Конспект урока толстой отрочество 6 класс курдюмова

Обновлено: 05.07.2024

Выявление особенностей мировосприятия Николеньки Иртеньева, проявляющихся в чувстве одиночества; пробуждение самосознания.

1. актуализация знаний учащихся о некоторых фактах биографии и творчества Л.Н. Толстого; выявление особенностей мировосприятия Николеньки Иртеньева;

2. развитие навыка выразительного чтения, художественного пересказа, лексической работы;

3. формирование нравственных качеств личности.

Конспект урока литературы в 8 классе

Выявление особенностей мировосприятия Николеньки Иртеньева, проявляющихся в чувстве одиночества; пробуждение самосознания.

актуализация знаний учащихся о некоторых фактах биографии и творчества Л.Н. Толстого; выявление особенностей мировосприятия Николеньки Иртеньева;развитие навыка выразительного чтения, художественного пересказа, лексической работы;формирование нравственных качеств личности.

Проверка домашнего задания

Главной целью Л.Н.Толстого становится показ развития человека как личности в пору его детства, отрочества и юности, анализ того, что же составляет сущность каждого человека.

Запишем замысел трилогии.

Работа в тетрадях

Детство – пора бездумно-любящая (каждый любит всех и все любят каждого).

Отрочество – пробуждение самосознания и рефлексии, вера в то, что в мире царит любовь и справедливость.

Юность – возникновение избирательного чувства дружбы и любви, мечты об идеальных планах собственной жизни.

Главной темой первой части трилогии стала тема детства. Повествование в повести ведется от первого лица, от имени Николеньки Иртеньева, маленького мальчика, рассказывающего о собственных поступках, личностном восприятии жизни. Впервые в русской художественной литературе картины детства даны глазами ребенка. Автобиографический герой сам действует, совершая определенные поступки, сам дает им оценку, сам делает выводы. Круг общения ограничен (родители, учитель немецкого Карл Иванович, няня и ключница).

Переезд в Москву.Вхождение в мир героя новых ощущений.Дробь. История Карла Ивановича.Ключ от портфеля. Наказание.Скептицизм.Смерть бабушки.Подготовка к поступлению в университет.

Среди доминирующих черт Николеньки — застенчивость, доставляющая герою множество страданий, желание быть любимым и самоанализ. Николенька очень комплексует по поводу своей внешности.

Пустяки больно ранят подростка, ощущающего свое одиночество, превращаются в трагедию, доводящую до отчаяния.

Какое философское направление становится любимым? (Скептицизм)

Запись понятия. Скептицизм (греч.)– философское направление, выдвигающее сомнение в надежности истины.

В этой главе появляется контраст в изображении событий. Смерть и отсутствие сожаления. Чтение последнего абзаца главы.

Толстой использует контраст, чтобы показать дисгармонию окружающего мира.

Николеньке тяжело от душевных страданий. Но он уверен, что это временно и сравнивает отрочество с пустыней, через которую хотел бы поскорее пройти. Он уверен, что лишь в редкие минуты человек не верит ни в то, что будет будущее, ни даже в то, что было прошлое.Как автор показал нам процесс избавления героя от замкнутости? (У Николая завязывается первая настоящая дружба с Дмитрием Нехлюдовым)

Дайте характеристику друзьям Володи.

Найдите описание Нехлюдова в тексте.

Завязка – приезд в Москву.

Кульминация – смерть бабушки.

Развязка – подготовка к поступлению в университет.

Какие изменения произошли в главном герое?

Меняется его восприятие окружающего мира — приходит понимание того, что мир не вращается вокруг него одного, что вокруг много людей. Он воспринимал мир через чувство одиночества, с появлением Нехлюдова его взгляды на жизнь меняются. Происходит переоценка смысла жизни. Для автора очень важен процесс постепенного избавления от замкнутости, как с нравственной, так и с психологической стороны.

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

Оснащение урока: учебник, мультимедийное оборудование, аудиозапись главы (электронное приложение).

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Технологии: элементы дифференцированного, проектно-исследовательского обучения, проблемно-диалогического обучения

Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.

1) продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;

2) отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения;

3) формировать навыки анализа текста;

1) развивать навыки самоанализа;

2) развивать речь, память учащихся;

1) воспитывать доброе, позитивное отношение к людям и окружающему миру.

Проверка домашнего задания.

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Мы ещё раз проанализируем все события, изображённые в отрывках из произведений Л.Н.Толстого и проследим, как ведет себя Николеньки Иртеньева после всех проступков.

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

Чтение и анализ стихотворений Анатолия Болутенко

Меняет дислокацию мечта,

Становится былое не по нраву,

Уходит безвозвратно красота,

Позор сменяет призрачную славу.

Не подтвердилась суть мечты совсем:

Что было милым, стало нелюбимым,

И появился ряд больших проблем,

Путь к дивной цели оказался мнимым.

Но долго прожить без мечты нельзя.

Быть разве может без мечты невеста?

И магистралью станет вмиг стезя,

Она ведёт мечту в другое место.

Смещается туда же красота,

И слава станет явной и прекрасной,

И суть не заслоняет суета,

Опять идёт мечта тропой опасной.

А кажется, что это магистраль,

Ведь плохо видна суть из-за тумана,

Придёт пора, появится печаль,

Мечта – лишь вариант самообмана.

Мечта всегда уводит в дальний путь,

В ней скрыта ласка, нежность и лояльность,

Даёт душе от боли отдохнуть,

Когда черна или горька реальность.

Хоть только призрак дивная мечта,

Придёт и пропадает за мгновенье,

Но сила в ней и жизни красота,

Даст радость и улучшит настроенье.

Мечта, как сон, приходит даже днём,

Но быстро улетает счастья птица.

Как хорошо, коль есть мечтать о чём!

Пусть хоть мгновенье призрак счастья длится.

Когда жизнь бьёт, и горю нет конца,

И в настроеньи вечно непогода,

Мечта способна радовать сердца,

В ней радость, счастье жизни и свобода.

Коль жизненный удар повергнет вдруг,

И кажется, что выход есть едва ли,

Мечта всегда придёт, как верный друг,

Спасёт от огорченья и печали.

Определите тему, идею стихотворения.

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом

Составление вопросов по содержанию прочитанного

Что кажется вам самым главным в описании отчаяния, которое охватило Николеньку?

В чем герой искал причины всеобщей нена­висти к себе, которая, как ему казалось, была оче­видна?

Николенька считал, что всеобщая нена­висть к нему, которую он сам придумал и в которую сам поверил, была порождена тем, что он — несчастный подкидыш, а вовсе не родной сын своего отца. Приду­мав эту историю, он стал себя жалеть и при этом придумывать, какими же подви­гами он прославит себя, чтобы люди вер­нули ему свою симпатию и любовь.

Попробуйте перечислить все варианты со­бытий, которые представил Николенька в своих мечтах.

Вариант первый рисовал объяснение с отцом, который, оказывается, не родной, но при этом честный и благородный чело­век, который его жалеет и прощает.

Вариант второй осуществлялся уже в рядах военных. Николенька представил себя гусаром, который приносит победу родной армии. И генерал бросается ему на шею и благодарит за одержанную победу, а затем сам царь поздравляет его.

Вариант четвертый. Николенька во­ображает, что он непременно умрет, и все сорок дней после смерти будет слушать, как все в доме будут его жалеть. Он даже представляет свою умершую мать, с кото­рой он встречается на небе…

Бывало ли так, что и вас посещали подобные грустные мечты?

Некоторые ученики любят рассказы­вать о своих мечтах, другие стесняются такого рассказа. Однако чаще всего маль­чики рассказывают о возможных, как им кажется, но совершенно нереальных во­инских подвигах, а девочки — о своих ус­пехах на конкурсах красоты.

Какое стихотворение, прочитанное в начале урока, соответствует содержанию прочитанной главы?

Домашнее задание:

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Психологизм - углублённое изображение душевных переживаний героя.

Этап 6. Рефлексивно-оценивающий.

Над чем заставил задуматься урок? Попробуем с вами подобрать слова, которые так или иначе связаны с мечтой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по обществознанию в 6 классе.

Автор учитель обществознания Романов М. В.

Цель урока: раскрыть особенности становления личности подростка. Сформировать представления подростка о себе самом для понимания своей роли среди сверстников и взрослых.

Ожидаемый результат: ученики должны:

называть особенности возраста: отрочества.

понимать, почему этот возраст называют переходным, какие качества присущи подросткам.

понимать и оценивать значение для жизни подростка: самостоятельности и дружбы.

высказывать суждения о проблемах подростковой дружбы, отношениях между девочками и мальчиками.

I. Организационный момент.

II. Новый материал.

Что хотел сказать автор этим стихотворением?

Проблемный вопрос: Существует две точки зрения, сравни и выскажи свое мнение: какое больше соответствует подростковому возрасту.

1. Подросток - народ спокойный и рассудительный, с ним легко и быстро можно решать любую проблему.

2. Подросток - человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться.

Примеры приведите из собственной жизни.

Почему же в человеке 10-15 лет происходят такие перепады?

Записать в тетрадях изменения, которые происходят с подростком.

Стремление общаться со взрослыми людьми.

-прибавка в весе.

-плохое самочувствие если нервничаешь.

Как преодолеть некоторые проблемы.

-заняться спортом, танцами,

контролировать свои эмоции (заняться интересным делом)

-прислушиваться к советам старших

-учить уроки вовремя.

-выбрать пример поведения взрослых, умных, воспитанных людей.

Отрочество - пора мечтаний.

Ребята записывают в тетради 3 заветных желания, потом обсуждают их. (по желанию) Желание - это наши мечты.

Типологические качества личности подростка.

Стремление к самостоятельности:

Можно ли назвать этого человека самостоятельным, организованным, аккуратным.

Какой образ жизни он ведет? Каким был в детстве?

Проблемный вопрос: Что значит человек самостоятельный? Есть две точки зрения:

Тот, кто принимает сам решения, когда выбираешь, что делать и как. Представляешь последствия своего поведения, и несешь за них ответственность.

Это когда можно делать все, что хочешь. И поступать только так как хочется тебе.

Работа над разделами учебника.

Самостоятельность - показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу.

2 раздел. Мальчики и девочки.

-нужны ли сегодня рыцари?

-должны ли девочки быть слабыми а мальчики сильными .

-чем психология девочек отличается от мальчиков. Вспомните, что рисуют девочки, а что мальчики?

А есть ли работа мужская и женская? Игра: девчонки и мальчишки.

Учитель зачитывает фразу, а ученики ее заканчивают: совпадение рифм нарушает логику высказывания.

-Весной венки из одуванчиков, плетут, конечно ,только

-Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у

Коньки на льду чертили стрелочки, в хоккей играли только

Болтали час без передышки в цветастых платьицах

При всех помериться силенкой, конечно , любят лишь

Бояться темноты трусишки, все, как один, они

Шелк, кружева и в кольцах пальчики - выходят на прогулку.

Футболка, джинсы, набок кепочка - вы угадали это

Вывод: Все мы люди разные. Мир людей разнообразен благодаря ярким особенностям, присущим каждой личности. Люди с интересом и любопытством смотрят друг на друга. Между ними возникают симпатии, привязанности. Каждая личность - это целый мир. Чем больше таких миров вокруг нас, тем богаче человечество, тем интереснее жить среди людей, узнавая их.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, репродукция картины К.Е.Маковского “Дети, бегущие от грозы”.

Методические приёмы: анализ текста (аналитическое чтение), устное описание; сопоставление произведений искусства.

Ход урока

1. Вступительное слово.

– Прочитайте название раздела литературы, произведения из которого мы читаем на уроках.

– Мир детства, отрочества, юности, когда происходит становление человека, его характера, когда формируется его отношение к людям, к себе самому, очень волновал писателей всегда. Не является исключением и Лев Николаевич Толстой. Его имя вам хорошо знакомо. (Портрет писателя)

С раннего возраста, потеряв мать, потом отца, оставшись с братьями на попечении бабушки, затем тётеньки, будущий писатель учился разбираться в себе и других людях, искать причины своих просчётов, ошибок, учился быть терпимым, внимательным, воспитывал свой характер.

Яркие впечатления детства, отрочества, юности он запечатлел в автобиографии, которая так и называется.

Размышляя о себе, Толстой помогает нам подумать о нас самих.

Мы уже встречались с автобиографическим произведением в начале изучения темы. Назовите автора и произведение. (С.Аксаков “Детские годы Багрова – внука”)

И в этом произведении, и в трилогии Толстого повествование ведётся от первого лица. Именно этот приём позволяет Толстому рассказать ярко, эмоционально о впечатлениях главного героя Николеньки Иртеньева.

– Вы прочитали 2 главу “Гроза” из повести “Отрочество”

– Попробуйте определить задачи урока.

(Будем наблюдать, как Толстой изображает природу (грозу), оценим мастерство писателя; будем учимся анализировать текст, исследовать его)

2. Основная часть. Чтение и анализ текста.

В тексте много внимания уделено чувствам героя.

– Какие чувства испытывали вы, читая “Грозу”?

– Исследуя текст, мы анализируем изображение, с одной стороны, состояния природы, с другой стороны, чувства Николеньки.

Чтение 1 части.

– Что испытывал герой, находясь в бричке? (Лёгкой повозке)

(Изнемогал от жары; не знал, куда деться; было душно, пыльно)

– Почему мальчику не терпелось поскорее приехать на постоялый двор?

(“Гроза наводила чувство тоски и страха”, ребёнку хотелось спрятаться)

– Отметьте эпитеты в описании теней, тучи, которые помогли автору объяснить чувство тоски и страха, которые испытывал Николенька.

(Зловещие, черные тени, большая, мрачная туча)

– А каким было чувство?

– Обратите внимание на соответствие эпитетов в описании предметов природы и чувства героя.

– Заметьте, мальчик был не один, рядом брат Володя, на козлах Филипп, передней каретой управляет Яков, в карете Любочка, Катенька, гувернантка Мими. И тем не менее, ребёнок испытывает страх перед этим грозным явлением природы.

– Как озаглавим эту картину?

(Облака собираются в одну большую, мрачную тучу)

Чтение 2 части.

– Отметьте, что замечает Николенька по мере приближения грозовой тучи?

(туча, молния, гул, окрестность изменилась, роща, листья, макушки берез, пучки сухой травы, птицы, ветер, молния, гром)

– Перечитайте предложение, где сказано о чувствах, пережитых Николенькой.

(“Мне становилось жутко…”

“…заставляющий трепетать и сдерживать дыхание”

“Гнев Божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли!”)

– Озаглавим эту картину.

(Туча приближается, и “вся окрестность приобретает мрачный характер”)

Чтение 3 части.

– По мере приближения грозы происходит несколько событий.

Страх испытывают все.

– Почему Николенька думает, что Филипп и Яков тоже боятся?

-Мальчик боится даже пошевелиться. И тут происходит неожиданное.

– Внимание Николеньки обращено на пальцы Филиппа, ему кажется, что он делает все слишком медленно.

-Как автор описывает состояние мальчика?

(Замирает сердце; тревожное чувство тоски и страха; умер бы от волнения)

– Почему появление нищего (убогого) вызывает чувство холодного ужаса, дрожь пробежала по волосам?

(Молния сверкает без промежутка. Ветер усиливается).

Чтение 4 части.

– Определите роль сравнительного оборота.

– Озаглавим. (Дождь лил как из ведра)

Чтение 5 части.

– Как меняется состояние природы? Как меняются чувства мальчика?

– Как можно одним словом назвать состояние мальчика после грозы?

– Яркие впечатления, пережитые в детстве, отрочестве, как правило, запоминаются навсегда. Обыкновенный человек помнит их, переживает заново, а писатель, мастер слова, делится своими впечатлениям, и тысячи читателей, как и мы с вами, становимся соучастниками этих событий и переживаем вместе с героями.

(Дождь закончился. Обаятелен этот запах леса после весенней грозы.)

3. Вспомним стихотворение Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза” (Читает ученик)

– Ответьте на вопрос: “В чем сходство “Весенней грозы” Тютчева и описания грозы у Толстого?

– Как в стихотворении передано восхищение грозой?

(Замечательное слово найдено автором – ЛЮБЛЮ)

– Перечитаем последние строки в повести, которые можно озаглавить словом “ЛЮБЛЮ”

4. Демонстрация репродукции Маковского “Дети, бегущие от грозы”

– В центре полотна дети. Опишите их состояние.

– Найдите в тексте повести описание чувства Николеньки, похожее на чувства, которые испытывают герои картины.

– Рассмотрите небо. Опишите его.

– Обратимся к тексту. Перечитайте описание неба.

5. Вывод:

– Писатель, поэт, художник описали одно явление природы – грозу. Каждый увидел её по-своему. Сопоставление этих произведений искусства обогатило вас, приблизило к пониманию прекрасного.

Домашнее задание:

“Небо на картине Маковского”. (Репродукция есть в учебнике “Русская речь”)

Используйте “Грозу” Толстого.

Подведём итоги:

Л.Н. Толстому удалось сделать точное и поэтическое описание грозы. Как этого он достиг?

(Использовал выразительные средства)

Что необычным было сегодня на уроке?

– Почему нам удалось увидеть, услышать, почувствовать грозу?

– Определите роль пейзажа в описании чувств, переживаний героя повести, Николеньки Иртеньева.

Читайте также: