Конспект урока строитель своей души

Обновлено: 07.07.2024

Возникает вопрос: Как формировать исследовательские умения?

Я считаю, чтобы сформировать исследовательские умения необходимо использовать образовательные технологии. Например, технологию проблемно-диалогического обучения. Именно эта технология позволяет удивляться тайнам окружающего мира, испытывать радость творчества и восторг открытия, делиться своим открытием с другими. Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, который обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

1 прием: Предъявление ученикам противоречивых мнений.

Тема урока: Строитель своей души.

- Как понимаете эти фразы?

- Что вас удивило в этих фразах? (противоречивые мнения)

- Какой вопрос возникает?

(Проблемный вопрос: Может ли человек себя изменить?)

- Какие могут быть гипотезы?

- Как можно проверить эти гипотезы?


Ученики отвечают на вопросы, формулируют проблемный вопрос, высказывают гипотезы, обсуждают их проверку.

Работая в группе, дети извлекают информацию из текста, обмениваются информацией, отвечают на вопросы, заполняют таблицу, подтверждают гипотезу, таким образом, открывают новое знание, делают вывод.

Затем представитель от группы выходит и защищает свою версию.

Прием делится на два этапа: 1 этап – при помощи проблемной ситуации дети формулируют проблемный вопрос, 2 этап – поиск решения: выдвижение и проверка гипотез.

Таким образом, формируются исследовательские умения: видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, извлекать информацию, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи.

2 прием: Столкновение мнений учеников вопросом на новый материал

Тема урока: Правила поведения в школе.

- Вопрос был один?

- А сколько мнений?

- Чего мы еще не знаем? (Есть ли особые правила в 5 классе?)

Это и будет наш главный вопрос.

- Какие у вас есть гипотезы?

- Как их можно проверить?


Ученики отвечают на вопросы, формулируют проблемный вопрос, высказывают гипотезы, обсуждают их проверку.


  1. Задайте вопрос: Как должен вести себя пятиклассник?

  2. Запишите.

  3. Обсудите в группе.

  4. Сделайте вывод.

  5. Представьте свои результаты.

Это прием столкновения вопросом, а может быть и практическим заданием. Опять просматривается 2 этапа: постановка вопроса и проверка гипотез.

Учащиеся формируют исследовательские умения: видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, проводить опрос, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.

3 прием: Противоречие между житейским представлением учащихся и научным фактом.

- Как понимаете это выражение?

- О каком долге говорится?

- Что думали сначала?

- А оказывается еще есть что?

- Какая будет тема урока?

- Что мы узнаем про долг?

- Что нужно для этого сделать?

- Где найти информацию?


Ученики отвечают на вопросы, формулируют проблемный вопрос, высказывают гипотезы, обсуждают их проверку.
Находят информацию в словаре, в учебнике.

Таким образом, формируются исследовательские умения: видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, извлекать информацию, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи.

4 прием: Противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

(русские, татары, буряты, чуваши, осетины, чеченцы, мордва, башкиры)

- Вы смогли выполнить задание?

- В чем затруднение?

- Чего мы не знаем?

- Кроме костюмов, другие признаки народов есть?

- Какой вопрос возникает?

- Чем отличаются народы?

- Какие есть гипотезы?

Возникает еще один вопрос:

Какой? (Чем сходны все народы?)

- Назовите ваши версии?

- Я предлагаю проверить с помощью пословиц.


  1. Прочитайте пословицы.

  2. Ответьте на вопрос: какие нравственные качества осуждаются, а какие ценятся?

  3. Сделайте вывод: подтверждается или опровергается гипотеза.

  4. Представьте ваши результаты.

Сделаем вывод: образовательные технологии, в частности, технология проблемного диалога, позволяют сформировать исследовательские умения.

Применение проблемно-диалогической технологии позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и загадками. А исследовательский метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности в процессе учения. В конечном итоге дети приобретают умение учиться, и не только в школе.

Результативность применения технологии.

У учеников формируются такие личностные качества, как ставить себе цели, предвидеть, планировать, организовывать, осуществлять задуманное, оценивать, вносить коррекции в результаты деятельности.

1. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс, 5 класс. Учебники. – М.: Баласс, 2013 – 80с.

2. Вахтеров В.П. Избр. пед. соч. М., 1987.

3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя. – М., 2002. 168с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.

1-я линия развития личности:

Объяснять понятия: поступок, привычка, характер.

Объяснять, какую роль играют книги, учителя и семья в становлении, воспитании и обучении человека.

2-я линия развития личности:

Определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать выбор.

Показать истоки правил морали в поведении разных людей.

Учить оценивать поступки людей с точки зрения их ролей в обществе.

Учить вести себя в соответствии с определённой ролью.

Учить делать выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.

Учить договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Оборудование :. карточки с опорными словами по теме, групповые рабочие листы.

Этапы урока

Формирование УУД

I .Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос. Вы все готовы?

О разном и о прочем?

О том ,что хорошо!

Вдруг будет интересно.

А о чём мы будем говорим вам подскажет сценка.

Заранее подготовленная группа учащихся инсценирует ситуацию, предложенную на стр. 30-31 учебника.

Учитель организует беседу:

– О чём ребята говорили?

– Какое противоречие у них возникло? (Они не уверены, что человек может себя изменить.)

-А неужели человек не может изменить себя?

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

II .Решение проблемы, открытие новых знаний.

Учитель предлагает учащимся высказать свои варианты ответа на этот вопрос.(Слайд 1)

- Вот мы об этом и поговорим. Поговорим?

Может ли человек себя изменить? ( Слайд 2)

– Ребята, каждый из вас по утрам ежедневно чистит зубы, завтракает и делает зарядку. А для чего вы это делаете? (Быть здоровым) А если это делать ежедневно многие годы у вас выработается ЧТО? (Привычка).

(Слайд 3) Посеешь привычку-______________(пожнешь характер). Закончите предложение.

– Обратите внимание на название текста на с. 32. На что оно похоже? (На пословицу.)

– Кто чаще всего является автором пословиц и поговорок? (Народ.)

– Что предлагается посеять? (Привычку.)

– Уточните значение этого слова по словарю в конце учебника. (Привычка – сформировавшееся действие, выполнение которого при определённых обстоятельствах стало потребностью человека.)

– А каждую ли привычку стоит посеять?

– Приведите примеры положительных привычек.

Чтение текста по цепочке.

– Сделайте вывод: от чего зависит появление тех или иных качеств человека?

-Ребята, одним из положительных привычек нашего класса является зарядка Сегодня мы с вами сделаем зарядку для правильной осанки.

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления.

IV .Актуализация личного опыта учащихся.

Работа в группах. Уточнение

необходимых условий для самовоспитания

-Ребята, в истории нашей Родины были очень много выдающихся людей, которые сумели свои хорошие привычки превратить в сильный характер. Может кто-то из вас знает таких людей?

Чтение текста учебника с соответствующим примером стр.34.

Об одном из таких людей вы самостоятельно прочитаете на стр.34.

- А ком вы прочитали? Вам понравилось?

А теперь вы поработаете в группах.

1 группе- пересказ по кругу (прочитанного текста.)

2 группе- выписать качества ,которые помогли Суворову добиться желаемых результатов.3 группе- составить синквейн к слову Суворов.

4 группе –работа с пословицами (выбрать подходящую к содержанию текста).

23 февраля мы будем поздравлять всех мужчин с праздником защитников Отечества. Наши мальчики тоже будущие защитники

Отечества. Девочки, чтобы наши мальчики стали настоящими защитниками Отечества что нужно им делать? А наш герой Александр Суворов хороший пример для подражания?

На примере А.Суворова мы можем ответить на главный вопрос урока?

(Человек может изменить себя, если…)

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и

жизненных речевых ситуаций

Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе

V .Выражение решения проблемы.

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

VI .Домашнее задание по выбору учащихся

Презентация на тему: " Основы духовно–нравственной культуры народов России Светская этика СТРОИТЕЛЬ СВОЕЙ ДУШИ." — Транскрипт:

1 Основы духовно–нравственной культуры народов России Светская этика СТРОИТЕЛЬ СВОЕЙ ДУШИ

2 ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Добрые дела Спеши Без добрых дел Жизнь дана Доброе дело Доброе слово лечит, красят человека. делать добро. нет доброго имени. на добрые дела. питает и душу, и тело. злое – калечит.

3 Строитель души. Можно ли построить душу? Кто её строит? ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА

4 Душа – это сложное понятие из области философии, религии и психологии. Оно обозначает внутренний психический мир человека. ?

5 ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА Может ли человек себя изменить?

7 Приведите примеры ситуаций, когда вам приходилось себя изменять. Как вы думаете, а каждый ли человек должен себя изменять? Или многие люди уже рождаются с полным набором качеств личности, необходимых для жизни? РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

9 Дети учат своих детей быть аккуратными. Родители приучают к аккуратности своих детей…

11 1. Заметь свои недостатки и пойми, что именно надо изменить в себе. 2. Придумай, что надо делать, чтобы этого добиться. Придумай, как не забывать это делать: повесь памятку на холодильнике, попроси о помощи близких, посоветуйся с друзьями. 3. Главное и самое сложное – строго следуй принятому решению: каждый раз выполняй по памятке запланированные дела, слушай напоминания окружающих.

13 Школьник обычно начинает заниматься саморазвитием и самовоспитанием тогда, когда отдаёт себе отчёт в своих действиях и поступках. В 10–12 лет человек уже может добиться самостоятельно поставленной цели. В это время появляется способность оценить самого себя. И тогда возникает потребность в собственном совершенствовании. Например, ставится цель – преодолеть неграмотность, подтянуть успеваемость по русскому языку. Для этого нужно больше читать, в течение продолжительного времени ежедневно переписывать различные тексты на русском языке, запоминать правильное написание слов, разбираться в употреблении знаков препинания. Тогда со временем можно научиться без ошибок писать диктанты, изложения и сочинения.

15 РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ ЧТОБЫ СТАТЬ ЛУЧШЕ, НУЖНА СИЛА ВОЛИ

16 , если способен свои положительные и отрицательные качества и постоянно работать над может себя изменить, если положительные и отрицательные качества и постоянно работать над собой. Человек может себя изменить, если способен оценить самого себя, осмыслить свои положительные и отрицательные качества, постоянно работать над собой.

18 ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ На уроках природоведения Ирина Алексеевна просит учеников оценивать выполненные задания по алгоритму самооценки: 1. Какова была цель задания (что нужно было получить в результате)? 2. Выполнено ли задание (получен ли результат)? 3. Задание выполнено верно или с ошибкой? 4. Задание выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью? Ты решил и по другим предметам проверять и оценивать свою домашнюю работу по этому алгоритму. На уроке математики ты предложил Вере Алексеевне использовать его для самостоятельной проверки своих домашних заданий. Но учительница сказала, что сама будет их проверять и ставить отметки так, как считает нужным. Как поступить в этой ситуации, чтобы сохранить полезную привычку самостоятельно оценивать свою работу и уважительно отнестись к мнению учителя? Попробуйте придумать другую похожую жизненную задачу, с другой ситуацией столкновения интересов друзей.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Добрые дела
красят человека.
Спеши
делать добро.
Без добрых дел
нет доброго имени.
Жизнь дана
на добрые дела.
Доброе дело
питает и душу, и
тело.
злое – калечит.
Доброе слово лечит,

Душа – это сложное понятие из области
философии, религии и психологии.
Оно обозначает внутренний психический
мир человека.
?

3. Главное и самое сложное – строго следуй
принятому решению: каждый раз выполняй по
памятке запланированные дела, слушай
напоминания окружающих.
1. Заметь свои недостатки
и пойми, что именно надо
изменить в себе.
2. Придумай, что надо делать,
чтобы этого добиться.
Придумай, как не забывать
это делать: повесь памятку на
холодильнике, попроси о
помощи близких, посоветуйся
с друзьями.

ВРАЧ
– это человек,
посвящающий свои
знания и умения
предупреждению и
лечению болезней,
сохранению и
укреплению здоровья
людей.
СКУЛЬПТОР
– это
художник,
посвятивший себя
искусству скульптуры.
?
Как эти две профессии могут помочь создать
свой неповторимый внутренний мир?

СИЛА ВОЛИ
Саморазвитие
Самовоспитание
это сознательная работа над
собой для формирования тех
свойств и качеств, которые
нужны обществу и самому
человеку.

СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ
Человек может себя изменить, если способен
оценить самого себя, осмыслить свои
положительные и отрицательные качества и
постоянно работать над собой.
Человек может себя изменить, если способен
, если способен свои положительные и
оценить
самого
себя,работать
осмыслить
отрицательные
качества
и постоянно
над свои
может себя изменить, если
положительные ии
положительные
отрицательные
качества и постоянно
работать
над
отрицательные
качества
и постоянно
собой.
работать над собой.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
На уроках природоведения Ирина Алексеевна просит учеников
оценивать выполненные задания по алгоритму самооценки:
1. Какова была цель задания (что нужно было получить в результате)?
2. Выполнено ли задание (получен ли результат)?
3. Задание выполнено верно или с ошибкой?
4. Задание выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью?
Ты решил и по другим предметам проверять и оценивать свою
домашнюю работу по этому алгоритму. На уроке математики ты
предложил Вере Алексеевне использовать его для самостоятельной
проверки своих домашних заданий. Но учительница сказала, что сама
будет их проверять и ставить отметки так, как считает нужным.
Как поступить в этой ситуации, чтобы сохранить полезную привычку
самостоятельно оценивать свою работу и уважительно отнестись к
мнению учителя?
Попробуйте придумать другую похожую жизненную
задачу, с другой ситуацией столкновения интересов
друзей.

Совет: заведите дневник, в
который вы будете записывать
свои достижения, пусть даже
самые маленькие, но
помогающие двигаться к
намеченной цели.

Читайте также: