Конспект урока технология 5 класс глозман
Обновлено: 05.07.2024
Лукьянов Михаил Сергеевич
Рабочая программа по учебному предмету технология составлена для обучающихся 5 класса на основе нормативных документов:
2.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Основное общее образование.
3. Примерной программы по технологии для учащихся 5-8 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);.
4.Авторской программы А. Е. Глозман, Е. С. Глозман.
5. Федеральный государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
6. Региональный учебный план для образовательных учреждений Саратовской области области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Потребителями общеобразовательных услуг являются учащиеся.
Цель которую поставила перед собой школа: обеспечить усвоения учащихся обязательного минимума содержание основного общего образования на уровне требования стандартов, повысить качество знаний учащихся на основе индивидуальной работы с обучающимися. Формирование у них навыков самоконтроля как средство развития личности.
•Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники,
•Формирование представлений о культуре труда, производства,
•Воспитание трудовых, гражданских, экологических и патриотических качеств личности,
•Обучение применению в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук.
•Ознакомление учащихся с миром профессий.
•Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.
•Ознакомление с основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг.
Характеристика учебного курса
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной среды.
Программа составлена на основе учебника под редакцией Ю. Л. Хотунцева, Е. С. Глозмана; издательство Мнемозина 2012 год; Учебник состоит из 7 глав и 33х параграфов, 215 страниц.
Глава 1. Технология обработки древесины и древесных материалов с элементами материала ведения, машиноведения, черчения и художественной обработки. 1-12 параграф.
Глава 2. Технология художественно-прикладной обработки древесины. 13-15 параграф.
Глава 3. Технология обработки металлов и искусственных материалов с элементами материаловедения, машиноведения, черчения и художественной обработки. 16-25 параграф.
Глава 4. Технология художественно-прикладной обработки металлов. 26-27 параграф.
Глава 6. Электротехнические работы. 30-31 параграф.
Глава 7. Учебное проектирование. 32-33 параграф.
Формы организации учебного процесса:
Используют следующие методы обучения :
Репродуктивный: словесный, наглядный.
Проблемный: частично-поисковый, поисковый, метод проекта, исследовательский.
Традиционно принятые - убеждение, упражнения, поощрение, принуждение, пример.
Инновационно-деятельностные - модельно-целевой подход, проектирование, творческая инвариантность.
Неформально-личностные – пример личностно значимых людей, пример авторских людей, друзей и близких.
Рефлексивные- самоанализ, осознание собственной ценности в реальной деятельности.
Формы организации урока:
Методы контроля знаний:
Методы контроля за умением самостоятельно осуществлять деятельность:
- метод практического выполнения
Метод контроля за уровнем подготовленности:
Формы организации контроля:
Требования к контролю:
- соответствие вида контроля цели цикла технологии.
- разнообразие и форм его осуществления
- объективность и гласность
Обоснование коррекции примерной программы с учетом особенностей муниципального общеобразовательного учреждения
•определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
•творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ: участие в проектной деятельности;
•приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или в письменной форме результатов своей деятельности;
•выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
•использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы и другие базы данных;
•владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
•оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения технологии ученик должен
•методы защиты материалов от воздействия окружающей среды; виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов; традиционные виды ремесел, народных промыслов.
•назначения и виды устройств защиты электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации техники;
•технологические понятия; графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация.
•обосновывать функциональные качества изготовления изделия (детали); выполнять разметку деталей на основе технологической документации; проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием и пластическим формированием; осуществлять инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали); осуществлять монтаж изделия; выполнять отделку изделий; осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов.
•планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.
•выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.
•выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.
•изготовления или ремонта изделий из конструкционных и поделочных материалов; защиты изделий от воздействия окружающей среды, выполнения декоративно-прикладной обработки материалов и повышения потребительских качеств изделий.
Использование приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
• становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Преобразующая деятельность человека и мир технологий
Программа адресована общеобразовательным учреждениям, в которых обучение Технологии начинается с пятого класса, при этом на изучение предмета в соответствие с базовым образовательным планом отводится 2 часа в неделю (70 часов в год).
Цели курса: формирование представлений о сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспективы их развития; обеспечение понимания обучающимися роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующий и созидательной деятельности
- технологическая культура производства;
- распространение технологии современного производства;
- культура и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование технической информации;
- основы черчения, графики, дизайна;
- элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
- знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов обучающимися;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- техническая творческая проектная деятельность;
- перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Формы организации и планирование образовательного процесса
Основные формы организации образовательного процесса в основной школе – уроки технологии, тематические внеурочные мероприятия и праздники. В основной школе уроки технологии подразделяются на два типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью.
Общеклассные формы: урок, лекция, консультация, мастер-класс
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий с информационными технологиями за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения:
- словесные: лекция, рассказ, беседа;
- наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные, мастер-классы;
- самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной);
- самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
- формирование интереса к учению; формирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля
Текущий, тематический и итоговый контроль осуществляются в форме: викторин, кроссвордов, творческих работ, тестирования, проектно-творческие работы, устного воспроизведения изученного материала
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТЕХНОЛОГИЯ
Основные темы программы 5 класс
Введение в технологию
Технология получения и преобразования древесины и древесных материалов
Технология получения и преобразования металлов и искусственных материалов
Техника и техническое творчество
Технология получения и преобразования текстильных материалов
Технология обработки пищевых продуктов
Технология художественно – прикладной обработки материалов
Технология ведения дома
Технология творческой, проектной и исследовательской деятельности
Современные и перспективные технологии
Электротехнические работы, элементы тепловой энергетики, автоматика и робототехника
Раздел 1. Введение в технологию (6 ч.)
Преобразующая деятельность человека и технологии.
Проектная деятельность и проектная культура. Основы графической грамоты. Эскиз. Чертёж
Раздел 2. Технология получения и преобразования древесины и древесных материалов (6ч.)
Столярно-механическая мастерская. Характеритика дерева и древесины. Пиломатериалы и искусственные древесные материалы. Технологический процесс конструирования изделий из древесины. Разметка, пиление и отделка заготовок из древесины. Строгание, сверление и соединение заготовок из древесины
Раздел 3. Технология получения и преобразования металлов и искусственных материалов (6ч.)
Металлы и сплавы. Приемы работы с проволокой. Приемы работы с тонколистовыми металлами и искусственными материалами. Технологический процесс сборки деталей
Раздел 4. Техника и техническое творчество (18 ч)
Основные понятия о машинах, механизмах и деталях. Техническое конструирование и моделирование
Раздел 5. Технология получения и преобразования текстильных материалов (2ч.)
Текстильные волокна. Основные приемы ухода за одеждой
Раздел 6. Технология обработки пищевых продуктов (10ч.)
Санитария и гигиена. Основы рационального питания. Основные способы кулинарной обработки пищевых продуктов. Блюда из яиц. Бутерброды. Горячие напитки. Технология приготовления блюд из овощей
Раздел 7. Технология художественно – прикладной обработки материалов (6ч.)
Значение цвета в изделиях декоративно-прикладного творчества. Композиция. Орнамент. Роспись. Художественное выжигание. Чеканка. Тиснение. Маркетри. Техника декоративно-прикладного творчества на функциональных изделиях.
Раздел 8. Технология ведения дома (4ч.)
Понятие об интерьере. Основные варианты планировки кухни. Оформление кухни, столовой.
Раздел 9. Технология творческой, проектной и исследовательской деятельности (6ч.)
Работа над реализацией персонального проекта
Раздел 10. Современные и перспективные технологии (2ч.)
Промышленные и производственные технологии.
Раздел 11. Электротехнические работы, элементы тепловой энергетики, автоматика и робототехника (4ч.)
Источники и потребители электроэнергии. Понятие об электрическом токе. Электроника в робототехнике.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявления познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей.
Метапредметные:
- самостоятельное определение цели своего обучения; постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательной и трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества
1.В познавательной сфере:
- осознание роли техники и технологии для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначений методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентации в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- практическое освоение обучающимися основы проектно-исследовательской деятельности; объяснение явлений процессов и связей выявляемых в ходе исследований;
- развитие умений применять технологии представления преобразования и использования информации; оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда.
2) В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии, подбор инструментов приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделированию, конструированию; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений соблюдение трудовой и технологической дисциплины, соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены.
3) В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности за качество результатов труда;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- формирование представлений о мире профессий связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда, направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ.
4) В эстетической сфере:
- овладение методами эстетического оформления изделий и обеспечение сохранности продуктов труда дизайнерского проектирования изделий;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества, художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работы.
5) В коммуникативной сфере:
- практическое освоение умений, составляющих основы коммуникативной компетентности, действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительно владеть нормами и техникой общения, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера;
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество;
- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлении выбора, аргументирование своей точки зрения
6) В физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Читайте также: