Конспект урока времена года 3 класс

Обновлено: 16.05.2024

Конспект открытого урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Солнце в разные времена года. Восход и закат солнца" в 3 классе коррекционной школы.

Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: формирование представлений о солнце как части неживой природы.
Задачи урока:
1. Знакомство учащихся с положением солнца в разные времена года, формирование понятий "восход" и "закат" солнца.
2. Коррекция внимания на основе зрительного и слухового восприятия.
3. Воспитание интереса к неживой природа, мотивации к учебной деятельности.
Оборудование: учебники "Мир природы и человека" 3 класс 1 часть; презентация по теме урока; картинки-смайлики с изображением грустного и веселого солнца.

1. Организационный момент.
- Встали, ребята. Улыбнулись мне и друг другу, успокоились, сели на свои места.
- Все у вас получится, если вы будете активно работать и немного постараетесь.
- Давайте выполним упражнения для глаз. (Закрыли- открыли, поморгали. Посмотрели далеко- близко)
- Посмотрите на солнышки. Подумайте, какое у вас настроение и выберите себе солнышко в соответствии со своим настроением.



2. Отгадайте загадку.
Ты весь мир обогреваешь,
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все . (солнце)
- Тема нашего урока "Солнце в разные времена года"
Мы поговорим, как солнышко ведет себя летом и зимой. А ещё узнаем, что такое восход и закат солнца.
3. Давайте вспомним, что мы знаем о солнце.
- Солнце - часть неживой природы. Звезда. Солнце дает нам свет и тепло.
4. Работа по теме урока.
- Дети, мы знаем, что солнце дает нам свет и тепло. Давайте рассмотрим, что с ним происходит летом. Схема на стр. 58 .



- Летом солнце высоко. Светит долго. День длинный, а ночь короткая. Летом жарко.
- Покажите солнце.
- Почему летом тепло?
- Почему летом день длинный?
Ответы детей.
Отгадайте загадку.
Мороз морозит,
Лёд леденит.
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (зимой)
- Давайте рассмотрим схему на стр. 59.


Данный материал позволяет обобщить и расширить имеющиеся у учащихся знания о временах года, способствует развитию внимания, воображения, мышления, творческих способностей, позволяет реализовать принцип связи обучения с жизнью, воспитывает чувство прекрасного и бережное отношение к природе.

ВложениеРазмер
vneklassnoe_zanyatie.docx 642.96 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: 1.Обобщить имеющиеся у детей знания о временах года.

2.Сформировать представление о сезонных изменениях в природе.

3.Развивать внимание, быстроту реакции, воображение, логическое мышление и творческие способности.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

- Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие. А куда именно, вы сейчас узнаете.

Название компании, к которой мы отправляемся в гости, спрятано в загадке. Отгадав её, вы сами назовёте её.

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвёртый плачет. (Времена года)

(На доске картинка времён года)

- Вы ответили верно.

- Но как же зовут весёлых друзей этой компании? Ну-ка попробуйте угадать!

Загадки. Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица –

Как махнула рукавом, всё покрыла серебром. (Зима)

(На доске поочерёдно прикрепляются иллюстрации.)

- Верно! Пора знакомиться дальше.

Шагает красавица, легко земли касается.

Идёт на поле, на реку то по снежку, то по цветку. (Весна)

- Молодцы! Угадайте, кто же следующий?

Солнце печёт, липа цветёт,

Рожь колосится, золотая пшеница.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Летом)

- Всё правильно. Пришла пора познакомиться с последним другом.

Тучи серые несу над землёю вязкой

И рисую я в лесу золотою краской. (Осень)

- Когда эти друзья собираются вместе, то они называются… (времена года). Назовите их ещё раз. (Дети называют по порядку времена года: зима, весна, лето, осень.)

- Они приготовили вам задания.

1) Подберите к каждой картинке своё стихотворение.

Пришла без красок и без кисти Запорошила дорожки,

И перекрасила все листья Разукрасила окошки

Радость детям подарила

И на санках прокатила .

Она приходит с лаской Тёплый длинный-длинный день.

И со своею сказкой. В полдень – крохотная тень.

Волшебной палочкой взмахнёт - Зацветает в поле колос,

В лесу подснежник расцветёт. Подаёт кузнечик голос.

2) Подберите в нашем отрывном календаре каждому времени года свои месяцы и поставьте их в кармашек под картинкой. Назовите их. ( Зима – декабрь, январь, февраль; весна – март, апрель, май; лето – июнь, июль, август; осень – сентябрь, октябрь, ноябрь ).

Вопросы. 1. Что означают птицы, выпущенные из рукава старика-годовика? (Времена года).

2. Что означают четыре крыла каждой птицы? (Четыре недели в месяце).

3. Что означает семь перьев в каждом крыле? (Семь дней недели).

4. Что означают белая и чёрная половины перьев? (День и ночь).

- Вы правильно ответили на все вопросы.

ЛЕТО - ……… (солнце, пляж, лагерь, каникулы, отдых, свобода, игры….)

ЗИМА - ……. .( коньки, снег, лёд, кормушка, Дед Мороз, подарки, иней и т.д.)

ВЕСНА - ……. (подснежник, ласточка, тепло и т.д.)

ОСЕНЬ - ……. (дождь, листопад, школа, заморозки и т.д.)

6.Актуализация знаний о приметах времён года.

- К какому времени года относятся эти приметы? (К весне,зиме)

Как ни злись, мороз упрямый, - Гром гремит не только летом, Это верно, это точно,

Уходить придётся прочь. Гром бывает и зимой. Ты заметь себе, дружок,

Потеплеет: окон рамы Гром зимой - к лихому ветру, Если иней выпал ночью -

Запотели нынче в ночь. К непогоде штормовой. Днём не выпадет снежок.

7.Закрепление знаний об осадках.

- Из каждой строки выпишите только те буквы, которые в данной строке не повторяются. Из оставшихся букв соберите два слова.

Тип урока : урок изучения нового материала, с применением компьютерных технологий.

Цели урока : продолжить знакомство с изменениями в природе, узнать, что можно наблюдать в природе ежедневно и каждый год, познакомиться со старинным календарём.

1. Образовательные : сформировать знания о периодически повторяющихся изменениях (чередовании дня и ночи, смена времён года) о календарном, астрономическом и природном начале каждого сезона, дать сведения о том, каким был старинный календарь

2. Развивающие : развивать умение систематически наблюдать изменения в природе, интерес к историческим знаниям, развивать речь, коммуникативно-речевые умения, мышление, память.

3. Воспитательные : бережное отношение к природе; воспитывать усидчивость, взаимоуважение, взаимовыручку; воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.

4. Здоровьесберегающие : создать атмосферу успешности каждого ученика, благоприятный психологический климат; предупреждать утомляемость детей.

Р. Наблюдательность, эстетическое восприятие природы. Логическое мышление,

умение находить причинно-следственные связи.

Умение ставить познавательную задачу,

выбирать способ и планировать её решение.

П .Умение извлекать информацию из рисунка-схемы, заданную в явном и неявном виде.

К. Сотрудничать при решении учебных задач, вступать в общение, выражать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться и принимать точку зрения другого участника беседы

Оборудование : компьютерная презентация, учебник, рабочая тетрадь, карточки с новыми словами, отрывной и настенный календари.

ТСО : компьютер, проектор, экран, диск с компьютерной презентацией.

I. Органи зация класса

1. Организация детей на занятие.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок окружающего мира. Проверьте, всё ли готово к уроку? Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным.

II. Проверка домашнего задания

- Напомните тему прошлого урока.(Ответа нет)

- Я помогу вам её вспомнить. Посмотрите на данные картинки.

Было красивое озеро - высохшее озеро, тучи – солнце, скала- со временем исчезнет, лес – на его месте построить дом, дорогу и т. д., пустырь – детская площадка, улицы старого города – современные набережные, балаган – театр.

- Что мы наблюдали? (Всё изменяется под солнцем.)

Актуали- зация знаний прошлого урока

- Какие изменения в окружающем нас мире происходят ежедневно?

Какие изменения произошли в природе в нашем хуторе? (Похолодание, день короче, дождь холодный, не хочется купаться)

- Почему происходят эти изменения?

(Сменилось время года)

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый – плачет.

- Это и будет темой сегодняшнего урока. Мы узнаем, что можно наблюдать в природе ежедневно и каждый год, познакомимся со старинным календарём.

IV.Изучение нового материала

Чтение текста учебника стр. 22-24

- Я называю время года, вы показываете движения (лето- плавать, зима – лыжи, весна- скакалка, осень прыгаем через лужи)

- Работаем в рабочей тетради стр.4 № 5.

Какие изменения в природе и в жизни детей изображены на рисунке?

-Подпиши названия месяцев года. Закрась месяцы каждого времени года разным цветом.

Назовите приметы каждого времени года?

-Напомните ещё раз, когда наступает осень по календарю? Зима? Весна? Лето?

-А сейчас мы прочитаем в учебнике, как на этот вопрос ответили бы учёные – астрономы, стр. 25.

Работа с 26 задание 5

Послушайте рассказ Л Толстого

Выдь зимой в тихий морозный день в поле или в лес и посмотри кругом себя, и послушай: везде кругом снег, реки замерзли, сухие травки торчат из-под снега, деревья стоят голые, ничего не шевелится. Посмотри летом: реки бегут, шумят; в каждой лужице лягушки кричат, бубулькают; птицы перелетывают, свистят, поют; мухи, комары вьются, жужжат; деревья, травы растут, махаются.

Нет тепла – все мертво; есть тепло – все движется и живет. Мало тепла – мало движенья; очень много тепла – и очень много движенья.

Откуда берется тепло на свете? Тепло от Солнца. Ходит Солнце низко зимой, стороною, не упирает лучами в землю, – и ничто не шевелится. Станет Солнце ходить выше над головами, станет светить в припор к земле, – отогреется все живое на свете и начнет шевелиться.

Станет снег осаживаться, станет отдувать лед на реках, польется вода с гор, поднимутся пары из воды в облака, пойдет дождь. Кто все это сделает? Солнце. Оттают семечки, выпустят ростки, зацепятся ростки за землю; из старых кореньев пойдут побеги, начнут расти деревья и травы. Кто это сделал? Солнце.

Разогреется в одном месте воздух, подымется, а на его место пойдет воздух похолоднее, – станет ветер. Кто это сделал? Солнце.

Встанут медведи, кроты; очнутся мухи, пчелы, выведутся рыбы из икринок на тепло. Кто все это сделал? Солнце.

Вырастут травы, хлеба, плоды, деревья, насытятся животные, напитаются люди, соберут корма и топлива на зиму; построят себе люди дома, построят чугунку, города.

Кто все это приготовил? Солнце.

Человек построил себе дом. Из чего он его сделал? Из бревен. Бревна вырублены из деревьев. Деревья вырастило Солнце. Топится печка дровами. Кто вырастил дрова? Солнце.

Многое изменилось с тех пор, как Л. Толстой написал этот рассказ. А вот Солнышко все так же светит и все так же важно для нашей жизни.

Беседа по прочитанному материалу.

– Что же такое Солнце? (Это звезда, то есть раскаленный шар, состоящий из легкого, но сильно сжатого газа.)

Что вы знаете о Солнце?

Солнце дает Земле тепло и свет.

Солнце командует ветрами, дождями, временем суток и временем года.

Послушайте и посмотрите

Ежик. Ты зачем листья собираешь?

Заяц (считает желтые листья, собирая их с земли). Хочу из них календарь на зиму сделать.

Ежик. А зачем тебе календарь?

Заяц. Чтобы зима нас не обманывала. Лето быстро проходит, а зима всегда долго тянется. Буду отрывать от календаря каждый день по листку. А как сорву последний листок – пусть зима уходит из леса.

Ежик. А если она не послушается? Что ты тогда будешь делать?

Заяц. Как что? Пойду Медведя будить. Вылезет Медведь из берлоги – сразу зима убежит.

– А у вас дома есть календарь? Какие бывают календари?

- Мы все пользуемся настольными календарями, дома висят настенные календари, но в них нет данных о восходе и закате солнца, долготе дня. Я на урок принесла отрывной календарь, чтобы выполнить задания тетради. с 5 № 7

(Работа с отрывным календарём)

Вывод по окончании работы:

-Как определяют начало каждого времени года? (По календарю, по солнцу)

- Ещё можно определить по местным признакам.

- Сегодня на уроке мы работали с отрывным календарём. А каким был старинный календарь? (. )

-Нам поможет ответить учебник стр. 27

. Как называли календарь наши предки? ( Месяцеслов

Почему в старину месяца так называли?

По каким особенностям погоды предки давали названия месяцам?

По каким работам, которые проводились в этом месяце?

Работа по с.28 -29

– Кто изображен на рисунках? Чем заняты дети?

– Составьте небольшой рассказ о жизни детей в те далекие годы по месяцам.

Цель урока : обобщить знания детей о единстве музыкальной речи композиторов разных стран.

1. Научить определять самостоятельно настроение услышанной музыки.

2. Расширить музыкальный кругозор, укрепить вокальную интонацию, развить ритмический слух.

3. Продолжить воспитывать толерантные чувства, развивать любовь к музыке.

- музыкальные термины

- карточки (зеленые, красные)

1. Вводное слово учителя

Мы всю четверть говорили о музыкальной речи, о том, что музыка имеет свои средства музыкального языка, свои интонации, мелодию, ритм, характер.

Что может изображать музыка? (человеческий характер, полет шмеля, стук колес, шум воды)

А так же музыка может рисовать картины природы, времена года.

Я прочитаю вам загадки, когда это бывает?

1. Снег на полях

Когда это бывает? (зимой)

Когда это бывает? (весной)

Когда это бывает? (летом)

Когда это бывает? (осенью)

С давних пор музыка связана с картинками природы. В звучании музыкальных инструментов можно услышать зимнюю стужу, пение птиц, водную стихию, шелест листвы.

Краткие сведения о композиторе П. И. Чайковском

Музыкальный альбом составлен из 12 пьес.

- А знаете, что такое пьеса?

Пьеса- небольшое музыкальное произведение (читает ребенок)

- а почему 12 пьес? (сколько месяцев в году- по числу месяцев)

Прослушайте музыку Чайковского. Какое время года вы услышали в музыке? Музыку исполняет симфонический оркестр под управлением Евгения Светланова.

Какая музыка по характеру? (заунывная, печальная, грустная)

Какая музыка по характеру? (печальная, идет дождь, листья опадают, улетают птицы)

Краткие сведения о композиторе Антонио Вивальди.

Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. О юношеских годах композитора и его музыкальном образовании имеется мало сведений. Скорее всего, именно отец и стал его первым музыкальным наставником. Он научил его игре на скрипке. С десяти лет Антонио стал играть на скрипке, замещал отца в капелле собора Святого Марка ввиду его частых отлучек из Венеции.

Вивальди- крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства 17 века. Создал жанр сольного концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники.

Еще при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача- виртуоза.

Ноябрь- хотя и осенний месяц-, но зима уже настает. Сели подобнее в сани- по зимнему лесу на тройке.

Закройте глаза, вслушайтесь в звучание и попробуйте представить. Что рисует в своей музыке композитор, какие чувства выражает в музыке.

Заметили, как меняется характер музыки? (прослушать половину, представить картину, прослушать до конца)

Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Вслед за ней начинают слышаться отголоски грустных раздумий. Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Но потом вновь возвращается первая мелодия- песнь ямщика.

Природу рисуют художники. Может быть именно после прослушивания этой пьесы у художника Николая Сверчкова родилось это произведение.

Как хорошо в зимнем лесу! На ветвях лежит снег, огромные сугробы. Широкая дорога ведет вдаль. Мчатся с веселым перезвоном сани, запряженные тройкой лошадей.

Какая музыка по характеру?

Что представили? (ветер, вьюгу, когда метет)

Что вы заметили? (чувства испытываете одни и те же, эмоции одни и те же)

Сам Вивальди дал описание весны: птички приветствуют своим пением, бегут ручейки. Небо покрыто темными тучами. Молнии и гром возвещают весну. На цветущей лужайке пастушок.

Музыка первого месяца весны называется Жаворонок. Она нежная, звонкая. Очень похожа на трели жаворонков, свежий аромат весны.

Солнышко светило у нас в душе, в душе была весна, радость, улыбки.

В Москве установлен памятник русскому композитору. 7 мая-170 летие.

8. Итог урока

Итальянский композитор Вивальди и русский композитор Чайковский жили в разное время и в разных странах. Вивальди в 17 веке в Италии. Чайковский в 19 веке в России. А чувства и настроение испытывали одни и те же.

Вывод: язык музыки понятен для людей всех стран. У музыки нет границ.

Чем отличается музыка Вивальди от музыки Чайковского? (Вивальди- скрипка, Чайковский- симфонический оркестр- скрипка, виолончель, труба, волторна)

Как вы отличаете музыку Вивальди от музыки Чайковского? (включаю отрывки музыки, если звучит Вивальди – покажите красную сигнальную карточку, а если звучит музыка Чайковского- синюю)

Почему вы так думаете?

Современная песенка о зиме (разучивание песни)

Кто это идет к нам в гости? (медведь)

Что вы знаете о медведе? (зимой спит)

Узнаем, почему медведь зимой спит.

1 куплет. Раз морозною зимой. (1 ряд)

2 куплет. Подняла лисица крик (2 ряд)

3 куплет. С той поры медведь решил. (3 ряд)

12. С приходом зимы все преображается. Зиму старались передать в своих творениях многие художники.

Что вы видите на картине? Какое чувство? (радости, спокойствия)

Я думаю, что творчество Чайковского вдохновило вас на творчество.

Творческое задание: вы будете рисовать под музыку зиму.

14. Итог урока :

Музыка может передать чувства, настроение. Язык музыки понятен для всех людей. У музыки нет границ. Язык музыки понятен для взрослых и дете

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Времена года, их особенности. Живая природа.

Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков об осенних явлениях в жизни животных.

Методы обучения: Словесный, наглядный, практический.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная.

Задачи формирования УУД:

Личностные: - формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности;

- развитие настойчивости и целеустремлённости в достижении целей.

Регулятивные: - развивать способность к контролю и самоконтролю при выполнении заданий;

- способность к волевому усилию.

Познавательные: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные: - обмениваться мнениями с одноклассниками;

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Много нового узнаем,

В мире знаний побываем!

Меня зовут Дарья Ивановна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь и пожелайте ему хорошего настроения.

Приветствуют учителя.

Выполняют упражнение.

- Нам печально от того, что дни стали короче, Солнце – ниже, а значит температура воздуха понизилась.

- Когда наступает осень по календарю?

- Когда наступает осень по Солнцу (по астрономическим показаниям?

- А по местным признакам?

- Все эти изменения происходят, в какой природе?

- А что же происходит в живой природе?

По календарю осень начинается 1.09.

По Солнцу 23.09.

В моем краю 22.09. - 25.09.

Ребята к нам в Бугуруслан собирается прилететь Карлосон.

Но он не знает, что ему с собой взять. Поэтому я предлагаю вам помочь ему в данной проблеме.

Кто может описать сегодняшнюю погоду?

Ребята, когда вы сегодня шли в школу было ли холодно или было тепло?

Какое было небо?

Было ли солнышко?

Сколько было градусов?

3.Самоопределение (мотивация) к деятельности. Целеполагание.

-Ребята послушайте стихотворения и скажите о чем они?

Далеко ещё зима,
Но не для потехи
Тащит белка в закрома
Ягоды, орехи.
Где же взять зимой сластей
Для детей
И для гостей?
(В. Степанов)

Улетали лебеди

Улетали лебеди
С севера на юг.
Растеряли лебеди
Белый-белый пух.
То ли пух лебяжий
В воздухе блестит,
То ли в окна наши
Первый снег
Летит.
(В. Приходько)

Эти изменения происходят в живой или не живой природе?

О чем мы будем вести речь на уроке?

Тема нашего урока: Осенние явления в жизни животных. сл.

Какую мы поставим цель на урок?

- Какие поставим задачи для достижения цели?

О белке, которая готовиться к зиме.

О лебедях, которые собрались улетать в теплые края.

Об изменениях у животных осенью

-Какие группы животных вы знаете?

-Какое защитное покрытие имеют тела животных?

- Для чего необходимо животным покрытие?

- Каких насекомых вы наблюдали летом?

- Каких земноводных вы наблюдали летом?

- Каких животных стало меньше осенью? Почему?

- Для того чтобы узнать с какой группой животных познакомимся, разгадаем кроссворд в ТПО. Стр.14.

- Назовите, одним словом кто изображен на рисунках.

-Для того, чтобы узнать, что происходит с насекомыми осенью давайте прочитаем текст в учебнике на станице 57.


-Что с насекомыми происходит осенью?( Вывешиваю табличку)

- Почему так происходит? Сделайте вывод.

Адмирал - одна из самых красивых бабочек, которых можно встретить на наших лугах. Свое название она получила из-за красных полосок, которые идут по краю задних крыльев и пересекают передние крылья посредине.

Питается бабочка нектаром растений. Она делает это через специальный отросток, похожий на хобот, который запускает в цветок.

Эта бабочка не умирает и не цепенеет. Она как птицы улетает в теплые края.

Насекомые, рыбы, птицы, звери.

Насекомые – нет покрытия; рыбы – тело покрыто чешуей; птицы – тело покрыто перьями; звери – тело покрыто шерстью.

Читайте также: