Конспект урока речевая агрессия 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

- Наверно, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность.

- Мы много говорим о здоровье, но часто о физической его стороне, а ведь немаловажно и психическое здоровье. Психическое здоровье – это основа успешного развития личности.

Современный мир очень активен, быстро меняется, меняются жизненные ценности, нравственные нормы. Все чаще встречаются люди с повышенной тревожностью, раздражительностью, агрессивностью.

- Сегодня мы поговорим об агрессии, попробуем разобраться в этой серьезной проблеме, определим причины и последствия агрессивного поведения.

- На ваш взгляд, что такое “агрессия”?

Вот давайте попробуем расшифровать это слово.

Г – грубость, гнев

Я – я (как носитель агрессии)

В психологическом словаре приводится следующее определение: Агрессия – это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям.

С точки зрения ведущих учёных психологов, агрессия берёт начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Кроме того, в подростковом возрасте, в момент полового созревания, происходит повышение уровня тестостерона, что провоцирует агрессивное поведение. Однако исследования показывают, что воспитание и образование в значительной степени снижают склонность к насилию. Чем лучше воспитание и выше уровень образования, тем ниже уровень содержания тестостерона в крови, тем менее проявляется агрессивное поведение.

В смысле позитивности – негативности агрессия подразделяется на доброкачественную и злокачественную . Так доброкачественная агрессия способствует поддержанию жизни и является адаптивной. К доброкачественной агрессии относится самооборона, а также игровая агрессия (борьба, фехтование).

Недостаток приемлемой агрессии приводит к блокированию самоутверждения и самореализации к слепому подчинению и ненужной жертвенности. Доброкачественная агрессия необходима для разрушения устаревших образцов, норм, для проведения инноваций. Любая творческая деятельность подразумевает отрицание сложившегося порядка и установления новых правил, теорий, законов.

Твоя агрессивность – твоё личное дело до тех пор, пока оно не затрагивает других людей. Поэтому необходимо: осознать, что в тебе присутствует данное качество; понять, что с этим можно работать; научиться отрицательную энергию преобразовывать в положительную.

Посмотрите, по каким параметрам у вас идёт превышение нормы.

Процесс укрощения эмоций можно сравнить с укрощением диких лошадей. Их нельзя объезжать, предоставляя им полную свободу или, наоборот постоянно пользуясь кнутом. Обе крайности неизбежно приведут к неудаче. С одной стороны, нельзя раз и навсегда сказать себе, что все попытки приручить дикую лошадь ни к чему не приведут. С другой стороны – мы должны признать, что лошадь дикая, и проявлять терпение при её приручении. Но, вероятно, самое главное состоит в том, что она должна признать в нас своего укротителя.

Стратегии поведения в конфликтной ситуации

Тот, кто придерживается подобной стратегии в конфликте, не интересуется мнениями остальных и старается настоять на своем во что бы то ни стало. Внешне такое поведение часто выглядит агрессивным. Для достижения успеха при такой позиции необходимо иметь власть, в противном случае единственным следствием подобного поведения будет ухудшение взаимоотношений. Данная стратегия максимально эффективна в случае реальной внешней угрозы группе людей - в этом случае человек, настойчиво защищающий ее интересы, воспринимается как лидер и повышает свой статус.

Человек, придерживающийся этой позиции, делает вид, что конфликта для него не существует. Эта позиция эффективна в трех случаях:

1) если предмет разногласий не представляется человеку важным;

2) если ситуация может разрешиться сама собой;

3) если в настоящий момент нет условий для разрешения конфликта, но в будущем они могут появиться.

Также эта стратегия достаточно эффективна в случае эмоционального конфликта (но, к сожалению, редко встречается).

Как разрядить негативные эмоции?

А если вы проведёте выходной день катаясь на лыжах или коньках, то поймаете сразу трёх зайцев: занятие спортом, общение с природой и работа с дыханием. Причём акцентировать внимание на дыхании, в данном случае, нет необходимости, оно будет произвольным.

А сейчас выполним ряд упражнений на снятие эмоционального напряжения.

1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите пять раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

2. Слегка помассируйте кончик мизинца.

3. Постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточить внимание на дыхании. На счёт 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперёд, а грудная клетка неподвижна). На следующие четыре счёта дыхание задерживается. Затем плавный выдох на счёт 1-2-3-4-5-6. И опять задержка дыхания на счёт 1-2-3-4. Уже через 3-5 минут вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойнее.

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.

Задачи семинара:

дать теоретическую информацию педагогам о причинах речевой агрессии;

отработать навык по применению приемов контроля над агрессией слова;

дать рекомендации по улучшению взаимодействия с детьми и подростками.

Целевая группа: педагоги.

Ход семинара:

Введение 15 мин

Объявление темы, введение.

Теоретическая часть 30 мин

Понятие, причины речевой агрессии

Речевая агрессия педагога

Формы проявления речевой агрессии

Приемы контроля над речевой агрессией

Практическая часть 30 мин

Общая продолжительность: 1 ч 15 мин.

Объявление темы

Приветствие

Участникам предлагается, сидя в кругу, рассказать о своем настроении, ассоциируя его с погодой, книгой, цветом и т.д.

Теоретическая часть.

Понятие, причины речевой агрессии

Речевая агрессия – это обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой форме.

Причины речевой агрессии

ответная реакция на агрессию

в обществе пропагандируется атрибут сильной уверенной личности

замещение физической агрессии

детский коллектив (отрицательный опыт)

Речевая агрессия – широко распространенное явление в среде детей и подростков.

Подростки, склонные к речевой агрессии, в целом не оценивают свое речевое поведение как агрессивное.

Речевая агрессия педагога

Как непроизвольная реакция педагога на возникшую раздражающую ситуацию; чаще всего выступает своеобразной защитной реакцией.

Как осознанная целенаправленная реакция.

Последствия речевой агрессии педагога

У детей и подростков снижается самооценка, возникает неуверенность в себе.

Педагог невольно вырабатывает у детей ответную агрессивную реакцию.

Создается, сначала, негативное отношение к самому агрессору, а затем это негативное отношение переносится на все общество, которое педагог представляет.

Основные формы проявления речевой агрессии

Приемы контроля над речевой агрессией

Молчание в ответ на агрессивное высказывание.

Отказ от продолжения общения (отвернуться уйти).

Продолжение общения в спокойном ровном тоне.

Переключение внимания - предполагает попытку отвлечь собеседника от агрессивного намерения, перевести разговор на другую тему.

Предложить интересное увлекательное задание (игра).

Открытые словесные порицания. Предполагает устранение открытой, явно выраженной речевой агрессии.

Шутка не должна быть обидной.

Должна быть понятной.

Учитывать индивидуальные особенности детей и подростков (чувствительность).

Убеждение – разъяснение детям и подросткам правил дисциплинированного поведения.

Внушение – косвенные убеждения, является более мягким, скрытым, менее обидным для адресата.

Указание на отрицательные последствия речевой агрессии.

Профилактическая беседа .

Целесообразно проводить в том ситуации, если имел место конкретный случай речевой агрессии со стороны ребенка, а не потому что, данный ребенок вообще отличается склонностью к речевой агрессии.

Практическая часть

Психолог: Сейчас мы с вами попробуем попрактиковаться в отработке использования приемов контроля над речевой агрессией. Для этого мы объединимся в две команды. Каждая команда получит ситуацию конфликта. Ваша задача, путем совместного обсуждения, указать форму проявления агрессии в данной ситуации, разрешить её путем использования какого-либо приема контроля над агрессией.

9. Отработка навыка использования приемов на практике:

Педагоги обсуждают свои варианты. По истечении 15 минут парламентер от каждой команды говорит, что у них получилось.

10. Обратная связь

Что нового узнали? Всё ли было понятно? Будете ли применять предложенные приемы на практике, если не будете, то почему?

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по теме "Противостоять агрессии" 8 класс

ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Дзержинское территориальное управление

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 50 г. Волгограда

Аттестуемый социальный педагог

Шевченко Елена Александровна

направленного на развитие коммуникативной культуры общения и поведения у подростков

Цель : создание условий для развития коммуникативной культуры поведения подростков, умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.

Информировать обучающихся об агрессии и агрессивном поведении.

Изучить причины возникновения агрессии.

Обобщить знания о культуре понимания проблемы агрессии, возможных путях её преодоления .

Оборудование: проектор, бумага, авторучка, клубок ниток.

Продолжительность занятия – 40 минут.

Цели и задачи этапа

Цель: создание условий для активизации обучающихся к участию в предстоящем занятии.

1.привлечь внимание обучающихся к проблеме воспитания детей с агрессивным характером;

2. раскрыть участникам занятия актуальность данной темы.

- Очень часто настроение зависит от того как тебя поприветствовали с утра (и было ли это вообще).

- У вас сейчас есть возможность вернуться обратно в сегодняшнее утро. Представьте, что вы входите в здание школы и встречаетесь друг с другом. Поприветствуйте друг друга так, чтобы получилось тепло и радушно, как вам хотелось бы. Чтобы поприветствовали вас.

(обучающиеся выполняют упражнение).

Участника занятия сидят полукругом

Данное упражнение особенно ценно в начале занятия потому что способствует созданию благоприятной обстановки, доверительно-уважительных отношений между участниками занятия

Цель: ознакомление обучающихся с причинами и последствиями агрессивного поведения, способами преодоления негативных эмоций

1.информировать обучающихся об агрессии и агрессивном поведении;

2.выявить разницу между агрессивным состоянием и агрессивным действием;

Время – 25 минут

- Давайте подумаем, чем отличается друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие?

После того как обучающиеся представили свои формулировки понимания агрессивного состояния человека, специалист подводит итог вышесказанному, а также знакомит обучающихся с видами агрессивных реакций

Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда другим людям.

Психологи выделяют несколько видов агрессивных реакций:

- физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;

- вербальная – выражение негативных чувств через словесное содержание (угрозы, проклятия) и через форму (визг, крик);

- косвенная – агрессия ни на кого не направлена;

- раздражение – готовность, при малейшем возбуждении, к проявлению негативных чувств (вспыльчивость, грубость);

- обида – зависть и ненависть к окружающим за реальные и вымышленные действия;

- подозрение – недоверие или убеждать в том, что другие люди планируют и приносят вред;

- негативизм – открытое проявление недовольством чем-либо, кем-либо.

Ведущий: Давайте порасуждаем о том, как человек проявляет свою агрессию? Какие причины провоцируют вашу агрессивность?

(обучающиеся выполняют упражнение)

После этого обучающие по желанию зачитывают свои записи.

Ведущий задаёт обучающимся следующие вопросы:

Каковы на Ваш взгляд последствия агрессивного поведения?

От чего же накапливается агрессия в течение школьного дня?

(просмотр обучающимися видеоролика)

Совместное обсуждение видеоролика.

Обучающиеся отвечают на вопросы:

Какие чувства вы испытывали во время просмотра?

Ведущий: Сейчас я вас познакомлю со способами преодоления агрессии, вы убедитесь, что можно выплеснуть свою агрессию, не раздражаясь на окружающих.

Когда Вам плохо, когда гнев пытается вырваться наружу, когда вы хотите избавиться от пугающих воздействий обиды, подозрительности, раздражения, представьте свечу, в пламени которой сгорает все плохое, прислушайтесь к шуму воды, открыв кран представьте, как вода смывает всю злость и агрессию, очищая Вашу душу.

(обучающиеся сидя в полукруге выполняют данное упражнение с элементами тренинга)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Речевая агрессия Учебник -русский родной язык 8 класс Автор:О.М.Александрова.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Речевая агрессия Учебник -русский родной язык 8 класс Автор:О.М.Александрова.

Речевая агрессия Учебник -русский родной язык 8 класс Автор:О.М.Александрова Выполнила презентацию : Кравченко О.С.


Различают активную речевую пассивную речевую агрессию агрессию оскорбление .

Различают активную речевую пассивную речевую агрессию агрессию оскорбление , унижение, насилие отказ разговаривать с другим человеком

Игнорирование речевой агрессии: не реагировать на бестактность в свой адрес.

Переключение внимания — другой известный прием предупреждения или свертывания.

Амортизация – особый способ свертывания речевой агрессии. Частной разновиднос.

Амортизация – особый способ свертывания речевой агрессии. Частной разновидностью этого приема можно считать самоиронию – комическое усиление негативного смысла высказывания в собственный адрес; согласие с обвинениями как с доблестями: – Что ты на себя напялил?! Ты же ужасно одет! – Да! Конечно! Полностью с тобой согласен! От меня вообще люди на улице шарахаются и пальцем показывают! Отметим, однако, что амортизация словесного удара эффективна только в том случае, если высказывание не содержит насмешки над адресатом. В противном случае создается впечатление издевки, и враждебность лишь провоцируется или усиливается. Такая тактика может рассматриваться как оборонительная, защитная, но никак не устраняющая речевую агрессию.

Прямое порицание агрессивных высказываний- это словесное пресечение. Это наиб.

Прямое порицание агрессивных высказываний- это словесное пресечение. Это наиболее жесткий из всех приемов: Да что вы такое говорите ?! Я глубоко возмущена этими словами ! Кто вам дал право вам хамить? Твое поведение просто недопустимо!

Назови прием , который проиллюстрирован Игнорирование

Назови прием , который проиллюстрирован Игнорирование

Слушай, мне тут в голову пришло … Переключение внимания

Слушай, мне тут в голову пришло … Переключение внимания

Твое поведение просто недопустимо! Прямое порицание

Твое поведение просто недопустимо! Прямое порицание

5 Тестов на агрессию Что вы первым увидели на изображении?

5 Тестов на агрессию Что вы первым увидели на изображении?


Почему люди ссорятся?

Почему люди ссорятся?

Ухо — 0 Змея — 1 Перо — 0 Нож — 1 Щетка — 0 Зубы — 1 Лестница — 0 Ножи — 1 Но.

Краткое описание документа:

Презентация у уроку русского родного языка в 8 классе , автор учебника О.М.Александрова

Читайте также: