Конспект урока пушкин дубровский первый урок 6 класс 1 3 глава
Обновлено: 06.07.2024
Завязка – это событие, которое является началом действия.
Литературный конфликт – столкновение, противоборство противоположных интересов и взглядов изображённых в литературном произведении.
Открытый финал – отсутствие развязки в произведении. Читатель может сам предположить, домыслить тот или иной вариант завершения сюжета.
Персонаж (фр. personnage, от лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или взятыми из реальной жизни (истории).
Роман – это крупное эпическое произведение, которое отличается многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета. То есть в романе происходит множество событий, в которых участвует большое количество героев.
Романтический герой – один из художественных образов литературы романтизма.
Развязка – завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения.
Система образов в литературе – это общее число всех героев, которые есть в художественном произведении, их взаимодействие друг с другом
Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.
Сюжетная линия – последовательная логическая связь эпизодов, нередко формирующаяся вокруг одного события, одной проблемы, часто одного конфликта. В зависимости от количества сюжетных линий в произведении различают однолинейные и многолинейные сюжеты.
Список литературы
Обязательная литература
1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6-й кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64.
2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Паритет, 2007. – 320 с.
3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6-й кл.: Учеб. В 2 ч./ Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019, стр. 307.
4. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6-й кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255.
Дополнительная литература
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5–6-х классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254.
2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6-й класс. – М.: ВАКО, 2002, стр. 400.
3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. – М.: Вербум – М., 2004, стр. 238.
4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6-м классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. – М.: Просвещение, 2016. – 239 с.
5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9-е классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79.
Открытые электронные ресурсы
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Пушкинский роман – маленький по объёму, но интересный по композиции. Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Вспомним элементы композиции:
1. Экспозиция – начало.
2. Завязка – развитие действия.
3. Кульминация – острый, напряжённый момент произведения.
4. Развязка – окончание произведения.
Композиция пушкинского романа такова.
Экспозиция – история дружбы помещиков Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского, живших по соседству и приятельствующих много лет.
Завязка – случай, произошедший на псарне Троекурова, привёл к ссоре друзей. Дерзкая шутка холопа разрушила многолетнюю дружбу.
Конфликт разрастается. Чтобы наказать бедного, но гордого соседа, Троекуров использует связи и незаконно овладевает имением бывшего приятеля.
Протест против несправедливого решения перерастает в бунт, и крепостные сжигают Кистенёвку, чтобы не досталась алчному и своенравному Троекурову.
Кульминация – наивысшая точка напряжения конфликта – показана в эпизоде, когда Дубровский-Дефорж признаётся Марье Кириловне в том, что он и есть разбойник.
Какова дальнейшая судьба благородного разбойника Владимира Дубровского? Кто-то утверждал, что Дубровский-младший уехал за границу, а другие приписывали ему происходящие грабежи. Знаем ли мы наверняка, что произошло с главным героем повествования? Как вы думаете, с какой целью Пушкин не рассказывает о дальнейшей жизни героя? Автор хочет, чтобы читатель самостоятельно домыслил концовку романа. Именно поэтому развязка как элемент композиции произведения в романе отсутствует.
Этот авторский приём называется открытым финалом.
Теоретический материал для углублённого изучения
В восьмой главе появляется новый герой – учитель Дефорж. Чтобы объяснить читателю, как Владимир Дубровский стал Дефоржем, А. С. Пушкину понадобилось возвращаться назад, именно поэтому автор использовал приём ретроспективы.
Такая композиция – возвращение в прошлое – служит для привлечения читательского интереса к важному моменту в произведении.
Примеры заданий из тренировочного модуля
Подчёркивания/зачёркивания элементов
Подчеркните верное. Что стало с Владимиром Дубровским в конце произведения? Мы знаем, что у Пушкина финал остался открытым. Открытый финал – отсутствие развязки в произведении.
оставил своих крестьян и уехал за границу;
его поймали и посадили в тюрьму;
Значит, верный ответ – неизвестно.
Выбор осуществляется подчеркиванием правильного ответа.
Множественный выбор
Из предложенного списка выберите сюжетные линии, которые есть в романе:
дружба и вражда между помещиками;
взаимоотношения крестьян и помещиков;
любовь Маши и Владимира.
Нужно проанализировать пройденный материал. Вспоминаем, что на предыдущих уроках рассматривали взаимоотношения и конфликт двух приятелей:А. Г. Дубровского и К. П. Троекурова. Конфликт перерос во вражду, которая закончилась смертью Дубровского-старшего и поджогом Кистенёвки, крестьяне которой стали разбойниками, а их предводителем – Дубровский-младший. Не забываем и о романтических отношениях Марьи Кириловны Троекуровой и Дубровского, который пробрался в дом врага под видом француза Дефоржа. О гостеприимстве ничего в романе не говорится, значит, это неверный ответ.
Предлагаемая система уроков представляет собой сочетание двух поурочных разработок: О.А. Ерёминой "Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя" и поурочных разработок по литературе для 6 класса к учебникам В.Я. Коровиной (М.: Просвещение) и Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа). Ход уроков, расположение этапов урока, включение для анализа определённых фрагментов текста, представлены в авторском видении. Разработка рассчитана на 8 часов.
Урок № 1
3. Изображение русского барства. Чтение и анализ 1 главы.
4. Беседа по прочитанному фрагменту.
(Троекуров имел власть над людьми, мог поступать, как ему заблагорассудится. Эту власть давали ему богатство, знатный род и связи).
Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? Как к ним относился Троекуров? Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова?
(Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей).
6. Беседа по прочитанному фрагменту.
8. Беседа по прочитанному фрагменту.
10 . Беседа по прочитанному фрагменту.
11.
Два типа помещиков.
Примерный образец таблицы
Критерии для сравнения
Троекуров и Дубровский ровесники, дворяне, оба вышли в отставку, женились по любви, стали вдовцами, у каждого есть один ребёнок.
Уроки литературы в 6 классе[1]
Уроки 15-25
В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).
Основное содержание урока:
История создания романа. Картины жизни русского барства. Троекуров и его крепостные. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Характеры помещиков.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. История создания романа
4. Лексический и историко-культурный комментарий к словам и выражениям (не считая выделенных в учебнике): приказчик, навеселе, наливки, с повинной[2] и др.
V. Фронтальная беседа:
Дайте характеристику Троекурову. Подтвердите свои мысли цитатами.
Как ведут себя его крепостные? Почему?
На какие качества характеров Троекурова и Андрея Дубровского указывает сцена ссоры на псарне?
В чём причина их ссоры?
В чём проявилось властолюбие Троекурова и самолюбие Андрея Дубровского?
Какие детали говорят о внутреннем состоянии героев? Приведите примеры.
Дайте оценку иллюстрациям учебника к гл. I.
VI. Чтение по ролям диалога Троекурова с Шабашкиным (гл. I).
Зачем Троекуров решил завладеть Кистенёвкой обманным путём? Как это его характеризует?
VII. Пересказ сцены решения суда (гл. II).
Зачем автор показывает картину сумасшествия Дубровского в суде?
Характеры помещиков
VIII. Практическая работа.
Составление плана сравнительной характеристики героев:
Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. (Подбор цитат, характеризующих героев.)
Зачем автор показывает нам конфликт двух помещиков?
На чьей стороне автор? Как вы догадались?
Что мы узнаём о Владимире Дубровском из гл. III?
О каких отношениях между крепостными и господами мы узнаём из этого диалога?
Какие элементы композиции использует автор в первых главах романа?
(Портреты, речевые характеристики, письма и др.)
С какой целью?
XI. Домашнее задание
Индивидуальное задание.
Создать иллюстрации к эпизодам романа и подготовиться к их презентации и защите.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Причины и следствия бунта крестьян
I. Групповая работа:
Что чувствовал Кирила Петрович, став хозяином Кистенёвки?
Какими показаны в этой главе крестьяне Дубровского?
Группа 2.
Пересказ сцены похорон (гл. V).
Каково внутреннее состояние Дубровского на похоронах?
Как реагировали на решение суда кистенёвские крестьяне?
В чём конфликт их диалога с властями? На чьей стороне автор? Почему?
Оцените поведение Владимира Дубровского в этом эпизоде.
Найдите в эпизоде слова, указывающие на тяжёлое положение Владимира и его внутреннее состояние.
(Смерть, нищета, печальный дом, страшные мысли, неприятно развлекали, с отвращением и др.)
Какое смысловое значение и эмоциональную окраску имеют эти слова?
Почему в описание состояния Владимира автор включает такие детали, как портрет матери и чтение её писем к отцу? Какие чувства они вызывают у героя?
На какой антитезе построен эпизод?
Алгоритм работы групп:
1. Определение границ киноэпизода (намечаются коллективно или определяются учителем).
2. Название киноэпизода.
3. Описание места действия.
4. Описание смены планов в кадре.
5. Звуки за кадром.
6. Словесное описание киноэпизода.
Групповая работа сопровождается заполнением таблицы.
Общий план:
барский дом.
Средний план:
фигуры людей.
Крупный план:
поворот ключа, загорающаяся лучина
Звук убегающих ног, треск загорающейся лучины и сена, звук поворачивающегося ключа в замке, дыхание лошадей, скрип колёс
Мяуканье кошки, смех ребятишек, треск огня, стук лестницы о кровлю, скрип ступенек, крики, плач, причитания
Какой сквозной мотив пронизывает все киноэпизоды?
(Мотив разгорающегося пламени: свеча — фонарь — лучина — сено вспыхнуло, пламя взвилось — пламя охватило весь дом, красный дым вился над кровлею — искры полетели огненной метелью, изба загорелась — пожар свирепствовал — груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи.)
Отчёт каждой группы о своём исследовании (комментирование своих ячеек таблицы), включая описание каждой группой своего киноэпизода, например:
Группа 1. Владимир идёт по тёмной передней со свечой в руке. Слышны его тихие шаги. В углу притаился человек с топором. Блестящее лезвие топора. Изумлённые глаза Владимира. Разговор шёпотом. Сердитый голос Владимира, его хмурое лицо. Архип зажигает фонарь, оба сходят с крыльца в открытую дверь, звук осторожных шагов, громкий стук сторожей в чугунную доску, лай собак. Удаляющиеся шаги женщин-сторожей.
V. Краткий пересказ гл. VII.
Какие версии относительно причин пожара были выдвинуты местными жителями?
Почему разбойники не грабили усадьбу Троекурова?
И т о г о в ы й в о п р о с: что пережил Владимир Дубровский, прежде чем стал разбойником?
VI. Домашнее задание
Основное содержание урока:
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой
I. Групповая работа:
Группа 1.
Гл. VIII.
Как познакомилась Маша Троекурова с гувернёром-французом?
Как она к нему отнеслась? Почему?
Какие жестокие увеселения придумывал Троекуров?
Перескажите близко к тексту эпизод с медведем. Как эта история характеризует француза, а как — Троекурова?
Почему изменилось отношение Маши к французу?
Группа 2.
Гл. IX—X.
О чём шёл разговор на обеде у Троекурова? Дайте краткую характеристику Спицына.
Перескажите близко к тексту историю Глобовой о Дубровском.
Каким предстаёт Дубровский в рассказах о нём? Сравните эти рассказы.
Почему читатель только в X главе узнаёт, что Дефорж — это Дубровский?
Группа 3.
Гл. XI.
Перескажите кратко встречу Дубровского с настоящим Дефоржем.
Какую характеристику Троекурову даёт Дефорж?
Почему Дубровский всё же решается быть учителем в доме Троекурова? Почему он не мстит Троекурову?
Как эта история характеризует Дубровского?
За что любили Дубровского в семье Троекурова?
Группа 4.
Гл. XII.
Выберите из текста главы слова и выражения, которые описывают внутреннее состояние Маши.
Как менялось отношение Маши к французу в гл. VIII—XII?
Прочитайте по ролям эпизод объяснения Маши и Дубровского.
Как передаётся психологическое состояние Дубровского в его монологе?
Почему Дубровский признался Маше, что он не Дефорж?
II. Практическая работа.
Составление плана сравнительной характеристики героев: Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.
И т о г о в ы й в о п р о с: с какой целью Пушкин изображает отношения Маши и Дубровского в динамике, показывая их изменения?
III. Домашнее задание
Основное содержание урока.
Образ Владимира Дубровского. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Образ Владимира Дубровского
I. Групповая работа:
Что общего у Троекурова и князя Верейского? Чего в этих героях больше: общего или различного?
Чего желал Троекуров Маше: счастья или послушания? Аргументируйте свою позицию.
Какие качества характера героев раскрываются в этом эпизоде?
Почему Троекуров не захотел прислушаться к просьбам Маши и не уступил ей, не отменил венчания? О ком он больше думал: о дочери или о себе? Прокомментируйте свою позицию.
Группа 3.
Гл. XVII.
Сопоставьте Сашу и Митю. На чьей стороне автор?
Почему Троекуров отпустил мальчика Митю?
Почему Дубровский отказывается от роли предводителя разбойников?
Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости
II. Практическая работа.
Составление плана характеристики Дубровского и устное высказывание по этому плану.
Подбор цитат из текста романа для характеристики героя.
Примерный план анализа образа Дубровского
(cм.: Итоговая аттестация учащихся. Литература. 9 класс / Сост. Е. А. Зинина, С. А. Зинин. — М., 2002. — С. 58.)
1. Происхождение героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование, формирование мировоззрения.
2. Роль прошлого героя для понимания его характера.
3. Авторские приёмы создания образа:
смысл имени и фамилии героя;
смысловая роль его первого появления в произведении;
портрет, чьими глазами он даётся;
пейзажи, связанные с героем, его душевным состоянием;
интерьер; вещи, характеризующие героя;
речь героя, особенности внутренних монологов;
поступки героя, раскрывающие его характер, и их место в сюжете;
сны героя и их художественная функция;
художественные детали, характерные для образа героя;
герой в оценке других персонажей, изменения его самооценки.
4. Способы выражения отношения автора к герою (прямые/косвенные).
И т о г о в ы е в о п р о с ы:
Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?
Можно ли его считать жертвой уродливых отношений между людьми в обществе времён Пушкина? Обоснуйте своё мнение.
Почему его протест против беззакония и несправедливости можно назвать актом защиты человеческой личности?
Какие черты характера Дубровского и его поступки вызывают восхищение, а какие — сочувствие?
III. Домашнее задание
Основное содержание урока.
Развитие понятия о композиции литературного произведения. Роль композиционных элементов в понимании произведения, в выражении авторской позиции.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Что означает слово композиция?
II. Работа со словарём литературоведческих терминов.
Анализ термина композиция.
III. Практическая работа.
Определение роли композиции в романе. Поиск цитат, иллюстрирующих понятие композиционные элементы.
Группы 1, 2
Выделите в романе другие элементы сюжета:
завязку (событие, положившее начало столкновению, конфликту),
кульминацию (высшую точку в развитии действия в произведении),
развязку (заключительный эпизод в развитии действия, где описывается разрешение конфликта).
Группа 3
Какова его смысловая роль?
В какие главы романа включены письма и песни героев? Какова роль этих композиционных элементов?
Группы 4, 5
4. Найдите в главах пейзажные описания Покровского, Кистенёвки и Арбатова.
Как в этих описаниях отразилась авторская позиция?
Найдите пейзажную зарисовку в эпизоде похорон Андрея Дубровского. Какую роль она играет в изображении внутреннего состояния Владимира Дубровского?
Группа 6
6. Выпишите из романа всех персонажей и распределите их по смысловым группам:
главные — второстепенные, положительные — отрицательные, мужские — женские, старики — молодёжь — дети.
Какие из образов в этой системе находятся в отношениях образной антитезы?
Роль композиционных элементов в понимании произведения, в выражении авторской позиции
IV. И т о г о в а я б е с е д а:
Как авторская позиция выражается в экспозиции романа?
С какой целью автор предпосылает эпиграфы к главам романа, включает в него письма и песни героев?
Как выражаются авторские оценки в портретных и пейзажных описаниях?
Какую роль играют в композиции романа вставные рассказы?
Какие эпизоды и образы романа являются примерами композиционной и образной антитезы?
VII. Домашнее задание
Основное содержание урока.
Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов и написание классного контрольного сочинения.
Основные виды деятельности.
Составление плана самостоятельного письменного высказывания на один из проблемных вопросов. Подбор цитат из текста романа по избранной теме.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов и написание классного контрольного сочинения
1. В чём сходство и различие характеров Кирилы Троекурова и Андрея Дубровского?
Алгоритм работы учащихся на сдвоенном уроке:
1. Выбор и обдумывание темы сочинения.
2. Определение главной мысли сочинения.
3. Подбор материала (цитат).
4. Обдумывание структуры сочинения (составление плана).
5. Консультирование с учителем (по желанию ученика).
6. Корректировка плана по замечаниям учителя (если необходимо).
2-й у р о к:
1. Написание сочинения.
2. Самопроверка работы.
II. Домашнее задание
1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021. — 452 с. (вернуться)
2. Прика́зчик — управляющий имением помещика.
Навеселе́ — (разг.) в состоянии опьянения, под хмельком.
Нали́вка — сладкий фруктово-ягодный спиртной напиток. Крепость — 18—20 %.
С пови́нной — (устар.) раскаиваясь, выражая покорность, сознаваться в своей виновности.
См. также Словарь устаревших слов. (вернуться)
II. Подберите издания романа "Дубровский" с иллюстрациями различных художников и устройте их выставку в классе. (вернуться к уроку)
II. Подготовьте устный рассказ на тему: "Какую роль сыграл судейский чиновник Шабашкин в судьбе семьи Дубровских?"
Примерный план:
1. Кто такой Шабашкин? Какова его внешность?
2. Как отнёсся Шабашкин к желанию Троекурова завладеть чужим имением?
3. Почему он не отказался от участия в этом неправом деле?
4. Какими способами Шабашкин добивался исполнения желания Троекурова?
5. Как вели себя на суде Шабашкин и другие судейские чиновники? Чем это можно объяснить?
6. Как держал себя Шабашкин при встрече с Владимиром Дубровским?
III. Составьте рассказ "Спицын в медвежьей комнате"
Обратите внимание на ту роль, которую сыграл Спицын в судьбе Дубровских. Перечитайте описание внешности Антона Пафнутьевича , его рассказ о том, почему он так долго добирался до Троекурова, почему хотел переночевать с Дефоржем. Подумайте, как мог вести себя Спицын в медвежьей комнате. (вернуться к уроку)
". Перед нами - последняя глава романа `Дубровский`, начатого Пушкиным в 1832 году и брошенного в начале 1833-го. В начале этой главы описываются будни разбойничьего лагеря Дубровского.
"На валу подле маленькой пушки сидел караульный, поджав под себя ноги; он вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иголкою с искусством, обличающим опытного портного, и поминутно посматривал во все стороны.
Хотя некоторый ковшик несколько раз переходил из рук в руки, странное молчание царствовало в сей толпе; разбойники отобедали, один после другого вставал и молился богу, некоторые разошлись по шалашам, а другие разбрелись по лесу или прилегли соснуть по русскому обыкновению.
Караульщик кончил свою работу, встряхнул свою рухлядь, полюбовался заплатою, приколол к рукаву иголку, сел на пушку верхом и запел во все горло меланхолическую старую песню:
Не шуми, мати зеленая дубровушка,
Не мешай мне, молодцу, думу думати."
Бросается в глаза та настойчивость, с которой Пушкин - сознательно и не без юмора - подчеркивает будничность, обыкновенность, прозаичность разбойничьего быта. Если бы не два слова - `пушка` и `разбойник`, мы никогда не догадались бы, что речь идет о быте, по всем привычным представлениям, необыкновенном, романтическом. Картина как будто сознательно крашена в один серый тон.
. Вот что происходит после того, как караульный "запел во все горло":
"В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога. "Полно тебе, Степка, - сказала она сердито, - барин почивает, а ты знай горланишь; нет у вас ни совести, ни жалости".- "Виноват, Егоровна,- отвечал Степка, - ладно, больше не буду, пусть он себе, наш батюшка, почивает да выздоравливает".
Это - главный штрих, и он окончательно проясняет смысл картины.
Перед нами - ненастоящие разбойники. Перед нами крепостные крестьяне, преданные батюшке - барину; изменились лишь внешние условия их существования. В эти новые внешние условия в неприкосновенности перенесены привычные, обыкновенные отношения между помещиком и его "людьми". "Белый чепец" и чопорный облик няни, все это подчеркивают, ставя точку над "и". В разбойничьем лагере царит своеобразная помещичья идиллия. Стихийное возмущение крестьян в Кистеневке при передаче имения Троекурову (хотели ведь "вязать" приказных) - это возмущение против чужого, плохого, жестокого барина в пользу хорошего, а главное - своего, притом возмущение и усмиренное тут же самим этим "своим" барином. Будь на месте Владимира Дубровского человек с другим характером - никакого разбойничьего лагеря мы не увидели бы в этом повествовании о дворянине - бунтовщике. Пушкин так прямо об этом и говорит: как только сам Дубровский исчез, "грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны". Перед нами - наполовину разбойники, наполовину рабы. (Сам Дубровский к ним так и относится, свысока называя их всех "мошенниками".) (вернуться к уроку)
Б.Кустодиев. Глава 6. Пожар в усадьбе Дубровского. 1923 г.
Иллюстрации Б.М.Кустодиева к роману "Дубровский"
Выберите и зачитайте ответы на вопросы:
Какие две темы пересекаются в романе?
Завершен ли роман?
Что такое роман?
Кто был прототипом романа?
Домашнее задание
Прочитать главы 2-5. Озаглавить.
Выписать пословицы из текста романа.
Урок 3. Отец и сын
Домашнее задание
Прочитать главы 6-10. Озаглавить.
Нарисовать портрет Владимира Дубровского или иллюстрацию к роману (по желанию).
Урок 4. Владимир Дубровский – офицер, учитель, разбойник
Домашнее задание
Прочитать главы 11-19. Озаглавить.
Подготовить подробный пересказ понравившегося эпизода.
Урок 5. Владимир Дубровский и Маша Троекурова
Цель: сформировать представление о том, что при данных обстоятельствах счастье Маши и Владимира было невозможным.
1. Дайте названия главам 11-19.
2. Заполнить таблицу стр. 241 вопрос 10. (работа выполняется в парах, каждая пара заполняет только одну ячейку, далее ребята озвучивают свои работы, а остальные заполняют таблицу)
Дубровский Верейский
Портрет
Поведение в доме Троекуровых
Ключевые эпизоды
Отношение к Маше
Уроки 6. Мастерская творческого письма. Изложение с элементами сочинения
Проверка домашнего задания. Изложение по главе 19, дописать свой вариант финала к незаконченному роману А.С.Пушкина.
Домашнее задание
Переписать изложение на чистовик, стр.242 в учебнике, задания по желанию.
Читайте также: