Конспект урока раскольников и сильные мира сего 10 класс

Обновлено: 07.07.2024

I. Беседа с учащимися.

1. Каковы социальные и философские истоки преступления Родиона Раскольникова?

2. Объясните, в чем суть идеи Раскольникова о праве сильной личности? Ваше отношение к этой идее.

3. Почему убийству предшествует сон героя? Какова, на ваш взгляд, роль снов и видений в произведении?

4. В чем убеждает нас поведение Раскольникова во время убийства?

Художественный прием сна использует автор, чтобы выявить истинную сущность своего героя.

2. В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова?

3. Свидригайлов и его жизненная позиция вседозволенности.

4. В чем причина самоубийства Свидригайлова?

5. Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

Основные черты Свидригайлова – вседозволенность, равнодушный цинизм, безграничное сладострастие.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизн.

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский

Основной драматический конфликт романа - борьба людей, одержимых идейными ст.

Основной драматический конфликт романа - борьба людей, одержимых идейными страстями. Каждый персонаж – носитель идеи.

Приносит страдания матери и сестре. •Убивает беззащитную, смиренную Лизавету.

Приносит страдания матери и сестре. •Убивает беззащитную, смиренную Лизавету и ее нерожденного ребенка •Едва не явился причиной гибели маляра Миколки. Крушение теории:


Можем ли мы поступки Раскольникова разделить на хорошие и плохие? - Разработа.

Чтобы обнажить противоестественность, бесчеловечность, нежизнеспособность ид.

Чтобы обнажить противоестественность, бесчеловечность, нежизнеспособность идеи Раскольникова, автор вводит персонажей, доводящих до крайности одно из направлений теории Раскольникова. Идейные позиции реализуются в диалоге. Типичны встреча-столкновение, встреча-разлад.

РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ Как в зеркало, смотрит Раскольников на своих отвратитель.

РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ Как в зеркало, смотрит Раскольников на своих отвратительных двойников и видит. Себя

«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужасне.


-Какое чувство она вызывает? -Какой видит ее Раскольников? -Как характеризует.

Аркадий Иванович Свидригайлов - убийца Часть I, гл. 3. Часть IV, гл. 2. Часть.

Аркадий Иванович Свидригайлов - убийца Часть I, гл. 3. Часть IV, гл. 2. Часть VI, гл. 5.

Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его как злодея, развра.

Свидригайлов подслушивает разговор Раскольни­кова с Соней (когда тот признает.

Образ Свидригайлова противоречив. На протяже­нии романа он совершает и добрые.

Образ Свидригайлова противоречив. На протяже­нии романа он совершает и добрые дела: избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, готов по­мочь ей избавиться от Лужина, устроил судьбу сирот Мармеладовых. Но все это — и добро, и зло — он со­вершает от скуки. От природы он имеет совесть, но не имеет убеждений, не занят полезной деятельностью. Потеряв свою последнюю цель — добиться располо­жения Дуни, Свидригайлов кончает жизнь самоубий­ством. Смертью этого героя автором утверждается мысль, что настоящий человек без убеждений и без деятель­ности жить не может.

Можем ли мы поступки Свидригайлова разделить на хорошие и плохие? - Презирает.

Можем ли мы поступки Свидригайлова разделить на хорошие и плохие? - Презирает суд Божий и людской… Насильник Сластолюбец и растлитель Убийца Склонен к шантажу Самоубийца + Берет на себя расходы по организации похорон Катерины Ивановны Обеспечивает ее детей Дает деньги Соне Обеспечивает будущее невесты Отпускает Дуню Когда начал делать эти добрые дела?

Образ Свидригайлова Двойник и антипод Раскольникова одновременно. Общее - оба.

Обстоятельства существование Свидригайлова можно выразить словами: «Живи-не х.

Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире –.

 Путь Раскольникова – путь от служения злу к победе над ним.

Путь Раскольникова – путь от служения злу к победе над ним.

Петр Петрович Лужин – законопослушный гражданин Часть I, гл. 3. Часть II, гл.

Петр Петрович Лужин – законопослушный гражданин Часть I, гл. 3. Часть II, гл. 5. Часть IV, гл. 2, 3 Часть V, гл. 3.

Почему появление Лужина в романе затянуто? Зачем автор сталкивает Лужина с Со.

Можем ли мы поступки Лужина разделить на хорошие и плохие? + Довольно красивы.

Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо.

С присущим мастерством Ф. М. Достоевский описывает психологическое состояние.

С присущим мастерством Ф. М. Достоевский описывает психологическое состояние Лужина после разрыва с Дуней: «Он куражился до последней черты, не предполагая даже возможности, что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из его власти. Дуня же была ему просто необходима; отказаться от нее для него уже было немыслимо. Давно уже, уже несколько лет, со сластию мечтал он о женитьбе. Он с упоением помышлял. о девице благонравной и бедной (непременно бедной, очень молоденькой, очень хорошенькой, благородной и образованной, очень за-пуганной. и вполне перед ним приникшей, такой, которая бы всю жизнь считала его — спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному. Этот теперешний внезапный, безобразный разрыв подействовал на него, как удар грома.


Это была какая-то безобразная шутка, не­лепость! Он только капельку покуражил.

Этому человеку несвойственны угрызения совести, сострадание. Для достижения с.

Общее: Оба разумно находят свою жертву; Теоретически обосновывают свой выбор.

Общее: Оба разумно находят свою жертву; Теоретически обосновывают свой выбор (никчемная старуха только вредит всем, падшая Соня все равно когда-нибудь украдет); Считают возможным решать участь другого человека Различие: Раскольников, рискуя жизнью, спасает детей из огня; Содержит больного отца умершего друга; Дважды оставляет деньги Мармеладовым; Пытается спасти падшую девочку.

Есть иные попытки решить проблему конфликта человека со злом, в котором лежит.

Эти идеи тяготеют к идее разумного эгоизма. Из разумного эгоизма, что у дельц.


Диапазон идей колеблется между двумя полюсами: нравственным кредо самого Дост.

При сопоставлении Раскольникова с образами Лужина и Свидригайлова становится.

Домашнее задание: 1. Перечитать первое посещение Раскольниковым Сони ( ч. 4.

……………..Нет, я не споря
От прав моих не откажусь
Или хоть мщеньем наслажусь.

Какое решение принял Лужин?

Страшно читать сцену убийства старухи, но еще страшнее становится при чтении страниц, где Лужин сначала спокойно пересчитывает пачки кредиток, затем, преисполненный собственной значимостью, вручает 10 рублей Соне, подсунув 100 рублей в карман.

И завершим разговор прослушиванием композиции в исполнении Сергея Никитина "Каждый выбирает для себя…"

Примечание: Видеофрагменты, к уроку, можно получить у автора!

Приложение 5
НИЦШЕАНСТВО
Реакционное философское направление, проповедовавшее крайний индивидуализм, волюнтаризм, культ "сверхчеловека", выступавшее против демократии и социализма. Ницшеанство один из главных источников фашистской идеологии. Названо по имени основателя, немецкого писателя 19 века Фридриха Ницше. Ницше являлся нигилистом, отрицающим светские и религиозные нормы, считая, что человек должен их превзойти. Конечной же целью существования ставил идею сверхчеловека, превзошедшего себя и обретшего абсолютную власть над собой и являющимся творцом по своей сути. В своих трудах он часто критиковал идею Бога и ставил под сомнение все религиозные учения, считая их шарлатанством. Основным стремлением человека считал волю к власти, выражающуюся в обычной жизни чувством собственной важности. Одним из наиболее ярких символов, запечатлённых и рассмотренных философией Ницше, стала так называемая смерть Бога.
Основные положения ницшеанства:
1) Концепция сверхчеловека (Идеальный человек, свободный от слабостей, стереотипного мышления и предрассудков)
2) Стремление превзойти себя, как единственный правильный жизненный путь.
3) Стремление к власти, не к разрушающей, но созидающей.
Цитаты Ницше.
Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.
Я должен быть ангелом, если только я хочу жить: вы же живете в других условиях.
Для меня не должно быть человека, к которому я испытывал бы отвращение или ненависть.
Заблистать через триста лет -- моя жажда славы.
Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.
Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ. ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕЧТО, ЧТО ДОЛЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ. ЧТО СДЕЛАЛИ ВЫ, ДАБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ЕГО? ДОНЫНЕ ВСЕ СУЩЕСТВА СОЗДАВАЛИ НЕЧТО, ЧТО ВЫШЕ ИХ; ВЫ ЖЕ ХОТИТЕ СТАТЬ ОТЛИВОМ ЭТОЙ ВЕЛИКОЙ ВОЛНЫ И СКОРЕЕ ВЕРНУТЬСЯ К ЗВЕРЯМ, ЧЕМ ПРЕОДОЛЕТЬ ЧЕЛОВЕКА? " "СЛУШАЙТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ! СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛ ЗЕМЛИ. ПУСТЬ ЖЕ И ВОЛЯ ВАША СКАЖЕТ: ДА БУДЕТ СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛОМ ЗЕМЛИ! " "ПОИСТИНЕ, ЧЕЛОВЕК - ЭТО ГРЯЗНЫЙ ПОТОК. НАДО БЫТЬ МОРЕМ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ЕГО В СЕБЯ И НЕ СТАТЬ НЕЧИСТЫМ. И ВОТ - Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ: ОН ЭТО МОРЕ, ГДЕ ПОТОНЕТ ПРЕЗРЕНИЕ ВАШЕ. " "ВНЕМЛИТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ.

Приложение 6
Американский журнал Parade опубликовал список "худших диктаторов" года. Рейтинг тиранов был составлен на основе отчетов правозащитных организаций. Составители рейтинга прежде всего обращали внимание на соблюдение в стране прав человека и свободы слова, печати, распространения информации. Среди тиранов оказались правитель Судана Омар аль-Башир, 63-летний Ким Чен Ир, правитель Бирмы Тан Шве. Роберт Мугабе, 81-летний правитель Зимбабве, Президент Узбекистана Ислам Каримов. Ху Цзиньтао, 63-летний Президент Китая, Седьмым стал 82-летний Король Саудовской Аравии Абдалла.
В возрождении культа личности Parade обвинила 67-летнего Сапармурата Ниязова В нее вошли руководитель Ливийской Джамахирии полковник Муаммар Каддафи, Король Свазиленда Мсвати III, Президент Эритреи Исайяс Афеверки, "Батька" Лукашенко, занявший 14 место в списке, назван "последним европейским диктатором", кубинский лидер Фидель Кастро, сирийский президент Башар Асад. Руководитель Пакистана Генерал Мушарраф был удостоен 17 места в рейтинге.
Далее идут Лидер Эфиопии Мелес Зенави, Буннан Ворачит — лидер коммунистического движения Лаоса. Завершает список "худших диктаторов мира" коммунист Тран Дук Луонг из Вьетнама.
Лидирующие позиции по традиции занимают Нерон, Пол Пот, Ленин, Сталин, Гитлер, Петр 1, Иван Грозный, Наполеон, Калигула, Чингис хан, Муссолини, Ким ир сен, Саддам Хусейн, Пиначет, Ади Амин, Мао Цзе Дун, Фидель Кастро.

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе.

Теория Раскольникова. Истоки бунта.

Цель урока: Раскрытие сути теории Раскольникова

  • Образовательные:
  1. Сформулировать предпосылки возникновения теории Раскольникова;
  2. Сформулировать мотивы совершения преступления;
  • Развивающие:

1. Формировать умение анализировать эпизод текста;

2. Формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста;

3. Формирование умения логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, подтверждая суждения текстом;

4. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

  • Воспитательные:
  1. Воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним;
  2. Способствовать духовно-нравственному развитию учащихся;
  3. Формирование умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанных художественных произведений.
  4. 4.Дать возможность научиться обработке информации, систематизации и анализу художественного произведения.

Тип урока: урок-семинар

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Вечный спор Ангела и Демона происходит

в нашей собственной совести. И ужаснее

всего, что мы никогда не знаем, кого из них

любим, кому больше желаем победы.

1. Организационный момент :

Вечный спор Ангела и Демона происходит

в нашей собственной совести. И ужаснее

всего, что мы никогда не знаем, кого из них

любим, кому больше желаем победы.

Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами все внутренние переживания героя, как борются разум и чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же - убийство.

Что такое преступление? И что есть наказание для убийцы?

Что есть преступление Раскольникова? И что есть его наказание? Сегодня определите вы сами.

- Скажите, пожалуйста, каким компонентом в композиции романа является сцена убийства? ( Кульминация )

Но перед тем, как решится на подобный шаг. гл. герой испытал на себе колоссальное давление. Давление это происходило с внешней стороны и с внутренней. Поэтому, чтобы преступить к основному этапу урока, мы должны актуализировать свои знания, ответив для себя, на два вопроса. Ответы на эти вопросы должны быть краткими, так как шире эти два вопроса мы рассмотрим в течение урока.

4. Работа по теме урока. Работа с текстами и презентацией.

Итак, ребята, выяснив для себя ответы на эти два вопроса , мы переходим к основному этапу урока. Давайте, сначала поразмышляем над смыслом двух слов , которые составляют основу всего романа. Они обозначены в заглавии. Это преступление и наказание. (На слайде написаны эти два слова. Дети пытаются разгадать их семантическую, то есть внутреннюю форму. Давайте подумаем, как можно истолковать эти слова, проведем небольшой анализ.

( Преступление - преступить, переступить через что-то.

Учитель: А что значит – преступил? (перешагнул)

Наказание — 1) от казнь, получить казнь, 2) получить наказ на будущее)

- Ребята, мы выяснили, что если человек совершил преступление, значит, он преступил черту. А как вы думайте, какие три черты преступил Раскольников? Давайте составим таблицу, в которой будут три столбца, названия пока у таблицы не будет, а три столбца мы озаглавим следующим образом: нравственность, философия, социальные черты.

(Дети говорят, что нравственного он преступил, что философского, что социального: он преступил нравственные черты – он убил человека, он преступил философские черты – он создал свою теорию, делящую людей на 2 разряда, он преступил социальные черты – он нарушил закон)

(запись в тетради) Давайте посмотрим в нашем учебнике, есть и упоминание об этих чертах.(Смотрят учебник, находят там упоминание)

Хорошо ребята, значит мы с вами на правильном пути. Мы с вами выяснили, какие черты преступил Раскольников, совершая преступление. А суть наказания мы выясним позже. Теперь нам предстоит большая работа по анализу теории Раскольникова.

Вы видите, что наша доска разделена на две части. В каждой части написано только одно слово ТЕОРИЯ.

Что бы это могло значить? (отв. Возможно, несколько точек зрения и т. д.)

Начинаем работу по первой части. Давайте обратимся к тексту № 1. (ч.3, гл.5) Читают текст, отвечают на вопрос.

- В чем же смысл этой теории?

(делит людей на обыкновенных и необыкновенных.)

-- Нет, нет, не совсем потому, -- ответил Порфирий. -- Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на "обыкновенных" и "необыкновенных". Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные.

Итак, значит, в теории есть обыкновенные и необыкновенные люди. Кто они? Разделитесь, пожалуйста, по парам. Я предлагаю первой паре (Аделина, Виталий) проанализировать, какие по теории Раскольникова люди обыкновенные , в вторая пара (Вова, Кристина) исследует людей необыкновенных. Поработайте, пожалуйста, с текстом и выпишите на листы , раскрывающие суть теории.

Что должно получиться у 1 группы:

  • Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных…

Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного.

  • Первый разряд всегда -- господин настоящего,
  • Первые сохраняют мир и приумножают его численно;

Что должно получиться у 2 группы:

  • … и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.
  • Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, -- смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, -- это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.

Как мы с вами понимаем, в начале урока мы не просто так отвечали на два вопроса, помните? Что мы выясняли? (Роль Петербурга в романе и отношения Родиона с окружающими его героями)

- Вы сказали, что Петербург – это среда, в которой жил наш герой. Может ли окружающая среда влиять на поступки и мысли человека? (да, конечно, может). Значит, окружающую среду Раскольникова, т.е. Петербург – мы отнесем к внешним или внутренним предпосылкам рождения теории? (к внешним, так как это – окружение героя, то есть то, что влияет на него извне)

Ребята, также вы анализировали отношения Раскольникова с другими героями. К каким причинам мы отнесем их? (к внутренним)

Почему? (переживания, чувства по отношению к этим героям происходят в душе Раскольникова, то есть внутри него)

Молодцы, ребята. Теперь вы понимаете, что является внешними, а что внутренними причинами рождения теории. Перед вами тексты. Так же, работая с текстом в парах, заполните, пожалуйста, вторую половину доски. 1 группа исследует внешние причины, вторая – внутренние.

Что должна найти 1 группа:

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, -- всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. – ч.1, гл.1

Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека . (ч.1, гл.1)

Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. (ч.1, гл.1)

Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. (ч.1, гл.3)

Жалеть! зачем меня жалеть! -- вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов. -- Зачем жалеть, говоришь ты? Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! (ч.1, гл.2)

А тут поднялся проливной дождь, и Дуня, оскорбленная и опозоренная, должна была проехать с мужиком целых семнадцать верст в некрытой телеге. (ч.1, гл.3)

- Итак, мы с вами проанализировали ТЕОРИЮ Раскольникова и ответили на многие важные вопросы по ПРЕСТУПЛЕНИЮ. Скажите, пожалуйста, а что получает человек, совершивший преступление? Наказание. Давайте посмотрим, какое наказание получает Раскольников, преступив через эти три черты, которые вы вывели.

( Социальное наказание . - лишение свободы; философское наказание . - опровержение теории, её крах; нравственное наказание . - одиночество, утрата всех жизненных ценностей).

-Хорошо, ребята. Ребята, скажите, пожалуйста, а почему у главного героя романа такая фамилия? (Раскол – происходит внутренний раскол его)

- То есть что происходит с героем в момент совершения преступления и наказания? (Герой раскалывается)

- А что значит раскалывается? (Значит он теряет гармонию с окружающим миром и с миром внутренним.)

- Как бы вы ответили на этот вопрос? Ваши мнения. ( Любая теория абсурдна. Строить жизнь по теории нельзя!)

Учитель читает текст под презентацию.

- В 1917году, чтобы не дать возможности восстановления монархии, большевики расстреливают всю царскую семью. Во имя этой идеи не один раз покушались и на царя Александра 2.

- Владимир Ленин был одержим идеей установления Советской власти. В итоге произошел раскол общества на белых и красных, что привело к братоубийственной гражданской войне.

- Адольф Гитлер создал человеконенавистническую идею о превосходстве арийской нации над другими народами.

- Иосиф Сталин создал культ своего имени, ради чего был уничтожен цвет нации, тысячи жизней ученых и писателей унесли сталинские лагеря по всей России. Он превратил жизни людей в маленькие винтики огромной бездушной машины.

- Исламские радикалы ежегодно совершают десятки террористических актов по всему миру, бессовестно и неоправданно прикрываясь своей верой.

- Нациналисты совершают преступления против памяти и оскверняют памятники и кладбища. Их идея основана на уникальности одной нации и выраженнной агрессии против всех других.

Саморефлексия на уроке.

- Ребята, вам понравился урок?

-Какая работа на уроке была для вас самой сложной?

- Есть ли моменты. Которые вы не смогли понять, осмыслить?

-Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов. Оценки. Д/з

Домашнее задание на выбор:

Проанализируйте речевые портреты героев романа.

Составьте хронологию встреч Сонечки и Раскольникова с описанием чувств героев.

Читайте также: