Конспект урока правописание причастий
Обновлено: 05.07.2024
Значение( ) , ( ) время, ( ) вид.
Мать ( )оставила в наследство вопрос( ),
свою синтаксическую роль( ), и научила изменяться по
( ), _( ). Сейчас я стою в форме
( )рода, ( )числа и ( ) падежа.
Кроме названных признаков, имею собственное, присущее только мне свойство - ( )
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
1.Образование причастий. Правописание суффиксов
Комментированное письмо. Работа по творческим группам.Дифференцированное задание
Задание для 1 группы
Завис…щие
вид…мый
Сто…щие недорого
кле…щие обои
выслуша…ые замечания (выслушать)
колыш…щиеся от ветра
замеш…ое тесто (замесить)
намас…ый блин (намаслить)
КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР № 1
- ущ-> Если от глагола
-ющ-> 1 спряжения
-ащ-> Если от глагола
-ящ-> 2 спряжения
Если глагол на –ать- или –ять, то пиши - -нн-,
на –ить-, -еть-, пиши - енн
2. Задание для 2 группы: Задание для 3 группы
образуй от данных глаголов причастия 1.спр.
писать – (пишущий)
3.Задание для 4 группы 2 спр.
строить - (строящий)
Найти причастие, в котором пишется 1. леч…щий врач
суффикс –ющ- 2. жал…щие осы
3. кол…щие дрова
4. по…щие мальчики
5.стел…щиеся растения
6.терп…щие
Комментирование знаков препинания. Запись под диктовку.
2. Выделение причастного оборота запятыми.
Определения, выраженного причастным оборотом
а) Смышленый мальчик, / утомленный
(сообразительный,
понятливый)
математическими заданиями \ и убаюкиваемый
покачиванием вагона/, очень скоро уснул.
Конструирование предложений. (правописание окончаний, согласование с определяемым словом)
б) Лукашка разглядывал прямо на него
х какую?
(надвигавшаяся) фигуру, своими очертаниями
(напоминавшая) названого брата.
кр.страд.
в) Цветник запущен, сорные травы сплелись
х
(сплел) на/ вросших в землю клумбах,/ никем не
расчищенных и / уже давно не посыпанных песком.
. Как мы скажем об ученике, который читает книгу?
- о шаре, который летит?
- о девочке, которая бежит?
- о яблоке, которое краснеет?
- о море, которое бушует?
- о солнце, которое заходи в лес?
КАРТОЧКА - ИНФОРМАТОР№ 1
-ем- 1 спр. -им- 2 спр.
б) страдат. Причастия настоящ. времени
1 спр.
колебать - колеблемый
1 спр.
подгонять - подгоняемый
2 спр.
любить – любимый
2 комплект
зависеть - -ящ-| колыхать – -ущ-| бороться - -ющ-| значить-ащ-| читать - -ем-| слышать- -им-|выдержать -анн-| развеять - -янн-| остричь - -енн-|
3 комплект пилить - -ящ-| дышать-ащ-| полоть - -ущ-|отвлекать - -ем-| видеть - -им-| изранить- нн-| посеять –нн-| выслушать-анн-|– резать- ущ- |
4 комплект
ненавидеть – ящ-| лечить-ящ-| брить - -ющ-| махать –- ущ-| гнать - -им-| рассказывать-ем-| склеить - -енн-| завещать-анн-| повеять --янн-|
организова…ый купле…ый
жаре..ый в масле девочка причеса…а
некоше…ый юноша взволнова…
ране…ый перекраше…ый
Задание 4
Соедините части слов так, чтобы получились причастия, а над ними подпишите: действительные или страдательные.
Воз, рас, зва, сши, ко, хло, лож, стил, ког, леб, ты, ущ, ему, мо,
ена, го, ле, а, ся, ющ, ны, не, е
Ответы: воз-лож-ена, рас-стил-а-ющ-не-ся, зва-ны-е, сиш-ты, ко-леб-ле-мо-го,
кло-ког-ущ-ему.
Задание 5
Составь с найденными
существительными как можно
больше словосочетаний с
причастиями
протекающий
ТОК
Меняющийся
маринованный
СОК
Разведенный
– 2.Давно не___ бритый боец ране__ый осколком
1. Медленно шел на санитарный пункт, расположе__ый
недалеко от дороги.
2.Не__украше__ые броским цветом осени большие
, листья колебл__мые ветром не__прекраща__мся ни на
минуту были прекрасны.
3.Не__исправле__ая смышле__ым мальчиком ошибка
осталась почти не__замече__ой
1 вариант. Найти в тексте причастный оборот,
Расставить знаки препинания.
Карточка – информатор № 3
Список использованной литературы:
Альбеткова Р.И. Игра на уроках словесности. Русская словесность, 2000, № 4
Денисова В.В. Урок-интервью и урок-телемост, 1991, 3 6
Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию.// Новые ценности образования. № 6- М., 1996
Иванова С. Нетрадиционный урок литературы.1998., № 5-6
Коложвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок? Народное образование., 1996, № 1
Московкина И.И. Урок осмысления эссе. Литература в школе. 1995, № 6
Шоган В.В. Приемы эмоционально-художественного воздействия на уроках /Сборник научных трудов НИИ Художественного воспитания. М., 1986.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема урока : Причастие как часть речи. Правописание причастий
Дидактические цели урока :
Образовательные : знать грамматические признаки причастия как части речи и систему правил, регулирующих написание причастий, совершенствовать орфографические умения и навыки правописания причастий с целью подготовки к ЕГЭ.
Развивающие : развивать правописные навыки, развивать языковую и коммуникативную компетенцию обучающихся.
Воспитательные : воспитывать способности актуализации полученных знаний для личностного и нравственного самоопределения.
Материальное обеспечение урока : наглядные пособия, интерактивная доска, слайдовая презентация, дополнительный материал
Методы обучения : словесный, наглядный, частично-поисковый
Формы работы : индивидуальная, парная, общеклассная.
Формы контроля : самопроверка, взаимоконтроль, контроль преподавателя.
Сдают рапорт, приветствуют учителя
БалОванный, включЁнный, зАгнутый, зАнятый, занятА, зАпертый, избалОванный, кровоточАщий, молЯщий, нажИвший, нАжитый, налИвший, начАвший, нАчатый.
СОгнутый, снятА, прожИвший, прИнятый, понЯвший, поделЁнный, повторЁнный, отклЮченный,
Задание: В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
Учитель: Ребята, вы получили листы самооценки, поэтому в течение урока вы будете вносить свои результаты в него за разные виды деятельности.
К какой части речи относятся все слова орфоэпической разминки? (причастие)
Пишут орфоэпическую разминку, один суворовец работает у доски. После выполнения результаты вносят в лист самооценки
Объявление темы и целей урока.
Записывают тему и формулируют цели урока
1. Слово учителя.
Перед вами высказывание В.И. Даля. В своем "Толковом словаре живого великорусского языка" он сказал о причастии так: "Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного". На основании данного тезиса постройте устное рассуждение, доказывая правоту В.И. Даля.
2. Причастие как часть речи.
Слово о причастии.
Но причастия тесно связаны с глаголами, потому что образуются от них и имеют глагольные признаки: время (настоящее и прошедшее), вид (совершенный и несовершенный), возвратную форму, которая передается с помощью возвратного суффикса – ся (-сь). Причастия имеют при себе зависимые слова - существительные или наречия.
Отвечает на вопрос "какой? ", "каков?". Образовано от глагола (т.е. можно заменить сочетанием "который" + глагол). Есть причастные суффиксы
Дайте определение причастию. (Причастие – часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая?)
- Мы с вами знаем, что правописание причастий очень сложное. Какие орфограммы мы с вами изучили?
- На партах у вас лежат примеры заданий, при выполнении которых вам понадобятся знания, полученные на сегодняшнем уроке. Эти задания вы выполните в конце урока.
Задание 7. Найдите предложение, в котором есть нарушение построения предложения с причастным оборотом. Выпишите номер этого предложения.
1) Только родное слово может напоить душу поэзией, рождённую опытом народа.
2) По приезде в родной город я первым делом встретился со старыми друзьями.
3) Согласно приказа директора, победители школьной олимпиады получат дипломы и подарки.
Задание 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.
Задание 12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Этот фильм вовсе (не)интересен.
(Не)прекращающиеся дожди нарушили все наши планы.
По ночам он почти (не)спал.
Так может сделать только человек, (не)думающий о пользе леса.
Ситец (не)дорогой, а дешевый.
Задание 14 . Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Вдоль стен, вымаза(1)ых синей извёсткой, стояли скамейки, в передней комнате несколько стульев и стол для музыкантов, в задней — десяток столов, составле(2)ых в дли(3)ый ряд для ужина, — вот вся обстановка.
Задание 7. Найдите предложение, в котором есть нарушение построения предложения с причастным оборотом. Выпишите номер этого предложения.
1) Каждую летнюю зарю Герасим, несмотря на слепоту, ходил в поля ловить перепелов.
2) В своих статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его современников.
Задание 11 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.
Задание 12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(Не)распроданные игрушки уценили.
Дуня (не)лишена обаяния.
Его волновал (не)решенный до сих пор вопрос.
(Не)везение, а кропотливая работа явилась залогом его успеха.
Задание 14 . Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?
Цифры укажите в порядке возрастания.
Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.
- А сейчас из нашего кластера мы возьмем лишь одну характеристику – это виды причастий: действительные и страдательные. Приготовьте Интеллект-карты, они у вас на столах.
- Чем отличаются действительные и страдательные причастия? Назовите суффиксы.
5. Актуализация знаний
Правописание суффиксов причастий зависит от спряжения глаголов. Чтобы не ошибиться в их написании, вспомним спряжение и правописание личных окончаний глаголов.
Проверочная работа по применению правила правописания гласных в личных окончаниях глагола.
На доске : Е или И
Ученики записывают в пять столбиков только гласные буквы из личных окончаний глаголов.
* Если ученики во всех словах верно определили выбор гласных букв, то при проверке, объединив сначала и , а затем – е , получится код. В данном случае - два сердечка.
6. Распределительный диктант с взаимопроверкой.
Пищ…щий, трепещ..щий, вер. щий, волну..щий, люб…щий, стел..щийся, бор..щийся, готов..щийся, кле..щий, независ..мый, уважа..мый, контролиру..мый, незабыва..мый, реша..мый, оканчива..мый, слыш..мый, вид..мый, ненавид..мый, вспах..нный, задерж..нный, выращ…нный
7. Лингвистическая задача. “Собери причастие”.
В данном предложении найти зависимое слово в именном словосочетании “прилаг. + сущ.” и взять корень: Ближайшая деревня находилась в часе пути от нас .
Из словосочетания приземлиться на опушке выделить в главном слове приставку.
От глагола читать взять глагольный суффикс.
Из причастия тающие (снега) взять суффикс.
Добавить окончание определения: Могучий Олег головою поник . (А. Пушкин).
К полученному слову добавить суффикс возвратности.
8. Выборочный диктант.
Задание: выпишите страдательные причастия с Н и НН, графически объясните написание суффиксов.
(По Б. Л. Васильеву)
Сорваны сорванные сорвать
10. Слитно или раздельно? Графически объясните написание.
1. Для знающего мир светел, для (не)знающего — темен. 2. (Не)жданный успех голову кружит. 3. (Не)скошенный луг пестрел цветами. 4. Письмо так и осталось (не)отправленным. 5. Ошибка в работе осталась (не)замеченной. 6. Под окном стоял еще (не)облетевший клен. 7. День зачета был еще (не)назначен. 8. Он принял совсем (не)обдуманное решение.
Оборудование: рабочие тетради, учебники, таблицы, схемы, компьютерная техника.
Ход урока
I. Оргмомент.
III. Повторение по теме “Правописание причастий”.
1. Индивидуальные задания (два ученика работают у доски):
– Решите лингвистическую задачу. Подготовьте развернутый ответ по схеме (см. ПРИЛОЖЕНИЕ. Задание 1.)
– Дополните таблицу (таблица-плакат – на доске). Подберите к ней примеры.
2. Задания для класса.
- Решите лингвистические задачи (устная работа, задачи на карточках):
1) огнедышащий – колеблющийся
(правописание действительных причастий настоящего времени)
2) собирающий, собиравший, собираемый, собранный
- Найдите “четвертое лишнее”. Ответ обоснуйте.
3) будущий – следующий
(образование действительных причастий настоящего времени)
3. Проверка заданий:
1) развернутый ответ по схеме “Причастие как часть речи”;
2) проверка заполнения таблицы “Правописание действительных и страдательных причастий настоящего времени”.
Д_лина р_ки Битюг подвергавш_яся частым н_бегам кочевников в XVII веке (не)имела п_стоянных п_с_лений.
- Вставьте пропущенные орфограммы.
- Графически объясните знаки препинания.
- Выпишите действительное причастие и выполните его морфемный разбор.
Но изобилие зверей, обитающих в лесных чащобах, множество рыбы в реке и мёд, собираемый дикими пчёлами, привлекали в эти места смельчаков, и они брали в откуп земли, называемые ухожьями или юртами.
- Найдите причастия. Объясните их правописание. Объясните расстановку знаков препинания.
6. – Прочитайте ещё раз эти предложения. Что их объединяет? (ТЕМА)
Историческая справка
В январе 1677 года воронежец Никита Полозов с группой крестьян подавал челобитную, в которой просил разрешить ему выехать на реку Битюг, в Бобровый юрт, для рыбной ловли.
В 1684 году угодья по Битюгу попали на 10 лет во владение Троицкого монастыря города Козлова (ныне г. Мичуринск). К этому времени долина реки разделялась на 12 юртов, которые монастырь сдавал откупщикам. Бобровый, или Бобровский, юрт в числе их оказывался девятым по счету, если следовать вниз по реке.
В 1686 году на Битюге начали селиться люди, которым не досталось земли в пределах Белгородской черты. Некоторые из них имели на руках бумаги, или “крепи”, на землю, а некоторые занимали участки на свой страх и риск. Из документов 1698 года видно, что тогда в Бобровском юрту уже была слободка в 18 дворов. Здесь жили Карп Болдырев, Никифор Долматов, Фетис Куркин, Михаил Лихачев, Евсей Найденов, Иван и Осип Поповы, Карп Путинцев, Степан Пчелинцев, Петр Скоморохов, Еремей Слепченков, Варлам Струков, Павел Турищев, Григорий Холяпин. Интересно отметить, что все эти фамилии существуют в Боброве и в наши дни.
Первым жителям не повезло. Царь Петр решил превратить Прибитюжье в дворцовое владение и распорядился разогнать всех людей, живущих на Битюге, а дома их спалить. С людьми расправились летом 1699 года.
Но некоторые из 18 семей после ухода карателей вернулись на старые места и снова построили дома… И вот 17 ноября 1699 года ПетрI издает новый указ, согласно которому на реке Битюг селят дворцовых крестьян. Со старых мест людей стронуть было трудно, и поэтому указ долго не выполнялся. Только в !701 году поступила 1021 семья из Ростовского, Ярославского, Костромского и Пошехонского уездов. Всего – 4919 человек. А когда в 1703 году сделали перепись, то оказалось, что во всех Битюцких селах осталось 159 семей с 369 жителями. За два года умерло 3409 человек, сбежало – 1141. Но правительство вновь переселило сюда 999 семей из Балахонского, Костромского, Суздальского, Владимирского уездов. Этим людям повезло больше, и они закрепились на Битюге.
Существуют разноречивые указания о том, когда Бобров был объявлен городом. Обычно называют две даты. И они не исключают друг друга. Бобров дважды за всю историю возводился “в ранг” города. Первый раз это произошло в 1711 году. После неудачного Прутского похода царь Петр был вынужден отдать туркам Азов. Часть людей, вывезенных из Азова, поселили в Боброве. Предполагалось, что Бобров приобретет военное значение. И он был объявлен городом. Но военное значение вскоре свелось к нулю. И в ревизских сказках 1745 года мы уже встречаем не город Бобров, а слободу Бобровскую.
Вторично Бобров был объявлен городом в 1799 году в связи с тем, что он стал центром вновь созданного Бобровского уезда. А в следующем, 1780 году, в связи с проводившимся генеральным межеванием земель было сделано Перове подробное описание Боброва…
- Более подробное описание истории нашего краю вы найдете в книге В.А.Прохорова “Города Воронежской области” и в “Сказе о земле Бобровской” (составители – Н.И. Капустина, Л.В.Кригер, А.Ю.Соколов, Е.Д.Степанова).
7. Словарный диктант.
Не присутствовавшие на лекции, кованый сундук, неподкованная лошадь, негодующий взгляд, замешенное тесто, не замешанный в преступлении, кипяченое молоко, некипяченая вода, жаренный на масле картофель, неасфальтированная площадка, никем не исследованная местность, здание не достроено, невиданный успех, незваный гость, раненный в бою солдат.
8. Самопроверка с использованием “подсказок” (на экране – схемы-алгоритмы).
- Если вам трудно, воспользуйтесь памятками-подсказками.
- Прочитайте предложение. Вставьте и объясните пропущенные знаки препинания.
Последние листочки колеблемые легким ветерком грустно шелестят будто стараются наговорится напоследок но вот уже они схваченные воздушным потоком исполняют свой последний танец и опускаются на землю.
- Письмо по памяти (с последующей самопроверкой)
IV. Домашнее задание.
- Продолжите текст (5 – 6 предложений). В каждом предложении должно быть причастие. Одно причасти разберите по составу и как часть речи (морфемный и морфологические разборы).
Урок-закрепление по теме "Проваписание причастий". Обобщение и систематизация полученных ранее знаний.
Урок русского языка «Закрепление изученного материала
Султанова Т.В., учитель русского языка и литературы
МОБУ лицей №4 муниципального района
Давлекановский район РБ
Цель урока: систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.
компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, электронный диск
листы с заданиями, карточки, таблицы
расставить знаки препинания, графически объяснить знаки препинания при причастных оборотах
выписать все причастия, выделить в них суффиксы и определить вид причастия, причастия какого вида в тексте не встречаются
Читайте также: