Конспект урока родной русский язык 5 класс крылатые выражения

Обновлено: 05.07.2024

Ожидаемые результаты: учащиеся научатся распознавать устойчивые выражения, будут стараться их запоминать, чтобы обогатить свою речь, чтобы их речь была эмоциональной, логичной, лаконичной.

Ход занятия

1. Организационный момент

Добрый день, дорогие ребята, гости!
Встаньте ровно, потянитесь к солнышку! Возьмем у солнышка заряд бодрости, энергии, радостного настроения! Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Сегодня на занятие к нам пришли гости. Улыбнулись добрыми улыбками, у нас сегодня день улыбок. Садитесь, пожалуйста.

2. Проблемная ситуация (сценка)

(3 ученика вбегают после звонка в класс)
Учитель: Почему вы опоздали на занятие?
Ученик 1: Леша бегал по школе сломя голову, путался у всех под ногами, ему делали замечание. А он и глазом не моргнул и снова побежал, куда глаза глядят, только пятки сверкали.

Ученик 2: Да, а потом он упал, и у него из глаз искры полетели! Он вышел из себя, и никак не может успокоиться. А вот сейчас видите, у него глаза на мокром месте.
Ученик 3: Да, немало дров я наломал за эту перемену, Душа моя в пятки уходит - чувствую - не сносить мне головы!

Учитель: Я ведь русским языком говорила, что бегать по школе нельзя, а тебе, Алексей, все как об стенку горох. Садись, горе ты наше, луковое! А вы девочки молодцы, будьте и дальше с ним начеку!
- Ребята, а вам не кажется, что мы в нашем диалоге употребили какие-то необычные выражения?

- Что придало нашему диалогу особую выразительность?
- Мы использовали всем известные крылатые выражения!
3. Определение темы и целей занятия. Актуализация знаний

Учитель: Я думаю, вы догадались, какая тема занятия будет у нас сегодня? (Учащиеся называют тему занятия: "Крылатые слова или фразеологизмы")
- Ребята, с какой целью мы будем изучать эту тему? (Познакомиться с крылатыми выражениями и украсить свою речь)

- Действительно, русский язык богат выразительными средствами. Одно из средств – крылатые слова или фразеологизмы. Что такое фразеологизм?

Фразеологизм - устойчивое словосочетание, имеющее определенное лексическое значение

- Важно помнить, что крылатые выражения нужно использовать умело, то есть ко времени и к месту.
- Сегодня мы проведем занятие, на котором вы сможете вспомнить известные вам фразеологические обороты. Не будем откладывать дела в долгий ящик, прочитаем хором девиз нашего урока.

НЕ БИТЬ БАКЛУШИ! ВОРОН НЕ СЧИТАТЬ!
ЗАСУЧИВ РУКАВА – ГРАМОТНЕЕ СТАТЬ!

4. Работа по теме занятия (работа в группах)

Блиц-турнир "Быстро замени фразеологизм одним словом"

(По фразе для каждой группы)

  1. Рукой подать – близко.
  2. Делать из мухи слона – преувеличивать.
  3. Собаку съел – хорошо умеет делать. (знает)
  4. Во весь дух – быстро.

Давайте посетим фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов. При ответе покажите картинку животного.
Хитра как … Труслив как … Голоден как …
Надут как … Нем как … Упрям как … Ползет как …

5. Физминутка. Фразеологическая игра "Угадай и Покажи на себе"

  1. Его задирают, зазнаваясь. (нос)
  2. Они встают дыбом от ужаса (волосы)
  3. Он длинный и без костей. (язык)
  4. Ими щелкают от голода. (зубы)
  5. Они могут разбежаться, а могут слипаться от усталости. (глаза)
  6. Не белье, а их развешивают доверчивые люди. (уши)
  7. Ее можно долго ломать на контрольной (голова), но взять себя в них (в руки) и добиться успеха.

6. Творческая работа для групп

Учитель: А сейчас я предлагаю каждой группе выполнить творческое задание. Вы должны собрать из пазлов изображение фразеологизма. Наклеить его на лист и представить всему классу, объяснить его значение.

  1. Как курица лапой.
  2. Сесть в лужу.
  3. Витать в облаках.
  4. Лезть на рожон. (Защита каждой команды)

Итог занятия

1. Для чего нужны фразеологизмы?

2. А где можно найти значение фразеологизма? (ответы учащихся)

- Конечно в словаре. Если затрудняетесь объяснить значение фразеологических оборотов, на помощь вам придет "Школьный фразеологический словарь русского языка". (показ словаря)

Рефлексия

Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:

  • Работал засучив рукава
  • Работал в поте лица.
  • Поломал голову.
  • Не ударили лицом в грязь.
  • Не лезли за словом в карман.
  • Голова была на плечах.
  • Ловили все на лету.

- Ребята, дайте оценку нашему занятию.
- Что понравилось? Что вызвало затруднение?
- Ребята, достигли ли мы цель нашего урока?

Автор: Кузнецова Анна Валерьевна

Населенный пункт: Курская область, Октябрьский район, д. Ванина

Цели: ознакомление с устойчивыми сочетаниями слов, крылатыми выражениями и источниками их возникновения.

Личностные: умение анализировать собственную работу, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение.

Предметные: распознавать крылатые выражения, отличать их от фразеологизмов, уместно употреблять их в речи, выявлять образность русских устойчивых выражений.

Метапредметные: уметь оценивать результаты деятельности своей и чужой, систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

I. Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас с вами урок родного (русского) языка. С каким настроением вы пришли на урок? (учащиеся оценивают свое настроение используя смайлики разных цветов) Желаю вам такого же позитивного настроения до конца занятия!

II. Актуализация знаний

Какие слова произнесла щука?

Давайте обратимся к учебнику: упр. 61, стр. 59 и прочитаем текст (ученики читают по абзацу). Обратите внимание, что в тексте пропущен фрагмент.

Какие же чудеса совершались в сказке при помощи волшебных слов?

Какова основная мысль этого текста?

Итак, о чем же пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

(крылатые слова и источники их возникновения)

Какие цели мы поставим перед собой?

(Узнать, что такое крылатые слова и откуда они появляются)

(на слайде №2) Источники крылатых выражений:

-фольклор (сказки, былины);

- изречения исторических лиц.

Физминутка:

Вы, наверное, устали?

- Ну, тогда все дружно встали,

Вместе дружно повертелись

И за стол опять уселись!

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем:

- Один, два, три, четыре, пять.

И работать продолжаем!

«Делать нечего Илюше-

Известен ли вам данный фразеологизм? В каком значении он употребляется?

Знаком ли фразеологизм? В каком значении употребляется? Как появился?

«Чтоб завтра на концерте

Мы выступить смогли,

Костюмы нам достаньте

Учитель: О чем мы узнаем, когда знакомимся с историей возникновения фразеологизма? Знаем ли мы, кто автор? Есть ли разница между фразеологизмом и «крылатым выражением?

Распределите устойчивые выражения в два столбика:

1) крылатые слова; 2)фразеологизмы. Объясните значение одного из них и приведите пример употребления данного устойчивого выражения.

Это я, почтальон Печкин. Сесть в калошу. Зарубить на носу. А Васька слушает да ест. По щучьему велению. Спустя рукава. Остаться у разбитого корыта. У меня зазвонил телефон. Мороз и солнце, день чудесный! Бить баклуши. Ну, погоди! Заткнуть за пояс. Нам не страшен серый волк! Три девицы под окном. Сломя голову. Во все лопатки. Черепашьим шагом. Ребята, давайте жить дружно! (после проводиться проверка по эталону (слайд №6).

Сегодня мы с вами хорошо поработали!

Давайте подведем итог! С чем мы сегодня познакомились?

Что такое крылатые выражения? Для чего они нужны?

Что является источниками этих выражений?

Какие же вы молодцы!

Чтобы знать больше о таких выражениях, нужно обращаться к специальным словарям и справочникам крылатых слов и выражений, также есть еще достаточно много книг, которые помогут вам узнать много интересного, при изучении устойчивых выражений. (Круг чтения (слайд №7))

А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, используя соответствующий смайлик, и свое впечатление от данного урока.


Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня и получил за служенную оценку.


Урок был интересен, урок был в определенной степени полезен для меня.


Пользы от урока я получил мало, и не было интересно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

№ 72 РУС ЯЗ 5 КЛАСС

Крылатые слова (§ 34)

Це л и: - познакомить учащихся с крылатыми выражениями;

- указать на безграничные возможности великого, могучего русского языка;

- развивать речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, умение употреблять крылатые выражения в своей речи;

- воспитывать интерес, любовь к родному языку, гордость, любознательность,

Х о д у р о к а:

I .1)Проверка ДЗ. Упр 260 – фразеологизмы-синонимы.

2)Проверочная работа: подбор фразеологизмов, противоположных по смыслу данным.

Спишите в тетрадь записанные на доске фразеологизмы,

подберите к каждому из них фразеологизм, противоположный по смыслу:

(делать что-либо) через пень-колоду — засучив рукава;

(от чего-либо) сердце кровью обливается — душа поёт;

на стенку лезет — и ухом не ведёт;

птица высокого полёта — мелкая сошка;

не разлей вода — как кошка с собакой;

выйти из себя — взять себя в руки;

впитывает как губка — пропускает мимо ушей.

2. Развитие умения опознавать крылатые слова. Углубление знаний об источниках крылатых выражений.

1) Введение в новую тему.

Предлагаю послушать стихотворение.

Случилось, что в школе я правил не знал,

Молчал при опросе: воды в рот набрал .

Зато болтуну мы заметить не прочь:

- Не хватит ли воду-то в ступе толочь.

Не прочь и другому сказать невзначай:

Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего,

-У. Что использует поэт в своем стихотворении для большей выразительности?

-Д. Крылатые выражения. Какие выражения вы запомнили?
2) Информационный блок.

-Ребята, а много ли вы знаете крылатых выражений? (Нет)

-Я думаю, вы догадались, какая тема урока у нас? (Учащиеся называют тему занятия.)

-Ребята, с какой целью мы будем изучать эту тему? (Познакомиться с крылатыми выражениями и украсить свою речь.)

Действительно, русский язык богат выразительными средствами. Одно из средств – крылатые слова или фразеологизмы.

3)Упражнения 262—264 (без выполнения заданий после упражнений)

- встань передо мной, как лист пред травой;(Сивка-бурка)

- битый не битого везет;(Лиса и волк)

- по щучьему велению, по моему хотению.(По щучьему велению, по моему хотению)

- надут, как … (индюк)

- труслив, как…( заяц)

- неповоротлив, как …( медведь)

- Как вы понимаете отмеченные выражения?

Сколько лет…(сколько зим)

Идти нога…(в ногу)

Не по дням…(а по часам)

Мастер на все…(руки).

Простая истина

Живите ближнего любя!

Ведь это просто и понятно:

Не трудно выйти из себя , (лишиться самообладания, душевного равновесия, сильно раздражаться

А как войти потом обратно?

В жизни есть тропинки, есть пути…

Выбирай их очень осторожно!

Тяжело в доверие войти – ( чтобы верили и доверяли)

Выйти из него мгновенно можно!

- Какие фразеологизмы вы услышали?

III. Рефлексия. Прочитаем материал на полях учебника на с. 119. Можем ли мы привести свои примеры на каждое записанное положение?

IV . Домашнее задание.

Подготовить устный рассказ о появлении одного из крылатых выражений (предлагаем использовать примеры из упражнения 263).

Вы, конечно, замечали, что, кроме слов, для выражения наших мыслей мы используем и более сложные единицы языка – устойчивые сочетания слов. Можно, например, сказать так: у него денег много, а можно и так: денег у него куры не клюют. Или: снарядили его очень далеко, а можно сказать: послали его к черту на кулички.

Крылатые выражения – такие сочетания слов, в которых ничего нельзя заменить: ни какое-то слово, ни порядок этих слов. Их нельзя понимать буквально.

В нашей речи крылатые выражения, а их еще нередко называют фразеологизмами, используются в том виде, в котором они закрепились в языке. Может быть, кто-то назовет такие выражения?

III . Формирование знаний, умений, навыков.

В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить одним словом. Давайте попробуем это сделать:

Во весь дух - … (быстро)

Морочить голову - … (обманывать)

В час по чайной ложке - … (медленно)

Рукой подать - … (близко)

- Можно ли понимать эти выражения буквально?

Вот какое недоразумение может произойти, если их понимать буквально:

Замолчи, Петрусь, говорят!

Прикуси язык, говорят!

Он язык прикусил

И сильней заголосил!

- Что случилось с Петрусем?

- Почему это произошло?

Дело в том, что такие сочетания слов не просто наборы слов, а маленькие произведения народного творчества.

А теперь следующее задание: Я читаю стихотворение. Будьте внимательны и найдите в нем устойчивые обороты, запишите их и подумайте, что они означают.

а) Вешать можно на гвоздь

Полотенце и трость.

Лампу, плащ или шляпу,

И веревку, и тряпку.

Но никогда и нигде

Не вешайте носа в беде.

б) Оказался молодцом,

Смог осилить ношу,

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

в) За окном едва

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой – засучив рукава.

Из истории крылатых выражений.

Изучая историю русской фразеологии, мы углубляемся в историю народа. Фразеологизмы более, чем другие единицы языка, связаны с бытом, жизнью и верованиями народа.

Выражения спустя рукава и засучив рукава появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин 95 см, а у женщин на 40см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело работали – работают засучив рукава.

Хорошо нам известный оборот шиворот-навыворот родился в далекие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося барина сажали спиной вперед на старую лошаденку. Богатую одежду с расшитым воротником надевали наизнанку - шиворот-навыворот. В таком виде виноватого возили по улицам. И теперь мы говорим шиворот-навыворот, если оденемся не так. Но так можно сказать и не только об одежде, а еще и тогда, когда сделал что-то не так.

Все вы, конечно, слышали выражение кричать во всю Ивановскую. А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки, оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

Некоторые устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Многие вам

знакомы. Отгадайте, из каких сказок появились такие выражения?

По щучьему велению.

-Как вы понимаете эти обороты?

Поди туда - … (не знаю куда).

Скоро сказка сказывается - … (да не скоро дело делается).

Это все присказка, не сказка - … (сказка будет впереди).

-Как вы понимаете эти обороты?

Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких живот-

ных. Догадайтесь ( работа у доски).

Голоден как … (волк).

Труслив как … (заяц).

Неповоротлив как… (медведь).

Надут как … (индюк).

является по своему лексическому значению лишним, и составьте с ним предложение.

а) хоть пруд пруди

яблоку негде упасть

б) во все лопатки

в мгновенье ока

в) слово в слово

тютелька в тютельку

вилами на воде писано

комар носа не подточит

г) попасть впросак

попасть на седьмое небо

попасть в переделку

попасть в переплет.

Поссорились на перемене ребята, кричат друг на друга:

- Я тебе покажу, где раки зимуют!

- Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него

- Все сидишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами?

Тут дежурный как крикнет:

-Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки.

Кто сможет объяснить?

Что может быть беда.

В дым разругаетесь,

Потом – сгорите от стыда.

-Какие выражения встретились?

А теперь поработаем с текстом. (Текст у каждого на парте). Прослушайте текст, подумайте, какими словами из текста его можно озаглавить?

Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра.. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики оближешь. Словом, будет интересно, и мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел.

Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Сломя голову побежали домой собирать снасти. В назначенное время мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку.

- Итак, ваш вариант названия текста?

- Что означает это выражение?

- Какие еще выражения, употребленные в переносном значении, встретились в тексте? Запишите их в тетрадь.

IV . Итог.

Теперь, я думаю, ребята, вы имеете представление о том, что такое крылатые выражения, что за каждым из них скрывается интересная информация, сведения из истории нашего народа, о его жизни, культуре, обычаях.

А чтобы знать больше о таких выражениях, нужно обращаться к специальным словарям и справочникам, которые называются фразеологическими.

Вашим домашним заданием будет написание небольшого сочинения, в котором бы вы употребили несколько крылатых фраз или оформить материал по какому-нибудь крылатому выражению, раскрывающему еще одну страничку истории нашего народа.

- Попались на удочку?

- Что, уши развесили?

Читайте также: