Конспект урока судебное разбирательство

Обновлено: 05.07.2024

Настоящий учебно-методический комплекс разработан в помощь учителю обществознания для проведения занятий в области права по следующим темам. 1) для 9 класса: правонарушения и юридическая ответственность, правоохранительные органы, уголовных правоотношения; 2) для 10 класса: юридическая ответственность; 3) для 11 класса: процессуальное право: гражданский процесс, арбитражный процесс; процессуальное право: уголовный процесс; судебное производство, процессуальное право: административная юрисдикция; конституционное судопроизводство.

Содержимое публикации

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 123

Структурное подразделение для детей,

находящихся на лечении в СПб ГПМУ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Разработчик учитель истории и обществознания Копьяк А.С.

Пояснительная записка к уроку ……………………………………….. 2

План проведения уроков ……………………………………………… 13

Приложение 1. Примерный конспект лекций …………………………. 15

Приложение 2. Опросный лист для учащихся ……………………….21

Список источников и литературы ……………………………………… 22

Пояснительная записка

Занятия по учебному суду можно проводить как во время предусмотренное на изучение нового материала, так и в резервное время, отведенное в календарно-тематическом планировании на обобщение и повторение ранее изученного материала, кроме того можно проводить учебный суд в рамках факультативных занятий.

Методический материал

Особенностьюактивных методик, к которым и относится методика учебного суда, является то, что ученик не является пассивным слушателем, объектом, на которого направлено учебное воздействие; ученик, наряду с учителем, является субъектом. Обучение производится путем взаимодействия учителя с учениками и учениками между собой, учитель является организатором учебного процесса.

Интерактивная методика преподавания (подвид активных методик) делает полученное образование более качественным или, можно сказать, более емким. Особенность заключается в том, что ученик заинтересован в получении знаний в такой форме – в виде игры. Вовлечение человека в этот процесс дают ему практические навыки работы. Он может получить такие полезные для себя навыки: как искусство выступления перед большой аудиторией, ведение полемики, отстаивание собственной позиции, - что придаст ему большую уверенность в себе. Кроме того ученик получит начальные знания в области юриспруденции, на примере этой игры (учебный суд) он сможет увидеть как работают те или иные процессуальные институты. Войдя в роль адвоката, либо прокурора он сможет ощутить всю сложность юридической работы (хотя учебный суд, в отличие от реального суда, существенно облегчен). Ребенок почувствует себя ответственным за судьбы других людей, хоть и в игровой форме. Целью организаторов является как можно точнее воссоздать ту обстановку и атмосферу, которая царит в действующих российских судах.

Ролевые игры – метод, в котором наглядно демонстрируется процесс. Например, клиент приходит на прием к адвокату. Ролевые игры применяются для диагностики, демонстрации навыка, и типичных ошибок, тренинга отдельного навыка, тренинга комплекса навыков, тренинга наблюдения и комментирования, оценки эффективности обучения.

Как показала практика проведения и участия автора в данной игре, наибольший интерес участников вызывает рассмотрение в рамках учебного суда уголовных дел. Отдельное внимание следует уделить постановке учебного процесса с участием присяжных заседателей, он будет интересен как студентам юридических факультетов, так и профессиональным юристам. Проводить учебный суд с участием присяжных заседателей важно и для того, чтобы профессиональное сообщество прониклось уважением к этому институту. При этом присяжные заседатели должны формироваться из студентов юридических факультетов младших курсов или из граждан, не имеющих юридического образования.

Опыт проведения учебных судов в России имеет весьма давнюю историю. Подобная форма обучения и закрепления полученных знаний применялась еще в Императорском училище правоведения, основанном племенником Николая I – принцем П. Г. Ольденбургским в 1835 году. Кроме этого данная методика используется на Юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения с 1993 года.

Целью учебного суда является знакомство школьника с материальным правом, с процедурами его применения, а также повышение его активности, получение навыков работы с действующим законодательством, как российским, так и международным. Кроме этого данная форма позволит выработать у учащихся умение аргументировано доказывать свою позицию, отстаивать свою точку зрения, дискутировать, полемизировать, выступать публично в разных жизненных ситуациях.

Учебный суд может проводиться в двух формах. Первая, – в виде сокращенного судебного заседания, где присутствуют только прения сторон, после чего суд выносит свое решение; вторая, – в полной форме, включающей в себя подготовительную стадию, стадию судебного следствия и прении сторон. Также учебный суд можно проводить в традиционном виде (т.е. когда судья выступает единолично или создается коллегия из трех судей), а также в виде учебного суда с участием присяжных заседателей.

Учебный суд с участием присяжных заседателей отличается от обычного учебного суда большим количеством участников, а сам судья выступает в качестве арбитра (судья обладает меньшей самостоятельностью в принятии решения), более продолжительный по времени, глубокой подготовкой команд. Стоит сказать несколько слов о самом институте присяжных заседателей. Данный процессуальный институт вызывает неоднозначную реакцию в юридическом сообществе. К положительным сторонам его применения можно отнести: дополнительную гарантию в том, что уголовный процесс будет состязательным, соблюдение равноправия стороны обвинения и стороны защиты, создание противовеса профессиональной деформации сознания судей и других сотрудников правоохранительных органов, наличие лучшей подготовки материалов уголовного дела и сторон к уголовному процессу, повышение авторитета суда у обычных граждан, ввиду того, что обычных граждан (коими являются присяжные заседатели) допустили к осуществлению правосудия. К отрицательным сторонам данного процессуального института относят: первое, нестабильность, которая выражается в непостоянстве состава, ибо граждане могут не явится на следующие заседания суда по различным причинам, поэтому помимо основного списка присяжных существует дополнительный список; вторым доводом противников является то, что подобная система является более дорогостоящей; третьим доводом, – неясность, какими соображениями руководствуются присяжные заседатели при принятии решений, сложностью является и то, что присяжные не обязаны аргументировать свое решение.

План проведения уроков

Данный урок посвящен правоохранительным органам, в котором освящается система и устройство судов, органов прокуратуры и полиции, а также разъясняются их полномочия, кроме несколько слов говорится об институте адвокатуры.

Литература по уроку:

1. Конституция Российской Федерации. М., 2014;

6. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М.: Зерцало-М, 2009;

7. Божьев В.П. Правоохранительные органы. М.: Эксмо, 2010.

Будет дано понятие участников уголовного процесса, их прав и обязанностей, характеристика стадий уголовного процесса. Наглядно (на схеме) будет проиллюстрированы процедуры. Несколько слов будет сказано о принципах уголовного процесса. Представлен план зала судебного заседания.

Литература по уроку:

1. Конституция Российской Федерации. М., 2014;

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Эксмо, 2014;

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2014;

4. Безлепкин Б.Т. Настольная книга следователя и дознавателя. М.: Проспект, 2010;

5. Данилов Е.П. Справочник адвоката по уголовным делам. М.: Юрайт-Издат, 2009.

Данное занятие будет посвящено ораторскому мастерству в судебном процессе. Будет даны практические советы поведения. Будет детально освящен вопрос о профессиональной этике юриста.

Разделение участников учебного суда на команды. Определение поставленных перед ними задач.

Литература по уроку:

1. Сергеич П. Искусство речи на суде. М.: Юрайт, 2008.

Заключительный урок (45 мин.)

На данном уроке будут подведены итоги подготовки учеников для проведения судебного заседания, где учащиеся смогут задать вопросы по пройденному материалу с целью устранения всех неясностей.

Учебный суд (45 мин х 2)

Непосредственное проведение учебного суда:

1) Подготовительная часть судебного заседания -------------------------------10 мин.

(Открытие судебного заседания; проверка явки на суд; удаление свидетелей из зала заседания; установление личности подозреваемого; объявление состава суда; разъяснение судом прав участникам; заявления и рассмотрение ходатайств; разрешение вопроса о возможности рассмотрения уголовного дела в отсутствии кого-либо из участников)

(Оглашение показаний подсудимого, осмотр вещественных доказательств, допросы, окончание судебного следствия)

(Речь обвинителя, речь защитника, последнее слово подсудимого)

Приложение 1

Примерный конспект лекций

Правоохранительные органы и адвокатура

Судебная система РФ – это некоторая совокупность судов, функционирующих на территории России, образующих единую судебную систему. В России существует два вида судов: федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации.

Федеральные суды делятся на: федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды, Конституционный суд Российской Федерации. Федеральные суды общей юрисдикции рассматривают три категории дел: гражданские, уголовные, дела об административных правонарушениях; включают в себя: Верховный суд Российской Федерации (являющийся высшим судебным органом и для арбитражных судов), суды субъектов федерации (областные, краевые, городские суды городов Санкт-Петербурга и Москвы) и районные (районные, городские). Федеральные Арбитражные суды рассматривают экономические споры. Конституционный суд Российской Федерации является высшим органом конституционного контроля в нашей стране. В его компетенцию входит рассмотрение заявлений заинтересованных лиц о несоответствии нормативных актов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, которая является основным законом нашей страны, а также решение иных вопросов.

Суды субъектов Российской Федерации делятся на мировые суды и Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Мировые суды входят в систему судов общей юрисдикции, хотя и не являются федеральными. Конституционные (Уставные) суды субъектов Российской Федерации не образуют целостной системы и формируются в каждом субъекте самостоятельно. Данный вид судов может быть представлен не во всех субъектах федерации. Например, в г. Санкт-Петербурге образован Уставный суд. Задачей этих судов является по заявлению заинтересованных лиц рассматривать вопросы о несоответствии нормативных актов субъектов Российской Федерации Конституции (или Уставу) субъекта Российской Федерации, давать легальную трактовку Конституции (Устава) субъекта нашей страны, а также решают иные вопросы.

Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, которая осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдением прав человека, осуществляет уголовное преследование, координирует деятельность других правоохранительных органов. Систему возглавляет Генеральная прокуратура, включающая в себя, в частности, научно-исследовательские и научно-образовательные учреждения Генеральной прокуратуры. Далее следует уровень субъекта федерации (краевая, областная, городская прокуратура г. Санкт-Петербурга и Москвы). Основное звено – местный уровень (районная и межрайонная). Кроме этого выделяются специализированные прокуратуры: военная, транспортная, природоохранная, прокуратура закрытых административно-территориальных образований, прокуратура по надзору за учреждениями уголовно-исполнительной системы). После реформы 2007 года был образован Следственный комитет Российской Федерации, которому было передано предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным в подпункте 1 пункта 2 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Адвокат – лицо, которое в установленном порядке получило такой статус и осуществляющее квалифицированную юридическую помощь в целях защиты прав клиентов, их свобод и интересов, а также обеспечение их права доступа к правосудию. Стоит отметить, что адвокат не может осуществлять иную деятельность кроме профессиональной, за исключением научной, творческой и педагогической деятельности. Для того чтобы стать адвокатом необходимо сдать экзамен и иметь определенный стаж работы по юридической специальности.

Основы уголовного процесса

Уголовный процесс – условно говоря, это последовательность действий по расследованию преступлений. Преступление – это виновно совершенное противоправное общественно опасное деяние, например, убийство, кража, грабеж, взятка и т.д.

Предварительное расследование может вестись в форме дознания или предварительного следствия. Дознание проводится по преступлениям небольшой и средней тяжести, а предварительное следствие - по тяжким и особо тяжким преступлениям 1 . Преступления, по которым проводится дознание, определены в статье 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Преступления, по которым производится предварительное следствие, определены в статье 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В уголовном процессе существует презумпция невиновности, т.е. человек признается невиновным, пока его вина не доказана и не установлена вступившим в силу приговором суда. Другими принципами уголовного процесса является: принцип свободной оценки доказательств, т.е. не одно из доказательств не имеет заранее установленной силы; язык уголовного судопроизводства (подсудимый имеет право знакомится с документами, просить разъяснения, делать заявления и пр. на родном языке или языке, которым он владеет; если он не владеет языком, на котором ведется процесс, подсудимому бесплатно предоставляется переводчик), состязательность сторон (предполагает равенство стороны обвинения и стороны защиты). Право подозреваемого и обвиняемого на защиту (в некоторых случаях можно пользоваться защитником бесплатно).

Участники уголовного судопроизводства: суд, сторона обвинения (прокурор, потерпевший и др.), сторона защиты (подозреваемый, обвиняемый, защитник и др.), иные лица (свидетель, специалист, эксперт, переводчик и др.).

Полномочия суда определены в статье 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в частности, только суд может признать лицо виновным и назначить ему наказание, применить к лицу принудительные меры медицинского характера, отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом и пр.

Задачей стороны обвинения является доказать то, что подсудимый совершил преступление. Прокурор выступает в уголовном процессе для поддержания государственного обвинения, за некоторыми исключениями. Полномочия прокурора перечислены в статье 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Потерпевшим признается физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо, в случае причинения вреда его имуществу и деловой репутации. Стоит отметить, что потерпевший в деле появляется с момента вынесения следователем или дознавателем постановления.

Сторона защиты, в отличие от стороны, обвинения не обязана ничего доказывать, ввиду существования в российском праве презумпции невиновности. Порой ее задача сводится к опровержению и внесению сумятицы в позицию обвинения. Как правило, сторона защиты в уголовном процессе представлена адвокатом – профессиональным защитником, однако тут возможны некоторые исключения, к примеру, человек может отказаться от услуг адвоката. Полномочия защитника перечислены в статье 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Подсудимый – это человек, которого обвиняют в совершении конкретного преступления.

Основы судебной риторики

Основная функция речи это ее воздействие. Речь активизирует мысленную активность судей, помогает выявлять спорные и противоречивые точки зрения противника и следствия, помогает определить круг рассматриваемых вопросов.

Судебные ораторы по-разному готовились к судебному заседанию. Некоторые заучивали речи, другие записывали ее на листок бумаги. Последний способ нам кажется наиболее правильным, экспромт в речи, безусловно, дело полезное, но при его применении человек может потерять мысль (повторяется, забывает, что он говорил до этого), в итоге вносится некоторая сумятица, которая может испортить все выступление.

Существует много приемов, которые могут окрасить нашу речь: игра интонацией с помощью, которой мы можем акцентировать внимание слушателей на наиболее важном; выразительность речи; избегание жаргонизмов; нецензурной лексики и прочее.

Приложение 2

Опросный лист для учащихся

1. Скажите, пожалуйста, что Вам больше всего запомнилось из проведенных уроков?

2. На какую оценку, по пятибалльной шкале, Вы оцениваете работу преподавателей, подготовивших Вас к учебному суду?

3. На какую оценку, по пятибалльной шкале, Вы оцениваете подготовку стороны обвинения?

4. На какую оценку, по пятибалльной шкале, Вы оцениваете подготовку стороны зашиты?

6. Хотели бы Вы участвовать в учебном суде в будущем?

7. Чем можно дополнить или как изменить данный проект?

Примечание:мы не пытались представить исчерпывающий перечень вопросов, которые можно задать участникам проекта. Школы и иные образовательные учебные заведения могут изменять данный перечень и предлагать свои вопросы с целью выявления тех данных, которые, по их мнению, являются важными. Опрос как нам представляется, будет наиболее успешным, если будет проходить анонимно.

Опрос подводит итог всей работе по подготовке и проведению учебного суда, он ставит оценку работе преподавателя и говорит об успешности или провале проекта.

Список источников и литературы

Интерактивное обучение:

1. Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы. М., 2005.

Об учебном суде как о методике обучения можно найти:

4. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Т. 2. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2000.

Полная процедура учебного суда:

5. Пронькин В.Н. Живое право. Курс практического права. Т. 2: Уч. пособие для 10-11 кл. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2004. С. 261-265;

6. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Интерактивный курс практического права. Кн. для преподавателя к тому 2. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2004. С. 190-200.

Сокращенная процедура учебного суда:

7. Пронькин В.Н. Живое право. Курс практического права. Т. 2: Уч. пособие для 10-11 кл. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2004. С. 177-178;

8. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Интерактивный курс практического права. Кн. для преподавателя к тому 2. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2004. С. 183-189.

1 Более подробно по категориям преступлений см.: ст. 15 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Изучить структурные элементы судебного разбирательства:

- подготовительная часть судебного разбирательства;

- разбирательство дела по существу;

- постановление решения суда;

- вынесение судебного решения.

- способствовать развитию у студентов правового мышления при проведении анализа хода судебного разбирательства;

- сформировать умение использовать нормативно-правовые документы, которыми руководствуется федеральный судья при проведении судебного процесса .

- формирование осознанной роли специалиста-правоведа, при изучении правовой области знаний относительно гражданского процесса;

- развитие понимания сущности и социальной значимости будущей профессии и устойчивое стремление к самосовершенствованию и сравнению.

Квалификационные требования к уровню подготовки специалиста:

- нормативно-правовые документы в области осуществления деятельности гражданского процесса;

- сущность и значение полномочий федерального судьи;

- компетенцию федерального судьи;

- порядок формирования материалов дела, относительно гражданского процесса.

- находить ориентиры по определению лиц, участвующих в гражданском процессе;

- самостоятельно определять принадлежность федерального судьи, сторон, третьих лиц, участвующих в процессе по гражданским делам

1. Конституция РФ

2. Гражданский процессуальный кодекс РФ

Междисциплинарные связи (дисциплина и тема):

Методы и приемы обучения:

1. По источнику информации и восприятия:

1.1. Словесные методы

- работа с книгой, нормативно-правовым документом – ( Конституция РФ,

ГК РФ) и наглядными пособиями – направлена на самостоятельное приобретение новых, а также на закрепление ранее полученных знаний;

1.2. Наглядные методы

- демонстрация – обеспечивает глубокое восприятия учебного материала на основе опорно-логических схем.

2. По аспекту мышления и степени познавательной самостоятельности:

2.1. Проблемно-поисковый метод

- репродуктивный метод – организует деятельность студентов по неоднократному воспроизведению усваиваемых знаний.

1. Организация урока: 1 мин.

- приветствие, проверка явки студентов

- проверка готовности студентов к уроку

- общий обзор темы

- характеристика места урока в системе занятий по дисциплине

- актуальность изучаемой темы для осуществления профессиональной деятельности специалиста-юриста

- ориентирование студентов на учебную деятельность с последующей оценкой их работы.

Содержание фронтального устного индивидуального опроса

  1. Дайте понятие гражданского процесса
  2. Назовите основные стадии гражданского процесса
  3. Определите круг участников, необходимых в суде
  4. Перечислите полномочия сторон в гражданском процессе
  5. Определите назначение федерального судьи в зале судебного заседания
  6. В чем сущность судебных прений
  7. На основании каких нормативно-правовых актов выносится решение суда

Подведение итогов опроса: 1 мин.

3. Выступление докладчика по проблеме проведения судебного разбирательства (10 минут)

4. Ролевая игра в форме судебного разбирательства

по гражданскому делу (35-40 мин.)

  1. Выступление федерального судьи о слушании дела
  2. Высказывание истца по существу заявленного искового требования
  3. Возражения ответчика против иска
  4. Заявленные свидетели по существу дела
  5. Судебные прения сторон
  6. Вынесение решения по делу
  7. Порядок обжалования решения

5. Составить исковое заявление: (7-10) мин

  • 1 вариант - движимое имущество
  • 2 вариант - недвижимое имущество

6. Закрепление судебного процесса: 5-7 мин.

Метод закрепления: фронтальный опрос.

1. Сущность подачи искового заявления

2. Каков характер судебных прений в зале суда

3. Полномочия сторон в гражданском процессе

4. Какими нормативно-правовыми актами регулируется деятельность суда по рассмотрению конкретного гражданского дела

5. Основания переноса судебного процесса

6. Подведение итогов занятия: 2 мин.

Оценка работы группы.

7. Задание на дом: 1-2 мин.

На основании Гражданского процессуального кодекса РФ самостоятельно осуществить подбор статей, характеризующих судебное разбирательство по гражданскому делу.

В Буденновский районный суд

Истец: директор МОУ СОШ №3

с. Прасковея, ул. Школьная-45

г. Буденновск, ул. Красная-66

( о возмещении материального ущерба)

После начала учебного 2003 года директором МОУ СОШ №3 с. Прасковея, учениками данной школы были обнаружены существенные неполадки в мужской уборной, следствием которой явилось подтопление этажей, чем был причинен существенный материальный ущерб общеобразовательному учреждению.

На основании вышеизложенного ПРОШУ:

  1. Копия договора подряда
  2. Квитанция об оплате за произведенную работу
  3. Копия отсылки письма ответчику

15.09.2003г. Истец: Декина А.М.

Ход судебного разбирательства

-Всем встать, суд идет!

- Слушается дело по иску Калгановой М.А. к ответчику Лозовому А.Г..

Сущность исковых требований выражается в возмещении причиненного материального ущерба в размере 30000 (тридцати тысяч рублей).

В исковом заявлении истец достаточно полно и объективно обосновывает характер своих требований, которые состоят в следующем:

С 10.09.2002 на праве собственности мне принадлежит приусадебный участок, расположенный по адресу г. Буденновск, ул. Садовая-34.

В 2003 году моим соседом Лозовым А.Г. была посажена малина, плантация которой располагалась возле ограды, между участками, принадлежащими мне и ответчику.

В течение года, ответчиком не прилагалось никаких усилий, по ухаживанию за рассадой малины, вследствие чего поросли малины и сорняковые поросли перешли на мой участок и уничтожили виды редких дорогостоящих декоративных культурных растений. Вследствие этого, мне был нанесен существенный материальный ущерб.

-Переходим к рассмотрению спора по существу.

Истец, Вы Калганова М.А.… проживающая по адресу…

-Изложите суду характер Ваших исковых требований.

- По существу дела могу сказать следующее: мною в специализированном магазине по реализации многолетних растений и насаждений была закуплена довольно значительная партия декоративных и в свою очередь очень редких многолетних цветущих растений. За покупку я заплатила немалую сумму денежных средств.

После приобретения растений я осуществила их посадку на своем приусадебном участке. Уход за многолетними насаждениями мною осуществлялся постоянно, так как большую часть летнего времени проживала, непосредственно на даче. Моим соседом по даче является.

С ним у меня сложились поистине, соседские и даже дружеские отношения, несмотря на то, что он частенько выпивает.

-Кто выпивает? Сама ты выпиваешь! Нечего наговаривать на людей без оснований!

- Ответчик, соблюдайте дисциплину в зале суда!

Истец, скажите, пожалуйста, насколько Ваши слова соответствуют действительности, относительно злоупотребления ответчиком спиртными напитками.

-Я от своих слов не отказываюсь, и полностью подтверждаю тот факт, что ответчик действительно употребляет часто спиртные напитки. Возле его забора постоянно, можно даже сказать каждый день выстраивается целая батарея из бутылок. Какие тут еще нужны доказательства.

- Поговори, поговори мне еще…!

- Ответчик, я Вам делаю последнее предупреждение! Соблюдайте дисциплину в зале суда!

-Так, участники процесса, давайте перейдем к существу данного спора, и не будем затрагивать личности отдельных участников процесса.

-Истец, продолжайте, пожалуйста!

-Так вот. Позже, мои отношения с соседом стали портиться, после того, как мною было сделано замечание ему из-за того, что его сорняки переходят на мою территорию, вследствие чего насаждения стали увядать, а позже и вообще испортились. Я ведь не обязана пропалывать еще и его территорию, своей работы выше крыши!

На мои громогласные возражения, не последовало никакой реакции. Ответчик не принимал никаких действий по облагораживанию своей территории, а наоборот, еще и злорадствовал в мою сторону.

Поэтому, уважаемый суд, я и обратилась с исковым заявлением о возмещении мне материального ущерба за причиненные убытки.

-Истец, по существу заявленных требований у Вас все?

-Теперь выслушаем мнение ответчика по существу заявленных против него исковых требований. Пожалуйста, ответчик, суд Вас слушает.

- Конечно, я возражаю против иска. За что я должен отвечать? Это моя собственность, я ее хозяин. Поэтому, хочу, ухаживаю за территорией, не хочу, не ухаживаю. Никто не вправе мне указывать, что и как делать.

-Ответчик, а Вы знаете, что своими действиями причиняете прямой действительный ущерб истцу? Своим халатным отношением к своему же участку, Вы причиняете вред другому лицу, в то же время Вы нарушаете права другого гражданина, в данном случае вашего соседа.

-Ни чьи права я не нарушаю. Я иск не признаю!

-Ответчик, у Вас все?

- У участников процесса возникают вопросы к сторонам? Так, вопросов нет.

-Выслушав доводы сторон и принимая во внимание изложенные факты переходим к опросу свидетелей, которые были заявлены со стороны истца и ответчика.

Секретарь, пригласите, пожалуйста, свидетеля со стороны истца.

-В зал суда приглашается свидетель…

-Вы, …, проживающий по адресу…

-Да, совершенно верно.

-Пройдите к секретарю и распишитесь за дачу заведомо ложных или за отказ от дачи показаний.

-Какое отношение Вы имеете к истцу?

-Это мой коллега по работе. Я Часто приезжаю к ней на дачу, мы общаемся, я даю иногда рекомендации по уходу за растениями, так как у самой также имеется приусадебный участок, пусть небольшой, но мне хватает.

- Вот и нарекомендовала, а теперь я виноват!

- Алкаш, молчал бы!

- За алкаша ответишь!

-Свидетель и ответчик, суд возлагает на Вас обоих штраф в размере 300 рублей за проявление неуважения к суду и друг другу.

Свидетель, вы можете подтвердить то, что ответчик в попустительстве содержал свой земельный участок?

-Да, Ваша честь. Конечно, могу. Я не раз наблюдала воочию словесную перепалку между истцом и ответчиком по поводу того, что истец в очередной раз говорил ответчику о том, чтобы тот убирал свою территорию, уничтожал сорняковые поросли, а тот только оговаривался и с ухмылкой утверждал, что мол это его территория, что хочу, то и ворочу. Истец ведь не виноват, что его территория с ответчиком огорожена лишь сеточным забором и участки практически соприкасаются друг с другом.

- У участников имеются вопросы к свидетелю истца?

-Как ты могла наблюдать мою ссору с истцом, если я тебя вижу вообще первый раз?

-Иди, проспись, тогда может быть что-то и увидишь.

-Свидетель, проявляйте уважение к участникам процесса, в частности к ответчику.

Так, хорошо, свидетель, займите Ваше место в зале суда.

Секретарь, пригласите в зал суда свидетеля со стороны ответчика.

- В зал суда приглашается свидетель со стороны ответчика…

- Свидетель, Вы…, проживаете по адресу…

Да, совершенно верно.

- Кем Вы являетесь по отношению к ответчику?

-Мы очень хорошие друзья!

-Истец, контролируйте свои эмоции!

- Я его очень хороший друг.

- Уважаемый свидетель, Вы согласны с мнением истца в том плане, что ответчик действительно не ухаживал за своим земельным участком?

-Что значит, не ухаживал? Конечно, ухаживал! Мы даже вместе с ним ухаживали и один раз в малине и заснули, правда холодно было!

-Да он ведь просто издевается!

-Ну, наверное, все.

-Вопросы к свидетелю ответчика имеются? Так, вопросов нет.

Секретарь, пригласите в зал судебных заседаний эксперта…

-Эксперт, Вы приглашаетесь в зал суда.

-Пройдите к секретарю и распишитесь за отказ или за дачу заведомо ложных показаний.

Вами была проведена экспертиза многолетних насаждений по просьбе истца, что Вы можете сказать по существу данного дела, изложите итог Вашего заключения?

-В результате проведенной мною экспертизы, относительно многолетних насаждений, мною выявлено следующее:

  • данные растения действительно являются декоративными, многолетними, плодоносящими растениями.
  • во-первых, мои доводы основываются на том, что я довольно продолжительный период времени занимаюсь изучением растений особого вида, не часто встречающихся в нашей местности
  • во-вторых, моя профессия обязывает к этому, так как я биолог
  • результаты моего заключения являются истинными и не должны вызвать у суда определенных подозрений в моей некомпетентности

-Суд, действительно, самостоятельно определит, соответствует ли Ваша экспертиза истине или нет. Спасибо, займите место в зале суда.

Приняв во внимание доводы свидетелей со стороны истца и ответчика, заслушав заключение эксперта, суд переходит к прениям сторон.

Истец, Вы подтверждаете ваши требования, изложенные в исковом заявлении?

-Да, уважаемый суд. Я полностью подтверждаю свои требования, изложенные, в исковом заявлении и настаиваю на том, чтобы ответчик возместил причиненный мне прямой действительный ущерб.

-А кривой ущерб тебе не надо возместить?

-Ответчик, я вижу у Вас много средств, чтобы расплачиваться ими за штрафные санкции? Суд Вам слово не предоставлял, извольте проявлять совесть и уважение не только к суду, но и к остальным участникам процесса!

-Уважаемый суд, я в принципе все сказала, мне больше нечего добавить кроме тех фактов, которые были изложены мною ранее.

-К истцу возникают вопросы у участников процесса?

-Хорошо, спасибо истец.

-Ответчик, слово предоставляется еще раз Вам.

-Повторяю в очередной раз! Я не принимаю данный иск, считаю его необоснованным, не соответствующим действительности. Все.

-Еще раз выслушав стороны по существу, и приняв во внимание изложенные ими доводы, суд удаляется в совещательную комнату для постановки решения.

Суд удаляется в совещательную комнату.

Суд, в составе Федерального судьи Андреева, секретаря судебного заседания Филимоновой, выслушав по существу все обстоятельства дела, выраженные в требованиях истца к ответчику по поводу возмещения материального ущерба, проанализировав возражения ответчика против заявленных требований, с приглашением свидетелей со стороны истца и ответчика, а также с участием представителей сторон пришел к следующим выводам:

Ответчик возражал против заявленных него требований, ссылаясь на то, что работы были произведены в срок и соответствовали качеству.

Также были выслушаны мнения свидетелей со стороны истца и ответчика, доводы которых также принимаются судом и приобщаются к делу.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194. 195, 197, 198 ГПК РФ суд

Удовлетворить требования истца к ответчику в форме возмещения материального ущерба в размере 200 000 (двухсот тысяч рублей), а также возложить на ответчика обязанности по поводу проведения ремонтных работ за свой счет.



Урок в форме судебного заседания — далеко не новая практика в методике преподавания. Например, урок литературы "Суд над Евгением Онегиным" вообще считается классикой. Да и учителя-историки, правоведы и особенно, обществоведы часто применяют именно этот вид ролевой игры для закрепления отдельных тем. Как провести урок-суд? Какие нюансы учесть и как подготовить учеников?

Виды урока-суда

Существует два варианта использования данной ролевой игры: полная и частичная. Полное судебное заседание подразумевает один судебный процесс, занимающий все урочное время. Частичный предполагает сразу несколько упрощенных судебных разбирательств в рамках одного урока.

"Мини-суд" на уроке

Для проведения урока выбираются сразу несколько микро-тем, которые предстоит обсудить.

Для каждого судебного дела отбираются по три участника: судья, прокурор и адвокат. Каждое судебное заседание длится не более 5-8 минут.

Такой вид урока удобен, когда ребятам нужно решить несколько вопросов по одной теме. Например, изучается тема "Семейное право". Ученикам можно предложить сразу несколько ситуаций, требующих судебного вмешательства: развод, исполнение брачного договора, истребование алиментов на ребенка и т.д. Небольшие импровизированные "суды" помогут не только показать разнообразие возможных конфликтов, но и более прочно закрепить знание семейного кодекса.

Теперь рассмотрим, как провести урок-суд в полном масштабе.

Урок-суд: подготовка и реализация

Весь процесс удобнее разделить на два этапа: этап подготовки и этап реализации.

I. Подготовка к уроку

Подготовительный этап к такому уроку занимает достаточно много времени, так как необходимо не только распределить роли, но и подготовить "следственный материал".

  • Постановка проблемы и цели урока.

Роль игровых судов в том, чтобы прийти к общему мнению по поставленной проблеме. Здесь не так важен вердикт с точки зрения "виновен — не виновен", сколько важно найти ответы на поставленные вопросы и достичь главной цели урока.

Так, для литературного суда целью чаще всего выбирают "характеристику героя". Например, почему Печорина стоит причислить к "лишним людям"?

Можно выбрать другую цель: "Главная проблема произведения". Например, для урока-суда по тексту Н. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" взять за гипотезу: "Можно ли оправдать преступление, совершенное во имя любви?"

На уроках истории роль главных героев урока-суда чаще всего отводят выдающимся политикам, государственным деятелям. Цели таких уроков могут быть разнообразными:

  • выявить положительные и отрицательные стороны деятельности / политики;
  • проанализировать поступки / политику того или иного деятеля с точки зрения современности;
  • проанализировать деятельность героя с точки зрения сложившейся исторической обстановки и т.д.

В роли "обвиняемого" иногда выступает не личность, а явление, или группа людей. Например, можно проводить уроки "Суд над наркоманией", "Суд над рабством", "Суд над декабристами" и т.д. В этом случае в качестве цели урока можно выбрать следующие: "оценка явления с точки зрения современности", "анализ пагубности / пользы явления" и т.д.

Не стоит думать, что урок-суд удобно проводить лишь в рамках гуманитарных предметов. Для точных наук тоже можно найти немало вариантов. Например, "Суд над обыкновенными дробями" (цель: доказать значение дробей в математической науке), "Суд над логарифмами" (цель: дать обзорное представление о логарифмах числа и логарифмической линейке). По химии: "Суд над кислородом" (или любым другим химическим элементом), в ходе которого в игровой форме постигаются свойства этого элемента и его роль в таблице Менделеева, его значение для человеческой деятельности, сферы его применения. По географии "Суд над природой" (цель: изучить виды стихийных действий и причины их возникновения), "Суд над человечеством" (цель: обсудить важнейшие проблемы экологии и пути их искоренения).

Таким образом, выбор "обвиняемого" зависит от фантазии педагога. Важнее другое — четко сформулировать проблему и цель урока-суда.

Важно, чтобы в процессе были задействованы все учащиеся. Поэтому, желательно подбирать такую тему, чтобы ситуация охватывала как можно больше детей.

  • Обвиняемый;
  • Потерпевший;
  • Судья;
  • Присяжные заседатели;
  • Секретарь суда;
  • Обвинитель (прокурор);
  • Помощники прокурора;
  • Защитник (адвокат);
  • Помощники адвоката;
  • Свидетели обвинения;
  • Свидетели защиты;
  • Независимые эксперты.

Роли учащиеся выбирают, по возможности, самостоятельно, ориентируясь на свои убеждения, желания и отношение к поставленной проблеме.

Если урок-суд проводится впервые, то учитель должен объяснить, как проходит судебный процесс, растолковать, в чем заключается роль каждого из участников. Желательно предоставить схему планируемого урока, чтобы ребята могли сориентироваться и по времени, и по ходу действия.

Пример схемы урока:

Вступительное слово судьи: представление героев "суда", представление обвиняемого и подзащитного, объявление главной проблемы (цели урока).

  • Обвинительная речь прокурора.
  • Выступление независимых экспертов.
  • Выступление свидетелей обвинения.
  • Речь защитника.
  • Выступления свидетелей защиты.
  • "Последнее слово" обвиняемого.
  • Совещание судей.
  • Приговор.
  • Подведение итогов (рефлексия).
  • Работа в группах.

На этом этапе удобнее объединить участников будущего процесса в три группы: обвинение, защита, независимые эксперты. Здесь начинается самая интересная и самая объемная часть работы — поиск улик и доказательств. Если это литературный суд, то обязательно цитирование текста произведения. Можно привлечь альтернативные источники — критические статьи, рецензии и дневники автора. Если суд исторический, то подробно изучаются научные статьи и гипотезы, мнения авторитетных ученых.

Каждый участник будущего процесса составляет план своего выступления, готовит вопросы для оппонентов.

Роль учителя на данном этапе сводится к консультированию. Можно подсказать ученикам дополнительные источники информации, скорректировать их поиск, помочь с составлением плана выступления. Но важно, чтобы работа проводилась по большей части самостоятельно.

Особенно важная роль отводится судье. В ходе процесса судья должен не просто выслушивать мнения героев, но и обязательно задавать вопросы. Причем вопросы не обязательно должны быть уточняющими — по поводу каких-то деталей или несущественных мелочей. Хорошо, если получится задавать вопросы провокационные, заставляющие задуматься: "А правильно ли я выбрал роль в процессе?" Такие вопросы должны заставлять искать ответ не в тексте, а в жизненной позиции каждого участника, то есть учить детей анализировать материал, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

Этап реализации

Для урока желательно расставить мебель в классной комнате таким образом, чтобы воссоздать обстановку судебного зала: отдельные места для защиты и обвинения, скамья подсудимого, верховное место судьи.

Следует четко следовать намеченному плану проведения судебного заседания. То есть, если для речи прокурора, например, отведено 3 минуты, то важно придерживаться этого времени и не давать ученику растекаться мыслью по древу.

Урок-суд не предполагает обмена мнениями. Цель уроков — другая: в ходе дискуссии прийти к единому мнению по поставленной проблеме.

Для воссоздания "полной картины" желательно придерживаться форм обращения, принятых в суде (Ваша честь, господин прокурор / адвокат, "Встать! Суд идет!", "Слово предоставляется…" и т.д.). Можно ввести и моменты приведения свидетелей к присяге. Но, если такие мелочи занимают много времени, их лучше пропустить, оставив лишь общую фабулу процесса.

Не стоит забывать и о техническом оснащении. Например, можно рекомендовать ученикам использовать в своих выступлениях наглядные материалы, презентации, схемы, графики и т.д.

Завершающий этап урока является одним из основных. После того, как вынесен приговор, необходимо проанализировать итоги урока, то есть провести рефлексию.

При этом важно учесть следующие моменты:

  • степень активности учащихся и степень их подготовленности;
  • использование дополнительной информации, продуктивность самостоятельной работы;
  • оценка учащимися итогов урока: согласны или нет с вердиктом?
  • оценка учащимися степени "интересности" и познавательности такой формы урока.

Преимущества и недостатки урока-суда как формы ролевой игры

Преимущества:

1. Урок-суд позволяет реализовать сразу несколько целей:

  • в зависимости от конечной цели: повторить, обобщить или проанализировать учебный материал;
  • формировать культуру спора;
  • развивать логическое мышление;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы, работы в группах;
  • выявить творческий потенциал учащихся, способствовать его развитию;
  • совершенствовать умение анализировать информацию;
  • воспитывать нравственные, этические и эстетические ценности.

2. Реализуется один из главнейших принципов современного образования: формирование положительной мотивации к обучению, интереса. Урок-суд — это, хоть и деловая, но игра. А значит, неизбежно возникновение конкуренции — самого сильного "стимулятора".

3. В зависимости от постановки цели возможна реализация междисциплинарного обучения. Например, урок-суд над романом М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Цель: определение жанра (детектив, исторический роман, социальный, психологический). В ходе подготовки к такому судебному заседанию ученикам понадобятся знания и по истории, и по психологии, и по социологии, и по религиоведению, и по уголовному праву.

Межпредметные связи способствуют формированию у учащихся целостной картины мира.

Недостатки:

  • урок-суд требует много времени для подготовки;
  • урок получается интересным и содержательным, если учащиеся владеют материалом в достаточной степени, умеют высказывать свое мнение аргументированно, логично и последовательно, не боятся новых идей и не тушуются при виде значительного объема работы.

От редакции. Хотелось бы услышать мнение педагогов, которые практикуют такую форму урока. Пользуется ли успехом урок-суд в ваших классах? С какими трудностями вам приходится сталкиваться?

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

3. Основные правила и принципы гражданского процесса.

Процессуальное право – это совокупность норм права, регулирующих процессуальный порядок и процедуры реализации и исполнения норм материального права.

Гражданско-процессуальное право – это право, которое регулирует рассмотрение гражданских дел в суде, порядок и последовательность процессуальных действий, права и обязанности участников процесса.

Гражданский процесс – это урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного производства.

Гражданские правовые споры – это разногласия между гражданами или между гражданами и организациями относительно различных правовых вопросов.

Истец – это лицо, предъявляющее требования.

Ответчик – это лицо, к которому предъявляются требования.

Прокурор – лицо, способствующее осуществлению правосудия.

Иск — это требование, которое истец предъявляет ответчику в судебном порядке на законных основаниях.

Исковое заявление - начало письменного обращения в суд.

Предмет иска – материально-правовое требование истца к ответчику.

Основание иска – обстоятельства, из которых истец выводит свои исковые требования.

Судебная повестка – это процессуальный документ о вызове в суд.

Судебное разбирательство – важная стадия гражданского процесса, где проявляются все принципы гражданского судопроизводства.

Апелляция — процедура по проверке не вступивших в законную силу судебных актов вышестоящим судом.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В.Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.– М.: Просвещение, 2016 г.
  2. Котова О. А., Лискова Т. Е. Я сдам ЕГЭ. Модульный курс.
  3. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2018.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы уже познакомились с некоторыми отраслями права, которые определяют права и обязанности участников различных правоотношений – гражданских, административных и уголовных. Все эти отрасли относятся к материальным правам. Так, право собственности на квартиру — материальное право. Судебная защита этого права регулируется процессуальным правом. Поскольку рассмотрение и разрешение дел представляет собой упорядоченную последовательность действий, т. е. процесс, право и называется процессуальным.

Наряду с отраслями материального права, посредством которых государство имеет воздействие на общественные отношения путем их правового регулирования, существуют отрасли процессуального права.

Процессуальное право – это совокупность норм права, регулирующих процессуальный порядок и процедуры реализации и исполнения норм материального права. Например, право собственности на квартиру — материальное право. Судебная защита этого права регулируется процессуальным правом. Так как рассмотрение и разрешение дел представляет собой последовательность действий, т. е. процесс, право и называется процессуальным.

На основе процессуального права суды осуществляют правосудие. Деятельность судов по рассмотрению дел называется судопроизводством.

Согласно ст. 118 Конституции РФ в настоящее время признаны четыре вида судопроизводства (процессуальные отрасли права): гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право, административный процесс и конституционное судопроизводство.

Гражданско-процессуальное право – это право, которое регулирует рассмотрение гражданских дел в суде, порядок и последовательность процессуальных действий, права и обязанности участников процесса.

Все эти правила собраны в Гражданском процессуальном кодексе (ГПК) РФ.

Что такое гражданский процесс?

Понятие "процесс" происходит от латинского "processus", что обозначает ход, продвижение, деятельность, развитие какого-либо явления. Процесс - совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата; порядок осуществления какой-либо деятельности.

Гражданский процесс происходит от слова "гражданский", т.е. относящийся к правовым отношениям граждан между собой и их отношениям с государственными органами и организациями.

Таким образом, гражданский процесс – это урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда и лиц участвующих в деле, и в других участников судебного производства.

Гражданско-правовые споры и порядок их разрешения – основной предмет гражданского процесса. Гражданские правовые споры – это разногласия между гражданами или между гражданами и организациями относительно различных правовых вопросов. Гражданские правовые споры наиболее многочисленны, чем другие виды споров. Учитывая это многообразие сторон деятельности граждан, закон дает лишь приблизительный перечень видов споров, которые могут разрешаться в суде гражданского процесса. Это споры:

В случае, если судья, к которому обратился гражданин за правосудием, не может квалифицировать его дело как вид спора, он все равно не может отказать человеку в правосудии. Судья обязан принять заявление, если в нем излагается разногласие о праве.

Целью гражданского процесса является восстановление нарушенных и защита оспариваемых прав, свобод и интересов граждан и организаций. Участники гражданского процесса – это лица, участвующие в деле и способствующие правосудию. Это, в первую очередь суд, без которого невозможен гражданский процесс; затем лица, участвующие в деле, и лица, способствующие осуществлению правосудия. Лица, участвующие в деле, — стороны в споре, т.е. истец, предъявивший требования, и ответчик, к которому требования предъявляются.

Лица, способствующие осуществлению правосудия – это прокурор, выступающий государственным обвинителем, и лица, которые могут вступать в защиту других лиц или в защиту государственных и общественных интересов (свидетели, переводчик и эксперты).

Участвовать в процессе могут только лица, обладающие процессуальной дееспособностью. Для граждан РФ она наступает с 18 лет, а для юридических лиц дееспособность возникает с момента их регистрации.

Лицо как физическое (граждане), так и юридическое (организации), которое считает, что его права и интересы нарушены (например, посягательства на личную свободу, честь и достоинство, имущество) кем-либо имеет право обратиться в суд. Для этого нужно подать исковое заявление.

Иск — это требование, которое истец предъявляет ответчику в судебном порядке на законных основаниях. Исковое заявление - начало письменного обращения в суд. Основание и предмет – это два исковых элемента. Под предметом иска понимают материально-правовое требование истца к ответчику (например, уплата долга при договоре займа, выселение ответчика из жилого помещения при нарушении им своих обязанностей и т.д.). Под основанием иска понимают обстоятельства, из которых истец выводит свои исковые требования.

Судебная повестка – это важный процессуальный документ о вызове в суд. Этот документ должен содержать в себе реквизиты, указанные в ст. 107 ГПК.

Судебное разбирательство – важная стадия гражданского процесса, где проявляются все принципы гражданского судопроизводства.

Судья в течение 5 дней со дня получения искового заявления рассматривает вопрос о принятии его к производству. При этом выносится определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой. От имени суда направляется повестка, которая вручается гражданину, который должен принять участие в заседании суда.

Разбирательство дела происходит в судебном заседании. После окончания подготовительной части суд приступает к рассмотрению дела по существу.

Стадии прохождения дела в суде в гражданском процессе:

1. Возбуждение производства;

2. Стадии подготовки;

3. Судебное разбирательство;

4. Вынесение решения;

5. Объявление решения.

Существуют также принципы, т.е. основные, исходные положения гражданского процесса, указанные в ГПК РФ. Это следующие принципы:

- право на обращение в суд любого заинтересованного лица за защитой прав и свобод или законных интересов;

- равенство перед законом и судом всех граждан;

- независимость суда при осуществлении правосудия и подчинение только закону;

- гласность судебного разбирательства: разбирательство дел во всех судах открытое;

- принцип состязательности и равноправия сторон;

- возможность обжалования любых судебных постановлений, кроме постановления высшей судебной инстанции – Пленума Верховного Суда РФ.

Решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в течение 10 дней.

Апелляция — процедура по проверке не вступивших в законную силу судебных актов вышестоящим судом.

Судебные решения и апелляционные определения могут обжаловаться в третью инстанцию – кассационную.

Кассационная инстанция вправе оставить решение без изменения или изменить (отменить) решение.

Гражданское право является важнейшим и базовой отраслью российского права. Его изучение важно для понимания процессов, формирования умений защитить свои права и гражданско-правовые отношения.

Примеры и разбор решения заданий

1.Установите соответствие между определениями и понятиями.

лицо, к которому предъявляются требования

лицо, способствующее осуществлению правосудия

урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного производства

лицо, предъявляющее требования

процессуальный документ о вызове в суд

требование, которое истец предъявляет ответчику в судебном порядке на законных основаниях

лицо, предъявляющее требования

лицо, к которому предъявляются требования

урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного производства

лицо, способствующее осуществлению правосудия

требование, которое истец предъявляет ответчику в судебном порядке на законных основаниях

процессуальный документ о вызове в суд

Читайте также: