Конспект урока умножение площадь фигуры 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

1. Дать представление о площади фигур, познакомить с различными способами сравнения фигур: “на глаз”, путём наложения одной фигуры на другую, с использованием различных единиц измерения площадей.

2. Закрепить знание свойств геометрических фигур.

3. Закрепить умение точно производить измерения и чертить квадрат и прямоугольник.

4. Закрепить знание изученных таблиц умножения и соответствующих случаев деления.

5. Развивать логическое мышление и пространственное воображение.

6. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Оборудование. Для учащихся: геометрические фигуры, линейка, простой карандаш, цветные карандаши, рабочая тетрадь, листы с заданиями.

Для учителя: геометрические фигуры, карточка со словом “Площадь “, задания № 2 и №3 в увеличенном виде.

Начинаем наш урок.
Надеюсь, он пойдёт вам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать.

II. Запись в тетради числа и слов “Классная работа”.

III. Устный счёт и чистописание.

а) Найдите в каждом ряду числа, которые не являются результатом табличного умножения.

6 18 17 12 41

24 30 16 11 28

7 36 27 35 71

Запишите числа 17, 41, 11, 7, 71. Обратите внимание на образцы написания цифр.

Докажите, что оставшиеся числа являются результатом табличного умножения.

б) Из данных чисел выбери пары, произведения и частные которых равны 6.

1 4 6 2 54 12 3 36 7 8 24 18 42 48 9

в) Сторона квадрата 2 см. Чему равен периметр? Найди правильное решение.

  • является частью прямой;
  • все стороны равны;
  • имеет три угла;
  • нет ни начала, ни конца;
  • состоит из 4 отрезков;
  • все углы прямые;
  • противоположные стороны равны.

Дайте общее название фигурам.

Знание таблиц умножения и соответствующих случаев деления, свойств геометрических фигур понадобятся нам при изучении темы: Площадь. Единицы площади.

Сегодня мы выясним, что такое площадь фигуры и как можно сравнить площади фигур.

На доску вывешивается табличка: Площадь

V. Работа по теме урока.

1. Словарная работа.

Назовите орфограммы в слове “ Площадь”.

2. Работа с геометрическим материалом.

а) Возьмите зелёный и белый квадраты. Покажите квадрат, который больше.

Про такие фигуры говорят, что площадь зелёного квадрата больше площади белого квадрата.

Как ещё можно сравнить площади этих фигур?

Можно наложить одну на другую.

Наложите и сравните площади квадратов.

Белый квадрат полностью вместился в зелёном, значит площадь зелёного квадрата больше площади белого квадрата.

б) Возьмите жёлтый и красный круги. Сравните площади и покажите круг, площадь которого меньше.

Площади кругов равны, так как при наложении круги полностью совпали.

Что же такое площадь фигуры? Как вы думаете?

Если правильного ответа не будет, учитель сообщает:

Площадь-это место, которое занимает фигура на плоскости.

Как мы сравнивали площади фигур?

“На глаз” и наложением друг на друга.

Встаньте дружно из-за парт
И скорее стройтесь в ряд!
Повернитесь вправо, влево,
Наконец, присядьте смело!
Поработаем ногами,

Раз, два, три!
Поработаем руками!
Раз, два, три!
Улыбнёмся: день хороший,
И похлопаем в ладоши.

3. Продолжение работы с геометрическим материалом.

а) Возьмите фиолетовый прямоугольник и белый квадрат.

Как удобнее сравнивать площади прямоугольника и квадрата “на глаз” или наложением?

Дети пытаются сравнить площади фигур “на глаз” и наложением.

“На глаз” или наложением сравнить площади прямоугольника и квадрата нельзя, фигуры разные по форме и ни одна полностью не вмещается в другой.

Как же сравнить площади этих фигур?

Если правильного ответа не будет, учитель сам предлагает начертить прямоугольник и квадрат в тетради.

а) Назовите общие свойства прямоугольника и квадрата.

б). Вычерчивание прямоугольника и квадрата в тетради.

Измерьте сторону квадрата.

Начертите квадрат. Укажите на чертеже длину стороны квадрата.

Измерьте длину и ширинку прямоугольника.

Начертите прямоугольник. Укажите длины сторон прямоугольника.

Как же сравнить площади этих фигур?

1. Если правильного ответа не будет, обратить внимание детей на то, что, начертив фигуры в тетради, мы разбили их на одинаковые фигуры меньшего размера – клетки тетради.

Можно посчитать клетки.

Посчитайте клетки, I вариант – квадрата, II вариант - прямоугольника. Сколько клеток поместилось в квадрате, в прямоугольнике? Запишите числа и сравните их.

Сравните площади квадрата и прямоугольника.

Площадь квадрата больше площади прямоугольника.

Большую площадь имеет та фигура, которая содержит большее число клеток.

2. Но площадь фигур можно измерить и другими мерками. Можно разбить фигуру на одинаковые треугольники или большие квадраты.

Демонстрация прямоугольника разбитого на одинаковые треугольники.

3. Разобьём квадрат и прямоугольник на квадраты со стороной 1см. Подсчитайте, сколько квадратов со стороной 1см поместилось в квадрате? В прямоугольнике? Запишите числа и сравните их.

Сравните площади фигур.

Площадь квадрата больше площади прямоугольника.

Результат сравнения площадей не зависит от выбора единиц измерения.

4. Как удобнее подсчитать квадраты, на которые разбит прямоугольник?

3 ряда по 5 квадратов, 5 • 3 = 15

5 столбцов по 3 квадрата, 3 • 5 = 15

5. Подведём итог наших наблюдений.

Что же такое площадь фигуры?

Как можно сравнить площади фигур?

Как же долго мы сидели,
Наши руки онемели,
Наши ноги затекли,
Ими топнем: раз, два, три!

Руки в стороны, дружок,
Раз, два, три, потом - прыжок.
Со здоровьем всё в порядке,
Если делаешь зарядку.

Задания на листах.

1. Как легче узнать, площадь, какой фигуры больше?

Учебник “Математика” 3 класс. Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова и др. 2002 год.

2. Раздели на три фигуры одинаковые по площади, и раскрась разными карандашами.

Построй фигуру равную по площади данной, но другой формы.

3. Задание на развитие пространственного воображения.

Раскрась фигуру. Существует два варианта: а) прямоугольник сверху, а квадрат снизу, б) прямоугольник снизу, а квадрат сверху. Выберите любой вариант.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о способах нахождения периметра и площадей плоских геометрических фигур.

Задачи: 1. Создать условия для усвоения обучающимися способа нахождения периметра и площади геометрических фигур с опорой на таблицу умножения.

2. Содействовать развитию познавательной активности, связной речи, способности к творческой переработке информации, умения делать выводы, обобщения.

3. Создать условия для воспитания интереса к математике.

Тип урока – изучение нового материала

Вид урока – урок – исследование

Орг.момент. Проверка готовности к уроку .

Подготовка к уроку. Настрой на урок.

Актуализация опорных знаний.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок – урок-исследование! Кто такие исследователи?

- Верно. Сегодня мы тоже будем наблюдать, изучать, выяснять. Но для начала, скажите, что такое периметр фигуры?( Слайд 2 )

Значение слова Площадь по Ефремовой:
Площадь - 1. Часть земной поверхности, пространство, естественно ограниченное или специально выделенное для какой-л. цели. // Водное пространство. // Большое, ровное место,

пространство.
2. Ровное незастроенное пространство общественного назначения, обычно архитектурно организованное (в городе, поселке и т.п.), от которого в разные стороны расходятся улицы.
3. разг. То же, что: жилплощадь.
4. Часть плоскости, заключенной внутри многоугольника или какой-л. другой плоской замкнутой фигуры. // Размер чего-л., выражаемый в квадратных единицах.
Площадь в Энциклопедическом словаре:
Площадь - одна из количественных характеристик плоских геометрических фигур и поверхностей. Площадь прямоугольника равна произведению длин двух смежных сторон. Площадь ступенчатой фигуры (т. е. такой, которую можно разбить на нескольких примыкающих друг к другу прямоугольников) равна сумме площади составляющих ее прямоугольников. Площадь любой плоской фигуры определяется как общий предел вписанных в нее или описанных около нее ступенчатых фигур. Для неплоских фигур (поверхностей) площадь определяют путем приближения их фигурами, состоящими из частей плоскости. открытое, обрамленное какими-либо зданиями или зелеными насаждениями пространство, входящее в систему других городских пространств; нередко играет важную градостроительную роль. Среди наиболее известных площадей - Красная пл. в Москве, Дворцовая пл. В Санкт-Петербурге, пл. де Голля (б. пл. Звезды) в Париже.

Значение слова Площадь по Строительному словарю:
Площадь - Архитектурно организованная, незастроенная часть территории населенного пункта, органично включенная в уличную сеть.

- Вспомним, какие правила работы с линейкой вы знаете?

- Верно. Что значит ширина в 4 раза меньше? Как ее найти?

- Итак, какой же прямоугольник нам нужно начертить?

- Начертите в тетрадях. (После выполнения задания – взаимопроверка.)

- Вспомните, как найти периметр и площадь прямоугольника? (Слайд 6)

- Найдите площадь данного прямоугольника.

- Найдите периметр прямоугольника.

- Верно. Прочитайте следующее задание.

Из толкового словаря Ожегова

Исследователь – занимающийся исследованием.

Исследовать - 1. Подвергнуть (-гать) научному изучению. Я. законы природы. 2. Осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-н.

Периметр – сумма длин всех сторон фигуры.

Площадь – это величина, показывающая, сколько места занимает фигура на плоскости.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для 3 класса по теме "Площадь фигур" . Цель: познакомить, что такое площадь.

Цель урока: создать условия для усвоения знаний о площади как о свойстве геометрических фигур.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

- Мы начинаем урок математики.

- Какие величины вы знаете? - Масса, объем, длина

Сегодня мы познакомимся еще с одной величиной.

- Начертим прямоугольник со сторонами 3 см и 7 см. Обозначим его буквами.

- Начертите квадрат со стороной 5 см. Обозначим его. ( Учитель записывает на доске обозначения фигур)

Послушайте небольшую историю о Кнопочке и Синеглазке. Однажды пошли Кнопочка и Синеглазка ( прикрепить на доску) в магазин покупать себе ковры. Эти ковры изображены у вас в тетради. Кнопочка непременно хотела купить себе ковер больше, чем у Синеглазки.

- Какой ковер купит Кнопочка – ABCD или KLMN?

- В чем затруднение?

- А какую величину надо сравнить, чтобы определить, какой ковер больше?

Постановка учебной проблемы, темы и цели

Сегодня на уроке мы знакомимся с новой величиной, с помощью которой можно сравнивать занимаемое место на плоскости любой фигурой.

Что это за величина, вы узнаете, собрав слово из рассыпавшихся букв

Тема: Площадь фигур

- выяснить, что такое площадь

- научиться сравнивать площади фигур несколькими способами

В конце урока мы также будем работать с оценочным листом, где вы будете отмечать, в какой степени вы усвоили основные знания и умения по теме (листы перевернуты)

Построение проекта выхода из затруднения, реализация построенного проекта и первичное закрепление во внешней речи

- Итак, первое, что мы должны узнать, что же такое площадь.

- Где мы можем посмотреть значения этого слова? - В словаре

- часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например, площадь треугольника

- Незастроенное большое ровное место (в городе, селе), от которого обычно расходятся в разные стороны улицы. Например, Красная площадь.

- Пространство, помещение, предназначенное для какой – либо цели. Например, расширение посевных площадей. Полезная площадь в доме. Жилая площадь.

- Какое из определений подойдет к математике? - Первое

- Давайте прочитаем еще одно математическое определение вместе и постараемся понять и запомнить, что же такое площадь- Площадь – это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости.

Также площадь нужно считать при ремонте квартиры, чтобы узнать, сколько плитки нужно купить, чтобы выложить стены ванной или кухни, сколько линолеума купить и т. д.

Но прежде вспомним, что такое периметр, и чем он отличается от площади.

- Вторая цель, которую мы поставили перед собой – это научиться сравнивать площади фигур несколькими способами.

- Давайте вспомним сказку о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина и попробуем определить, чем отличается землянка, которая была у старухи вначале и терем, в котором она жила в конце сказки.

- У терема больше площадь

- Каким способом вы определили? - Сравнили на глаз

- Да, это и есть первый способ сравнения площадей.

Учитель записывает на доске:

1 способ - Сравнение на глаз

Давайте почитаем об этом в учебнике – ____

- Приведите пример площадей в нашем классе, которые можно сравнить на глаз

- Площадь двери и пола и т.д.

- Какой способ сравнения площадей существует еще?

- Как можно сравнить, например, площадь рабочей тетради и учебника? Можем ли мы сравнить их на глаз? Почему? Тогда ищем другой способ- Наложением.

- Равны, т. к. ни одна фигура не оказалась внутри другой

- Площадь учебника больше, т. к. тетрадь оказалась внутри учебника

- Сделайте вывод об их площадях.

- Итак, второй способ – способ наложения.

- Есть еще 3 способ сравнения площадей. (Для этого вспомним, как сравнить 2 отрезка (начерчены на доске))

- А как вы думаете, могут ли быть мерки для измерения площадей? Какие?

3 способ – измерение с помощью мерки

- Что можно принять за мерку, чтобы сравнить площади изображенных в тетради прямоугольника и квадрата? - Клетку

- А теперь сможем мы помочь Кнопочке помочь выбрать тот ковер, который больше?

- Какую величину мы будем сравнивать? - Площадь

- Каким способом мы сможем определить, площадь какой фигуры больше? - С помощью мерки

- Какой? - Клетка

- Сосчитайте, сколько клеток составляет площадь прямоугольника и площадь квадрата Площадь прямоугольного ковра – 84 клетки, площадь квадратного ковра – 100 клеток

- Итак, какой ковер должна купить Кнопочка? -квадратный

- Какие еще мерки могут быть? (учебник – стр. 102)

- Итак, давайте еще раз хором проговорим, какие способы измерения площадей вы узнали

Ещё один способ измерения площади – при помощи палетки.

ПАЛЕТКА (от франц. palette - пластинка, планка), прозрачная пластинка с нанесенной на нее сеткой линий, предназначенная для вычисления площадей на планах и картах.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учеб. Стр. 103 № 2

Включение в систему знаний и повторение

- Итак, что вы узнали сегодня на уроке?

Рефлексия деятельности

- Заполните оценочный лист

Оцените свои знания и умения, приобретенные на уроке.

Первое – я имею представление о том, что такое площадь

Четвертое – я умею сравнивать площади с помощью мерки

- А теперь сосчитайте, сколько плюсов вы набрали в первой колонке и напишите внизу.

- Есть у кого - то плюсы во второй или третьей колонке?

- Ну а теперь если у вас 4 плюса, возьмите в руку квадрат

Если у вас 3, 2 или 1 плюс в 1 колонке, возьмите треугольник (соответственно количеству плюсов)


1. Сумма двух чисел 10 Их произведение 21
2. Сумма двух чисел 11 Их произведение 30
3. Сумма двух чисел 13 Их произведение 42
4. Сумма двух чисел 15 Их произведение 56
5. Сумма двух чисел 18 Их произведение 80

в) Таблица умножения
Перед вами тренажер проверки знаний таблицы умножения. За 3 минуты написать полученные результаты.

Тренажер проверки знаний табличного умножения у каждого ученика. (индивидуально)

(карточки сложного уровня для способных учащихся)

2 3 4 5 6 7 8 9 3 4 5 6 7 8 9 4 5 6 7 8 9 5 6 7 8 9 6 7 8 9 7 8 9 8 9 9
9 8 7 6 5 4 3 2 9 8 7 6 5 4 3 9 8 7 6 5 4 9 8 7 6 5 9 8 7 6 9 8 7 9 8 9

3 площадь Святого Петра в Ватикане-
Эта площадь находится возле собора святого Петра в самом сердце Рима и Ватикана. Эту круглую площадь украшает огромная колоннада, которая не может не впечатлить туристов, которые увлекаются архитектурой. Именно здесь находится Апостольский дворец, откуда Папа Римский обращается к верующим. Традиционно сюда приходят тысячи католиков, чтобы услышать воскресное обращение Папы. Площадь была построена в XII веке по проекту Джованни Бернини. Это древнейший памятник египетской архитектуры.

-Как можно определить площадь фигуры? (палеткой)
- Площадь каких фигур можно определить по формуле?
- Запишите формулу площади прямоугольника.
- В каких единицах измеряется площадь? Какой буквой обозначается?
-Дома вы должны были узнать, для чего в жизни вам пригодятся знания о площади?
Практические задания: 1. измерить площадь доски.
2. Измерить палеткой площадь квадрата (в парах)
3. Узнать по формуле площадь комнаты, если ее длина 8м, а ширина 9 м.

Итог урока , рефлексия,
-Перед вами стикеры. Приклейте в тетрадь , если вам на уроке было интересно
-Что вам наиболее понравилось на уроке?
Лист самооценки
1) Таблица умножения:
2) Периметр фигур:
3) Нахождение площади при помощи палетки:
4) Нахождение площади по формуле:
5) Решение выражений:
Моя оценка за урок:

Читайте также: