Конспект урока творчество гумилева

Обновлено: 06.07.2024

- определить многогранность личности и творчества поэта.

- развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста, устную и

- пробудить интерес к уникальной личности поэта;

1. Психологический настрой (5 минут)

"Расширение границ"

Оглянитесь вокруг и назовите самую крайнюю точку, которую вы можете окинуть своим взглядом (студенты отвечают). А теперь, закройте глаза, уберите все границы, которые могут вам препятствовать, мысленно отправьтесь туда, куда направляет вас ваше воображение. Что вы видите? (ответы студентов). Какой вывод мы можем сделать? (Вывод: наше воображение не имеет границ и способно приблизить нас к нашей мечте). Николай Гумилев является ярким примером того, как мечту можно превратить в реальность. С раннего детства он мечтает об экзотических странах, приключениях и подвигах, и вся его жизнь была стремлением к этой мечте.

Вступительное слово учителя

Лирика Николая Гумилева экзотична, полна красок неведомых стран.

Сам поэт много путешествовал и пытался передать увиденное им через творчество, создавая неповторимые образы далекого юга. Он много пишет о том, как странствовал под чужим небом, по чужой земле. Тема путешествий является основной темой в творчестве Гумилева.

Речь Гумилева проста, слова её обыкновенны, здесь не найдешь красивых сравнений: все предельно четко и конкретно. Акмеизм в высшем его проявлении.

Вспомните, пожалуйста, что такое акмеизм?

2. Целеполагание (таблица "Положения урока") (столбец - "Начало урока")

Задание: Отметьте знаками основные положения в начале урока

+ (знаю) - (не знаю) ? (сомневаюсь)

"Экзотическая тема" является основной в лирике Гумилева

В лирике Гумилева ярко прослеживаются три темы творчества: экзотическая, военная, любовная.

Гумилев является одним из основателей нового литературного течения "акмеизм"

Гумилев является автором десяти поэтических сборников

Гумилевым было совершено 4 поездки в Африку

Сборник стихов "Колчан" посвящен военной тематике

Сборник стихов "Романтические цветы " посвящен Анне Ахматовой

Сборник стихов "Шатер" посвящен путешествию в Африку

3. Стратегия "Постер" (15 минут) (Групповая работа ) группа делится на три команды:

фоновая музыка - романсы на стихи Гумилева

1. Журнал "Вокруг света" (Путешествия Гумилева)

2. Военный журнал "Баталия" (Военная служба Гумилева)

3. Журнал "Афродита" (любовная поэзия Гумилева)

Вы - журналисты, ваша задача осветить определенную грань жизни Николая Гумилева, которая будет интересна вашим читателям и отвечает направлению вашего журнала.

(критерии оценивания называют студенты: содержательность, дизайн, защита постера)

Защита постеров (10 минут) (Материалы для анализа в Приложении)

1. Журнал "Вокруг света" (Путешествия Гумилева)

2. Журнал"Военный журнал" (Военная служба Гумилева)

3. Журнал "Афродита" (Любовная лирика Гумилева)

ФО : взаимооценивание по критериям:

содержательность, дизайн, защита постера

4. Стратегия "Пирамида" (15 минут) (индивидуальная работа)

Задание: проанализируйте стихотворение по стратегии "Пирамида"

1. Журнал "Вокруг света" ( "Жираф", )

2. Журнал "Военный журнал" ( "Наступление" )

3. Журнал "Афродита" ( "Принцесса" )

t1606808494aa.jpg

ФО: взаимооценивание "Большой палец"

5. Вторичная работа с таблицей "Положения урока". (столбец - "Конец урока") (5 минуты)

Задание: Отметьте знаками основные положения в конце урока

+ (знаю) - (не знаю) ? (сомневаюсь)

"Экзотическая тема" является основной в лирике Гумилева

В лирике Гумилева ярко прослеживаются три темы творчества: экзотическая, военная, любовная.

Гумилев является одним из основателей нового литературного течения "акмеизм"

Гумилев является автором десяти поэтических сборников

Гумилевым было совершено 4 поездки в Африку

Сборник стихов "Колчан" посвящен военной тематике

Сборник стихов "Романтические цветы " посвящен Анне Ахматовой

Сборник стихов "Шатер" посвящен путешествию в Африку

6. Итоговый контроль (тест) полученных на уроке знаний через приложение " KAHOOT ". (15 минут)

7. Рефлексия. Стратегия "Письмо по кругу" (5 минут)

Сочинение на определенную тему по одному предложению. …

Сегодня на уроке.

8. Выставление и комментирование оценок (5 минут)

9. Домашнее задание: прочитать поэму В.Маяковского "Во весь голос", пьесу "Клоп"

Биография Николая Гумилева (для всех групп)

Его отец служил судовым врачом . Детство Николая прошло в Царском Селе.

В 1900-1902 годах семья жила в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия), там же в 1902 году появилось в печати первое стихотворение Николая Гумилева "Я в лес бежал из городов…" в газете "Тифлисский листок". В 1903 году семья вернулась в Царское Село, поэт поступил в гимназию, директором которой был поэт Иннокентий Анненский.

В 1906 году Гумилев окончил гимназию и поступил в Сорбонну в Париже.

К этому времени он уже был автором первого сборника стихов "Путь конквистадоров" (1905), изданного на средства родителей. Книгу заметил поэт-символист Валерий Брюсов.

В Париже Гумилев издавал журнал "Сириус", вел переписку с Брюсовым.

С 1907 года Гумилев много путешествовал , четыре раза был в Африке. В 1913 году в качестве начальника Африканской экспедиции по командировке Академии наук совершил поездку на Сомалийский полуостров, его экспонатами, привезенными из Африки, был обогащен петербургский музей Кунскамера.

В 1908 году он вернулся в Россию и был зачислен на юридический факультет Петербургского университета, с 1909 года слушал лекции на историко-филологическом факультете, но курс не окончил.

Осенью 1911 года Гумилев вместе с поэтом Сергеем Городецким создал литературное объединение "Цех поэтов", а также стал основателем нового литературного направления — акмеизм.

В октябре 1912 года вышел первый номер журнала "Гиперборей", в редакцию которого вошел Гумилев.

В эти годы поэт выпустил несколько сборников — "Романтические цветы", посвященный Анне Ахматовой (1908), "Жемчуга" (1910) и "Чужое небо" (1912). Всего Гумилевым было издано 10 сборников стихов: "Путь конквистадоров" (1905), "Романтические цветы" (1908), "Жемчуга" (1910), "Чужое небо" (1912), "Колчан" (1916), "Костер" (1918), "Фарфоровый павильон" (1918), "Шатер" (1921), "Огненный столп" (1921), "Стихотворения. Посмертный сборник" (1922).

С началом Первой мировой войны (1914-1918), несмотря на освобождение от военной службы, Николай Гумилев ушел добровольцем на фронт, зачислившись вольноопределяющимся в лейб-гвардии уланский полк. К концу 1915 года он был награжден двумя Георгиевскими крестами (III и IV степеней). В марте 1916 года Гумилев был произведен в прапорщики и переведен в 5-й гусарский Александрийский полк. В 1917 году уехал в Париж в связи с переброской на Салоникский фронт. В январе 1918 года после расформирования управления военного комиссара, к которому он был приписан, Гумилев отправился в Лондон, а затем в апреле 1918 года вернулся в Россию.

В годы Гумилев войны не прекращал литературной деятельности : был издан сборник "Колчан" (1916) (куда вошли стихи на военную тему).

В августе 1921 года вышли сборники его стихов "Шатер" (вошли стихи об Арике) и "Огненный столп".

3 августа 1921 года Гумилев был арестован по обвинению в антисоветской деятельности. 24 августа было издано постановление Петроградской Губернской чрезвычайной комиссии о расстреле 61 человека за участие в "Таганцевском контрреволюционном заговоре", среди приговоренных был Николай Гумилев. Долгое время точная дата смерти поэта была неизвестна. Гумилева расстреляли в ночь на 26 августа 1921 года. В 1992 году поэт был официально реабилитирован.

Гумилев был дважды женат. В 1910-1918 годах его супругой была поэтесса Анна Ахматова (настоящая фамилия Горенко, 1889-1966), в 1912 году у них родился сын Лев Гумилев (1912-1992) — известный историк-этнолог, археолог, востоковед, писатель, переводчик. Второй женой Николая Гумилева стала Анна Энгельгардт (1895-1942), дочь историка и литературоведа Николая Энгельгарта. От этого союза в 1919 году родилась дочь Елена, которая скончалась от голода во время блокады Ленинграда в 1942 году.

У Николая Гумилева был сын Орест Высотский (1913-1992) от актрисы Ольги Высотской. Его мемуары об отце были опубликованы под названием "Николай Гумилев глазами сына".

Материал для 1 группы "Путешествия Гумилева"

В 1908 году Гумилёв отправляется во второе путешествие. Прибыл в Синоп , где 4 дня пришлось стоять на карантине, оттуда в Стамбул . После Турции Гумилёв посетил Грецию , затем отправился в Египет , где и посетил Эзбикие. В Каире у путешественника неожиданно кончились деньги, и он вынужден был поехать обратно. Это было второй путешествие в Африку. 29 ноября он вновь был в Петербурге.

Николай Гумилёв — не только поэт, но и один из крупнейших исследователей Африки . Он совершил две экспедиции по восточной и северо-восточной Африке и привёз в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру) в Санкт-Петербурге богатейшую коллекцию.

Первая экспедиция в Абиссинию( государство в Восточной Африке , . )

Гумилеву увлечение Африкой давало возможность отойти от окружащей будничной повседневности, создать свой мир - "мой мир волнующий и странный".

Вторая экспедиция в Абиссинию

Вторая экспедиция состоялась в 1913 году . Она была организована лучше и согласована с Академией наук. Вместе с Гумилёвым в качестве фотографа в Африку поехал его племянник Николай Сверчков .

В Хараре Гумилёв купил мулов для дальнейшего путешествия. В Хараре Гумилёв начал собирать свою коллекцию. Из Харара путь лежал через малоизученные земли галла в селение Шейх-Гуссейн. По пути пришлось переправляться через быстроводную реку Уаби, где Николая Сверчкова чуть не утащил крокодил. Вскоре начались проблемы с провизией. Гумилёв вынужден был охотиться для добычи пропитания.

Там Гумилёву показали гробницу святого Шейх-Гуссейна, в честь которого и был назван город. Там была пещера, из которой, по преданию, не мог выбраться грешник. Гумилев писал об этой истории: " Надо было раздеться и пролезть между камней в очень узкий проход. Если кто застревал — он умирал в страшных мучениях: никто не смел протянуть ему руку, никто не смел подать ему кусок хлеба или чашку воды…". Гумилёв пролез туда и благополучно вернулся.

Пополнив коллекцию и набрав в Гинире воды, путешественники пошли на запад, в тяжелейший путь к деревне Матакуа.

Материал для 2 группы "Первая мировая война"

Начало 1914 года было тяжёлым для поэта: перестал существовать "Цех поэтов", возникли сложности в отношениях с Ахматовой, наскучила богемная жизнь, которую он вёл, вернувшись из Африки.

После начала Первой мировой войны в начале августа 1914 года Гумилёв записался добровольцем в армию. Примечательно, что хотя почти все именитые поэты того времени слагали или патриотические, или военные стихи, в боевых действиях добровольцами участвовали лишь двое: Гумилёв и Бенедикт Лившиц .

Гумилёв был зачислен вольноопределяющимся в Лейб-Гвардии Уланский Её Величества полк . В ноябре полк был переброшен в Южную Польшу. 19 ноября состоялось первое сражение. За ночную разведку перед сражением он был награждён Георгиевским крестом 4-й степени и повышен в звании до ефрейтора . В конце февраля в результате непрерывных боевых действий и разъездов Гумилёв простудился.

Месяц поэт лечился в Петрограде, потом вновь был возвращён на фронт.

В 1915 году , с апреля по июнь, хотя активных боевых действий не велось, Гумилёв почти ежедневно участвовал в разведывательных разъездах.

В 1915 году Николай Гумилёв воевал на Волыни. Здесь он прошёл самые тяжкие военные испытания, получил 2-й Георгиевский крест, которым очень гордился.

6 июля началась масштабная атака противника. Была поставлена задача удерживать позиции до подхода пехоты, операция была проведена успешно, причём было спасено несколько пулемётов, один из которых нёс Гумилёв. За это он награждён знаком отличия военного ордена Георгиевского креста 3-й степени.

В сентябре поэт героем вернулся в Россию, а 28 марта 1916 года произведён в прапорщики с переводом в 5-й Гусарский Александрийский полк . Используя эту передышку, Гумилёв вёл активную литературную деятельность.

В апреле 1916 года, поэт прибыл в гусарский полк, стоявший возле Двинска . В мае Гумилёв вновь был эвакуирован в Петроград. Ночная скачка в жару стоила ему воспаления лёгких. Когда лечение почти закончилось, Гумилёв без спроса вышел на мороз, в результате чего болезнь вновь обострилась. Врачи рекомендовали ему лечиться на юге. Гумилёв уехал в Ялту . Однако на этом военная жизнь поэта не закончилась. 8 июля 1916 года он вновь уехал на фронт, вновь ненадолго. 17 августа Гумилёв был командирован в Николаевское кавалерийское училище, потом вновь переведён на фронт и оставался в окопах вплоть до января 1917 года .

В 1917 году Гумилёв решил перевестись на Салоникский фронт и отправился в русский экспедиционный корпус в Париж. Во Францию он поехал северным маршрутом — через Швецию , Норвегию и Англию. Прибыв в Париж, проходил службу в качестве адъютанта при комиссаре Временного правительства.

22 января 1918 года Анреп устроил его в шифровальный отдел Русского правительственного комитета. Там Гумилёв проработал два месяца. Однако чиновничья работа не устраивала его, и 10 апреля 1918 года поэт отбывает в Россию.

Материал для 3 группы "Любовная лирика Гумилева"

Елизавета Дмитриева (Черубина де Габриак)

Роман поэта с актрисой театра Мейерхольда был бурным и скоротечным. Они познакомились в январе 1912, а спустя год с небольшим Ольга Высотская прервала отношения с Николаем Гумилёвым, не утруждая себя никакими объяснениями. Через несколько месяцев на свет появился их сын Орест. Сына Николай Гумилёв никогда не видел, есть данные, что он даже не знал о его существовании.

Анна Энгельгардт

Едва освободившись от оков семейной жизни с Анной Ахматовой, поэт встретил свою вторую жену – Анну Николаевну Энгельгардт. С потомственной дворянкой литератор познакомился на лекции Брюсова.

Брак между Анной Энгельгардт и Николаем Гумилёвым был заключён зимой 1920 года, когда их дочери Елене было уже больше года. По воспоминаниям современников Анна была девушкой очень милой, однако не отличавшейся особенным умом. Поэт, выходя в свет со своей второй женой, часто просил её помолчать, ибо в молчании она кажется красивее.
Брат Анны Энгельгардт Александр Николаевич считал: Гумилёв совершил ошибку, женившись на его сестре. Девушка, обладавшая привлекательной внешностью, отличалась довольно тяжёлым характером. Это и стало причиной супружеской ссылки Анны. Она жила с матерью и тётей поэта в Бежецке, периодически наведываясь к мужу в Петербург. Позже поэт забрал жену в Петербург, где она служила в каком-то театре. Анна Энгельгардт и дочь поэта Елена скончались от голода во время блокады Ленинграда.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока литературы на тему:

социальный педагог, преподаватель

Карнаухова В.А.

Сызрань 2014

Разработка урока литературы на тему:

Ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством Н.С. Гумилева.

1.Изучить биографию поэта Н.С. Гумилева.

2.Развивать логическое мышление обучающихся на уроке связывая его творчество с проблемами времени и рассматривая понятие об акмеизме.

3.Воспитывать интерес обучающихся к личности поэта, развивать чувство сопереживания к его судьбе.

Методические приёмы:

лекция педагога, беседа по теории литературы, анализ стихотворения.

Оформление урока:

на каждой парте книга стихотворений поэта. Портрет Н.С. Гумилёва.

Эпиграфы:
По-моему глубокому убеждению, . - поэт еще не прочитанный.
А. Ахматова.

I . Проверка домашнего задания:

3.В чём вы видите отличия символизма и акмеизма?

Мы продолжаем знакомиться с поэтами Серебряного века.
Говорят, если хочешь найти готовый роман, возьми жизнь любого значительного человека 18 века, и можешь ничего не добавлять. Это можно сказать и о многих людях Серебряного века. Они покоряют нас не только стихами, но и своей необычной судьбой. Послушайте рассказ из жизни того времени.

оставил его разгадывать нам. Из воспоминаний ученицы Н.С.Гумилёва Ирины Одоевцевой: «Однажды на вечере поэзии у балтфлотовцев, читая свои африканские стихи, он особенно громко и отчётливо проскандировал:

Я бельгийский ему подарил пистолет
И портрет моего государя.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт…


В человеческом воображении просто не укладывается возможность существования таких красот на Земле. Поэт предлагает читателю взглянуть на мир по-иному, понять, что "много чудесного видит земля", и человек при желании способен увидеть то же самое. Поэт предлагает нам очиститься от "тяжёлого тумана", который мы так долго вдыхали, и осознать, что мир огромен и что на Земле ещё остались райские уголки.
Обращаясь к загадочной женщине, о которой мы можем судить лишь с позиции автора, лирический герой ведёт диалог с читателем, одним из слушателей его экзотической сказки. Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить, - чем не читатель? Читая то или иное стихотворение, мы волей-неволей выражаем своё мнение по поводу произведения, в той или иной мере критикуем его, не всегда соглашаемся с мнением поэта, а порой и вовсе не понимаем его. Николай Гумилёв даёт читателю возможность наблюдать за диалогом поэта и читателя (слушателя его стихов) со стороны. Кольцевое обрамление характерно для любой сказки. Как правило, где действие началось, там оно и завершается. Однако в данном случае создаётся впечатление, что поэт может рассказывать об этом экзотическом континенте ещё и ещё, рисовать пышные, яркие картины солнечной страны, выявляя в её обитателях всё новые и новые, невиданные прежде черты. Кольцевое обрамление демонстрирует желание поэта снова и снова рассказать о "рае на Земле", чтобы заставить читателя взглянуть на мир по-иному. В своём сказочном стихотворении поэт сравнивает два пространства, далёкие в масштабе человеческого сознания и совсем близкие в масштабе Земли. Про то пространство, которое "здесь", поэт почти ничего не говорит, да это и не нужно. Здесь лишь "тяжёлый туман", который мы ежеминутно вдыхаем. В мире, где мы живём, остались лишь грусть да слёзы. Это наводит нас на мысль, что рай на Земле невозможен. Николай Гумилёв пытается доказать обратное: "…далеко, далеко, на озере Чад // Изысканный бродит жираф". Обычно выражение "далеко-далеко" пишется через дефис и именует нечто, совершенно недостижимое. Однако поэт, возможно, с некоторой долей иронии акцентирует внимание читателя на том, так ли уж на самом деле далёк этот континент. Известно, что Гумилёву довелось побывать в Африке, собственными глазами увидеть описанные им красоты (стихотворение "Жираф" было написано до первой поездки Гумилёва в Африку). Мир, в котором живёт читатель, совершенно бесцветен, жизнь здесь как будто течёт в серых тонах. На озере Чад, словно драгоценный алмаз, мир блестит и переливается. Николай Гумилёв, как и другие поэты-акмеисты, использует в своих произведениях не конкретные цвета, а предметы, давая читателю возможность в своём воображении представить тот или иной оттенок. Стихотворение написано пятистопным амфибра­хием. Строки рифмуются при помощи мужской рифмы (с ударением на последнем слоге).

IV. Итоги урока.

1.Стало ли более понятным стихотворение после беседы на уроке?

2.Почему оно называется “Жираф”?
3.Как вы понимаете эпиграф, предложенный к уроку?
V. Домашнее задание: написать работу “Размышление над стихотворением Н. Гумилева “Жираф”.


Используемые технологии: технология критического мышления.

Оборудование: презентация, портрет Николая Гумилева, карточки со стихотворениями Николая Гумилева.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пение, белых павлинов
И стертые карты Америки .

- Ребята, как вы думаете, важна для нас эта тема? Почему? (Русский человек должен знать русскую историю, историю русской литературы, потому что, зная прошлое, мы можем изменить своё будущее, не допустить ошибок, которые допускали наши предки; мы должны знать русскую литературу, т.к. это часть русской культуры, нам это нужно, чтобы стать культурными и образованными людьми; каждый человек должен уважительно относиться к русской литературе, если он настоящий гражданин своей Родины, патриот России).

- Ребята, какую тему мы начали изучать с вами на прошлом уроке? (мы с вами начали знакомство с поэзией Серебряного века, поэтами-символистами).

- Давайте вспомним, с какими историческими событиями связан этот период развития русской литературы? (В начале 20 века политическая ситуация дестабилизировалась. Поднялась волна беспорядков, рабочих забастовок, крестьянских выступлений и террористических актов, спровоцированных русско-японской войной (1904-1905) и экономическим кризисом. События первой русской революции (1095-1907) поставили Николая II перед необходимостью определения концепции дальнейшего государственного развития России).

- Изменения произошли и в русской литературе. Какие?

– Что такое символизм? (Это литературное течение (направление) в поэзии Серебряного века. Символизм возник во Франции и связан с именами поэтов Ш.Бодлера, П.Верлена, А.Рембо, С.Малларме и др.)

- Каких русских поэтов-символистов вы знаете? (В.Брюсов, Вяч. Иванов, А.Белый, А.Блок)

II. Итак, сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним течением поэзии Серебряного века и поговорим о замечательном поэте-акмеисте Николае Степановиче Гумилеве.

Слайды: 1, 2, 3.

(Запись темы урока, постановка ребятами целей урока)

Самое главное об акмеизме отразите в таблице, которую мы с вами начали заполнять на прошлом уроке, когда говорили о символизме. В этом вам поможет презентация.

Это литературное направление оставило заметный след в истории русской культуры. Достаточно назвать имена А.Ахматовой и О.Мандельштама – поэтов, во многом определившим судьбу русской поэзии 20 века, чтобы понять значение акмеизма как литературной школы.

На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных хартий, —
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь….

Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.

- Итак, ребята, что вы записали в таблицу? (поэтов-акмеистов, особенности акмеизма, какие?)

Яркий представитель поэтов русского "серебряного века", переводчик, критик, теоретик литературы, один из метров акмеизма, Николай Степанович Гумилев многое успел за недолгую жизнь.

- Анна Ахматова описала Гумилёва в строках своего стихотворения. (Слайд 8).

- Как вы поняли эти строки? Что является характерными чертами Гумилева-поэта?

/Любовь к возвышенному ("за вечерней пение"), экзотическому ("белых павлинов"), страсть к путешествиям, озаренная Музой Дальних Странствий ("стертые карты Америки")? /

- Знакомясь сегодня с творчеством Н. Гумилева, мы с вами сможем убедиться, насколько верно это замечание Ахматовой.

- Каким предстает лирический герой Гумилева? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока

Просмотр презентации по творчеству Н. Гумилева, сопровождающейся лекцией учителя.

Учащиеся делают краткие записи в тетрадях.

Итак, страница первая. (Слайд 11)

Читать он выучился довольно поздно: в 6 лет, но уже к 12 годам перечитал обширную библиотеку родителей и то, что могли предложить друзья и знакомые. С тех пор его комната стала наполняться книгами. Чтение становится любимым занятием, любимым писателем – Пушкин, любимой наукой – наука о литературе.

Начитанность и образованность его были удивительны, современники отмечают, что, казалось, не было таких вещей, о которых он ничего не знал, начиная от французского сыра или итальянских вин и кончая сложнейшими философскими вопросами. Немногими словами он мог очертить любую историческую эпоху так, что слушателю казалось, будто он сам побывал в том времени.

(Слайд 13) Детство Гумилёва прошло в Царском Селе, дома получил начальное образование. В 1895 году поступил Петербургскую гимназию. Затем семья переехала в Тифлис, и будущий поэт продолжил обучение в местной гимназии. Стихи начал писать с двенадцати лет. С 1903 года семья Гумилёвых окончательно поселилась в Царском Селе, и Николай поступил в 7-й класс Царскосельской гимназии.

(Слайд 15) В 1906 году Н.С. Гумилёв совершает своё первое путешествие – в Париж, где учится в Сорбонне, затем – Италия, Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия, Африка. Он ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами. Однажды в пути караван встретился с двумя абиссинцами, которые шли к пророку Гуссейну. Николай Степанович заинтересовался и отправился к жилищу пророка. Гуссейн принял европейцев с почётом, позволил всё осмотреть. Для испытания греховности человека служили два больших камня, между которыми был узкий проход. Надо было раздеться догола и пролезть между ними. Если кто застревал, он умирал в страшных муках, и никто не смел протянуть ему кусок лепёшки или подать стакан воды. В этом месте валялось много черепов, костей. Как только ни отговаривал Гумилёва племянник, он всё-таки решил пролезть между камнями. Всё закончилось благополучно, и племянник поспешил увести караван подальше, пока дядюшка не выдумал ещё что-нибудь проверить.

(Слайд 16) Учитель. Послушайте стихотворение и скажите, о чём это стихотворение, какова его главная мысль?

Как в этом мире дышится легко!
Скажите мне, кто жизнью недоволен,
Скажите, кто вздыхает глубоко,
Я каждого счастливым сделать волен.

Пусть он придет, я расскажу ему
Про девушку с зелеными глазами,
Про голубую утреннюю тьму,
Пронзенную лучами и стихами.

Пусть он придет! я должен рассказать,
Я должен рассказать опять и снова,
Как сладко жить, как сладко побеждать
Моря и девушек, врагов и слово.

А если все-таки он не поймет,
Мою прекрасную не примет веру
И будет жаловаться в свой черед
На мировую скорбь, на боль — к барьеру! (Выражение относится к одному из вариантов проведения дуэли на пистолетах. Он заключался в том, что противников разводили на определённое расстояние, давали команду и они начинали сходиться - вплоть до определённого минимального расстояния, которое было ограничено какими-либо предметами (например, воткнутыми шпагами) . Эти самые предметы и носили название "барьеров". И если тот, кто обязан был встать у барьера и дожидаться выстрела, этого не делал, противник был вправе потребовать его "К барьеру! ")

Учитель: Для него словно не существовало несбыточного.

(Слайд 19) Он встретил её в 1903 году, в Царскосельской гимназии, где они учились. Ему было 17 лет, а ей – 15. Начиналось всё подобно тысячам начал, как гимназическая полудружба – полулюбовь: вместе ходили на каток, на детские балы, на гастроли знаменитой балерины Айседоры Дункан… Её фамилия была - Горенко, Анна Горенко (Будущий поэт – Анна Ахматова). В октябре 1905 года он стал наконец бывать в её доме, познакомился с семьёй. Несколько раз делал предложение и… получал отказ за отказом. Наконец 25 апреля 1910 года в Николаевской церкви они обвенчались. Но счастья не было.

Из воспоминаний Анны Горенко.

Луна восходит на ночное небо
И, светлая, покоится влюбленно.

По озеру вечерний ветер бродит,
Целуя осчастливленную воду.

О, как божественно соединенье
Извечно созданного друг для друга!

Но люди, созданные друг для друга,
Соединяются, увы, так редко.

- Что чувствует лирический герой? (Грусть оттого, что любящие друг друга люди не всегда могут быть вместе)

- Какие моменты личной жизни поэта отражены в стихотворении? (разлука с женой).

В детстве он любил играть оловянными солдатиками: придумывал сложные военные операции, обучал солдат храбрости и бесстрашию. А 24 августа 1914 года записался добровольцем в Действующую армию. Как воевал? О храбрости его ходили легенды. Но удивительнее храбрости было, пожалуй, другое: он, человек, привыкший к комфорту, безропотно сносил все тяготы похода: ему приходилось не есть по нескольку дней, стаскивать сапоги с распухших ног, разрезая голенища.

Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня.
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.

Но не надо яства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого, что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.

И залитые кровью недели
Ослепительны и легки.
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.

Я кричу, и мой голос дикий.
Это медь ударяет в медь.
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.

Словно молоты громовые
Или волны гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.

И так сладко рядить Победу,
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.

(Гумилёв был участником Первой мировой войны. Тема войны, защиты Родины. Поэт действительно шокирован не только размахом военных действий, но и тем фактом, что каждый день на его глазах погибают десятки людей)

(Слайд 25) Учитель. 24 декабря 1914 года он был награждён Георгиевским крестом четвёртой степени, 15 января 1915 года за отличие в делах против германцев произведён в унтер-офицеры. За бой 6 июля 1915 года представлен ко второму Георгиевскому кресту и произведён в прапорщики. Георгиевскими крестами награждали только за особое мужество и бесстрашие.

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Потонувшей в густом плюще

Первичная проверка понимания

- Итак как вы представили личность Н.С.Гумилёва?

(Слайд 29) Пример кластера: Н.С. Гумилёв (поэт, воин, книголюб, путешественник, человек несгибаемой воли, человек чести)

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

(Слайд 31) Анализ стихотворения.

- Какова тема стихотворения? ( Тема любви. Мир, открытый им за тысячи километров от России, он готов с радостью бросить к ногам любимой женщины, которая ничего в своей жизни не видела, кроме серых туманов и холодных дождей).

- Каково настроение стихотворения?

(оно грустное, почти тревожное)

- Где происходит действие? Как оно происходит?

(Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша. Читатель переносится на самый экзотический континент - Африку.)

- Когда происходит действие?

(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение).

- Кто ведет повествование?

- Каким вы представляете его себе?

(Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Он нежный, терпеливый, мудрый. Его любимая нуждается в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву. И все это для того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной дождями и туманами России).

- Что можно сказать о героине?

(Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить.)

- Как вы считаете, рассказ героя выдумка?

Поэт предлагает читателю взглянуть на мир по-иному, понять, что "много чудесного видит земля", и человек при желании способен увидеть то же самое. Поэт предлагает нам очиститься от "тяжёлого тумана", который мы так долго вдыхали, и осознать, что мир огромен и что на Земле ещё остались райские уголки.

- Что можно сказать о композиции стихотворения?

(Кольцевая. Создаётся впечатление, что поэт может рассказывать об этом экзотическом континенте ещё и ещё, рисовать пышные, яркие картины солнечной страны, выявляя в её обитателях всё новые и новые, невиданные прежде черты. Кольцевое обрамление демонстрирует желание поэта снова и снова рассказать о "рае на Земле", чтобы заставить читателя взглянуть на мир по-иному).

- С помощью каких средств художественной выразительности автору удается преобразить рассказ?

Сравнения: Одним из наиболее примечательных средств создания образа этого экзотического животного является приём сравнения: волшебный узор шкуры жирафа сопоставляется с блеском ночного светила, "вдали он подобен цветным парусам корабля", "и бег его плавен, как радостный птичий полёт".

- Помогла сказка?

(Нет, любимая плачет. Волшебная сказка лишь усугубляет одиночество. Последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно)

- Основная мысль – выражен идеал красоты автора. Красота экзотического животного здесь – спасение от скуки городов, скудного земного существования.

Подведение итогов урока.

- Вернемся к вопросу, поставленному в начале лекции. Посмотрите свои записи и ответьте на вопрос:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Произведения Гумилёва отмечены романтическим мировосприятием, стремлением противопоставить будничному миру обыкновенных людей свой мир.

Основные мотивы лирики поэта.

Учитель русского языка и литературы Косумова З.З.

Тема: Н.С.Гумилев. Основные мотивы лирики поэта.

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н. С. Гумилева;

отметить особенности образа романтического героя лирики Гумилева;

развивать навыки анализа поэтического текста.

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пение, белых павлинов
И стертые карты Америки .

I. Оргмомент.

II. Анализ сочинений.

III. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам.

В чем вы видите отличия акмеизма и символизма? Что общего у этих двух направлений?

Назовите поэтов, входивших в группу акмеистов.

- Индивидуальная работа со слабыми уч-ся (тестовые задания по пройденному материалу).

IV. Работа по теме урока.

Слово учителя

- Сегодня мы будем говорить о замечательном поэте Николае Степановиче Гумилеве. Яркий представитель поэтов русского "серебряного века", переводчик, критик, теоретик литературы, один из представителей акмеизма, Николай Степанович Гумилев многое успел за недолгую жизнь.

- В качестве эпиграфа урока взяты строки стихотворения А. Ахматовой.

- Как вы поняли эти строки? Что является характерными чертами Гумилева-поэта?

/Любовь к возвышенному ("за вечерней пение"), экзотическому ("белых павлинов"), страсть к путешествиям, озаренная Музой Дальних Странствий ("стертые карты Америки")? /

Слово учителя.

- В 1905 году выходит первый сборник Гумилева "Путь конквистадоров".

Словарная работа.

Это стихотворение автор считал программным. В нем он уподобляет самого себя древним завоевателям, осваивающим новые земные пространства.

- Гумилёва всегда привлекали экзотические места и красивые, музыкою звучащие названия, яркая почти безоттеночная живопись. Именно в сборник "Романтические цветы" вошло стихотворение "Жираф" (1907), надолго ставшее "визитной карточкой" Гумилёва в русской литературе.

Анализ стихотворения.

- Каково настроение стихотворения?

(оно грустное, почти тревожное)

- Где происходит действие? Как оно происходит?

(Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша. Читатель переносится на самый экзотический континент - Африку.)

- Когда происходит действие?

(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение).

- Кто ведет повествование?

- Каким вы представляете его себе?

(Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Он нежный, терпеливый, мудрый. Его любимая нуждается в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву. И все это для того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной дождями и туманами России).

- Что можно сказать о героине?

(Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить.)

- Что можно сказать о композиции стихотворения?

(Кольцевая. Создаётся впечатление, что поэт может рассказывать об этом экзотическом континенте ещё и ещё, рисовать пышные, яркие картины солнечной страны, выявляя в её обитателях всё новые и новые, невиданные прежде черты. Кольцевое обрамление демонстрирует желание поэта снова и снова рассказать о "рае на Земле", чтобы заставить читателя взглянуть на мир по-иному).

- С помощью каких средств художественной выразительности автору удается преобразить рассказ?

Сравнения: Одним из наиболее примечательных средств создания образа этого экзотического животного является приём сравнения: волшебный узор шкуры жирафа сопоставляется с блеском ночного светила, "вдали он подобен цветным парусам корабля", "и бег его плавен, как радостный птичий полёт".

- Помогла сказка?

(Нет, любимая плачет. Волшебная сказка лишь усугубляет одиночество. Последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно)

Основная мысль – выражен идеал красоты автора. Красота экзотического животного здесь – спасение от скуки городов, скудного земного существования.

Читайте также: