Конспект урока водоемы в нашей местности охрана вод от загрязнения

Обновлено: 20.05.2024

Предметные: познакомить со значением воды в жизни человека, способами охраны и экономии воды.

Личностные УУД :

формируем умение этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД :

осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

Познавательные УУД:

формируем умение на основе анализа объектов делать обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД :

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила;

Ресурсное обеспечение : компьютер мультимедиапроектор.

Оборудование для работы с обучающимися: иллюстрации для выдвижения гипотезы; оборудование для проведения опытов ( чаши с водой, пробирки с компонентами), микроскопы

(эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности)

С чего начинается Родина?

С тропинки твоей у ворот.

С той самой берёзки, что во поле

Под ветром, склоняясь растёт. (Звучит запись песни) Слайд 1

Так поётся в известной песне. Большая Родина - это страна, в которой ты родился, живёшь, гражданином которой ты являешься - это наша Россия. Но большая Родина начинается с малой. А что же такое малая Родина? Это край твоего детства, твой родной город или деревня, улица на которой стоит твой дом. Это край, который ты никогда не забудешь.

Мы живём с вами в удивительном солнечном крае. Слайд 2

- Знакомы ли вам эти места?

- Как вы думаете, чем они привлекают?

- А какая река прославляет наш край и даёт название ему?

У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок. И где бы он ни родился, его всегда будет тянуть навстречу со своим детством…

- А эти места дороги моему сердцу. Слайд3

- А вы любите свой город?

Наш город это шахтёрский город. Название своё он носит с 1805года.

– А раньше как назывался наш город? Александровск-Грушевский

- Откуда такое название? Хотите узнать?

С 1805 появилось первое горное поселение. Оно занимало первое место по добыче угля.

В 1883 годуГосударственный Совет принял решение переименовать поселение в память императора Алек c андра II ( Царя-Освободителя: отменил крепостное право, завершил многолетнюю войну на Кавказе,) Слайд6

В 2015 году перед зданием главного корпуса Института ДГТУ в г. Шахты был установлен в честь императора памятник, отлитый из бронзы.

А Грушевский, потому что город расположен на реке Грушевка.

Слайд 7

Река Грушевка берёт своё начало в Красносулинском районе. Общая протяжённость 90 км. Протекает почти через весь наш город, она разделяет его на 2 неравные части.

В верховьях реки находится два больших пруда: водохранилище ХБК и Артёмовское водохранилище.

Свое название река получила благодаря плодовым грУшевым садам, которые располагались на ее берегах. Слайд8

Река- кормилица с любовью говорили о ней местные жители.

Введение в тему урока. Постановка учебной задачи (создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока: использование коллизий, проблемных ситуаций, эмпирических наблюдений и т.д

А теперь посмотрите фото реки сейчас. Слайд9

Что произошло с рекой?

Я предлагаю вам поработать экспертами для этого мы отправимся в научно-исследовательскую лабораторию по изучению экологических проблем

Но, перед дорогой нужно немного отдохнуть, правда?

для катания на качелях,

Для сушки подушки,

для стирки белья

Для приготовления завтрака, обеда и ужина

Для стирания двоек и единиц

Для мытья посуды

Проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями

Работа с фотографиями в группах

Итак, чтобы ответить на вопрос

Какие факторы могли привести к гибели р. Грушевка?

Предлагаю вам рассмотреть фотографии, поработать в группах и выдвинуть гипотезы, указав факты, которые приводят к гибели водоемов.

1. Ядохимикаты

2. Выброс в водоёмы отходов, нечистот;

3. Стихийные бедствия, природные катаклизмы

4. Попадание нефтяных продуктов

А теперь, я предлагаю вам поработать исследователями , давайте создадим искуственные водоёмы и на практике убедимся, как легко и незаметно загрязняются водоёмы .

Часто в реку попадают удобрения с/х промышленностей.

( Компонент № 1-кофейные гранулы-ядохимикаты)

Что произошло с водой? Вода стала прозрачной? (Нет.Она поменяла цвет)

Кофейные гранулы остались прежними?(Они растворились. Так происходит с ядовитыми веществами, они не исчезают, а растворяются. Река – это дом для многих животных и растений, которые от загрязнения погибают.

Люди устраивают свалки рядом с водоёмами, что пагубно влияет на их загрязнение.

( Добавляют компонент под № 2 – обёртки бумаги, кульков)

Что произошло с водоёмом? (мусор на поверхности)В таких грязных водоёмах утоляют жажду многие животные, которые вместе с водой получают опасные для них вещества.

- Рядом с реками строят заводы, из-за чего происходит обрушение берегов, земля попадает в воду,

( Добавляют компонент №3-земля, песок) тем самым заиливает дно реки, происходит обмельчение.

Около водоёмов моют машины в реке, сливают в реки отработанное масло.

(Компонент № 4).

- Что произошло с вашими водоёмами?

Вывод гипотезы подтвердились

А можно что-то предпринять, чтобы изменить состав воды. Да, очистить

Попробуйте при помощи воронки и ваты очистить воду.

Удалось ли вам очистить воду в вашем водоеме? (да)

Посмотрите при помощи микроскопа- действительно ли она стала чистой?

Мы сейчас очищали воду в маленьком искусственном водоеме. А можно ли таким образом очистить природные водоемы: реки, озера, пруды, моря, океаны? (нет)

Вывод Что же можно предпринять для очистки водоёмов? Современные очистные сооружения (при очистки вода кол-во воды уменьшаетс я это важно? т. к это пресная вода) а её гораздо меньше на Земле.

Посмотрите ролик .(сжигание камышей)

Бороться с камышом действительно надо, но вот этим ли способом? путём скашивания его 2 раза в год.

А кто ещё оказывает воздействие на природу? ЧЕЛОВЕК и он оказывает огромное влияние на состояние природы наносит раны, оставляя ожоги на земле.

Слайды карты

Мы смогли с вами доказать, что действительно происходить загрязнение водоемов, и это пагубно отражается на экосистеме реки.

Это проблема для нашего города?

Ведь мы с вами не купаемся в этой реке, не отдыхаем на ёё берегах?

Для чего нам нужно было рассмотреть её ? Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём. Заботясь о чистоте вод, мы заботимся о своём здоровье, красоте окружающей природы.

Так вот это местная экологическая проблема.

Готовясь к занятию я открыла для себя секрет. Хотите я поделюсь им с вами.

По реке Грушевка можно в Америку попасть. Слайд 11-13

Грушевка впадает в Тузлов, Тузлов впадает в Аксай, Аксай в Дон, Дон впадает в Азовское море, Азовское море соединяется с Чёрным морем, Чёрное море с Мраморным ,Мраморное море с Эгейским,Эгейское со Средиземным, Средиземное море граничит с Атлантическим океаном, стоит переплыть его и ты в Америке.

Здорово !. А теперь подумайте что происходит с этими водоёмами? свяжите это путешествие с нашими гипотезами. Это проблема? Да, но уже глобальная проблема Мирового океана , проблема всего Человечества . Она актуальна во всех уголках Земли.(факты из фильма Вали)

Загрязнение воды представляет особую опасность для здоровья человека.Нехватка питьевой воды в некоторых странах , болезни, передаваемые через загрязненную воду, вызывают ухудшение состояния здоровья, инвалидность и гибель огромного числа людей, особенно детей.

Природа все больше нуждается в защите.

А что мы с вами можем сделать чтобы этого не происходило?

2017 год объявлен Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным Годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации .

Целью Года экологии является привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации.

Надо знать особенности воды в своем родном крае и понимать, что наши реки, озера и родники - это единая система. Если каждый гражданин страны будет заботиться о чистоте воды, то на всей Земле чистой воды станет больше.

Ролик о мёртвом озере

Водой покрыта большая часть поверхности нашей планеты, поэтому её можно было бы

планета Вода или Океан!

- Ребята, а как вы думаете, если воды на нашей планете так много, нужно ли её беречь?

Вот сосуд – он полон воды. Представьте, что это вся вода, которая имеется на земном шаре. А вот пипетка - это запас пресной воды на Земле, пригодной для питья.(Вылить её в пустой стакан) Сколько её по вашему мнению?

Если мы жители планеты не будем относиться бережно к самому бесценному золоту на планете воде, то планета высохнет, а это уже проблема мирового масштаба.

А сейчас я предлагаю поиграть в увлекательную настольную игру о воде.

Каждая группа получает игровое поле. Это нечто иное, как озеро, в котором живёт

Бобёр и которое так безжалостно загрязнили люди. Ваша миссия — очистить

родное озеро Бобра. Для этого вам предстоит ответить на 9 вопросов. Каждый правильный ответ даёт вам призовую карточку, которая делает кусочек вашего озера первозданно чистым.

1.Правда ли, что воду легче загрязнить, чем очистить?

2.Как уменьшить количество мусора?

А) Покупать одноразовые вещи;

Б) Покупать вещи без упаковки или с минимумом упаковки;

В) Ничего не покупать;

Г) Ничего не выбрасывать

3.Правда ли, что благодаря переработке мусора уменьшается загрязнение окружающей среды?

4.Какой мусор загрязняет океан и образует мусорные острова?

5.Лена хочет мыть посуду, как настоящий Хранитель воды, но посудомоечной машины у неё нет. Как ей сэкономить воду?

а) Лить побольше моющих средств.

б) Сделать напор воды посильнее, чтобы посуда отмылась быстрее.

в) Замочить посуду в раковине или в тазу, прежде чем мыть её – правильный ответ.

6.Проверив составы популярных стиральных порошков, эксперты рекомендуют полоскать бельё не менее 3 раз подряд. Почему мы должны тратить так много воды?

а. Чтобы защитить стиральную машину от повреждений.

б. От остатков порошка разрушаются волокна ткани.

в. На ткани остаются вредные вещества, которые проникают в наш организм - правильный ответ.

7.Как вы думаете, почему бобёр — настоящий друг наших рек и озёр? Как он помогает экосистеме?

б) В построенных им прудах активно развивается флора и фауна - правильный ответ

в) Он помогает очистить воду от загрязнений.

8.Одиннадцатиклассник Дима хочет привлечь 100 друзей к уборке берегов. Что им пообещать?

а) Глобальное потепление и катаклизмы.

б) Вечную славу и лавры супергероев.

в) Хорошую компанию и чай с печеньем - правильный ответ

9 .Каким должен быть настоящий Хранитель воды?

а) Осуждать тех, кто загрязняет воду, и не дружить с ними.

б) Ответственным: тратить столько воды, сколько действительно нужно - правильный ответ.

в) Тратить как можно меньше воды, даже если она нужна.

Бобёр благодарен вам что вы предприняли первые шаги по очистки его озера.

А вы любите сказки?

Я предлагаю посмотреть сюжет о мёртвой воде.

Вода имеет чёрный цвет. К чему же привело воздействие человека на воду? К гибели всего живого в этом водоёме. Значит чистая вода- источник жизни на Земле.

В чём важность нашего занятия?

Сумели ли мы разрешить глобальную экологическую проблему?

Но мы сделали первые шаги по охране здоровья, планеты.

Слайд 18

Чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. Поэтому каждому из нас нужно бережно относиться к воде,экономно её расходовать и охранять водоёмы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План открытого урока по познанию мира

Тема: Охрана водоёмов

Цель: формировать понятия учащихся о причинах загрязнения водоёмов; о мерах охраны водоёмов от загрязнения; расширить знания детей о водоёмах Казахстана, о мерах по охране водоёмов; учить экономно расходовать воду, беречь её;

развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность;

воспитывать уважение и любовь к окружающему миру.

Оборудование: физическая карта Казахстана, схемы.

1.Орг. момент

Психологический настрой на урок

Сегодня нас ждут на уроке

Реки, моря и озёра.

Нужно быть внимательным, наблюдательным.

О водоёмах Казахстана знать,

Как беречь их, охранять

И от грязи очищать.

2. Дискуссия

1. Докажите, что вода - источник жизни.

2. Что произойдёт, если исчезнет вода?

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Оказывается вода находится в опасности. Почему?

Выслушиваются ответы детей.

- Чистой воды на Земле становится всё меньше, а потребность в ней возрастает. Почему мы радуемся, когда реки широки и глубоки?

4. Работа в группах

Каждой группе дежурный раздаёт листы формата А3

Задание: в рисунках покажите причины загрязнения водоёмов.

Главный художник от группы защищает проект.

Дети делаю вывод: от загрязнения воды страдает всё живое.

Чтобы уберечь водоёмы от загрязнения, сточные воды предприятий, ферм пропускают через очистные сооружения. Строятся и такие предприятия, на которых вообще не бывает сточных вод. Каждый человек должен беречь воду!

5. Работа по учебнику

а) Чтение текста.

б) Выявления причин загрязнения водоёмов, составление схемы зависимости жизни от чистоты водоёмов.

в) Средства защиты и очистки водоёмов.

6. Проблемная ситуация

- Представьте, что все реки высохли. Что случилось бы с нами? Смогли бы мы жить без них?

7. Пятистишие

Чистая, прозрачная, холодная

Вода – главное богатство на Земле.

8. Подведение итогов

- Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала бы грязной, а потом совсем исчезла? (Ответы детей)

- Докажите, что воды источник жизни.

- Какие меры предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой? (Создаёт заповедники, заказники, на предприятиях используют очистительные сооружения)

- А как вы, дети, можете сохранять, беречь воду?

- Важна ли эта тема для нашей жизни, для будущего нашей планеты?

8. Рефлексия

Пятистишие:

Одно существительное.

Два глагола.

Три прилагательных.

Предложение.

Синоним.

Бостандыкский район

Открытый урок:

Выполнила: Кудрявцева Н.П.

Алматы 2013г

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 666 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.10.2016 694
  • DOCX 37.5 кбайт
  • 6 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кудрявцева Нина Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3) познакомить с основными источниками загрязнения вод.

1) Продолжить формирование естественно-научного

2) Воспитывать интерес к предмету

1) Развивать умение работать с географической картой;

2) Стимулировать познавательную активность, умение

быстро и четко формулировать свои мысли.

3) Формирование комплекса общеучебных

познавательных умений: логически мыслить,

анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять главное.

4) продолжить формировать умение работать с различными источниками географической информации: картами, текстом учебника, дополнительной литературой.

Словесные (эвристическая беседа, рассказ)

Наглядные (работа с картами звездного неба)

Сравнение и обобщение

Самостоятельная работа с учебником

1) Организационный момент.

2) Актуализация опорных знаний.

3) Знакомство с темой и целью урока. Мотивация

4) Восприятие и осознание нового материала

5) Закрепление пройденного материала

6) Комментирование Д/З

7) Подведение итогов урока. Комментирование

I. Актуализация опорных знаний: устный опрос по вопросам:

1) Для чего вода необходима живым орга­низмам?

2) Какие приспособления к жизни в воде имеют животные?

3) Что отличает водоплавающих птиц от других?

4) Какова роль растений в жизни обитате­лей водоемов

Антуан де Сент-Экзюпери: “., у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете” (вода).

II. Изучение нового материала:

Когда мы хотим подчеркнуть ценность чего – либо, мы обычно сравниваем с золотом. Белым золотом называем хлопок, зеленым – лес, черным – нефть, величайшее богатство Земли – хлеб – получают из золотого колоса.

. С чем же сравнить ценность обычной, простой, не говоря о лечебной воде?

Одно из древнегреческих изречений гласит: “Самое лучшее – это вода: лучше, чем Олимпийские игры, лучше, чем золото”. Следовательно, вода – бесценна и уникальна.

Значение воды для жизни.

Теперь я предлагаю послушать вам восточную легенду:

“В пустыне шел караван. Медленно покачивались путники на усталых верблюдах. Нещадно пекло солнце. И вдруг на пути они встретили лежавшего на песке человека. Равнодушно проследовал караван мимо умирающего, и только один старик остановил своего верблюда, слез и наклонился над человеком. “По повязке на твоей руке вижу, что мы с тобой смертельные враги, но в пустыне мы все равны. Пей! Пей и живи”. Он усадил путника на своего верблюда, отдал свои запасы воды и велел догонять караван. “А как же ты?” – забеспокоился молодой человек. “Ты молод, а я стар”, – ответил старик и, завернувшись в белое покрывало, лег на песок.

Через некоторое время караван возвращался по этому же пути. И вдруг перед глазами изумленных путников появился оазис. На берегу весело журчавшего ручейка лежало белое покрывало”.

Так восточная легенда говорит: “Где добро – там вода, а где вода – там жизнь”.

?: Почему, образно говорят: “в капле воды заключена жизнь”?

Вода была той великой колыбелью, в которой зародилась жизнь на Земле, и все процессы, которые мы наблюдаем в живых организмах, осуществляются при ее участии.

(Внутренняя среда организмов, среда обитания, для питья. Вода составляет 90% от массы растений, 75% от массы животных, в теле человека – 65% воды. Ни один жизненный процесс не совершается без нее. Нарушение водного баланса ведёт к серьёзным сдвигам в организме человека. Человек может прожить без пищи 5-6 недель, без воды – 5 дней).

Дж. Байрон: “Не испытав страданий жажды, нельзя постичь, как много значит для людей вода”.

?: Сколько нужно человеку воды?

Ученые считают, что в среднем нужно 2,5 л воды в сутки, однако при определенных условиях потребность в воде возрастает.

Потребность в пресной воде велика и возрастает с каж­дым годом. Сейчас уже во многих странах остро ощущается недостаток пресной воды. Ученые подсчитали, что ее запасы могут быть исчерпаны уже в следующем столетии.

Чрезмерное потребление грунтовых вод привело к обмеле­нию рек и озер.

Тип урока: комбинированный

Методы и методические приёмы:

1) объяснить, что вода – являясь одним из самых распространенных на Земле веществом, требует особой охраны, так как пресная вода – дефицитный ресурс;

2) систематизировать и обобщить знания учащихся о значении воды в биосфере;

3) познакомить с основными источниками загрязнения вод.

1) Продолжить формирование естественно-научного

2) Воспитывать интерес к предмету

1) Развивать умение работать с географической картой;

2) Стимулировать познавательную активность, умение

быстро и четко формулировать свои мысли.

3) Формирование комплекса общеучебных

познавательных умений: логически мыслить,

анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять главное.

4) продолжить формировать умение работать с различными источниками географической информации: картами, текстом учебника, дополнительной литературой.

Словесные (эвристическая беседа, рассказ)

Наглядные (работа с картами звездного неба)

Сравнение и обобщение

Самостоятельная работа с учебником

1) Организационный момент.

2) Актуализация опорных знаний.

3) Знакомство с темой и целью урока. Мотивация

4) Восприятие и осознание нового материала

5) Закрепление пройденного материала

6) Комментирование Д/З

7) Подведение итогов урока. Комментирование

I. Актуализация опорных знаний: устный опрос по вопросам:

1) Для чего вода необходима живым орга­низмам?

2) Какие приспособления к жизни в воде имеют животные?

3) Что отличает водоплавающих птиц от других?

4) Какова роль растений в жизни обитате­лей водоемов

Антуан де Сент-Экзюпери: “. у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете” (вода).

II. Изучение нового материала:

Когда мы хотим подчеркнуть ценность чего – либо, мы обычно сравниваем с золотом. Белым золотом называем хлопок, зеленым – лес, черным – нефть, величайшее богатство Земли – хлеб – получают из золотого колоса.

. С чем же сравнить ценность обычной, простой, не говоря о лечебной воде?

Одно из древнегреческих изречений гласит: “Самое лучшее – это вода: лучше, чем Олимпийские игры, лучше, чем золото”. Следовательно, вода – бесценна и уникальна.

Значение воды для жизни.


Теперь я предлагаю послушать вам восточную легенду:

В пустыне шел караван. Медленно покачивались путники на усталых верблюдах. Нещадно пекло солнце. И вдруг на пути они встретили лежавшего на песке человека. Равнодушно проследовал караван мимо умирающего, и только один старик остановил своего верблюда, слез и наклонился над человеком. “По повязке на твоей руке вижу, что мы с тобой смертельные враги, но в пустыне мы все равны. Пей! Пей и живи”. Он усадил путника на своего верблюда, отдал свои запасы воды и велел догонять караван. “А как же ты?” – забеспокоился молодой человек. “Ты молод, а я стар”, – ответил старик и, завернувшись в белое покрывало, лег на песок.

Через некоторое время караван возвращался по этому же пути. И вдруг перед глазами изумленных путников появился оазис. На берегу весело журчавшего ручейка лежало белое покрывало”.

Так восточная легенда говорит: “Где добро – там вода, а где вода – там жизнь”.

?: Почему, образно говорят: “в капле воды заключена жизнь”?

Вода была той великой колыбелью, в которой зародилась жизнь на Земле, и все процессы, которые мы наблюдаем в живых организмах, осуществляются при ее участии.

(Внутренняя среда организмов, среда обитания, для питья. Вода составляет 90% от массы растений, 75% от массы животных, в теле человека – 65% воды. Ни один жизненный процесс не совершается без нее. Нарушение водного баланса ведёт к серьёзным сдвигам в организме человека. Человек может прожить без пищи 5-6 недель, без воды – 5 дней).

Дж. Байрон: “Не испытав страданий жажды, нельзя постичь, как много значит для людей вода”.

?: Сколько нужно человеку воды?

Ученые считают, что в среднем нужно 2,5 л воды в сутки, однако при определенных условиях потребность в воде возрастает.

Потребность в пресной воде велика и возрастает с каж­дым годом. Сейчас уже во многих странах остро ощущается недостаток пресной воды. Ученые подсчитали, что ее запасы могут быть исчерпаны уже в следующем столетии.

Чрезмерное потребление грунтовых вод привело к обмеле­нию рек и озер.

Неразумное использование воды приводит к тяжелым последствиям.


Например, неэкономное использова­ние в хозяйстве вод Сырдарьи и Амударьи привело к уменьшению уровня Аральского моря. Строительство оросительных каналов, разбор воды на орошение из рек Сырдарья и Амударья, которые несли свои воды в Аральское море, до неузнаваемости изменили состояние этих водоемов. Реки Амударья и Сыр­дарья в низовьях утратили былую полноводность, превратившись в пере­сыхающие водотоки. Почти на 15 м понизился уровень воды в Аральском море . С усыханием Арала значительно возросла соленость его воды (с 10 до 24 ‰). В результате этого вымерли самые ценные виды рыб

(усач, осетр, лещ, сазан).


Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.

- Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми. Видели вы такую реку?

-Как речка помогала людям?

- Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли она вела себя, или нет? Почему?

- Что случилось с горожанами, когда река ушла?

- Представьте, что все реки обиделись бы на людей и ушли. Что случилось бы с ними? Смогли бы мы жить без них?

- Сравните речку, какой она была до того, как встретилась с людьми, и какой стала после. Какие изменения с ней произошли?

- Правильно ли поступили люди в конце сказки? Что они еще могли бы сделать для своей реки, озера, которые находятся рядом с вами?

- Как люди нашего села относятся к рекам - так же, как и люди из сказки или по-другому?

Вывод: Не надо загрязнять водоемы. От загрязнения воды страдает все живое.

?: Что же может предотвратить загрязнение водоемов?

Прежде всего, внедрение малоотходных технологий при создании новых и реконструкции старых производств. При этом резко сокращается количество вредных веществ, вы­брасываемых предприятием, очищаются сточные воды, пере­рабатываются вредные отходы производства. Воду, которую используют в производстве, очищают от растворенных ве­ществ, охлаждают и вновь направляют на нужды того же производства. Вещества, которые извлекают из воды при очистке, используют в других отраслях производства. Техни­ческие масла идут для смазки различных механизмов. Соли используют для приготовления питательных смесей для под­кормки растений.

Большая часть Казахстана распо­лагается в засушливой зоне. Здесь катастрофически не хватает поверх­ностных пресных вод. Многие терри­тории подвержены опустыниванию. Поэтому охрана воды - одна из ос­новных проблем в государстве.

В результате хозяйственной дея­тельности человека в мире наблюда­ется уменьшение запасов пресной воды, обмеление и загрязнение мно­гих водоемов, истощение запасов под­земных вод. Ежегодно в моря и океа­ны, реки и озера попадает огромное количество нефти и горюче-смазоч­ных веществ. Много вредных и ядови­тых веществ содержит сточная вода с полей и животноводческих ферм. Бы­товые стоки также перенасыщены различными моющими, чистящими и прочими веществами и отходами.

Важная роль в очистке воды принадлежит некоторым расте­ниям и животным, так называе­мым санитарам водоемов, живым фильтрам. К ним относят камыш, рогоз, осоку, хвощ болотный, вод­ный гиацинт. Двустворчатые моллюски - беззубка и перлови­ца - процеживают воду через свое тело. Так они питаются орга­ническими остатками и заодно очищают воду. Фильтруют воду и небольшие рачки - циклопы и дафнии

Беззубка, перловица че­рез себя более 30 л воды в сутки. Фильтруют воду и неболь­шие рачки, обитающие на поверхности водоемов. Один рачок способен отфильтровывать за сутки до 1,5 л воды. Реч­ной рак служит своеобразным индикатором (дословно с латин­ского - указатель) загрязненности. Ведь он обитает только в чистой воде. Некоторые грибы и бактерии также участвуют в очистке воды.

Всякий водоем (река, пруд, озеро) способен к самоочищению. Живые ор­ганизмы обычно справляются с очисткой воды в нем. Но когда в водоем сбрасывают ядовитые отходы, гибнут сами санитары. В законах государст­ва об охране водных ресурсов говорится об обязательном выполнении ме­роприятий по охране вод каждой реки, озера.

?: Есть ли в мире место с абсолютно чистой водой? Как на производстве очищают воду? Как происходит процесс самоочистки в водоемах?

Абсолютно чистой воды никто не может получить, как бы ни старался, потому что в ней тотчас же что-нибудь растворяется: газы или твердые частицы из воздуха, стекло или металл, в котором она находится. Известно, что в воде растворяется и серебро. Частички его губительны для бактерий, поэтому вода в серебряных сосудах очень дол­го остается свежей.

В водопроводные трубы вода попадает из открытых водохранилищ. Но она обязательно проходит предварительную очистку.


Урок познакомит учащихся с водными объектами Уренского района, а также экологическими проблемами и причинами их появления.

Описание разработки

Цель:

Дать представление учащимся о водоемах нашей местности и экологических проблемах связанных с ними.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с водными объектами Уренского района, а так же экологическими проблемами и причинами их появления.

2. Корригировать зрительное восприятие, память и внимание уч-ся, через работу с картой и картосхемой.

3. Корригировать устную речь и расширять активный словарь уч-ся при работе с названиями водных объектов района.

4. Воспитывать мотивацию к учению и бережное отношение к водоемам нашей местности, через художественное слово.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Настрой уч-ся на работу.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

2. Постановка целей урока.

Меня льют, меня пьют,

Всем нужна я. Кто я такая?

Вода – это источник жизни на земле.

- Каким условным цветом на физической карте обозначается вода?

- Какие водные объекты вы знаете?

- Назовите пресные водоемы суши.

Сегодня мы познакомимся с водными объектами Уренского р-на, их названиями и найдем на карте

3. Объяснение нового материала.

- Давайте определим, какие водные объекты можно встретить на территории нашего района?

Конспект урока по географии на тему Реки, озера, пруды нашей местности. Охрана водоемов

- пруды

Прежде, чем начнем изучение рек, вспомните их строение.

По территории Уренского района протекает более 200 рек и речушек, многие нанесены на карту р-на.

- Какая река самая главная?

- Что вы о ней знаете?

р. Уста – самый крупный левый приток р. Ветлуги, длиной 253 км. Исток находится в 2 км. от с. Ошминское Тоншаевского района показ слайда

протекает по территории Шарангского, Тонкинского, Краснобаковского, Воскресенского р-нов. По территории Уренского р-на протекает на протяжении около 100 км. Ширина Усты в среднем течении 10-25 м. в нижнем 35-40м. Глубина, в основном, не более 1, 5-2, 5м. в омутах до 11м. течение медленное, дно песчаное, берега – крутые и обрывистые, обычно покрыты кустарником.

Стихи об р. Усте

Речонка под названием Уста,

Обрызганный росою куст смородины

Береза за селом над огородами

Знакомые, негромкие места.

Песня про реку Усту.

По Усте тихо лодка плывет

И рыбак в ней с душой напевает.

Песня будто кого-то зовет,

Далеко по реке улетает.

Ой ты реченька наша Уста,

Песен русских ты много слыхала,

Ты в Ветлугу впадаешь века

И людей повидала немало.

Ива низко склонилась к воде,

Над осокою ласточка вьётся…

Хорошо в летний день на Усте!

Далеко рыбака песня льётся.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

МОУ УСКОШ-И VIII вида

Конспект открытого урока географии в 9 классе

Провела: Кукушкина Е. И.

Цель: Дать представление учащимся о водоемах нашей местности и экологических проблемах связанных с ними.

1 Познакомить учащихся с водными объектами Уренского района, а так же экологическими проблемами и причинами их появления.

2 Корригировать зрительное восприятие, память и внимание уч-ся, через работу с картой и картосхемой.

Корригировать устную речь и расширять активный словарь уч-ся при работе с названиями водных объектов района.

3 Воспитывать мотивацию к учению и бережное отношение к водоемам нашей местности, через художественное слово.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Коррекция слухового и зрительного восприятия

Развитие логического мышления

Развитие устной речи и памяти уч-ся

Коррекция зрительного восприятия

Коррекция памяти уч-ся

Коррекция слухового восприятия

Использование межпредметных связей

Воспитание экологического мышления

Коррекция слухового восприятия

Развитие устной речи уч-ся

Использование межпредметных связей

Коррекция слухового восприятия

Развитие устной речи уч-ся

Коррекция слухового восприятия

Воспитание Экологического мышления

Коррекция аналитико-синтетической деятельности

Использование дифференцированного подхода

Использование межпредметных связей

воспитание экологического мышления

Коррекция слуха и памяти уч-ся

Развитие познавательного интереса к предмету

1 Орг. Момент

Настрой уч-ся на работу.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Показ слайда

2 Постановка целей урока

Меня льют, меня пьют,

Всем нужна я. Кто я такая?

Вода – это источник жизни на земле.

-Каким условным цветом на физической карте обозначается вода?

-Какие водные объекты вы знаете?

-Назовите пресные водоемы суши.

Сегодня мы познакомимся с водными объектами Уренского р-на, их названиями и найдем на карте

3 Объяснение нового материала

-Давайте определим, какие водные объекты можно встретить на территории нашего района?

Прежде, чем начнем изучение рек, вспомните их строение.

По территории Уренского района протекает более 200 рек и речушек, многие нанесены на карту р-на.

-Какая река самая главная?

-Что вы о ней знаете?

р. Уста – самый крупный левый приток р. Ветлуги, длиной 253 км. Исток находится в 2 км. от с. Ошминское Тоншаевского района показ слайда

протекает по территории Шарангского, Тонкинского, Краснобаковского, Воскресенского р-нов. По территории Уренского р-на протекает на протяжении около 100 км. Ширина Усты в среднем течении 10-25 м. в нижнем 35-40м. Глубина, в основном, не более 1,5-2,5м. в омутах до 11м. течение медленное, дно песчаное, берега – крутые и обрывистые, обычно покрыты кустарником.

Показ слайдов

Стихи об р. Усте

Речонка под названием Уста,

Обрызганный росою куст смородины

Береза за селом над огородами

Знакомые, негромкие места.

Песня про реку Усту

По Усте тихо лодка плывет

И рыбак в ней с душой напевает.

Песня будто кого-то зовет,

Далеко по реке улетает.

Ой ты реченька наша Уста,

Песен русских ты много слыхала,

Ты в Ветлугу впадаешь века

И людей повидала немало.

Ива низко склонилась к воде,

Над осокою ласточка вьётся…

Хорошо в летний день на Усте!

Далеко рыбака песня льётся.

Задумчивая, тихая Уста,

Скажи мне, где твоё начало?

Нам кажется, что жизнь реки проста,

А в детстве матерью меня она качала.

Уста широкаль в Урене?

Но чем любовь к тебе измеришь?

Ты дорога бывала мне,

Сказать наверно , не поверишь.

До середины 50-х годов Уста была сплавной и судоходной. Еще раньше существовал артельный лов рыбы и мельничное использование.

-Почему сейчас река не судоходна?

Из-за активной хоз. деятельности чел-ка, река сильно обмелела.

-К чему это привело?

-А, как еще отрицательно человек влияет на реку?

Показ слайдов

Раскинулись зеленые лужайки,

Окаймляя берега Усты.

На них проплешины большие,

Сожженной начисто травы.

Если взглянуть на карту р-на, бросается в глаза большое кол-во малых рек и речушек. Они, как кровеносные сосуды, пронизывают леса, поля и луга, и питают их влагой.

Как правило, они берут начало из родников, образуя омуты. Малые реки являются источниками с/х и бытового водоснабжения. Они же питают крупные реки, и дают им силу.

-Какие притоки Усты Вы знаете?

Морква, Темта, Вая, Арья.

Показ слайдов

Физкультминутка

-Прослушивание звуков живой природы;

-Прослушивание звуков живой природы переплетающихся с классической музыкой

-какие инструменты расслышали;

-Какие знаете песни, в которых поется о реках и т. д.

Вернемся к рекам нашего района.

-какие еще небольшие речки протекают неподалеку от ваших населенных пунктов?

Показ слайдов

На территории р-на находится несколько десятков озер.

Природными достопримечательностями являются озера: Кочешковское и Титковское.

Показ слайдов

Фоминское озеро – около д. Фоминское.

В пределах Урень- края насчитывается несколько десятков родников (бьющих ключей). Многие реки и речки, протекающие по территории Уренского р-на берут начало от родников и ключей. На территории Карпунихинской с/а все речки вытекают из родников. Бьют ключи около д. Вязовая, существует родник в Усте. Ухожены родники в д. Тулага.

Показ слайдов

Показ слайдов

На территории р-на встречаются болота.

-Очень много на территории р-на и искусственных водоемов – прудов. Многие пруды используются для орошения полей, часть для хоз. нужд колхозов.

Показ слайдов

Почти все водные объекты района подвергнуты загрязнению человеком

Показ слайдов

Набросали, захломили, завалили МазИ несется мусор в речку Моркву сразу.

Читайте также: