Конспект урока строитель своей души
Обновлено: 07.07.2024
Возникает вопрос: Как формировать исследовательские умения?
Я считаю, чтобы сформировать исследовательские умения необходимо использовать образовательные технологии. Например, технологию проблемно-диалогического обучения. Именно эта технология позволяет удивляться тайнам окружающего мира, испытывать радость творчества и восторг открытия, делиться своим открытием с другими. Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, который обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
1 прием: Предъявление ученикам противоречивых мнений.
Тема урока: Строитель своей души.
- Как понимаете эти фразы?
- Что вас удивило в этих фразах? (противоречивые мнения)
- Какой вопрос возникает?
(Проблемный вопрос: Может ли человек себя изменить?)
- Какие могут быть гипотезы?
- Как можно проверить эти гипотезы?
Ученики отвечают на вопросы, формулируют проблемный вопрос, высказывают гипотезы, обсуждают их проверку.
Работая в группе, дети извлекают информацию из текста, обмениваются информацией, отвечают на вопросы, заполняют таблицу, подтверждают гипотезу, таким образом, открывают новое знание, делают вывод.
Затем представитель от группы выходит и защищает свою версию.
Прием делится на два этапа: 1 этап – при помощи проблемной ситуации дети формулируют проблемный вопрос, 2 этап – поиск решения: выдвижение и проверка гипотез.
Таким образом, формируются исследовательские умения: видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, извлекать информацию, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи.
2 прием: Столкновение мнений учеников вопросом на новый материал
Тема урока: Правила поведения в школе.
- Вопрос был один?
- А сколько мнений?
- Чего мы еще не знаем? (Есть ли особые правила в 5 классе?)
Это и будет наш главный вопрос.
- Какие у вас есть гипотезы?
- Как их можно проверить?
Ученики отвечают на вопросы, формулируют проблемный вопрос, высказывают гипотезы, обсуждают их проверку.
Задайте вопрос: Как должен вести себя пятиклассник?
Запишите.
Обсудите в группе.
Сделайте вывод.
Представьте свои результаты.
Это прием столкновения вопросом, а может быть и практическим заданием. Опять просматривается 2 этапа: постановка вопроса и проверка гипотез.
Учащиеся формируют исследовательские умения: видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, проводить опрос, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.
3 прием: Противоречие между житейским представлением учащихся и научным фактом.
- Как понимаете это выражение?
- О каком долге говорится?
- Что думали сначала?
- А оказывается еще есть что?
- Какая будет тема урока?
- Что мы узнаем про долг?
- Что нужно для этого сделать?
- Где найти информацию?
Ученики отвечают на вопросы, формулируют проблемный вопрос, высказывают гипотезы, обсуждают их проверку.
Находят информацию в словаре, в учебнике.
Таким образом, формируются исследовательские умения: видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, извлекать информацию, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи.
4 прием: Противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.
(русские, татары, буряты, чуваши, осетины, чеченцы, мордва, башкиры)
- Вы смогли выполнить задание?
- В чем затруднение?
- Чего мы не знаем?
- Кроме костюмов, другие признаки народов есть?
- Какой вопрос возникает?
- Чем отличаются народы?
- Какие есть гипотезы?
Возникает еще один вопрос:
Какой? (Чем сходны все народы?)
- Назовите ваши версии?
- Я предлагаю проверить с помощью пословиц.
Прочитайте пословицы.
Ответьте на вопрос: какие нравственные качества осуждаются, а какие ценятся?
Сделайте вывод: подтверждается или опровергается гипотеза.
Представьте ваши результаты.
Сделаем вывод: образовательные технологии, в частности, технология проблемного диалога, позволяют сформировать исследовательские умения.
Применение проблемно-диалогической технологии позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и загадками. А исследовательский метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности в процессе учения. В конечном итоге дети приобретают умение учиться, и не только в школе.
Результативность применения технологии.
У учеников формируются такие личностные качества, как ставить себе цели, предвидеть, планировать, организовывать, осуществлять задуманное, оценивать, вносить коррекции в результаты деятельности.
1. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс, 5 класс. Учебники. – М.: Баласс, 2013 – 80с.
2. Вахтеров В.П. Избр. пед. соч. М., 1987.
3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя. – М., 2002. 168с.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.
1-я линия развития личности:
Объяснять понятия: поступок, привычка, характер.
Объяснять, какую роль играют книги, учителя и семья в становлении, воспитании и обучении человека.
2-я линия развития личности:
Определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать выбор.
Показать истоки правил морали в поведении разных людей.
Учить оценивать поступки людей с точки зрения их ролей в обществе.
Учить вести себя в соответствии с определённой ролью.
Учить делать выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.
Учить договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Оборудование :. карточки с опорными словами по теме, групповые рабочие листы.
Этапы урока
Формирование УУД
I .Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос. Вы все готовы?
О разном и о прочем?
О том ,что хорошо!
Вдруг будет интересно.
А о чём мы будем говорим вам подскажет сценка.
Заранее подготовленная группа учащихся инсценирует ситуацию, предложенную на стр. 30-31 учебника.
Учитель организует беседу:
– О чём ребята говорили?
– Какое противоречие у них возникло? (Они не уверены, что человек может себя изменить.)
-А неужели человек не может изменить себя?
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
II .Решение проблемы, открытие новых знаний.
Учитель предлагает учащимся высказать свои варианты ответа на этот вопрос.(Слайд 1)
- Вот мы об этом и поговорим. Поговорим?
Может ли человек себя изменить? ( Слайд 2)
– Ребята, каждый из вас по утрам ежедневно чистит зубы, завтракает и делает зарядку. А для чего вы это делаете? (Быть здоровым) А если это делать ежедневно многие годы у вас выработается ЧТО? (Привычка).
(Слайд 3) Посеешь привычку-______________(пожнешь характер). Закончите предложение.
– Обратите внимание на название текста на с. 32. На что оно похоже? (На пословицу.)
– Кто чаще всего является автором пословиц и поговорок? (Народ.)
– Что предлагается посеять? (Привычку.)
– Уточните значение этого слова по словарю в конце учебника. (Привычка – сформировавшееся действие, выполнение которого при определённых обстоятельствах стало потребностью человека.)
– А каждую ли привычку стоит посеять?
– Приведите примеры положительных привычек.
Чтение текста по цепочке.
– Сделайте вывод: от чего зависит появление тех или иных качеств человека?
-Ребята, одним из положительных привычек нашего класса является зарядка Сегодня мы с вами сделаем зарядку для правильной осанки.
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления.
IV .Актуализация личного опыта учащихся.
Работа в группах. Уточнение
необходимых условий для самовоспитания
-Ребята, в истории нашей Родины были очень много выдающихся людей, которые сумели свои хорошие привычки превратить в сильный характер. Может кто-то из вас знает таких людей?
Чтение текста учебника с соответствующим примером стр.34.
Об одном из таких людей вы самостоятельно прочитаете на стр.34.
- А ком вы прочитали? Вам понравилось?
А теперь вы поработаете в группах.
1 группе- пересказ по кругу (прочитанного текста.)
2 группе- выписать качества ,которые помогли Суворову добиться желаемых результатов.3 группе- составить синквейн к слову Суворов.
4 группе –работа с пословицами (выбрать подходящую к содержанию текста).
23 февраля мы будем поздравлять всех мужчин с праздником защитников Отечества. Наши мальчики тоже будущие защитники
Отечества. Девочки, чтобы наши мальчики стали настоящими защитниками Отечества что нужно им делать? А наш герой Александр Суворов хороший пример для подражания?
На примере А.Суворова мы можем ответить на главный вопрос урока?
(Человек может изменить себя, если…)
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе
V .Выражение решения проблемы.
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
VI .Домашнее задание по выбору учащихся
Презентация на тему: " Основы духовно–нравственной культуры народов России Светская этика СТРОИТЕЛЬ СВОЕЙ ДУШИ." — Транскрипт:
1 Основы духовно–нравственной культуры народов России Светская этика СТРОИТЕЛЬ СВОЕЙ ДУШИ
2 ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Добрые дела Спеши Без добрых дел Жизнь дана Доброе дело Доброе слово лечит, красят человека. делать добро. нет доброго имени. на добрые дела. питает и душу, и тело. злое – калечит.
3 Строитель души. Можно ли построить душу? Кто её строит? ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА
4 Душа – это сложное понятие из области философии, религии и психологии. Оно обозначает внутренний психический мир человека. ?
5 ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА Может ли человек себя изменить?
7 Приведите примеры ситуаций, когда вам приходилось себя изменять. Как вы думаете, а каждый ли человек должен себя изменять? Или многие люди уже рождаются с полным набором качеств личности, необходимых для жизни? РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
9 Дети учат своих детей быть аккуратными. Родители приучают к аккуратности своих детей…
11 1. Заметь свои недостатки и пойми, что именно надо изменить в себе. 2. Придумай, что надо делать, чтобы этого добиться. Придумай, как не забывать это делать: повесь памятку на холодильнике, попроси о помощи близких, посоветуйся с друзьями. 3. Главное и самое сложное – строго следуй принятому решению: каждый раз выполняй по памятке запланированные дела, слушай напоминания окружающих.
13 Школьник обычно начинает заниматься саморазвитием и самовоспитанием тогда, когда отдаёт себе отчёт в своих действиях и поступках. В 10–12 лет человек уже может добиться самостоятельно поставленной цели. В это время появляется способность оценить самого себя. И тогда возникает потребность в собственном совершенствовании. Например, ставится цель – преодолеть неграмотность, подтянуть успеваемость по русскому языку. Для этого нужно больше читать, в течение продолжительного времени ежедневно переписывать различные тексты на русском языке, запоминать правильное написание слов, разбираться в употреблении знаков препинания. Тогда со временем можно научиться без ошибок писать диктанты, изложения и сочинения.
15 РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ ЧТОБЫ СТАТЬ ЛУЧШЕ, НУЖНА СИЛА ВОЛИ
16 , если способен свои положительные и отрицательные качества и постоянно работать над может себя изменить, если положительные и отрицательные качества и постоянно работать над собой. Человек может себя изменить, если способен оценить самого себя, осмыслить свои положительные и отрицательные качества, постоянно работать над собой.
18 ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ На уроках природоведения Ирина Алексеевна просит учеников оценивать выполненные задания по алгоритму самооценки: 1. Какова была цель задания (что нужно было получить в результате)? 2. Выполнено ли задание (получен ли результат)? 3. Задание выполнено верно или с ошибкой? 4. Задание выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью? Ты решил и по другим предметам проверять и оценивать свою домашнюю работу по этому алгоритму. На уроке математики ты предложил Вере Алексеевне использовать его для самостоятельной проверки своих домашних заданий. Но учительница сказала, что сама будет их проверять и ставить отметки так, как считает нужным. Как поступить в этой ситуации, чтобы сохранить полезную привычку самостоятельно оценивать свою работу и уважительно отнестись к мнению учителя? Попробуйте придумать другую похожую жизненную задачу, с другой ситуацией столкновения интересов друзей.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Добрые дела
красят человека.
Спеши
делать добро.
Без добрых дел
нет доброго имени.
Жизнь дана
на добрые дела.
Доброе дело
питает и душу, и
тело.
злое – калечит.
Доброе слово лечит,
Душа – это сложное понятие из области
философии, религии и психологии.
Оно обозначает внутренний психический
мир человека.
?
3. Главное и самое сложное – строго следуй
принятому решению: каждый раз выполняй по
памятке запланированные дела, слушай
напоминания окружающих.
1. Заметь свои недостатки
и пойми, что именно надо
изменить в себе.
2. Придумай, что надо делать,
чтобы этого добиться.
Придумай, как не забывать
это делать: повесь памятку на
холодильнике, попроси о
помощи близких, посоветуйся
с друзьями.
ВРАЧ
– это человек,
посвящающий свои
знания и умения
предупреждению и
лечению болезней,
сохранению и
укреплению здоровья
людей.
СКУЛЬПТОР
– это
художник,
посвятивший себя
искусству скульптуры.
?
Как эти две профессии могут помочь создать
свой неповторимый внутренний мир?
СИЛА ВОЛИ
Саморазвитие
Самовоспитание
это сознательная работа над
собой для формирования тех
свойств и качеств, которые
нужны обществу и самому
человеку.
СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ
Человек может себя изменить, если способен
оценить самого себя, осмыслить свои
положительные и отрицательные качества и
постоянно работать над собой.
Человек может себя изменить, если способен
, если способен свои положительные и
оценить
самого
себя,работать
осмыслить
отрицательные
качества
и постоянно
над свои
может себя изменить, если
положительные ии
положительные
отрицательные
качества и постоянно
работать
над
отрицательные
качества
и постоянно
собой.
работать над собой.
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
На уроках природоведения Ирина Алексеевна просит учеников
оценивать выполненные задания по алгоритму самооценки:
1. Какова была цель задания (что нужно было получить в результате)?
2. Выполнено ли задание (получен ли результат)?
3. Задание выполнено верно или с ошибкой?
4. Задание выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью?
Ты решил и по другим предметам проверять и оценивать свою
домашнюю работу по этому алгоритму. На уроке математики ты
предложил Вере Алексеевне использовать его для самостоятельной
проверки своих домашних заданий. Но учительница сказала, что сама
будет их проверять и ставить отметки так, как считает нужным.
Как поступить в этой ситуации, чтобы сохранить полезную привычку
самостоятельно оценивать свою работу и уважительно отнестись к
мнению учителя?
Попробуйте придумать другую похожую жизненную
задачу, с другой ситуацией столкновения интересов
друзей.
Совет: заведите дневник, в
который вы будете записывать
свои достижения, пусть даже
самые маленькие, но
помогающие двигаться к
намеченной цели.
Читайте также: