Конспект урока виды предложений по цели высказывания виды предложений по интонации

Обновлено: 05.07.2024

Цель нашего урока – изучить виды предложений по цели высказывания.

  1. Научиться различать значение предложений, различных по цели высказывания.
  2. Потренироваться соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.
  3. Выучить знаки препинания в конце предложения.
  • Изучим виды предложений по цели высказывания.
  • Потренируемся выделять предложения в тексте и использовать разные знаки препинания.

Предложения по цели высказывания:

  • Повествовательные – предложения, в которых о чём-либо сообщают, повествуют.
  • Вопросительные – предложения, в которых содержится вопрос.
  • Побудительные – предложения, которые побуждают к действию.

Список литературы

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Хлещет ливень по кустам,
Бьет без промаху!
Всю малину исхлестал,
Всю черемуху!

Наклонил он ветки груш!
Нужен саду свежий душ,
Но зачем так сильно лить,
Набок яблоню валить?

Ливень! Ливень!
Льется, льется,
Поломал кусты ольхи.
Это мне потом придется
Исправлять его грехи:

Перестанет ливень лить —
Выйду землю порыхлить,
Лужи высохнут в саду —
Я порядок наведу.

Ливень! Ливень!
Вот так ливень!
Он все громче,
Говорливей!

По кустам струятся воды.
Хлещет, плещется вода.
Испугались садоводы —
Разбежались кто куда!

Мы говорим с разной интонацией в зависимости о цели: когда хотим задать вопрос – с вопросительной, когда хотим высказать мнение или что-нибудь сказать – с повествовательной, когда хотим обратить внимание человека или попросить что-нибудь сделать – с побудительной

Предложения по цели высказывания бывают:

  • Повествовательные – предложения, в которых о чём-либо сообщают, повествуют. В конце точка (.). Идёт сильный дождь.
  • Вопросительные – предложения, в которых содержится вопрос. В конце вопросительный знак (?). Когда приедет дедушка? Обратите внимание! Предложение может быть одновременно вопросительное и восклицательное.
  • Побудительные – предложения, которые побуждают к действию. В конце ставится восклицательный знак (!). Слушайте внимательно!

Быстро вспомнить виды предложений по цели высказывания вам поможет первый форзац учебника.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Знак препинания многоточие ставится в следующих случаях:

  • в начале, середине и конце текста для обозначения незаконченности высказывания, прерванности речи: Помогите мне собраться. А потом посидим напоследок вместе, как сиживали когда-то. Давно.
  • для обозначения пауз при описании быстро сменяющихся явлений, при неожиданности перехода от одной мысли к другой: Хлынули потоки дождя. запрыгал град. столпились тучи. Вдруг топот. Кровь её застыла. Вот ближе. скачут.
  • в цитатах для указания пропуска слов и предложений: Белинский писал: “. Онегин не был ни холоден, ни сух, ни чёрств. вообще он не был из числа обыкновенных, дюжинных людей”.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Как вы думаете, какой вид предложения по цели высказывания иллюстрирует картинка?

  1. Повествовательный
  2. Побудительный
  3. Вопросительный


Задание 2. Соедините предложения и их характеристику:

  1. Мы сегодня пойдем в кино?
  2. Посмотрите, какие корабли на затоне!
  3. Завтра будет дождь.

Задание 3. Выделите цветом повествовательные предложения

Жили-были старик со старухой.
Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

Задание 4. Подчеркните побудительные предложения в отрывке.

Исхитрись-ка мне добыть

Запиши себе названье,

Чтобы в спешке не забыть!

А не выполнишь к утру --

В порошок тебя сотру,

Потому как твой характер

Мне давно не по нутру!

Так что неча губы дуть,

А давай скорее в путь!

Ты ухватываешь суть?

Задание 5.Разгадайте кроссворд

1. Предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные по … высказывания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать умения распознавать предложения по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации.

Русский язык

Цель: формировать умения распознавать предложения по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации.

Тип урока: Систематизация знаний.

Планируемые результаты:

Образовательные:

Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.

Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.

Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.

Метапредметные:

Познавательные:

Формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.

Регулятивные:

Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, выполнять самопроверку, взаимопроверку, осуществлять самооценку.

Коммуникативные:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

2. Минутка чистописания.

3.Актуализация знаний.

- Что такое предложение?

- Какими бывают предложения по цели высказывания.

- Какими бывают предложения по интонации.

( на доску - карточки)

1Вставить пропущенные буквы. – 3 карточка

- Баёк А., Бевза Е., Полосухин И.

-Какие цели поставим по теме нашего урока?

Дети предлагают цели:

- почему в конце предложения ставятся разные знаки.

- правильно ставить знаки препинания в конце предложения.

-уметь читать предложения с разной интонацией.

Мы сегодня должны научиться:

Находить в тексте предложения разных видов.

Ставить знаки препинания в конце предложения.

5. Работа по теме урока

Укажите тип предложений по цели высказывания и по интонации.

Взаимопроверка. Самооценка

Бросилась девочка догонять гусей. Бежала, бежала, увидела – стоит печь.

- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

- Печка ей отвечает:

- Съешь, девочка, моего пирожка!

- Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…

Учебник с. 54 № 80 ( Работа по рядам)

6. Физминутка.

7. Работа с предложением: (Работа у доски)

Задание: - Запись под диктовку

- разбор предложения по членам и частям речи.


- какие слова по составу подойдут к данной схеме? ͡ ˄

На лёгкие снежинки упал луч солнца.

8. Работа в группах.

1. . Задание: - В конце предложений поставь нужные знаки препинания.

- Какие это предложения по цели высказывания.

Куда спешит ручеёк

Друзья, берегите природу

На чём писали люди в древности

На опушке леса созревает душистая земляника

Как прекрасен этот мир

2. Задание: Составьте и запиши из слов предложение. Определите тип предложения по цели высказывания.

Перелётные, края, потянулись, в, птицы, тёплые

3.Задание: Составьте и запишите предложения со знаками .

- Какие это предложения по цели высказывания.

- Прочитайте составленные предложения с нужной интонацией.

4.Задание: Определите по началу предложения, каким оно будет по цели высказывания. Допишите предложения.

Содержи в порядке …

9. Итог урока.

- Сегодня на уроке мы закрепляли умения в распознавании предложений по цели высказывания, по интонации.

- Проведём тест, который покажет, насколько успешно вы усвоили данную тему.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Грачёва Л.И.

Тема: Виды предложений по цели высказывания и по интонации

Цели: актуализировать знания о видах предложений по цели высказывания и по интонации; развивать умения правильно ставить знаки препинания в конце предложений, передавать голосом интонацию предложений, разных по цели высказывания и эмоциональной окраске.

-уточнить признаки предложений, различных по цели высказывания и по интонации;

-учить с помощью интонации передавать чувства, выраженные в предложении;

-находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации;

-учить соблюдать в речи логическое( смысловое) ударение и интонацию конца предложения

Планируемые результаты :

Образовательные:

Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.

Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.

Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.

Метапредметные:

Познавательные:

Формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.

Регулятивные:

Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, выполнять самопроверку, взаимопроверку, осуществлять самооценку.

Коммуникативные:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

— Запишите слова в два столбика в зависимости от вида орфограммы. Обозначьте орфограммы.

С.езд, л..ют, об..явление, вороб..и, об..ём, обез..яна, под..езд, варен..е, бур..ян, объявление, поголов..е, п..ёт, под..ём, в..юга.

— Как вы определили, когда в слове нужно поставить твёрдый знак, а когда - мягкий знак? (Твёрдый знак пишется после приставки перед корнем, начинающимся на буквы е, ё, ю, я. Мягкий знак пишется в корне перед гласными и, е, ё, ю, я.)

— Какие слова из словаря встретились в диктанте? Подчеркните в них орфограммы.

III . Самоопределение к деятельности

Мяч летает полосатый.

В мяч играют медвежата.

— Назовите повествовательные предложения. (Мяч летает полосатый. В мяч играют медвежата. Ты ещё малышка.)

— Назовите вопросительное предложение. (Можно мне?)

— Какие ещё предложения бывают по цели высказывания? ( Побудительные.)

— Измените вопросительное предложение в стихотворении так, чтобы оно стало побудительным. (Дайте мне мяч. Возьмите меня с собой играть. И т. д.)

— Назовите в стихотворении восклицательные и невосклицательные предложения. (Что ты!— восклицательное, остальные невосклицательные.)

— Сформулируйте задачи урока. (Повторить, какие бывают виды предложений по цели высказывания и по интонации, научиться составлять повествовательные, вопросительные, побудительные предложения, восклицательные и невосклицательные предложения.)

IV . Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

— Придумайте примеры вопросительных, повествовательных, побудительных предложений.

Упр. 15 (с. 14-15).

— Прочитайте повествовательные предложения. С какой целью их употребил автор? (В них сообщаются сведения о растении чистотеле.)

— Прочитайте выразительно вопросительное предложение. С какой целью его употребил автор? (Автор предлагает задуматься и узнать ответ на вопрос.)

— Прочитайте выразительно побудительное предложение. Какова его цель? (В нём содержится совет, призыв.)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка, взаимооценка.)

Упр. 16 (с. 15).

— Найдите среди них загадки. Какие это предложения по цели высказывания? (Вопросительные.)

— Ответьте на вопросы, назовите отгадки. Найдите отгадки на иллюстрации.

— Найдите среди предложений пословицы. Объясните их смысл.

— Определите, какие это предложения по цели высказывания. (Повествовательные и побудительные.)

— Прочитайте побудительные предложения. Какие советы они содержат?

— Выполните письменные задания к упражнению.

— В каком предложении встретилось слово из словаря? Назовите это слово. (Хозяин.)

— Найдите значение этого слова в толковом словаре. Сколько значений имеет это слово? (Семь.)

— Составьте предложения с этим словом в разных значениях.

— В каком значении употреблено слово хозяин в поговорке? ( В переносном. Это значит, что человек сам распоряжается своими словами. Если ты дал слово, надо его держать.)

— Подберите однокоренные слова к слову хозяин. (Хозяйство, хозяйственный, хозяйка, хозяйничать.)

— Какие непроверяемые гласные в этих словах надо запомнить?

— Запишите в словарик слова хозяин, хозяйство, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

( На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, словарик трудностей русского языка.)

V . Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. ( Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. ( Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. ( Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. ( Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп! Немного отдохнем

И домой пешком пойдем. ( Шаги на месте.)

VI . Продолжение работы по теме урока.

Работа по учебнику.

— Прочитайте предложения выразительно.

— Приведите примеры восклицательных предложений, разных по цели высказывания.

— Придумайте невосклицательные предложения, разные по цели высказывания.

— Сделайте вывод: когда и какие знаки препинания ставятся в конце предложений?

Упр. 17 (с. 16). (Устное выполнение.)

— Объясните употребление знаков препинания в предложениях. Определите, какие это предложения по цели высказывания.

— Прочитайте предложения выразительно.

— Назовите невосклицательное предложение.

Упр. 18 (с. 16 ). ( Работа в парах. Проверка. Одна пара у доски отчитывается о своей работе, остальные оценивают.)

Дополнительное задание: составить свои пары предложений по аналогии.

VII . Рефлексия

— Определите виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

1) На плечах у них висят коньки. (Повествовательное, невосклицательное.)

2) Куда они спешат? (Вопросительное, невосклицательное.)

3) Как светло на катке от цветных огней! (Повествовательное, восклицательное.)

4) Быстрее скользите, коньки, по льду! (Побудительное, восклицательное.)

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Виды предложений по цели высказывания и интонации"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

учитель русского языка и литературы

Андреева Екатерина Александровна

1)познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания и интонации;

2)научить определять виды предложений по цели высказывания и интонации, верно их строить и произносить с соответствующей интонацией;

3)научить использовать разные виды предложений по цели высказывания и интонации в тексте.

2.Работа у доски (1-2 человека) и в тетрадях со словарными словами: будущий, следующий, блеснуть, жюри, багряный, бордовый, теннис, парашют, оранжевый, аромат, брошюра.

Записываем в словарь новые слова: салют, издалека, изредка, словосочетание.

3.Повторение изученного на предыдущем уроке. Ученики отвечают на вопрос учителя:

В каком разделе языкознания изучается предложение?

Что еще изучает синтаксис?

Что такое словосочетание?

Чем предложение отличается от словосочетания?

4.Запишите предложения под диктовку, выпишите из них словосочетания и сделайте их разбор (указать главное слово, задать вопрос от главного к зависимому, определить тип словосочетания по главному слову):

Быстрая речушка извилисто петляет в горах.

(Быстрая речушка, извилисто петляет, петляет в горах)

Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей.

(отряхает листы, последние листы, отряхает с ветвей, с нагих ветвей, своих ветвей)

По цели высказывания предложения бывают:

Сообщается о событиях

Содержится вопрос (Где? Куда? Кто? Что? Зачем? Почему. )

Содержится побуждение (совет, просьба, приказ) к действию.

На конце предложения может быть точка, восклицательный знак, многоточие.

На конце предложения вопросительные знак.

На конце предложения может быть точка, восклицательный знак.

Мы любим читать книги.

Какую книгу ты читаешь?

Читайте хорошие книги!

6.Работа в тетрадях и у доски.

Определите типы предложений по цели высказывания:

Что тебе надобно?

Дайте мне денег.

Не стыдно ли тебе, молодому человеку, просить милостыню?

Ты можешь работать.

Постарайся завтра поутру быть дома. Я приду к тебе.

На другой день Ваня печально сидел у постели своей больной матери.

Данные предложения произносились в определенном случае с конкретно целью. Какой? (рассказать о чем-нибудь, спросить о чем-то, побудить кого-то к действию)

Что мы учились делать? (определять, с какой целью приводились высказывания)

7.Предложения также могут произноситься с определенной эмоциональной окраской (передавать радость, восторг, удивление и т.п.) или без нее.

По интонации предложения делятся на:

Выражение сильных чувств: радости, восторга, страха…

Отсутствие выражения сильных чувств

На конце восклицательный знак

На конце точка, вопросительный знак, многоточие

Определите типы предложений по цели высказывания и интонации:

Как весело было ему на душе!

А работники все смеялись над бедным Андреем.

Но где было ему продолжать учиться?

Каково было бедному Андрею!


Составьте предложения (вопросительное, побудительное, повествовательное, восклицательное, невосклицательное) по содержанию данной картины.

Домашнее задание: Используя получившиеся предложения составить рассказ по картине (письменно).

Список использованной литературы:

Читайте также: