Конспект урока возникновение ислама арабские завоевания 10 класс

Обновлено: 25.07.2024

Родиной арабов является Аравийский полу­остров. Кочевые племена арабов — бедуины — занимались ското­водством. Особую роль в религиозной жизни Аравии играл город Мекка и его храм Кааба. Он стал местом, которое посещали все арабские племена. В стену храма был вделан черный камень, упав­ший с неба.

Каждое арабское племя имело своих богов племена часто воевали друг с другом. Человеку по имени Мухаммед (570-632) удалось объединить арабов под знаменем единого Бога. Мухаммед стал основателем третьей, после буддизма и христиан­ства , мировой религии. Он родился около 570 г., был пастухом, затем погонщиком в караванах. В Мекке Мухаммед начал проповедовать веру в единого Бога Аллаха, призывал выполнять бого­угодные дела — выкупать рабов па волю, помогать бедным, сиро­там, вдовам. Бедняки и рабы стали собираться вокруг Мухаммеда. Но богатые мекканцы вынудили его в 622 г. бежать из Мекки в (Медину.

Основные заповеди ислама, а также высказывания Мухаммеда записаны в Коране. Коран был и сборником законов. Многие му­сульмане почитают также Сунну — сборник изречений пророка и рассказов о его жизни.

После смерти пророка (632 г.) арабы вышли правителей из числа его сподвижников и родственников. )ни получали титул халифов — заместителей или посланников плаха. Халифы сосредоточили в своих руках духовную и светскую часть. Первые четыре халифа продолжили наступление на соседнее земли. К этому арабов толкало стремление обратить народы в новое учение, а также рост численности их племен, которые уже не могли прокормиться на Аравийском полуострове, жажда до­бычи. Основной силой завоевателей была их великолепная кавале­рия (конное войско).

Арабские врачи. Старинная гравюра

Первый поход начался в 633 г. на Иран. Иранцы были разби­ты, арабы захватили огромные сокровища. К 651 г. они овладели всем Ираном и вторглись па территорию современного Афгани­стана. Вторым направлением наступательной политики стала Византия. После долгих боев были завоеваны Армения, Сирия, Палестина, Египет. Не раз арабы осаждали сам Константинополь, но отчаянное сопротивление вынуждало их отступать. 13 Африке арабы покорили не только владения Византии, но и кочевые народы Саха­ры — берберов . Через Гибралтарский пролив завоеватели вторг­лись на Пиренейский полуостров. В 714 г. было уничтожено Вест­готское королевство. Вся Испания, за исключением горной тер­ритории на севере, перешла под власть мусульман. Продолжались и завоевания на Востоке. Арабы заняли Среднюю Азию, часть Индии, разгромили китайцев в битве при Таласе в 751 г., но дальше не пошли.

После четырех первых халифов власть над арабами и всей завоеванной ими территорией захватил род Омейядов из Мекки (661—750 ). Омейяды перенесли столицу Арабского халифата в Дамаск. Огромная территория халифата была разделе­на на пять наместничеств во главе с эмирами. Была налажена по­чтовая связь со всеми наместничествами, на дорогах установлены почтовые станции.

Арабы поселились на многих завоеванных землях, смешива­лись с местным населением. Постепенно арабский язык получал все большее распространение. Завоеватели долгое время не закры­вали на завоеванной территории христианских и иных храмов, не препятствовали жителям исполнять старые религиозные обряды. Однако все не мусульмане были обложены тяжелейшими налога­ми. От них освобождали тех, кто переходил в ислам.

Поэтому посте­пенно многие становились мусульманами. Через несколько веков такие некогда христианские страны, как Египет. Сирия, Палес­тина, стали исламскими, их жители начали говорить по-арабски. Мусульманским стало население Ирина, Средней Азии, Северо-Западной Индии, но здесь сохранились местные языки. Позже ислам распространился и на другие, не подвластные халифату тер­ритории.

Единство мусульман было непрочным. Многие не признавали халифов из династии Омейядов. Приверженцы четвертого халифа Али — двоюродного брата и зятя Мухаммеда считали Омейядов изменниками делу пророка. Мусульмане распались на два течения. Сторонников Али называли шиитами , а сторонников халифов — суннитами , поскольку помимо Корана они считали священной книгой Сунну. Суннитов было больше, чем шиитов, но в некото­рых областях (например, в Иране) шииты преобладали. В разных концах халифата происходили восстания как против арабской вла­сти, так и против Оменядов. В конце концов Омейялы были сверг­нуты и почти все истреблены.

В 750 г. власть в Халифате захватила династия Аббасидов (750-1258) — по­томков дяди Мухаммеда. При них столица была перенесена в го­род Багдад. При новой династии завоевании почти прекратились. Лишь в Средиземном море флот арабов захватил многие острова и юг Италии, разорял берега Южной Европы.

С начала IX в. Арабский халифат вступил в период распада. Слишком велика была его территория, очень раз­ные там жили народы с разным уровнем развития. Эмиры посте­пенно превращались в хозяев своих провинций. Первой отпала Испания, где возник Кордовский халифат. Затем отделились Ма­рокко, Алжир. Египет. Средняя Азия. Иран, Аравия.

С конца IX в. реальная власть в остатках Халифата оказалась в руках вооруженных отрядов из числа рабов и иноземцев. В 945 г. Багдад захватили Буиды — правители одного из государств Ирана.

В 1055г. Багдад был взят турками-сельджуками , пришедшими из Средней Азии и покорившими весь Ближний Восток. Халиф при Буидах и сельджуках стал мусульманским первосвященником, потеряв светскую власть. В 1258 г. Багдад взяли монголы, казнив­шие халифа. До 1517г. аббасидские халифы жили в Каире. После завоевания Египта турками-османами титул халифа принял на себя турецкий султан.

Арабы усвоили знания и традиции поко­ренных народов, развили их на основе ислама и арабского языка, который стал не только общегосударственным, но и языком ли­тературы и науки.

При Омейядах Дамаск был украшен роскошными дворцами и мечетями, наиболее знаменитой из которых стала мечеть халифа Валида (мечеть Омейядов), перестроенная в 705 г. из собора Свя­того Иоанна. Уже тогда мировую известность получили дамасские ювелирные изделия и ткани. Но более всего Дамаск прославился сталью, из которой изготовлялось оружие.

При дворе халифов собирались ученые со всех концов спета. Их труды щедро вознаграждались правителями. Были основаны шко­лы в Багдаде, Бассоре, Бухаре, Куфе, а также обширные библио­теки в Александрии, Багдаде и Каире. Только в Испании арабы основали 14 университетов и множество школ, пять публичных библиотек.

Bayt al-Hikma (в переводе с арабского означает "Дом Мудрости")

Что являлось родиной арабов? Чем занимались кочевые племена?

Когда начался первый поход Мухаммеда? Назовите его итоги.

Каковы причины походов арабов?

Подготовка вопросов: Лесникова К.

БЕДУИНЫ (от арабского бадауин - обитатели пустынь), кочевые арабы-скотоводы (преимущественно верблюдоводы) передней Азии и Северной Африки.

ХРИСТИАНСТВО - одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе - вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества (см. Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства - Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также "Символ веры", решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1 млрд. человек.

Буддизм (buddha dhamma, «Учение Просветлённого) — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

СУННА (араб., нрав, обычай, правило). Собрание различных сведений о жизни, учении и деятельности Магомета.

ХАДИСЫ (hadlth, араб. — традиции), предания о поступках и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников, составляющие сунну, к-рая лежит в основе жизненных правил шариата. Хотя в достоверности X. есть сомнения, их историч., моральное, религ. и культовое значение очень высоко и уступает лишь Корану. Сунниты признают достоверными шесть сборников X., составленных в осн. Бухари (810—70), шииты — только пять сборников X., основанных на авторитете халифа Али и др. имамов, т.е. ведомых Богом вождей шиизма.

ХАЛИФ (фр., от араб, chalifah - наместник). То же, что калиф. (истор.). Титул верховного главы мусульман, совмещавшего светскую и духовную власть, как преемник Магомета, в государствах арабов до 13 века. || Титул египетского, а затем турецкого султана, как духовного главы всех мусульман.

ЭМИР (араб., от emira - повелевать). Титул независимых начальников родов на Востоке, а также потомков Магомета.

Хариджиты (хаваридж – выступившие, вышедшие, покинувшие) – первое в истории Ислама религиозно-политическое движение, секта, сформировавшаяся как религиозный протест против политического решения последнего из праведных халифов Али бин Абу Талиба в ходе действия битвы при Сиффине. Информационно-аналитический федеральный портал

СУННИТЫ (от араб. "сунна" - "закон"), крупнейшее течение в исламе. Сунниты считают, что теократическое государство - это земная власть, осуществляемая халифом или имамом, наследующим только светскую власть Мухаммеда. Поскольку Мухаммед принял свое служение от Бога, сунниты, в отличие от шиитов, отрицают, что он мог передать и свою религиозную власть. Законными наследниками Мухаммеда они признают первых четырех халифов. В качестве достоверных они принимают шесть или девять книг хадисов (преданий о словах и деяниях пророка). В юриспруденции (фикхе) они, как правило, принимают решения в соответствии с одной из четырех господствующих ныне школ мусульманского права (мазхабов).

ОМЕЙЯДЫ , династия арабских халифов в 661 - 750, происходившая из рода омейя арабского мекканского племени курейш. Основатель - Муавия I. При Омейядах арабы завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и другие территории. Столица Омейяды - Дамаск.

АББАСИДЫ , династия арабских халифов в 750 - 1258. Происходит от Аббаса, дяди Мухаммеда. Расцвет при халифах аль-Мансуре (754 - 775), аль-Махди (775 - 785), Харун ар-Рашиде (786 - 809), аль-Мамуне (813 - 833). С конца 8 в. от Халифата Аббасидов, включавшего первоначально страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, начали отпадать отдельные области. С 945 Аббасиды лишены светской власти.

Поиск определений: Семенихин С ., Замудрякова А., Курасова И.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема 4.2. Возникновение ислама. Арабские завоевания

Тема 4.2. Возникновение ислама. Арабские завоевания

Тема 4.2. Возникновение ислама. Арабские завоевания

Тема 4.2. Возникновение ислама. Арабские завоевания

Тема 4.2. Возникновение ислама. Арабские завоевания

Тема 4.2. Возникновение ислама. Арабские завоевания

Тема 4.2. Возникновение ислама. Арабские завоевания

Тема 4.2. Возникновение ислама. Арабские завоевания

Тема 4.2. Возникновение ислама. Арабские завоевания

Рассмотреть особенности жизни арабских племен и проследить пути возникновения государства у арабов.

Сформировать у учеников представление о новой мировой религии, зародившейся в VII в., – исламе, рассмотреть ислам как одну из мировых религий.

Способствовать развитию хронологических и картографических умений студентов.

1.История возникновения Арабского государства

Арабы, как груп­па пле­мен, воз­ни­ка­ют за­дол­го до на­ча­ла эпохи сред­не­ве­ко­вья. Еще в I ты­ся­че­ле­тии до н.э. на тер­ри­то­рии со­вре­мен­но­го Ара­вий­ско­го по­лу­ост­ро­ва воз­ни­ка­ют пер­вые го­су­дар­ства. Но пле­мен­ные объ­еди­не­ния здесь су­ще­ство­ва­ли и ранее.

Ос­нов­ным видом де­я­тель­но­сти для араб­ских пле­мен этой эпохи была по­сред­ни­че­ская тор­гов­ля. Имен­но этот фак­тор пред­опре­де­лил воз­вы­ше­ние го­су­дарств, рас­по­ло­жен­ных на тер­ри­то­рии со­вре­мен­но­го Йе­ме­на. На­при­мер, Хи­мья­рит­ское цар­ство. Арабы в это время за­ни­ма­лись тор­гов­лей между Эфи­о­пи­ей, Ин­ди­ей и тер­ри­то­ри­я­ми Ближ­не­го Во­сто­ка. Это поз­во­ля­ло на­кап­ли­вать зна­чи­тель­ные бо­гат­ства, но в то же время при­во­ди­ло к тому, что три очень раз­ви­тых ре­ги­о­на Древ­не­го Во­сто­ка ока­зы­ва­ли на за­рож­да­ю­щий­ся араб­ский мир свое вли­я­ние. На­при­мер, в на­ча­ле I века н.э. на тер­ри­то­рии Эфи­о­пии по­яв­ля­ет­ся хри­сти­ан­ство. Ближ­ний Во­сток влиял на араб­ский мир бла­го­да­ря се­рьез­но­му дви­же­нию иуда­из­ма.

Что ка­са­ет­ся ин­дий­ско­го вли­я­ния, то оно осу­ществ­ля­лось со сто­ро­ны науки и фи­ло­со­фии. Имен­но это при­ве­ло к тому, что в араб­ском ре­ги­оне между собой со­при­ка­са­ют­ся и стал­ки­ва­ют­ся раз­лич­ные ре­ли­ги­оз­ные уче­ния. Все это до­пол­ня­лось ре­ли­ги­оз­ны­ми уче­ни­я­ми самих ара­бов, ко­то­рые также иг­ра­ли зна­чи­тель­ную роль.

Еди­ное го­су­дар­ство, ко­то­рое бы охва­ты­ва­ло весь Ара­вий­ский по­лу­ост­ров, в это время так и не сло­жи­лось. Го­су­дар­ства были не очень мно­го­чис­лен­ны­ми, и у них не было по­во­дов для объ­еди­не­ния. На­о­бо­рот, они со­пер­ни­ча­ли друг с дру­гом за тор­го­вые пути. На ру­бе­же эр мно­гие из этих го­су­дарств пе­ре­жи­ва­ли пе­ри­од упад­ка, свя­зан­ный с кли­ма­ти­че­ски­ми из­ме­не­ни­я­ми.

В се­ре­дине I ты­ся­че­ле­тия до н.э. воз­вы­ша­ет­ся тер­ри­то­рия Хи­джа­за – рай­о­на на за­па­де Ара­вий­ско­го по­лу­ост­ро­ва, при­ле­га­ю­ще­го к Крас­но­му морю. Го­ро­да этого ре­ги­о­на также за­ни­ма­лись по­сред­ни­че­ской тор­гов­лей. Боль­шую роль там иг­ра­ли и такие от­рас­ли хо­зяй­ства, как ско­то­вод­ство и ре­мес­ло. Зем­ле­де­лие в Хи­джа­зе было воз­мож­но да­ле­ко не все­гда. В рай­оне го­ро­да Мекка зем­ле­де­лия не было вовсе. Там по­про­сту не было пло­до­род­ных зе­мель, земли были непри­год­ны для вы­ра­щи­ва­ния ка­ких-ли­бо зла­ков. Тем не менее, имен­но этот ре­ги­он сыг­рал огром­ную роль как в ис­то­рии Араб­ско­го мира, так и в ис­то­рии че­ло­ве­че­ства.

Ислам как фактор, объединивший арабов

Раз­дроб­лен­ность и раз­де­лен­ность всех тер­ри­то­рий, по­сто­ян­ные кон­флик­ты друг с дру­гом при­ве­ли к тому, что очень мно­гие люди в Ара­вии в это время осо­зна­ли необ­хо­ди­мость объ­еди­не­ния. Такое объ­еди­не­ние было воз­мож­ным на ре­ли­ги­оз­ной почве. С 570 по 632 год в го­ро­де Мекка жил че­ло­век, ко­то­рый по­лу­чил имя Му­хам­мед (Рис. 1). Имен­но его на­зы­ва­ют ос­но­во­по­лож­ни­ком не толь­ко араб­ской ре­ли­гии, но и араб­ской ци­ви­ли­за­ции. Таким об­ра­зом, Му­хам­мед стал ос­но­во­по­лож­ни­ком новой ре­ли­гии – ис­ла­ма. Имен­но ислам в на­ча­ле VII века раз­ра­бо­тал новую ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­скую док­три­ну, опи­рав­шу­ю­ся как на до­ис­лам­ские уче­ния и тра­ди­ции араб­ских пле­мен, так и на хри­сти­ан­ские и иудей­ские тра­ди­ции. Можно про­сле­дить вза­и­мо­связь ис­ла­ма и хри­сти­ан­ства: на­при­мер, ис­лам­ские тек­сты упо­ми­на­ют биб­лей­ских про­ро­ков под ара­би­зи­ро­ван­ны­ми име­на­ми, счи­тая их пред­ше­ствен­ни­ка­ми ис­ла­ма.

Росту по­пу­ляр­но­сти ис­ла­ма не по­ме­ша­ла даже граж­дан­ская война, ко­то­рая на­ча­лась в ха­ли­фа­те в 650-е годы. Два по­след­них пра­вед­ных ха­ли­фа (Осман и Али) были убиты во время меж­до­усо­биц в 656 и 661 годах. Все это не по­ме­ша­ло рас­ши­рять тер­ри­то­рию Араб­ско­го го­су­дар­ства. Под ру­ко­вод­ство Мекки и ха­ли­фов пе­ре­ш­ла вся тер­ри­то­рия Ара­вии, а затем были за­во­е­ва­ны новые земли.

За­во­е­ва­тель­ные по­хо­ды ара­бов в VII веке:

v 640 год – за­во­е­ва­ние Па­ле­сти­ны и Сирии,

v 642 год – за­вер­ше­ние по­ко­ре­ния Егип­та,

v 649 год – за­во­е­ва­ние Кар­фа­ге­на,

v 651 год – рас­про­стра­не­ние вла­сти на тер­ри­то­рии со­вре­мен­но­го Ирана

Государственное устройство Арабского халифата при династии Омейядов и Аббасидов

За­во­е­ва­ния про­дол­жа­лись и при новой ди­на­стии Омей­я­дов, ко­то­рая на­ча­ла пра­вить в 661 году. За время их на­хож­де­ния у вла­сти до 750 года арабы рас­про­стра­ни­ли свое вли­я­ние на огром­ные тер­ри­то­рии, вклю­чая даже тер­ри­то­рию со­вре­мен­ной Ис­па­нии. Так был со­здан Араб­ский ха­ли­фат. Офи­ци­аль­но он про­су­ще­ство­вал до 1258 года, а вре­ме­нем его мак­си­маль­но­го рас­цве­та счи­та­ет­ся имен­но эпоха прав­ле­ния ди­на­стии Омей­я­дов: 661–750 гг. В 750 году за­во­е­ва­ния ара­бов были пре­кра­ще­ны. После этого из­ме­не­ния гра­ниц про­ис­хо­ди­ли не в поль­зу Араб­ской ци­ви­ли­за­ции.

Новая ди­на­стия Аб­ба­си­дов (750–1258 гг.) также оста­ви­ла свой след в ис­то­рии Араб­ско­го мира. В их за­да­чи уже не вхо­ди­ли за­во­е­ва­ния. Де­я­тель­ность Аб­ба­си­дов была на­прав­ле­на на то, чтобы со­хра­нить един­ство зе­мель, на­хо­див­ших­ся в их под­чи­не­нии. Имен­но в это время еди­ное Араб­ское го­су­дар­ство по­сте­пен­но на­чи­на­ет рас­па­дать­ся. Неза­ви­си­мость по­лу­ча­ют тер­ри­то­рии, под­чи­нен­ные ара­бам в Ис­па­нии, а затем и го­су­дар­ства, об­ра­зо­вав­ши­е­ся на тер­ри­то­рии Ма­гри­ба (Ма­рок­ко, Алжир и Тунис). Аб­ба­си­ды про­дол­жа­ли со­хра­нять титул ха­ли­фов. Они со­че­та­ли в своих руках свет­скую и ду­хов­ную власть. С те­че­ни­ем вре­ме­ни свет­скую власть они по­сте­пен­но те­ря­ют. Она со­сре­до­та­чи­ва­ет­ся в руках их за­ме­сти­те­лей – ви­зи­ров. Также по­яв­ля­ет­ся спе­ци­аль­ный су­дей­ский ап­па­рат, ко­то­рый ока­зы­вал свое вли­я­ние на внут­рен­нюю по­ли­ти­ку го­су­дар­ства. Кроме этого, по­яв­ля­ет­ся ин­сти­тут на­мест­ни­ков (или эми­ров). В 762 году Аб­ба­си­ды пе­ре­нес­ли сто­ли­цу в Баг­дад, так как от­ту­да было удоб­нее управ­лять столь боль­шим го­су­дар­ством. В итоге эмиры по­лу­чи­ли власть на ме­стах, и по­сте­пен­но эта власть ста­но­вит­ся на­след­ствен­ной. На­мест­ни­ки Араб­ско­го ха­ли­фа­та на­чи­на­ют по­сте­пен­но фор­ми­ро­вать соб­ствен­ные ди­на­стии и пе­ре­да­вать власть своим сы­но­вьям, вну­кам, не спра­ши­вая даже фор­маль­но­го со­гла­сия на то из Баг­да­да. Так, ди­на­стии пре­вра­ща­ют свои тер­ри­то­рии в от­дель­ные го­су­дар­ства. В итоге к XIII веку Аб­ба­си­ды прак­ти­че­ски пол­но­стью по­те­ря­ли ры­ча­ги управ­ле­ния стра­ной. Это пред­опре­де­ли­ло рас­пад араб­ско­го го­су­дар­ства.

Особенности внешней политики Арабского халифата

Что ка­са­ет­ся внеш­ней по­ли­ти­ки, то ре­ша­ю­щую роль иг­ра­ли ру­ко­во­ди­те­ли на­ем­ной армии, ко­то­рая со­сто­я­ла из гу­ля­мов – недав­них рабов, ко­то­рые пе­ре­шли на служ­бу в Араб­ский ха­ли­фат и при­ня­ли ислам. Гу­ля­мы, несмот­ря на их невы­со­кий офи­ци­аль­ный ста­тус, ино­гда даже дик­то­ва­ли ха­ли­фам те усло­вия, при ко­то­рых они со­гла­ша­лись при­ни­мать уча­стие в тех или иных по­ли­ти­че­ских делах. Ис­поль­зо­ва­ние таких недав­них рабов в ка­че­стве на­ем­ни­ков было ха­рак­тер­ной чер­той не толь­ко араб­ско­го мира, но и впо­след­ствии Осман­ской им­пе­рии.

Причины распространения ислама

Что же обу­сло­ви­ло столь быст­рое рас­про­стра­не­ние араб­ской куль­ту­ры на дру­гие тер­ри­то­рии? Ислам на на­чаль­ных эта­пах сво­е­го су­ще­ство­ва­ния не был обя­за­тель­ной ре­ли­ги­ей. В пер­вые века су­ще­ство­ва­ния Араб­ско­го ха­ли­фа­та там про­во­ди­лась по­ли­ти­ка ве­ро­тер­пи­мо­сти. Арабы, при­хо­дя на новые тер­ри­то­рии, не ме­ня­ли су­ще­ство­вав­ших там ранее по­ряд­ков. Они по­ощ­ря­ли любые ре­ли­гии, а не толь­ко ислам.

Но в VIII–IX вв. эта по­ли­ти­ка по­сте­пен­но на­чи­на­ет ме­нять­ся. Для нему­суль­ман стали со­зда­вать­ся небла­го­при­ят­ные усло­вия. На­при­мер, они долж­ны были вы­пла­чи­вать по­зе­мель­ный налог ха­радж, раз­ме­ры ко­то­ро­го по­сто­ян­но уве­ли­чи­ва­лись. Если че­ло­век при­ни­мал ислам, то ха­радж он все равно про­дол­жал пла­тить. Также в Араб­ском ха­ли­фа­те су­ще­ство­ва­ла джи­зья – по­душ­ная по­дать с ино­вер­цев в му­суль­ман­ских го­су­дар­ствах. От вы­пла­ты по­да­ти осво­бож­да­лись жен­щи­ны, ста­ри­ки, ин­ва­ли­ды, нищие, рабы, мо­на­хи (до на­ча­ла VIII в.) и хри­сти­ане, во­е­вав­шие в му­суль­ман­ской армии.

Таким об­ра­зом, об­ра­ще­ние людей в ислам было свя­за­но не толь­ко с идео­ло­ги­че­ской об­ра­бот­кой со­зна­ния, но и с тем, что здесь были вполне явные эко­но­ми­че­ские ры­ча­ги.

Достижения арабской науки и культуры

С дру­гой сто­ро­ны, ран­ний араб­ский мир был то­ле­рант­ным и ве­ро­тер­пи­мым. Вклад араб­ской куль­ту­ры за­клю­чал­ся в том, что она со­хра­ни­ла для нас ан­тич­ное на­сле­дие. Про­из­ве­де­ния неко­то­рых ан­тич­ных ав­то­ров дошли до нас не в ори­ги­на­ле, а в их араб­ских пе­ре­во­дах. Арабы эпохи ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья бе­реж­но от­но­си­лись к ан­тич­но­му на­сле­дию.

Если го­во­рить об аст­ро­но­мии, то можно вспом­нить со­вре­мен­ные карты звезд­но­го неба. Очень мно­гие звез­ды до се­го­дняш­не­го дня имеют араб­ские на­зва­ния. Аст­ро­но­мия была важна ара­бам для мно­го­чис­лен­ных пла­ва­ний, ко­то­рые арабы со­вер­ша­ли по всем вод­ным про­сто­рам, до­ступ­ным для них. Арабы были из­вест­ны­ми пу­те­ше­ствен­ни­ка­ми эпохи Сред­них веков. Имен­но им при­над­ле­жит боль­шая за­слу­га в деле осво­е­ния че­ло­ве­че­ством новых тер­ри­то­рий на зем­ном шаре.

Если го­во­рить о гу­ма­ни­тар­ных на­у­ках, то и здесь арабы внес­ли свой вклад. Осо­бым жан­ром ис­то­ри­че­ской науки ста­но­вит­ся все­об­щая ис­то­рия. Опи­са­ния араб­ских ис­то­ри­ков со­дер­жит огром­ный мас­сив ин­фор­ма­ции, ко­то­рая ев­ро­пей­ски­ми уче­ны­ми не осво­ен до се­го­дняш­не­го дня. Из­вест­ны­ми араб­ски­ми ис­то­ри­ка­ми были Ат-Та­ба­ри (Рис. 9), Аль-Ма­су­ди

Араб­ский мир был свя­зу­ю­щим зве­ном между Ев­ро­пой и ци­ви­ли­за­ци­я­ми Южной и Во­сточ­ной Азии. Имен­но бла­го­да­ря дей­стви­ям ара­бов сред­не­ве­ко­вая Ев­ро­па по­лу­чи­ла такие изоб­ре­те­ния ки­тай­ских уче­ных, как бу­ма­га, ком­пас и порох. Таким об­ра­зом, вли­я­ние араб­ско­го мира на на­уч­ное ми­ро­вое раз­ви­тие было огром­ным и су­гу­бо по­ло­жи­тель­ным.

Бес­кон­фликт­ным об­ще­ние между за­пад­ным и араб­ским миром было да­ле­ко не все­гда. Время, когда две эти ци­ви­ли­за­ции осу­ществ­ля­ли пе­ри­од мир­но­го су­ще­ство­ва­ния, было срав­ни­тель­но непро­дол­жи­тель­ным. Кон­флик­ты между ара­ба­ми и ви­зан­тий­ца­ми по­сте­пен­но обост­ри­ли от­но­ше­ния между Кон­стан­ти­но­по­лем и цен­тра­ми араб­ской ци­ви­ли­за­ции. За­пад­ный мир и араб­ский столк­ну­лись и в эпоху Кре­сто­вых по­хо­дов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Департамент культуры города Москвы

___________________________

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

ТЕМА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ.

Разработала:

Авдеева Т.В., преподаватель истории

Образовательные:

расширить знания обучающихся о мусульманской религии и нравственных ценностях ислама;

сформировать понимание особенностей становления и причин распада Арабского халифата;

дать представление о своеобразии византийской цивилизации как наследнице империи римлян и как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации.

Воспитательные:

воспитание толерантного отношения к другим народам;

воспитание самостоятельности суждений, осознанности поведения и самоконтроля, навыков общения через развитие интереса к изучаемому предмету;

способствование воспитанию личностных качеств: коммуникабельности, познавательного интереса к историческому прошлому, критического отношения к действительности.

Развивающие:

расширение кругозора обучающихся, формирование умений работать с исторической картой;

развитие речи и рациональных приемов мышления: умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и оценивать исторические факты.

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА: Комбинированный урок.

I . Организационный момент : 5 мин. Приветствие. Проверка присутствия студентов.

II . Опрос: 15 мин.

Вопросы : 1. Когда возникли античные цивилизации? 2. Какой город называют город-полис? 3. Кто такой Александр Македонский? Почему его так называют. 4. Какие две войны пережила античная цивилизация? 5. Перечислите имена известных деятелей политики и культуры в античном мире.

III . Изучение нового материала : 70 мин.

План работы на уроке:

1. Судьба пророка Мухаммада.

2. Распространение ислама.

3. Арабский халифат и его распад.

Запись на доске – новые слова: Кааба, хиджра, Медина, мечеть, ислам, Коран, суры, Сунна, намаз, закят, хадж, шариат, халиф, Халифат Омейядов, Дамаск, шииты, сунниты, имам, эмир, Халифат Абассидов, Багдад.

1. Аравия. Судьба пророка Мухаммада. 20 мин.

Арабы издавна жили на Аравийском полуострове, который омывался Красным и Аравийским морями, а также водами Персидского залива. Климат в Аравии сухой и жаркий. На большей территории полуострова существуют степи и пустыни, земли пригодной для земледелия немного, поэтому заниматься выращиванием фруктовых садов и финиковых пальм, виноградников, хлопчатника, сахарного тростника можно было только в оазисах. Кочевые арабы занимались разведением верблюдов, овец, лошадей. Особую роль в их жизни играл верблюд. Он давал бедуинам мясо, молоко, шерсть, кожу из которой делали обувь. Важным для арабов был город Мекка: здесь проходили ярмарки, шла бурная торговля, в центре города находилась Кааба - черный камень, посланный Аллахом. Арабы по большей части были язычниками, но постепенно среди них распространилось единобожие.

Вопрос: Какие изменения начинают происходить в жизни кочевников бедуинов?

Записи в тетради:

К началу VII века в жизни кочевников-бедуинов начинают происходить изменения:

1. Выделяется племенная знать, владевшая пастбищами, стадами животных и рабами-пленными.

2. Начинается процесс обнищания большей части населения.

Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:

1. Прекращение вражды племён между собой, связанной (в первую очередь) с резким упадком торговли.

2. Борьба с внешними врагами. Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран и укрепления власти над бедняками.

Вопрос: Мухаммад называл себя третьим Пророком. Как вы думаете, после кого? (Муса, Иса).

Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммада. В 622 г. Мухаммад вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб. Это событие получило название хиджра , с которого и начинается мусульманское летоисчисление.

Записи в тетради:

1. 570-632 гг. - годы жизни Мухаммеда.

2. 622 г . - год хиджры.

Жители Ясриба приняли учение Мухаммада. Ясриб был переименован в Город Пророка и стал называться Медина . В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммада мечеть . В 630 г. Мухаммад покорил Мекку, а к моменту его смерти в 632 г. большинство арабов приняло новую религию и новую власть.

2. Распространение ислама. Арабский халифат и его распад. 30 мин

Вопрос: Какие мировые религии вы знаете? (Христианство, Ислам, Буддизм).

После смерти пророка, суры по памяти были записаны учениками Мухаммада. Помимо Корана, большинство мусульман почитает Сунну - собрание рассказов о жизни Мухаммеда и его изречения.

Записи в тетради:

1. Свидетельство веры в одного Аллаха и никого, кроме него. 2. Намаз (пять раз в день). 3. Закят (пожертвование). 4. Пост в месяц Рамадан. 5. Паломничество в Священный город Мекку (хадж).

Запись в тетради: Шариат - совокупность религиозных и юридических норм, основанных на Коране, мусульманское право.

Вопрос: Кому прежде принадлежали эти территории? (Византии)

В начале VIII в. арабы возобновили наступление. В Северной Африке они подчинили племена берберов и вынудили их принять Ислам. Постепенно все африканское побережье Средиземного моря стало арабо-мусульманским. В 711-714 гг. арабы покорили Испанию. На востоке завоеватели встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии. Лишь направив большие армии и пользуясь раздорами между племенами, арабы покорили Северный Кавказ, но их власть была здесь непрочной. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем, и в 751 году нанесли китайскому войску поражение.

Вывод: Так в течении VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов - Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран.

Запись в тетради: 632 г. - год основания; 1258 г.- год распада.

Серьезный внутренний кризис затронул систему власти в Арабском халифате в период правления Али, двоюродного брата и зятя Мухаммада. После его смерти к власти приходят представители старой арабской аристократии - род Омейя. В 661-750 гг. установился Халифат Омейядов со столицей в Дамаске.

Запись в тетради: 661-750гг. - Халифат Омейядов.

С этого момента среди мусульман возникает деление на шиитов суннитов . Сунниты получили свое название от священного текста Сунна. Сунниты считали, что имамом - верховным главой всех мусульман - должен быть халиф , светский глава государства. Шииты отрицали сам титул халифа и настаивали на том, что имамом мог быть лишь потомок Али.

Вывод: Эта борьба заметно подрывала силы Арабского халифата.

В 750 г. к власти пришла династия Аббасидов - потомки дяди Мухаммада Аббаса. Столицей нового Халифата – Халифата Абассидов – стал Багдад.

Запись в тетради: 750 год - воцарение династии Аббасидов.

Во время их правления арабы проникли на такие важные территории, как острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии. Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Своих родственников и приближенных он назначал наместниками провинций. Наместники - эмиры - за счет налогов с населения содержали чиновников и войско, руководили завоевательными походами. Крестьяне в завоеванных областях были обложены высокими налогами.

Все не мусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивала силы халифата. Чтобы успешно подавлять народное восстание, один из халифов приказал набрать войско среди пленных тюрок - жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов.

Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями. В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании - Кордовский эмират (с X века - Кордовский халифат). В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан. Под властью багдадского халифата осталась лишь Месопотамия. Но и ее подчинила правившая в Иране династия. К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии, которые в 1055 году захватили Багдад. В XIII в. монголы изгнали Аббасидов из Багдада . Арабский халифат прекратил свое существование.

Сегодня Ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире. Мухаммад остается самым почитаемым пророком. Ислам не наделяет его сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что посланник Бога - такой же человек, как и все. В отличие от предыдущих пророков он почти не творил чудес, но для каждого мусульманина Пророк Мухаммед - совершенный человек, а жизнь Его - наилучший пример для подражания.

Общий вывод по уроку: Период раннего средневековья характеризуется :

1. Образованием государств, оказавших огромное влияние на развитие других, менее развитых, стран.

3. Большим количеством завоевательных войн, которые, в конечном итоге, привели к распаду этих империй.

IV . Закрепление нового материала. 10 мин.

Определите правильные утверждения (Да, нет).

1. Является ли халиф заместителем пророка Мухаммада (Да).

2. Город Мекка – это город пророка Мухаммада (Да).

3. Сунна – это священные тексты в Византийской империи (Нет).

4. Дамаск – столица Халифата Абассидов (Нет).

5. Хадж – это паломничество в Священный город Мекку (Да).

6. Кааба – это языческий амулет (Нет).

7. Коран – это главная книга в исламе (Да).

8. Шариат – это мусульманское право, основанное на Коране (Да).

9. В мечети мусульмане собираются для отдыха после работы (Нет).

10. Сунна - собрание рассказов о жизни Мухаммеда и его изречения (Да).

V . Подведение итогов: 10 мин. Оценки. Домашнее задание: О1.§14-15.

VI . Оснащение урока: ПК, проектор, презентация. Учебник: Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Академия, 2013 .

VII . Межпредметные связи: философия, история искусства, литература, география.


План-конспект урока по Всеобщей истории "Возникновение ислама".

Ожидаемые результаты:

После урока ученики смогут:

– показывать на карте территорию владения арабов; – будут иметь представление об особенностях жизни арабов: их занятиях и образе жизни, об их пророке и Священной книге Коран; – развивать коммуникативные навыки, навыки критического мышления и работы с исторической информацией.

Содержимое разработки

Открытый урок по Всеобщей истории (история средних веков)

Тема: Возникновение ислама.

Цель: Дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации.

Образовательные :

- Сформировать у учащихся знания о ранней истории арабов, возникновении ислама и его характерных чертах;

Развивающие:

- Продолжить формировать навыки работы с книгой, картой, таблицей, историческим источником, работой в парах и группах.

- Продолжить формирование критического мышления учащихся.

- Формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Воспитательные:

- Воспитание культуры восприятия и познания через изучение истории ислама.

- Формировать личностную мотивацию к изучению нового материала, уважение к культуре других народов.

Оборудование: проэктор, презентация, атласы, контурные карты, словари, раздаточный материал и задания.

Базовая программа: Всеобщая история. История средних веков: 7 класс.

Базовый учебник: Всеобщая история. История Средних веков. 6класс: учеб. для общеобразоват. организаций. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – М. 2016. -288с.

Основные понятия: бедуины, ислам, хадж, Хиджра, Коран, Мухаммед.

Основные даты:

570–632 гг. – годы жизни Мухаммеда;

622 г. – начало мусульманского летоисчисления;

630 г. – объединения арабов.

Ожидаемые результаты:

После урока ученики смогут:

– показывать на карте территорию владения арабов;
– будут иметь представление об особенностях жизни арабов: их занятиях и образе жизни, об их пророке и Священной книге Коран;
– развивать коммуникативные навыки, навыки критического мышления и работы с исторической информацией.

Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний: (беседа по вопросам)

- Что такое религия?

- Какие религии вам известны?

- Что значит мировая религия?

- Изучая последние темы и по истории Отечества, и по Всеобщей истории, мы сталкивались с государствами, в которых распространялась и проповедовалась какая религия? Какие это государства?

(Ответы учеников: предположительно: Рели́гия (лат. religare — связывать, соединять) — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов. Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. Религии: христианство, буддизм и тд. Древняя Русь и Византийская империя.)

Мотивационно-целевой этап.

(Учитель обращается с просьбой к учащимся помочь расшифровать тему урока. Ученики пытаются сформулировать тему урока, благодаря раздаточному заданию.)

И М С Л А , Е Р И Л И Г Я, О П Р Р О К, Е А В Р,

В З О Н И Н О К В Е Н И Е, М Х У А Е М М Д.

(работа в парах).

Тема урока: Возникновение ислама.

Ислам – самая молодая из мировых религий, возникшая в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. Арабы смогли завоевать многочисленные земельные пространства с целью распространить ислам в пределах своего вновь образованного государства. Являясь крупнейшим народом современности, арабы оставили в истории неизгладимый след. Государственное строительство и военное дело, великие завоевания и уникальная культура, научные знания и новая мировая религия. Очень многое из перечисленного сохраняет свое значение сегодня, и прежде всего ислам – самая молодая и самая динамичная мировая религия. Об этом и пойдет речь на нашем уроке.

(Учитель знакомит с задачами урока.)

1.Природа и занятия населения Аравии.

3.Мухаммед – основатель ислама.

Формулирование проблемного вопроса: Что способствовало объединению арабских племен и созданию государственности?

Изучение нового материала.

Путешествие по карте – природа Аравии и занятия населения. Слайд 1.

Давайте посмотрим на экран: на карту. Этот огромный полуостров в юго-западной Азии называется Аравийским полуостровом. Судя по окраске карты, аравийская степь кажется высохшей, совершенно безводной. Но это не так. Во многих местах подпочвенные и грунтовые воды находятся очень близко к поверхности.

Родина арабов – Аравийский полуостров.
Районы и население Аравии:
1. Неджд (центр) представлял собой безводную пустыню. Население – бедуины (кочевники-скотоводы).
2. Йемен (юг) представлял собой развитый земледельческий район. Население – земледельцы и ремесленники.
3. Хиджаз (северо-запад) представлял собой торговый район с крупными городами – Меккой и Мединой. В Мекке находится религиозная святыня арабов – Кааба.

Работа с атласом и контурной картой стр. 14 атлас, к.к. – стр. 8.: - обозначьте любым цветом на контурной карте территорию, на которой первоначально жили арабы. – подпишите основные районы и города.

Климат в Аравии сухой и жаркий. На большей территории полуострова существуют степи и пустыни, земли пригодной для земледелия, существует немного. Поэтому заниматься выращиванием фруктовых садов и финиковых пальм, виноградников, хлопчатника, сахарного тростника можно было только в оазисах. (Оазис — расположенный около источника воды островок растительности посреди пустыни ).

Изучение материала с использованием презентации:

- Кто проживал на аравийском полуострове? Слайд 2.

- Почему их называли кочевниками? Слайд 3.

- Как жили арабы? Слайд 6, 7,8.

- Почему арабы считали верблюда верным другом? Слайд 5.

Кочевые арабы – бедуины передвигались со своими стадами. Их называли бедуины, что значит “степняки”. Они передвигались со своими стадами по покрытым жесткой травой и колючим кустарником степям. Они разводили верблюдов, овец и лошадей. Верным другом был верблюд. Они питались его молоком и мясом, одевались в ткани из верблюжьей шерсти, укрывались в палатке из верблюжьего войлока от зноя. Из кожи верблюда шили обувь, сёдла. Сбрую. При переходе на новое место верблюд перевозил бедуина с семьёй и его имущество. Жили арабы родами и племенами. Ожесточённые схватки вызывали у них обычаи кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстил весь род или даже племя. Войны длились иногда десятилетиями. Во главе племени стояли вожди, которые выбирались из богатого рода.

Для закрепления полученных знаний учащиеся выполняют следующее задание.

(Заполнение табл.) Природные условия и занятия арабов в V–VII вв.

Природные условия.

Аравийский п-ов расположен в Юго-Западной Азии;

Омывается Средиземным, Красным и Аравийским морями;

Большую часть п-ова занимает Аравийская пустыня;

Климат сухой и жаркий, дожди выпадают редко;

на юге и западе Аравии находятся оазисы.

Оседлое земледелие в оазисах;

Кочевое скотоводство (бедуины);

Торговля с Африкой и Индией (через города Мекку и Ясриб).

Физкультминутка:

По тропинке Леший шёл, (Ходьба на месте)

На полянке гриб нашёл. (Наклон)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (Приседания.)

Леший охает - устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся, (Потягивания - руки вверх,

А потом вперёд нагнулся

До земли он дотянулся (Наклоны вперёд)

Повернулся влево вправо (Повороты вправо влево)

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку. (Дети садятся)

Мухаммед – основатель ислама.

Кроме Корана, мусульмане почитают Сунну – сборник изречений Мухаммада и рассказов о нем.

Работа учащихся с раздаточным материалом и материалом учебника по группам. (используя учебник и слайд 11, заполнить пропуски биографии пророка и ответить на вопрос, а также самостоятельно изучив материал на стр.72, закончить письменно предложения) 1) Государство не должно издавать законы, т.к. …( все законы изложены Мухаммедов, государство должно только их выполнять)

2) Правила поведения мусульман называются ( шариатом)

3) Мусульманская мораль приписывала: ( не убий, не укради, не лги, люби ближнего,

4) Мусульманам запрещалось… ( пить вино, играть в азартные игры, есть свинину,

Приложение 2.

Работа со словарем:

Бедуины- кочевые арабы.

Хадж – паломничество к святым местам.

Хиджра – год переселения Мухаммеда и начало мусульманского летоисчесления.
Коран – священная книга мусульман.
Шариат – свод мусульманских законов.

Сунна – сборник изречений Мухаммада и рассказов о нем.

Давайте вернемся к нашему вопросу: Что способствовало объединению арабских племен и созданию государственности? Слайд 12.

- Постепенно среди арабов возникает стремление объединиться. Почему?

1) прекращение вражды племён между собой

2) борьба с внешними врагами

3) упадок торговли

4) знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

Но основным фактором является возникновение единой религии – ислама.

5. Обобщение и систематизация знаний учащихся: заполнить кроссворд.


По вертикали.

Город – родина основателя ислама (Мекка).

Мусульманское летоисчисление (хиджра).

Религия, способствовавшая объединению арабских племен (ислам).

По горизонтали.

Основатель ислама (Мухаммед).

Имя бога в исламе (Аллах).

Рефлексия

Выставление оценок учащимся. Объяснение нового домашнего задания.

8.Домашнее задание: прочит. параграф 9, составить таблицу общие и отличительные черты христианства и ислама.

Природные условия

Омывается Ср……………….м, К……………..м и А……………………м морями;

Большую часть п-ова занимает

Климат сухой и жаркий, дожди выпадают … ………………;

на юге и западе Аравии находятся о………..сы

Оседлое земледелие в оазисах;

Торговля с Африкой и Индией (через города …. …………… и Ясриб).

Приложение 2.

Заполните пропуски в тексте и ответьте на вопрос: Что вы узнали о Мухаммеде?

Основателем религии _______был Мухаммед. После смерти родителей Мухаммеда воспитывал его дедушка. Когда не стало деда, мальчиком зани­мался его дядя Абу-Талиб. Перенесенные страдания сделали его чутким к людям и чужим невзгодам. Примерно в 20 лет Мухаммед начал само­стоятельную жизнь. По словам арабских историков, Мухаммед отличался прекрасным характером, честностью и добросовестностью, верностью данному слову. Став погонщиком верблюдов, Мухаммед побывал во многих странах, видел людей разных верований, многое познал и понял. В 25 лет он _________ на богатой мекканской вдове Хадидже и стал бога­тым и уважаемым в Мекке человеком.

Мухаммед знакомился с религиозными традициями народов, отмечал положительные и отрицательные стороны. В едином боге _________ Мухаммед увидел идеал религии.

Мухаммед молился Аллаху сначала в полном одиночестве, проводя дни и ночи в молитвах. По преданию, после трех лет неустанных молитв к Мухаммеду ночью снизошло откровение Аллаха. Он увидел ангела, который сообщил ему слова Аллаха, где говорилось о сущности бога и его отно­шении к человеку.

Впоследствии Мухаммед приступил к пропаганде соз­данной им религиозной системы. Но курайшиты не верили, что Аллах создал землю, человека, животных, требовали от него чуда. Пока Мухаммед про­славлял Аллаха в своих проповедях, горожане с этим мирились. Но когда он стал нападать на богов, которых почитали в храме Кааба, то тут курайшиты решили запретить мо­литься Мухаммеду и его сторонникам около храма. Его обли­вали грязной водой, забрасывали камнями, ругали, унижали. В _____году Мухаммед со своими близкими, не выдержав насмешек и гонений, переезжает в город _________(Медину). Год пересе­ления стал началом мусульманского ____________.

В ______году Мухаммед торжественно возвращается в Мекку. Мекка с Каабой стано­вятся святыней ислама.

Читайте также: