Конспект урока развития речи работа над изложением

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: пластинка с записью голосов птиц, иллюстрации птиц.

Ход урока

I. Организационный момент

Подготовка к уроку, цель урока, запись числа.

II. Вступительная беседа

Прежде, чем объявить тему нашего изложения, я предлагаю послушать голоса. Послушайте и ответьте, кому они принадлежат? (Прослушивается фонограмма с голосами птиц).

Верно, это голоса птиц. Хотя за окнами у нас ещё лежит снег, но не за горами то время, когда и наш отдаленный край оживет. Природа откроет для человеческого взора всю свою прелесть, земля наденет новый наряд, зацветет, зазеленеет. И в лесах начнется бурная деятельность по выведению и воспитанию нового поколения птиц и зверюшек.

А тема нашего изложения - “Пусть птица выводит птенцов!” (Запись учащимися в тетради).

(Чтение учеником стихотворения А.Яшина.)

Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых
Просто диву даешься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах
Пусть ответит толково
И, гляди, удивится:
Птичье царство, и только?
Ну, дрозды, ну синички.
Просто птички - и только,
Где запомнишь все клички!

(Открывается часть доски с рисунком дерева и сидящими на ветках птицами). Посмотрите на дерево, сколько у нас гостей. Ну, а как вы их узнали, я сейчас проверю. Отгадайте загадки:

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)

Мать отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду, -
Чужим сбуду.
(Кукушка)

Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит.
(Соловей)

Летом за пахарем ходит.
А под зиму с криком уходит.
(Грач)

Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями,
Ну, а зовут меня….
(Скворец).

Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения.
(Жаворонок)

Среди деревьев кузнецы куют.
(Дятел)

III. Работа над изложением

1. Знакомство с текстом (чтение учителем).

Пусть птица выводит птенцов!

Ребята отправились с лесником в лес убирать хворост. Он остался от зимней рубки леса.

Хорошо в эту пору в лесу! Лес казался прозрачным. Он умылся весенней водой. Мелкие ручейки торопливо прокладывают себе дорогу. Ветки осин украсились длинными сережками. Зазеленели молодые березки. Первые листочки переливаются на солнце.

Мальчики добрались до вырубки. На краю вырубки была большая куча хвороста. Вдруг что-то захлопало, зашумело. Из хвороста вылетела большая пестрая птица. Внизу было гнездо. Там лежали крупные светлые яйца.

Лесник поправил гнездо и повел ребят на другой конец вырубки. Пусть птица выводит птенцов!

  • О каком времени года говорится?
  • Что на это указывало, какие слова?
  • Объясните значения выражений: лес казался прозрачным, умылся весенней водой, украсились длинными сережками?
  • Зачем ребята отправились в лес?
  • С кем они столкнулись в лесу?
  • Как поступил лесник?
  • Какова основная мысль текста?

3. Работа над составлением плана.

На сколько смысловых частей можно разделить текст?(4 части)

Записали слово “план”.

1. На помощь леснику. Отправились убирать, от рубки.
2. Природа оживает. Казался прозрачным, умылся.
3. Неожиданная находка. Что-то захлопало, зашумело, внизу.
4. Птенцы спасены. Поправил, повел.

4. Запоминание текста и пересказ по частям (в каждой части работа над синонимами).

Русский язык очень богатый, и некоторые слова можно заменять близкими по значению - синонимами.

1 часть - отправились, остался.

2 часть - прокладывают, украсились, переливаются.

3 часть - добрались, вылетела, лежали.

5. Орфографическая подготовка (на доске).

Объясните подчеркнутую орфограмму.

6. Чтение текста учителем последний раз.

Напоследок, перед тем как вы начнете писать, мне бы хотелось зачитать вам такие строки:

Я надеюсь, что после нашего урока, вы будете еще добрее и нежнее относиться к нашей природе, беречь ее.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Аксаитово МР Татышлинский район

Конспект урока по русскому языку в 3-м классе.

Развитие речи. Изложение

Мингараева Ильсияр Шарифулловна

учитель начальных классов

Продолжать работу над развитием умения писать изложения по составленному плану;

Развивать орфографическую зоркость учащихся;

Воспитывать бережное отношение к природе, любви к ней, учить охранять природу.

Оборудование: пластинка с записью голосов птиц, иллюстрации птиц.

I. Организационный момент

Подготовка к уроку, цель урока, запись числа.

II. Вступительная беседа

Прежде, чем объявить тему нашего изложения, я предлагаю послушать голоса. Послушайте и ответьте, кому они принадлежат? (Прослушивается фонограмма с голосами птиц).

Верно, это голоса птиц. Хотя за окнами у нас ещё лежит снег, но не за горами то время, когда и наш отдаленный край оживет. Природа откроет для человеческого взора всю свою прелесть, земля наденет новый наряд, зацветет, зазеленеет. И в лесах начнется бурная деятельность по выведению и воспитанию нового поколения птиц и зверюшек.

А тема нашего изложения - “Пусть птица выводит птенцов!” (Запись учащимися в тетради).

(Чтение учеником стихотворения А.Яшина.)

Мы безмерно богаты

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых

Просто диву даешься.

Но спросите иного,

Что он знает о птицах

Пусть ответит толково

И, гляди, удивится:

Птичье царство, и только?

Ну, дрозды, ну синички.

Просто птички - и только,

Где запомнишь все клички!

(Открывается часть доски с рисунком дерева и сидящими на ветках птицами). Посмотрите на дерево, сколько у нас гостей. Ну, а как вы их узнали, я сейчас проверю. Отгадайте загадки:

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

Мать отца не знаю,

Но часто называю.

Детей знать не буду, -

Он серенький на вид,

Но пеньем знаменит.

Летом за пахарем ходит.

А под зиму с криком уходит.

Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями,

Ну, а зовут меня….

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворения.

Среди деревьев кузнецы куют.

III. Работа над изложением

1. Знакомство с текстом (чтение учителем).

Пусть птица выводит птенцов

Ребята отправились с лесником в лес убирать хворост. Он остался от зимней рубки леса.

Хорошо в эту пору в лесу! Лес казался прозрачным. Он умылся весенней водой. Мелкие ручейки торопливо прокладывают себе дорогу. Ветки осин украсились длинными сережками. Зазеленели молодые березки. Первые листочки переливаются на солнце.

Мальчики добрались до вырубки. На краю вырубки была большая куча хвороста. Вдруг что-то захлопало, зашумело. Из хвороста вылетела большая пестрая птица. Внизу было гнездо. Там лежали крупные светлые яйца.

Лесник поправил гнездо и повел ребят на другой конец вырубки. Пусть птица выводит птенцов!

2. Беседа по содержанию.

О каком времени года говорится?

Что на это указывало, какие слова?

Объясните значения выражений: лес казался прозрачным, умылся весенней водой, украсились длинными сережками?

Зачем ребята отправились в лес?

С кем они столкнулись в лесу?

Как поступил лесник?

Какова основная мысль текста?

3. Работа над составлением плана.

На сколько смысловых частей можно разделить текст?(4 части)

Записали слово “план”.

План1. На помощь леснику. Отправились убирать, от рубки.

2. Природа оживает. Казался прозрачным, умылся.

3. Неожиданная находка. Что-то захлопало, зашумело, внизу.

4. Птенцы спасены. Поправил, повел.

4. Запоминание текста и пересказ по частям (в каждой части работа над синонимами).

Русский язык очень богатый, и некоторые слова можно заменять близкими по значению - синонимами.

1 часть - отправились, остался.

2 часть - прокладывают, украсились, переливаются.

3 часть - добрались, вылетела, лежали.

5. Орфографическая подготовка (на доске).

Объясните подчеркнутую орфограмму.

Лесником, казался, водой, зеленели, вылетела, рубки, березки.

6. Чтение текста учителем последний раз.

Напоследок, перед тем как вы начнете писать, мне бы хотелось зачитать вам такие строки:

Ни за что не в ответе

Словно самую малость,

Нам на этой планете

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем

Не щадим, не жалеем.

Я надеюсь, что после нашего урока, вы будете еще добрее и нежнее относиться к нашей природе, беречь ее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Обобщить знания о построении текста – повествования; развивать умения определять тему и идею текста; формировать умение составлять план текста с учетом типа речи.

Задачи: Учить выделять тему текста, его основную мысль.

Учить составлять план текста.

Учить внимательно относиться к русскому языку.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент. Приветствие.

1.Приветствие.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Будем правильно писать,
Будем много - много знать.

2.Слово – инструктаж.

- Давайте проверим с вами готовность к уроку. Сегодня нам понадобится черновик, пенал, тетрадь для контрольных работ.

3.Актуализация уже имеющихся знаний умений и навыков.

- Что такое текст?

(текст - это законченное речевое произведение, состоящее из нескольких последовательных и связанных между собой предложений).

- Что такое тема текста?

(то, о чём говорится в тексте)

- Что мы понимаем под ключевыми словами?

(слова, по которым можно восстановить текст)

- А что называют опорными словами?

(слова, которые связывают предложения в тексте, относятся к теме и выражают её)

- Какие виды связи предложений в тексте вы знаете?

- Как доказать, что в тексте цепная связь?

II.Ознакомление с текстом. Определение темы и основной мысли.

- Прочитайте рассказ, по которому мы будем писать изложение.

- О чем вы узнали из этого рассказа?

- Определите тему рассказа.

- Как бы вы озаглавили текст?

- Что вам особенного запомнилось и почему?

- Прочтите те места, которые хотелось бы передать близко к тексту.

Ребята предлагают названия, выбирают более удачное, записывают его.

Учебник развития речи

III.Составление плана.

Варианты выполнения задания:

А) в паре или самостоятельно с последующей проверкой ( по желанию учащихся)

Б) под руководством учителя или самостоятельно.

Вариант работы под руководством учителя:

- Прочитайте вводную часть. О чем из нее вы узнали?

- Подбери к ней заголовок.

- О чем говориться во второй части?

- Как озаглавим ее?

- Прочитайте третью часть. Что из нее узнали?

- Перечитайте основную часть текста. Как дальше развивались события?

- Что главное в этой части? Как ее озаглавить?

- Подумайте, какой пословицей можно закончить текст. Вы сами запишите ее в конце своего текста.

- Прочитайте план, который у вас получился. Расскажите по нему текст.

О том, как папа с Сережей сделали кормушку.

Кормушка под окном.

Сергей сыпал в кормушку корм.

Варианты учащихся. Рассуждения.

Учащиеся вспоминают пословица и записывают их.

Рассказ текста по самостоятельно составленному плану.

IV. Физкультминутка

На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)
А теперь поднимем ручки,
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)
Мы на стулья сядем вместе,
Вновь возьмёмся за дела.

Учащиеся выполняют упражнения.

V. Орфографическая подготовка.

- Прочитайте слова, на правописание которых нужно обратить внимание.

Запись на доске:

К…рмушка, с…дились, в…р…бьи, б…льшой, см…лее, п…т…хоньку.

Сып…л, не подл…тали, сл…тат…ся, делали, проя…тят.

- Найдите слова на другие правила.

- Найдите в тексте предложения с запятыми, объясните их расстановку.

Чтение слов и выполнение задания.

Запись слов на доске.

VI. Перечитывание текста

- Прочтите текст еще раз про себя.

VII. Запись изложения оп плану

- Начинаем записывать изложение на черновик по составленному вами плану.

Запись изложения в черновик по плану

VIII. Проверка написанного текста.

Переписывание текста на чистовик.

Итоги урока.

- Проверьте, соответствуют ли части текста плану. Проверьте знаки в конце предложений.

- Проверьте правильность написания слов, прочитывая их по слогам.

- Расскажите, из каких частей состоит текст – повествование.

- Какую роль выполняют вводная и заключительная части?

- На этом наш урок закончен. Если есть желание, то можете зачитать свои творения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: развивать умение передавать содержание текста, строить предложения и точно употреблять слова в речи.

Конспект урока русского языка

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: развивать умение передавать содержание текста, строить предложения и точно употреблять слова в речи.

Задачи урока:

Образовательные:

- Научить грамотному изложению текста с опорой на вопросы;

- Формирование орфографических навыков;

-Воспитывать любовь к животным;

- Развитие речи учащихся;

- Развитие умения раскрывать тему и основную мысль текста;

-Способствовать развитию коммуникативных умений;

-Развивать мыслительные операции.

Планируемые результаты:

-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия;

-Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;

Метапредметные:

-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-Формирование умения осознанно строить речевое высказывание и составлять ответ на вопрос в устной и письменной форме;

-Развитие представления о связи между предложениями;

-Развитие умения передавать содержание текста в соответствии с поставлен-ными вопросами;

-Применение орфографических правил и правил постановки знаков препина-ния при записи собственных текстов;

1.Организационный момент

2. Самоопределение к деятельности

- Сегодня мы будем учиться писать изложения.

- О ком будет наше изложение, узнаем, отгадав загадки:

Мордочка усатая

Шубка полосатая

Часто умывается

А с водой не знается?(Кот)

- Правильно, это кот.

- И другая загадка:

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.(Собака)

- Молодцы! Значит, о ком будет рассказ?

3. Работа по теме урока

а) Знакомство с текстом (чтение текста учителем, у учащихся карточки с текстом на партах):

У Коли жил кот Барсик. Однажды с полки упала игрушка. Это была собака. Кот испугался и спрятался под шкаф. Коля завёл игрушку. Собака слала вертеть головой.

Барсик взял игрушку и понёс её на кухню. Там в чашке было молоко. Кот решил покормить собаку.

Молоко текло по лапкам и усам собаки.

Барсик был рад.

- Интересный рассказ? Понравился он вам?

- Хорошо, а теперь давайте выясним: кто из действующих лиц живой, настоящий, а кто – игрушка?

- У кого дома есть кот?

- Он играет с игрушками?

- Был у вас такой случай?

б) Вторичное чтение – вполголоса.

Задание перед чтением:

- На сколько частей разделён текст? Почему?

в) Чтение вслух, по частям, анализ.

- У кого жил Барсик?

- Что случилось однажды?

-Что это была за игрушка?

- Что произошло с котом?

- Что сделал Коля?

- Что стала делать игрушка?

- Что сделал Барсик с игрушкой?

- Что было на кухне?

- Что решил сделать кот?

- Пила ли игрушка молоко?

- Как к этому отнёсся Барсик?

- Почему он радовался?

- Кто сможет пересказать текст? (2-3 ученика разного уровня)

4. Физкультминутка

Мы по улице гуляем

Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)

Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево-вправо.)

Вот четыре буквы:

Мы читаем все подряд. (Хлопокруками спереди-сзади.)

Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево-вправо.)

Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.)

Фрукты. Пряники. Халва.(Шагаем на месте.)

5. Орфографическая подготовка

- Давайте посмотрим на текст.

- Почему слова Коля и Барсик всегда написаны с большой буквы?

- А вот слова кот, собака, игрушка – как будем писать? Почему?

- Найдём слова, в которых есть сочетания жи–ши, ча–ща. Кто скажет правило?

- (На доске карточки со словами)

1 группа слов: кот, игрушка, шкаф, чашка, лапка, рад.

- Читаем эту группу слов. Кто догадался, на какое правило эти слова?

- Как их проверить?

2 группа слов: головой, вертеть, покормить, текло.

- Подберём проверочные слова.

Слова для справок: однажды, испугался, спрятался, решил, понёс.

- Какие словарные слова присутствуют в нашем тексте?

6. Запись текста с опорой на вопросы.

1. У кого жил Барсик?

2. Что случилось однажды?

3. Что произошло с котом?

4. Что сделал Коля?

5. Что стала делать игрушка?

6. Куда понёс Барсик игрушку?

7. Что он решил с ней сделать?

8. Пила ли игрушка молоко?

9. Как к этому отнёсся Барсик?

7. Самопроверка

8. Рефлексия

- Но вернёмся к нашим героям. У меня два блюдечка с молоком. Кого из них надо угостить молоком? - А собачке надо?

-Ребята, чему мы сегодня научились на уроке?

– Какие трудности возникли при изучении темы?

– Со всеми задания ли мы справились?

Итак, ребята, оцените свою работу на уроке с помощью карточек, которые лежат у вас на столе:

Читайте также: