Конспект урока уши орган слуха

Обновлено: 16.05.2024

Создание условий для осмысления учащимися новой учебной информации, её применение в учебных и жизненных ситуациях.

Развивающие: содействовать отработке у учащихся причинно - следственных связей между строением и функциями звукового анализатора, способствовать развитию у учащихся умений и навыков выдвигать и доказывать гипотезы, выделять главное, ставить цели, содействовать развитию умения интегрировать материал разных наук (биологии, физики, истории, музыки, литературы).

Воспитательные: воспитывать коммуникативные качества, формировать гигиенические навыки ибережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, создать условия для проявления качеств необходимых для работы в группе: терпимости, распределения обязанностей, умения выслушивать оппонента и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникабельность учащихся.

Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, мыслительные листы, карточки с заданиями по этапам урока.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Уровни усвоения знаний: 1) исполнительский, 2) репродуктивный, 3) творческий

Личностная значимость (мотивация) – анализатор часть моего тела, понимание ценности здоровья и личной ответственности за него.

Данный конспект занятия можно использовать на уроке окружающего мира в 4классе.

ВложениеРазмер
okruzhayushchiy_mir_4kl.doc 63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 4 классе

Тема урока: Ухо не только орган слуха

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: 1) расширить представления учащихся об органе слуха;

2) формировать умение самостоятельно строить и применять новые знания.

1.Познакомить учащихся со строение органа слуха.

2.Помочь понять, какие функции в организме человека выполняет орган слуха.

3.Научить детей, как беречь слух.

4.Организовать проверку и самооценку учащимися работы на уроке.

1. Личностные УУД:

- умение анализировать результаты учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.

- выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- устанавливать причинно-следственные связи.

- искать и выделять необходимую информацию;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке;

- строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства;

-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

4. Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах, группах;

- совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

- формулировать и объяснять задание;

- грамотно задавать вопросы;

- слушать и понимать речь других.

Формы работы : фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: плакат, стол-помощник, карточки с правилами.

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Как вы думаете, какие умения помогут нам успешно работать на уроке?

II.Актуализация знаний и пробное учебное действие

1.- Какой раздел мы сейчас изучаем? (Органы чувств). Вы уже узнали много интересного. Поделитесь своими открытиями.

2. Знания ваши меня порадовали, а сейчас проверю вашу сообразительность. Подумайте, что лишнее: глаза, голова, нос, язык.( на доске картинки)

-Что обозначают остальные слова? (Органы чувств).

Предлагаю продолжить о них разговор.

3.- Определим тему сегодняшнего урока. Содержание. Откройте страницу.

-Как заявлена тема урока в учебнике?

Тема урока: Ухо не только орган слуха.

- Что вы уже знаете про ухо? - Какое слово заставляет задуматься? (Не только) - Значит, мы должны сделать какое-то открытие?

III. Целеполагание и постановка учебных задач.

1.- Прочитаем ещё раз тему урока и поставим цель

Цель: узнать строение орган слуха, выяснить, какую роль ещё играет ухо, научиться беречь слух.

- Для чего нам нужно это знать?

- Какие задачи мы можем ещё поставить перед собой, чтобы достичь цели урока?

1.Познакомиться со строением уха.

2.Понять, какую роль в организме человека ещё играет орган слуха.

3.Запомнить, как беречь слух.

4.Проверить и оценить свою работу на уроке.

IV. Открытие нового знания.

1.- Цель урока поставили, определили ряд серьёзных задач. У нас получился план работы по теме урока, который поможет добиться поставленной цели.

1.Ухо – это орган слуха.

2.Ухо – это орган равновесия.

2. Составление памятки по охране слуха.

3. Оценка своей работы.

-Если нужно будет, если мы устанем, я поставлю этот знак. Ф

Ухо – это орган слуха

Ухо – это орган равновесия

Оценка своей работы.

2. Объяснение учителя.

- 1 задача. Обратимся к иллюстрации учебника стр. 58..

То, что мы обычно видим и называем ухом – это только одна из его частей. Ухо состоит из трех частей. НАРУЖНОЕ УХО – это ушная раковина вместе со слуховым проходом.

Благодаря своей слегка конусообразной форме ушная раковина улавливает звуки, собирает колебания и направляет их внутрь, в СЛУХОВОЙ ПРОХОД, который заканчивается БАРАБАННОЙ ПЕРЕПОНКОЙ. Она представляет собой кусочек тонкой кожи, натянутой туго, как на бapaбaне.

Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать. (Вы, конечно, знаете, что звук может вызывать колебания. В момент движения поезда все оконные стёкла дрожат (вибрируют). Вибрируя, барабанная перепонка передает звук в СРЕДНЕЕ УХО, которое находиться в глубине черепа. А там через самые маленькие косточки в теле человека — молоточек, стремечко и наковальню* передает звук во внутреннее ухо — УЛИТКЕ.

— Мозг расшифровывает эти сигналы. Они там превращаются в слова. В результате вы слышите то, о чём я рассказываю. Проверим.

V. Первичное закрепление.

1. Выполним задание в тетради: стр. 28 № 59. Проверьте у своего соседа правильность выполнения работы.

2. Учебник стр. 59 (три последних абзаца).

3. Расскажите соседу по парте по иллюстрации, что ты запомнил о строении уха, а сосед пусть расскажет вам.

Оцените умения соседа и отметьте уровень в его карте достижений.

- Кто желает высказаться, как вы оценили знания своего соседа об органе слуха.

1) Я оцениваю знания …об органе слуха

-на высоком уровне

-чуть ниже высокого уровня

-на среднем уровне – Кто ещё оценил на высоком уровне?

4. Тема. Цель. – Что мы уже знаем? - Что предстоит узнать?

Вернемся снова к рисунку учебника на стр. 58. Во внутреннем ухе над улиткой расположены маленькие петли в виде арки - полукружные каналы. Они, как и улитка заполнены жидкостью. Когда мы двигаемся, каналы смещаются, жидкость слегка колышется, и мозг распознаёт, в каком положении находится наше тело. Он отправляет сигналы мышцам, и мы изменяем положение тела, чтобы не упасть.

Поэтому ухо называют ещё органом равновесия.

Ф. Встаньте и наклонитесь.

Теперь постойте на одной ноге . – Какой орган помогает вам сохранить равновесие?

Благодаря устройству в ухе, отвечающему за равновесие, акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходит по канату.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в тетради : стр. 30 № 62, 63. выполните задание, пользуясь учебником стр. 60, 1-й абзац. Отметьте в карте достижений . – Кто оценил на высоком уровне?

VII. Включение нового в систему знаний и повторение. 3 пункт.

1. — Прослушайте диалог (можно подготовить двух детей):

— Здравствуй, тетя Катерина!

— У меня яиц корзина.

— Как поживают домашние?

— Яйца свежие, вчерашние!

— Ничего себе вышла беседа!

— Авось распродам до обеда.

- Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?

- Чтобы этого не случилось, уши надо беречь. Как?

Правила охраны слуха

1. Не ковыряй в ухе острыми предметами— ты можешь повредить барабанную перепонку. Чистить уши можно только ватными тампонами.

2.Нельзя слушать громкую музыку, особенно в наушниках.

3.Защищай уши от ветра.

4.Не сморкайся сильно.

5.Не допускай попадания воды в уши.

6.Если уши заболели, обратиться к врачу.

7.Мой уши каждый день.

8.Каждое утро разминай ушную раковину.

Знаете ли вы, что на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми нитями связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.). Поэтому хорошо утром делать самомассаж ушных раковин. Давайте попробуем.

Думаю, мы убедились, что уши надо беречь.

Оценил свои умения в карте достижений. Как оценили себя?

2.Продолжим работу в группах. - Как вы думаете, почему я предлагаю вам поработать в группах?

Вам дано высказывание. Вы должны определить и доказать оно истинное или ложное. Можете пользоваться своим собственным опытом, или вам может помочь стол – помощник.

Истинно или ложно

1.Шум губителен для всего живого.

2.После карусели у многих кружится голова.

3.Ушная сера очень вредна.

4. Самые маленькие кости в организме человека на пальцах ног.

5.Человек не может шевелить ушами.

Задайте вопросы группе, которая отвечала.

Оцените работу группы .

- Какие у вас возникли вопросы?

Отметьте в карте достижений.

1. Учебник с. 57-59.

2. Учебник с. 60- 61.

4.Подобрать интересные сведения об органе слуха. Интернет. Сайт см. учебник.

ΙX . Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведем итог нашей работы.

- Какую цель урока мы с вами ставили? Перед нами стояли важные задачи.

- Как вы считаете, мы выполняли их? - Что было трудно? Интересно?

Оцените результаты вашей работы:

- Я всё понял и могу объяснить другому.

- Понял, но нужно ещё повторить.

- У меня ещё есть вопросы.

Отметьте на карте достижений последний пункт и выведите знаковую отметку.

- Считаете ли вы, что мы сегодня работали дружно? Вы получили знания, дружно работали, а…

1.Шум губителен для всего живого. Его воздействие проверено многочисленными опытами. При повышенном шуме мыши теряли аппетит, слабели и погибали, куры переставали нестись.

Жертвой шума становится слух. Правда, вредное влияние шума на слух даёт себя знать не сразу. Чаще всего он действует незаметно, постепенно. Поначалу будто не о чем беспокоиться. Ну, разве что ты стал чуть больше уставать. Или ни с того ни с сего начались головные боли. Но много позже это может пагубно сказаться на твоём слухе. Шум — помеха не только здоровью, но и любому делу.

Если не найти управы на свирепые звуковые волны, они могут погубить не только слух человека, но и самое интересное начинание.

В слуховом канале вырабатывается ушная сера. Это желтоватое, немного липкое вещество, ropьковатое на вкус, убивает микробов, попадающих в ухо вместе с пылью. Так что ушная сера полезна.

Какие кости в организме человека самые маленькие?

Это кости расположенные в среднем ухе, - молоточек, стремечко и наковальня. С их помощью, а также с помощью других органов колебания воздуха (звука) превращаются в сигналы и передаются в мозг.

После карусели у многих кружится голова.

Чтобы понять это, проведём опыт. Нальём в стакан воды. Аккуратно, но достаточно быстро будем перемещать стакан по кругу, затем поставим стакан на стол. Стакан находится в покое, но вода в стакане какое-то время продолжает вращение.

Где находятся мышцы, которые позволяют шевелить ушами?

Такие мышцы находятся на затылке. Но у 98% людей они не работают. Наши предки млекопитающие могли шевелить ушами, но для человека эта способность оказалась излишней. Животные шевелят ушами для того, чтобы определить, откуда идет звук. А как поступает в этих случаях человек?

Вам нужны два уха, чтобы понимать, откуда пришёл звук. Звук, возникший справа от вас, достигает правого уха первым. В правом ухе он звучит чуть-чуть громче. Головной мозг это отмечает и говорит вам, откуда пришел звук.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: Формировать у учащихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе

Задачи урока : 1. Дать детям элементарное представление о значении органов слуха для восприятия окружающего мира. 2. Учить видеть и слышать звуки природы, друг друга. 3. Развивать навыки и умения бережно относиться к слуху окружающих людей, учитывать их интересы и пожелания. 4. Прививать желание бережно относиться к своему здоровью. 5. Корригировать и развивать речь, мышление восприятие, кругозор, память, слух, словарный запас.
Воспитывать соблюдение правил личной гигиены, интерес к предмету, дисциплинированность, активность, самостоятельность.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, репродуктивный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная

Ожидаемый результат: - повышение мотивации к учебной деятельности;

- повышение самооценки и успешности учащихся;

- умение бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей;

- воспринимать речь учителя и одноклассников;

- отвечать на поставленные вопросы полным ответом.

2. Актуализация знаний.

-О чем мы сегодня будем говорить в нашей передаче, вы узнаете, отгадав загадку.

Помочь отгадать загадку помогут рисунки (человек, животное, птица, камень). Один рисунок лишний (камень – он неживой). Один рисунок является отгадкой загадки (На земле он всех умней, потому и всех сильней).

Да – это человек.

-К какой природе относится человек? (к живой) Докажите это (человек дышит. растет, питается, размножается, умирает).

Посмотрите на человека. Из каких частей он состоит (голова, туловище, ноги, руки)

Дети собирают лицо человека, объясняют, зачем ему нужны глаза, нос, рот.

-Что вы слышали сейчас? (ответы детей).

-Чем вы слушали голоса природы? (ушами).

-Окружающий мир полон разных звуков. Что еще можно слышать ушами? (голоса животных, человеческую речь, музыку, шумы, шорохи). Дети находят уши и ставят их на место.

Вывод: Уши- орган слуха. О них мы сегодня и будем говорить.

Ухо – это орган слуха, есть у каждого два уха. На то два уха, чтоб больше слушать.

Взяли ушки мы за мочки,

Вниз потянем их.

А теперь потрем немножко

Взяли ушки за макушки, Вверх потянем их.

Вниз по ушкам побежали

Хорошенько все размяли.

Ушки слышать все хотят

Про ребят и про зверят.

Наклон головы вправо – сильный вдох.

Наклон головы влево – произвольный выдох (5 раз)

2 рубрика. Игры

Дети закрывают уши, учитель произносит звуки животных, дети отгадывают кто это.

Бывает иногда так, что уши начинают нас беспокоить, болят.

-Нам известно, что есть такие люди, которые лечат людей. (врачи). Как называется врач, который лечит уши? (ЛОР). Лор врач лечит не только уши, но и горло, и нос.

Собирался как-то к ЛОРу наш знакомый пес Барбос.

После чистил ватой уши, горло содой полоскал,

И при этом всем, кто слушал, он советы раздавал:

Не волнуйтесь и не бойтесь, дети, ЛОРа посещать.

Если рот открыть попросит, надо шире открывать.

Ушки ЛОР проверить может, хорошо ли слышат?

Носик ЛОР посмотрит тоже – хорошо ли дышит?

Инструментов у врача очень много разных.

Вы не бойтесь их, друзья, - это безопасно.

И не больно. Ими ЛОР смотрит осторожно.

Очень помогает он там, где это можно!

Каждый человек должен заботиться об ушах, т.к. это орган слуха. Попробуйте закрыть уши ладонями, вы слышали, что я сказала? Наступила тишина. Если мы потеряем слух, мы не сможем наслаждаться пением птиц, слушать музыку, разговаривать друг с другом. Поэтому существуют правила ухода за ушами:

Нельзя ковырять в ушах ручкой или другим острым или твердым предметом;

Каждый день мыть уши водой и вытирать полотенцем;

В сильный мороз или прохладный день надо надевать теплый головной убор;

Нельзя слушать громкую музыку;

Говорить нужно спокойно, а не кричать;

-А кто любит слушать громкую музыку? Как вы думаете, хорошо ли влияет на слух громкая музыка. (Очень вредно на слух действуют и громкие звуки)

5 рубрика. Как нужно поступить?

Самостоятельная работа на карточках., на которых нарисованы картинки: дети громко кричат, слушают громкую музыку, гуляют в холодную погоду, посещают врача, если заболело ухо, острым предметом ковыряют в ухе, моют уши каждый день, растирают уши.

Дети отмечают, кто прав, а кто нет.

Рефлексия. Работа со смайликами: Я работал (а) отлично, в полную силу своих возможностей. Чувствовал (а) себя уверенно

Я работал (а) хорошо, но не в полную силу. Я боялся (лась), что отвечу неправильно.

У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.

Полезные советы ( детям раздается памятка)

Уши тоже надо беречь: От слишком громких звуков устаешь:
они мешают думать, мешают другим людям

Выполняй ряд правил:

* не ковыряй в ушах;
* защищай уши от сильного ветра;
* не слушай громкую музыку;
* очень сильно не сморкайся;
* не допускай попадания в уши воды.

• Помочь понять, какие функции в организме человека выполняет орган слуха.

• Научить детей, как беречь слух.

• Организовать проверку и самооценку учащимися работы на уроке.

1. Личностные УУД:

- умение анализировать результаты учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.

- выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- устанавливать причинно-следственные связи.

- искать и выделять необходимую информацию;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке;

- строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства;

-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

4. Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах, группах;

- совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

- формулировать и объяснять задание;

- грамотно задавать вопросы;

- слушать и понимать речь других.

• фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение:

• Окружающий мир. Учебник для 4 класса. Часть 2, О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов – М.: Академкнига/Учебник, 2012г.

• Окружающий мир. Тетрадь для самостоятельной работы № 2 для 4 класса. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, Л.Г.Кудрова

I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, вы готовы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья!

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие

1.- Какой раздел мы сейчас изучаем? (Органы чувств). Вы уже узнали много интересного. Поделитесь своими открытиями.

2. Знания ваши меня порадовали, а сейчас проверю вашу сообразительность.

-Что обозначают эти слова? (Органы чувств).

- Давайте скажем, какие это органы чувств. (Таблички на магнитную доску)

глаза – орган зрения

нос – орган обоняния

язык – орган вкуса

- Чего не хватает? Отгадайте загадку.

У одной головы два братца по разные стороны сидят.

Ничего не видят и не говорят.

3. Определим тему сегодняшнего урока.

-О чём мы будем говорить? Что вы уже знаете об этом органе?

Ухо – орган слуха. (Открыть тему на доске, но не всю). Здесь есть ещё какое-то слово.

-Как заявлена тема урока в учебнике?

- Значит, мы должны сделать какое-то открытие?

III. Целеполагание и постановка учебных задач.

- Прочитаем ещё раз тему урока и поставим цель.

Цель: узнать строение органа слуха, выяснить, какую роль ещё играет ухо, научиться беречь слух.

- Для чего нам нужно это знать?

IV. Открытие нового знания.

1. Цель урока поставили. Составим план работы по теме урока, который поможет добиться поставленной цели. (План на доску)

1.Ухо – это орган слуха.

2.Ухо – это орган (равновесия).

3. Как беречь уши.

4. Оценка своей работы.

2. Объяснение учителя.

Наши уши улавливают звуки, обрабатывают их и посылают звуковые сигналы нашему мозгу. Давайте в этом убедимся.

- Сколько ушей у человека?

То, что мы обычно видим и называем ухом – это только одна из его частей. Ухо состоит из трех частей: наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо.

Обратимся к рисунку. (Повесить на центральную доску)


Учитель показывает каждую часть уха.

Откройте учебник и найдите такой же рисунок на странице 58. На странице 57 прочитайте, из чего состоит наружное ухо.

(Дети читают самый нижний абзац)

УШНАЯ РАКОВИНА – эта та часть наружного уха, которую люди часто прокалывают, чтобы носить серьги. Благодаря своей слегка конусообразной форме ушная раковина улавливает звуки, собирает колебания и направляет их внутрь, в СЛУХОВОЙ ПРОХОД, который заканчивается БАРАБАН­НОЙ ПЕРЕПОНКОЙ.

Покажите части наружного уха на рисунке. (Ученик показывает у доски). Остальные показывают у себя на рисунке в учебнике.

Мне остаётся добавить, что в слуховом проходе вырабатывается ушная сера. Это желтоватое, немного липкое вещество, ropьковатое на вкус, убивает микробов, попадающих в ухо вместе с пылью. Так что ушная сера полезна.

- Почему барабанная перепонка так называется?

Она представляет собой кусочек тонкой кожи, натянутой туго, как на бapaбaне. Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу пере­дает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать, то есть колебаться. Вибрируя, барабанная перепонка передает звук в СРЕДНЕЕ УХО, которое находиться в глубине черепа.

- Из чего состоит среднее ухо? Давайте вновь обратимся к рисунку.

Барабанная перепонка начинает вибрировать, и через самые маленькие косточки в теле человека – МОЛОТОЧЕК, СТРЕМЕЧКО и НАКОВАЛЬНЮ – передаёт эти колебания из среднего уха во внутреннее ухо – улитке.

Эти косточки очень маленькие, поэтому они показаны отдельно в увеличенном размере.


*А знает ли вы, что стремечко – самая маленькая косточка. Её длина всего 2,6-3,4 миллиметра, а вес – от 2 до 4,3 миллиграмма.


Физкультминутка.

Бережем глаза и уши,

Чтобы лучше видеть слушать,

Кожу тоже бережем –

С мылом моем, чисто трем!

А потом идем гулять,

Бегать, прыгать и скакать!

Свежим воздухом дышать!


Давайте теперь рассмотрим внутреннее ухо.

- Из чего оно состоит?

Оно состоит из УЛИТКИ и СЛУХОВОГО НЕРВА.

Читаем на стр. 59 (2 абзац снизу)

— Мозг расшифровывает эти сигналы. Они там превращаются в слова. В результате вы слышите то, о чём я рассказываю. Проверим это.

V. Первичное закрепление.

Выполним задание в тетради: стр. 28 № 59. Можно пользоваться учебником.

Проверьте у своего соседа правильность выполнения работы.

- Кто желает высказаться, как вы оценили знания своего соседа об органе слуха.

-Что мы уже знаем? - Что предстоит узнать? ( Возвращение к плану урока)

А поможет нам узнать это физкультминутка.


Физкультминутка закрытыми глазами

Встали, закрыли глаза, наклонились влево, вправо, вниз, достали пальцами кончики ног, подняли вверх левую руку, дотронулись правого плеча, подняли обе руки вверх и потянулись.

Молодцы, вы закрытыми глазами чувствовали, где верх, где низ, вы наклонились и не упали. Об этом нам говорит орган, который находится во внутреннем ухе и отвечает за положение тела в пространстве.

Вернемся снова к нашему рисунку. Во внутреннем ухе над улиткой расположены маленькие петли в виде арки – ПОЛУКРУЖНЫЕ КАНАЛЫ. Они, как и улитка заполнены жидкостью. Когда мы двигаемся, каналы смещаются, жидкость слегка колышется, и мозг распознаёт, в каком положении находится наше тело. Он отправляет сигналы мышцам, и мы изменяем положение тела, чтобы не упасть, держим равновесие.

Поэтому ухо называют ещё органом РАВНОВЕСИЯ. (Добавление таблички в план урока)

Теперь постойте на одной ноге. – Какой орган помогает вам сохранить равновесие?

Благодаря устройству в ухе, отвечающему за равновесие, акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходит по канату.

А теперь представьте себе, что вы на карусели. Покрутитесь на месте и остановитесь. Вы уже остановились, а в голове происходит лёгкое кружение, вы можете упасть. Это потому, что жидкость в полукружных каналах продолжает двигаться. Мозг не может точно определить положение головы. (Опыт со стаканом из учебника на стр.60)

Когда жидкость в полукружных каналах остановиться, мозг получит правильную информацию, и вы обретёте равновесие.

- Ну что, вам стало легче?

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в тетради: стр. 30 № 62, 63. выполните задание, пользуясь учебником стр. 60, 1-й абзац.

Проверим задание № 63. Прочитайте, что у вас получилось.

- Кто справился с этой работой правильно?

VII. Включение нового в систему знаний и повторение.

1. — Прослушайте диалог (можно подготовить двух детей):

—Здравствуй, тетя Катерина!

—У меня яиц корзина.

—Как поживают домашние?

—Яйца свежие, вчерашние!

—Ничего себе вышла беседа!

—Авось распродам до обеда.

- Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?

- Чтобы этого не случилось, уши надо беречь. Как?

Проверка. (Памятки повесить на доску)

Правила охраны слуха

1. Не ковыряй в ухе острыми предметами— ты можешь повредить барабанную перепонку. Чистить уши можно только ватными тампонами.

2.Нельзя слушать громкую музыку, особенно в наушниках.

Шум губителен для всего живого. Его воздействие проверено многочисленными опытами. При повышен­ном шуме мыши теряли аппетит, слабели и погибали, куры переставали нестись.

Жертвой шума становится слух. Правда, вредное влияние шума на слух даёт себя знать не сразу. Чаще всего он действует незаметно, постепенно. Поначалу будто не о чем беспокоиться. Ну, раз­ве что ты стал чуть больше уставать. Или ни с того ни с сего начались головные боли. Но много позже это может пагубно сказаться на твоём слухе. Шум — по­меха не только здоровью, но и любому делу.

Если не найти управы на свирепые звуковые вол­ны, они могут погубить не только слух человека, но и самое интересное начинание.

3.Защищай уши от ветра.

4.Не сморкайся сильно.

5.Не допускай попадания воды в уши.

6.Если уши заболели, обратиться к врачу.

7.Мой уши каждый день.

8.Каждое утро разминай ушную раковину.

Знаете ли вы, что на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми нитями связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.). Поэтому хорошо утром делать самомассаж ушных раковин. Давайте попробуем.

. Гимнастика для ушей (точечный массаж)

· Разотрите уши ладонями, как будто они замерзли.

· Разминайте три раза сверху вниз (по вертикали)

· Возвратно-поступательными движениями растирайте по горизонтали (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед)

· Закройте уши ладонями, а пальцы приложите к затылку, сблизив их. Указательными пальцами следует слегка постукивать по затылку до трех раз.

3.Продолжим работу в парах.

Вам даны высказывания. Вы должны определить они истинные или ложные.

Истинно или ложно

1.Шум губителен для всего живого.

2.После карусели у многих кружится голова.

3.Ушная сера очень вредна.

4. Самые маленькие кости в организме человека на пальцах ног.

5.Человек не может шевелить ушами.

- Мышцы, которые позволяют нам шевелить ушами, находятся на затылке. Но у 98% людей они не работают. Наши предки млекопитающие могли шевелить ушами, но для человека эта способность оказалась излишней. Животные шевелят ушами, чтобы определить, откуда идёт звук. А как поступает в этих случаях человек?

Оцените работу вашей пары.

- Какие у вас возникли вопросы?

А сейчас немного занимательного материала. Вам даны крылатые выражения. Найдите, значение какого крылатого выражения есть в вашем фразеологическом словаре.

1. Влюбиться по уши

2. Держать ухо востро

3. Пропустить мимо ушей

4. За ушами трещит

5. Хлопать ушами

6. Его слушать – уши вянут

7. Не верить своим ушам (очень удивляться)

VIII. Домашнее задание:

1. Учебник с. 57-61.

2.Подобрать интересные сведения об органе слуха.

3. Найти значения остальных крылатых выражений.

ΙX . Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведем итог нашей работы.

- Какую цель урока мы с вами ставили?

- Как вы считаете, мы её выполнили?

- Для чего же нам нужны уши?

Послушайте шуточное стихотворение

Всем известно, наши ухи

Предназначены для слуха.

А ещё они нужны

Для навешанья лапши.

Маме – чтоб носить серёжки;

Чтоб чесать что было – кошке;

Папе – чтобы отморозить

(Чтоб не так обидно носу);

Чебурашке – просто так

(Чтобы ими мог махать);

Кролику нужны для шляпы

(Их тащить оттуда надо);

Всем слонам как тент от солнца

Ухо каждое даётся.

Но важнейшее значенье –

У ушей на день рожденья.

Оцените результаты вашей работы:

Дети оценивают себя при помощи сигналов светофора.

- Я всё понял. (Красный цвет жетона)

- Понял, но нужно ещё повторить. (Жёлтый цвет жетона)

- У меня ещё есть вопросы. (Зелёный цвет жетона)

- Считаете ли вы, что мы сегодня работали дружно? Вы получили знания, дружно работали, а…

- Спасибо всем за работу.

Дополнительный материал, который можно использовать на уроке.

Самые чувствительные уши у летучей мыши. Если человеческое ухо может воспринимать колебания в пределах от 16 до 20 тыс. колебаний в секунду, то у летучих мышей — около 1 млн. в секунду.

Интересно знать, что…

Список литературы:

1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. ч.2 – М.: Академкнига/Учебник, 2012г.

2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. – М: Академкнига/Учебник, 2012г.

3. Различные Интернет-ресурсы: материалы из Википедии – свободной энциклопедии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Формирование у учащихся представлений о строении и функциях органа слуха.

2. Коррекция мыслительной деятельности, произвольного внимания, памяти.

3. Воспитание усидчивости, ответственности за работу на уроке, желания изучать свой организм.

II. Проверка домашнего задания.

Ребята, всем нам известно, что человек живёт в сложном и разнообразном мире, вокруг него происходят разные события и изменения.

С помощью каких органов человек воспринимает и изучает окружающий мир? (Ответ ученика: человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств).

Перед вами таблица с изображением различных органов. (Обратить внимание на доску)

Задание: Выделите органы чувств. (Учащиеся называют органы чувств).

Отгадав загадку, вы узнаете, о каком органе чувств дальше пойдет речь на уроке.

Два брата живут через дорогу,

А друг друга не видят. (Ответ учащихся: глаза).

Прочитайте вопрос на интерактивной доске. (Ученик читает вопрос: какое значение имеет орган зрения - глаза)?

Вспомнить о значении зрения, нам помогут картинки – подсказки, изготовленные вашими руками (ответы детей по картинкам - коллективный ответ по цепочке):

- глаза позволяют нам определить размеры предмета (на картинке изображены предметы разного размера);

- определить форму предмета (на картинке изображены предметы разной формы и т. д.);

- определить цвет предмета;

- определить расстояние до предмета;

- вовремя заметить опасность;

- выбрать красивую одежду;

- благодаря зрению мы научились читать и писать;

- любуемся красотой окружающей природы.

Учитель: хорошее зрение помогает отчётливо видеть и удалённые предметы.

Однако встречаются врождённые и приобретённые нарушения зрения.

Помогите мне, пожалуйста, завершить оформление таблицы:

НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

Догадайтесь, о каком нарушении зрения я буду рассказывать (краткие ответы учащихся):

- человек хорошо видит удалённые предметы, а близкие – расплывчато.

(ответ учащихся: о дальнозоркости).

- человек хорошо видит близко расположенные предметы и расплывчато - удалённые предметы (ответ учащихся: о близорукости).

- в каком возрасте чаще всего развивается дальнозоркость?

(ответ: в пожилом возрасте).

- в каком возрасте чаще всего развивается близорукость?

(ответ: в подростковом возрасте).

-какой доктор может определить наличие нарушений зрения?

Можно ли подбирать себе очки самостоятельно или пользоваться чужими очками?

Почему нельзя пользоваться чужими очками?

(ответ: это приведёт к дальнейшему ухудшению зрения).

Учитель: в настоящее время близорукость – самый распространённоё нарушение зрения.

Развитие близорукости в школьном возрасте можно предотвратить, если выполнять несложные правила.

Давайте побеседуем о гигиене зрения:

Некоторым из учащихся были даны вопросы, на которые они должны были ответить. Будем слушать их ответы, дополнять их, задавать вопросы, если это необходимо. Отвечать будем сидя. Можно пользоваться учебником.

Как правильно сидеть за рабочим столом при чтении и письме? (Дима).

Обязательно ли при активной зрительной работе давать глазам отдых? (Олеся).

Почему вредно читать в движущемся транспорте? (Максим)

Как правильно организовать освящение рабочего места? (Настя)

Вреден ли длительный просмотр телевизионных передач и долгая игра на компьютере? (Аня)

Физминутка: гимнастика для глаз.

III. Объяснение нового материала, я хочу начать с небольшого стихотворения: (можно дать прочитать ученику).

Как хорошо, что мне дано судьбою

Услышать голос мамы, шум прибоя,

И трели соловьиной перелив,

И музыки чарующей мотив.

И можно мне на миг остановиться,

И тишиной природы насладиться.

Но в этой тишине услышу я:

Шуршание листвы, простой напев дождя.

Пусть эхо многократно повторит,

Что каждый здесь судьбу благословит!

К какому органу чувств посвящено это стихотворение?

(Ответ: органу слуха).

Запишите, пожалуйста, тему урока.

Тема урока: Орган слуха.

Где бы мы не находились, нас всюду сопровождают самые различные звуки:

- звуки природы (шум дождя, раскаты грома, шелест листьев деревьев, пение птиц и т.д.),

-звуки транспорта: (гудок поезда, звук взлетающего самолёта, звуки моторов машин…);

-слух позволяет общаться с другими людьми, благодаря слуху человек обучается родной речи, иностранным языкам…

Давайте послушаем и определим различные звуки.

(включается запись звуков).

Мы переходи к изучению строения органа слуха.

Будем работать вместе.

У человека, как и у других млекопитающих, орган слуха состоит из трёх отделов. Посмотрите на таблицу и назовите их. (Наружное, среднее и внутреннее ухо – учащиеся называют по схеме).

Рассматривают с учителем на интерактивной доске.

Каждый отдел имеет своё строение.

Назовите (по схеме) части наружного уха.

Учащиеся: наружное ухо образуют ушная раковина и слуховой проход.

(Рассматривают с учителем на интерактивной доске)

Учитель: ушная раковина похожа на воронку, она направляет звуковые колебания воздуха в наружный звуковой проход.

У многих млекопитающих ушные раковины подвижны и поворачиваются в сторону звука (например, заяц, кролик)

У человека ушные раковины неподвижны. Поэтому, прислушиваясь, человек обычно поворачивает голову (предложить ученику позвонить в разных местах комнаты).

Слуховой проход заканчивается туго натянутой барабанной перепонкой.

Задание: Найдите на рисунке 194 в учебнике (стр. 255) ушную раковину, слуховой проход, барабанную перепонку.

Наружное ухо барабанной перепонкой связано с средним ухом.

Предложить ученикам по схеме определить, что находится в среднем ухе.

Учитель: в среднем ухе находятся 3 маленькие слуховые косточки.

Слуховые косточки связывают барабанную перепонку и внутреннее ухо.

Полость среднего уха соединена узким проходом с носоглоткой.

Этот проход называется слуховой трубой (евстахиевой трубой).

Задание: Найдите на рис.194, стр.255, среднее ухо. Какое строение имеет среднее ухо?

Учитель: внутреннее ухо, это сложная система полостей и каналов, функцию слуха выполняет улитка, имеющая вид спирали. В улитке находится жидкость и нервные окончания. Внутреннее ухо связано с головным мозгом слуховым нервом.

Задание: найдите на рис.194, стр.255 внутреннее ухо.

Как же возникают слуховые ощущения?

Звуковые волны улавливает ушная раковина и по слуховому проходу направляет их к барабанной перепонке.

Звуковая волна ударяется в барабанную перепонку и заставляет её колебаться. Чем сильнее звук, тем сильнее колеблется барабанная перепонка.

Колебания барабанной перепонки через звуковые косточки передаются во внутреннее ухо.

Жидкость, заполняющая улитку, колеблется и вызывает возбуждение в нервных окончаниях.

Это возбуждение по слуховому нерву передаётся в головной мозг. Человек слышит.

Давайте вместе ещё раз вспомним, как возникает ощущение слуха (отвечает ученик у доски с помощью учителя и других учащихся, если это необходимо).

Вывод: Стр. 156, читает ученик.

Читайте также: