Конспект урока причины возникновения пожара

Обновлено: 06.07.2024

- воспитывать бережное отношение к собственной жизни.

Содержимое разработки

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема. Пожар. Условия и причины возникновения пожаров

- расширять и систематизировать знания учащихся об условиях возникновения пожаров; научить правилам безопасного поведения во время пожара;

- развивать навыки применения простых способов индивидуальной защиты;

- воспитывать бережное отношение к собственной жизни.

Тип урока: комбинированный.

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

1. Творческий диктант

Задание. Распределить опасности согласно их классификации: природные, техногенные, социальные.

Торнадо, смог, взрыв газа, оползень, дорожно-транспортная авария, нападение, цунами, сход лавины, мошенничество, взрыв электростанции, снежные заносы, пожар.

2. Мотивация учебной деятельности

Что бывает, если птички

Зажигают в доме спички?

Пожар – неуправляемый процесс горения, при котором гибнут люди, и причиняется большой материальный ущерб.

Последнее время ежегодно в мире происходит около 5 млн. пожаров. Ежечасно в огне гибнет один человек, 2-3 человека получают травмы и ожоги, каждый третий погибший – ребенок.

Пожары не приходят сами по себе. Причин возникновения очень много.

Дети озвучивают причины пожаров, а во время обсуждения выясняют, что пожары – это и природные опасности, и техногенные. Их причинами являются:

- природные пожары – жара, молния. К природным пожарам относятся: лесные, степные, торфяные, полевые.

- техногенные – человек и устройства (неисправность устройств, игры с огнем, небрежность человека).

3. Условия возникновения огня. Треугольник огня

- При каких условиях может возникнуть пожар?

Учитель поджигает сухое горючее. После накрывает его крышкой. Огонь гаснет.

- Что необходимо, чтобы началось горение? (Горючее вещество – сухой спирт)

- При каком условии происходит процесс горения? (При наличии кислорода)

- Когда это может произойти? (Когда есть источник огня – искра от спички)

- Почему огонь погас? (Отсутствие кислорода)


Источник огня

Кислород Горючее вещество

Занимательная минутка

Кремень

Наверное, можно предположить, что первым источником огня для человека была природа: удар молнии. С развитием навыков человек сам научился добывать огонь. Первым способом получения огня было трение. Можно тереть дерево о дерево. Это способ действует безотказно и сегодня. Вот только разучился современный человек правильно выбирать дерево, готовить трут. Поэтому не стоит удивляться, что этим методом огонь добудем с первого раза и за несколько минут. Со временем человек обогащался знаниями об окружающем мире. Появился новый способ добывания огня: метод высекания искры из твердого камня. Лучше всего для этого подходил минерал – кремень. Если ударить твердым железом по кремню, можно высечь клубок искр.


Самостоятельная работа. Работа с учебником

- Вторым условием возникновения горения является наличие воспламеняющихся веществ. (Учащиеся самостоятельно прорабатывают статью учебника)

- На какие группы делятся вещества по степени их воспламенения?

- Чем отличаются горючие вещества от негорючих?

- Как перечисленные свойства веществ использует человек?

Установка: горючие вещества – хлопок в ладоши – один раз, тяжеловоспламеняющиеся – два раза, негорючие – тишина.

(Спирт, бумага, резина, земля, ацетон, песок, вода, пластмасса, слома, газ, керосин, краска, стекло, кирпич, нефть).

Физкультминутка

На поляне огонек.

Пламя стелется низко-низко (присесть).

Огонь разгорается (подняться).

Пламя колышется (имитация руками).

Мы взяли водичку прямо из кринички (наклоны).

Полили, загребли (имитация руками).

С поляны ушли (ходьба на месте).

Закрепление и систематизация знаний

Работа в группах

Задание. Каждая группа попадает в одну из квартир многоэтажного дома, где может произойти пожар. Определяют опасность. Дают советы по предотвращению пожара.






- Почему на автозаправках запрещено пользоваться открытым огнем, курить?

- Почему опасно ставить телевизор возле радиатора?

- Почему нельзя стелить ковер возле камина?

- Почему сбивать огонь веткой, тряпкой следует короткими движениями?

3. Собери пословицу и объясни ее значение.

Велик, искра, родит, мала, да, пламень. (Искра мала, да велик пламень родит)

Огонь, хозяин, слуга, хороший, плохой, но. (Огонь хороший слуга, но плохой хозяин)

Пока, тогда, туши в, пепле, и, искра. (Пока искра в пепле, тогда и туши)

Москва, свечи, от, сгорела, копеечной. (Москва от копеечной свечи сгорела)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока. Дать понятие о пожарах, причинах их возникновения и возможных последствиях.

Задачи.

Познакомить сосредствами пожаротушения.

Развитие познавательного интереса обучающихся, расширение кругозора знаний обучающихся.

Формирование поведения в соблюдении правил пожарной безопасности.

Тема урока. Пожары. Причины возникновения пожаров. (Слайд 1)

Цель урока. Дать понятие о пожарах, причинах их возникновения и возможных последствиях.

Познакомить со средствами пожаротушения.

Развитие познавательного интереса обучающихся, расширение кругозора знаний обучающихся.

Формирование поведения в соблюдении правил пожарной безопасности.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Время проведения урока: 40 минут.

2. Актуализация знаний обучающихся.

3.Изучение нового материала

1.Организационный момент.

Здравствуйте! Меня зовут Андраник Павелович.

Я сегодня проведу в вашем классе урок ОБЖ.

Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, Вам необходимо разгадать кроссворд. (приложение 1)

Учитель: - О чем сегодня будем говорить на уроке? (о пожаре….).

Учитель: - Что такое пожар? (Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.) (Слайд 2)

2. Актуализация знаний обучающихся.

Учитель: - Как Вы считаете, почему и отчего может возникнуть пожар?

Учитель: А чем сопровождается пожар? (Как мы определяем, что это пожары) Верно, огонь – ярко красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени всё время в движении, они трепещут, дрожат. Вокруг огненного пламени вьётся дым.

3.Изучение нового материала.

Скажите, огонь друг или враг человека?

- Огонь – давний друг человека. С его помощью мы совершаем множество полезных дел. Полезные свойства огня научились использовать люди. (Слайд 4-5)

Учитель: Какие Вы знаете способы тушения Пожара? (слайд 10-17)

- В случае если пожар все-таки возник? Какие правила поведения нужно знать и соблюдать? (ответы…)

1.-Я предлагаю вам выполнить задание. Необходимо собрать пословицы и объяснить их суть.

От малой искры, да большой пожар

Упустишь огонь - не потушишь

Ни огня без дыма, ни дыма без огня.

С огнем играть опасно - это всем должно быть ясно

Не шути с огнем – обожжешься.

1 карточка. (Правило №1) Если огонь небольшой, … (можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.)

2 карточка. (Правило №2) Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма,… (опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.)

3 карточка. (Правило №3) При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт…. (Он может отключиться, и ты задохнешься.)

4 карточка (Правило № 4) Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и … (не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.)

5 карточка (Правило № 5) Когда приедут пожарные,… ( во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.)

Задаю вопрос если вы согласны с моим вопросом (то отвечаете это я, это я, это все мои друзья, при этом хлопаете в ладоши, если нет, то молчите и топаете)

- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

-Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем!

-Кто из вас почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?

-Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?

Признавайтесь честно в том - Кто костров не зажигает и другим не разрешает?

Молодцы ребята поработали мы хорошо: спасибо вам……

-Давайте определим действия в случае возникновения пожара?

2. При этом должны сообщить:

- адрес, где произошло возгорание;

- свое имя и фамилию;

3. Оповестить о пожаре всех людей, находящихся в здании.

4. Эвакуироваться из здания.

Просмотр видео. (Слайд 19)

- А сейчас мы посмотрим, как действовали в похожей ситуации ваши ровесники. Ваша задача, определить, правильно ли они вызывали пожарных, и найти их ошибки.

- Как вы считаете, куда смогут приехать пожарные? - Почему? – В чём ошиблись другие ребята?

Учитель. Но бывают и такие случаи, когда первыми на помощь приходят соседи, знакомые, прохожие, которые шли мимо. И даже дети в этих ситуациях бывают героями.

(Показ слайда с фотографией Вики Бриленко) (слайд 23 )

Эта история произошла в 2007 году в деревне Кораблёво, Челябинской области.

Уроков не было, и Вика Бриленко пошла в гости к однокласснице Варе. Её дом – в самом конце улочки на окраине села. Уже издали Вика увидела, что из-под крыши дома идёт густой дым. Но отважную девочку это не остановило, она только прибавила шагу.

Когда открыла входную дверь, та оказалась не заперта. А в сенях стояли и громко ревели от страха подружка Варя, её пятилетняя сестричка Аня и четырёхлетний брат Алёша. Вика сняла с себя курточку, накинула одежду на раздетых ребятишек, взяла их за руки и быстро вывела их на улицу. Как оказалось, очень вовремя – буквально через минуту весь дом оказался охвачен пламенем.

К сожалению, деревянный домишко отстоять не удалось. У семьи Вари Кузнецовой сгорело всё. Виновником пожара оказался четырёхлетний Лёша, который для эксперимента поджёг обои в комнате. А старшие сестрёнки, как водится, за ним не уследили. Но самое главное, что все дети остались живы.

(Показ медали на слайде) (слайд 24 )

за смелость, отвагу и самоотверженность, проявленные при тушении пожаров, спасении людей, собственности и имущества граждан от огня;

за отвагу, мужество и настойчивость, проявленные в целях предотвращения взрыва и пожара.

(Показ слайда с фотографией Дмитрия Филюшина) (слайд 25-26 )

В Нижегородской области третьеклассник Дмитрий Филюшин спас из горящего дома трёх малолетних детей. Спасённые дети – братья – близнецы Вася и Андрей, им по 3 годика, и пятилетняя Настя.

В этот день Дима Филюшин и его друг Саша играли на улице. Увидев в окнах огонь, Дима тут забежал в дом. Огонь уже вовсю полыхал. Первым делом мальчик разбудил спящего здесь Васю, где-то в слезах метался Андрей. Схватив детей за руки, спаситель вытащил их из горящего дома.

Но в соседней комнате ещё оставалась Настя. Девочка думала, что огонь к себе можно просто не пустить, закрыв дверь на щеколду. Весь в дыму, школьник каким-то образом сумел распахнуть дверь.

Весь в саже, с обгоревшими волосами, мальчик вернулся домой. Мама, увидев сына, собралась, было выпороть его, но, когда узнала, что сын спас троих детей, заплакала и обняла своего Димку.

За проявленный героизм Дима Филюшин получил письмо с благодарностью от МЧС и в подарок телевизор.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК ПО ОБЖ

Причины возникновения пожаров

Обучающая : расширять и систематизировать знания учащихся об условиях возникновения пожара; учить предвидеть последствия своих действий, побуждать к выполнению правил противопожарной безопасности, научить правильно действовать во время пожара сохраняя жизнь и здоровье.
Развивающая: развивать навыки применения простых способов защиты жизни.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своей жизни, сопереживание, желание прийти на помощь ближнему.

I . Организационный момент.

hello_html_4af7b477.jpg

II . Актуализация опорных знаний:

III. Мотивация учебной деятельности:

Он таким бывает разным -
Голубым и рыже-красным,
Ярко-жёлтым и, ещё же,
Олимпийским быть он может.
Тот огонь, что с нами дружен,
Очень всем, конечно, нужен,
Но опасен, если бродит
Сам собою на свободе!

I V . Изучение нового материала:

Страничка мифологии

Ребята, а кто такой Прометей и как его имя связано с огнем?

hello_html_m1cf8eed8.jpg

Сказание об огне.

Однажды, давным-давно, один человек, сосредоточенно и упорно размышляя над тайнами природы, раскрыл секрет добывания огня. Этого человека звали Нур. Нур решил поделиться с людьми своим открытием и для этого стал путешествовать от общины к общине. Он передал свой секрет многий. Некоторые воспользовались этим знанием. Другие, не дав себе труда подумать, каким полезным оно могло бы оказаться для них, поняли только то, что Нур опасен для них, и прогнали его. В конце концов, люди какого-то племени, перед которыми он продемонстрировал своё искусство, пришли в дикую панику и убили его, видя в нём исчадие ада.

Прошли века. В одной общине, в которой Нур некогда обучал людей добыванию огня, это знание сохранилось только у особых жрецов, пользующихся властью, богатством и теплом, в то время как остальные люди замерзали от холода. Другая община начисто забыла искусство Нура и стала поклоняться орудиям добывания огня. Люди третьей общины поклонялись образу самого Нура, так как именно он был их учителем. В четвёртой общине сохранилась история открытия огня в легендах и преданиях — одни верили в них, другие нет. Пятая община действительно использовала огонь, и это позволяло им находиться в тепле, готовить пищу и производить разные полезные предметы.

Слезы Страх Тепло Печь

Рассказ учителя: «Огонь – друг, огонь - враг, огонь добрый или злой?

hello_html_m4bab4a30.jpg

Вы, конечно, знаете, что такое огонь. Где можно с ним встретиться, увидеть?(У костра, в печке, на газовой плите, в ракете или самолете, на свече, зажигалке)

hello_html_2ccb48d9.jpg

Огонь всегда нужен людям. Сила огня очень велика: ее используют для запуска ракет, космических спутников, в доменных печах для выплавки металла; в теплоэлектростанциях - для получения тока; в быту - для тепла и приготовления пищи.

hello_html_m2b995a21.jpg

hello_html_bde97bd.jpg

У каждого из учащихся карточка с записью действий людей во время возникновения пожара в помещении. Задание заключается в следующем:

установив последовательность действий человека во время пожара, сформировать пирамиду.

ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОЖАРОВ В ПОМЕЩЕНИИ?

как только вы почувствуете запах гари у себя дома, увидите искрение, то немедленно сообщите об этом в соответствующую службу в городе Шумерли. Номер телефона 01.

необходимо сразу же вывести детей и стариков с дома на улицу;

для предварительной защиты от запаха гари, дыма необходимо взять кусочек ткани смоченной в воде, можно использовать повязку из ватной марли и прочее подобное;

если есть возможность частично потушить возгорание, если оно сильное при помощи воды из туалета, ванной или при помощи пожарного крана;

можно накрыть огонь также брезентом, намоченный материалом, мешковину и т.д.

смотрите, чтобы вас не ударил ток;

если вы не уверены, что ток вас не ударит, лучше попытайтесь отключить электроэнергию в на своем этаже. Это делается посредством щитка;

основную струю воды лучше направлять на основное пламя, можно периодически тушить места, куда распространяется огонь;

не тратьте воду на дым или "тушение" верхней части пламени;

усли производите тушение мебели, то необходимо охватить как можно большую поверхность;

вещества, которые считаются сами по себе горючими ни в коем случае тушить водой не следует. Лучше всего для их тушения подойдет огнетушитель, но если его нет, то просто накройте место горения плотной смоченной тканью;

если горит электропроводка, то лучше воспользоваться специальным порошковым огнетушителем;

ни в коем случае не открывайте окна и двери при пожаре, они лишь усилят его;

если пожар небольшой и вы уверены, что сами сможете его потушить, то смело делайте это. В противном же случае вам нужно будет как можно быстрее покинуть жилище, закрыть плотно дверь. Проинформируйте соседей снизу и верху о том, что у вас горит жилье;

если пожар сильный и вы не можете просто так покинуть квартиру, то лучше ползком добраться до балкона и позвать уже оттуда на помощь;

встретив пожарных доложите об обстановке.

После ознакомления с текстом ребята отображают полученную информацию с помощью рисунков.

Учащиеся демонстрируют свой проект, комментируя его.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ В ПОДЪЕЗДЕ СИЛЬНЫЙ ЗАПАХ ДЫМА (ГАРИ)

1. Узнайте, где именно источник возгорания, например, это может быть - мусоропровод, соседская квартира, почтовый ящик и т.д. и выясните что конкретно горит - резина, бумага, горячая жидкость, мусор и прочее.

2. Если вы поняли, что возгорание довольно серьезное, то лучше вызывать соответствующую службу по телефону 101.

3. Если есть возможность, то попытайтесь тушить пожар своими руками и позовите соседей.

4. Если вы услышали крики из горящей квартиры, то незамедлительно попытайтесь взломать дверь.

5. Может быть и такое, что огонь перекинувшись сильно разгорелся и в соседних квартирах и выйти в подъезд не представляется возможным, в таком случае полотно закройте дверь своей квартиры, все щели двери прикройте мокрыми тканями, вентиляционный ход также нужно закрыть также тканями - это необходимо для того, чтобы дум от горения не проникал в квартиру.

6. Если началось горение внешней поверхности вашей двери, то начните незамедлительно поливать ее водой с внутренней стороны, если есть возможность попросите соседей потушить огонь снаружи, при этом важно, чтобы дверь была закрытой.

7. Если вы хотите выбраться из горящего дома, то нужно, избегать использования лифта, обычно в домах с большим числом этажей предусматриваются пожарные лестницы, воспользуйтесь ими.

Упражнение “Дорога каждая секунда”
Возможно, вы расскажете, как вызываются пожарная служба?
Во время вызова службы МЧС для тушения пожара нужно обязательно назвать адрес объекта, что горит, фамилию, имя и отчество заявителя. Хочу предостеречь вас от фальшивых звонков до пожарных частей. Такие действия расцениваются как преступление и строго караются законом.
(2-3 ученика звонят диспетчеру службы МЧС)

hello_html_m46ea7bc2.jpg

Чтобы сохранить свою жизнь , необходимо знать правила противопожарной безопасности.

Ребята, помните о том,
Что нельзя шутить с огнём
Кто с огнём неосторожен
У того пожар возможен.

hello_html_m4be60d64.jpg

Спички не тронь!
В спичках огонь!
Не играй, дружок, со спичкой,
Помни, ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.

Возле дома и сарая
Разжигать огонь не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.

hello_html_m4dff39a2.jpg

Если имущество хочешь сберечь
Не уходи, когда топится печь!

Когда без присмотра оставлена печь –
Один уголек может дом ваш поджечь

Не играй с электроплиткой
Спрыгнет с плитки пламя прыткое!

С газом будь осторожен,
От газа пожар возможен!

Нельзя над газовой плитой
Сушить промокшую одежду!
Вы сами знаете, какой
Большой пожар грозит невежде!

Не суши белье над газом.
Все сгорит единым разом!

Погладить рубашку и брюк
Утюг вам поможет, всегда,
Сухими должны быть руки
И целыми провода.

hello_html_m2ca56b5f.jpg

Включен утюг, хозяев нет,
На простыне дымится след.
Ребята, меры принимайте,
Утюг горячий выключайте!

Во избежанье всяких бед
Огню на елку хода нет!

Запомните, дети,
Правила эти:
Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал!

hello_html_m72ca2533.jpg

Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер — 01!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Рекомендации сотрудников МЧС:

Как следует вести себя детям, оказавшимся в сложной ситуации, связанной с огнем?

Очень важно в таких случаях уметь владеть собой, не растеряться.

Испуганный человек, а тем более ребенок, не в состоянии организоваться и противодействовать опасности. Но когда мобилизовать себя, то можно спасти как имущество, так и собственно жизни.
Если пламя небольшое, его нужно немедленно погасить водой, песком, землей или чем-то накрыть. Следует помнить, что водой нельзя тушить короткое замыкание в электросети. Нельзя тушить водой бензин, ацетон, растворители, которые горят, их можно накрыть покрывалом из брезента, полотенцем, одеялом. А горящую электросеть нужно немедленно отключить от основного поставщика тока, а затем можно использовать песок, землю или другие огнетушащие смеси.
Если вы оказались в помещении, переполненном дымом, немедленно ложитесь на пол и ползком добирайтесь до выхода. Когда вас заблокировал огонь в квартире на высоком этаже, обращайтесь за помощью к прохожим через окно или балкон.
Когда вы стали свидетелем пожара, немедленно сообщите в пожарную службу по
телефону 101 и по возможности помогите спастись моложе себя
и пожилым людям. В присутствии взрослых четко выполняйте их распоряжения.

IV ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ и НАВЫКОВ.

После зачитывания учителем вопроса дети поднимают карточку, цвет которой соответствует правильному ответу.

- Можно играть со спичками. (кр)
- Выключи телевизор и ложись спать. (зел)
- Вызывай спасательную службу по номеру 02! (кр)
- Нельзя сушить белье над газом. (зел)
- Включи электроприборы и иди в школу. (кр)
- Спички детям – не игрушка. (зел)
- Украсим елку бенгальскими огнями? (кр)
- Во время пожара спрячусь под кровать. (кр)

Образуй и запиши предложения, соединив правильно левую и правую части:

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Пожары каждый год наносят огромные убытки. В огне гибнут люди, животные, растения, имущество. Значительные средства тратит государство на тушение пожаров. Чтобы избежать таких трагических последствий, все должны постоянно соблюдать требования пожарной безопасности. Только при таких условиях наша жизнь и материальные достижения будут сохранены.
Ежегодно вследствие пожаров гибнет и страдает значительное количество людей. В дым и пепел превращаются ценности на миллиарды рублей.
Если возник пожар - счет времени идет на секунды. Не паникуйте и остерегайтесь: высокой температуры, задымленности и загазованности, обвала конструкций домов и сооружений, взрывов технологического оборудования и приборов, падения обгоревших деревьев и провалов. Помните, где находятся средства пожаротушения и умейте ими пользоваться.
В жизни случается разные ситуации. Но запомни! Никогда не паникуй. Первый огонь можно залить стаканом воды. Второй – ведром воды, а к третьему огня надо вызвать пожарных, потому что сам не справишься. Если случилось такое несчастье, то не беги и не прячься, а заливай пожар водой, пока он еще маленький. Если пожар начался на полу, то можно бросить мокрое полотенце, чтобы накрыть пламя и не дать ему распространиться. Однако случается, что огонь разгорается и начинает перебрасываться с одного предмета на другой. Тогда обязательно звоните в службу МЧС.

Наша служба и опасна и трудна,
И на первый взгляд, как будто не видна.
Если кто-то кое-где у нас порой
Спалить вдруг что захочет.
Значит с ними нам вести незримый бой
Так назначено судьбой для нас с тобой-
Служба дни и ночи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование навыка осторожного обращения с огнём.

Задачи: - познакомить учащихся с основными причинами пожаров и правилами поведения при их возникновении; научить предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, связанные с возникновением пожаров в помещении; как потушить маленький огонь; воспитывать чувство ответственности.

Ход классного часа.

Ребята, прочитайте пословицы и скажите о чем пойдет речь на классном часе?(На слайде пословицы) (Слайд 2) Где пламя без надзора, там и беда без разбора.

Горе тому, кто с огнем не в ладу.

Кто с огнем играл – все богатство потерял.

Не играй, кошка, с огнем – лапу обожжешь.

Не имей привычки носить в кармане спички. Учитель: Пожар – это огонь, вышедший из-под контроля человека. Это самое распространенное бедствие в современном мире. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но самое страшное – при пожарах гибнут люди. В нашей стране в среднем каждый час в огне погибают 2-3 человека и еще один или два получают травмы. (Слайд 3, 4)Перечислить все причины пожаров трудно, но основные из них необходимо знать. Первая причина – это неосторожное обращение с огнем.Беспечность и небрежность всегда ведут к беде. Брошенная горящая спичка, тлеющий окурок могут уничтожить целый дом. Существует поговорка: от копеечной свечки Москва сгорела. Очень опасно зажигать спички на чердаках и в чуланах, на балконе и в доме, потому что малейшая неосторожность может привести к пожару. (Слайд 5)

Вторая причина – детская шалость. Никто из детей специально пожар не устраивает, но большинство пожаров в квартирах происходит по вине детей. Отсюда главное правило, которое нужно соблюдать всегда и везде: никогда не играйте с огнем, не позволяйте играть с ним другим ребятам. (Слайд 6) Третья причина – нарушение правил безопасности при пользовании электроприборами. Часто люди включают в одну розетку несколько электроприборов – телевизор, электроплиту, фен, утюг. Это очень опасно, так как может привести к перегрузке электросети, короткому замыканию и пожару. (Слайд7) Четвертая причина – нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей. Лаки, краски, бензин, ацетон и подобные им жидкости вспыхивают мгновенно, потому-то они и называются легковоспламеняющимися. Из-за этого они часто бывают причиной самых страшных пожаров. (Слайд8) Пятая причина – утечка газа. Не выключенная из-за забывчивости хозяев конфорка газовой плиты представляет большую опасность. Если огонь погаснет, газ начнет заполнять помещение и потом может воспламениться от малейшей искры. (Слайд9) Шестая причина – неосторожное обращение с пиротехническими изделиями. Во время праздников многие запускают петарды, фейерверки, зажигают бенгальские огни. Они не просто горят, а еще разбрасывают искры в разные стороны. Когда искры попадают на легковоспламеняющиеся предметы, начинается пожар. (Слайд 10)

Учитель:Ребята, видели ли вы огонь костра, свечи, пламя? Какого цвета огонь? (Слайд 11)

(Дети вспоминают сказки, стихи, рассказы где встречается огонь.)

Молодцы! А эти строчки из каких произведений?

А лисички взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит.

Выбежал из моря кит:

«Эй, пожарные, бегите!

Что за дым над головой?

Что за гром на мостовой?

Дом пылает за углом.

Ставит лестницы команда –

Ищут пожарные, ищет милиция,

В нашей столице.

Но не могут найти

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь,

Учитель: Ребята, можно ли добиться, чтобы не было пожаров.

Не шути, дружок, с огнем, чтобы не жалеть потом.

Сам огня не разжигай и другим не позволяй.

Даже крошка-огонек от пожара не далек. (Слайд 17)

Учитель:Ребята, небольшой очаг пожара, возникший на ваших глазах, часто можно потушить самостоятельно, пока он из маленького не превратился в большой. Есть в вашем доме огнетушитель? К сожалению, в большинстве домов огнетушителей нет. Поэтому нужно точно знать, что и чем можно или нельзя тушить.

Правильно, ребята! Водой горящее масло заливать нельзя! Горячие масляные брызги полетят во все стороны и обожгут вам руки и лицо.

Огонь не может гореть без доступа воздуха. На этом основано большинство способов тушения пожара. Поэтому небольшой огонь можно попробовать затушить, набросив на него плотную ткань или одеяло.

Игровые ситуации:

Загорелся диван. (Ребята накрывают диван одеялом).

Почувствовали запах горящей изоляции. ( Выключаем свет и все электроприборы).

Горящие электроприборы, включенные в сеть, заливать водой нельзя, так как может произойти короткое замыкание. Лучше всего забросать их песком (например, из кошачьего туалета), стиральным порошком, землей из горшков с цветами.

Уходя из дома, не забывайте выключать свет и нагревательные электроприборы. Не переоценивайте своих сил. Нельзя долго бороться с огнем, т.к. можно надышаться дымом и потерять сознание.

Учитель: Ребята, а чем опасен ложный вызов? (Ответы детей).

Викторина.Дети делятся на две команды. Каждая команда получает вопросы викторины. Побеждает та команда, которая ответит быстрее и правильно.

Как тушить горящую одежду на человеке?(Для тушения одежды на человеке используется (не синтетическое) одеяло, одежда и др. материал, который необходимо накинуть на тело горящего человека.Без доступа кислорода горение прекратится.) (Слайд 20)

Как нужно поступить, если во время телепередачи задымился телевизор?(Немедленно отключите телевизор от сети (выньте вилку шнура питания из розетки).(Слайд 21)

Чем опасно поджигать сухую траву?(Быстрое распространение огня по сухой траве может создать угрозу близлежащим зданиям и сооружения).(Слайд 22)

Почему нельзя тушить водой горящую электропроводку? Как тушить горящую электропроводку?(Тушение горящей электропроводки водой может привести к поражению человека, производившего тушение электрическим током.Тушение горящей электропроводки можно производить после отключения электроэнергии).

Что нужно сделать, если во время приготовления пищи на сковороде загорелся жир? (Отключить плиту, накрыть сковороду крышкой и убрать с плиты).

По каким причинам чаще всего происходят пожары?(Детская шалость с огнем, проведение сварочных работ, нарушение правил устройства электрооборудования, нарушение правил технической эксплуатации электрооборудования, нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых электронагревательных приборов, нарушение правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных работ, взрывы, самовозгорание веществ и материалов, нарушение правил устройства и эксплуатации печей, неосторожное обращение с огнем: при курении, с огнем детей, грозовые разряды).

Какие вы знаете подручные средства пожаротушения? (Подручные средства пожаротушения – это ткань, войлок, песок, вода).

Какие детские шалости опасны в пожарном отношении? (Игра со спичками, пользование пиротехническими изделиями:петарды, хлопушки, бенгальские огни и др.)

Почему при пожаре внутри помещения не рекомендуется открывать окна и двери? (Увеличится доступ воздуха в помещении и усилится горение).

Рефлексия. (На столе у ребёнка три сигнальныхкружка: красный, жёлтый и зелёный).

Ребята, если вы уверены, что сможете правильно поступить в экстремальной ситуации, поднимите зелёный кружок; если сомневаетесь – жёлтый, если не уверены – красный.


-75%

Читайте также: