Конспект урока скворцы белов
Обновлено: 05.07.2024
Тема: "Научиться любить, научиться делать добро". По рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы".
Эпиграф:
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Н. Тулупова.
- Познакомиться с главным героем рассказа В. И. Белова "Скворцы".
- Выяснить, чему может научить рассказ.
- Воспитывать в детях доброе отношение к близким, к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что нас окружает.
1. Портрет В. И. Белова, его произведения, список произведений.
2. Иллюстрация с изображением скворца, скворечник со скворцом.
3. Рисованный диафильм (на слайдах).
4. Закладки с изображением скворца.
5. Рисунки учащихся к данному произведению.
6. Грамзапись с голосами птиц.
7. Отпечатанные слова для словарной работы (на слайде).
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Если доброта живет на свете,
Радуются взрослые и дети.
И, конечно, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Учитель: Эпиграфом нашего урока являются слова Н.Тулуповой
"Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды",
а тема нашего урока "Научиться любить, научиться делать добро" (По рассказу В. И. Белова "Скворцы")
"Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку. Тихая моя Родина, ты все также врачуешь мою душу зеленой тишиной".
- Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова? (Добрый, любит Родину, природу, людей, свой дом).
Учитель: Эти слова принадлежат В. И. Белову, замечательному русскому писателю, автору рассказа "Скворцы".
II. Работа с портретом.
Учитель: Обратимся к портрету писателя. Какой это человек? Что можете сказать о писателе по его портрету: выражению лица, глазам, одежде?
(Лицо - круглое, морщинистое;
Лоб - высокий, широкий;
Борода - маленькая, аккуратная;
Рот - как бы приоткрывает;
Учитель: На лице пожилого человека - мудрость, морщинки у глаз и у носа;
Глаза устремлены на что - то, может быть, на свою землю, и он, возможно, хочет сказать: "Тихая моя родина, а ты все так же не даешь мне стареть и вручаешь душу своей земной тишиной".
III. Слово о писателе.
Василий Иванович Белов родился в 1932 году в деревне Тимониха Вологодской области, в крестьянской семье. Живет в Вологде. Он почти наш земляк. В литературу пришел как поэт, печатался в газетах, работал в колхозе, столяром в леспромхозе и на заводе в Перми, мотористом электростанции. Он пишет о деревне, о крестьянском хозяйстве, о простом человеке - труженике, о судьбе женщины - матери, их жизни, о деревенских ребятишках, о животных, о природе.
Учитель: Обращаю ваше внимание на список произведений писателя, с которыми вы можете познакомиться.
- Повести: "Деревня Бердяйка", "Привычное дело(1966).
- Юмористические рассказы и повести: "Бухтины вологодские".
- Сказка "Рыбацкая байка".
- Книга стихотворений "Деревенька моя лесная".
- Притча-шутка: "Прошла, матушка", "Рассказы о всякой живности".
- Сборник рассказов и повестей: "Знатное лето", "Речные излуки", "Тиша и Гриша".
IV. Постановка цели урока:
Учитель: Давайте вместе определим цель нашего урока.
- С кем мы должны познакомиться? (с главным героем)
- Что выяснить? (чему учит рассказ).
Слайд: "Цели урока".
Учитель: цель нашего урока:
- познакомиться с главным героем,
- выяснить, чему нас может научить рассказ.
Сегодня у нас урок необычный, и чтобы он прошел удачно, я хочу, чтоб у нас была доброжелательная атмосфера. Давайте будем трудиться сообща, слушать и стараться понять друг друга.
Первый вопрос вам: Кто главный герой произведения?
Проблемный вопрос: А почему рассказ о мальчике называется "Скворцы"? Мы должны выяснить это с вами в ходе урока.
V. Беседа по тексту. Слайд: "Павлуня на кровати".
- Кто такой Павлуня? Что мы о нем знаем? В какой семье он живет?
- Как родители относятся к мальчику?
- Любит ли Павлуня свой дом?
- О каком времени года говорится в произведении?
- Почему мальчик с нетерпением ждал отца с работы?
VI. Чтение наизусть отрывка. Слайд: "Павлуня и отец делают скворечник".
Первый ученик: Отец и Павлуня делают скворечник.
Слайд: " Отец ставит скворечник".
Второй ученик: Где они его установили? Каким получился скворечник?
VII. Работа с книгой.
Слайд: "Прилет двух скворцов"
- Какое состояние переживает Павлуня в эпизоде "Прилет скворцов". Подтвердите текстом рассказа, (стр. 146)
- Как понимаете значение слова "обомлел"?
- О чем беспокоится, тревожится Павлуня? ("А где же остальные будут жить?")
Слайд: "Два скворца в скворечнике"
- Каково было поведение скворцов? Чем они привлекали к себе внимание людей? Задание: зачитать только глаголы, (стр. 116-117).
Слайд: "Упавший скворечник"
- Обратимся к эпизоду "История со скворечником".
Какая произошла беда? Как писатель передает состояние и действия потрясенного чужой бедой мальчика (стр. 117, чтение учителем эпизода до слов "Тут Павлуня увидел скворечник. . . ").
- А что было потом? Задание: зачитайте последний абзац.
- Верите ли вы, что Павлуня выздоровеет, а скворцы прилетят завтра? О чем говорит последнее слово "завтра"?
Учитель: Надежда! Она остается. Автор дарит ее нам и героям. Мальчик обязательно вылечится, и скворцы прилетят.
Учитель: Пришло время ответить на главный вопрос нашего урока.
- Так почему рассказ о мальчике называется "Скворцы"?
IX. Составление синквейна.
Учитель: А теперь я хочу предложить вам необычное задание. Думаю, оно вам понравится. Синквейн (слово французское, означает "пять) - это стихотворение из пяти строк, то есть непросто стихотворение, а стихотворение, которое составляется по определенным правилам.
Задание: составить синквейн, охарактеризовав кратко главного героя рассказа.
X. Чтение синквейнов ребят и чтение синквейна учителя по слайду.
XI. Работа над лексическим значением слов.
Учитель: Вам была предложена исследовательская работа, и вы все были юными исследователями. Вам предложено было найти объяснение некоторым словам текста. Итак, какое лексическое значение имеют данные слова.
Слайд: "Лексическая работа"
(Репейник, пуд, отава).
XII. Как внимательно вы читали?
- Павлуня взглянул в окошко и увидел сосульку. А где намерзла эта сосулька? (на карнизе).
- На что она была похожа? (на штык)
- Было холодно, накапало. Откуда капало? (с застрехов).
- С чем сравнивается синее небо? (обложкой на новой тетради).
- Как звали фельдшера? (Иван Яковлевич).
- Кем был отец Павлуни? (трактористом). Кем была его мать? (колхозница).
- Чем пахло от рук отца? (трактором и снегом).
- Что принес отец домой с работы? (фильтр масляный).
- Когда стало темно в доме, что зажег отец? (десятилинейную лампу).
- Перечислите, какие инструменты занес отец в дом? (топор, ножовку, рубанок, долото, молоток).
- С какой веткой вошел отец Павлуни с улицы? (черемухи).
- Чем пахло от скворечника? (смолой).
- Как называется трава, которая глянула на свет? (отава).
- Как называлась черемуха, на которой висел еще первый скворечник в деревне? (Гурихина черемуха).
XIII. Проверка домашнего задания "Письмо Павлуне".
Учитель: У вас была возможность проявить свои творческие способности, раскрыться в слове. Дома вы писали письмо Павлуне с вашими мыслями о нем или пожеланиями. Давайте зачитаем некоторые письма.
Чему учит нас рассказ?
XV. Домашнее задание.
Учитель: Предлагаю написать продолжение рассказа: "Что ожидает героя завтра?".
Учитель: В одном из стихотворений есть такие строки:
У нас в краю тебе помогут птицы
Узнать, какие души у людей.
Оказывается, у птиц есть чутье, и они селятся только у добрых людей, где в семье лад. Так же, как и аисты. Предлагаю вам сделать подарок Павлуне, то есть построить скворечник для птиц, чтобы мы с вами знали, что дом для птиц готов.
Будьте внимательны друг другу, к окружающим вас людям, природе, спешите делать добрые дела и помните:
"Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды".
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока литературы "В.И.Белов. "Скворцы". 5-й класс
Тема: "Научиться любить, научиться делать добро".
( По рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы").
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Познакомиться с главным героем рассказа В. И. Белова "Скворцы".
Выяснить, чему может научить рассказ.
Развивать читательскую зоркость.
Воспитывать в детях доброе отношение к близким, к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что нас окружает.
1. Портрет В. И. Белова, его произведения, список произведений.
2. Иллюстрация с изображением скворца, скворечник со скворцом.
3. Рисованный диафильм (на слайдах).
4. Закладки с изображением скворца.
5. Рисунки учащихся к данному произведению.
6. Грамзапись с голосами птиц.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Если доброта живет на свете,
Радуются взрослые и дети.
И, конечно, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Учитель: Эпиграфом нашего урока являются слова Н.Тулуповой
"Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды",
а тема нашего урока "Научиться любить, научиться делать добро" (По рассказу В. И. Белова "Скворцы")
"Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку. Тихая моя Родина, ты все также врачуешь мою душу зеленой тишиной".
- Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова? (Добрый, любит Родину, природу, людей, свой дом).
Учитель: Эти слова принадлежат В. И. Белову, замечательному русскому писателю, автору рассказа "Скворцы".
II. Работа с портретом.
Учитель : Обратимся к портрету писателя. Какой это человек? Что можете сказать о писателе по его портрету: выражению лица, глазам, одежде?
(Лицо - круглое, морщинистое; Лоб - высокий, широкий; Борода - маленькая, аккуратная,
Рот - как бы приоткрывает; Интеллигентный - галстук;)
Учитель: На лице пожилого человека - мудрость, морщинки у глаз и у носа;
Глаза устремлены на что - то, может быть, на свою землю, и он, возможно, хочет сказать: "Тихая моя родина, а ты все так же не даешь мне стареть и вручаешь душу своей земной тишиной".
III. Слово о писателе.
Василий Иванович Белов родился в 1932 году в деревне Тимониха Вологодской области, в крестьянской семье. Живет в Вологде. Он наш земляк. В литературу пришел как поэт, печатался в газетах, работал в колхозе, столяром в леспромхозе и на заводе в Перми, мотористом электростанции. Он пишет о деревне, о крестьянском хозяйстве, о простом человеке - труженике, о судьбе женщины - матери, их жизни, о деревенских ребятишках, о животных, о природе.
Учитель: Обращаю ваше внимание на список произведений писателя, с которыми вы можете познакомиться.
Приложение - таблица с произведениями В.И. Белова.
Повести: "Деревня Бердяйка", "Привычное дело(1966).
Юмористические рассказы и повести: "Бухтины вологодские".
Сказка "Рыбацкая байка".
Книга стихотворений "Деревенька моя лесная".
Притча-шутка: "Прошла, матушка", "Рассказы о всякой живности".
Сборник рассказов и повестей: "Знатное лето", "Речные излуки", "Тиша и Гриша".
IV. Постановка цели урока:
Учитель: Давайте вместе определим цель нашего урока.
- С кем мы должны познакомиться? (с главным героем)
- Что выяснить? (чему учит рассказ).
Учитель: цель нашего урока:
- познакомиться с главным героем,
- выяснить, чему нас может научить рассказ.
Сегодня у нас урок необычный, и чтобы он прошел удачно, я хочу, чтоб у нас была доброжелательная атмосфера. Давайте будем трудиться сообща, слушать и стараться понять друг друга.
- Первый вопрос вам: Кто главный герой произведения?
Проблемный вопрос: А почему рассказ о мальчике называется "Скворцы"? Мы должны выяснить это с вами в ходе урока.
V. Беседа по тексту. Слайд: "Павлуня на кровати".
- Кто такой Павлуня? Что мы о нем знаем? В какой семье он живет?
- Почему мама поставила кровать ближе к окну?
- Как родители относятся к мальчику?
- Любит ли Павлуня свой дом?
- О каком времени года говорится в произведении?
- Почему мальчик с нетерпением ждал отца с работы?
VI. Чтение отрывка . Слайд: " Павлуня и отец делают скворечник".
- Почему история со скворечником занимает такое большое место в жизни Павлуни?
Слайд: " Отец ставит скворечник".
- Где они его установили? Каким получился скворечник?
- Какие детали говорят о том, как надежно был прикреплен скворечник?
- Можно ли догадаться о том, что значил для мальчика этот скворечник?
VII. Работа с книгой.
Слайд: " Прилет двух скворцов"
- Какое состояние переживает Павлуня в эпизоде "Прилет скворцов". Подтвердите текстом рассказа, (стр. 146)
- Как понимаете значение слова "обомлел"?
- О чем беспокоится, тревожится Павлуня? ("А где же остальные будут жить?")
Слайд : "Два скворца в скворечнике"
- Каково было поведение скворцов? Чем они привлекали к себе внимание людей? Задание: зачитать только глаголы , (стр. 116-117).
Слайд: "Упавший скворечник"
- Обратимся к эпизоду " История со скворечником".
Какая произошла беда? Как писатель передает состояние и действия потрясенного чужой бедой мальчика (стр. 117 , чтение учителем эпизода до слов "Тут Павлуня увидел скворечник. . . ").
- А что было потом? Задание: зачитайте последний абзац.
- Как можно оценить поступок Павлуни, отправившегося спасать скворцов?
- Верите ли вы, что Павлуня выздоровеет, а скворцы прилетят завтра? О чем говорит последнее слово "завтра"?
Учитель: Надежда! Она остается. Автор дарит ее нам и героям. Мальчик обязательно вылечится, и скворцы прилетят.
Учитель : Пришло время ответить на главный вопрос нашего урока.
- Так почему рассказ о мальчике называется "Скворцы"?
IX. Написание мини-сочинения.
Учитель : А теперь я хочу предложить вам необычное задание. Думаю, оно вам понравится.
- Что такое пословица? ( Краткое народное изречение с назидательным смыслом.)
Задание: Объясни смысл пословицы, используя материал рассказа В.Белова.
ПО ТЕЧЕНИЮ ТОЛЬКО ДОХЛАЯ РЫБА ПЛЫВЕТ.
БЕЗ ПРИЧИНЫ НЕТ КРУЧИНЫ.
X. Чтение мини-сочинений.
XI. - Как внимательно вы читали?
- Павлуня взглянул в окошко и увидел сосульку. А где намерзла эта сосулька? (на карнизе).
- На что она была похожа? (на штык)
- Было холодно, накапало. Откуда капало? (с застрехов).
- С чем сравнивается синее небо? (обложкой на новой тетради).
- Как звали фельдшера? (Иван Яковлевич).
- Кем был отец Павлуни? (трактористом). Кем была его мать? (колхозница).
- Чем пахло от рук отца? (трактором и снегом).
- Что принес отец домой с работы? (фильтр масляный).
- Когда стало темно в доме, что зажег отец? (десятилинейную лампу).
- Перечислите, какие инструменты занес отец в дом? (топор, ножовку, рубанок, долото, молоток).
- С какой веткой вошел отец Павлуни с улицы? (черемухи).
- Чем пахло от скворечника? (смолой).
- Как называется трава, которая глянула на свет? (отава).
- Как называлась черемуха, на которой висел еще первый скворечник в деревне? (Гурихина )
XII. Домашнее задание "Письмо Павлуне".
Учитель : У нас есть возможность проявить свои творческие способности, раскрыться в слове. Дома вам нужно написать письмо Павлуне с вашими мыслями о нем или пожеланиями.
- Чему учит нас рассказ ?
- Что ожидает героя завтра?
Учитель: В одном из стихотворений есть такие строки:
У нас в краю тебе помогут птицы
Узнать, какие души у людей .
- Оказывается, у птиц есть чутье, и они селятся только у добрых людей, где в семье лад. Так же, как и аисты. Предлагаю вам сделать подарок Павлуне, то есть построить скворечник для птиц, чтобы мы с вами знали, что дом для птиц готов.
- Какие советы – выводы мы можем сделать?
Будьте внимательны друг другу, к окружающим вас людям, природе, спешите делать добрые дела и помните:
Тема: "Маленький человек с большим сердцем".
по рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы".
Цели:
· познакомиться с главным героем рассказа В. И. Белова "Скворцы";
· развивать ассоциативное мышление, креативные способности, монологическую речь, умение работать в группе, познавательную самостоятельность
· развивать читательскую зоркость;
· воспитывать в детях доброе отношение ксвоимблизким, к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что нас окружает.
1. Портрет В. И. Белова, его произведения, список произведений.
2. Иллюстрация с изображением скворца, скворечник со скворцом.
3. Белые листы бумаги, фломастеры.
4. Музыкальное сопровождение.
Тема: "Маленький человек с большим сердцем".
по рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы".
познакомиться с главным героем рассказа В. И. Белова "Скворцы";
развивать ассоциативное мышление, креативные способности, монологическую речь, умение работать в группе, познавательную самостоятельность
развивать читательскую зоркость;
воспитывать в детях доброе отношение ксвоимблизким, к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что нас окружает.
Оборудование:
1. Портрет В. И. Белова, его произведения, список произведений.
2. Иллюстрация с изображением скворца, скворечник со скворцом.
3. Белые листы бумаги, фломастеры.
4. Музыкальное сопровождение.
1. Организационный момент.
На доске записаны высказывания В. Белова:
Звучит музыка
Каким представляется вам человек, который мог так о себе сказать?
(обращаюсь к записи на доске)
(чутким, добрым, искренним, он любит родину, природу, если он травинку не обидит, то и человека)
Он ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ.
Как вы понимаете значение этого слова?
Слово ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ будет главным на нашем уроке.
Постановка задачи урока. Актуализация знаний
- Качества, которые вы назвали, проявились в этом рассказе.
- Задача нашего урока – показать, как великий мастер слова сумел это сделать и заставил сопереживать с его героями.
В парке плакала девочка:
- Посмотри-ка ты, папочка,
У хорошенькой ласточки
переломлена лапочка, -
Я возьму птицу бедную
И отец призадумался,
потрясённый минутою.
И простил все грядущие
и капризы и шалости.
Милой, маленькой дочери,
зарыдавшей от жалости.
- Ребята, это стихотворение мне очень нравится. А вам понравилось?
- Чем, по-вашему, был потрясён отец девочки?
- Есть ли у вас любимые стихи, рассказы о природе, дружбе человека с братьями нашими меньшими?
- А Павлуня из рассказа Белова похож на героиню стихотворения И. Северянина и на тех, о ком вы сейчас рассказали?
4. Беседа по содержанию рассказа с элементами выборочного чтения.
- Павлунятяжело болен, он всю зиму не вставал с постели, доктор советует отвезти мальчика в областную больницу. Мир мальчика ограничен стенами комнаты. Мать переставляет кровать больного сына к окну. Что видит мальчик за окном? Прочитайте описание весны.
А) Чтение эпизода
- Включите воображение, закройте глаза и вспомните, что видит Павлуня?
(Павлуня видит синее небо и золотую сосульку, чёрные проталины на огороде, тёмные пятна на реке, которые сливаются в одно тёмное пятно.Это весна!)
- Какая главная примета наступления весны? (Прилёт скворцов).
- Как Павлуня с отцом готовятся к прилёту скворцов? (Отец Павлуни смастерил скворечник, Павлуня наблюдал за работой отца, а потом проверял скворечник на свет: нет ли щелей между дощечками, не будет ли холодно скворцам).
- Какое душевное качество раскрылось у Павлуни в этом эпизоде? Запишите с левой стороны листа, подумайте, каким фломастером?
- И вот накануне прилёта скворцов Павлуня видит сон. Какой?
Б) Звучит музыка. Выразительное чтение отрывка.
- Какими словами сумел передать автор любовь Павлуни ко всему живому?
- СЛОВАМИ РАДОСТИ.
Он радуется красоте летнего дня. Его всё радует: и солнышко, и травка, и речка).
- Какие черты характера Павлуни здесь проявляются? Запишите, каким фломастером?
( В его голосе слышна ДОБРОТА ко всему вокруг.А ещё НЕЖНОСТЬ и БЕРЕЖНОСТЬ).
- Какой эпизод вызвал чувство радости у Павлуни? ( Прилёт скворцов, ПАвлуня рад, что скворцы осматривают скворечник, который сделала его отец. Он счастлив. Счастье переполняет его душу).
- Запишите слово СЧАСТЬЕ, каким фломастером?
- О чём беспокоится, тревожится Павлуня? (Скворцов прилетело много, а скворечников в деревне всего два: их и ещё один на Гурихиной черёмухе.Но там старый, в нём будет холодно скворцам).
- Раскрылось ещё одно качество мальчика. Какое? ТРЕВОГА, БЕСПОКОЙСТВО.
- Ребята, уже в вашем возрасте бывает так, что в жизни случается беда, горе, приходят минуты огорчения. Запишите в правой стороне листа такие эпизоды в своей жизни, подумайте, каким фломастером.
- Какой случай всё изменил? Как повёл себя мальчик? Не забывайте, в каком состоянии он был. Запишите слова, которые отражают это состояние. Каким фломастером? (Тревога, беспокойство)
(Павлуня увидел, что ветром опрокинуло шест со скворечником на землю. Дома никого не было: ни мамы, ни папы. Тогда мальчик бросился на помощь скворцам).
- Как писатель передаёт состояние и действие встревоженного чужой бедой мальчика? ( с помощью глаголов)
- Каких? (похолодел, закричал, заметался, начал искать, отыскал, надел, выбрался, открыл, обогнул, заплакал, бросил).
- Почему здесь так много глаголов? ( Глаголы передают действия, движение. Они играют очень важную роль).
- Почему вы считаете, что глаголы здесь играют важную роль? ( Они передают, как он испугался. И как он преодолел своё состояние, чтобы помочь скворцам).
- Давайте зачитаем этот эпизод.
В) Чтение эпизода.
- Подумайте, правильно ли поступил мальчик? Вы бы смогли так?
- Павлуня очень болен, врач не разрешает ему вставать . Но когда он видит, что скворчатам некому помочь, он бросается им на помощь. Как? ( Он еле переставляет ноги, ковыляет, они его не слушаются, он дрожит от холода и горя. Он чувствует, что случилась беда, а потом видит осколки скорлупы).
- Жаль вам Павлуню, скворчат?
- А почувствовали ли вы отношение автора к мальчику? Докажите. (В голосе автора слышны любовь и нежность к Павлуне. Даже само имя мальчика – не Павел, не Паша, а нежное и ласковое – Павлуня).
- В чём мастерство писателя? ( Он сумел встревожить нашу душу. Павлуня очень добрый. Хочется, чтобы он выздоровел).
- Как автор вселяет в нас эту надежду?
Г) Чтение последнего предложения.
5. Закрепление сказанного. Выводы
- Павлуня очень добрый и мы его полюбили. Он может сделать много добрых дел. Сердце Павлуни отзывается на чужую боль. Это главное качество в человеке. Оно называется МИЛОСЕРДИЕ ( пишу на доске). Он любит всё живое и может прийти на помощь. У него доброе сердце.
- Павлуня – маленький мальчик, но сердце у него большое и доброе. Сколько в него вмещается заботы о других и любви.
6. Формулировка темы урока.
7. Рефлексия.
- Посмотрите в свои записи. А теперь возьмите фломастер и перечеркните всё то, что вызвало тревогу и боль при чтении рассказа и то, что было печальным в вашей жизни. Пусть оно уйдёт. А в жизни будут только светлые минуты.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Конспект урока литературы по рассказу
(Урок внеклассного чтения)
Мицура Татьяна Михайловна -
учитель русского языка и литературы
(высшая квалификационная категория),
стаж работы –30 лет.
Домашний адрес: ул. Южная д.14, кв.1, пос. Усть-Шоноша
Вельского района Архангельской области.
Тел: 8 921 815 60 03
Рабочий адрес: пер. Школьный д.2, пос.Усть – Шоноша
Вельского района Архангельской области
Урок внеклассного чтения.
Эпиграф: Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Цель: выяснить, какими нравственными качествами обладает герой произведения.
Задачи урока:
Общеобразовательная:
- понять мотивы поступка главного героя;
- выяснить, чему может научить рассказ.
Развивающая:
- развивать читательскую зоркость, связную речь обучающихся, творческие способности.
Воспитательная:
- воспитывать в детях доброе отношение к близким, к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что нас окружает.
Оборудование:
1.Портрет В.И.Белова, его произведения, список произведений.
2.Иллюстрации с изображением скворца и скворечника со скворцом.
3.Рисованный диафильм (на слайдах).
4.Закладки с изображением скворца.
5.Рисунки обучающихся к данному произведению.
6.Грамзапись с голосами птиц.
7. Слова для словарной работы (на слайде).
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, иллюстративный, исследовательский, самостоятельная работа.
Педагогические технологии: элементы технологии развития критического мышления, проблемного обучения, исследовательской технологии.
I. Вступление.
Учитель: Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Если доброта живет на свете,
Радуются взрослые и дети.
И, конечно, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Учитель: Эпиграфом нашего урока являются слова Н. Тулуповой:
«Доброта приносит людям радость
а тема нашего урока:
- Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова? (Добрый, любит Родину, природу, людей, свой дом).
II. Работа с портретом.
Учитель: Иногда достаточно посмотреть на человека, чтобы определить, какой он. Я предлагаю вам обратиться к портрету писателя и сказать, какой это человек? Что вы можете сказать о писателе по его внешности: выражению лица, глазам, одежде?
(Лицо – круглое, морщинистое;
Лоб - высокий, широкий;
Борода – маленькая, аккуратная;
Рот - как бы приоткрыт;
Интеллигентный – галстук;)
Учитель: На лице пожилого человека – мудрость, морщинки у глаз и у носа.
Василий Иванович Белов – русский советский писатель, лауреат Государственной премии СССР 1981 года. Родился в 1932 году в деревне Тимониха Вологодской области, в крестьянской семье. Жил в Вологде. Он почти наш земляк. Окончил литературный институт им.М.Горького в 1964 году. В литературу пришел как поэт, печатался в газетах, работал в колхозе, столяром в леспромхозе и на заводе в Перми, мотористом электростанции. Он пишет о деревне, о крестьянском хозяйстве, о простом человеке - труженике, о судьбе женщины – матери, их жизни, о деревенских ребятишках, о животных, о природе.
Учитель: Обращаю ваше внимание на список произведений писателя, с которыми вы можете познакомиться. Приложение 1
IV. Постановка цели и задач урока:
Учитель: Давайте вместе определим цель и задачи нашего урока.
- С кем мы должны познакомиться? (С главным героем).
- Как вы думаете, что мы с вами должны выяснить на уроке? (Чему учит рассказ, почему так поступил герой, какими качествами характера он обладает…).
Учитель: Цель нашего урока:
- познакомиться с главным героем;
- выяснить, какими нравственными качествами обладает герой произведения и чему нас может научить рассказ.
Сегодня у нас урок необычный, и чтобы он прошел удачно, я хочу, чтоб у нас была доброжелательная атмосфера. Давайте будем трудиться сообща, слушать и стараться понять друг друга.
Первый вопрос вам: Кто главный герой произведения?
V.Беседа по тексту.
- Кто такой Павлуня? Что мы о нем знаем? В какой семье он живет?
- Как родители относятся к мальчику?
- Любит ли Павлуня свой дом?
- Что видел Павлуня через окно? О каком времени года говорится в произведении? Зачитать.
- Почему мальчик с нетерпением ждал отца с работы?
VI. Чтение наизусть отрывков из рассказа.
Первый ученик: Отец и Павлуня делают скворечник.
Второй ученик: Каким получился скворечник? Где они его установили?
VII. Работа с книгой.
- Каково было поведение скворцов? Чем они привлекали к себе внимание людей? Задание: Зачитайте только глаголы, (стр.116-117).
- Подумайте: как можно оценить такое поведение мальчика?
-А что было потом?
Задание: Зачитать последний абзац.
Учитель: Надежда! Она остается. Автор дарит ее нам и героям. Мальчик обязательно вылечится, и скворцы прилетят.
VIII. Обобщение.
Учитель: Пришло время ответить на главный вопрос нашего урока.
IX. Составление синквейна.
Учитель: А теперь я хочу предложить вам необычное задание. Думаю, оно вам понравится. Синквейн (слово французское, означает «пять) – это стихотворение из пяти строк, то есть не просто стихотворение, а стихотворение, которое составляется по определенным правилам.
Задание: Составьте синквейн, охарактеризовав кратко главного героя рассказа.
X. Чтение синквейнов обучающихся и учителя.
Слайд 10 (Синквейн учителя).
XI.Работа над лексическим значением слов.
Учитель: В качестве домашнего задания группе ребят была предложена исследовательская работа, и все они были юными исследователями. Им необходимо было найти объяснение некоторым словам текста. Итак, заслушаем ребят и узнаем, какое лексическое значение имеют следующие слова?
Слайд 11(Карниз, штык, застреха, репейник, пуд, отава ).
XII. Проверка читательской зоркости обучающихся (Учитель читает вопросы, обучающиеся отвечают).
- Павлуня взглянул в окошко и увидел сосульку. А где намерзла эта сосулька? (На карнизе).
-На что она была похожа? (На штык).
-Было холодно, накапало. Откуда капало? (С застрехов).
- С чем сравнивается синее небо? (Обложкой на новой тетради).
- Как звали фельдшера? (Иван Яковлевич).
-Кем был отец Павлуни? (Трактористом). Кем была его мать? (Колхозница).
- Чем пахло от рук отца? (Трактором и снегом).
- Что принес отец домой с работы? (Фильтр масляный).
- Когда стало темно в доме, что зажег отец? (Десятилинейную лампу).
- Перечислите, какие инструменты занес отец в дом? (Топор, ножовку, рубанок, долото, молоток).
- С какой веткой вошел отец Павлуни с улицы? (С веткой черемухи).
- Чем пахло от скворечника? (Смолой).
- Как называется трава, которая глянула на свет? (Отава).
- Как называлась черемуха, на которой висел еще первый скворечник в деревне? (Гурихина черемуха).
XIII. Проверка домашнего задания.
XV. Домашнее задание.
XIV.Итог урока.
Учитель: Какими нравственными качествами обладает герой рассказа? (Доброта, милосердие, смелость…)
-Чему учит нас рассказ? (Любви ко всему окружающему, доброте, отношению к родителям, природе…)
XVI. Рефлексия.
- Сегодня я узнал(а)…
- Урок дал мне для жизни…
Учитель: Я вас благодарю за доброжелательную атмосферу на уроке, за умение слушать и слышать друг друга, за сотрудничество и хочу подарить вам закладки с изображением скворца. Приложение 2.
Учитель: В одном из стихотворений есть такие строки:
У нас в краю тебе помогут птицы
Узнать, какие души у людей.
Оказывается, у птиц есть чутье, и они селятся только у добрых людей, где в семье лад. Так же, как и аисты. Предлагаю вам сделать подарок Павлуне, то есть построить скворечник для птиц, чтобы мы с вами знали, что дом для птиц готов. Будьте внимательны друг другу, к окружающим вас людям, природе, спешите делать добрые дела и помните:
Слайд 12(Эпиграф к уроку)
«Доброта приносит людям радость
Спасибо за урок.
Список литературы.
1. Белов В.И. За тремя волоками: Повести; Рассказы; Очерки. М.: Художественная литература, 1989.
3.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва – 1960.
4.Сельский двор: Рассказы, отрывки из повестей. Составитель и автор предисловия И. Стрелкова. М.: Детская литература, 1984.
Читайте также: