 5-го класса мы с вами на уроках русского языка и литературы говорим о различных изобразительно-выразительных средствах языка. Находим их в художественных произведениях, рассуждаем, с какой целью автор их употребляет, какую роль они играют в тексте. Эти уроки помогут вам систематизировать знания по теме. Сегодня мы обобщим полученные знания о средствах художественной выразительности и их роли в тексте.

2. Фронтальный опрос

- Вы знаете, что изобразительно-выразительные средства языка – это тропы и стилистические фигуры.

- Что такое тропы?

(Это обороты речи, в которых слово или сочетание слов употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности)

- Средства художественной выразительности… А что же они выражают?

(Отношение автора к изображаемому; отличительные признаки предмета, явления, настроение героя)

- Назовите известные вам тропы.

(Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, гипербола, литота)

- Дайте определение эпитета. Приведите примеры.

(Эпитет – это художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления.)

- Расскажите о видах эпитета. Приведите примеры.

(Метафорой называют перенос наименования с одного предмета на другой на основании какого-либо сходства между ними.)

- Вы знаете, что метафора – основной прием формирования загадки, основанной на уподоблении. Приведите примеры таких загадок. (Например, Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка)

- По какому признаку сходны предметы, явления в ваших загадках? (по форме и т. д.)

- В основу метафоризации положено сходство самых разных признаков. Перед вами метафоры. Приведите примеры метафор из домашнего задания.

- Разновидностью метафоры является олицетворение.

- Дайте определение этому тропу.

(Олицетворение – это художественный приём, когда о неживых предметах и явлениях говорится как о живых)

  1. Проверим домашнее задание . В тексте легенды о Данко вам нужно было найти ИВС. Что у вас получилось? Читаем , взаимопроверка.

А теперь мы предлагаем вам сыграть в игру. Кто хочет стать миллионером?

Одновременно даются индивидуальные задания на компьютерах и на листках.

Если останется время:

- Перед вами стихотворение С. Есенина. Прочитайте его.

На пушистых ветках

И стоит береза в синей тишине,

И горят снежинки

А заря, лениво обходя кругом,

- Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения Есенина. Вместо точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.

Фрагмент анализа стиха: (Слайд 9 и у каждого ученика на парте)

В стихотворении С.Есенин создает образ зимней берёзы. Её красота подчёркивается многочисленными …….. (точно серебром, распушились кисти белой бахромой). Выразительности образа способствуют и …….. (горят снежинки, обсыпает серебром). Благодаря …….. мы чувствуем настроение автора, его восхищение красотой зимней природы (пушистых ветках, снежною каймой, в золотом огне). (3мин. - выполнение задания)

- Проверим, что у вас получилось.

- Сегодня на уроке мы закрепили знания о таких средствах художественной выразительности, как эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, градация, гипербола, литота. А также узнали, как можно разнообразить презентацию.

- Итог урока. Домашнее задание.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Средства художественной выразительности

Здравствуйте, я фея Сирени, королева цветов и трав. Сейчас мы отправимся в путешествие по прекрасному саду средств художественной выразительности!

Выразительные средства лексики и фразеологии ОСНОВНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ

Основные лексические ИВС Синонимы Антонимы Омонимы Устаревшие слова Неологизмы Эмоционально-окрашенная лексика Лексический повтор Фразеологизмы Крылатые слова и выражения

Специальные средства лексики (ТРОПЫ – это слова, употребленные в переносном значении) Эпитет Метафора Сравнение Олицетворение Гипербола Литота

Синтаксические средства выразительности ( ФИГУРЫ –особые формы высказывания) Анафора Эпифора Антитеза Градация Инверсия Многосоюзие Бессоюзие Риторический вопрос Риторическое восклицание Риторическое обращение

эпитеты Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит И под снежной бахромою , Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

Сравнение Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, Снег лежит. .

Олицетворение С Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой-

Литота В. Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка!

Гипербола В . И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры … можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров !

Инверсия На пушистых ветках Снежною кайм Распустились кисти Белой бахромой.

Определите средство выразительности 1.Красной кистью рябина зажглась 2. Мело, мело по всей земле Во все пределы. 3. Выхожу один я на дорогу. (М.Лермонтов) 4. Шепчет осенний дождь.

Ответы: 1.метафора 2.гипербола 3.инверсия 4.олицетворение

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку русского языка в 10 классе"Выразительные словообразовательные средства языка"

Презентация может быть использована на уроках русского языка в 10-11 классах при изучении темы"Выразительные средства языка".


урок русского языка по теме "Повторение о разделах русского языка. Обобщение и систематизация знаний по теме "Лексика.Фразеология.Орфография"

Урок готовит к итоговой аттестации.


Урок, посвященный исследованию языка персонажей рассказа А.П. Чехова "Хамелеон".


Урок русского языка по теме "Лексические средства выразительности" 7 класс

Диагностическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Лексические средства выразительности" (тропы: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения), урок разработан к учебнику С.И.Львовой. К уро.


План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин.

Презентация к уроку русского языка по теме "Типы сложных предложении и средства связи в них"

Материал представляет собой презентацию к уроку русского языка в 10 классе по теме "Типы сложных предложении и средства связи в них". Цели и задачи:*Систематизация, углубление и обобщение знаний .


Проверочная работа по русскому языку 10 класс "Средства выразительности"

Данная работа поможет учителю быстро и эффективно проверить знания по теме и умения находить средства выразительности и определять их вид.

- Добрый день, ребята. Рада видеть вас нас своём уроке. Сегодня мы с вами будем говорить о выразительных средствах языка.

Если в мире есть вещи,
достойные названия “чудо”,
то слово, бесспорно,
первая и самая чудесная из них.
Л. Успенский

II. Вступительное слово

– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.

Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г. Паустовского, - явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое… Продолжите ряд противопоставлений: выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое.

Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?

– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.

– Для чего могут использоваться средства выразительности?

– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

Поэтому в качестве эпиграфа к нашему уроку я выбрала слова Л. Успенского: “Если в мире есть вещи, достойные названия “чудо”, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них”. (Запись эпиграфа)

III. Составление синквейна. Формулирование задач

– Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т.д.? Какие трудности вы при этом испытываете? Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейнах, выберите формулировку темы: "Выразительные средства языка", "Речь", "Язык"

– Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно–выразительных средств языка, которые используются в тексте, классифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.

Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.

Задание 1. Кроссворд 1 "Стилистические фигуры речи" (Презентация)

По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.

Градация

Антитеза

Параллелизм

Эпифора

Оксюморон

Инверсия

Умолчание

По вертикали: анафора

По горизонтали: 1. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 2. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 3. Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ. 4. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 5. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. 6. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 7. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 8. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

По вертикали: Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

Метонимия

Эпитет

Олицетворение

Сравнение

Перифраза

Аллегория

Гипербола

Литота

По вертикали: метафора

– Как можно назвать этот кроссворд?

Задание 2. "Солнышко" (презентация)

  1. Перифраза.
  2. Ирония.
  3. Олицетворение.
  4. Сравнение.
  5. Эпитет.
  6. Перифраза.
  7. Сравнение, гипербола.

VI. Обобщение. Фронтальная беседа

– Какие два ряда терминов следует различать? Что такое тропы? Что такое стилистические фигуры? Какие другие средства выразительности могут использоваться в текстах разных стилей? С какой целью?

VII. Экспресс-опрос по теме "Тропы. Стилистические фигуры" Тестовые задания на применение знаний.

Тест по теме: “Изобразительные средства языка”. (Приложение 1)

1. Определите средство выразительности: Сидит лодырь у ворот, широко разинув рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот.

1) гипербола, 2) литота, 3) перифраза, 4) олицетворение.

2. Найдите оксюморон.

1) Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.

2) В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз.

3) Простите, простите, простите меня!

4) С наглой скромностью смотрит в глаза.

3. Определите средство выразительности: Талии никак не толще бутылочной шейки!

1) гипербола, 2) риторический вопрос, 3) литота, 4) антитеза.

4. Найдите предложение с фразеологизмом.

1) Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнажённой.

2) Он обязательно будет кривить душой перед другими.

3) Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего.

4) Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам…

5. Определите средство выразительности: “Мы, листики осенние, на веточках сидели. Дунул ветер – полетели”.

1) сравнение, 2) олицетворение, 3) антитеза, 4) анафора.

6. Определите средство выразительности: “Отколе, умная, бредешь ты, голова?” - Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.

1) риторический вопрос, 2) ирония, 3) антитеза, 4) градация.

7. Найдите “четвёртое лишнее”.

1) Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.

2) Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, с утра до ночи копошились люди.

3) Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким.

4) Как вышки, елочки темнеют.

8. Простите, простите, простите меня! – Какой прием здесь использован?

1) градация, 2) лексический повтор, 3) риторический вопрос, 4) инверсия.

9. Найдите олицетворение.

1) Плачут вербы, шепчут тополя.

2) В сто сорок солнц закат пылал.

3) Октябрь серебристо-ореховый.

4) Страна восходящего солнца.

10. Определите, в каком отрывке использована перифраза.

1) Слухи действительно пошли. И самые фантастические.

2) Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

3) Ученье – свет, а неученье – тьма.

4) Солнце русской поэзии.

– В высказываниях звучит мысль о том, что язык неразрывно связан родиной, с простыми людьми, природой. Писатели призывают беречь родной язык, говорят о его многоликости, величии. Язык – "исповедь народа", его душа, его нравственность, основа культуры…

Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий, что он, говоря словами М. Горького, "неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. Но! Чем он обогащается сейчас? Жаргонными словами и неологизмами, значение которых не понятно большинству людей, владеющих русским языком?

1. Выразительное чтение текста:

(1)Когда человек выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке, низкой или высокой.

(3)Если человек рассчитывает приобрести материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

(4)Если человек живет, чтобы людям приносить добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека.

(6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку продолжить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (7)От ошибок никто не застрахован. (8)Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни: это ошибка роковая. (9)Не повысили в должности – огорчение. (10)Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. (11)У кого-то лучшая мебель или машина – опять огорчение.

(12)Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. (13)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (14)Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью. (15)Поэтому главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах, она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, ко всей вселенной.

(16)Означает ли это, что человек должен жить, как аскет, не заботясь о себе, ничего не приобретать и не радоваться повышению в должности? (17) Отнюдь нет!

(18)Человек, который совсем не думает о себе, явление ненормальное: в этом есть какое-то показное преувеличение своей доброты и бескорыстия.

(19)Поэтому речь идет лишь о главной жизненной задаче.

(20)А ее не надо подчеркивать в глазах остальных людей. (21)И одеваться можно хорошо, но не обязательно лучше других. (22)И библиотеку нужно составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. (23)И машину хорошо приобрести. (24)Только не надо второстепенное превращать в первостепенное.

2. Что вам известно об авторе данного текста?

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) - выдающийся советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН (до 1991 - АН СССР). Имеет негласный титул “совести нации”.

Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. Принимал непосредственное участие в сохранении и реставрации различных культурных объектов Санкт-Петербурга и пригородов.

X. Фронтальная беседа

1. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?

1) 5, 2) 11, 3) 9, 4) 15.

2. Какой(-ие) тип(ы) речи представлен(ы) в тексте.

1) рассуждение и описание,

2) рассуждение и повествование,

3. Укажите предложение, в котором использованы антонимы.

1) 3, 2) 2, 3) 6, 4) 8.

XI. Работа с заданием В8

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропуска цифры, соответствующие номеру термина из списка.

В этом письме из цикла “Цель и самооценка” Д. Лихачев рассуждает о цели в жизни. Он анализирует нравственные категории, используя для этого _________(предложения 3, 4) и _______ (предложения 9, 10, 11). Рассуждать о самооценке ему помогают _____(предложение 2), а также ________ (предложение 15).

3) лексический повтор,

6) вопросно-ответная форма изложения,

8) однородные члены предложения,

XII. Домашнее задание

Упражнение 84; параграф 13.

XIII. Подведение итогов урока

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену? Какие мысли, высказывания известных людей особенно запомнились вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?

– Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

– Вы скоро станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок в 7Б -м классе по теме: "Средства выразительности языка"

Ачкасова Галина Николаевна , учитель русского языка и литературы

познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;

развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

I. Организационный момент. Запись темы урока

II. Вступительное слово

– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.
Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г. Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое… Продолжите ряд противопоставлений: выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое.
Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса:

как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?

– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.

Для чего могут использоваться средства выразительности ?

– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для во здейств ия на слушателей , описания явлений окружающей действительности .

- А чем для вас являются выразительные средства языка?

Составьте свой ответ в виде синквейна.

5. Составление синквейна учащимися. Учащиеся зачитывают

2-3 примера, затем (элемент сотворчества) свой пример читает учитель:

Средства выразительности

Красивые, живые, необычные…

Украшают, описывают, воздействуют

Сокровища речи (тропы)

Так ли это, покажет анализ следующих текстов.

Анализ текстов. Учащимся предлагается сравнить тексты. Увидеть, в чем состоит различие между ними. Отметить ИВС.

Людьми держится мир, а также его история и культура. Хорошие люди встречаются редко, но встречаются. И от общения с ними нам становится хорошо.

Удивительными людьми держится мир, его история, его культура.

Удивительные люди встречаются нечасто, но все – таки встречаются. И от общения с ними, от их присутствия в нашей жизни хочется жить, делать, верить, тратить себя полней и целесообразней.

Это правда: не место красит человека, а человек место. (М.А. Дудин)

- Какую роль играют ИВС в тексте?

- Выразительные средства языка наполняют содержание текста образами, украшают его.

7.. На месте пропусков вы должны вставить подходящие по смыслу слова, являющиеся различными выразительными средствами.

----------------------------------- русская природа зимой! Стоишь и любуешься!

8. Упражнения для определения средств выразительности речи.

1. Какой троп используется в тексте?

Люблю я пышное природы увяданье… (А. Пушкин)

оксюморон (слайд 4)

2. Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной.
(А. Пушкин)

оксюморон (слайд 5)

3. И шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведет под уздцы мужичок.
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
(Н. Некрасов)

4. Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна.
(Н. Некрасов)

5.Определите средство выразительности речи

1. Луна хохотала. 2. Голубые береты. 3. Мальчик с пальчик. 4. Дело хорошее. Езжайте в Курск. Там вас ждут. 5. Звонкая тишина. 6. Воробышки игривые, как детки сиротливые. 7. Царство зелени. 8. В сто сорок солнц закат пылал. 9. Не жалею, не зову, не плачу. 10. Чудесный наш поселок! (слайд 8)

Самопроверка. (Слайд 9) Самооценка.

Содержание слайда 9:

1. Олицетворение. 2. Перифраз. 3. Литота. 4. Парцелляция. 5. Оксюморон. 5. Сравнение. 7. Метафора. 8. Гипербола. 9. Градация. 10. Инверсия.

9. Подготовка к составлению собственного текста. Работа с креативными игрушками

III. Составление синквейна или диаманты. Формулирование задач

– Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т.д.? Какие трудности вы при этом испытываете? Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейнах или диамантах, выберите формулировку темы: "Выразительные средства языка", "Речь", "Язык"

Д и амант

Речь
Красивая, живая (необычная, богатая, волшебная)
Обогащающаяся, описывающая, оживляющая
Красота, выразительность, гибкость, вместительность
Оскудевающая, шокирующая, омертвевшая
Примитивная, невыразительная
Словесный мусор

– Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.

– Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме ?

Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;

Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.

1. Работа с текстом

-Является ли чтение данного текста выразительным?

- Что помогло сделать его выразительным?

У вас на партах текст этого стихотворения. Давайте отм етим все выразительные средства

IV. Проверка домашнего задания. Работа в малых группах

Кластеры, ментальные карты, теория

Кроссворды, практика

Учащиеся обмениваются заданиями, приготовленными дома, и работают в парах, тройках. Взаимные консультации. Социализация (защита задания – принцип составления ). Результат выполнения. Чем были вызваны затруднения?

Задание 1. Кроссворд 1 "Стилистические фигуры речи"

По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.

Задание 2. Кроссворд 2

По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного.

3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности.

4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений.

5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим.

6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности.

8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения.

9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, и т.д.

По вертикали: 2. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

– Как можно назвать этот кроссворд?

Задание 3

– Приведите примеры из текстов, иллюстрирующие термины, на которые указывают лучи. Какой термин "спрятан" в фокусе?

Задание 4 "Солнышко"

Задание 5

– Объясните схему. Назовите виды тропов в следующих предложениях:

Эвфемизм – разновидность перифразы . Эвфемизмы заменяют слова, употребление которых говорящему или пишущему по каким-то причинам представляется нежелательным.

Синекдоха – частный случай метонимии : обозначение целого через его часть.

Задание 6 "Снежинка"

Объяснить схему, проиллюстрировать примерами из текстов.

– С помощью какой из данных схем можно проиллюстрировать антитезу, оксюморон, зевгму? Определите, какие средства выразительности использованы в следующих предложениях:

1. В парках показались молодые листочки и закупщики из западных и южных штатов. 2. Есть тоска весёлая в алостях зари ( С. Есенин ). 3. Наступило вечное мгновение ( А. Блок ). 4. Дома новы, да предрассудки стары ( А. Грибоедов ). 5. Чёрный вечер – белый снег. ( А.Блок ). 6. Новый год я встретила одна. Я, богатая, была бедна. ( М. Цветаева ). 7. Он идёт, святой и грешный, русский чудо-человек! ( А.Твардовский ). 8. Шёл дождь и три студента, первый – в пальто, второй – в университет, третий – в плохом настроении.

V. Обобщение. Фронтальная беседа

– Какие два ряда терминов следует различать? Что такое тропы? Что такое стилистические фигуры? Какие другие средства выразительности могут использоваться в текстах разных стилей? С какой целью?

VI. Экспресс-опрос по теме "Тропы. Стилистические фигуры"

Работа по карточкам (группа № 1 – карточка красного цвета, группа № 2 – карточка синего цвета, группа № 3 – зелёного цвета). Можно выбрать любую форму работы: индивидуальную, взаимообучение в паре, тройке, группе ( Приложение 1 ). Для проверки использовать код. Результаты отразить в листе успехов ( Приложение 2 ). Социализация.

VII. Тестовые задания на применение знаний. "Выразительно" о языке, слове, речи

VIII. Обобщение

– В высказываниях звучит мысль о том, что язык неразрывно связан родиной, с простыми людьми, природой. Писатели призывают беречь родной язык, говорят о его многоликости, величии. Язык – "исповедь народа", его душа, его нравственность, основа культуры…
Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий, что он, говоря словами М. Горького, "неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.

IX. Творческое задание –составить текст с использованием тропов

X. Работа по группам

1 часть текста – 1-я группа, 2 – 2-я группа, 3 – 3-я группа.
Результат работы отразить в листе успехов ( Приложение 2 ).

Примерная работа учащихся ( Приложение 5 ). Социализация

XI. Фронтальная беседа

XII. Домашнее задание

– XIII. Подведение итогов урока

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для Какие мысли, высказывания известных людей особенно запомнились вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?

– Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

– , вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.

Читайте также: