Конспект урока сочетание гласных с шипящими

Обновлено: 07.07.2024

Тема: Гласные пос ле шипящих. Правоп исание сочетани й жи - ши, ча - ща, чу - щу.

Цель: обобщить знания учащихся о пр авописании гласных после шипящи х.

- правила правописани я сочетаний жи - ши, ч а - ща, чу - щу;

- учить учащихся при менять полученные п равила на практи ке;

- понимать и прин имать учебную за дачу, решать ее под руководством уч ителя

- вырабатывать стремл ение к достижени ю высокого результата деяте льности

- использовать навыки сотрудничеств а для достиже ния цели

1. Орг. момент (общ ая организаци я учащихся, эмоциональный настр ой на работу).

Встали красиво, посмот рели на меня . Вдохнули, вы дохнули. Настроились на урок. Садитесь.

- Какой сейчас урок ? - Урок русско го языка. Что н ам понадобит ся на уроке? Пров ерьте, всё ли

Взяли грифель, пок азали, как прави льно держать гр ифель. Нашли строчку, на которой будем

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок объяснения нового материала

Тема: Сочетание гласных с шипящими.(слаид № )

1. Систематизации знаний учащихся о правописании гласных после шипящих, формировать умения правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, Продолжить формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости.

2.Обогащать словарный запас учащихся. Развивать у учащихся личностные качества самоконтроля и самооценки. Работать над развитием внимания, фонематического слуха, каллиграфически правильного почерка.

3. Воспитывать аккуратность, интерес учащихся к урокам русского языка. Прививать чувство ответственности за себя и своих ближних.

Оборудование:

Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальный, групповой, фронтальный.

I . Орг. Момент : Мотивация учебной деятельности .

Гулять сегодня некогда:

Мы заняты другим.

Пришли сегодня гости к нам

И вас мы удивим!

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадки,

И линейку не забудь:

Отправляемся мы в путь! Садитесь.

II .Артикуляционная гимнастика: .

III .Речевая зарядка.

-Начнём с упражнения на развитие речи и памяти. Я буду медленно повторять предложение 1 потом 2, а вы слушать и запоминать.

У старикам и старухи был котёнок черноухий,

Черноухий и белощёкий, белобрюхий и чернобокий.

-Сейчас повторим чистоговорку по частям, а потом хором. Повтор 1-3 учениками.

Словарная работа:

Черноухий- чёрное ухо

Белобрюхий – белый животик

Чернобокий- чёрный бок

ЗАПИШИТЕ: дату 16 октября. Классная работа.

IV . Минутка чистописания.

Интерактивная доска стр.

– Напишем красиво в тетрадях

прописные соединения букв : Ж-Ш, Ч-Щ

V.Словарная работа: (слаид № )

1. Загадка : Красна, сладка, душиста

Растет низко, к земле близко(земляника)

з е мл я ника (звуко-буквенный анализ) - 9б, 9зв, 4 гл, 5 согл, 4 слога. Земляничка, земляничка-

Красненькая невеличка,

Беленький цветочек

И тройной листочек.

Часто снится мне во сне

Слово пишем с буквой Е

Земляника- Травянистое растение с белыми цветками, дающее душистые кисло-сладкие ягоды розовато-красного цвета. Собирают землянику в лесу. Из земляники варят варенье.

Составьте предложение со словом земляника. ( В лесу созрела земляника ). Постройте схему предложения.

1.Объяснение нового материала.

-Сегодня мы на уроке будем формировать умения правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

– Ребята, сегодня мы с вами пройдём по улицам “Города Правил”.

Где живут “ЖИ” и “ШИ”.

Дайте характеристику согласных звуков

С какими гласными они дружат?

ЖИ-ШИ – всегда пиши

с гласной буквой “И”.

Далее идём по улице ЧА-ЩА.

– Дайте характеристику согласных [ч ], [щ].

ЧА-ЩА – неразлучные друзья.

Вспомните правило: звуки [ч], [щ] – мягкие, но в сочетаниях ЧА, ЩА пишется буква А.

Далее идём по какой улице?

В сочетаниях ЧУ-ЩУ пишется буква У.(Слайд № .)

Стихотворение (читают уч-ся).

С и пишу я жи и ши:

лыжи, мыши, малыши.

С а пишу я ча и ща:

роща, дача и свеча.

С у пишу я чу и щу:

щука, плачу и ищу.

Слоги эти заучу!

Интеративная доска стр.

- Прочитай текст, вставь пропущенные буквы.

Мы приехали на дач… . Дач.. была у леса. Весь день звуч.ли песни птиц. Слава Щ.кин пошёл на речку. Речка была ш.рокая. Над водой круж.лись ч.йки. Слава поймал щ.ку и двух лещей.

Чтение правила в учебнике с.45.

Упражнение для глаз. (слаид )

2.Работа с книгой с.44.Упр. №1.(разбор упр. по заданию).

3.Самостоятельное выполнение упр. в тетради.

Дополнительное задание по карточкам.

1. Работа над деформированным текстом.

чижи и стрижи Улетели --------- (Улетели чижи и стрижи).

саду В тишина. ----------(В саду тишина).

решил час я Через задачу-----------(Через час я решил задачу).

5.Групповая работа. (Собери из частей пословицы).

Умей дружбой людей насмешишь

Поспешишь дорожить

Молчание потехе час

Работе время гнев укрощает

Ласковое слово знак согласия

Не бросай друга в несчастье

VI .Закрепление материала .

1. Разгадайте кроссворд, в котором слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу и запишите эти слова в тетрадь. Слайд №

1.Что происходит по взмаху волшебной палочки?

2.Растение из огорода, кислое на вкус?

3.Белая холодная звездочка, тающая на ладошке?

1.Загадка из учебника математики, требующая решения?

2.Транспорт, живущий в гараже?

3. Хищная рыба, обитающая в реке?

Учитель называет слова: чай, пища, часы, свеча, щавель, чайник, роща, задача, пищать, туча.

VII .Итог урока :

- Чем занимались на уроке?

- Какие правила русского языка мы сегодня повторяли?

(дети читают стихи про сочетание гласных с шипящими)

В сочетаниях ЖИ, ШИ

Каждый должен точно знать.

Мы подружек ЧА и ЩА

В сочетаниях ЧУ, ЩУ

Правило запомни это.

- Что больше всего понравилось?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 048 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.12.2015 1725
  • DOCX 23.7 кбайт
  • 19 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Осипович Людмила Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цели: развивать умение писать слова с сочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ — ЩУ; развивать речь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать слова с сочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ и подбирать примеры слов с этими сочетаниями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквосочетания, в которых можно ошибиться.

1) Закипит — исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит,

— Эй, сними меня! — кричит. (Чайник.)

2) Где упрётся хвостом,

Станет дырка потом. (Шило.)

3) Весь век идёт Ерёмушка:

Ни сна ему, ни дрёмушки.

Шагам он точный счёт ведёт,

А с места всё же не сойдёт. (Часы.)

4) На четыре ноги Надевали сапоги.

Перед тем как надевать,

Стали обувь надувать. (Шины.)

Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом. (Лисички.)

— Объясните правописание слов.

III. Самоопределение к деятельности

Выборочный диктант

(Учитель диктует слова. Первый ряд записывает слова с сочетаниями ЖИ - ШИ, второй ряд — с сочетаниями ЧА - ЩА, третий ряд — с сочетаниями ЧУ — ЩУ.)

Щука, лыжи, машина, задача, чудо, тишина, чашка, щавель, чугун.

— Допишите по два слова с такими же сочетаниями. Расскажите правило.

Я грамотно писать хочу,

Все сочетания учу.

И ЖИ, и ШИ, и ЧА, и ЩА,

И ЧУ, и ЩУ, ЧК, ЧН.

Тогда всё будет без проблем.

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О написании слов с буквосочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ- ЩУ.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте. Что вы заметили? (Строки расположены не по порядку.)

— Расположите строки стихотворения в нужном порядке. Назовите автора этих строк. (С. Маршак.)

— Найдите слова с буквосочетаниями ЖИ — ШИ.

— Запишите стихотворение, расположив строки в правильном порядке.

— Сколько предметов называют данные слова?

— Как нужно изменить эти слова, чтобы они обозначали несколько предметов?

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

— Прочитайте. Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЧА или ЩА.)

— Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.

V. Физкультминутка

Одолела нас дремота,

Ну-ка, делайте со мною

Вверх, вниз, потянись,

Вот мы руки развели,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Ниже, дети, поклонитесь,

Не ленитесь, улыбнитесь.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Сколько предметов обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?

— Измените каждое предложение так, чтобы в них говорилось о нескольких предметах. (Трещат кузнечики. Стучат дятлы. Урчат лягушки. Пищат рябчики.)

— Запишите любые два предложения. Подчеркните известные вам буквосочетания.

— Дополните каждое предложение словами так, чтобы получились новые предложения.

— Какие скороговорки можно составить из данных сочетаний слов?

— Прочитайте скороговорки медленно. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорки быстро.

— Какие звуки они учат произносить?

— Написание каких буквосочетаний нужно запомнить? Подчеркните их.

2. Запись под диктовку

У Саши и Наташи живёт кот Рыжик. Он пушистый. Котик часто лежит на крыльце. Рыжик и малыши любят играть.

— Подчеркните сочетания ЖИ — ШИ.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Как пишутся сочетания ЖИ — ШИ?

— Прочитайте слова, которые составили.

(Самостоятельное выполнение задания.)

— Назовите слова, которые вы составили.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 4—6 на с. 58; СУ, задания на с. 59; Тр., задания на с. 63—65).)

VII. Рефлексия

— Как пишутся буквосочетания ЖИ — ШИ? Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЖИ — ШИ.

— Как пишутся буквосочетания ЧА — ЩА? Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЧА — ЩА.

— Как пишутся буквосочетания ЧУ — ЩУ? Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЧУ - ЩУ.

Цель: Формирование умения определять и различать на слух твёрдые и мягкие согласные в словах.

Цель: Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Коррекционно-образовательные: совершенствовать знания и умения обучающихся в различии твёрдых

и мягких согласных;

-способствовать коррекции недостатков развития мышления на основе дифференциации твёрдых и мягких согласных; развитие связной устной речи путём комментирования своих действий;

воспитывать положительную мотивацию учения.

Коррекционно-образовательные: формировать орфографические знания, умения и навыки на основе развития орфографической зоркости, систематизировать знания обучающихся о правописании гласных после шипящих, развивать умения распознавать в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

развивать речь обучающихся через обогащение словарного запаса, коррекция внимания, памяти на основе зрительного и слухового восприятия;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительную мотивацию учения.

Оборудование: Русский язык. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 2012г., предметные картинки, чудесный мешочек, карточки с именами, картинки с изображением дивана, скамейки.

Оборудование: Русский язык. Аксенова А.К., Н.Г.Галунчикова Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 2012г., Читай, думай, пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, часть 1. А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская., М., Просвещение, 2006., индивидуальные карточки.

I.Организационный момент

-Проверим готовность к уроку.

Откройте тетради, подпишите число.

I.Организационный момент

-Проверим готовность к уроку.

Откройте тетради, подпишите число.

II.Минутка чистописания

Дописать элементы, чтобы получились буквы и прописать их.

II.Минутка чистописания

Прописать: Жж, Чч, Щщ

-Сегодня на уроке будем учиться различать твердые и мягкие согласные.

-Продолжим закреплять написание слов со слогами жи-ши, ча-ща, чу-щу.

IV.Работа с учителем.

1)Чтение слогов на доске:

-Как произносится первый звук? Второй?

Твердые согласные подчеркиваем одной чертой, мягкие согласные двумя чертами.

2)Работа с правилом.

-Откройте учебники на стр. 77, прочитайте правило.

3) Разбор упр. 3 стр. 77

- Давайте соединим буквы, чтобы получились слоги. Прочитайте их.

IV.Самостоятельная работа

На индивидуальных карточках.

Вставить вместо точек букву:

V.Самостоятельная работа

Выполнение упр. 3 стр. 77

-Образуйте слоги, запишите их, Подчеркните твердые – одной чертой, мягкие согласные – двумя чертами.

V.Работа с учителем.

1)Проверка работы на карточках.

2) Разбор упр. 8 стр. 48

-Какие буквы надо вставить?

VI.Работа с учителем.

-Как произносится первый звук в ваших именах?

-На карточках написаны имена ребят, их надо рассадить на диванчик и скамеечку.

-Если слышите твердый согласный, то на скамеечку, если слышите мягкий согласный, то на диванчик.

Митя, Шура, Вова, Витя, Федя, Жора, Саша, Сеня, Петя, Коля.

2) Разбор упр. 2 стр. 77

-Назовите эти предметы одним словом.

-Произнеси первые звуки в словах и называй, какие они: твердые или мягкие.

VI.Самостоятельная работа.

-Спишите стихотворение в тетрадь, вставьте буквы, подчеркните пропущенные буквы.

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела и села.

Физкультминутка

VII.Самостоятельная работа.

Списать слова, подчеркнуть твердые согласные одной чертой, мягкие согласные двумя чертами.

VII.Работа с учителем.

-Откройте рабочие тетради на стр. 21, задание №2.

-Какие геометрические фигуры вы видите?

-Что на фигурах написано?

-Нужно соединить одинаковые фигуры и найти начало и конец слова: ландыши, задача, дружина, щука.

2)Разбор упр. 3 стр. 22

-Паук написал мухе письмо, прочитайте его.

-Найдите слова, в которых есть слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.

VIII. Работа с учителем.

-Достаем из мешочка предметную картинку и называем первый согласный: твердый или мягкий.

Читайте также: