Конспект урока виды изображения поверхности земли 5 класс летягин

Обновлено: 16.05.2024

Данная разработка урока ориентирована на УМК издательства "Вентана - Граф" при изучении курса "Начальная география". Урок разработан с требованиями ФГОС для 6 класса, к учебнику и рабочей тетради А. А. Летягина, а так же включает в себя раздаточный материл.

Оценить 1905 0

Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-практикум

Цель урока: сформировать представление о видах изображения земной поверхности

Задачи урока:

сформировать представления о различиях в способах изображения местности;

начать формирование умения работать с различными картографическими источниками;

показать значение географических информационных систем (ГИС) для развития современной науки.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1.Организационно - мотивационный этап урока

Определение темы урока

-В субботу мы с вами были на Дне здоровья, который проводился в лесу. Вы действительно подготовились к этому мероприятию: яркая форма, спортивная, обувь, девиз команды. А вот представьте, что вам прислали такое письмо.

Посмотрите на слайд и предположите, что вы возьмете с собой?

Высказывают предположение , завязывают дискуссию, как мы можем понять, что нам нужно для соревнований, а что нет.

Формулирование цели урока.

Как вы думаете, какова цель нашего урока?

сформировать представление о видах изображения земной поверхности

Высказывают и обобщают предположение

Формулирование задач урока

-Сегодня нам предстоит научиться читать изображения поверхности по различным географическим источникам. Как вы думаете, что для этого нам необходимо сделать?

- Фиксируют задачи урока --------- сформировать представления о различиях в способах изображения местности;

- начать формирование умения работать с различными картографическими источниками

Создание мотивационной установки

И пусть, пока мы будем совершать только виртуальные путешествия, я думаю, что наш сегодняшний урок будет вам очень интересен и полезен. Перед вами на столах лежат маршрутные, по ходу урока они должны вами заполняться, что бы потом подвести итоги и выявить лучших из лучших!

Подписывают маршрутные листы, проставляют дату.

2.Процессуально - содержательный этап урока

Актуализация полученных знаний

Когда вы приезжаете из поездки, как вы рассказываете своим друзьям о том, что вы там видели

Высказывают свое мнение (делают фото, видеозаписи, привозят в подарок магнитик)

Изучение нового материала

1. Рисунок, как способ изображения поверхности Земли.

Итак, у людей всегда была потребность высказать о том, что они выдели. Первобытные люди свои рассказы сопровождали рисунками.

Что вы можете рассказать и местности глядя на рисунок 21.2?

Кто сейчас изображает местность рисунками?

О каком виде изображения мы сейчас говорили? Запишите в свои схемы.

Рассматривают рисунок 21.2 на стр. 42. Высказываются об изображении.

- Рассматривают рисунок на первом форзаце учебника .

- Делают записи в кластере.

2. Фотография, как способ изображения поверхности Земли.

Отправляясь в поход или на экскурсию, люди часто берут с собой фотоаппарат или камеру. Рассказывая о тех местах, где побывали, мы показываем друзьям что? Фотографии.

- При этом фотографии могут быть разными

- Выполненными с определенной рабочей целью - например, фотографии, сделанные из самолета или из космоса.

- Такие фотографии называются аэрофотоснимками.

Итак, второй вид изображений земной поверхности - фотографии (аэрофотоснимки).

- Зафиксируйте в своих рабочих листах.

3.Топографическая карта, как способ изображения поверхности Земли.

Но представьте ситуацию - гость вашего города остановил вас на улице и спросил, как пройти к фонтан на реке Везелка возле БелГУ. Как вы поможете ему? (заострить внимание на том, что этот человек хочет пройтись пешком и полюбоваться красотой города)

- Таким образом, еще один из способов изображения земной поверхности - это чертеж и топографический план.

4.Глобус и карта, как способ изображения поверхности Земли.

Посмотрите внимательно на план местности, который мы собрали и скажите, можем ли мы начертить план России, материка Евразии, планеты в целом? Почему? (слишком большая территория)

Какие изображения земной поверхности нам могут помочь в таких случаях? (карты, глобус)

- А теперь откройте ваши атласы и приведите примеры карт, которые в них есть.

- Как можно узнать информацию из карт?

Понятие легенда карты.

Чем же отличаются между собой различные виды отображения земной поверхности? Что бы ответить на этот вопрос, рассмотрите в атласе разные типы отображения Земли и заполните таблицу.

Посмотрите внимательно на заполненную таблицу.

- Найдите черты сходства между всеми видами изображений земной поверхности.

- На последующих уроках данной темы вы будете работать с топографическим планом.

- А что же мы можем назвать планом?

- Снова попрошу обратить ваше внимание на таблицу. Найдите в ней характеристики плана (зачитать)

- На их основании попробуйте составить свое определение топографического плана.

Создание интерактивного определения

Топографический план - это изображение небольших участков земной поверхности в уменьшенном виде с помощью условных знаков.

- Найдите задание 3 в рабочих листках и запишите определение.

- Откройте учебники на стр. 10 и найдите определение плана в них. Прочитайте его.

- Наше определение оказалось верным?

- Теперь, ребята, вы знаете, что такое топографический план.

- А если бы я вас сейчас попросила составить план школьного двора, вы смогли бы правильно выполнить работу?

- Вы правы, причитать, составить план, не зная уловных знаков невозможно.

- Откройте стр.7 в ваших атласах.

- Что на ней изображено?

- Какие группы условных знаков плана мы можем выделить?

- Как на планах изображаются дороги?

- Какие цвета используются при изображении условных знаков?

- Какие объекты плана изображаются голубым цветом?

не знаем условных знаков

3.Этап закрепления

А сейчас я предлагаю выполнить в рабочих листках задание: Составьте план местности, по которой шла Красная шапочка.

- Давайте проверим правильность выполнения задания (обменяйтесь листочками).

- Итак, с какими видами изображений земной поверхности мы сейчас познакомились?

- Назовите все виды изображений земной поверхности, с которыми мы сегодня познакомились.

Сегодня мы изучили разнообразные виды изображения поверхности Земли.

Составьте план самостоятельного знакомства с другими способами отображения поверхности Земли.

4.Рефлексивный этап урока

- Заполняют предложенные листочки с началом предложения

- Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в словесной форме

5. Объяснение домашнего задания

- К следующему уроку, ребята, я попрошу вас выучить определение топографического плана.

Если у кого-то из вас возникли вопросы по сегодняшней теме или что-то непонятно, проработайте дома §7.

Дополнительное задание (по желанию и по выбору)

Желающие могут написать рассказ о своем пути от дома до школы, заменяя слова условными знаками.

Приложение 1

1) Какие реки протекают в окрестностях музея – заповедника? Можно ли определить название ширину, направление и скорость течения реки?

2) Как называются населённые пункты, расположенные на берегах реки? В каких из них есть церковь?

3) Можно ли определить типы растительности в окрестностях музея (лес, кустарники, луг и др)?

4) Между какими населёнными пунктами проложены дороги? Что можно сказать об этих дорогах?

АЭРОФОТОСНИМОК

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА

Проанализируйте таблицу и сделайте вывод. Запишите его в предложения:

передает________________________________________________________________________________________

так как__________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Виды изображений земной поверхности

Аэрофотоснимок

Топографическая карта

Охватываетнебольшие или обширные участки земной поверхности

Отраженыреальные или уменьшенные размеры объектов

Объекты похожи на их реальный вид на местности или изображены с помощьюусловных знаков.

Изображенывсе объекты, видимые сверху, или только важные.

Сделайте вывод, что такое топографическая карта или план местности

Топографический план- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В маленьком деревянном домике жила-была девочка. Ко дню рождения подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в своей новой, нарядной красной шапочке и её так все и звали – Красная Шапочка!

Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке:

- Сходи-ка ты, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек масла.

Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке в другую деревню.
Идет она хвойным лесом. Вдруг навстречу ей – серый Волк. Очень захотелось ему съесть Красную Шапочку, да только он не посмел – где-то близко был домик лесника, и стучали топорами дровосеки. Облизнулся Волк и спрашивает девочку:

- Куда ты идешь, Красная Шапочка?
Поздоровалась она с Волком и говорит:
- Иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла.
- А далеко ли живет твоя бабушка? – спрашивает Волк.
- Довольно далеко, за фруктовым садом,- отвечает Красная Шапочка.
- Ладно - говорит Волк, - я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой проселочной дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.
Сказал это Волк и побежал, что было духу по самой короткой дорожке.
А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге через луг. Шла она, не торопясь, по пути то и дело останавливалась, рвала цветы и собирала в букеты.

А Волк уже прибежал к бабушке и стучится в дверь: тук-тук!
- Кто там? – спрашивает бабушка.
- Это я, внучка ваша, Красная Шапочка, - отвечает Волк тоненьким голоском.

- Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется!
Волк дернул за веревочку – дверь и открылась.
Бросился Волк на бабушку и разом проглотил ее. Одел бабушкину одежду, очки на нос, лег в постель и стал ожидать Красную Шапочку…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (5-9)

Первичное усвоение новых предметных знаний:

формировать представление о различных видах изображений поверхности Земли,

объяснять различия между планом и картой, необходимость дешифрования аэрофотоснимков и космических снимков

Представления о топографической карте как изображении местности, дающем наиболее полную и точную информацию о географических объектах

Умение работать с различными изображениями земной поверхности и оценивать их информативные возможности

Метапредметные понятия

Метод, модель, объект, природа, пространство

Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Самостоятельное выделение и формулирование темы, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор способов решения, рефлексия, смысловое чтение, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, выявление , оценка способов разрешения конфликта, контроль, корректировка и оценка действий партнёра, умение выражать свои мысли.

Подведение итогов урока 6.

Мы научились:

Мы использовали:

Мотивационный

этап Актуализация знаний. Определение темы учащимися.

Целеполагание. Мотивация к предстоящей деятельности. Организация целеполагания.

Представление о результате предстоящей деятельности.

Постановка учебной задачи.

1. Приветствие.

2. Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы. Организация определения темы урока .

Р ебята, морская экспедиция завершилась, я вам предлагаю сейчас совершить полет на воздушном шаре.

Закройте, пожалуйста, глаза, наш воздушный шар поднимается над школой, что вы видите слева, справа? А кто увидел свой дом? Дорогу видите, по которой вы приходите в школу? Замечательно!

-Спасибо, открываем глаза.

-Ребята, географические объекты, которые вы увидели, смогли бы вы отразить на бумаге? Каким способом?

(нарисовать) С помощью рисунка.

С древних времён у человека была потребность передавать другим людям информацию о том, где он был и что видел. Так появились маленькие модели окружающего нас мира. Рисовать человек научился раньше, чем писать. Древний человек использовал бивень мамонта, камень или дерево для первых зарисовок местности Вы, наверное, согласитесь со мной в том, что на сегодняшний день о различных географических объектах и чтобы их не растерять и передать следующим поколениям где-то фиксировать.

Какой возникает вопрос?

- Ответы учащихся (как фиксировать информацию, какие способы изображения имеются).

№ 4 Отвечает Арсен (о Каповой пещере).

Чертёж земли Московской; наше царство

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,

Вот пермские дремучие леса,

Чем занимался Фёдор? Как называется этот чертёж?

№ 6 Посмотрите на чертежи. Что мы можем сказать о местности, изображённой на них?

- Можем ли мы по этому рисунку определить название этих гор? Их высоту? Направление сторон горизонта?

- Какие же изображения могут помочь нам получить необходимую информацию?

В ходе диалога с учителем приходят к выводу о недостаточной информативности рисунка.

Осознают необходимость познакомиться с другими видами изображений местности.

Ребята, скажите, пожалуйста, какую тему мы сегодня изучаем?

№ 7 ( Виды изображений земной поверхности.) Запись в тетради.

Спрогнозируйте свою будущую деятельность.

Этап учебно-познавательной деятельности.

Открытие нового знания

Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний.

Занесите схему в тетрадь. Презентация схемы. Работа в парах. Расскажите друг другу какие виды изображений земной поверхности вы знаете? Каковы особенности каждого из них.

(с помощью рисунка, аэрофотоснимка, топографических планов, географических карт)

№ 9 Географическая карта

№ 11 Аэрофотоснимок (Работа с учебником с. 42)

№ 12 Топографическая карта

Физкультминутка

Для чего нужны аэрофотоснимки?

№ Метод изучения земной поверхности с космоса позволяет распознавать объекты, попадающие в поле обзора и определять их положение в пространстве.

Мониторинговый режим работы космических средств получать информацию о природно-экологическом состоянии региона в режиме прямой съёмки и передачи информации, что очень важно при решении задач, связанных с экологической обстановкой.

Наблюдения за экологической обстановкой возможно и режиме реального времени, но не из космоса, а из нашего кабинета.

Радмила расскажет о своём приборе.

Краткое содержание

Этап рефлексии

Оценка результатов деятельности.

Учитель организует обсуждение результатов деятельности.

-Можете ли вы сейчас ответить на вопрос: «Какие из приведенных способов изображения земной поверхности дают наиболее точную и полную информацию о географических объектах?

№ 13 Какую работу мы должны выполнить? (сравнить)

Представляете, если от Вас зависит правильное отображение на карте поверхности планеты Земля. Получается, что профессия топограф не из легких. Она сложная и ответственная.

- На 1 форзаце учебника

На слайде №13 таблица

Давайте посмотрим, что нам нужно сделать?

- Давайте все вместе заполним первый столбик.

- О каком виде изображения идёт речь?

- Далее ученики работают по рядам

2 ряд –аэрофотоснимок

3 ряд – топографическая карта

Найдите черты сходства и различия.

- На последующих уроках данной темы мы будем работать с топографической картой, чему бы вы хотели научиться?

Самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы заданных целей? Какое умение нам потребовалось, чтобы выполнить задание в Школе Географа- следопыта?

-Умение сравнивать.

- Какое изображение даёт наиболее полную информацию о местности?

- Топографическая карта.

- Можно ли говорить о «бесполезности двух других изображений?

- уточнить, показать красоту природы.

№ 14 Выражают своё мнение о выполненной работе и полученном результате. Оценивают правильность выполненных действий, вносят коррективы.

Домашнее задание: 1 уровень - п. 7, прочитать,

2 уровень - ответить на вопросы 1-3

3 уровень составить сборник интересных фактов по пройденной теме (по желанию).

Те, кто выполнит третье задание творческого уровня, освобождаются от заданий 1 и 2 уровней.

ори енти ров ать ся в дан н ой си туаци и и что н ужн о зн ать для тог о, чтобы ори ен ти ров атьс я?

Раз в и ти е моти в ов учебной дея тель - ности . В ы бор наи более эф ф екти в - н ых сп особов ре -

ше н и я з ад ач в зави симости от к он к ретны х усло в и й и умени е и х п ри менять в раз ли чн ы х

У мени е оп ре - деля ть усп еш - н ость в ып олн е - ни я св оего зада н и я в ди алог е с учи телем;

У чи тель с тав и т з адачу научи тьс я оп ределя ть сторон ы г оризон та и н ап рав лен и я н а п лан е и

О в ладени е н ав ы - ками п ольз ов ан и я комп асом. Форми - рован и е г еог раф и - ческих п он яти й .

Став и ть учеб - ны е за дачи, в ы - би рать н аи бо - лее эф ф екти в - н ы е способы и х реше н и я.

П ри менен и е уме - ни й и знан и й п ри в ы п олн ен и и учеб - ны х и п ознав атель - н ых зад ач.

Работать п о реш ен и ю об - щ ей з адач и . О браща тьс я и в заимодейст - в ов ать с о сверстн и к ами


Технологическая карта урока составлена по теме "Виды изображения земной поверхности". Форма работы - коллективная, групповая. Класс делится на 4 группы и каждая группа выполняет и представляет свои задания

Содержимое разработки

Тема: Виды изображения земной поверхности

Цель: сформировать представления о видах изображения земной поверхности.

Результаты обучения:

- личностные: осознание ценностей знания, как важнейшего компонента научной картины мира; овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования; умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- предметные: умение работать с разными источниками географической информации; умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; картографическая грамотность;

Формы работы: коллективная, групповая

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Подготовительный этап

Читайте также: