Конспект урока причастие и деепричастие

Обновлено: 20.05.2024

Цель: Проверить уровень подготовки к работе на начальном этапе. Работа с текстом.

1. Художник Борис Иванович в туман… по…кравшись к л…бедям, стал целит…ся.

2. П…думав он решил стр…лять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц с…девших на озер… .

3. Зар…див ружье пр…готовился выстр…лить.

4. Но стало казат…ся что ни в лебедя а в человека стреля…ш….

5. В…помнилась поэтическая сказка о девушк… пр…враще…ой в лебедя.

6. Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами потом п…пятившись отош…л.

7. Лебеди так и (не ) узнали о страшной опас…ности гр…зивш… им.

8. Такова власть красоты.

Задания:

1. Озаглавить текст. Дать несколько вариантов заглавий.

2. Определить основную мысль текста.

3. Объяснить графически пропущенные орфограммы; расставить знаки препинания.

4. Назвать виды орфограмм, встреченных в тексте.

5. Выписать словосочетания

6. Найти предложения, соответствующие данным схемам, указать их номера.

7. Сделать обособленный причастный оборот необособленным. Записать полученное предложение.

8. Произвести морфемный разбор слов:

Подумав, сидевшие.

9. По каким признакам мы определяем 1)причастие? 2)деепричастие? Сравните морфологические признаки причастия и деепричастия и сделайте вывод о том, какие общие признаки есть у причастия и деепричастия, какие различия?

Проверьте свою работу (частично), пользуясь ключом.

Ключ № 1.

1. Художник Борис Иванович, в тумане подкравшись к лебедям, стал целиться.

2. Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.

3. Зарядив ружье, приготовился выстрелить.

4. Но стало казаться, что ни в лебедя, а в человека стреляешь.

5. Вспомнилась поэтическая сказка о девушке, превращенной в лебедя.

6. Опустив ружье, он долго любовался гордыми птицами, потом, попятившись, отошел.

7. Лебеди так и не узнали о страшной опасности, грозившей им.

8. Такова власть красоты.

Оценка Количество ошибок
“5” Нет ошибок
“4” 1-2 ошибки
“3” 4 ошибки
“2” 5 и более ошибок
  • правописание падежных окончаний существительных,
  • правописание неизменяемых приставок,
  • правописание -ться- тся в глаголах,
  • правописание безударных гласных,
  • правописание приставок при- и пре –,
  • правописание окончаний глаголов во 2л. ед.ч.,
  • правописание приставок на –з и –с,
  • правописание сомнительных согласных,
  • правописание Н и НН в суффиксах причастий,
  • правописание о-е после шипящих в корне слова,
  • правописание не с глаголами,
  • правописание окончаний причастий.

5. Варианты ответа

х
сущест.+ причастие
х
причастие + сущест.
Сидевших птиц Сидевших на озере
Превращенной девушке Превращенной в лебедя
Грозившей опасности Грозившей им
Оценка
“5” Если даны оба правильных ответа
“3” Один ответ ошибочный
  • 1 схема – предложение №5 и № 7
  • 2 схема – предложение № 3.
  • 3 схема – предложение №2
  • 4 схема – предложение №6
  1. Подумав, решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше сидевших на озере птиц.
  2. Вспомнилась поэтическая сказка о превращенной в лебедя девушке.
  3. Лебеди так и не узнали о грозившей им страшной опасности.

8. Подумав, сидевших

1. Причастие обозначает признак предмета по его действию

2. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, которое выражено глаголом.

3.Причастие и деепричастие имеют следующие общие и различные признаки:

- это обе глагольные формы, имеют вид, возвратность,

- но причастие – это изменяемая форма, а деепричастие - неизменяемая.

УЭ - 2

Цель: проверить умение разбирать предложения, осложненные причастным и деепричастным оборотами.

Произвести синтаксический разбор предложения, указанного в тексте.

Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.

1. Поменяйтесь тетрадями.

2. Пользуясь ключом, проверьте.

3. Оцените работу одноклассника.

Ключ №2.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, двусоставное; осложнено одиночным деепричастием, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и обособленным определением, выраженным причастным оборотом)

УЭ – 3

Цель: проверить умение правильно писать НЕ с причастиями и деепричастиями.

Задание 1.

Уровень 1.

  • Неисследованная местность_________________________
  • Нескошенная трава_________________________________
  • Нерешенная проблема______________________________
  • Невыполненное задание____________________________
  • Несостоявшееся соревнование_______________________

Уровень 2.

Раскрой скобки, на полях объясни свой выбор.

1.Нет большего удовольствия, чем идти по (не)знакомым____________ дорогам к какому-нибудь озеру.

2. В (не)обыкновенной, никогда (не)слыханной тишине ______________ зарождается рассвет.

3. (Не)скошенные луга так душисты, что с (не)привычки туманится и тяжелеет голова. ______________

4. Вот откуда-то доносится тревожный крик (не)уснувшей еще птицы. ___________________

5. Или раздается (не)определенный звук, похожий на чей-то голос. _____________________

Работа проверяется учениками- консультантами.

Задание 2.

1. Выписать в 2 столбика: 1 столбик - глаголы, 2 столбик - деепричастия

(Не)трудясь, (не)найдешь счастья;

(не)посеяв, (не)соберешь урожая;

(не)убив медведя, шкуры (не)продают;

(не)взявшись за топор, избы (не) срубишь.

2. Привести примеры написания Не с глаголами и деепричастиями, не продемонстрированные в задании. (работа в парах).

3. Работу проверьте по ключу №3.

Ключ №3.

Не найдешь не трудясь
Не соберешь не посеяв
Не продают не убив
Не срубишь не взявшись

2. Не указаны в задании случаи написания не с глаголами и деепричастиями

(Примеры учащиеся приводят сами).

УЭ – 4

Цель: проверить, сформирован ли навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.

Задание 1.

1. От чего зависят правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?

2. Можно воспользоваться опорной схемой (для 1 уровня). (Смотри в приложении к уроку).

Задание 2.

  • паш. щий
  • стро. щий
  • кол. щий
  • слыш. щий
  • се..щий
  • бре. щий
  • та. щий
  • вид. щий
  • бор. щийся
  • дыш. щий

Ответ запишите здесь:

Ответ проверьте по ключу.

Ключ №4.

Задание 3.

(Класс работает с учителем).Выберите нужную букву Е или И? Работаем с сигнальными картами. Е – красная, И- зеленая .

РешаЕмый, зависИмый, видИмый, намагничИваемый, колеблЕмый, отпираЕмый, увлекаЕмый, слышИмый, заглушаЕмый, желаЕмый.

Оцените свою работу по ключу.

Ключ №5.

УЭ – 5

Цель: проверить, сформирован ли навык написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Задание 1.

Уровень 1.

Соотнесите части правила

Привести примеры на данное правило.

Уровень 2.

Задание 1.

Мороженная рыба, замороженная рыба, свежемороженая рыба, поджареное мясо, балованный ребенок, кованные сапоги, жаренное на масле филе, раненный солдат, задача решена.

  1. Грибы высушены
  2. Купленные овощи
  3. Потушенная ветром
  4. Груженая баржа
  5. Дороги пройдены
  6. Выставленные оценки
  7. Золототканая скатерть
  8. Соленые огурцы
  9. Вытканный ковер
  10. Искусанный комарами

Ответы проверьте по ключу №6.

Ключ для проверки №6.

Задание 1.

Соотнесите части правила

Уровень 2.

Мороженая рыба, свежемороженая рыба, поджаренное мясо, балованный ребенок, кованые сапоги, раненый солдат, задача решена.

УЭ – 6

  1. Вспомните цели урока.
  2. Как вы думаете, достигнуты ли они?
  3. Какие этапы работы вызвали трудности, почему?
  4. Как вы оценили результаты своей работы на уроке?

а) Я все понял(а), могу этот материал объяснить другому;

б) я сам все понял(а), но объяснить другому не берусь;

в) для полного понимания мне нужно повторить тему;

г) я ничего не понял(ла).

Повторение и обобщение изученного о причастии и деепричастии, о причастных и деепричастных оборотах, закрепление умения находить и использовать их в письменной речи.

ВложениеРазмер
upotreblenie_prichastiy_i_deeprichastiy.docx 25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное

учреждение лицей № 33

Учитель: Кухаренко В.В.

Профиль обучения: непрофильный

Учебник: М.М. Разумовская, С.И. Львова.

Употребление причастий и деепричастий в речи.

Повторить и обобщить изученное о причастии и деепричастии, о причастных и деепричастных оборотах; закрепить умение находить и использовать их в письменной речи.

Развивающая – вывести критерий правильности употребления причастий и деепричастий в речи в соответствии с нормами языка;

Обучающая - уметь распознавать глагольные формы; уметь включать глагольные формы в текст; самостоятельно составлять предложения и связного текста с использованием причастий и деепричастий.

Воспитательная – уметь формулировать собственное мнение; строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками.

Методы работы: словесные, наглядные.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, парная .

2.Проверка домашнего задания. (упр.515 +ЗСП-12)

3.Формулировка учащимися темы и цели урока (проблемная ситуация).

Пылает небо, разбужая ветер,

Проснулся гомон птичьих голосов –

Проклинывая всё на белом свете,

Я вновь бегу в спасительность лесов.

Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,

Приветливыми лапками маша,

Я среди них пробуду целый вечер,

Бессмертные творения пиша.

Но, выбравши на миг из тины зыбкой,

Болотная коричневая тварь,

Совая мне с заботливой улыбкой,

Большой Орфографический словарь.

У :Вы улыбаетесь? Почему?

у:неправильно употреблены деепричастия.

У :Итак, как вы думаете как будет звучать тема нашего урока. Молодцы! (запись даты,кл.р.,и темы урока в тетрадь.)

А какую цель мы себе поставим? (Что мы должны вспомнить на уроке?)

у:Повторить и обобщить изученное о причастии и деепричастии, о причастных и деепричастных оборотах; закрепить умение находить и использовать их в письменной речи.

4. Обобщение и систематизация.

Причастие ( деепричастие) – это…

Причастие ( деепричастие) – обладает признаками…

Признаки глагола у причастия ( деепричастия) – …

Признаки прилагательного у причастия (наречия у деепричастия) – …

Причастие (деепричастие) с НЕ пишется …

Причастный (деепричастный) оборот – это…

Причастный (деепричастный) оборот обособляется…

Причастный (деепричастный) оборот не обособляется…

Составление кластера(схемы, отображающей основные признаки изучаемого понятия)

5. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

Используя текст этого стихотворения, покажем способность причастий являться выразительными средствами в художественном тексте.

Назовите слова, которые помогают нарисовать пейзаж, создать настроение.

Это прилагательные и причастия.

Прилагательные(1 вариант): Причастия(2 вариант):

весенней (сыростью) разбуженный (лес)

круглые (бубенчики) объят (лес)

плотны (бубенчики) закрыты (бубенчики)

зеленый (лист) спеленутый (цветок)

прохладен (цветок) завернутый (цветок)

хрупок (цветок) нетронутой (глуши).

-Какова роль прилагательных?

( Называют постоянные, не изменяющиеся во времени признаки предметов.

Придают речи выразительность. Помогают полнее раскрыть отличительные признаки предмета).

-Какова роль причастий?

(Причастия придают речи образность, помогают передать настроение автора. Причастия разбуженный, спеленутый, завернутый употреблены в переносном значении. Разбуженный - это о лесе, как о человеке, спеленутый, завернутый – это о цветке, как о ребенке. Это олицетворение).

- Объясните написание причастия РАЗБУЖЕННЫЙ - (это страдательное причастие прошедшего времени с приставкой РА З -, совершенного вида) и НЕТРОНУТОЙ (НЕ- приставка, т. к. нет пояснительных слов.

- Можно сделать вывод о том, что в художественных текстах часто используются прилагательные и причастия для создания большей выразительности и образности речи.

Сначала запишем строки М. Лермонтова (1 ученик работает у доски).

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Заменим причастия прилагательными.

Люблю дымок паленой жнивы,

В степи ночной обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белых берез.

-Сравните авторский текст с тем, который получился после замены. Что ушло из стихотворения (не считая ритма) ?

Искусственный вариант отрывка статичен, неподвижен. Природа кажется неподвижной.

-Какой вариант обладает большей изобразительной силой? Почему?

-Авторский текст обладает большей яркостью, изобразительной силой, так как в нем пейзаж живет, меняется во времени. Особую выразительность художественной речи придают причастия, которые называют признаки, изменяющиеся во времени.

7. Работа с предложениями(слайд №6-9)Расставить знаки препинания.

1)Благоухая, с охли травы, дымясь, курились облака.

2)И, не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса.

3)Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы, чуть дышит ветерок, уснувший на листах.

4)Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра.

Завершая урок, подведем итог: глагольные формы часто использовались и используются писателями и поэтами при написании художественных произведений как средства выразительности.

9. Домашнее задание(слайд №11).

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает "пять". Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по правилам.

При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк.

Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности. Синквейн можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, истории города, ПДД, ОБЖ.

Правила построения синквейна:

1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).

2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.

4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.

5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок комплексного применения знаний (интегрированный) с применением элементов педагогических технологий.

практические (лабораторный эксперимент, исследовательская работа, комментированные, учебные и письменные упражнения);

Форма обучения: групповая, индивидуальная.

Класс: 7 класс по программе Ладыженской.

Образовательные:

Расширить представления о номинальной коммуникативной и эмоционально-выразительной роли форм глагола в устной и письменной речи. Сформировать умение составлять связный текст на заданную тему с использованием определенных языковых форм; предупреждать речевые ошибки в употреблении причастий и деепричастий. Научить видеть ошибки, связанные с употреблением деепричастий.

Формировать практические навыки при выполнении работы с использованием компьютера.

Развивающие:

Работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения. Развивать речь, вызвать интерес к изучаемым языковым формам; углубить знание о сфере употребления изобразительно-выразительных средств языка, об особенностях текстов художественного стиля.

Воспитательные:

Воспитание культуры общения, уважение к собеседнику и учителям; воспитание интереса к русскому языку. Пробуждать добрые чувства к красоте русской природы.

Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом

…Деепричастия дорисовывают движения

Д.В. Григорович

Задание. Внимательно прослушать и на слух уловить изученные нами части речи.

- Давайте подумаем, какие вопросы мы должны поставить перед собой, чтобы научиться употреблять причастия и деепричастия в речи?
(- Для чего их употребляют в речи?
- Когда уместно употреблять эти части речи?
- Как избежать ошибок при употреблении причастий и деепричастий
?)
Давайте искать ответы.

Чтобы правильно употреблять причастия и деепричастия, надо их узнавать!

3. Сравнительная характеристика причастия и деепричастия. На основе таблицы составить в группах кластер(1группа - причастие, 2 группа - деепричастие)

1.От какой части речи образуются?

2. На какие вопросы отвечают?

Что делая? Что сделав? Как? Когда? Почему?

3. Что обозначают?

Признак предмета по действию

4. Признаки каких частей речи сочетают в себе?

5. Как изменяются?

По родам, числам, падежам

6. Имеют суффиксы:

Чем отличаются по морфемному составу?

Не имеет окончание

8. Какими членами предложения могут быть?

9. Какую часть речи распространяют в предложении

10. Как обособляются?

После определяемого существительного

11. Роль как средства выразительности

Художественное определение; украшает имя и “придает красоту образу”

Украшает глагол, дополняет его другими действиями;

“создает живописную картину действия”

Защита кластеров у доски.

4. Работа с текстом: Лингвистический эксперимент. Карточка №1 с текстом и заданиями (групповая работа):

! Расставить знаки препинания.

Справка: хмель- вьющееся растение

!О чём этот текст? К какому стилю речи относится? Определите тип речи.

! Найти причастия и деепричастия (доказать).

! Заменить деепричастия глаголами, причастные обороты – придаточной частью СПП с союзным словом который, какой

Какова роль причастий и деепричастий в этом тексте? Что получилось? Какие выводы можно сделать?

1. Текст получился куцый, в нём много недосказанного, он потерял яркость и выразительность, обкрадывается полнота представления, притупляется эмоциональность.
2. Текст стал громоздким, невыразительным, эмоционально обделённым. 3.При помощи глагольных форм создается динамика, напряженность действия, их последовательность.

Учащиеся проводили исследования, опираясь на карточку-инструкцию.

Пример карточки-инструкции:

Прочитайте фрагмент из произведения и исследуйте его в направлении следующих вопросов и заданий:

выделите в тексте причастия и деепричастия;

проведите количественный анализ, выяснив, сколько раз употребляются они в этом отрывке;

какую часть речи распространяют в предложении;

какова роль причастий и деепричастий в данных отрывках произведений.

Обобщите свои наблюдения и сделайте вывод.

Причастия и деепричастия также встречаются в произведениях устного народного творчества: пословицах, поговорках.

не покладая рук

не отрывая глаз

не солоно хлебавши

Не давши слова, крепись, а давши, держись.

Не изучив ремесла, не считай себя мастером.

Не замочив рук, не умоешься.

язык хорошо подвешен

связан по рукам и ногам

одной веревочкой связаны

на роду написано

на лбу не написано

как заведенная машина

из другого теста сделан

как выжатый лимон

из ряда вон выходящий

7.Ролевая игра

Стук в дверь: входят два домовенка)

Кузя: Вика! Вика! (зовет)

Вика: Да, да, я здесь.

Кузя: Вика, знакомься. Это Егорка – наш сосед… Он домовой.

Точнее, магазинный, живет в магазине. Егорка, расскажи Вике, в чем твоя проблема. Вика учится в 6-м классе, отличница, мигом разберется.

Егорка: У нас в магазине стало очень холодно. Дует. Потому что покупатели дверь не закрывают. И я решил табличку написать. Только не знаю, как лучше сказать.

Вика: Нет, это плохо! Получается, что у вас дверь в магазин заходит. С деепричастным оборотом надо быть очень осторожным. И чтобы такой бессмыслицы не получилось, помнить, что действие, выраженное деепричастием, и действие, выраженное глаголом-сказуемым, относится к одному лицу.

Кстати, Кузя, а запятую ты поставил?

Кузя: Это ещё зачем? И так все понятно.

Вика: Надо, чтобы все правильно было. А то вы всех покупателей распугаете.

Запомните: деепричастный оборот всегда выделяется запятыми.

Кузя: Видишь, Егорка, я же говорил, что Вика нам поможет.

Егорка: Вижу. Только у меня ещё несколько объявлений. Может, проверите,

ребята? А мы зайдем завтра. (уходят)

Вика: Конечно, проверим.

Ребята, какие из них можно повесить в магазине?)

Проходя мимо витрины, стекло может разбиться!

Проверяйте деньги, не отходя от кассы.

Заходя в магазин, собаки должны остаться на улице!

Золотое правило употребления деепричастий: действие, выраженное деепричастием, и действие, выраженное глаголом-сказуемым, относится к одному лицу.

Задание: отредактируйте предложения:

1)Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки!

2)Заигравшись до позднего вечера, мама рассердилась на нас.

3)Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

4)Подходя к лесу, мне стало холодно.

5)Открыв дверь, муха влетела в комнату.

Итак, правила употребления деепричастий таковы: (на доске)

Если есть деепричастие, то обязательно должен быть и глагол--сказуемое. Глагол и деепричастие не должны обозначать действия разных лиц или предметов.

Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий.

3.Деепричастный оборот почти никогда не употребляется в безличном предложении.

8. Карточка 2. Найдите ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Что надо знать об употреблении причастий?

1) По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями.

2) Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинкой.

3) Люди пользуются водой из колодца, вытекающего из земных недр.

4) Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц, людей.

5) На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома.

Вывод (на доске): окончания причастий проверяются по вопросу, согласуются с определяемым словом - существительным в роде, числе, падеже.

8. Работа с учебником (стр.241, упражнение 522), а сильные ученики выполняют тест на компьютере.

9. Дифференцированное творческое задание:

Разноуровневые задания: 1) составить по данной картине словосочетания причаст. + сущ., деепричастия+ сущ.; 2) составить по данной картине предложения с причастиями, деепричастиями или оборотами; 3) составить небольшой текст - описание картины (3-4предлож.); 4) составить небольшое сочинение - описание по картине.

10. А теперь попробуйте решить лингвистическую задачу. Продолжите предложение с деепричастным оборотом, чтобы оно было верно построено:
Закаляя свой характер,
1. учитывай отношения с окружающим миром.
2. вы вырастете подготовленными к труду.
3. меняются принципы, мысли, желания.
4. мне помогали мои родители.

деепричастие
неизменяемое, отглагольное
соединяет, образовывает, дополняет
мысль основного глагола
отглагольное наречие)

Вспомните, каков основополагающий вопрос нашего урока? (на доске) Прочитайте его ещё раз.

Как бы вы теперь на него ответили?

Деепричастия и причастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства глагольных форм широко используют поэты и писатели в своих произведениях. А часто ли мы употребляем эти части речи в разговорном стиле?

1. Сегодня на уроке вам было трудно или легко?

2. Поставьте себе оценку за урок. Кто поставил себе 5? 4? 3?(обсуждение оценок)

9. Домашнее задание (по выбору)

1.Создать собственный текст (8 – 9 предложений), включив в предложения изученные части речи.

2.Выполнить упр. 528 стр.241

3. ОБРАЗЦЫ рассуждения о роли деепричастий в конкретном тексте

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Употребление причастий и деепричастий в речи.

Работа по развитию речи : обогащение словарного запаса школьников; роль причастий и деепричастий в речи; составление связного рассказа на лингвистическую тему; конструирование предложений; уметь находить причастие и деепричастие в тексте и анализировать тексты разных стилей

Исследовательская работа : работа со словарями.

Ход урока

Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.

Словарная работа.

Учащиеся находят по Толковому словарю значения слов.

Причастие * - форма глагола, обладающая наряду с категориями глагола (время, вид) категориями прилагательного (род, падеж).

Деепричастие * - форма глагола, обладающая наряду с категорией глагола (вид) признаком наречия (неизменяемость).

Обращение к высказыванию, записанному на доске:

Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.

- Как понять смысл этого высказывания?

Вывод: причастие объединяет признаки глагола и прилагательного.

Почему деепричастие так называется?

Ответ: Слово состоит из двух частей (дее  причастие) и объяснить его можно как причастность к действию.

Деепричастие имеет признак глагола (вид) и признак наречия (неизменяемость).

II . Работа с текстами по памятка

Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, еще не закрытая черной приближающейся тучей, озаряла нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом и полил дождь, не прекращавшийся в течение часа. Сквозь незанавешенные окна постоянно была видна молния. Не смолкавшие ни на минуту удары грома сковывали небо и держали в состоянии непрекращавшегося страха. Казалось, что какая-то сила снесет наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищенный от ветров. Когда мой испуг прошел, я принялся расспрашивать, что такое молния, отчего она зажигается, отчего гремит гром. Всю ночь с неослабевающим интересом слушал я рассказы отца.

Работа с текстом по памятке

1. Перед нами текст, так как все предложения связаны по смыслу.

3. Тема текста - Гроза

4. Идея текста - передать впечатление, оставленное грозой.

5. Тип речи - повествование с элементом описания.

6. Стиль - книжный, художественный.

7. Художественно-изобразительные средства:

Метафоры: громовой удар потряс, удары грома сковали небо и держали, сила несет, гроза оставила впечатление, испуг прошел

- Какую роль выполняют метафоры?

Гроза - живое существо.

Задания к тексту

1. Расставьте знаки препинания (вывести на экран)

- Какое правило вы вспомнили?

Ответ: Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом

Назовите в тексте причастия и глаголы, при помощи которых они образовались.

2. Выписать из текста причастные обороты с определяемыми словами.

Заря, еще не закрытая черной приближающейся тучей; дождь, не прекращавшийся в течение часа;

сквозь незанавешенные окна; не смолкавшие ни на минуту удары грома; домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищенный от ветров

3. Выписать из текста не с причастиями, ставя порядковый номер.

2) еще не закрытая

3) не прекращавшийся в течение часа

5) не смолкавшие ни на минуту

6) непрекращавшегося страха

7) ничем не защищенный

- Почему вы некоторые не с причастиями написали раздельно?

Ответ: Так как при этих причастиях есть зависимые слова

- Какую роль играют причастия в этом тексте?

Вывод: В данном тексте автор, используя причастия, передает внутреннее переживание героя. Причастия выразительно выписывают детали текста (делают речь более яркой, выразительной). Употребление причастий позволяет избегать повтора слов.

Работа с текстом

Некоторые из них, сослужив свою недолгую службу , переосмыслились или исчезли из языка.

2. Озаглавить текст

Язык движется вперед

Лексика каждой эпохи изменчива

3. Тема текста - Язык движется вперед

4. Идея - лексика каждой эпохи изменчива

5. Тип речи – рассуждение

6. Стиль – публицистический

Пушкин придал языку прозрачную ясность, но в его лексике многого не было…

После Пушкина появились новые слова, обороты.

Вывод : Некоторые из них, сослужив…

Учитель: Назовите причастия и деепричастия в тексте

Какую роль они здесь играют?

Причастия живописно рисуют действия, выразительно выписывают детали.

Употребление причастий позволяет избегать повтора слов.

Поборник – защитник, сторонник чего-нибудь.

Выпишите причастия и деепричастия и выделите ^, при помощи которых они образовались

III . Выборочный диктант

Учитель: Причастия и деепричастия встречаются в произведениях устного народного творчества: пословицах, поговорках, загадках. Вы дома работали по тексту, нашли много пословиц и поговорок, где встречаются причастия и деепричастия.

Задание: Выпишите из предложений деепричастия и распределите в два столбика:

Деепричастия несовершенного вида-а(-я)

Деепричастия совершенного вида-в(-вши)

1. Изучая прошлое, поймешь настоящее.(японская)

2. Не узнав горя, не узнаешь и радости.

3. Не уговорившись на берегу, не езди за речку.

4. Начиная дело, о конце помышляй.

5. Посеяв ячмень, пшеницы не жди. (туркменская)

Несовершенного вида

Совершенного вида

- Как пишутся не с деепричастиями?

- Чем отличаются причастия от деепричастия?

VI . Домашнее задание

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ УРОКА: систематизация знаний о причастии и деепричастии, формирование умения находить причастия, деепричастие, и определить их грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, деепричастии выделять запятыми причастный и деепричастный оборот.

1.Оргонизационный момент.

Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Назовите фамилии отсутствующих.

ХОД УРОКА

2. Постановка цели урока.

Учитель: вспомните, что такое причастие?

-Причастие - это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию

- Почему особая форма глагола?

- Образуется от глагола, имеет признаки глагола:совершенный и несовершенный вид;

настоящее и прошедшее время;

Учитель: Почему обозначает признак предмета по действию?

- Имеет признак прилагательного: отвечает на вопрос какой? изменяется по родам, числам и падежам; в предложении является определением.

Учитель: посмотрите на слайд, прочитайте текст. Обратите внимание на выделенные слова. Задайте к ним вопросы. Какую часть речи они напоминают?

Текст

- Стихи и напевы, созданные Абаем, распространялись вокруг. Новое слово, хранившее в себе тайны сокровища, летело по степи, как тихий ветер Сары-Арки, медлительно и плавно веющий над ее просторами. Новые песни, никогда раньше не звучавшие в этих краях, летели на крыльях ветров. Голос нового поколения – они летели как вестники будущих дней. Не ушедшая зима породила их: они явились для наступающего лета с его новым цветением, с его возрождением.

Слова созданные, хранившее, веющий и др. обозначают признаки предметов и отвечают на те же вопросы, что и имена прилагательные:

- стихи и напевы какие? созданные Абаем,

- слово какое? Хранившее тайны,

- ветер какой? Веющий над просторами,

- зима какая? Ушедшая.

Но эти же слова указывают и на действия предметов, к ним можно задать вопросы что делающий? Что сделавший? и заменить глаголом. (На слайде записаны примеры).

Таким образом, слова, которые называются в грамматике причастиями, обозначают те признаки предмета, которые создаются действием. В письменной речи причастия используются чаще, чем в устной.

-Учитель: запишите морфологические признаки причастий- объединение свойств глагола и прилагательного в одном слове.

-Синтаксические признаки причастий: в предложении причастия являются определениями.

3 Тренировочные упражнения.

Учитель: Выпишите в два столбика сущ.+прил., сущ+прич.

1.Мы нашли место первобытное, заросшее чинаровыми лесами, (сущ+прилаг) цветущими кустарниками,(сущ.+прич.) красным деревом, магнолиями. 2.Перед глазами ослепляющим рубиновым огнем (сущ.+прич.) жгла сверху вниз резкая(прил), ветвистая молния, (сущ+прилаг) а над головой с треском летел шипящий хвост(сущ.+прич.), разрывавшийся затем необыкновенными(прил) по своей сокрушающей силе(сущ.+прич.) ударами(прил). 3. Мокрые рельсы, покрытые тающим снегом, (сущ.+прич.) сбегали сверху. 4. Половина луга, еще озаренная солнцем(сущ.+прич.) , дрожала и сияла в стеклянной, переливающейся золотом сети(сущ.+прич.), - резкий крупный дождь(сущ.+прил) сыпался торопливо т шумно. 5. Мы долго шли прохладной просекой(сущ.+прил), по корням и утопанным(сущ.+прич.) , упругим тропинкам(сущ.+прил), среди осин и густого орешника(сущ.+прил), задевавшего нас бархатистой листвой(сущ.+прил).

Сущ. + прил.Упругим тропинкам, густого орешника, прохладной просекой, бархатистой листвой, резкий дождь, крупный дождь, в стеклянной сети, мокрые рельсы,необыкновенными ударами, рубиновым огнем,резкая молния, ветвистая молния,первобытное место, красным деревом, чинаровыми лесами, цветущими кустарниками.
Сущ + прич. Утоптанным тропинкам, переливающейся золотом, переливающейся сети, озаренная солнцем, покрытые снегом, покрытые рельсы, тающим снегом,по сокрушающей силе, разрывавшийся хвост,ослепляющим огнем, разрывавшийся по силе, заросшее лесами. заросшее место, шипящий хвост.

- Причастный оборот.

Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом: Вода в пруду была покрыта листьями, опавшими с деревьев.

- Причастный оборот принято считать одним членом предложения, обычно определением.

-В состав прич.оборота не входит определяемое слово. Причастный оборот может находиться как перед определяемым словом, так и после него:

причастный оборот определяемое слово. Определяемое слово, причастный оборот.

Если прич.оборот находится после определяемого слова, то он обособляется, то есть выделяется запятыми. Жизнь, насыщенная событиями, бросила Сатпаева из одного края в другой.

Если прич.оборот находится перед определяемым словом, он, как правило, запятыми не выделяется. Насыщенная событиями жизнь бросала Сатпаева из одного края в другой.

Тренировочное упражнение.

Учитель: В данном тексте найдите причастный оборот.

Деепричастный оборот.

-Учитель: Что такое деепричастие?

Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и имеет признаки не только глагола, но и наречия.

Деепричастие отвечает на вопросы что делая?, что сделав? Как? Каким образом? Когда? Почему? и др.

Общее грамматическое значение деепричастия – это обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается главное действие, выраженное глаголом-сказуемым.

Морфологические признаки дееприч.-сочетание в одном слове свойств глагола и наречия.

Синтаксические признаки деепричастия: в предложении является обстоятельством. Сравните два предложения:

Где-то близко ударил гром и напугал всех.

Где-то близко ударил гром, напугав всех.

В первом предложении выделенные слова выражают однородные действия и являются сказуемым, во втором предложении они обозначают неоднородные действия: одно действие – главное, основное (ударил), второе-добавочное (напугав). Добавочное действие выражено деепричастием напугав, которое является обстоятельством.

Тренировочные упражнения

Текст 3.Спишите предложения, подчеркивая их грамматическую основу, а также обстоятельства, выраженные дееприч.

Стр.83

Текст 4.

Спешите текст,выделяя запятыми деепричастные обороты и подчёркивая их как члены предложения.
Сокол скользнул с руки охотника, будто падая на землю, нырнув под самой мордой кобылицы, и низко, почти касаясь травы, устремился вперёд. Как стрела, он перелетел через реку и, мелькнув на миг в травах, исчез из глаз всадников. "Притаился" - была их общая мысль. Но сокол внезапно вновь появился над рекой и, блеснув грудью в зареве заката, резко взмыл вверх и тотчас камнем упал с высоты. Перепуганные птицы, крича и хлопая крыльями, рассыпались по всему небу, спасаясь от хищника.

Читайте также: