Конспект урока составление иллюстрированных проектных обзоров техники по отдельным отраслям и видам

Обновлено: 05.07.2024

Техника – это совокупность приёмов работы, которые используются в какой-либо области деятельности человека.

Техника – созданные людьми инструменты, приспособления, механизмы, машины и устройства.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

2. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/О. А.Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Техникой также называют созданные людьми инструменты, приспособления, механизмы, машины и устройства. Техника – это также здания и сооружения, дороги и каналы. Техника – это средства транспорта и связи. К технике относят коммунальное бытовое оборудование, холодильники, кухонные и стиральные машины, пылесосы и другие. Также к технике относится и оборудование для личного пользования, например, шариковая ручка, парта и многое другое.

Техника может быть производственной и непроизводственной. Производственная техника – это техника промышленного и сельского хозяйства, например, комбайны, станки, машины на производстве. Производственная техника предназначена для создания материальных благ.

Непроизводственная техника – это техника, применяемая в науке, быту, образовании, культуре, спорте, медицине, военном деле, освоении космоса. Например, принтер, телефон, микроскоп и другие.

Чем сложнее техника, тем больше расходов требуется на её создание и совершенствование. Например, можно сравнить расходы на создание лопаты и экскаватора. Однако эти затраты полностью окупают себя, так как чем сложнее и совершеннее техника тем меньше затраты человеческого труда на производство продукции.

Современная техника освобождает человека от выполнения работ, требующих больших физических усилий, или монотонного труда, а также работ, протекающих во вредных и небезопасных для человека условиях.

Постоянное совершенствование техники и научно-технический прогресс способствуют повышению производительности труда и росту материального благосостояния людей.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выделите цветом все правильные ответы. Для чего создаётся техника?

Облегчить труд людей

Повысить эффективность производства

Увеличить расходы на производство

Повысить качество производства

Ответ: облегчить труд людей, повысить эффективность производства, повысить качество производства.

Фрагмент тематического плана курса технологии: № Разделы и темы программы Количество часов по классам 5 6 7 8 9 III раздел. Техника. 4 4 2 4 14 11 Техника и ее классификация 1 12 Рабочие органы техники 1 13 Двигатели и передаточные механизмы 1 14 Органы управления и системы управления техникой 1 15 Транспортная техника 8 16 Техническое конструирование и моделирование 2 2 2 2 17 Автоматы, роботы и перспективы робототехники 2 6

Техника (от греч. techne - искусство, мастерство, умение), совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества.

Средствами техники пользуются: - для воздействия на предметы труда при создании материальных и культурных благ, - для получения, передачи и превращения энергии, - исследования законов развития природы и общества, - передвижения и связи, - сбора, хранения, переработки и передачи информации, - управления обществом, - обслуживания быта, - ведения войны и обеспечения обороны.

Техническое устройство Простое (орудие труда) Сложное (техническая система) Инструмент Приспособление Аппарат Прибор Машина Агрегат

Инструмент – ТУ (техническое устройство), при помощи которого выполняется работа. Приспособление – ТУ, которое облегчает выполнение работы. Аппарат – ТУ, в относительно подвижных частях которого, происходят физические или химические процессы. Например, фотоаппарат, утюг, дирижабль. Прибор – ТУ, предназначенное для восполнения несовершенства, отсутствия или замены органов чувств человека. Например, термометр, хронометр, компас. Машина – сооружение (перевод с латинского), механизм или комплекс механизмов, предназначенный для выполнения или преобразования энергии. Агрегат – несколько собранных разнотипных машин, соединенных в целое для совместной работы, а также часть сложной машины, представляющая законченное целое. 1 2 3 4 5 6

Что такое машина? Машиной называется механизм или комплекс механизмов, предназначенный для выполнения или преобразования энергии.

Механизм (от греч. mechane – машина) – это устройство для передачи и преобразования движения. Оно представляет собой систему твёрдых тел (звеньев), в которой движение одного или нескольких тел (ведущих) вызывает определённое движение остальных тел системы.

Классификация машин. На современном этапе мир машин огромен и разнообразен, поэтому их подразделяют по функциональному назначению на 3 большие группы: Рабочие (I) Энергетические (II) Информационные (III) Машины, которые выполняют определенную работу, а соответственно, и преобразуют окружающий нас мир. Например, станочное оборудование, конвейер, лифт, транспорт Машины, которые преобразуют один вид энергии в другой. Например, электродвигатель, динамо-машина Машины, которые преобразуют один вид информации в другой. Например, компьютер, видеокамера

I. Исторически сначала появился класс рабочих машин, их 3 вида: Технологические Транспортные Транспортирующие Машины, которые преобразуют материалы Машины, которые перемещают грузы и пассажиров Машины, выполняющие принципиально ту же функцию, что и транспортные, но в пределах самой машины Примеры: станочное оборудование, ручной электрифицированный инструмент Примеры: все виды транспорта - авто, железнодорожный, морской, воздушный Примеры: конвейер, эскалатор, лифт, подъемный кран и др.

II. Машины, преобразующие энергию, появились позже рабочих и делятся на 2 вида: III. Класс информационных машин возник в ХХ в. Их назначение - преобразовывать один вид информации в другой. Примеры: магнитофон, компьютер, видеокамера. Машины-двигатели Машины-генераторы Преобразуют какой-либо вид энергии в механическое движение (вращение вала) Преобразуют механическое движение в какой-либо другой вид энергии Пример: электродвигатель Пример: ветряная мельница

Технологические машины можно подразделить следующим образом: машины сельскохозяйственные и лесохозяйственные,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Раздел 3. Техника. 5 класс Подготовила: Баранова Ирина Владимировна, учитель.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Раздел 3. Техника. 5 класс Подготовила: Баранова Ирина Владимировна, учитель.

Раздел 3. Техника. 5 класс Подготовила: Баранова Ирина Владимировна, учитель технологии МАОУ СОШ №28

Фрагмент тематического плана курса технологии: № Разделы и темы программы Кол.

Фрагмент тематического плана курса технологии: №Разделы и темы программыКоличество часов по классам 56789 III раздел. Техника.442414 11Техника и ее классификация1 12Рабочие органы техники1 13Двигатели и передаточные механизмы1 14Органы управления и системы управления техникой1 15Транспортная техника8 16Техническое конструирование и моделирование2222 17Автоматы, роботы и перспективы робототехники26

Фрагмент календарно-тематического планирования: № Тема урока Кол-во часов Эле.

Техника и ее классификация. Рабочие органы техники

Техника и ее классификация. Рабочие органы техники

Техника (от греч. techne - искусство, мастерство, умение), совокупность сре.

Техника (от греч. techne - искусство, мастерство, умение), совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества.

Средствами техники пользуются: - для воздействия на предметы труда при создан.

Средствами техники пользуются: - для воздействия на предметы труда при создании материальных и культурных благ; - для получения, передачи и превращения энергии; - исследования законов развития природы и общества; - передвижения и связи; - сбора, хранения, переработки и передачи информации; - управления обществом; - обслуживания быта; - ведения войны и обеспечения обороны.

Техническое устройство Простое (орудие труда) Сложное (техническая система) И.

Техническое устройство Простое (орудие труда) Сложное (техническая система) Инструмент Приспособление Аппарат Прибор Машина Агрегат

Инструмент – ТУ (техническое устройство), при помощи которого выполняется раб.

Инструмент – ТУ (техническое устройство), при помощи которого выполняется работа. Приспособление – ТУ, которое облегчает выполнение работы. Аппарат – ТУ, в относительно подвижных частях которого, происходят физические или химические процессы. Например, фотоаппарат, утюг, дирижабль. Прибор – ТУ, предназначенное для восполнения несовершенства, отсутствия или замены органов чувств человека. Например, термометр, хронометр, компас. Машина – сооружение (перевод с латинского); механизм или комплекс механизмов, предназначенный для выполнения или преобразования энергии. Агрегат – несколько собранных разнотипных машин, соединенных в целое для совместной работы, а также часть сложной машины, представляющая законченное целое. 1 2 3 4 5 6

Что такое машина? Машиной называется механизм или комплекс механизмов, предна.

Что такое машина? Машиной называется механизм или комплекс механизмов, предназначенный для выполнения или преобразования энергии.

Механизм (от греч. mechane – машина) – это устройство для передачи и преобраз.

Механизм (от греч. mechane – машина) – это устройство для передачи и преобразования движения. Оно представляет собой систему твёрдых тел (звеньев), в которой движение одного или нескольких тел (ведущих) вызывает определённое движение остальных тел системы.

Классификация машин. На современном этапе мир машин огромен и разнообразен.

Классификация машин. На современном этапе мир машин огромен и разнообразен, поэтому их подразделяют по функциональному назначению на 3 большие группы: Рабочие (I)Энергетические (II)Информационные (III) Машины, которые выполняют определенную работу, а соответственно, и преобразуют окружающий нас мир. Например, станочное оборудование, конвейер, лифт, транспортМашины, которые преобразуют один вид энергии в другой. Например, электродвигатель, динамо-машинаМашины, которые преобразуют один вид информации в другой. Например, компьютер, видеокамера

I. Исторически сначала появился класс рабочих машин, их 3 вида: Технологическ.

I. Исторически сначала появился класс рабочих машин, их 3 вида: ТехнологическиеТранспортныеТранспортирующие Машины, которые преобразуют материалыМашины, которые перемещают грузы и пассажировМашины, выполняющие принципиально ту же функцию, что и транспортные, но в пределах самой машины Примеры: станочное оборудование, ручной электрифицированный инструментПримеры: все виды транспорта - авто, железнодорожный, морской, воздушныйПримеры: конвейер, эскалатор, лифт, подъемный кран и др.

II. Машины, преобразующие энергию, появились позже рабочих и делятся на 2 вид.

II. Машины, преобразующие энергию, появились позже рабочих и делятся на 2 вида: III. Класс информационных машин возник в ХХ в. Их назначение - преобразовывать один вид информации в другой. Примеры: магнитофон, компьютер, видеокамера. Машины-двигателиМашины-генераторы Преобразуют какой-либо вид энергии в механическое движение (вращение вала)Преобразуют механическое движение в какой-либо другой вид энергии Пример: электродвигательПример: ветряная мельница

Технологические машины можно подразделить следующим образом: машины сельскохо.

Технологические машины можно подразделить следующим образом: машины сельскохозяйственные и лесохозяйственные;

машины для металлургической, горнодобывающей промышленности и строительства;

машины для металлургической, горнодобывающей промышленности и строительства;

машины для обработки пищевых продуктов, напитков и табака;

машины для обработки пищевых продуктов, напитков и табака;

машины для производства бумаги и картона;

машины для производства бумаги и картона;

транспортные машины;

двигатели, генераторы и трансформаторы электрические;

двигатели, генераторы и трансформаторы электрические;

устройства распределения электроэнергии и управляющее оборудование;

устройства распределения электроэнергии и управляющее оборудование;

оборудование медицинское, хирургическое и ортопедическое;

оборудование медицинское, хирургическое и ортопедическое;

приборы и устройства для измерений и проверки, часы и хронометры;

приборы и устройства для измерений и проверки, часы и хронометры;

станки, приборы и инструменты, оборудование серийное и специальное

станки, приборы и инструменты, оборудование серийное и специальное

строительная, дорожная техника;

строительная, дорожная техника;

вычислительная техника, оргтехника;

вычислительная техника, оргтехника;

бытовые машины.

Рабочий орган машин. Каждая машина имеет рабочий (исполнительный) орган, при.

Рабочий орган машин. Каждая машина имеет рабочий (исполнительный) орган, при помощи которого они выполняют полезную работу. Рабочие органы нужно приводить в движение, - значит, у машины должен быть двигатель. Движение от двигателя передаётся рабочим органам машины с помощью передаточных устройств (передаточных механизмов). Машина состоит из трёх основных частей: рабочего органа, двигателя и передаточного механизма.


Техническое конструирование и моделирование

Техническое конструирование и моделирование

Выступление учеников по теме «Новейшее устройство для обработки конструкционн.

Творческое задание Создать модель рабочих органов техники из деталей конструк.

Творческое задание Создать модель рабочих органов техники из деталей конструктора

Цели для ученика

  1. Узнать, что такое техника, машина.
  2. Какие бывают виды машин.
  3. Понять функции машин.

Цели для учителя

Образовательные: познакомить учащихся с основными понятиями: техника, техническое устройство, сформировать понятие о машине;

Развивающие: привить навыки четкого и правильного выражения своих мыслей, уметь анализировать, выделять главное, сравнивать; способствовать запоминанию основной терминологии;

Воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения к оборудованию, эстетических качеств личности.

урок формирования первоначальных знаний

Опорные понятия, термины

Машина, станки, приборы, инструменты, приспособления, бытовые устройства, транспортные средства,

Техника, техническое устройство, механизм

Промежуточный контроль, устные ответы, оценивание обучающихся за работу на уроке, самоконтроль

Подобрать загадки о технике, машинах, технических устройствах

Используемые методы, приемы, формы

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1) Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности

Приветствие учителя. Мотивация учащихся. Вводное слово.

- Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению.

Погружение в учебную ситуацию.

Коммуникативный метод, фронтальная форма работы

Коммуникативные: уметь организовывать и планировать деятельность в сотрудничестве

Обучающиеся прогнозируют деятельность на уроке

2) Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.

Показывает изображения различных машин, устройств, приборов, станков.

Подводит обучающихся к цели занятия.

- Обобщите названные устройства (техника).

- Какую цель вы поставите?

Рассматривают картинки, называют, что изображено. Обобщают.

Иллюстративный метод, фронтальная форма работы

Познавательные: умение строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, , уметь выдвигать предположения и и обосновывать.

имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

3) Выявление места и причины затруднений ( поиск новой информации, возникновение замысла )

- Что такое техника? (это машины, приборы, устройства)

- Почему техника бывает разной?

- От чего это зависит?

- Можем ли мы сразу рассказать о технике?

Отвечают на вопросы.

Подходят к выводу, что нужно познакомиться с классификацией машин.

Беседа, фронтальная форма.

обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы

Личностные: проявлять интерес к учебному материалу

Определяют сферу собственного знания и незнания

4) Построение проекта выхода из затруднения ( поиск способов решения задач )

- Перед вами лежат схемы-таблицы, которые мы будем заполнять.

Отвечают на вопросы:

- Мы должны знать, какой бывает техника.

Проблемный метод, фронтальная форма

Познавательные: умеют выявлять особенности материала в процессе её рассмотрения; формулировать выводы

Регулятивные: умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками; преобразовывать практическую задачу в познавательную

Принимают и сохраняют учебную задачу

5) Реализация построенного проекта ( практическая деятельность )

Рассказывает о видах машин с показом мультимедийной презентации.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками

Работают со схемами-таблицами, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации.

Осуществляют самоконтроль процесса понимания поставленной задачи, процесса выполнения задания в соответствии с предложенным планом деятельности

Словесно-иллюстративный рассказ, парная форма, самоконтроль

Познавательные: анализируют, систематизируют полученную информацию Коммуникативные: умеют согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников, учителя

Заполняют таблицу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей

Выполняют задание учителя

Познавательные: уметь структурировать знания и логически строить рассуждение.

Коммуникативные: принимают и сохраняют учебную задачу

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

Контроль по результату

Снятие напряжения, утомляемости

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( контроль и самооценка )

Объясняет задание, контролирует ход его выполнения, поддерживает работу групп.

- Итак, сегодня на уроке мы с Вами познакомились с новыми понятиями: техника, техническое устройство, машина, (Называя понятия учитель дает еще раз определения понятиям)
Учитель напоминает учащимся, что наука, занимающаяся изучением машин называется машиноведением, а отрасль занимающаяся производством, обслуживанием машин – машиностроения. В машиностроении трудятся много разных специалистов, среди них инженер (техник) – конструктор, технолог, токарь, литейщик, фрезеровщик, слесарь и др.

Учащиеся 1 группы выполняют задание на карточках А, учащиеся 2 группы выполняют задание карточках В, учащиеся 3 группы работают под руководством учителя – записывают определения в тетрадь.

Исследовательский метод, индивидуальная, групповая формы работы, разноуровневая

Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке

Применение знаний в ходе выполнения работы – задание по уровням сложности

8) Включение в систему знаний и повторение

Контролирует правильность выполнения задания

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство

Повторение и закрепление учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

9) Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов занятия)

Беседует с учащимися.
Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;
выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.

- Посмотрите на смайлик, который вы взяли в начале урока. Изменилось ли ваше настроение? У кого изменилось, возьмите соответствующий смайлик.

Высказываются о достижении целей урока.

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- анализ,
- синтез.

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия

Читайте также: