Конспект урока правописание причастий

Обновлено: 05.07.2024

Значение( ) , ( ) время, ( ) вид.

Мать ( )оставила в наследство вопрос( ),

свою синтаксическую роль( ), и научила изменяться по

( ), _( ). Сейчас я стою в форме

( )рода, ( )числа и ( ) падежа.

Кроме названных признаков, имею собственное, присущее только мне свойство - ( )

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
1.Образование причастий. Правописание суффиксов
Комментированное письмо. Работа по творческим группам.Дифференцированное задание

Задание для 1 группы

Завис…щие
вид…мый
Сто…щие недорого
кле…щие обои
выслуша…ые замечания (выслушать)

колыш…щиеся от ветра
замеш…ое тесто (замесить)

намас…ый блин (намаслить)

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР № 1

- ущ-> Если от глагола
-ющ-> 1 спряжения

-ащ-> Если от глагола
-ящ-> 2 спряжения

Если глагол на –ать- или –ять, то пиши - -нн-,
на –ить-, -еть-, пиши - енн

2. Задание для 2 группы: Задание для 3 группы
образуй от данных глаголов причастия 1.спр.
писать – (пишущий)
3.Задание для 4 группы 2 спр.
строить - (строящий)
Найти причастие, в котором пишется 1. леч…щий врач
суффикс –ющ- 2. жал…щие осы
3. кол…щие дрова
4. по…щие мальчики
5.стел…щиеся растения
6.терп…щие

Комментирование знаков препинания. Запись под диктовку.
2. Выделение причастного оборота запятыми.
Определения, выраженного причастным оборотом

а) Смышленый мальчик, / утомленный
(сообразительный,
понятливый)
математическими заданиями \ и убаюкиваемый
покачиванием вагона/, очень скоро уснул.

Конструирование предложений. (правописание окончаний, согласование с определяемым словом)
б) Лукашка разглядывал прямо на него
х какую?
(надвигавшаяся) фигуру, своими очертаниями
(напоминавшая) названого брата.
кр.страд.
в) Цветник запущен, сорные травы сплелись
х
(сплел) на/ вросших в землю клумбах,/ никем не

расчищенных и / уже давно не посыпанных песком.

. Как мы скажем об ученике, который читает книгу?
- о шаре, который летит?
- о девочке, которая бежит?
- о яблоке, которое краснеет?
- о море, которое бушует?
- о солнце, которое заходи в лес?

КАРТОЧКА - ИНФОРМАТОР№ 1
-ем- 1 спр. -им- 2 спр.
б) страдат. Причастия настоящ. времени
1 спр.
колебать - колеблемый
1 спр.
подгонять - подгоняемый
2 спр.
любить – любимый

2 комплект

зависеть - -ящ-| колыхать – -ущ-| бороться - -ющ-| значить-ащ-| читать - -ем-| слышать- -им-|выдержать -анн-| развеять - -янн-| остричь - -енн-|

3 комплект пилить - -ящ-| дышать-ащ-| полоть - -ущ-|отвлекать - -ем-| видеть - -им-| изранить- нн-| посеять –нн-| выслушать-анн-|– резать- ущ- |

4 комплект
ненавидеть – ящ-| лечить-ящ-| брить - -ющ-| махать –- ущ-| гнать - -им-| рассказывать-ем-| склеить - -енн-| завещать-анн-| повеять --янн-|

организова…ый купле…ый
жаре..ый в масле девочка причеса…а
некоше…ый юноша взволнова…
ране…ый перекраше…ый

Задание 4
Соедините части слов так, чтобы получились причастия, а над ними подпишите: действительные или страдательные.
Воз, рас, зва, сши, ко, хло, лож, стил, ког, леб, ты, ущ, ему, мо,
ена, го, ле, а, ся, ющ, ны, не, е
Ответы: воз-лож-ена, рас-стил-а-ющ-не-ся, зва-ны-е, сиш-ты, ко-леб-ле-мо-го,
кло-ког-ущ-ему.
Задание 5
Составь с найденными
существительными как можно
больше словосочетаний с
причастиями
протекающий
ТОК
Меняющийся
маринованный
СОК
Разведенный

– 2.Давно не___ бритый боец ране__ый осколком

1. Медленно шел на санитарный пункт, расположе__ый
недалеко от дороги.

2.Не__украше__ые броским цветом осени большие
, листья колебл__мые ветром не__прекраща__мся ни на
минуту были прекрасны.
3.Не__исправле__ая смышле__ым мальчиком ошибка
осталась почти не__замече__ой
1 вариант. Найти в тексте причастный оборот,
Расставить знаки препинания.

Карточка – информатор № 3

Список использованной литературы:
Альбеткова Р.И. Игра на уроках словесности. Русская словесность, 2000, № 4
Денисова В.В. Урок-интервью и урок-телемост, 1991, 3 6
Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию.// Новые ценности образования. № 6- М., 1996
Иванова С. Нетрадиционный урок литературы.1998., № 5-6
Коложвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок? Народное образование., 1996, № 1
Московкина И.И. Урок осмысления эссе. Литература в школе. 1995, № 6
Шоган В.В. Приемы эмоционально-художественного воздействия на уроках /Сборник научных трудов НИИ Художественного воспитания. М., 1986.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока : Причастие как часть речи. Правописание причастий

Дидактические цели урока :

Образовательные : знать грамматические признаки причастия как части речи и систему правил, регулирующих написание причастий, совершенствовать орфографические умения и навыки правописания причастий с целью подготовки к ЕГЭ.

Развивающие : развивать правописные навыки, развивать языковую и коммуникативную компетенцию обучающихся.

Воспитательные : воспитывать способности актуализации полученных знаний для личностного и нравственного самоопределения.

Материальное обеспечение урока : наглядные пособия, интерактивная доска, слайдовая презентация, дополнительный материал

Методы обучения : словесный, наглядный, частично-поисковый

Формы работы : индивидуальная, парная, общеклассная.

Формы контроля : самопроверка, взаимоконтроль, контроль преподавателя.

Сдают рапорт, приветствуют учителя

БалОванный, включЁнный, зАгнутый, зАнятый, занятА, зАпертый, избалОванный, кровоточАщий, молЯщий, нажИвший, нАжитый, налИвший, начАвший, нАчатый.

СОгнутый, снятА, прожИвший, прИнятый, понЯвший, поделЁнный, повторЁнный, отклЮченный,

Задание: В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Учитель: Ребята, вы получили листы самооценки, поэтому в течение урока вы будете вносить свои результаты в него за разные виды деятельности.

К какой части речи относятся все слова орфоэпической разминки? (причастие)

Пишут орфоэпическую разминку, один суворовец работает у доски. После выполнения результаты вносят в лист самооценки

Объявление темы и целей урока.

Записывают тему и формулируют цели урока

1. Слово учителя.

Перед вами высказывание В.И. Даля. В своем "Толковом словаре живого великорусского языка" он сказал о причастии так: "Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного". На основании данного тезиса постройте устное рассуждение, доказывая правоту В.И. Даля.

2. Причастие как часть речи.

Слово о причастии.

Но причастия тесно связаны с глаголами, потому что образуются от них и имеют глагольные признаки: время (настоящее и прошедшее), вид (совершенный и несовершенный), возвратную форму, которая передается с помощью возвратного суффикса – ся (-сь). Причастия имеют при себе зависимые слова - существительные или наречия.

Отвечает на вопрос "какой? ", "каков?". Образовано от глагола (т.е. можно заменить сочетанием "который" + глагол). Есть причастные суффиксы

Дайте определение причастию. (Причастие – часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая?)

- Мы с вами знаем, что правописание причастий очень сложное. Какие орфограммы мы с вами изучили?

- На партах у вас лежат примеры заданий, при выполнении которых вам понадобятся знания, полученные на сегодняшнем уроке. Эти задания вы выполните в конце урока.

Задание 7. Найдите предложение, в котором есть нарушение построения предложения с причастным оборотом. Выпишите номер этого предложения.

1) Только родное слово может напоить душу поэзией, рождённую опытом народа.

2) По приезде в родной город я первым делом встретился со старыми друзьями.

3) Согласно приказа директора, победители школьной олимпиады получат дипломы и подарки.

Задание 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.

Задание 12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Этот фильм вовсе (не)интересен.

(Не)прекращающиеся дожди нарушили все наши планы.

По ночам он почти (не)спал.

Так может сделать только человек, (не)думающий о пользе леса.

Ситец (не)дорогой, а дешевый.

Задание 14 . Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Вдоль стен, вымаза(1)ых синей извёсткой, стояли скамейки, в передней комнате несколько стульев и стол для музыкантов, в задней — десяток столов, составле(2)ых в дли(3)ый ряд для ужина, — вот вся обстановка.

Задание 7. Найдите предложение, в котором есть нарушение построения предложения с причастным оборотом. Выпишите номер этого предложения.

1) Каждую летнюю зарю Герасим, несмотря на слепоту, ходил в поля ловить перепелов.

2) В своих статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его современников.

Задание 11 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.

Задание 12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)распроданные игрушки уценили.

Дуня (не)лишена обаяния.

Его волновал (не)решенный до сих пор вопрос.

(Не)везение, а кропотливая работа явилась залогом его успеха.

Задание 14 . Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?

Цифры укажите в порядке возрастания.

Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.

- А сейчас из нашего кластера мы возьмем лишь одну характеристику – это виды причастий: действительные и страдательные. Приготовьте Интеллект-карты, они у вас на столах.

- Чем отличаются действительные и страдательные причастия? Назовите суффиксы.

5. Актуализация знаний

Правописание суффиксов причастий зависит от спряжения глаголов. Чтобы не ошибиться в их написании, вспомним спряжение и правописание личных окончаний глаголов.

Проверочная работа по применению правила правописания гласных в личных окончаниях глагола.

На доске : Е или И

Ученики записывают в пять столбиков только гласные буквы из личных окончаний глаголов.

* Если ученики во всех словах верно определили выбор гласных букв, то при проверке, объединив сначала и , а затем – е , получится код. В данном случае - два сердечка.

6. Распределительный диктант с взаимопроверкой.

Пищ…щий, трепещ..щий, вер. щий, волну..щий, люб…щий, стел..щийся, бор..щийся, готов..щийся, кле..щий, независ..мый, уважа..мый, контролиру..мый, незабыва..мый, реша..мый, оканчива..мый, слыш..мый, вид..мый, ненавид..мый, вспах..нный, задерж..нный, выращ…нный

7. Лингвистическая задача. “Собери причастие”.

В данном предложении найти зависимое слово в именном словосочетании “прилаг. + сущ.” и взять корень: Ближайшая деревня находилась в часе пути от нас .

Из словосочетания приземлиться на опушке выделить в главном слове приставку.

От глагола читать взять глагольный суффикс.

Из причастия тающие (снега) взять суффикс.

Добавить окончание определения: Могучий Олег головою поник . (А. Пушкин).

К полученному слову добавить суффикс возвратности.

8. Выборочный диктант.

Задание: выпишите страдательные причастия с Н и НН, графически объясните написание суффиксов.

(По Б. Л. Васильеву)

Сорваны сорванные сорвать

10. Слитно или раздельно? Графически объясните написание.

1. Для знающего мир светел, для (не)знающего — темен. 2. (Не)жданный успех голову кружит. 3. (Не)скошенный луг пестрел цветами. 4. Письмо так и осталось (не)отправленным. 5. Ошибка в работе осталась (не)замеченной. 6. Под окном стоял еще (не)облетевший клен. 7. День зачета был еще (не)назначен. 8. Он принял совсем (не)обдуманное решение.

Оборудование: рабочие тетради, учебники, таблицы, схемы, компьютерная техника.

Ход урока

I. Оргмомент.

III. Повторение по теме “Правописание причастий”.

1. Индивидуальные задания (два ученика работают у доски):

– Решите лингвистическую задачу. Подготовьте развернутый ответ по схеме (см. ПРИЛОЖЕНИЕ. Задание 1.)

– Дополните таблицу (таблица-плакат – на доске). Подберите к ней примеры.

2. Задания для класса.

- Решите лингвистические задачи (устная работа, задачи на карточках):

1) огнедышащий – колеблющийся

(правописание действительных причастий настоящего времени)

2) собирающий, собиравший, собираемый, собранный

- Найдите “четвертое лишнее”. Ответ обоснуйте.

3) будущий – следующий

(образование действительных причастий настоящего времени)

3. Проверка заданий:

1) развернутый ответ по схеме “Причастие как часть речи”;

2) проверка заполнения таблицы “Правописание действительных и страдательных причастий настоящего времени”.

Д_лина р_ки Битюг подвергавш_яся частым н_бегам кочевников в XVII веке (не)имела п_стоянных п_с_лений.

- Вставьте пропущенные орфограммы.

- Графически объясните знаки препинания.

- Выпишите действительное причастие и выполните его морфемный разбор.

Но изобилие зверей, обитающих в лесных чащобах, множество рыбы в реке и мёд, собираемый дикими пчёлами, привлекали в эти места смельчаков, и они брали в откуп земли, называемые ухожьями или юртами.

- Найдите причастия. Объясните их правописание. Объясните расстановку знаков препинания.

6. – Прочитайте ещё раз эти предложения. Что их объединяет? (ТЕМА)

Историческая справка

В январе 1677 года воронежец Никита Полозов с группой крестьян подавал челобитную, в которой просил разрешить ему выехать на реку Битюг, в Бобровый юрт, для рыбной ловли.

В 1684 году угодья по Битюгу попали на 10 лет во владение Троицкого монастыря города Козлова (ныне г. Мичуринск). К этому времени долина реки разделялась на 12 юртов, которые монастырь сдавал откупщикам. Бобровый, или Бобровский, юрт в числе их оказывался девятым по счету, если следовать вниз по реке.

В 1686 году на Битюге начали селиться люди, которым не досталось земли в пределах Белгородской черты. Некоторые из них имели на руках бумаги, или “крепи”, на землю, а некоторые занимали участки на свой страх и риск. Из документов 1698 года видно, что тогда в Бобровском юрту уже была слободка в 18 дворов. Здесь жили Карп Болдырев, Никифор Долматов, Фетис Куркин, Михаил Лихачев, Евсей Найденов, Иван и Осип Поповы, Карп Путинцев, Степан Пчелинцев, Петр Скоморохов, Еремей Слепченков, Варлам Струков, Павел Турищев, Григорий Холяпин. Интересно отметить, что все эти фамилии существуют в Боброве и в наши дни.

Первым жителям не повезло. Царь Петр решил превратить Прибитюжье в дворцовое владение и распорядился разогнать всех людей, живущих на Битюге, а дома их спалить. С людьми расправились летом 1699 года.

Но некоторые из 18 семей после ухода карателей вернулись на старые места и снова построили дома… И вот 17 ноября 1699 года ПетрI издает новый указ, согласно которому на реке Битюг селят дворцовых крестьян. Со старых мест людей стронуть было трудно, и поэтому указ долго не выполнялся. Только в !701 году поступила 1021 семья из Ростовского, Ярославского, Костромского и Пошехонского уездов. Всего – 4919 человек. А когда в 1703 году сделали перепись, то оказалось, что во всех Битюцких селах осталось 159 семей с 369 жителями. За два года умерло 3409 человек, сбежало – 1141. Но правительство вновь переселило сюда 999 семей из Балахонского, Костромского, Суздальского, Владимирского уездов. Этим людям повезло больше, и они закрепились на Битюге.

Существуют разноречивые указания о том, когда Бобров был объявлен городом. Обычно называют две даты. И они не исключают друг друга. Бобров дважды за всю историю возводился “в ранг” города. Первый раз это произошло в 1711 году. После неудачного Прутского похода царь Петр был вынужден отдать туркам Азов. Часть людей, вывезенных из Азова, поселили в Боброве. Предполагалось, что Бобров приобретет военное значение. И он был объявлен городом. Но военное значение вскоре свелось к нулю. И в ревизских сказках 1745 года мы уже встречаем не город Бобров, а слободу Бобровскую.

Вторично Бобров был объявлен городом в 1799 году в связи с тем, что он стал центром вновь созданного Бобровского уезда. А в следующем, 1780 году, в связи с проводившимся генеральным межеванием земель было сделано Перове подробное описание Боброва…

- Более подробное описание истории нашего краю вы найдете в книге В.А.Прохорова “Города Воронежской области” и в “Сказе о земле Бобровской” (составители – Н.И. Капустина, Л.В.Кригер, А.Ю.Соколов, Е.Д.Степанова).

7. Словарный диктант.

Не присутствовавшие на лекции, кованый сундук, неподкованная лошадь, негодующий взгляд, замешенное тесто, не замешанный в преступлении, кипяченое молоко, некипяченая вода, жаренный на масле картофель, неасфальтированная площадка, никем не исследованная местность, здание не достроено, невиданный успех, незваный гость, раненный в бою солдат.

8. Самопроверка с использованием “подсказок” (на экране – схемы-алгоритмы).

- Если вам трудно, воспользуйтесь памятками-подсказками.

- Прочитайте предложение. Вставьте и объясните пропущенные знаки препинания.

Последние листочки колеблемые легким ветерком грустно шелестят будто стараются наговорится напоследок но вот уже они схваченные воздушным потоком исполняют свой последний танец и опускаются на землю.

- Письмо по памяти (с последующей самопроверкой)

IV. Домашнее задание.

- Продолжите текст (5 – 6 предложений). В каждом предложении должно быть причастие. Одно причасти разберите по составу и как часть речи (морфемный и морфологические разборы).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-закрепление по теме "Проваписание причастий". Обобщение и систематизация полученных ранее знаний.

Урок русского языка «Закрепление изученного материала

Султанова Т.В., учитель русского языка и литературы

МОБУ лицей №4 муниципального района

Давлекановский район РБ

Цель урока: систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.

компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, электронный диск

листы с заданиями, карточки, таблицы


расставить знаки препинания, графически объяснить знаки препинания при причастных оборотах

выписать все причастия, выделить в них суффиксы и определить вид причастия, причастия какого вида в тексте не встречаются

Читайте также: