Конспект урока притяжательные прилагательные 6 класс ладыженская фгос презентация

Обновлено: 06.07.2024

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: знакомство с новым разрядом прилагательных, с их правописанием.

Образовательные: познакомить обучающихся с притяжательными прилагательными, сформировать умение находить прилагательные в словосочетании; определять их грамматические признаки;

Развивающие: развить речь, внимание, мышление, память обучающихся; сформировать универсальные учебные действия по обобщению, сравнению и классификации; сформировать информационную компетенцию

Воспитательные: сформировать культуру общения, уважения к собеседнику и учителям; воспитать интерес к русскому языку.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, преобразование текста в схемы и таблицы, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Помощь в развитии познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке своих действий, определение значимости информации для себя лично.

Регулятивные УУД: определение учебных задач и способов их достижения, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: урок открытия нового знания

Педагогическая технология:

технология критического мышления , здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии.

Оборудование урока: раздаточный материал, заготовки для таблицы, стикеры для рефлексии, компьютер, мультимедиа - проектор, слайдовая презентация.

Характеристика класса:

6 г класс разноуровневый: есть обучающиеся с высокой, со средней и низкой мотивацией. Класс работоспособный, заинтересованный в успехе. Обучающиеся имеют свою позицию, у большинства хорошо развита речь, умеют достаточно точно аргументировать свои мысли.

Технологическая карта урока:

цель этапа, методические приемы

Этап урока: Стадия вызова

Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать настрой на работу, проверить готовность к уроку

Цель: выйти на слово притяжение и провести с ним словарную работу, чтобы подготовить обучающихся к усвоению нового материала

Цель: проверить усвоение предыдущих знаний и подготовить к восприятию нового материала.

Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора.

Вы совершенно верно определили общее слово для этих песен – это притяжение. Запишите его в тетрадях.

Пока мы будем работать с этим словом, трое ребят выйдут к доске и поработают индивидуально, а затем проверят себя по эталону и поставят себе отметку.

1 ученик, задание: составить сравнительную таблицу по качественным и относительным прилагательным;

2 ученик, задание: из предложенных словосочетаний выбрать и выписать только качественные прилагательные;

На распечатке: Красное яблоко, деревянная ложка, высокий человек, глиняный горшок, городской пейзаж, большой арбуз, красивый платок, вчерашний ужин, хорошая оценка.

3 ученик, задание: из предложенных словосочетаний выбрать и выписать только относительные прилагательные;

На распечатке: Широкая река, длинная улица, серебряный шар, отрывной календарь, январский мороз, бледное лицо, хитрый человек, давнишний спор, языковая колбаса.

Приветствуют учителя и друг друга, проверяют готовность к уроку

Фронтально. Слушают песни, отвечают на вопрос

КУУД: сотрудничество с учителем;

ЛУУД: умение вести диалог

ПУУД: поиск и выделение необходимой информации

КУУД: сотрудничество с учителем, умение выражать свои мысли

РУУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция;

Выявление затруднений на основе актуализации полученных знаний

Цель: создать условия для погружения в новую тему и выявить затруднения.

Подберите к этому слову однокоренные слова (притягиваться, тяга, тяжба, притягательный, тяжесть – тяжелый - тяжкий);

Сделаем морфемный разбор слова ( притяжение: е –окончание, тяж-корень, при – приставка, ениj – суффикс, притяжени – основа);

Подберем синонимы к этому слову (соединение, влечение, тяготение, гравитация); Антонимы (отталкивание);

Давайте попробуем определить лексическое значение этого слова.

Сравним его со словарем Ефремовой:

1. Физическое явление, заключающееся в тяготении тел друг к другу.
2. перен. Свойство притягивать, привлекать к себе кого-либо.

ЛУУД: задаются вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания — и уметь на него отвечать;

РУУД: постановка учебной задачи

ПУУД: использование имеющихся знаний, поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания в устной форме,

III. Этап определения темы урока и целеполагание

Цель: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Назовите еще один разряд прилагательного. (притяжательные)

Попробуем определить тему урока.

Тема урока: Притяжательные прилагательные.

А теперь вместе попробуем выстроить цель нашего урока

По ключевым словам определить цель:

Узнать, …. какие прилагательные относятся к притяжательным;

Понять. чем отличаются от качественных и относительных

Определить… отличительные признаки притяжательных прилагательных.

Фронтально. Отвечают на вопросы, определяют тему урока, выстраивают цели урока по ключевым словам

РУУД: целеполагание, стремление к постижению нового, умение прогнозировать предстоящую работу;

IV. Здоровьесберегающая пауза

Цель: выполнить упражнения для снятия усталости

Для того чтобы и дальше Вы также активно работали, предлагаю немного отдохнуть. Представьте, что Вы замерзли. Как мерзнет человек? Изобразите. Посмотрите на экран, я приготовила для вас теплую одежду. Сначала надеваем красивую норковую шубку: причем в наше время шубы носят как девушки, так и юноши (изображают), затем лисью шапку, и, конечно же, повяжем шерстяной шарф.

Согрелись? Ну, тогда в путь!

Фронтально. Выполняют упражнения

переносят на себя действия

Стадия осмысления

V. Открытие нового знания

формирование навыков работы с информацией в

рамках стратегии смыслового чтения

А сейчас обратите внимание на картинки (платок-мама, шляпа-Незнайка, клюв-утка, свитер – отец). Составьте словосочетания прил+сущ.( мамин платок, незнайкина шляпа, утиный клюв, отцов свитер). Задайте вопрос от главного слова (чей?). Попробуйте определить значение прилагательных (обозначают принадлежность чего-либо к кому-либо).

Что нужно для того, чтобы нам осуществить поставленные цели? (провести исследовательскую работу)

Правильно! И сейчас Вы проведете эту исследовательскую работу, а ее результатом будут признаки, характерные притяжательным прилагательным. После выступления каждой группы мы будем вносить эти признаки в нашу таблицу (до начала изучения данной темы, мы с учениками уже заполняли сравнительную таблицу по качественным и относительным прилагательным)

1 группа: Ответьте на 1 вопрос: Могут ли притяжательные прилагательные обозначать признак предмета в большей или меньшей степени?

Подготовьте ответ по форме: Притяжательные прилагательные могут/не могут обозначать признак предмета в большей или меньшей степени, то есть не имеют/имеют степеней сравнения.

Выделите суффиксы притяжательных прилагательных: куриное яйцо, папин журнал, сестрицын мяч, отцов пиджак, Андреева книга, Далев словарь, заячий след.

Подготовьте ответ по форме: Проанализировав данные прилагательные, мы пришли к выводу, что притяжательные прилагательные имеют суффиксы………….

2 группа: Определите род, падеж и число притяжательных прилагательных. Выделите окончание: вижу волчий хвост, глажу папин костюм, дядин шарф, красивый лисий хвост, пришел отцов брат.

Подготовьте ответ по форме: Проанализировав данные прилагательные, мы пришли к выводу, что притяжательные прилагательные ……рода в ….. и …….падежах …….числа имеют……………….окончание.

3 группа: Определите род и число притяжательных прилагательных. Выделите окончание: волчья нора, волчье логово, папина куртка, папины программы, мамины очки, кукла сестры, мамино кашпо.

Подготовьте ответ по форме: Проанализировав данные прилагательные, мы пришли к выводу, что притяжательные прилагательные ………. и ………..рода в ………и …….числе имеют окончания…………………прилагательных.

4 группа: Прочитайте текст и подготовьте ответ по форме:

Как правило, притяжательные прилагательные образуются от существительных, обозначающих одушевленные предметы, при помощи суффиксов -ин, -нин, -н-ий, -ов, -ев, -ск-ий. Например: Лиза - Лизин; брат - братнин; дочь - дочернин, дочерний; отец - отцов; Владислав - Владиславлев; Пушкин - пушкинский (пушкинская квартира).

В истории русского литературного языка притяжательные прилагательные явились основой образования многих фамилий, имен, географических наименований (Петров, Царицын, Киев, Александров, Иваново и т.п.).

Подготовьте ответ по форме: Проанализировав данный текст, мы пришли к выводу, что притяжательные прилагательные образуются от ………………………, обозначающих одушевленные/неодушевленные предметы. Притяжательные прилагательные явились основой для образования.

Работают в парах. Приходят к выводу, что притяжательные прилагательные отвечают на вопрос чей? И обозначают принадлежность.

Работают в группах.

ЛУУД: задаются вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания — и уметь на него отвечать;

РУУД: умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, контроль в форме нахождения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

ПУУД: выбор оснований и критериев для сравнения, анализа, синтеза объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;

КУУД: планирование учебного сотрудничества в группе способов взаимодействия; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

VI. Афиширование полученных результатов, приведение в систему

Афиширование

Цель: выстроить в систему знания по теме в виде таблицы

Самопроверка

Цель: проверить верность наблюдений

Предлагаю представить ваши наблюдения.

Сверьте свои ответы с учебником ( стр.20). Есть дополнения?

Афишируют результаты наблюдений, составляют таблицу отличительных признаков притяжательных прилагательных, сверяют свои ответы с учебником, при необходимости добавляют таблицу

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (с самопроверкой по эталону)

Цель: выяснить уровень понимания темы и организовать самодиагностику

А сейчас я вам предлагаю применить полученные знания на практике.

Задание: распределите следующие прилагательные по трем столбикам, вставьте пропущенные орфограммы

Словосочетания: С траусово (перо) , ч..рный (дым) , п апина (шляпа), т ..жёлый (кирпич) , больш..й (дом) , б ..гровый (закат) , п рошл..годняя (листва) , р у(с,сс)кая (девочка) , л у(н,нн)ый (свет) , с ..бачий (нос) , п р..вокзальная (площадь ), п тиц..н (клюв).

Проверьте правильность заполнения по слайду. Оцените себя.

Индивидуально. Выполняют задание, проверяют по эталону, ставят отметку

РУУД: саморегуляция ПУУД: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

КУУД: участвовать в коллективном обсуждении проблем

Цель: прокомментировать домашнее задание, выполнение которого будет обсуждено на следующем уроке

Дома еще раз просмотрите записи в таблице, прочитайте правило на стр.20-21 учебника.

Практическое задание я вам предлагаю на выбор:

Составить небольшую сказку, употребив притяжательные прилагательные.

Индивидуально. Записывают домашнее задание

ПУУД: поиск, обработка информации; осознание поставленной задачи;

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: провести рефлексию собственной деятельности.

Давайте вернемся к целям урока. Все ли цели были достигнуты на уроке?

У меня в руках сердце. Я хочу подарить его вам, потому что оно уже принадлежало вам, когда вы первый раз пришли ко мне на урок.

И так как впереди нас ждет самый чудесный праздник Новый год, то и оценить свою работу на уроке предлагаю с помощью новогодних атрибутов:

Мне понятна тема урока – снеговик

Остались вопросы – снежинка

Ничего не понял (а) – снежный ком

Индивидуально. Выполняют пожелания учителя

ЛУУД: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке;

ПУУД: анализ деятельности на уроке;

КУУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Оборудование: маршрутные листы (Приложение 1), опорная таблица “Имя прилагательное”, карта путешествия по городу “Прилагатинску” (Приложение 2).

1. Организационный момент.

Мы находимся в большом городе Прилагатинске, по которому совершим сегодня на электропоезде путешествие до станции “Разрядная”, где познакомимся с притяжательными прилагательными, узнаем, как они образуются, и обратим внимание на их правописание. Прежде чем мы доберёмся до данной станции, сделаем несколько небольших остановок.

Итак, первое задание: что такое имя прилагательное?

Молодцы! Посадочный билет у нас на руках, у каждого из вас есть маршрутная карта. Мы отправляемся в путешествие. (Приложение 2)

Внимание! Станция “Поэтическая”.

На этой станции нам предлагают выполнить следующие задания: давайте обратимся к маршрутным листам. (Приложение 1)

  1. Прочитайте выразительно получившееся стихотворение.
  2. Правильно ли вставлены пропущенные прилагательные?
  3. Назовите автора.
  4. Чем объединены эти стихотворения? (Описание зимней природы.)
  5. Какую роль играют прилагательные в тексте?

Осторожно! Двери закрываются, следующая станция “Орфографическая”.

Внимание! Станция “Орфографическая”.

Давайте вспомним, что мы знаем о правописании прилагательных. Обратимся к маршрутным листам. (Приложение 1)

Читаем задание № 1, вспоминаем правило: в окончаниях прилагательных после шипящих под ударением – о, без ударения – е. (Проверка по цепочке.)

Выполняем задание № 2. Правило: в кратких прилагательных с основой на шипящую ь не пишется. (Проверка по цепочке.)

Молодцы! Мы отправляемся на станцию “Разрядная”.

Внимание! Станция “Разрядная”.

Нам пора выходить. Встали все. Чтобы выйти в город, нам нужно подняться по лестнице (эскалатора в городе Прилагатинске нет). Имитируем подъём по лестнице. Хорошо. Вот мы и в гостях у Трёх Разрядов. Поприветствуем их: улыбнёмся, помашем рукой. Садитесь.

Вы видите три домика. По значению и форме прилагательные делятся на три разряда. С двумя разрядами вы уже знакомы.

Определите, в каких домиках живут изученные разряды прилагательных. Нужно рассказать (связно) о качественных и относительных прилагательных.

Обращаемся к маршрутным листам. (Приложение 1)

Кодовый диктант. Диктуются словосочетания, учащиеся определяют разряд прилагательного и в маршрутном листе над нужной цифрой записывают условное буквенное обозначение.

  1. добрый человек
  2. интересный рассказ
  3. декабрьское утро
  4. индийский чай
  5. увлекательная работа
  6. морская вода
  7. красивые цветы
  8. глубокое озеро
  9. смешной мальчишка

Проверка производится по ключу.

В третьем домике живут Притяжательные прилагательные.

Давайте подберём однокоренные слова к слову “притяжательные”:

тянуть
тяга
притянуть
притяжение, т.е. то, что притягивает к чему-то, то, что кому-то принадлежит. Исходя из этого, делаем вывод:

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному. Отвечают на вопросы чей? чьё? чья? чьи?

Обращаемся к маршрутным листам. (Приложение 1)

Выполняем задание № 2.

Задание № 3: просклонять

1-й ряд – щучья пасть
2-й ряд – лисий хвост
3-й ряд – птичье перо

Вывод: во всех формах притяжательных прилагательных с суффиксом -ий (-й) перед окончанием пишется ь, кроме м. р. ед. ч. И. и В. п.

А сейчас игра “Почта”. Приближается Новый год. Все отделения связи переполнены поздравительными открытками, письмами, телеграммами. Пришли поздравления и нашим прилагательным. Да вот незадача: давно почтальоны учились в школе, подзабыли разряды прилагательных и попросили нас помочь им. Поможем? Почтальоном может быть каждый, кто быстрее определит разряд.

Весёлый, звонкий, стеклянный, петушиный, холодный, зимний, здешний, лисий, большой, серебряный.

Внимание! Мы все любим ходить в гости. Любят ходить в гости и прилагательные, но только тогда, когда употребляются в переносном значении.

Обращаемся к маршрутным листам и выполняем задание № 4. (Приложение 1)

Какие из этих словосочетаний мы используем для характеристики положительных качеств человека? (верные ответы подчёркнуты)

Задание № 5: попробуйте дать определение самому себе.

Какими качествами должен обладать настоящий человек?

Добрый
отзывчивый
честный
искренний
верный
заботливый
внимательный

Я хочу, чтобы такими качествами обладали вы все.

Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться. Что нового узнали вы? Какие задания, на ваш взгляд, были интересными?

V. Домашнее задание: § 52, задание на выбор: упр. 298 или написать сочинение-миниатюру “Зимний лес” (использовать прилагательные всех разрядов).

Урок в 6 классеПритяжательные прилагательные Учитель русского языка и литературы

№ слайда 1

Урок в 6 классеПритяжательные прилагательные Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №22 Краснодарского края Темрюкского районаРадюшкина Галина Владимировна

Повторим изученное! Какие прилагательные называются качественными? Приведите при

№ слайда 2

Повторим изученное! Какие прилагательные называются качественными? Приведите пример.Какие прилагательные называются относительными? Приведите пример.

Образуйте степени сравнения прилагательных близкий приятныйужасный душистый

№ слайда 3

Образуйте степени сравнения прилагательных близкий приятныйужасный душистый

Синтаксический разбор предложения Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

№ слайда 4

Синтаксический разбор предложения Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания Яркие игрушки укр…шали ёлку и от них в комн…ту будто лился в…сёлый свет.

Орфографическая диктовка Под раскидистой сосной, расположиться на ночлег, в плам

№ слайда 5

Орфографическая диктовка Под раскидистой сосной, расположиться на ночлег, в пламени огня, замирать от восхищения, расстилается туман, город преобразился, причудливые очертания, в прибрежной зелени, обаятельная девчонка.

Третье лишнее

№ слайда 6

Работа с учебником Прочитайте § 52Что обозначают притяжательные прилагательные?К

№ слайда 7

Работа с учебником Прочитайте § 52Что обозначают притяжательные прилагательные?Какие суффиксы они имеют?Какие окончания имеют притяжательные прилагательные?

Просклоняйте щучья пастьзаячьи ушиптичье оперение

№ слайда 8

Просклоняйте щучья пастьзаячьи ушиптичье оперение

Замените существительные притяжательными прилагательными уши волка и зайца – лап

№ слайда 9

Замените существительные притяжательными прилагательными уши волка и зайца – лапы лисы и белки – хвост павлина и вороны – глаза папы, бабушки –

Закрепление Верблюжья колючка, проворные ткачи, лебяжий пух, радужная пара, тети

№ слайда 10

Закрепление Верблюжья колючка, проворные ткачи, лебяжий пух, радужная пара, тетин совет, молочный кисель, объездной путь, отцов ремень, храбрая дружина, предрассветный час, волчий аппетит, волчий хвост


№ слайда 11

Употребление притяжательных прилагательных в переносном значении Он обладал соба

№ слайда 12

Употребление притяжательных прилагательных в переносном значении Он обладал собачьим чутьём.Дрожит, как заячий хвост.Хватка у него была просто волчья.Лисья хитрость, заячья трусость,медвежья неуклюжесть, волчий аппетит,собачий нюх, по щучьему велению,цыплячья душонкаКак называются такие словосочетания?

Синтаксический разбор предложения На свист откликнулись десятки птичьих голосов,

№ слайда 13

Синтаксический разбор предложения На свист откликнулись десятки птичьих голосов, и соловьиный раскат пронёсся по зарослям.

Итог урока На какие вопросы отвечают прилагательные данного предложения? В каком

№ слайда 14

Итог урока На какие вопросы отвечают прилагательные данного предложения? В каком значении они употреблены?

Домашнее задание § 52 упражнение 299 Повторить правописание Ь и Ъ в разных частя

№ слайда 15

Домашнее задание § 52 упражнение 299 Повторить правописание Ь и Ъ в разных частях слова

Урок в 5 классе по программе Львовой С.И.Цель данного урока: 1)организовать наблюдение за фонетическими, орфографическими и морфемными особенностями притяжательных имён прилагательных; 2) формировать представление об употреблении относительных и притяжательных имён прилагательных в значении качественных; 3)совершенствовать умение различать имена прилагательные разных разрядов.



Целевая аудитория: для 5 класса

В целом, хороший материал, неплохой урок, но презентацию хотелось бы немного разнообразить: добавить задания, с помощью анимации и настраиваемых кнопок выводить ответы и т.д.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: