Конспект урока разделы науки о языке 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лингвистическая лаборатория

Урок русского языка в 7 классе (повторение изученного в конце года)

Тема : Разделы науки о языке

Цель : повторить и обобщить сведения о разделах науки о языке

Предметный результат : учащиеся должны знать разделы науки о языке, основные понятия лингвистики, план морфологического разбора частей речи, информацию, касающуюся каждого раздела; учащиеся должны уметь определять изученные части речи, обосновывать правильность выбора орфограмм; учащиеся должны понимать взаимосвязь разделов науки о языке.

Метапредметный результат :

регулятивные

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания;

Анализируют, делают выводы;

Определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Умеют работать в парах по предложенному учителем плану;

Умеют работать с текстовой информацией: группировать, систематизировать, делать выводы

познавательные

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

коммуникативные

Слушать и понимать речь других

Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Ход занятия

Организационный момент

-Посмотрите на доску. Какова тема сегодняшнего занятия?

-Какие виды работ будут присутствовать на уроке?

- Сегодня мы в нашей лингвистической лаборатории повторим разделы лингвистики, обобщим наши знания по разделам науки о языке.

Текст : Язык (его особенности, свойства, законы) изучается специальной наукой, которая называется лингвистикой.

Лингвистика изучает звуковой строй языка (фонетика), значение слова (лексика), строение слов и их образование (словообразование), формы слов (морфология), сочетание слов в речи (синтаксис)

-Запишите предложения. Какую информацию они содержат? (научную)

-Какие разделы науки о языке вы знаете?

-Что изучается в каждом отделе?

-Запишите число и тему урока в бланки.

-Наша задача – повторить и обобщить сведения по разделам науки о языке.

2. Подготовка к обобщению понятий и правил.

-Образуйте новые слова. Обозначьте морфемы.

-Каким способом образованы слова?

-Составьте с 2 словами словосочетания и выполните их синтаксический разбор.

Вывод : - какие виды орфограмм вам встретились в словах

- сведения из каких разделов науки о языке мы повторили

-Какие части речи вы образовали в предыдущем задании?

-Какие части речи имеют признаки глагола? (причастие и деепричастие)

-Что такое деепричастие?

-Как возник термин деепричастие?

Деепричастие = Дее + причастие (термин возник в 19 веке)

-причастность к действию

-добавочное действие

Деятель, дееспособный.

-Составьте предложение с деепричастием, охарактеризуйте его (работа в парах)

- Составьте предложения, описав действия учителя. Используйте в предложениях причастный и деепричастный оборот ( учитель разрезает яблоко и отдаёт половинки детям).

Примерный текст: Мария Михайловна, подойдя к столу, взяла из стоявшей на столе корзины румяное яблоко. Разрезав его пополам, она отдала одну половину Антону, а другую Наташе.

-Охарактеризуйте предложения (синтаксис, пунктуация)

-Какие части речи использовали?

-Материал из каких разделов языка вы повторили?

3. Обобщение понятий и правил Слайд 3

Работа с таблицей ( можно заполнять вместе с учениками, после их выводов по каждому разделу добавляется запись в таблицу)

Основные разделы науки о языке

Что изучается в разделе

Характеристика звуков речи

Как звуки речи обозначаются на письме

Значение слов, различные группы слов по значению, происхождению и употреблению

Способы образования слов

Грамматика: морфология, синтаксис

Слова как части речи; построение словосочетаний и предложений

Особенности речи в зависимости от сферы общения

Правила произношения слов

Правила написания слов

Правила расстановки знаков препинания

- Сведения из каких разделов мы повторяли?

4. Самостоятельная работа

Луна со впалыми щеками тихонько завес ночи подняла. Она бледнела. К луне опять бессонница пришла. Придётся ей бродить до поздних петухов. Дождаться солнца, в лучах согреться и , свесив голову устало, растаять в белом сне. (Ф. Нестаров)

-Докажите, что перед вами текст.

-Как вы бы его озаглавили?

-Укажите в тексте средства художественной выразительности. Для чего автор их использует?

-Попробуйте заменить синонимами некоторые слова в этом тексте. Что у вас получилось?

-Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

-Определите части речи следующих слов: средь, тихонько, завес, ей, устало, свесив.

-Выполните морфологический разбор одной части речи (по выбору).

-Определите лексическое значение следующих слов: завес, впалыми.

-Подберите фразеологизм к слову бродить (бродить в потёмках).

-Выполните фонетический разбор слова растаять.

Вывод: информацию каких разделов науки о языке мы повторили?

-Напишите в конце бланка краткий вывод по теме

5 Подведение итогов

Над какой темой мы работали?

Какие качества помогли в выполнении заданий?

Какого результата вы достигли?

Кто доволен своей работой?

Дополните предложения, высказав своё мнение:

У меня получилось…….

Было интересно………

Было трудно……..

Теперь я знаю…….

6 Домашнее задание

Подберите задания в игровой или занимательной форме по одному из разделов (распределить)

Лингвистическая лаборатория

Разделы науки о языке

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 652 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.11.2016 6028
  • DOCX 22.6 кбайт
  • 79 скачиваний
  • Рейтинг: 2 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Антонцева Мария Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Систематизация и закрепление знаний учащихся о разделах лингвистики.

Формирование потребности быть здоровым.

Привитие учащимся уважительного и бережного отношения к своему здоровью.

ВложениеРазмер
razdely_nauki_o_russkom_yazyke.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 127 Разделы науки о русском языке.

1) повторить разделы науки о русском языке;

2) систематизировать и закрепить знания учащихся о разделах лингвистики;

3) формировать потребность быть здоровым;

4) способствовать привитию учащимся уважительного и бережного отношения к своему здоровью.

Но мы будем не только путешествовать, но и повторим разделы науки о русском языке (запись числа и темы). Слайд 6

- . Но прежде, чем начать наше путешествие, необходимо проверить, готовы ли вы к нему, готовы ли к преодолению трудностей, с которыми мы сможем встретиться.

4.А теперь нам необходимо определить маршрут нашего путешествия. Для этого выполните задание.

Найдите соответствие раздела и его значения. Запишите шифр соответствия.

1.Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова

2. Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка, а также его словарный состав.

3. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению

4. Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово

5. Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов

6.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения

7. Раздел науки о языке, в котором изучается слово как часть речи.

8. Раздел науки о языке, в котором изучается звук.

5.Самопроверка (на слайде правильный шифр + раздел и его значение ). Слайд 8

- Сначала давайте вспомним все разделы русского языка Слайды 9 – 16

6.Итак, пока мы обсуждали наш маршрут, на горизонте показался первый порт «Фонетика

Дополнительные вопросы после разбора:

- с какими фонетическими явлениями вы столкнулись при выполнении разбора?

- в каких случаях буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука?

- какие буквы не обозначают звуков?

- с каких букв не могут начинаться слова?

Назовите основные способы словообразования в русском языке.( ответы учащихся )

Слайд 19 СЛОВА: СПОРТИВНЫЙ, БОЛЕЗНЕННЫЙ, ПРОБЕЖКА, ПЕРЕПРЫГНУТЬ, РАСПОРЯДОК, ПИТАНИЕ, ТРЕНАЖЁРНЫЙ, ПРЕОДОЛЕТЬ, ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Разделы науки о языке.

1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята.

2. Разминка. - Наш урок мы начнём как обычно — с разминки. Сегодня наша разминка теоретическая. - У вас на партах карточки с кроссвордами. Возьмите в руки ручки или карандаши. Слушайте вопрос, а ответ записывайте в нужной колонке. Понятно задание? (Такая запись получится у детей после того, как они ответят правильно на все вопросы). - Сначала отгадаем слова по горизонтали.

2. Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка.

3. А этот раздел науки о языке изучает постановку ударения в словах, произношение звуков речи и их сочетаний. 4.

Раздел языкознания, изучающий звуки речи.

5. Этот раздел науки о языке занимается изучением букв алфавита.

6. Без этого раздела языкознания мы ничего не узнали бы о текстах.

7. Раздел науки о языке, изучающий состав слова.

8. А этот раздел языкознания изучает способы образования слов.

9. Очень важный раздел науки о языке, который в свою очередь тоже имеет разделы.

10. Изучением частей речи занимается.

11. Словосочетание и предложение изучает.

12. Без этого раздела лингвистики не было бы правильного написания слов. - А по вертикали получится слово, объединяющее все записанные вами термины. Если вы правильно их назвали, то слово по вертикали - . (1. Лингвистика).

3. Фронтальный опрос. - Что же такое лингвистика? - Назовите ещё раз её разделы. - А что можно сказать о морфологии и синтаксисе?

4. Формулировка темы и целей урока. - Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (Дети отвечают, учитель обобщает). - Запишите тему урока (на доске есть запись) Разделы лингвистики. - Поставьте многоточие. К этому мы ещё вернёмся.

5. Работа над темой урока. - На прошлых уроках мы уже повторили многие разделы лингвистики, вспомнили их в теоретической разминке. - О каком разделе мы сегодня будем говорить, вы мне скажете сами. А поможет нам текст. Работа с текстом. - Откройте упражнение 264. Чтение текста. - Прочитайте текст про себя. Он вам знаком. Но насколько вы были внимательны, мы проверим. - Читаем текст вслух. Текстоведческий анализ. - Какова тема текста? - Основная мысль? - Перечислите основные признаки текста. - Определите стиль текста. Докажите. - Какие средства художественной выразительности встретились в тексте? - Каков тип речи текста?

6. Проверка домашнего задания. - Ребята, я не случайно сказала, что текст вам знаком. Дома вы группировали орфограммы, встретившиеся в тексте. Назовите их. Списывание текста - Спишите текст. Беседа - Ребята, только ли знание орфографии нам нужно для того, чтобы грамотно писать? ( Нет, нужно знание пунктуации ).

7. Конкретизация темы - Сегодня мы поговорим о пунктуации. Допишите тему урока

Разделы лингвистики. Пунктуация Работа с текстом - Как и орфография, пунктуация имеет свои разделы. Назовём их. - Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения? Докажите на примерах из текста. - С каким знаком препинания в конце предложения мы не встретились? Придумайте предложение с восклицательным знаком в конце. - Что вы можете сказать о многоточии? ( Ответы детей ). Анализ лингвистической сказки. - Послушайте лингвистическую сказку. О чём она? Три точки Сошлись три точки, разговорились. - Как жизнь, что нового? - Да ничего. - Всё стоишь в конце предложения? - В конце. - И я в конце. - И я. - Как это несправедливо, - говорит Первая Точка, - о нас вспоминают лишь тогда, когда предложение уже закончено и мы ничего не успеваем сказать. - Да, - соглашается Вторая Точка, - так хочется попасть в незаконченное предложение, по-настоящему выразить себя. - Не пустят, - сомневается Первая Точка, - посчитают ошибкой и вычеркнут. - А что если нам всем вместе попробовать, - предлагает Третья Точка, - в отдельности каждая из нас, может, и немного значит, а втроём попробуем. Коллектив — большая сила. Это всюду написано., только бы найти подходящее предложение. Точки настораживаются и начинают следить за текстом. Это законченное, это — законченное. вот! Точки бросаются в незаконченное предложение и как ни в чём не бывало становятся за последним словом. Очередное слово, которое уже готово было сорваться с пера, чтобы занять своё место в предложении, вдруг замечает Точку. - Откуда вы взялись? Вы здесь не стояли. - Нет, стояла, - заявляет Третья Точка. - Вы не могли здесь стоять. - Не скандальте, пожалуйста, - вмешивается в разговор Вторая Точка, - она стоит лично за мной, а вот вас я что-то не видела. - Но вы здесь тоже не стояли, - возмущается слово, болтаясь на кончике пера. - Она не стояла? - изумляется Первая Точка, - придите в себя, она же стоит за мною. Слово видит, что точкам этим не будет конца и отправляется обратно в чернильницу, а Точки стоят и посмеиваются: - Три точки — это вам не одна в предложении, три точки кое-что значат. - Как вы поняли сказку? Что значат три точки в предложении? Почему в теме урока мы тоже поставили многоточие? ( Для справки: многоточие ставится в конце предложения в том случае, когда мысль не закончена; когда возникают перерывы в речи, связанные с волнением, с переходом к новой мысли, главной для автора. Автор специально делает паузу, чтобы читатель понял: дальше будет сообщаться о чём-то важном, о главном предмете изложения ). - Да, знаки препинания о многом говорят и помогают в характеристике предложения.

Синтаксический анализ предложения. - Выпишите предложение Потом цвет озера стал оловянным. –

Выполним синтаксический разбор этого предложения.* ( 1 ученик работает у доски ). (

*Помочь учащимся в определении сказуемого). Беседа - Вы сказали, что это предложение неосложнённое. - А чем может быть осложнено простое предложение? - Какие случаи встретились в тексте? - Мы нашли в тексте осложнённые предложения. А есть ли в тексте сложные предложения? - Они чем-то похожи? ( Оба сложноподчинённые ). –

Составим схемы этих предложений. - Схему какого предложения составить будет сложнее? - Предоставим эту возможность тем, кто недавно успешно выступил в школьной олимпиаде. - Остальные работают с другим сложным предложением. - Проверяем. - О каком разделе пунктуации мы ещё не сказали? ( О предложениях с прямой речью ). - Есть ли в тексте такие предложения? ( Да ). - Перестройте это предложение так, чтобы слова автора были вначале.

8. Подведение итогов урока. - О каком разделе лингвистики мы сегодня говорили? - Что изучает пунктуация? - Какие разделы русской пунктуации вы знаете?

Можно предложить детям продолжить предложение "Сегодня на уроке я. "

Загрузить презентацию (369 кБ)

Цели:

  1. обобщить сведения о разделах языкознания;
  2. продолжить формировать умения:
    – различать звуки речи;
    – узнавать фразеологические обороты и указывать их лексическое значение;
    – определять части речи и морфемный состав слова;
    – выполнять пунктуационный разбор предложения;
    – находить и объяснять орфограммы;
  3. воспитывать интерес и уважение к родному языку, потребность стать грамотным человеком.

Повторение: гласные и согласные звуки, причастие и деепричастие, служебные части речи, сложное предложение, причастный и деепричастный обороты, написание производных предлогов и другие орфограммы.

Оборудование урока: презентация, листы с дидактическим материалом для каждого ученика.

Ход урока

2. Вводный контроль.

– Какие разделы науки о языке вам известны?

– Что изучает фонетика? Зачем нужно уметь различать звуки и буквы?

– Морфемика? Словообразование? Зачем нужно уметь разбирать слово по составу?

– Морфология? Зачем нужно уметь определять части речи?

– Синтаксис? Пунктуация? Зачем нужно уметь находить члены предложения?

(Ответы учеников сопровождаются показом слайда презентации.)

3. Работа с дидактическим материалом (задания 1– 4).

Задания по разным разделам языкознания размножены для каждого ученика на отдельном листе. После выполнения очередного задания учитель просит прокомментировать его. Затем ученики проводят самопроверку, сверяя свои записи с изображением на слайде презентации.

Комментарий к заданию №2: на доске размещены рисунки с сюжетами фразеологических оборотов (сесть в калошу, вставлять палку в колеса, лезть в бутылку, ходить по струнке, хватать звезды с неба, прятать голову в песок).

Оценка выполнения заданий № 1 – 4: 0 – 0,5 – 1 б. (не выполнено, выполнено частично, выполнено правильно).

Критерии общей оценки:

4. Итоговый контроль.

Ученики выполняют задание, проводят самопроверку (текст на слайде презентации).


Презентация поможет вспомнить основные разделы науки о языке, термины, встречающиеся в этих разделах.

Содержимое разработки

Повторение изученного. Разделы науки о языке

Повторение изученного.

Разделы науки о языке

Орфографическая разминка


Разделы науки о языке Какие разделы науки о языке вам известны? Что изучается в каждом разделе? Как разделы науки о языке связаны между собой? Какой из разделов вам показался наиболее интересным? Трудным для изучения?

Разделы науки о языке

1.Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова

2. Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка, а также его словарный состав.

3. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению

4. Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово

5. Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов

6.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения

7. Раздел науки о языке, в котором изучается слово как часть речи.

8. Раздел науки о языке, в котором изучается звук.

Укажите, где правда, а где ложь. наука о русском языке имеет много разделов орфография изучает звуки речи лексикология изучает слова синтаксис изучает предложение и существительное

Укажите, где правда, а где ложь.

Выберите понятия, с которыми мы познакомились, когда изучали морфемику.

Расположите в правильной последовательности, начиная с минимальной единицы языка

Выберите предложения, в которых сделаны орфографические ошибки.

Выберите предложения, в которых сделаны пунктуационные ошибки.

Если человек неправильно произносит сочетания звуков или неправильно ставить удаление в словах, то такие ошибки называются.

Выберите понятия, с которыми мы познакомились, когда изучали фонетику.

Название науки, которая изучает составление словарей - это.

Слова как части речи изучает такая наука, как.

звук, слово, предложение, слог, лексическое значение, сказумое, корень, синоним, вид, определение, приставка, подлежащее, гласный звук, антоним, суффиксальный, дополнение, согласный звук, многозначное слово, фразеологизм окончание, прямое значение, второстепенный член, переход из одной части речи в другую, переносное значение, ударение, обстоятельство, гласный, омоним, суффикс, падеж, приставочный

Домашнее задание



-75%

Читайте также: