Конспект урока технология 5 класс глозман

Обновлено: 05.07.2024

Лукьянов Михаил Сергеевич

Рабочая программа по учебному предмету технология составлена для обучающихся 5 класса на основе нормативных документов:

2.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Основное общее образование.

3. Примерной программы по технологии для учащихся 5-8 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);.

4.Авторской программы А. Е. Глозман, Е. С. Глозман.

5. Федеральный государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;

6. Региональный учебный план для образовательных учреждений Саратовской области области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Потребителями общеобразовательных услуг являются учащиеся.

Цель которую поставила перед собой школа: обеспечить усвоения учащихся обязательного минимума содержание основного общего образования на уровне требования стандартов, повысить качество знаний учащихся на основе индивидуальной работы с обучающимися. Формирование у них навыков самоконтроля как средство развития личности.

•Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники,

•Формирование представлений о культуре труда, производства,

•Воспитание трудовых, гражданских, экологических и патриотических качеств личности,

•Обучение применению в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук.

•Ознакомление учащихся с миром профессий.

•Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.

•Ознакомление с основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг.

Характеристика учебного курса

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной среды.

Программа составлена на основе учебника под редакцией Ю. Л. Хотунцева, Е. С. Глозмана; издательство Мнемозина 2012 год; Учебник состоит из 7 глав и 33х параграфов, 215 страниц.

Глава 1. Технология обработки древесины и древесных материалов с элементами материала ведения, машиноведения, черчения и художественной обработки. 1-12 параграф.

Глава 2. Технология художественно-прикладной обработки древесины. 13-15 параграф.

Глава 3. Технология обработки металлов и искусственных материалов с элементами материаловедения, машиноведения, черчения и художественной обработки. 16-25 параграф.

Глава 4. Технология художественно-прикладной обработки металлов. 26-27 параграф.

Глава 6. Электротехнические работы. 30-31 параграф.

Глава 7. Учебное проектирование. 32-33 параграф.

Формы организации учебного процесса:

Используют следующие методы обучения :

Репродуктивный: словесный, наглядный.

Проблемный: частично-поисковый, поисковый, метод проекта, исследовательский.

Традиционно принятые - убеждение, упражнения, поощрение, принуждение, пример.

Инновационно-деятельностные - модельно-целевой подход, проектирование, творческая инвариантность.

Неформально-личностные – пример личностно значимых людей, пример авторских людей, друзей и близких.

Рефлексивные- самоанализ, осознание собственной ценности в реальной деятельности.

Формы организации урока:

Методы контроля знаний:

Методы контроля за умением самостоятельно осуществлять деятельность:

- метод практического выполнения

Метод контроля за уровнем подготовленности:

Формы организации контроля:

Требования к контролю:

- соответствие вида контроля цели цикла технологии.

- разнообразие и форм его осуществления

- объективность и гласность

Обоснование коррекции примерной программы с учетом особенностей муниципального общеобразовательного учреждения

•определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

•творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ: участие в проектной деятельности;

•приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или в письменной форме результатов своей деятельности;

•выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

•использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы и другие базы данных;

•владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

•оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения технологии ученик должен

•методы защиты материалов от воздействия окружающей среды; виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов; традиционные виды ремесел, народных промыслов.

•назначения и виды устройств защиты электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации техники;

•технологические понятия; графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация.

•обосновывать функциональные качества изготовления изделия (детали); выполнять разметку деталей на основе технологической документации; проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием и пластическим формированием; осуществлять инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали); осуществлять монтаж изделия; выполнять отделку изделий; осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов.

•планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.

•выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.

•выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.

•изготовления или ремонта изделий из конструкционных и поделочных материалов; защиты изделий от воздействия окружающей среды, выполнения декоративно-прикладной обработки материалов и повышения потребительских качеств изделий.

Использование приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

• планирование образовательной и профессиональной карьеры;

• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;

• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

В познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

• становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;

• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;

• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Преобразующая деятельность человека и мир технологий

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа адресована общеобразовательным учреждениям, в которых обучение Технологии начинается с пятого класса, при этом на изучение предмета в соответствие с базовым образовательным планом отводится 2 часа в неделю (70 часов в год).

Цели курса: формирование представлений о сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспективы их развития; обеспечение понимания обучающимися роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующий и созидательной деятельности

- технологическая культура производства;

- распространение технологии современного производства;

- культура и эстетика труда;

- получение, обработка, хранение и использование технической информации;

- основы черчения, графики, дизайна;

- элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

- знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов обучающимися;

- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

- техническая творческая проектная деятельность;

- перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Формы организации и планирование образовательного процесса

Основные формы организации образовательного процесса в основной школе – уроки технологии, тематические внеурочные мероприятия и праздники. В основной школе уроки технологии подразделяются на два типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью.

Общеклассные формы: урок, лекция, консультация, мастер-класс

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий с информационными технологиями за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения:

- словесные: лекция, рассказ, беседа;

- наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные, мастер-классы;

- самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной);

- самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

- формирование интереса к учению; формирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля

Текущий, тематический и итоговый контроль осуществляются в форме: викторин, кроссвордов, творческих работ, тестирования, проектно-творческие работы, устного воспроизведения изученного материала

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТЕХНОЛОГИЯ

Основные темы программы 5 класс

Введение в технологию

Технология получения и преобразования древесины и древесных материалов

Технология получения и преобразования металлов и искусственных материалов

Техника и техническое творчество

Технология получения и преобразования текстильных материалов

Технология обработки пищевых продуктов

Технология художественно – прикладной обработки материалов

Технология ведения дома

Технология творческой, проектной и исследовательской деятельности

Современные и перспективные технологии

Электротехнические работы, элементы тепловой энергетики, автоматика и робототехника

Раздел 1. Введение в технологию (6 ч.)

Преобразующая деятельность человека и технологии.

Проектная деятельность и проектная культура. Основы графической грамоты. Эскиз. Чертёж

Раздел 2. Технология получения и преобразования древесины и древесных материалов (6ч.)

Столярно-механическая мастерская. Характеритика дерева и древесины. Пиломатериалы и искусственные древесные материалы. Технологический процесс конструирования изделий из древесины. Разметка, пиление и отделка заготовок из древесины. Строгание, сверление и соединение заготовок из древесины

Раздел 3. Технология получения и преобразования металлов и искусственных материалов (6ч.)

Металлы и сплавы. Приемы работы с проволокой. Приемы работы с тонколистовыми металлами и искусственными материалами. Технологический процесс сборки деталей

Раздел 4. Техника и техническое творчество (18 ч)

Основные понятия о машинах, механизмах и деталях. Техническое конструирование и моделирование

Раздел 5. Технология получения и преобразования текстильных материалов (2ч.)

Текстильные волокна. Основные приемы ухода за одеждой

Раздел 6. Технология обработки пищевых продуктов (10ч.)

Санитария и гигиена. Основы рационального питания. Основные способы кулинарной обработки пищевых продуктов. Блюда из яиц. Бутерброды. Горячие напитки. Технология приготовления блюд из овощей

Раздел 7. Технология художественно – прикладной обработки материалов (6ч.)

Значение цвета в изделиях декоративно-прикладного творчества. Композиция. Орнамент. Роспись. Художественное выжигание. Чеканка. Тиснение. Маркетри. Техника декоративно-прикладного творчества на функциональных изделиях.

Раздел 8. Технология ведения дома (4ч.)

Понятие об интерьере. Основные варианты планировки кухни. Оформление кухни, столовой.

Раздел 9. Технология творческой, проектной и исследовательской деятельности (6ч.)

Работа над реализацией персонального проекта

Раздел 10. Современные и перспективные технологии (2ч.)

Промышленные и производственные технологии.

Раздел 11. Электротехнические работы, элементы тепловой энергетики, автоматика и робототехника (4ч.)

Источники и потребители электроэнергии. Понятие об электрическом токе. Электроника в робототехнике.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявления познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей.

Метапредметные:

- самостоятельное определение цели своего обучения; постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

- алгоритмизированное планирование процесса познавательной и трудовой деятельности;

- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества

1.В познавательной сфере:

- осознание роли техники и технологии для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначений методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентации в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

- практическое освоение обучающимися основы проектно-исследовательской деятельности; объяснение явлений процессов и связей выявляемых в ходе исследований;

- развитие умений применять технологии представления преобразования и использования информации; оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда.

2) В трудовой сфере:

- планирование технологического процесса и процесса труда подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии, подбор инструментов приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделированию, конструированию; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений соблюдение трудовой и технологической дисциплины, соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены.

3) В мотивационной сфере:

- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности за качество результатов труда;

- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

- формирование представлений о мире профессий связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда, направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ.

4) В эстетической сфере:

- овладение методами эстетического оформления изделий и обеспечение сохранности продуктов труда дизайнерского проектирования изделий;

- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества, художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работы.

5) В коммуникативной сфере:

- практическое освоение умений, составляющих основы коммуникативной компетентности, действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительно владеть нормами и техникой общения, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера;

- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество;

- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлении выбора, аргументирование своей точки зрения

6) В физиолого-психологической сфере:

- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Читайте также: