Конспект урока в начальной школе петр 1

Обновлено: 07.07.2024

Сформировать представления у учащихся о времени правления Петра I, его реформах.

Развитие познавательного интереса у учащихся к историческому прошлому своей страны;

Развивать познавательные способности и монологическую речь;

Развивать умение работать с дополнительной литературой;

Развивать умение обобщать и делать выводы;

Воспитывать на примере жизнедеятельности Петра I активную гражданскую позицию.

Выставка книг о Петре I

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Постановка темы, целей урока.

Учитель: То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

- Догадались о ком идет речь?

Дети: Да. Это царь Пётр Первый.

Учитель: На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася, бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел. И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волна

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Учитель: О каком городе говорится в этом стихотворении?

Дети: О Санкт – Петербурге.

III. Формулирование проблемы учащимися (тема урока)

Учитель: Найдите связь между С-Петербургом и Петром I.

Дети: Царь Пётр Первый основал (построил) этот город.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Дети: Мы будем говорить о царе Петре 1, его жизни и строительстве Санкт – Петербурга.

Учитель: Итак, вы правы, что тема нашего урока “Петр 1”. Мы будем говорить о неутомимом и энергичном царе, о царе, который за свою деятельность на благо России получил прозвание “Великий”.

- Я приготовила вопросы, на которые мы с вами должны будем ответить в конце урока. Доставайте их из этой треуголки, которая символизирует петровскую эпоху.

V. Работа по теме.

Учитель: Давайте начнём. Наш урок мы разделим на 3 этапа – ранние годы Петра, юность и поговорим о Петре, как о преобразователе.

(1 слайд)- о рождении

Учитель: Уже изначально появление Петра было таинственным. Появление на свет Петра было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, Симеон Полоцкий и Дмитрий, по звездам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Петр и что именно он из детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников.

И вот в ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на темном небе ярко засияла большая звезда. В этот момент вторая жена Алексея Михайловича – Наталья Кирилловна, родила ему сына. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром.

Удары колоколов кремлевских соборов нарушили утреннюю тишину столицы. Веселый перезвон продолжался весь день. Так по традиции отмечалось прибавление семейства в царском роду.

- О том, какое детство было у Петра, вы узнаете от моих помощников – учеников нашего класса.

(2 слайд)- о потешных войсках

Ученик: К 5 годам в детской маленького царевича не было других игрушек, кроме военных. И теперь в мастерскую Оружейной палаты то и дело приносили на починку прорванные барабаны, сломанные луки и потешные пистолеты.

Когда Петру исполнилось 10 лет в Преображенском на берегу реки Яузы царевич построил потешный городок. Это была крепость с башнями, окопами, бастионами.

Очень увлекало Петра военное дело, а детские забавы со временем переросли в серьезное увлечение.

- В 10 лет Петр стал царем вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Петр – слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.

(3 слайд)- о кораблях

Ученик: Сколько себя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки, его отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами разглядывал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Петр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае ботик (маленькое парусное судно) деда Никиты Романова. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Петр постигал премудрости новой потехи.

Стояла жара, ветра не было. Петр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса. Наконец, однажды вечером удалось поймать ветер. Много времени прошло, пока освоил царь все премудрости парусной науки. Потом строить и корабли научился. Так из детской забавы родилось одно из главных дел его жизни – создание Военно-морского флота.

Учитель: Ребята, давайте закроем глаза и представим себе, что Пётр Великий сегодня у нас в гостях.

Пётр 1 : “Я царь, а у меня мозоли на руках”. Безделья я не терплю, и день мой заполнен до предела. Встаю я очень рано, до рассвета, и в 3-4 часа утра уже присутствую на совете министров. Быстро обсудив множество дел, отправляюсь в Адмиралтейство. Там слежу за постройкой судов, а нередко и сам берусь за топор, ведь корабельное дело знаю до тонкостей. Потом, зайду домой, займусь токарным делом, которое очень люблю. За свою жизнь освоил я 14 ремесел.

В 11 часов сажусь обедать. За столом долго не засиживаюсь, обед состоит из простых блюд, среди которых непременно любимый мною студень. После обеда короткое время отдыхаю, а затем отправлялся на строительство, посещаю мастерские, осматриваю корабли.

Вечером я обычно навещаю друзей, но к себе возвращаюсь рано и ложусь спать.

“Делу время, потехе – час”, – люблю я говорить окружающим.

Пётр 1 : -А знаете ли вы, мои юные друзья, как называется мой детище, город, который построил я на берегах Невы?

Дети: Да. Санкт-Петербург.

Пётр 1 : А вы там были?

Дети: Да. А ещё мы недавно ходили в школьный музей и руководитель музея Лариса Алексеевна познакомила нас с видами города Санкт – Петербург.

Пётр 1 : - А почему я его назвал Санкт – Петербург вы знаете?

Пётр 1 : Верно. Молодцы!

А как бы я хотел увидеть как выглядит мой город сейчас.

Учитель : А мы Вам сейчас покажем и расскажем.

Учитель показывает слайд, а дети комментируют, что на нём изображено.

(Домик Петра, Петропавловский собор, Александро-Невская лавра, Кунсткамера, Петродворец)

Учитель: Вот как с любовью писал о городе Петра наш любимый поэт А. С. Пушкин

(читают 2 ученика)

1. Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

2. Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Пётр 1 : Как я рад, что дело моё живо, город процветает, чтут в нём русские традиции и меня не забыли. А что в книгах ваших про меня ещё написано?

Учитель: Ребята! Поработаем с учебником. Откройте с. 95-96. Даю вам 2 минуты, чтобы вы познакомились с текстом, а потом расскажете Петру Алексеевичу.

(Дети знакомятся с текстом)

Учитель показывает слайды с нововведениями Царя Петра 1, а дети отвечают, что они видят.

Появление морского флота

1 января – Новый год

Первая печатная газета

Первая публичная библиотека

Открытие новых заводов

Возникли новые города

Пётр 1 : Спасибо, юные мои друзья. Учитесь, познавайте всё новое. Любите свою Родину.

VI. Подведение итогов.

Учитель: Итак, ответим на вопросы, которые вы получили в начале урока. За свой ответ вы будете получать оценки.

• Какое прозвание получил Пётр Первый в истории России?

Пётр Великий

• Во сколько лет он был провозглашён царём?

• Какое любимое увлечение было у Петра в детстве?

• Из кого набирался этот полк?

Из сверстников царя

• Чем отличался Пётр от других правителей?

Мог быть кем угодно, освоил 14 профессий

• Что нового появилось в России при Петре Первом?

Флот, газета, календарь, музей, библиотека

• Когда был заложен город на Неве?

• Одна из главных улиц?

Учитель: Кому понравился

VШ. Информация о домашнем задании

Изучить материал учебника по теме “Петр Первый” с. 94-100, выполнить задания в рабочей тетради с. 34-35 №3,4.

IX. Подведение итогов.

- Ребята, о чём мы говорили сегодня на уроке, что вы узнали нового?

(Ученики отвечают)

- Спасибо всем вам, ребята, за урок, а особенно моим помощникам.

Учитель: Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо как Россия,

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!

Нажмите, чтобы узнать подробности

расширить знания учащихся об основании Санкт-Петербурга, о строительстве и процветании города.

Развивающие УУД:

личностные (мотивация к учению, нравственно-этическое оценивание личности Петра I и его преобразований)

познавательные (общеучебные – формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, логические: анализ объектов с целью выделения главного)

регулятивные (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению)

коммуникативные (инициативное сотрудничество в группах в поиске и выборе информации для мини-проектов)

развивать информационные компетенции: работа с книгой, рабочей тетрадью, картой, словарём, презентацией;

Воспитательные задачи:

пробудить интерес к изучению истории с привлечением мультимедийных средств обучения;

воспитать у учащихся уважения к истории, культуре, традициям своего народа;

Оборудование:

фотографии с изображением дворцов, памятников, соборов Санкт-Петербурга и военной формы петровских солдат;

задания для проектной работы;

учебник и рабочая тетрадь, карта России; словарь Ожегова;

карточки с пометами на полях;

иллюстративный материал для доски;

4 листа ватмана, клей, фломастеры.

портрет Петра I.

Ход урока

1.Оргмомент. (1мин)

- Я рада приветствовать всех сегодня. Улыбнёмся друг другу, посмотрим на гостей, подарим и им наши улыбки. Прошу всех сесть.

- Любой человек имеет свою биографию. Когда говорим о стране, употребляем другое слово – историю. Вспомним то, что изучали на прошлых уроках:

Какой князь ввёл христианство на Руси? (Владимир Красное Солнышко)

Кто правил Русью более 30 лет и прославился своим образованием? (Ярослав Мудрый)

Какой князь завещал своим детям и всем людям быть добрыми, трудолюбивыми и заботливыми? (Владимир Мономах)

Какое прозвище заслужил Иван 4? (Грозный)

- Как одним словом можно назвать этих великих людей?(правители)

3. Открытие нового знания.

А) Работа с учебником и словарём Ожегова.(слайд)(5 мин)

В каком веке наше государство стали называть Россией?

В каком веке страну называли Российской империей?

Б) Тема и цель урока.(7 мин)

- 18 век, Российская империя. Попробуйте догадаться, о ком писал Пушкин: (слайд)

«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник.

- Как назвал русский народ царя Петра I ?(Великий)

- Я предлагаю вам открыть ещё одну страницу истории нашей страны. Какова тема нашего урока? (Пётр I Великий) (слайд)

- С какой целью мы отправимся в эпоху, которую называют петровской? (Познакомиться с личностью Петра, узнать, почему его назвали Великим?) (слайд)

- Что вы знаете о Петре I? (ответы детей)

- Одни смеялись над его нецарским поведением, другие уважали и любили его так, что отдавали за него свои жизни, а третьи боялись его, как самого страшного и беспощадного врага. (слайд)

Он так Россию полюбил,

Что и во сне он ей служил.

Могла ль Россия стать такою,

Как видим мы ее теперь,

Когда б могучею рукою

Не отпер ко всему он дверь?

В.И.Новаковский

- Каким видел Петра 1 Владимир Новаковский?(любящим Россию, могучим).

- Пусть эти строки будут эпиграфом нашего виртуального путешествия в прошлое.

- Достаточно ли у вас знаний для ответа на вопрос: почему Петра 1 назвали Великим? (Нет). А что нам для этого нужно? (Необходима дополнительная информация). Как мы её можем получить? (из учебника, рабочей тетради, энциклопедий, словарей, интернета). Мы учимся получать информацию из разных источников.

- Один из них – презентация. Здесь вы узнаете о рождении и детстве Петра 1.

В) Презентация и рабочая тетрадь.(2 мин)

- Решите историческую задачу в рабочей тетради (стр. 8, № 14)

- В каком возрасте Петру пришлось управлять русским государством? (10 лет)

- Да, ребята, Петр был вашим ровесником. (слайд)

- Чтобы учебник оставался чистым, выполним символы на карточках с текстом учебника. (памятка №1 на партах, слайд)

(выключить презентацию)

Карточка с текстом

Пётр был провозглашён царём, когда ему исполнилось всего 10 лет. Позже ты узнаешь, что не всё было просто в жизни юного царя.Петру пришлось применять и силу, и жестокость, чтобы устранить всех тех, кто хотел отобрать у него власть. Пётр наказывал подданных за лень и безделье, за воровство и взятки. За такие проступки он не только учил их дубинкой, но и сажал в тюрьму, а то и казнил.

- Что узнали нового о царе?

Вывод: Пётр был человек сильный, жестокий, властный, имел и достоинства и недостатки. (на доске прилагательные)

- Что вы знаете о распорядке дня Петра 1? Вступите в монолог.

1 современник: Государь встаёт очень рано, в 3-4 часа утра.

4 современник: В 11 часов кушает, но не любит прохлаждаться за столом.

- Вступите в диалог друг с другом и уточните то, что вам было непонятно.

1 и 2 современники:

- Неужели царь разбирается в строительстве кораблей? (он знает это мастерство превосходно и сам работает на верфи)

3 и 4 современники:

- Ну а после обеда царь отдыхает? (по русскому обычаю после обеда немного отдыхает и снова идёт смотреть какую-то постройку или работать)

1 современник: Пётр 1 - превосходный мастер-плотник.

2 современник: У него есть мозоли на руках от этой работы.

3 современник: Он трудится как простой человек.

4 современник: Пётр 1 знает 14 ремёсел. (на доске прилагательные)

Вывод: Пётр Великий был необычным царём, трудолюбивым, организованным. Он заслужил любовь и восхищение русского народа своим трудом. (оценки выступающим детям)

6.Динамическая пауза.(1 мин)(итого 20 мин)

- Интересный факт из истории: при большом росте (3 аршина = 2м 4 см ) Петру тяжело было выносить физические нагрузки. Вызвали из Голландии врача (имени не сохранилось). Он придумал для Петра упражнения: (дети выполняют)

7. Проектная деятельность.(15 мин)

- Россия все больше и больше становилась похожей на европейскую страну. И, конечно, одним из самых ярких преобразований Петра было строительство города Санкт – Петербурга. Город на Неве стал столицей России. Найдите город на карте. (снять карту)

- Мы узнали много интересного о жизни и деятельности Петра I. А теперь класс делится на 4 группы для проектной деятельности. Каждая получает творческое задание с инструкцией. Темы мини-проектов: соборы Санкт-Петербурга, памятники, дворцы, военная форма петровского солдата.

Работаем по инструкции:

Делимся на группы по 5 человек.

Определяем тему проекта.

Соотнесём фотографии с текстом, приклеим.

Защитим мини-проект (3 ученика). (музыка)

(Защита мини-проекта и выставление отметок)

- Подведём итог и вернёмся к цели урока.

- У вас на парте несколько существительных о Петре 1. Выберите только одно, то, что считаете главным. Прикрепите это слово под 1 или 2 колонкой (царь-плотник, труженник, кораблестроитель, просветитель, воин, император, правитель) Больше всего …

- Откройте учебник на стр. 31-32 и сравните свои выводы с выводами учебника. – Что дал вам этот урок?(чувство гордости , любви, уважения к нашей стране, её истории)

9. Домашнее задание: разноуровневое. - Прочитав стр. 30, (2 мин)

расскажите подробно о новой столице России,

составьте рассказ о строительства Санкт-Петербурга от лица иностранца.

Трудиться нужно, чтоб был прок,

Петр образцовый дал урок,

В своем стремленье показав,

Что он покоя не видав,

Работал, весь свой век трудился,

Подчас мозолями хвалился.

Покоя недруг он: движенье -

Есть жизнь его и наслажденье.

Работаем по инструкции:

Делимся на группы по 5 человек.

Определяем тему проекта.

Соотнесём фотографии с текстом, приклеим.

Защитим мини-проект (3 ученика).

Карточка с текстом

Пётр был провозглашён царём, когда ему исполнилось всего 10 лет. Позже ты узнаешь, что не всё было просто в жизни юного царя.Петру пришлось применять и силу, и жестокость, чтобы устранить всех тех, кто хотел отобрать у него власть. Пётр наказывал подданных за лень и безделье, за воровство и взятки. За такие проступки он не только учил их дубинкой, но и сажал в тюрьму, а то и казнил.

Тема: Пётр Великий. Российская империя.

  • сформировать представления о Петре I – первом императоре;
  • познакомить учащихся с преобразованиями Петра;
  • развивать умение работать с текстом, выделять главную мысль, делать выводы и обосновывать их;
  • воспитывать уважительное отношение к нашим предкам – простым труженикам, мастерам своего дела, оставившим нам в наследие плоды своего труда.

Оформление доски:




I. Организационный момент

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем каким был первый император России, и что изменилось в России за время правления Петра. Но сначала мы вспомним великое прошлое нашей Родины, повторим историю развития нашей страны от Древней Руси до Российской империи.
За каждый ответ учащийся получает берёзовый лист.

III. Проверка домашнего задания

Учитель: Давайте вспомним людей, которые оставили след в истории и чьими подвигами мы можем гордиться.
Назовём события, связанные с этими людьми.
На доске портреты. Дети называют имена князей и что они сделали.








Ответы учеников:

Учитель: Обобщая события Древней Руси и Московского государства, мы сейчас вспомним важные сражения того времени и заполним таблицу.
А сейчас я буду читать четверостишие, а вы должны назвать место сражения и дату, отметить эту дату на ленте времени.

На доске лента времени.

1. Стоял такой великий стон,
Шёл бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья. (Дон, Куликовская битва, 1380 г.)

2. На берегах большой реки
Высадились грозные полки.
Русские дружины в бой пошли,
Не дождались шведов корабли. (Нева, Невская битва, 1240 г.)

3. По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклоняясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь. (Чудское озеро, Ледовое побоище, 1242 г.)

Таблица заполняется по ходу отгадывание четверостишия, кроме 1709 года, эту строку заполним после изучения Полтавской битвы.

IV. Изучение нового материала

– Как вы это понимаете?

Ответы учеников: Прошлое действительно небезупречно, много разрушений и страданий принесли войны, 250 лет тяжёлая жизнь русского народа под гнётом монголо-татарского ига, смутное время и ослабление Московского государства. Упрекать прошлое бессмысленно, это было, и изменить ничего нельзя. А вот изучать необходимо, чтобы не допускать ошибок прошлого.

Учитель: В конце урока мы ещё вернёмся к этому высказыванию.

Учитель: В конце XVII века в 1682 г. российским царём стал внук Михаила Романова Пётр I. Сегодня мы узнаем, что это был за человек и как он повлиял на развитие России. Россия в это время переживала трудный момент своей истории: она сильно отставала в своём развитии от других стран Европы. В России почти не было инженеров и учёных. Армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Молодой царь понимал, что нужно выводить Россию из этого положения. Для этого нужны были образованные люди. Пётр I постоянно учился сам и заставлял учиться других. Он был очень работоспособен, трудолюбив, был обучен многим ремёслам.

– Что вы узнали о Петре I? (Ответы учеников)

Учитель дополняет: Пётр I вошёл в историю как царь-реформатор, как Петр Великий. Пётр I был суров, требователен, порой жесток и непримирим. А кто знает, что такое реформа? (Преобразование, изменение, переустройство.)

– Пётр I всю свою жизнь стремился сделать Россию великой страной. Сейчас мы узнаем: как был создан первый русский флот.

Учитель дополняет: В короткое время с помощью приглашённых Петром из Голландии и Англии мастеров, удалось построить и оснастить российский флот. Сам Пётр участвовал в строительстве больших кораблей – фрегатов, исполняя мужицкую работу, за что и назвали его царём плотником. При Петре I в Росси была создана сильная армия, вооружённая новыми ружьями и пушками. Зачем Петру I нужно было построить флот? (Флот – развитие военного дела, торговля с другими государствами, государство, как Россия, без военного и торгового флота не в состоянии стать великой державой.)

– А как вы думаете какому городу было посвящено это стихотворение? (Санкт-Петербург)

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.

(А. С. Пушкин)

– Какие трудности были при строительстве города?
– Как чувствовали себя рабочие, какие тяготы легли на их плечи? (Ответы учеников)

Империя (от лат. imperium — власть), монархическое государство, глава которого, как правило, носил титул императора, все государственные органы управления беспрекословно подчинялись императору, могущественное государство с огромной территорией и большим влиянием в мире.

– А сейчас давайте вернёмся к нашей таблице и заполним последнюю строчку.

Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые Победы,
Сквозь огонь окопов рвутся шведы…

V. Физкультминутка

Дети летом на лугу
Рисовали радугу.
Рисовали, рисовали,
А потом вдруг спорить стали.
Из каких цветов она
так красиво сложена?
– Жёлтый!
– Красный!
– Голубой!
Выбирай себе любой!
Дети радугу опять
Дружно стали рисовать
Рисовали, рисовали,
После снова спорить стали.
Что какой цвет означает?
Жёлтый цвет – теплом согрет.
Ласку дарит он и свет.
Синее и голубое –
Символ мира и покоя.
Самый яркий и прекрасный
Это цвет конечно – красный.
Дети в солнечном кругу
Рисовали радугу.

– Какие цвета мы рисовали в нашей радуге?

– А что если жёлтый мы заменим на белый. О чём теперь говорят вам цвета? (Эти цвета есть на флаге России)

– Кто знает, что обозначает каждый цвет? (Ответы учеников)

Учитель: А знаете, что своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту. 1667–1669 гг. была построена первая флотилия России. К этому времени ведущие морские державы уже имели свои флаги. 1668 г. на российские суда было приказано выдать большое количество синей, красной, белой материи. Все три цвета издавна почитали на Руси.

VI. Работа с учебником

– О каких преобразованиях и реформах Пётра I вы уже знаете? (Новое летоисчисление, перенос празднования Нового года на 1 января, украшение домов еловыми ветками.)

Учитель: Разделим лист пополам и отметим положительные и отрицательные стороны преобразований Петра, сначала положительные, а после обсуждения – отрицательные.

Реформы Пётра I

Создал флот
Основал Санкт-Петербург
Развитие культуры
Развитие промышленности
Выход к Балтийскому морю
Создал сильную армию
Развитие грамотности
Открытие школ
Открытие аптек
Добыча полезных ископаемых
Установил абсолютную власть
Во время строительства гибли люди
Налоги с крестьян
Рекрутские наборы

Учитель: В царе Петре ценили то, что он был дальновидным человеком, у него был могучий ум и талант государственного деятеля. Все эти черты помогали ему достигнуть намеченные цели. Но при этом он пользовался жестокими мерами. Он принуждал к тяжелым работам простых людей и не старался улучшить их жизнь. Тысячи крестьян гибли в ужасных условиях при строительстве Петербурга, под землей в шагах, прикованные к тачкам.
Чтобы укрепить власть, военную мощь страны, строить корабли и мануфактуры, царь все время увеличивал налоги на простое население.
Хоть Петр I вошел в историю под именем Петра Великого за огромное преобразование в стране. С них начался путь России из отсталости, но какой ценой?

Вывод: Перемены в России были достигнуты ценой невероятного напряжения сил народа. Все тяготы преобразований легли на плечи народа.

После обсуждения отмечаем отрицательные стороны реформ Пётра I.

VII. Итог урока

– Мы много говорили о России. Назовите дерево – Символ России. (Берёза)

Учитель прикрепляет на доске рисунок берёзы без листьев.

– Вы сегодня хорошо поработали и заработали много берёзовых листьев. Украсьте наше дерево своими листьями.

– Своими знаниями и трудом вы будете укреплять мощь нашего государства, т.к. вы – будущее России и продолжатели дела наших предков.


Цели урока: формирование образа преобразований Петра I как решительного изменения всех форм общественной и государственной жизни.

Задачи:

1. Сформировать представления о Петре I – первом императоре.

2. Сформировать представления о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра Великого.

3. Выявить значение этих преобразований.

1. Развивать умения наблюдать, обобщать.

2. Способствовать повышению познавательного интереса обучающихся к истории.

Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, оставившим нам в наследие плоды своего труда.

Ход урока.

презентация петр первый

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших гостей.

- Сегодня мы с вами в очередной раз отправимся в путешествие по ленте времени и продолжим, знакомимся с важнейшими событиями в истории Отечества.

- А сейчас проверим, что вы запомнили из наших прошлых путешествий.

В каком веке образовалось Киевская Русь? (конец 9 века 882 год)

Какое событие произошло на Руси в 1380году? (Куликовская битва).

Какой князь считается основателем Москвы? (Юрий Долгорукий).

Этот богатырь сразился с Челубеем. (Пересвет).

При этом князе был построен белокаменный кремль (Дмитрий Донской - 8 сентября 1380).

Этот князь положил конец монголо - татар. (Иван III)

Кто был первым царем Руси? (Иван Грозный четвертый 1547).

(На интерактивной доске именами исторических деятелей и прозвище)

- Ребята, соедините имя исторической личности и прозвище. Объясните, почему их так называли? (На интерактивной доске появляется записи, учащиеся их аргументируют):

- К какому выводу пришли? (что в благодарность за достижения, сделанные для государства, люди в далекие времена награждали своих правителей громкими именами. )

- Ребята, кто сможет назвать тема нашего урока? (Пётр Первый)

- Правильно. Сегодня мы познакомимся с одним из самых знаменитых русских царей, который оказал большое влияние на историю России, превратив ее из средневековой в одну из великих держав мира. Также, постараемся определить, почему ему дали такое имя. Петр Великий.

– Сегодня вы будем работать в группах. Каждой группе будет дано индивидуальное задание. Успех каждой группы зависит от того, как дружно вы будете работать. Каждая группа получила в конверте задание.

Вторая – о основание Санкт – Петербурга.

Третья – реформы, связанные с просвещением, наукой, образованием.

Четвёртая – реформы, связанные с народом (бытом), культурой.

Личность Петра Великого.

- А какой город на Неве построил Петр I?

Основание Санкт – Петербурга.

Физминутка для глаз.

Реформы Петра Первого.

Одно существительное Пётр

Два прилагательных Великий, выдающийся

Три глагола побеждал, преобразовывал, строил

Короткое предложение, состоящее из 4 слов Нас ждут великие дела!

(Выдающийся государственный деятель)

Синоним царь – реформатор


-75%

Читайте также: