Конспект урока учимся писать суффиксы ик ек 2 класс 21 век

Обновлено: 05.07.2024

5 Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс ик, а когда суффикс ек. Есть арбузик нет арбузика Есть бантик нет бантика Есть барашек нет барашка Есть горошек нет горошка. Карточка 3 2 уровень Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс ик, а когда суффикс ек. билетик (нет) кармашка садик (нет) пенёчка кармашек (нет) садика пенёчек (нет) билетика Выводы групп У. Как проверить верность наших выводов? Д. Надо прочитать правило в учебнике. У. Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 123. Прочитайте правило. Какое открытие вы для себя сделали? У. Ребята, теперь вы сможете помочь Кузе и Вите, давайте вставим в слова (Слайд 7,8) ЗАМОЧЕК И КЛЮЧИК пропущенные гласные (групповая работа) У. Дети, вы помогли Кузе и Вите. Они говорят вам большое спасибо 5. Физминутка У. Если я назову слова с суффиксом ик приседают мальчики, с суффиксом ек приседают девочки. Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик. 6. Составление алгоритма. У. Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы. (Дети предлагают свои варианты) У. Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде. (Слайд 9) Что заметили? Д. На слайде порядок действия описан тот же, что мы предлагали. 7. Физминутка. а). Зарядка для глаз. (в воздухе написать двумя руками суффиксы ек-,-ик- 5

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ средняя общеобразовательная школа №12

по русскому языку

Учитель начальных классов: Воловодова Т.Е.

г. Красный Сулин

Тема урока: Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-.

(УМК "Начальная школа XXI века")

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных

Задачи урока: предметные УУД: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

метапредметные: способствовать формированию УУД:

регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.

Оборудование: учебник "Русский язык" С.Иванов, для 2 кл. ч.1, рабочая тетрадь "Пишем грамотно" №1, презентация к уроку.

Учитель проверяет подготовку учащихся к уроку, порядок на партах и правила посадки.

- Ребята, какой у нас сейчас урок?

- Чему мы учимся на уроках русского языка?

- Для чего мы этому учимся?

Обобщение: грамотность – показатель культуры человека. Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными.

II. Чистописание.

(Упражнения, направленные на отработку написания буквы О и соединений он, ок, ор, ои)

Правило посадки за партой.

Запись числа и классной работы.

- Посмотрите на ряд слов.

- Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания.

- Она имеется в корне каждого из данных слов. Какая это буква? Покажите карточку.

- Верно – это буква О. Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой О.

Исходные слова: . на, . кно, в . рона, ст . ит (она, окно, ворона, стоит)

Запишите, чередуя Оо – 3 раза.

- Прочитайте буквосочетания: он, ок, ор, ои.

- Что общего в их написании? (соединительный штрих).

- Вспомните, в каких словах встречаются эти буквосочетания.

он, ок, ор, ои (Антон, окорок, мои- стоит)

- Какое слово в этом ряду лишнее? (ворона) – Почему? (словарное)

- Какая орфограмма объединяет оставшиеся слова?

- Как проверить безударную гласную в корне слова? Правило.

- Назовите проверочные слова.

Задание: - спишите слова, вставляя пропущенные буквы зелёной пастой.

Обобщение: - Оцените свою работу – поставьте + под лучшей.

- С какой целью мы проводим минутки чистописания?

- Какие правила повторили?

- Согласитесь писать нужно не только аккуратно, чисто и красиво, но и … грамотно.

III. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

  • проверить усвоение правописания суффиксов –онок; -ёнок (д/з);
  • актуализация ЗУН-ов, достаточных для открытия нового знания.

- В какой части слова находилась буква О?

- Какие ещё части слова вы знаете? (окончание и суффикс)

- Дайте определение суффиксу.

- Как найти в слове суффикс?

- Какие вы знаете суффиксы, и какое значение они придают вновь образованным словам?

- Правописание каких суффиксов мы изучали вчера на уроке? (–онок; -ёнок).

- Когда пишется суффикс –онок?

- Когда пишется суффикс –ёнок?

Проверка д/з (с.111 упр.3)

– Чему учились, выполняя упражнение?

- Прочитайте слова с суффиксом –онок. Волчонок, бельчонок, моржонок, барсучонок, мышонок.

- По какому алгоритму (правилу) вы определили, что в этих словах нужно писать суффикс -онок?

  1. Выделяю корень.
  2. Определяю, какой согласный звук перед суффиксом.
  3. Если мягкий согласный, кроме [ч'] – пишу -онок-

- Прочитайте слова с суффиксом –ёнок. Слонёнок, лосёнок, лисёнок, тигрёнок, телёнок, львёнок, оленёнок, страусёнок, орлёнок.

- По какому алгоритму (правилу) вы определили, что в этих словах нужно писать суффикс -онок? ОПОРА

  • Кто верно справился с домашней работой?
  • Кому было интересно и понятно, как выполнять это д/з? Почему?

- Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.

Доска: ключик, замочек

- Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем. (-ик, -ек. В суффиксе -ик – безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный).

- Почему же мы в слове ключик пишем суффикс – ик?, а слове замочек – ек?)

- Почему возникло затруднение?

- Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?

(В слове "ключик" – совпадает, а в слове "замочек" – расходится)

- Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах

-ек, -ик? (Гласные в суффиксах -ек, -ик надо проверять)

- Молодцы! Вы правильно сделали вывод.

- Бережно откройте свои учебники на с.111 и прочитайте тему нашего урока: "Учимся писать суффиксы -ек, -ик”.

Обобщение: - Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Доска: Должны научиться писать суффиксы –ик и –ек.

IV. Знакомство с новым материалом. Открытие детьми нового знания.

Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы

- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

Путь 1: взять готовое правило.

Путь 2: самим изобрести это правило.

- Каким путем мы пойдем и почему?

- Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.

- Итак, мы сами изобретаем правило.

- Посмотрите внимательно на данный ряд слов.

- Какой частью речи они являются? (имена существительные)

На доске: в один ряд прикреплены карточки со словами:

кузнеч . к, сыноч . к, мяч . к, ореш . к, кузнечики, сыночки, мячики, орешки

– На какие две группы можно разделить эти слова? (Один – много)

- Разделите слова на два столбика: один много

Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.

один много
кузнеч. к

сыноч. к

мяч. к

ореш. к

кузнечики

сыночки

мячики

орешки

2. Фиксирование нового правила.

Проблемный вопрос (с “затруднением” - невыполнимое задание)

– Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете?

- Для этого проанализируйте слова второго столбика.

Что интересного вы заметили?

(Я думаю, что если при изменении формы слова гласный [и] остается, то его и надо писать в суффиксе -ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек).

- Итак, какое правило мы с вами изобрели?

- Прочитайте правило в учебнике на с.112. и сравните с нашим выводом.

- Верно ли мы сформулировали правило? (да)

- Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.

“В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс -ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком – вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: (вернуться в таблицу).

VI. Закрепление нового материала. Первичное закрепление.

1. Проговаривание способа решения в громкой речи

- Еще раз прочитайте внимательно правило в учебнике. "Свернем" его в инструкцию, алгоритм – предписание наших действий. (с опорой на учеб. с.112)

Дети с учителем составляют алгоритм написания суффиксов -ек, -ик и записывают его на доске и в тетрадях.

Алгоритм правописания гласных в суффиксах -ек, -ик

Выделяю корень, если [ик] - ?

Изменяю форму слова (нет, много)

Если [и] > -ик.

Если [-] > -ек.

Рассматривание примеров с.112 – 113.

2. Решение детьми типовых заданий.

- Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 2 (Упражнение выполняется с комментированием по алгоритму).

Упражнение 3 (работа в парах): подбор и запись в каждый столбик по 3 слова, но так, чтобы слова у работающих в одной паре не повторялись.

VI. Закрепление нового материала. Оперативный контроль.

Самостоятельная работа

Работа в тетради “Пишем грамотно” (с.28)

Упражнение 1 (по вариантам) –

I вариант – первый столбик

II вариант – второй столбик.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Мы достигли цели урока – научились писать суффиксы –ик и –ек?

Анонс: - На следующем уроке мы продолжим учиться писать эти суффиксы в словах.


Закреплять правило написания суффиксов-ик- и -ек- и алгоритм его применения

суффикс, значения суффиксов, суффикс -ик-, суффикс -ек-, безударный гласный в корне слова, парные по звонкости-глухости согласные в корне слова, разбор слова по составу, морфемный разбор, совершенствование графического навыка

Повторение правила написания суффиксов -ик-, -ек- с опорой на материал, вынесенный на доску:ключ. к, замоч. к, песоч. к, кармаш. к, билет. к, блиноч. к, лист. к. Учитель просит учащихся сказать, в какой части слова находится пропущенная буква и как они будут определять, какая буква пропущена. Далее каждое слово подробно разбирается, вставляется нужная буква и выделяется суффикс (это могут делать ученики, по очереди выходящие к доске).

Выполняется фронтально, письменно упражнение 1 в учебнике — орфографический тренинг. Обязательное условие — написание проверочного слова.Запись оформляется в два столбика.

Упражнение 2 в учебнике — запись слов с суффиксами -ик-, -ек- с опорой на проверочное. Выполняется письменно, фронтально или используется для организации дифференцированной работы.

Выполняется письменно упражнение 3 (работа в паре) в учебнике — отработка умения находить группы родственных слов и суффиксы -ик-, -ек-, объяснение написания этих суффиксов.Упражнение включает восемь групп родственных слов, каждый ученик выписывает только четыре группы. К доске можно вызвать восемь учеников, каждый из которых будет самостоятельно выписывать одну из групп.

Дополнительные задания (по окончании основной работы над упражнением).

Упражнение 4 (по выбору) в учебнике — орфографический тренинг, повторение всех изученных орфограмм. Устный разбор, обязательно включающий подбор проверочных слов, проводится в классе фронтально, письменное выполнение упражнения можетбыть предложено как домашнее задание.

Возможная трудность. Поиск проверочного словак слову иголочку.

Помощь. Назвать слово и́глы.

Возможная трудность. Работа с корнем -внуч-.

Помощь. Сообщить ученикам, что внучек и внучок — это два варианта одного и того же слова. На письме они различаются лишь потому, что в одном случае ударение падает на суффикс (внучо́к), а в другом — на корень (вну́чек).

Возможная трудность. Текст стихотворения включает словарные слова: автобус, дорога, машины, город, в которые учащиеся должны вставить буквы.

Помощь. Напомнить о существовании словарных слов, предложить в случае невозможности подобрать проверочное слово заглядывать в орфографический словарик учебника.

Проанализировать особенность соединений строчных букв вн, вк, вр, ви. Прописать данные буквосочетания.

Читайте также: