Конспект урока трансформаторы электротехника

Обновлено: 06.07.2024

способствовать развитию внимания, образного и логического мышления, памяти при изучении данной темы.

стимулировать познавательную мотивацию студентов.

способствовать развитию у студентов исследовательских умений и навыков

обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации

содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях

обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач

создать условия для развития конструкторских способностей

Воспитательная:

обеспечить условия для реализации потребности студента в общении, способствовать развитию качеств сотрудничества, мотивации в изучении электротехники;

создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля

Формируемые компетенции:

1.Формирование общих компетенций, включающих в себя способность:

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

2.Формирование профессиональных компетенций, соответствующим следующим видам деятельности:

Изготовлять приспособления для сборки и ремонта.

Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта

Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования. процессе ремонта.

Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу.

Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического персонала

Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты персонала.

Проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования.

Производить техническое обслуживание электрооборудования согласно технологическим картам

Выполнять замену электрооборудования, не подлежащего ремонту, в случае обнаружения его неисправностей

Межпредметные связи: физика, математика, материаловедение, МДК 02.01 Организация и технология проверки электрооборудования, МДК 02.02 Контрольно-измерительные приборы, МДК 01.02 Сборка, монтаж и ремонт электрооборудования.

Педагогическая технология:

технология развивающего обучения с элементами ролевой и проектной деятельности, технология перспективно-опережающего обучения, технология сотрудничества.

Организационные формы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Преобладающий метод обучения – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности, методы контроля и самоконтроля.

Средства обучения: трансформаторы, мультиметры, источник переменного тока, мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентации, видеоролик.

-Отдел технического исследования (ОТИ) занимается решением расчетных задач.

-Отдел электромонтажных работ (ОЭР) производит сборку электрических цепей и решает экспериментальные задачи.

-Отдел ремонта электрооборудования (ОРЭ) производит разборку, сборку, ремонт трансформатора, заполняет дефектную ведомость.

-Конструкторский отдел (КО) исследует устройство и виды трансформаторов.

-Отдел технического контроля (ОТК) проводит технические мероприятия по электробезопасности в компании, контролирует работу отдела электромонтажных работ.

Структурный элемент урока (этап урока)

Время этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Методы обучения

Средства обучения

Форма организации

1 этап – организационный момент

Взаимное приветствие студентов, проверка присутствующих, проверка готовности к уроку, пожелание успешной работы, психологический настрой на урок.

Вступительное слово преподавателя.

Ребята, после окончания нашего техникума вы будете работать на разных предприятиях, решать различные производственные задачи: производить сборку, монтаж, ремонт, наладку и обслуживание электрооборудования. На нашем уроке мы представим собственное, созданное нами предприятие, которое так же нуждается в решении различного рода задач, имеет свои успехи, а иногда и неудачи, но в перспективе развивается и усиливается. Поэтому и называется предприятие ЭлектроСила. Я предлагаю посмотреть визитную карточку нашего предприятия.

Актуализация. Повторение.

1.Просмотр видеоролика о компании ЭлектроСила, которую представляют студенты данной группы (визитная карточка) (1 мин 30)

Надеюсь на то, что планку компании, поднятую на такой высокий уровень, вы удержите и покажете свои знания и умения. А тема нашего урока - Трансформатор.

Цель урока: обобщение и углубление знаний о трансформаторах.

Презентация Трансформатор.

2.Представление структуры компании:

-Отдел технического исследования (ОТИ) -решение задач

-Отдел электромонтажных работ (ОЭР)-сборка электрических цепей, решение экспериментальных задач.

-Отдел ремонта электрооборудования (ОРЭ) -разборка, сборка, ремонт трансформатора, заполнение дефектной ведомости.

-Конструкторский отдел (КО) - Устройство, виды трансформаторов.

-Отдел технического контроля (ОТК)-технические мероприятия по электробезопасности.

Студенты разделены на группы

Студенты смотрят видеоролик

Выбирают категорию вопросов и отвечают на вопросы

Демонстрационный (показ слайдов)

3 этап. Обобщение и систематизация знаний

Организация групповой работы.

Выставляются плакаты, ограждения отдела электромонтажных работ.

Каждой группе выдается листы с заданиями.

ОТИ решают задачи:

На первичную обмотку понижающего трансформатора в высоковольтной линии передачи электрической энергии подается переменное напряжение с действующим значением U1 = 12 кВ. Напряжение со вторичной обмотки U2 = 220 В используется для электроснабжения жилых домов. Предполагая трансформатор идеальным, а нагрузку вторичной обмотки чисто активной, определите:

1) коэффициент трансформации K;

2) действующие значения токов I1 и I2 в первичной и вторичной обмотках в предположении, что потребляемая мощность Pср = 96 кВт;

3) сопротивление нагрузки Rн во вторичной цепи трансформатора;

4) эквивалентное активное сопротивление первичной цепи

Найти число витков обмоток трансформатора для получения в режиме холостого хода напряжения на вторичной обмотке U2=12 В при напряжении первичной обмотки U1=220 В, если частота в сети равна 50 Гц, а максимальное значение основного магнитного потока в сердечнике трансформатора Фm=0,0036 Вб.

Ответ: ω1=275, ω2=15

При включении трансформатора в сеть с напряжением U1=35 кВ в режиме холостого хода вторичное напряжение U2=400 В. Пренебрегая током холостого хода, определить ток в первичной обмотке при токе нагрузки I2=145 А.

Трансформатор включен в сеть с переменным напряжением U1=220 В. Напряжение на зажимах вторичной обмотки U2=20 В, ее сопротивление r=1 Ом, сила тока во вторичной обмотке I2= 2 А. Найти коэффициент трансформации и КПД трансформатора, пренебрегая потерями в первичной обмотке и сердечнике.

Отдел электромонтажных работ (ОЭР).

ОЭР выполняют сборку электрической цепи.

Преподаватель раздает инструкции по выполнению экспериментальных работ, консультирует, наблюдает, корректирует.

Экспериментальное задание.

Определить коэффициент трансформации однофазного трансформатора с неизвестными паспортными данными.

Источник переменного тока ( ВС-24), мультиметр, трансформатор.

С помощью мультиметра определите первичную обмотку трансформатора. Для этого измерьте сопротивления обмоток.

Начертите схему опыта холостого хода трансформатора.

Соберите цепь. Определите с помощью мультиметра напряжения на первичной и вторичной обмотках.

С помощью формулыопределите коэффициент

Группа ОРЭ производят разборку, сборку трансформатора

Преподаватель раздает инструкции по выполнению экспериментальных работ, консультирует, наблюдает, корректирует.

Отдел ремонта электрооборудования (ОРЭ)

Задание 1. Расшифровать обозначения трансформаторов.

Задание 2. Произвести разборку трансформатора

Задание 3. Проверить целостность обмоток с помощью мультиметра. Осмотреть магнитопровод, контакты.

Задание 4. Составить дефектную ведомость

Задание 5. Устранить неисправности

Задание 6. Произвести сборку трансформатора.

Задание 7. Выполнить проверку трансформатора

Группа КО выполняют задания:

1.Оформление стенгазеты в онлайн в сервисе web-2.0 по плану:

Режимы работы трансформатора

2.Конструирование сварочного аппарата.

Работают в группах

Выполняют задания по заданному плану

Выполняют работу по заданному плану

Выполняют работу по плану

Информационно-поисковые методы и приемы

Инструкция по технике безопасности

Единая коллекция образовательных ресурсов

Однофазные трансформаторы, источники переменного тока, соединительные провода, мультиметры

Однофазные трансформаторы, инструмент электромонтера, наждачная бумага.

Компьютер, проектор, обмотки, магнитопровод, гвозди, источник переменного тока, провода

4 этап. Демонстрация результатов работы

Ответственные отделов демонстрируют результаты работы.

Демонстрационный, Словесные репродуктивные методы

5 этап. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ребята, вы все работали сегодня просто отлично, но вот еще перед вами какая задача. На экране представлен список качеств человека, необходимых для роста в профессиональной деятельности. Чтобы развить в себе профессионала необходимо все время усовершенствоваться, усиливать эти качества. Поставьте + возле тех качеств, которые присущи вам, а напротив качеств, которые остались без пометки напишите фамилии ребят, у которых вы бы эти качества позаимствовали.

Домашнее задание находится в персональном блоге:

Каково назначение трансформатора?

Нарисуйте схему трансформатора

Как определяется ЭДС первичной обмотки?

Укажите основные части трансформатора:

Почему сердечник трансформатора делают из тонких изолированных пластин трансформаторной стали?

Как определяется коэффициент трансформации трансформатора?

Как определить, какая обмотка трансформатора является первичной, а какая вторичной?

С какой целью проводят опыт холостого хода?

С какой целью проводят опыт короткого замыкания?

Напишите элементы устройства трехфазного трансформатора

Как можно соединять обмотки трехфазного трансформатора?

Нарисуйте схему автотрансформатора

Каковы недостатки автотрансформатора?

Однофазный трансформатор включен в сеть 220 В. Первичная обмотка имеет 800 витков, вторичная - 46 витков. Определить коэффициент трансформации и напряжение вторичной обмотки.

Трехфазный трансформатор при безындукционной нагрузке дает ток 43 А при напряжении 120 В. Первичное напряжение 1000 В, ток 5,5 А. Определить КПД трансформатора.

Выполняют самоанализ своих личностных качеств и озвучивают фамилии и имена сверстников

Компьютер, проектор, листки со списком качеств профессионала, презентация

Конспект урока.

1 этап – организационный момент (1 мин)

Взаимное приветствие студентов, создание эмоционального настроя на повторение и обобщение учебного материала. Обозначение темы.

2 этап-актуализация знаний (8 мин)

Ребята, после окончания нашего техникума вы будете работать на разных предприятиях, решать различные производственные задачи: производить сборку, монтаж, ремонт, наладку и обслуживание электрооборудования. На нашем уроке мы представим собственное, созданное нами предприятие, которое так же нуждается в решении различного рода задач, имеет свои успехи, а иногда и неудачи, но в перспективе развивается и усиливается. Поэтому и называется ЭнергоСила. Я предлагаю посмотреть визитную карточку нашего предприятия.

Просмотр видеоролика о компании Энергосила, которую представляют студенты данной группы (визитная карточка)

Надеюсь на то, что планку компании, поднятую на такой высокий уровень, вы удержите и покажете свои знания и умения. А тема нашего урока Трансформатор. Цель урока: обобщение и углубление знаний о трансформаторах.

Представление преподавателем структуры компании:

-Отдел технического исследования (ОТИ) занимается решением расчетных задач.

-Отдел электромонтажных работ (ОЭР) производит сборку электрических цепей и решает экспериментальные задачи.

-Отдел ремонта электрооборудования (ОРЭ) производит разборку, сборку, ремонт трансформатора, заполняет дефектную ведомость.

-Конструкторский отдел (КО) исследует устройство и виды трансформаторов.

-Отдел технического контроля (ОТК) проводит технические мероприятия по электробезопасности в компании.

3 этап-обобщение и систематизация знаний (15 мин)

Ну а теперь мы можем приступить к работе, но сначала необходимо заслушать отдел технического контроля, который во время работы отдела электромонтажных работ будет контролировать безопасность и давать разрешение на подключение схем.

Каждой группе выдается лист с заданиями.

Группа ОТИ занимается исследованием режимов работы трансформатора

Режимы работы трансформатора

Задача 3. На первичную обмотку понижающего трансформатора в высоковольтной линии передачи электрической энергии подается переменное напряжение с действующим значением U1 = 12 кВ. Напряжение со вторичной обмотки U2 = 220 В используется для электроснабжения жилых домов. Предполагая трансформатор идеальным, а нагрузку вторичной обмотки чисто активной, определите:

1) коэффициент трансформации K;

2) действующие значения токов I1 и I2 в первичной и вторичной обмотках в предположении, что потребляемая мощность Pср = 96 кВт;

3) сопротивление нагрузки Rн во вторичной цепи трансформатора;

4) эквивалентное активное сопротивление первичной цепи

Найти число витков обмоток трансформатора для получения в режиме холостого хода напряжения на вторичной обмотке U2=12 В при напряжении первичной обмотки U1=220 В, если частота в сети равна 50 Гц, а максимальное значение основного магнитного потока в сердечнике трансформатора Фm=0,0036 Вб.

Ответ: ω1=275, ω2=15

При включении трансформатора в сеть с напряжением U1=35 кВ в режиме холостого хода вторичное напряжение U2=400 В. Пренебрегая током холостого хода, определить ток в первичной обмотке при токе нагрузки I2=145 А.

Группа ОЭР выполняют экспериментальное задание.

Определить коэффициент трансформации однофазного трансформатора с неизвестными паспортными данными.

Группа ОРЭ производят разборку, сборку трансформатора

Группа КО выполняют задание:

1.Оформление стенгазеты в онлайн в сервисе web-2.0.

2.Конструирование сварочного аппарата ( трансформатор, гвозди)

4 этап-демонстрация результатов.

Преподаватель: Все отделы закончили свою работу и теперь заслушаем их отчеты. Подключаем студентов 2 курса для оценки работы наших отделов. (Заслушиваются отчеты по проделанной работе)

5. Студенты 2 курса оценивают работу отделов по 5 бальной шкале.

5 этап- итоги урока.

Презентация Оценка.

Ребята, вы все работали сегодня просто отлично, но вот еще перед вами какая задача. На экране представлен список качеств человека, необходимых для роста в профессиональной деятельности. Чтобы развить в себе профессионала необходимо все время усовершенствоваться, усиливать эти качества. Поставьте + возле тех качеств, которые присущи вам, а напротив качеств, которые остались без пометки напишите фамилии ребят, у которых вы их видите.

Студенты озвучивают результаты оценки личностных качеств профессионала и по максимальному баллу выбирают директора компании.

Преподаватель: Ребята, сегодня на уроке экспертами вашей работы были студенты-электромонтеры 2 курса, оценку личностных качеств друг у друга провели вы сами. Все отделы сработали слаженно и теперь посмотрите домашнее задание. Оно находится в персональном блоге. Всех студентов благодарю за урок.

  • познакомить учащихся с устройством и принципом действия трансформаторов;
  • развивать навыки самостоятельной работы, логическое мышление, внимание;
  • воспитывать умение общаться в коллективе, культуру речи.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод урока: комбинированный, репродуктивный.

Оборудование: таблицы, трансформаторы.

Межпредметные связи: физика, устройство и ремонт тепловоза, математика.

I. Организационный момент

В начале урока учащиеся и учитель приветствуют друг друга, в журнале отмечаются отсутствующие.

II. Актуализация прежних знаний.

Повторение явления электромагнитной индукции, формулы закона электромагнитной индукции.
.

  1. Как называется явление возникновения эдс в проводниках при изменении магнитного поля?
  2. Вспомните формулу электромагнитной индукции.
  3. Возможно ли возникновение эдс при постоянном магнитном потоке?
  4. Может ли возникнуть ток в разомкнутом контуре?
  5. Какие существуют способы усиления магнитных полей?
  6. Что представляют собой вихревые токи?
  7. В чём заключается их вредное действие?
  8. Какие способы уменьшения вихревых токов?

III. Формирование новых понятий и способов действий.

Называю тему урока. Начинаю объяснять в форме лекции.

Трансформатором называется статический электромагнитный прибор, преобразующий переменный ток одного напряжения в переменный ток другого напряжения без изменения частоты.

Трансформаторы широко применяются при передаче электрической энергии на большие расстояния, при распределении её между приемниками, а также на выпрямительных, усилительных, сигнализационных и других устройствах. Когда же и кто сконструировал это устройство?

После войны были построены новые предприятия и, прежде всего, Запорожский трансформаторный завод, Тольяттинский электротехнический завод и др. Вскоре эти два завода приняли на себя основную нагрузку по производству высоковольтных силовых трансформаторов для энергетики. Московский электрозавод стал все больше специализироваться на изготовлении силовых трансформаторов для электрических печей, шунтирующих реакторов всех классов напряжения, измерительных трансформаторов напряжения, регулировочных трансформаторов и др.

Изготовление силовых трансформаторов предельных мощностей постепенно сосредотачивалось на Запорожском трансформаторном заводе, а выпуск значительного количества трансформаторов небольшой мощности (до напряжения 20 кВ) — на Минском электротехническом заводе, построенном в конце 50-х годов.
После распада СССР значительное количество трансформаторных мощностей оказалось за пределами России.

На плакате изображена принципиальная схема трансформатора. Каждая обмотка трансформатора размещается на обоих стержнях сердечника так, что половины двух обмоток находятся на левом, а вторые половины – на правом стержне сердечника. При таком расположении обмоток достигается лучшая магнитная связь между ними, благодаря чему снижаются потоки рассеяния, которые не участвуют в процессе трансформирования энергии.
Обмотка, включенная в сеть источника электрической энергии, называется первичной; обмотка, от которой энергия подается к приемнику, – вторичной.
Трансформаторы по своей конструкции бывают: стержневые, броневые, тороидальные, автотрансформаторы.

Обычно напряжения первичной и вторичной обмоток неодинаковы.
Если первичное напряжение меньше вторичного, трансформатор называется повышающим, если первичное напряжение больше вторичного – понижающим. Любой трансформатор может быть использован и как повышающий, и как понижающий.

– коэффициент трансформации, он определяет тип трансформатора.

Если k 1 – трансформатор понижающий.

Действующее значение эдс, возникающее в обмотках трансформатора равно E = 4,44fnФm.

Эта формула действительна как для первичной, так и для вторичной обмотки.

Вопрос к учащимся: как можно визуально определить обмотку высшего и низшего напряжения?

IV. Закрепление

Чтобы закрепить полученные знания решаем задачи. К доске по желанию выходит ученик и решает предложенную задачу:

№1. Сколько витков во вторичной обмотке трансформатора 10000/100, если число витков первичной обмотки равно 21000? Определить коэффициент трансформации.

№2. Измерительный трансформатор напряжения имеет обмотки с числом витков n1 = 10000 и n2 = 200.К вторичной обмотке присоединен вольтметр с номинальным напряжением 150В. Определить коэффициент трансформации и предельное напряжение, которое можно измерить.

№3. Определить число витков вторичной обмотки трансформатора, если при магнитном потоке в магнитопроводе 10 -3 Вб наведенная в ней эдс равна 220В при частоте 50Гц.

Вторая и третья задачи решаются учащимися самостоятельно (первые три человека, правильно решившие задачу, получают дополнительно жетон).

V. Домашнее задание

VI. Подведение итогов

В заключение характеризую работу группы, отмечаю отличившихся учащихся, выставляю оценки.

Сиразетдинов Ильдар Ильгизарович


Нижнекамский агропромышленный колледж

При разработке урока использовались следующие источники информации:

География пользователей разработанного материала обширна. Это:

- преподаватели междисциплинарных курсов и профессиональных модулей по профессиям Автомеханик, Сварщик и др. начального профессионального образования,

- школьные учителя технологии (специализация технический труд).

- педагоги и организаторы технического творчества учреждений дополнительного образования.

Данная методическая разработка урока представляет собой совокупность дидактических материалов для использования преподавателями и студентами в урочной и внеаудиторной работе. Предлагаемая методическая разработка урока была апробирована на занятиях в Нижнекамском агропромышленном колледже.

Предмет: Основы электротехники

Ознакомить обучающихся с назначением и устройством трансформатора;

Формировать у обучающихся рациональные приемы и способы мышления, развитие познавательной активности, внимания, памяти, речи, культуры учебного труда;

Воспитывать у обучающихся уважения к труду, высокие нравственные качества.

Тип урока: формирование новых знаний

Методы: беседа,индивидуальная работа обучающихся, компьютерное тестирование, демонстрация макетов.

Оборудование и материалы: презентация, раздаточный материал, интерактивная доска, пульты для тестирования, компьютер, макеты трансформаторов

Структура урока:

1. Организационный момент – 2 мин.

3. Формирование новых знаний – 21 мин.

4. Закрепление пройденного материала – 12 мин.

5. Заключительная часть – 4 мин.

6. Домашнее задание – 2 мин.

1. Организационный момент.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку, психологический настрой.

Занимательное начало урока: Электротехника интересная и загадочная наука, и я предлагаю начать наш урок именно с занимательной загадки. Необходимо расшифровать название темы, заменяя цифры соответствующими буквами. (Знакомый шифр).

Идет работа над решением занимательной ситуации. Обобщение, вывод.

Целью нашего урока является ознакомление с историей развития трансформаторов, назначением и устройством трансформатора и их типов.

План нашего урока:

1. История развития трансформаторов.

2. Назначение трансформаторов.

3. Устройство трансформаторов и их типы.

3. Формирование новых знаний.

а) Вступительная беседа о трансформаторах.

Опираясь на свой жизненный опыт, уроки физики в школе, скажите, для чего предназначены трансформаторы? Правильно, (обобщение) для преобразования переменного тока одного напряжения в переменный ток другого напряжения.

С историей развития трансформаторов мы познакомимся в ходе заполнения рабочего листа студента.

(Раздается рабочий лист студента, задания которого студенты решают самостоятельно, приложение).

По окончании работы студенты фронтально определяют правильные ответы.

1. Кто изобрел первый трансформатор (ответ: П. Н. Яблочков).

2. В каком году изобрели трансформатор (ответ: 1876 год).

3. Какой сердечник имел трансформатор Яблочкова (ответ: незамкнутый).

4. В каком году появились трансформаторы с замкнутым сердечником (ответ: в 1884 году).

5. В каком году разработали конструкцию первого трехфазного трансформатора (ответ: в 1891 году).

Изобретателем первого трансформатора является русский ученый Павел Николаевич Яблочков в 1876 году. Яблочков использовал индукционную катушку с двумя обмотками в качестве трансформатора для питания изобретенных им электрических свечей. Трансформатор Яблочкова имел незамкнутый сердечник. Трансформаторы с замкнутым сердечником, подобные применяемым в настоящее время, появились значительно позднее, в 1884г. Особенно широко трансформаторы стали применяться после того, как М.О. Доливо – Добровольским была предложена трехфазная система передачи электроэнергии и разработана конструкция первого трехфазного трансформатора в 1891 году.

в) Беседа о назначении трансформатора.

Трансформатором называется статическое устройство, имеющее две или большое число индуктивно связанных обмоток и предназначенное для преобразования переменного тока одного напряжения в переменный ток другого напряжения.

Трансформатор – простой, надежный и экономичный электрический аппарат. Он не имеет движущихся частей и скользящих контактных соединений, его КПД достигает 99%.

Трансформаторы применяются в различных областях техники, наиболее часто трансформаторы применяются в электросетях и в источниках питания различных приборов, а также в сварочных аппаратах.

В соответствии с назначением различают: силовые трансформаторы – для питания электрических двигателей и осветительных сетей.

Измерительные трансформаторы – для подключения измерительных приборов.

Радиотехнические трансформаторы – маломощные трансформаторы, работающие на повышенной частоте.

Специальные трансформаторы – для питания сварочных аппаратов.

Кроме того, трансформаторы подразделяются в зависимости от числа обмоток на одно-, двух- и многообмоточные. К однообмоточным трансформаторам относятся автотрансформаторы.

Двухобмоточные трансформаторы имеют одну первичную и одну вторичную обмотки.

Многообмоточные трансформаторы имеют одну первичную обмотку и несколько вторичных обмоток.

В зависимости от числа фаз трансформаторы бывают однофазные и многофазными (в основном, трехфазными), причем число фаз первичной обмотки определяется числом фаз источника питания, а число фаз вторичной обмотки – назначением трансформатора

Обобщение пройденного. Вопросы ученикам по пройденному материалу.

г) Переходим к устройству трансформатора и типам.

Конструктивное исполнение трансформатора зависит от его назначения и области применения.

Трансформатор представляет собой замкнутый магнитопровод, на котором расположены две или несколько обмоток. Магнитопровод изготавливают из материала – трансформаторной стали, а для уменьшения потерь на вихревые токи в материал магнитопровода вводят примесь кремния, повышающую его электрическое сопротивление.

Магнитопровод собирают из отдельных листов электротехнической стали, изолированной друг от друга теплостойким лаком или специальной бумагой. Такая конструкция магнитопровода дает возможность в значительной степени ослабить в нем вихревые токи и в конечном итоге увеличить КПД. Вихревые токи приводят к потерям электроэнергии на нагрев проводника, в котором они возникли.

Обмотки трансформатора изготавливают из медного или алюминиевого провода и располагают на одном или разных стержнях рядом или одну под другой.

Обмотку трансформатора, к которой отводится напряжение питающей сети, называют первичной, а обмотку, к которой подсоединяется нагрузка, - вторичной.

Если необходимо повысить напряжение источника питания, то число витков вторичной обмотки делают больше числа витков первичной обмотки, такой трансформатор называют повышающим. Если необходимо понизить напряжение источника питания, то число витков вторичной обмотки делают меньше числа витков первичной обмотки, такой трансформатор называют понижающим.

Различают трансформаторы стержневого и броневого типов. У трансформаторов стержневого типа обмотки находятся поверх магнитопровода, а у трансформаторов броневого типа магнитопровод находится поверх обмоток, как бы бронируя их. Слайд 22

Часть магнитной системы, на которой располагаются основные обмотки трансформатора, называется — стержень.

Часть магнитной системы трансформатора, не несущая основных обмоток и служащая для замыкания магнитной цепи, называется — ярмо

Обобщение пройденного материала в ходе фронтальной беседы.

4. Закрепление пройденного материала.

Критерии оценок следующие 90-100% - отлично, 70-80% - хорошо, 50-60% - удовлетворительно.

1) Год изобретения первого трансформатора ………., (1876 год)

2) Трансформатор представляет собой о …………, (статическое устройство предназначенное ….)

3) Магнитопровод собирают из …………., (листов электротехнической стали)

4) Обмотка, к которой отводится напряжение питающей сети называют ……, (первичной)

5) Вихревые токи приводят (к потерям электроэнергии на нагрев проводника)

6) Обмотки трансформатора изготавливают из ……. (меди)

7) Обмотка,к которой подсоединяется нагрузка называется ………, (вторичной)

8) Год разработки первого трехфазного трансформатора ………. (1891 год)

9) Трансформатор называют повышающим ………, (число витков вторичной обмотки больше первичной)

10) Трансформатор называют понижающим ……., (число витков вторичной обмотки меньше числа витков первичной).

5. Заключительная часть.

Подведение итогов урока, выставление оценок за тест.

6. Домашнее задание.

Самостоятельно изучить принцип действия однофазного трансформатора, используя интернет- ресурсы и учебник Н.Ю. Морозова – Электротехника и электроника.

РАБОЧИЙ ЛИСТ СТУДЕНТА

История развития трансформаторов




Изобретателем первого трансформатора является русский ученый ………………… в …. году. Яблочков использовал индукционную катушку с двумя обмотками в качестве трансформатора для питания изобретенных им электрических свечей. Трансформатор Яблочкова имел ………. сердечник. Трансформаторы с замкнутым сердечником, подобные применяемым в настоящее время, появились значительно позднее, в …. г. Особенно широко трансформаторы стали применяться после того, как М.О. Доливо – Добровольским была предложена трехфазная система передачи электроэнергии и разработана конструкция первого трехфазного трансформатора в …. году.



Сиразетдинов Ильдар Ильгизарович

Общий трудовой стаж 4 года,стаж педагогической работы 4 года

Домашний адрес: 423570, Республика Татарстан, г. Нижнекамск ул. Менделеева, д.31 кв.107

Рабочий адрес: 423570, Республика Татарстан, г. Нижнекамск ул. Юности д. 23


Повторить, расширить и систематизировать знания о переменном электрическом токе, способах его получения, преобразования и передачи на расстояния.

Совершенствование интеллектуальных способностей и мыслительных умений учащихся.

Воспитание внимания и трудолюбия, политехническое воспитание.

Уметь: внимательно слушать, рассуждать, анализировать, решать задачи.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Проектор, индивидуальный раздаточный материал.

Организационный момент:

Сегодня на занятии мы повторим всё о переменном электрическом токе, расширим знания о способах получения, преобразования и передачи его на расстояния.

Но прежде повторим материал прошлых занятий.

Фронтальный устный опрос:

Что называется переменным электрическим током? Как изменяется сила тока и напряжения?

Какова частота переменного тока в РК? Что это обозначает?

Какая машина вырабатывает переменный электрический ток?

Рассказать о генераторе переменного тока.

Какой прибор называется трансформатором?

Как устроен и работает трансформатор?

Рассказать о коэффициенте трансформации.

Как вычислить КПД трансформатора?

По какому закону меняется магнитный поток в сердечнике трансформатора? Что он вызывает?

Фронтальный письменный опрос:

Заполнить таблицу: соотнеси физические величины, их обозначения и единицы измерения.

Каждый получает карточку с таблицей, которую нужно заполнить.




Полное название Обозначение

Решение задач:

Решим задачи на применение физических величин, использованных в таблице:

1) Дано: 2) Дано:

Ф = 0,01 Sin 100πt U1 = 120B

ε(t), ε-?, T,V-? N1 = 200


3) Дано:


η-?

V. Изучение нового материала:

Для чего нужен переменный ток?

Основной потребитель электрической энергии – промышленность. С каждым годом необходимо производить все больше электроэнергии.

Вы должны быть внимательны, по окончании презентации вам нужно будет ответить на вопросы.

VI. Закрепление материала:

В чем преимущества переменного тока перед другими видами энергии?

Основные типы электростанций?

Какая энергия превращается на этих станциях в электрическую?

Что такое альтернативные источники энергии?

Как происходит передача электроэнергии на расстояния?

Каким способом уменьшают потери электрической энергии на линии передачи?

Самая крупная электростанция в РК и её мощность.

Письменное решение задач по выбору:

Каждый получает карточку с пятью разноуровневыми задачами. Из них решают любые задачи, исходя из своих возможностей. Оценка за работу при верном решении будет равна сумме номеров задач, делено на 2.

Например: (№1+№2+№3):2 = 3.


R=3



2) Дано:



N1 = 840



4) Дано:







VIII. Домашнее задание:

IX. Итоги урока. Оценки за урок.


-75%

Читайте также: